- Опыт работы «Создание среды для социально-эмоционального развития дошкольников»
- «Создание среды для социально – эмоционального развития дошкольников»
- Социально – эмоциональное развитие
- Целью
- задачи:
- механизмы:
- принципов:
- педагогические технологии:
- условия:
- Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Опыт работы «Создание среды для социально-эмоционального развития дошкольников»
Маргарита Енякина
Опыт работы «Создание среды для социально-эмоционального развития дошкольников»
«Создание среды для социально – эмоционального развития дошкольников»
В современном мире проблема социально – эмоционального развития рассматривается как составная часть проблемы социализации ребенка – дошкольника.
Современные научные данные показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Негативный социально – эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит к девиантному социальному поведению.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
Поэтому, создавая условия для социально – эмоционального развития в детском саду, мы обеспечиваем основы созидательной жизненной стратегии личности.
Социально – эмоциональное развитие
-Развитие у ребенка осознанного эмоционально — положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру
-Умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других
-Развитие социально — значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения
Целью
социально – эмоционального развития и воспитания является создание комфортных условий, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка дошкольника.
Для достижения данной цели поставила следующие
задачи:
1. Формировать положительные самоощущения ребенка в любых жизненных ситуациях
2. Развивать понимание ребенком своих индивидуальных особенностей и осознание своей уникальности (положительный образ — Я)
3. Развивать уверенное поведение и навыки регуляции своего поведения
4. Формировать положительное отношение ребенка к окружающим людям
5. Развивать социальные навыки: умение договориться, способность установить дружеские взаимоотношенния.
Для реализации задач по социально – эмоциональному развитию воспитанников мною выбраны следующие
механизмы:
-Организация воспитательно-образовательного процесса
-Взаимодействие с семьей
-Преобразование развивающей предметно-пространственной среды
Все эти механизмы представляют целостную воспитательную среду. Основное назначение воспитательной среды — способствовать развитию и становлению личности ребенка, сопровождать этот процесс, объединять педагогические усилия и транслировать ценности, выработанные человечеством.
Воспитательную среду можно рассматривать с разных сторон: социальная среда и предметно – пространственная среда.
Социальная среда — взаимодействие ребенка с другими детьми, сообщество, которое складывается в детском саду. Его участники – воспитанники детского сада, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семей воспитанников.
Предметно – пространственная среда – организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствие с целями безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития, индивидуальности.
Модель целостной воспитательной среды обеспечивает полноценное социально – эмоциональное развитие ребенка.
Для успешной реализации поставленных целей и задач, в своей деятельности придерживаюсь следующих
принципов:
5. Принцип ценности личности и ее уникальности
В своей деятельности использую следующие
педагогические технологии:
1. Игровые технологии.
2. Проектные технологии
3. Технология КТД (коллективное творческое дело)
4. Интерактивные технологии
Для социально — эмоционального развития детей создаю необходимые
условия:
-Эмоциональную яркую насыщенность видов детской деятельности
-Ситуации успеха, популярности ребенка среди сверстников
Для обеспечения эмоционального благополучия организую воспитательно-образовательный процесс с учётом алгоритма дня «Ступеньки проживания»: «Утро радостных встреч», «Задушевные посиделки», «Вечерний круг благодарения».
«Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
«Вечерний круг благодарения», когда подводятся итоги дня. Во время этого ритуала определяется: кто заслужил благодарность, кого наградить поощрительным знаком: «Доброе сердце», «Вежливый собеседник», «Хороший поступок», «Внимательный друг», чью фотографию разместить в уголке «Звезда дня».
“Задушевные посиделки”, когда дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни (смешные и грустные, иногда и трагичные)
Повышают уровень самооценки персональные творческие выставки детей. Ребенок осознает себя и свое место в социуме путем внимания к его личным достижениям.
Задачи социально — эмоционального развития воспитанников осуществляю через социальное партнерство с ближайшими учреждениями культуры и образования: Краеведческий музей, Районная детская библиотека, Дом детского творчества, Районный дом культуры. Участвуя в мероприятиях, проводимых этими учреждениями, у детей развивается кругозор, обогащается эмоциональный мир, развиваются задатки креативности.
Формированию социальной уверенности у детей способствует дополнительное образование. Организовала кружок «Занимательная математика», где дети не только осваивают математические понятия, им предоставляется возможность в самовыражении, самореализации интеллектуальных и творческих потребностей. Играя в развивающие игры математического содержания, дети учатся поддерживать положительный эмоциональный контакт с партнерами, сотрудничать, управлять своим поведением.
Для развития положительного отношения ребенка к окружающим людям провожу:
-Чтение и обсуждение художественных произведений, в которых знакомлю с основными эстетическими и нравственными категориями.
-Использую разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор
-Применяю практические ситуации «Мы самые старшие в детском саду», «Научи своего друга тому, что умеешь сам». Дети учатся проявлять заботу, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к людям, понимание их проблем.
-Организую коллективные дела (снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок, подарков, которые нацелены на получение совместного результата. Это способствуют умению устанавливать контакты, сотрудничать, в адекватной форме делиться своими эмоциями. Включение детей в эти формы работы развивает групповую сплоченность и эмоционально сближает детей друг другом.
-Реализую проекты по социально — эмоциональному развитию. Проекты «В мире друзей», «День доброты», помогли создать в группе благоприятный эмоциональный микроклимат, дети стали внимательнее и доброжелательнее относится друг к другу, к малышам, сотрудникам детского сада.
Для развития социальных навыков провожу с детьми коммуникативные игры. Н – р: игра «Назови ласково» развивает позитивное самовосприятие, игра «Вежливые слова» развивает уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами, игра «Комплименты» способствует созданию благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Одним из важных условий обеспечения эмоционального благополучия является предметно – развивающая среда.
Цель предметно – развивающей среды: обогащение жизни ребенка в детском саду положительными эмоциями.
-Размещение в группе правил, герба дают детям возможность почувствовать себя единой группой.
-Специально — оборудованные пособия «Экран желаний» «Экран настроений» позволяет ребёнку заявить о своём «Я», о своём предпочтении в общении со сверстниками, о своем настроении.
-Стенды «Дерево добрых дел», «Экран добрых дел» побуждают к нравственным поступкам, к желанию совершать добрые дела.
-Стенды «Наши успехи», «Звездочка дня» способствуют формированию положительной «Я — концепции», уверенности, развитие самосознания и самооценки, используются для демонстрации личных достижений воспитанников в конкурсах, выставках разного уровня.
— Уголок «Дружбы помогает разрешать конфликты, ссоры между детьми и мирить их.
-Уголок уединения обеспечивает индивидуальную комфортность детей.
Семья — важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его «эмоциональный тыл». Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор и, наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами.
Именно поэтому в работе с родителями провожу мероприятия, направленные на создание эмоционально-благоприятной обстановки в семье, знакомлю родителей с эффективными стилями общения с детьми, провожу сближение детей и родителей.
Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать своими союзниками использую традиционные и нетрадиционные формы работы:
— Встречи «за круглым столом»
— Совместные праздники, развлечения
-Открытые занятия с детьми по разным видам деятельности
-Совместное создание предметно-развивающей среды
-Совместные мероприятия по благоустройству территории.
Эти формы работы оптимизируют детско – родительские отношения, позволяют лучше узнать желания, переживания и индивидуальные особенности своего ребёнка. Участие родителей в конкурсах, праздниках, выставках, помогает поднять и поддерживать статус ребенка в группе, установить эмоциональные контакты.
В результате проводимой работы дети:
-Находятся в детском саду в положительном эмоциональном состоянии
-Имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности
-Могут находить выход из конфликтной ситуации путем переговоров
-Знают правила поведения и стараются им следовать
— Детский коллектив стал более сплоченным, дружным
Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.
Наши годовые задачи Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,.
Источник
Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Елена Валерьевна Решетова
Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально — коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие.А эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Таким образом, вопрос развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является приоритетным при организации и реализации образовательного процесса.
Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью в группах нашего детского сада созданы некоторые объекты предметно – развивающей среды ля психоэмоциональной разгрузки детей.
Нашей целью является: создание соответствующих условий и оборудования для сохранения и укрепления эмоционального здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников в условиях дошкольной организации.
Мы обозначили следующие задачи:
• создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной, творческой и активной личности;
• посредством модернизации предметно-развивающей среды создать условия, способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей;
• способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.
• умение детей с повышенной психоэмоциональной активностью владеть приёмами саморегуляции;
• снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк;
• благодаря материалам и оборудованию Центра эмоциональной разгрузки раскроются тревожные и застенчивые дети;
• умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх;
• посредством игр и упражнений у детей повышается самооценка, формируется уверенность в себе и своих действиях, создается ситуация успеха, одобрения и поддержки.
Игры в Центрах эмоциональной разгрузки применяются для достижения релаксации и отдыха. Они способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.
Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому подбирать материалы для центра необходимо с учетом возрастных особенностей детей и с учётом их основного назначения,а именно:
• для физической и эмоциональной разгрузки воспитанников, снятию усталости;
• обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
• обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
• обучение детей бесконфликтному общению;
• повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
• обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть. Чтобы преодолеть негативное эмоциональное настроение у детей в нашей группе был создан Центр эмоциональной и психологической разгрузки.
Так, например, в первую очередь, в каждой группе нашего детского сада были организованы Зоны эмоциональной разгрузки или «Центры уединения». Это то место в группе, где ребенок может «спрятаться» от внешнего мира, скрыть свои эмоции от других. Снять напряжение может помочь «подушка-подружка» или большая мягкая игрушка, с которой ребенок может по обниматься. А выплеснуть накопившуюся энергию помогают «подушка-побитушка» и «коврик злости».
Благодаря наполнению этих зон ребята могут выразить свое эмоциональное состояние, которое может меняться в течении дня. Центры уединения могут быть как стационарными, так и перемещаться по помещению группы, могут меняться и трансформироваться. Так, например, в нашей группе центр уединения был изменен и используется как центр «Космос».
Также в нашей группе мы организовали для детей говорящую стену «Радуга настроения», которая каждое утро встречает их в приёмной: солнышко, тучки, облака и разноцветные мимические цветочки, бабочки. На ленты разных цветов, в зависимости от настроения, крепится фото ребенка или картинка. У каждого ребенка есть фото на прищепке или картинка, которую он себе выбрал и, приходя в группу, дети крепят свою фотографию или картинку к соответствующему их настроению цвету. Если настроение меняется, дети перевешивают свою фотографию. «Радуга настроения» привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности.
Данное оборудование может быть изготовлено с учетом возможности использование пространства помещения группы.
Доброжелательное отношение к сверстникам формируется у детей, когда взрослый налаживает контакты между ними, создает благоприятные условия для создания эмоциональной связи. Особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста. Каждое утро можно начинать с игрового приема «Утро радостных встреч» или «Минутки вхождения в день», помогающего детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня. Эти сюрпризные игровые моменты могут проводиться не только педагогами группы, но и с участием родителей.
Так же положительное влияние на эмоциональное состояние детей младшего возраста оказывают игры в сухом бассейне. Эти игры способствуют не только физическому развитию малышей. Они также оказывают расслабляющий эффект, создавая положительный эмоциональный фон и благотворно влияют на нервную систему ребенка.
Для детей старшего дошкольного возраста целесообразней использовать «Часы настроения» или «Азбуку эмоций». В этом возрасте они уже умеют различать эмоции, изображенные на картинках или карточках.
Также можно предложить детям нарисовать эмоции, используя шаблоны для рисования.
В нашей группе есть «Сухой душ». Это оборудование способствует эмоциональной разгрузке детей перед сном. Ребенок заходит в спальню через завесу «Сухого душа», тем самым он оставляет все свои негативные эмоции, накопившиеся в течение дня за ней. Также эта «волшебная шторка» предназначена для того, чтобы отделить в подсознании ребенка игровое пространство от зоны покоя и сна.
Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры, игровые упражнения и ситуации,например: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Кто тебе нравится больше?», «Собери лицо» или «Собери свою семью» и др. Эти игры могут быть как настольно-печатными, так и изготовленные разными способами. Дидактическую игру «Собери лицо» я изготовила из фетра (по принципу фланелеграфа).
В качестве оборудования для уголка ещё хотелось-бы представить «Мешочки настроений». «Мешочек радости» изготовлен из светлого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения. «Мешочек грусти» изготовлен из тёмного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, воображаемые смех, улыбку, радость.
Так же есть «Баночки гнева». Это баночки с крышками разных цветов и размеров. Особо эмоциональные дети могут «выкрикнуть» свой гнев в такую баночку, заперев его там, затем взять ее на прогулку и открыв, «выпустить» гнев на свободу.
Немаловажный атрибут зоны эмоциональной разгрузки — это «Островок примирения», целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Скамейка – мирилка», «Футболка дружбы» и «Кубик – рукопожатия». Поссорившиеся дети могут самостоятельно использовать их для примирения, зачитывая разученные стихи-мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.
Таким образом, создаваемая нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный эмоциональный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.
Мы рекомендуем в каждой группе ДОУ создать условия для укрепление физического и психического здоровья детей и их эмоционального благополучия как важной составляющей в формировании открытой творческой личности.
Доклад. Нормативная проектная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта детей Здравствуйте, коллеги. Слайд [2] В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения Согласно данным исследований, в коррекционной психологии и педагогике в настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего.
Памятка для родителей «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» Понятием «IQ» в наше время никого не удивишь. То, что это коэффициент умственного развития, и от него зависит успешность человека во взрослой.
Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в рамках ФГОС дошкольного образования В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования) одна.
Практикум с элементами тренинга на развитие эмоционального интеллекта педагогов Цель: Формирование способности понимать и выражать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей через мимику, жесты,.
Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: — Федерального.
Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта как фактор успешной социализации ребёнка в обществе Формирования навыков самообслуживания начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Развитие культурно-гигиенических навыков.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 16 «Петушок» Развитие речи.
Рекомендации педагога-психолога по развитию навыков социального взаимодействия у подростков с недоразвитием интеллекта Обобщая результаты изучения ценностных ориентаций подростков с интеллектуальной недостаточностью, необходимо отметить следующие особенности.
Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно-го образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит.
Источник