- За рулем плохо себя чувствую
- За рулем плохо себя чувствую
- Синдром сухого глаза у водителей
- Почему вождение автомобиля влияет на развитие ССГ?
- Дополнительные факторы риска развития ССГ
- Частое вождение в условиях плохой видимости (ночью)
- Длительные перегоны
- Ношение контактных линз
- Как влияет синдром сухого глаза на вождение транспортного средства?
- Симптомы синдрома сухого глаза
- Когда нужно обращаться к врачу?
- Лечение и профилактика синдрома сухого глаза
- Раствор «Гилан» при синдроме сухого глаза
- За рулем плохо себя чувствую
За рулем плохо себя чувствую
Пациент с хроническим головокружением может испытывать затруднения при вождении автомобиля, особенно на автострадах — это синдром дезориентации автомобилиста. Некоторые пациенты сообщают об ощущении, что автомобиль наклоняется или поворачивается в сторону. Это ощущение может быть достаточно реалистичным, иногда пациенты обращаются к автомеханику или даже меняют автомобиль, до того как попадают к врачу.
Этот синдром дезориентации автомобилиста, вероятно, также, по крайней мере частично, визуально детерминирован, поскольку наибольшие трудности пациенты испытывают либо в ситуациях с недостаточными зрительными ориентирами (например, на вершине холма), либо при необходимости ориентироваться в визуально сложной обстановке (например, когда во время обгона автомобиль пациента обгоняется другим автомобилем). Визуальное головокружение и синдром дезориентации автомобилиста часто сочетаются.
Выполнение поворотов и езда по круговой дороге также могут дезориентировать пациентов, хотя в этом случае главную роль может играть вестибулярный компонент. Нужно принимать во внимание, что движение по круговой дороге неравнозначно совершению поворота при ходьбе. С учетом большого радиуса кривизны на водителя действует угловое ускорение, то есть состояние, близкое к вращению на карусели.
В этом случае необычная стимуляция (боковое линейное ускорение), действующая на поврежденную отолитовую систему, возможно, и обусловливает появление симптомов. Дополнительное значение имеют несоответствие зрительных стимулов вестибулярной информации и измененная проприоцептивная афферентация вследствие нахождения в нефизиологическом положении (на вибрирующем автомобильном кресле).
В совокупности все эти факторы превращают вождение автомобиля в своего рода эксперимент по сенсорной депривации, при котором может проявиться субклиническая асимметрия вестибулярной афферентации. Могут иметь значение и психологические компоненты, обычно в форме паники или избегающего поведения. На практике у пациентов без вестибулярных заболеваний в анамнезе именно психогенные факторы могут быть основной причиной синдрома дезориентации автомобилиста.
Впрочем, в таких случаях в клинической картине доминируют панические симптомы, а не иллюзии смещения или поворота автомобиля.
У пациентов с синдромом дезориентации автомобилиста, проявляющимся иллюзией наклона или поворота автомобиля, и наличием в анамнезе вестибулярных расстройств (или признаков вестибулярной дисфункции при клиническом осмотре) в отсутствие панического компонента лечение заключается в вестибулярной реабилитации (десенсибилизация к визуально-вестибулярному конфликту и оптическому потоку).
У пациентов с преобладанием панических симптомов, но без иллюзии отклонения автомобиля и признаков вестибулярного нарушения обычно проводят медикаментозное лечение (СИОЗС, транквилизаторы) в сочетании с когнитивно-поведенческой психотерапией.
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
Источник
За рулем плохо себя чувствую
Плохое самочувствие и транспорт – вещи несовместимые. Казалось бы, как недомогание и заболевание могут повлиять на безопасность? За примерами далеко ходить не нужно. В январе текущего года ЧП произошло возле одного из домов в поселке Большое Полпино Володарского района. Сердце женщины, которая попыталась остановить покатившийся назад легковой автомобиль, не выдержало нагрузки. Дело закончилось летальным исходом. В начале мая на улице Красноармейской в Советском районе во время движения из-за плохого самочувствия водитель автомобиля «Ссанг Йонг» потерял сознание и допустил столкновения с электроопорой. Сам он скончался на месте ДТП, а 64-летняя женщина-пассажир с травмами доставлялась в лечебное учреждение. Утром 13 июля трагедия произошла в Бежицком районе Брянска, на остановке «Почта». Водитель маршрутного такси №38 почувствовал себя плохо. Прибывшие сотрудники скорой помощи не смогли спасти пожилого мужчину.
Одной из основных первопричин серьезных аварий часто становится именно плохое самочувствие водителя (хотя, среди основных причин фигурируют и нарушения ПДД, и плохое состояние дорог, и ошибки участников дорожного движения). Проблемы же со здоровьем могут приводить к снижению внимания и к полной потере управляемости.
Увы, иногда подобные происшествия происходят именно с участием общественного транспорта. Наверняка многие брянцы помнят, как несколько лет назад от сердечной недостаточности прямо за рулем на улице Красноармейской умер водитель троллейбуса. Правда, троллейбус в этот момент находился на остановке общественного транспорта, поэтому, по счастливой случайности не пострадали ни пассажиры, ни пешеходы. Какова причины трагедий? В каких-то случаях, это недостаточный контроль со стороны администрации АТП. Но вообще часто и сами водители, боясь потерять работу, игнорируют проблемы со здоровьем, подвергая опасности пассажиров (этим «грешат» отдельные водители маршрутных такси). Однако и владельцы личного автотранспорта, садясь за руль, очень часто не обращают внимания на свое физическое состояние.
Нужно помнить, что любое заболевание водителя может существенно повышать риск ДТП. Проявляться этот риск может по-разному. Наиболее редкими, но и наиболее опасными, являются случаи резкого обострения или приступов, которые происходят с людьми, страдающими хроническими заболеваниями. В подобных ситуациях человек садится за руль в нормальном, или относительно нормальном, состоянии, а приступ может произойти непосредственно на дороге. В таких случаях водитель может полностью потерять управление, что приводит к ДТП с тяжелыми последствиями.
Чаще водитель садится за руль с легким недомоганием. Даже обычная простуда может приводить к существенному снижению внимания и замедленной реакции. Таким же образом могут сказываться на состоянии водителя и побочные эффекты от приема некоторых медикаментов. Результатом часто становится ДТП большей или меньшей степени тяжести.
Если рассматривать виды заболеваний и плохого состояния здоровья водителей, то наиболее распространенными причинами аварий становятся: сердечно-сосудистые заболевания; невралгические заболевания; заболевания зрения; эпилепсия; сахарный диабет; недосыпание. Что касается эпилепсии, то здесь случаи особые. При управлении автомобилем человек должен уметь: мгновенно принимать правильные решения; в совершенстве владеть своим телом. Чтобы снизить количество дорожных происшествий и были введены медицинские ограничения. Во время эпилептического приступа у человека нарушается работа головного мозга. Некоторые приступы даже сопровождаются потерей сознания; нарушается работа двигательного аппарата. Человек не может самостоятельно распоряжаться своими руками, ногами и прочими частями тела. Нередко возникают спазмы различных групп мышц; возникают расстройства психики; может возникнуть головокружение. У некоторых больных часто возникают галлюцинации; нарушается работа органов зрения и слуха. Все эти временные расстройства могут привести к возникновению аварийной ситуации и гибели окружающих людей. Поэтому допуск к вождению данной категории граждан ограничен.
Предостережения водителям-диабетикам. Диабетики, которые начали получать инсулин или изменили схему лечения. Эти больные должны быть предупреждены, что им нельзя садиться за руль в течение недели (или больше, что зависит от индивидуальных особенностей) после начала инсулинотерапии или перехода на другую схему лечения, например замены одного вида инсулина другим или перехода с одноразового на двухразовое введение препарата.
Утрата или стирание предупреждающих симптомов гипогликемии. Такие диабетики должны быть предупреждены о том, что им нельзя водить машину. Некоторые из них могут управлять автомобилем, если всякий раз, перед тем как сесть за руль, они едят и измеряют уровень глюкозы крови, а также если в поездке принимают пищу и определяют глюкозу через каждый час.
Проблемы со стороны органов зрения. Водители-диабетики, у которых развивается катаракта, экссудаты, макулопатия, пролиферативная ретинопатия, или те, кто проходил лазерную терапию, могут сесть за руль только после обследования их офтальмологом.
Проблемы нижних конечностей или стоп. В ходе обследования диабетиков должно быть вынесено заключение, связано ли с риском их пребывание за рулем. Они также должны воздерживаться от вождения во время лечения этого заболевания. Пациенты с изъязвлением стоп не всегда осознают, что их страховые компании считают это важным обстоятельством. Страдающие нейропатией могут не отдавать себе в этом отчет, так что врач должен сказать им об этом. И сниженная чувствительность, и мышечная слабость могут затруднить управление автомобилем.
Общие рекомендации водителям
Главная рекомендация заключается в том, что нужно внимательно относиться к своему здоровью и трезво оценивать свое состояние. Особенно это относится к людям с различными хроническими заболеваниями. При плохом самочувствии, лучше всего вообще воздержаться от поездки. Если признаки недомогания появились в дороге, необходимо сразу, независимо от ситуации, остановить автомобиль и обратиться за помощью.
Источник
Синдром сухого глаза у водителей
Оглавление
Почему вождение автомобиля влияет на развитие ССГ?
При вождении автомобиля мозговая деятельность активизируется, что позволяет водителям одновременно выполнять несколько задач: следить за дорогой, переключать передачи, осуществлять рулевое управление.
В то же время повышается зрительная нагрузка, поскольку приходится контролировать перемещение большого числа движущихся объектов. На такие условия глаза не могут не отреагировать. От постоянного напряжения глазных мышц нарушается поступление слёзной жидкости на роговицу. Сухость глаз приводит к снижению остроты и чёткости зрения, снижению способности правильно оценивать расстояние между различными объектами.
Дополнительные факторы риска развития ССГ
Усложняют ситуацию работающий кондиционер или печка, контактные линзы, плохая видимость из-за погодных условий и тёмного времени суток. Вызвать сухость глаз может и общее недомогание или усталость, например, когда человек возвращается домой после тяжёлого рабочего дня.
Частое вождение в условиях плохой видимости (ночью)
У каждого водителя показатели качества зрения отличаются. При отсутствии офтальмологических проблем человек видит одинаково хорошо и днём, и ночью. С возрастом или на фоне побочных факторов эта способность снижается: блики фар и низкая яркость изменяют зрительную реакцию, в результате чего человек перестаёт различать мелкие детали, не замечает тёмные объекты.
Из-за напряжения глаз повышается внутриглазное давление, что приводит к пересыханию роговицы. Находясь за рулём при плохой видимости, водители часто испытывают резь и жжение в глазах, боль при освещении светом фар встречного автомобиля.
Длительные перегоны
У водителей-профессионалов зрительная система более устойчива к нагрузкам, чем у обычного человека. Вождение – это нейромоторная деятельность, в которой визуальное восприятие тесно связано с двигательной реакцией. У дальнобойщиков и водителей рейсовых автобусов работа этого механизма доведена до автоматизма, поэтому они меньше устают за рулём.
Однако, возможности человеческого организма не безграничны, поэтому высокая зрительная реакция сохраняется при определённом режиме работы: если водитель сидит за рулём не более 9-10 часов в день с перерывом на отдых через каждые 4,5 часа. Более длительные перегоны неизбежно приводят к усталости глаз и возникновению ССГ.
Ношение контактных линз
Нарушение гигиены, перенашивание, неправильный подбор контактных линз – прямой путь к синдрому сухого глаза. Неочищенные белково-липидные отложения на линзах нарушают газообмен на поверхности роговицы, из-за чего глаза сохнут, появляется отёк, покраснение, а иногда и микротрещины, вызывающие резкую боль и жжение.
Как влияет синдром сухого глаза на вождение транспортного средства?
При синдроме сухого глаза у водителей возникает дискомфорт, жжение. На фоне развития ССГ появляется расплывчатое зрение. Это не только неудобно, но и опасно как для самого водителя и его пассажиров, так и для других участников дорожного движения – особенно в условиях плохой освещенности.
Симптомы синдрома сухого глаза
Определить развитие ССГ можно по следующим признакам:
- быстрая утомляемость глаз;
- ощущение сухости, соринки в глазу;
- светобоязнь;
- жжение, боль в глазах;
- усиленное слезотечение;
- дискомфорт при ношении контактных линз.
Когда нужно обращаться к врачу?
Сухость глаз не типична для здорового человека, поэтому при появлении перечисленных выше симптомов необходимо как можно раньше проверить зрение. Спровоцировать яркую симптоматику может длительная поездка, вирусное заболевание, однако заниматься самолечением нельзя. Даже если неприятные ощущения после отдыха исчезают, надо убедиться, что оснований для беспокойства нет.
Лечение и профилактика синдрома сухого глаза
Для профилактики и устранения ощущения сухости в глазах часто используются глазные капли. Без рецепта офтальмолога применять их категорически запрещено, поскольку большинство из известных препаратов оказывают тяжёлое побочное действие.
Для лечения ССГ, неосложнённого глубокими повреждениями роговицы и хрусталика, применяются слезозаменители. Такие препараты безопасны для глаз, дают высокий лечебный эффект.
Раствор «Гилан» при синдроме сухого глаза
Для предупреждения симптомов ССГ во время вождения автомобиля, используйте капли «Гилан» на основе гиалуроновой кислоты. Препарат препятствует пересыханию роговицы, снижает утомляемость глаз, тем самым, помогает поддерживать качество и остроту зрения на протяжении всего дня.
Источник
За рулем плохо себя чувствую
Чаще всего страшит то, что неведомо и неизвестно. Сев впервые за руль автомобиля, иной человек испытает лишь легкое смущение и робость, а кто-то может всерьез испугаться. Однако не поборов свой страх, человек вряд ли сможет перейти из разряда пешехода в статус водителя. Тем более, что при правильном походе страх вождения авто, так же как и другие человеческие фобии, преодолим.
Кто боится больше?
Вне зависимости от половой принадлежности и возраста, большая категория людей, пройдя курс обучения вождению, никогда не сможет сесть за руль по причине банальной боязни ездить на авто. Не справившись со своим страхом, имея в багаже автомобиль, а в бумажнике водительское удостоверение, человек остается напуган как видом самого авто, так и мыслью о том, чтобы сесть в него и поехать по улице.
Есть и другая категория начинающих водителей, которые сумев заставить себя сесть за руль, водят автомобиль с большой нерешительностью и прячут в себе страх вождения. Эта несовместимость человека с автомобилем, скованное поведение на дороге никогда не даст такому человеку стать полноценным водителем и совершенствовать свои навыки вождения.
Чаще всего в такую категорию традиционно относят женщин. Им свойственно не только с трудом познавать премудрости водительского ремесла, но и немного поднаторев в деле вождения, быть нерешительными и медлительными за рулем. По большому счету такое поведение в первую очередь определяется биологическими особенностями женского организма, в частности мозга, зрения. Но когда к таким свойствам, характерным женскому организму и психике, добавляется непосредственно страх вождения, тогда и возникают анекдоты про блондинку за рулем. Однако с уверенностью можно сказать, что если женщина справилась со своим страхом и начала «чувствовать» дорогу и автомобиль, то шанс стать опытным водителем ей определенно гарантирован.
Но не стоит думать, что «водительский» страх обходит стороной мужчин. Стрессу, связанному с вождением авто, подвержен и сильный пол. Принято считать, что мужчине не престало демонстрировать свой страх, эмоции и переживания. Такое суждение из разряда заблуждений играет злую шутку, ведь на психику такое сдерживание оказывает крайне вредный эффект. Не имея выхода, эмоции «бьют» по физическому здоровью, подвергая опасности пищеварительную и нервную системы, работу сердца. Не случайно и по этой причине в том числе, продолжительность жизни среди мужчин намного ниже, чем среди женщин.
Чего чаще всего боятся
Страхи индивидуальны и могут возникать там, где их меньше всего ожидаешь, и продолжать жить сколь угодно долго. Страхи, связанные с вождением авто, также разнообразны: начиная со страха перед самим автомобилем, заканчивая страхом перед возможностью попасть в аварию, произвести наезд на человека. А вспомним еще, что начинающему водителю приходится выдерживать стресс, связанный с началом обучения, восприятием новой информации, осваиванием навыков вождения. Последующий стресс возникает во время экзамена.
Оказавшись впервые за рулем автомобиля без инструктора, новоиспеченный водитель может банально испугаться даже завести авто и тронуться с места. Автомобиль – средство передвижения, использование которого сопряжено с риском для жизни. Вполне логично, что осознавая это, человек понимает также и всю меру ответственности, которую он несет за свою жизни и жизнь своих пассажиров.
Этот страх порой усиливается и тем, что во время практических занятий инструктор мог делать резкие замечания относительно ошибок при вождении. Так оставаясь за рулем один, водитель может испытывать неуверенность, не последнюю роль в появлении которой сыграет прежняя негативная оценка инструктора.
Нагнетать нервозность может и бурная реакция других водителей на неуверенные действия новичка за рулем. Замешкавшись на светофоре или на повороте, такой водитель может услышать за своей спиной «недовольные» сигналы гудков соседних автомобилей. При этом кроме досады на свою нерасторопность, такой нерешительный водитель боится услышать нарекания и нелестные слова со стороны, которые также могут пошатнуть его самооценку.
Страх вождения может запросто появиться у водителя, который несколько лет не садился за руль. Сомневаясь в своих силах и мастерстве, такой человек так же скорее всего станет излишне осторожничать на дороге.
Бояться можно и встреч с сотрудниками ГИБДД, в особенности когда речь идет о водителе по натуре своей застенчивом и нерешительном. Впрочем, такие люди могут испытывать затруднения при общении с любым другими малознакомым им людьми.
Но пожалуй самыми «популярными» страхами являются страх попасть в аварию или совершить наезд на пешехода.
Бесследно страхи не проходят. Усиливаясь и усугубляясь, страх приводит к состоянию постоянного стресса. Человек, который не может справиться с такими фобиями, пребывая в все время в напряженном состоянии, скорее всего «наживет» себе не один недуг, станет нервным, может быть даже агрессивным или наоборот замкнется в себе. И скорее всего, за руль автомобиля такой водитель не сядет никогда.
Как побороть в себе страх вождения?
Что же делать такому горе-водителю? Для начала непременно стоит понять и осознать, а действительно ли вы хотите водить автомобиль, или все-таки на уровне подсознания в вас присутствует неприятие самого факта вождения. Ведь появление такого противоречия: «хочу» (со стороны разума) и «не хочу» (со стороны) подсознания как раз и приводит к тому, что психика отвечает реакцией отторжения, страхом или стрессом.
Психологи связывают страх вождения автомобиля с низкой самооценкой водителя. Конечно, взрослея человеку все трудней и трудней становится изменить свое видение себя, однако повышать самооценку можно и нужно вне зависимости от возраста.
Совет 1: идите путем маленьких обед. Ваши достижения, заметные порой только вам, могут создать общий позитивный настрой, дать вам возможность повысить вашу самооценку. Психологи советуют также почаще улыбаться себе в зеркало и заняться аутотренингом.
Начать работать со своим страхом стоит с признания самому себе в том, что страх есть, что это конкретно страх вождения, а никакой иной. После этого уже можно менять свое отношение к сложившейся ситуации и работать над воспитанием в самом себе уверенности.
Совет 2: разговаривая мысленно с собой, постарайтесь избегать употребления отрицательной частицы «не». Ученые уверены, что наша психика не воспринимает такое слово и тогда вроде бы отрицательная фраза «Я не боюсь» становится вполне утвердительной «Я боюсь». Попробуйте найти для самого себя правильно сформулированные установки. Возможно, для своей большей уверенности произносите их слух, если стесняетесь, делайте это наедине с собой.
Совет 3: измените фон ваших мыслей с упадническо-негативного на позитивный и постарайтесь поддерживать его в таком тоне максимально долгое время.
Совет 4: если вы боитесь конкретно какого-либо события, допустим, автомобильной аварии, попробуйте прибегнуть к методу визуализации. Мысленно «инсценируйте» опасный момент на дороге и представьте, что действуете четко и правильно, умело выходите из сложившейся ситуации. А впрочем, для «профилактики» лучше визуализируйте моменты вашего уверенного и мастерского вождения, и оно таковым и станет впоследствии.
Совет 5: поможет вам и прием визуализации, реализованный непосредственно в самих «декорациях». То есть вы можете сесть за руль автомобиля, не включая газа, постараться представить себя непосредственно в процессе самого движения, видеть как переключаете коробку передач, набираете скорость, в нужный момент притормаживаете.
Совет 6: если уже совсем туго и от страха избавиться не удается, попросите кого-нибудь из умелых водителей, кого-то из ваших родных или близких составить вам компанию во время поезди на авто. Возможно присутствие рядом опытного человека поможет вам закрепить навыки, полученные в автошколе, а слова одобрения поднимут вашу самооценку и вдохнут в вас новые силы. Только привыкать к такому эскорту все же не стоит, ведь вам впредь нужно будет рассчитывать исключительно только на свои силы и умение.
Совет 7: постарайтесь изменить угол восприятия себя и учитесь правильно себя преподнести. Даже если вы только начали учиться водительскому мастерству, говорите о себе не как о неопытном, а как о набирающемся опыта водителе. Ваша собственная уверенность в себе передастся и окружающим вас людям, которые, видя такое спокойствие, станут уважительно относится к вам, не взирая на ваши случайные ошибки.
Совет 8: вождение даже для опытного водителя зачастую вызывает состояние стресса. Увы, на наших дорогах достаточно факторов стресса. Не поддаваться стрессу – задача не простая, а может быть даже бесполезная. А вот умение максимально быстро выходить из такого нервного состояния — вполне реальное умение, освоить которое в ваших же интересах. Главное, научитесь прислушиваться к своим переживаниям, и когда ситуация на дороге сильно «натянула» ваши нервы, остановитесь, если такая возможность есть, успокойтесь и продолжайте поезду. Ведь раздраженная стрессом психика – плохой советчик и помощник.
Понять проблему – это чаще всего означает почти решить ее. Поняв причину своего страха вождения, вы скорее всего найдете адекватный, приемлемый исключительно для вас рецепт по устранению этого «врага». В определенных случаях вам может также помочь квалифицированная помощь умелого психолога.
Источник