- Конспект урока по русскому языку «Зачем нужен язык?» 5 класс план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Вводный урок «Зачем человеку нужен язык»
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Конспект урока по русскому языку «Зачем нужен язык?» 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок «Зачем нужен язык?» является первым уроком в программе русского языка в 5 классе, поэтому он должен быть интересным, познавательным и лёгким. К конспекту прилагается презентация для использования на этом уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 35.7 КБ |
prezentatsiya.pptx | 764.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Учитель: Щеголева Людмила Валентиновна
Название раздела: Вводный урок в 5 классе
Тема урока: «Зачем нужен язык?»
Тип урока: урок открытия новых знаний (урок-исследование)
Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная
Цель урока: дать понятие о разнообразии функций языка в жизни человека
- Предметные (образовательные): способствовать формированию представления о разных функциях языка и связи этих функций друг с другом
- Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, формулировать выводы, умение работать в группе.
- Личностные: воспитание уважительного отношения к языку как к средству общения людей, осознание важности его эстетической ценности.
- Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний.
- Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение дополнений и изменений в свою работу.
- Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения.
I Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность)
Ученики разделены на 3 группы по 6 человек на основе пожеланий
Учитель обращается к детям с добрыми пожеланиями и задаёт вопрос:
« Почему наш школьный журнал с оценками открывается страницей Русский язык , и только потом за ней располагаются страницы, называющие другие предметы?»
Ответы самые разные ( Главное, чтобы все желающие высказались. )
II Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока)
Учитель: « Тема нашего урока очень интересная, но сформулируете её вы сами. А для этого мы проведём небольшой эксперимент (спросить лексическое значение этого слова Эксперимент – это проба, опыт, попытка сделать, исследовать ). В конверте каждой группе предложено задание: разыграть сценку без слов на определённую тему, это сделать надо так, чтобы всем нам стало понятно, о чём идёт речь.»
Темы в конвертах:
1 гр.: Поймал большую рыбу!
2 гр.: Ох, болит зуб!
3 гр.: Пятёрку получил!
После каждого показа группы советуются о теме показанной сценки и выдают одно решение.
Учитель: Почему не всегда было понятно, что изображали ребята? ( Бессловесная, не озвученная речь трудна для понимания и общения)
Как вы думаете, какой вопрос мы будем сегодня исследовать на уроке?
(Варианты могут быть разные: Зачем нужна речь? Зачем человеку язык? и т.д.)
В тетрадь запишем : Зачем нужен язык? Это тема нашего урока . Запись в тетрадь.
У нас есть вопрос, значит целью нашего урока что будет? (Найти ответ на этот вопрос.)
III Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе которой ученики понимают, что знаний недостаточно)
Учитель: Я произношу слово Язык и прошу написать в тетради ассоциации, связанные с этим словом. ( У детей возникают ассоциации, связанные с разными значениями слова язык).
Какие значения слова язык вы имели в виду? (Язык- орган человеческого организма; язык – металлический стержень колокола; язык . )
Работаем со словом СРЕДСТВО!
Далее используем приём технологии развития критического мышления « Верные и неверные утверждения» (даются утверждения на ещё не изученную тему, согласившись или не согласившись с ними, ученики пытаются аргументировать своё мнение). После знакомства с основной информацией урока нужно будет вернуться к данным утверждениям и оценить их достоверность.
Предлагаю самостоятельно проанализировать утверждения, согласившись или не согласившись с ними ( материал распечатан для каждого ребёнка).
- Можно знать язык, но нельзя использовать его как средство общения
- Не обязательно пользоваться языком для передачи информации, и без языка всё можно донести точно и понятно
- Язык – средство взаимопонимания
- Язык – средство пополнения знаний
- Язык помогает выразить самые сокровенные чувства
Учащиеся работают самостоятельно или в паре, соглашаясь или нет с утверждениями. Однако, заполняя 3 столбик таблицы, они обязательно будут испытывать затруднения: скажется отсутствие знаний и текстового материала по этим вопросам.
Учитель: Всё ли получилось написать или в чём-то вы испытываете затруднения? Эти затруднения мы и попробуем сегодня преодолеть!
IV Коммуникация (поиск новых знаний индивидуально, в паре, в группе)
Учитель организует деятельность по поиску знаний.
Учитель: Вспомним историю про мальчика « Маугли», рассказанную английским писателем Редьярдом Киплингом . Слушайте внимательно, потому что рассказ закончится вопросом.
Слайд 3: анимация
(2 учеников читают текст с презентации)
Зачем Маугли старательно учил слова? (Маугли учил слова, чтобы пополнить свои знания и научиться общаться с людьми).
Учитель: Понял бы Маугли смысл этих выражений?
Язык мал, а вЕликим делом вОрОчает.
Ласковое слово и кость лОмит.
(Маугли не понял бы смысл этих выражений, ему не хватило бы знаний, словарного запаса). Давайте мы поработаем с этими выражениями:
Слайд 4: анимация по номерам:
- Объясните выделенные орфограммы.
- Что представляют эти выражения по форме?
- Раскройте их смысл. (Это задание выполняется в группах ) (Если не смогут сами, то я: К 1 пословице — в 1941 году прозвучало: « Вставай, страна огромная!». И весь народ встал на защиту Родины. Ко 2 пословице — иной человек упрямый, твёрдый, как кость, но и к нему можно подступиться с ласковым словом).
Учитель: Посмотрите, сколько вы всего знаете и понимаете благодаря языку. Конечно, Маугли нужно ещё много заниматься языком, чтобы так, как вы всё объяснять и понимать.
Эти пословицы пришли к нам в современный русский язык из глубокой древности.
Как вы думаете, какими путями, какими способами они дошли до нас? ( Из уст в уста, при помощи письменности)
…что в Африке известия передавались дробью большого барабана-тамтама?
…что язык свиста помогал жителям островов вдоль побережья Африки передать новость и даже позвать в гости?
… что канадские индейцы разводили костры, дым которых передавал на большие расстояния важную информацию?
Но был изобретён и «язык», более понятный нам.
Слайд 6: (читает ученик)
Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате»
Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур, и знаков.
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Это отрывок из поэмы американского писателя Генри Лонгфелло « Песнь о Гайавате».
Кто такой Гайавата? (отвечает подготовленный ученик)
(Гайавата – это главный герой поэмы Генри Лонгфелло « Песнь о Гайавате». Гайавата – это человек чудесного происхождения, который был послан к индейцам, чтобы расчистить их реки, леса, рыболовные места и научить народы мирным искусствам и ремёслам. В прямом переводе с одного из языков древнеиндейских племён Гайавата – это пророк, учитель.)
Что же нарисовал Гайавата?
Слайд 7: Рисунок Гайаваты
Учитель: Какие мысли и какие речи хотел донести рисунком Гайавата?
Учитель организует работу в группах: ученики описывают рисунок, затем каждая группа читает своё описание.
Затем читаем отрывок из поэмы «Песнь о Гайавате»(читает ученик):
«Дальше шли изображенья
Неба, звёзд, луны и солнца.
Вод, лесов и горных высей,
Землю вместе с человеком.
Для земли нарисовал он
Для восхода — точку слева,
Для заката – точку справа,
А для полдня – на вершине.
И всего, что населяет
Всё пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звёзды в центре – время ночи,
Краской линию прямую,
А волнистые полоски –
Для небес – дугу под нею,
Тучи, дождь и непогоду».
Такое письмо называют рисуночным или пиктографией. Благодаря рисункам, сохранившимся на скалах, на стенах и во многих других местах, мы с вами знаем очень многое о людях, живших до нас. Они нам так передали информацию о себе, так как письменности тогда ещё не было.
Вам удалось точно-точно понять, что хотел своим рисунком сказать Гайавата? (Нет)
А когда прочитали пояснения писателя, стало понятней? (Да)
Как вы думаете, с целью передачи информации что легче и точнее: говорить или рисовать? ( Говорить) Значит, зачем нам нужен язык? ( Для более точной передачи информации).
Учитель: Но это не значит, что современный человек не пользуется для передачи информации рисунками. В нашей с вами речи существует много знаков-символов, которые позволяют нам передавать информацию побыстрей в более сокращённом виде.
Слайд 12: анимация
Что означают эти знаки-символы?
1 .Красный крест – эмблема Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Это международная гуманитарная организация, работающая сегодня по всему миру. Она оказывает гуманитарную помощь людям, пострадавшим в результате конфликтов и вооружённого насилия.
2. Пять колец – эти кольца окрашены в синий, жёлтый, чёрный, зелёный и красный, и переплетены друг с другом. Олимпийские кольца были разработаны Пьером Кубертеном в 1912 году. Пять колец представляют 5 частей света: Америку, Европу, Азию, Африку и Океания (Австралию).
3. Чаша и над ней головка змеи – символ медицины. Чаша – в ней готовили лекарство, а змея – могущество и мудрость. Вместе – победа над смертью и болезнью.
Учитель: И ещё одна очень интересная задача, принадлежит она английскому драматургу Бернарду Шоу: «Если у меня и у вас есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и меня останется по сколько яблок? По одному. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по сколько идей? По две». Как известно, идея – это мысль, выраженная словами. У меня, например, есть идея подарить вам стихи в форме диктанта.
(1 чел. пишет на доске):
Родной язык, родные звуки,
Отца и матери язык,
Которым с детства радость, муки
И мысль я выражать привык.
(Проверяем орфографию, пунктуацию, ставим оценку)
Учитель: Какова идея этой небольшой строфы? (Любовь к родному языку)
Как эти стихи дополняют наше исследование роли языка в жизни человека? Зачем ещё нужен язык? (Язык помогает выразить самые сокровенные чувства)
V Самопроверка, самоконтроль
Обратимся к нашим таблицам с утверждениями: посмотрите на ваши записи и добавьте к ним или исправьте в них что-то, что вам кажется неполным или неправильным.
Учитель: Теперь я вам раздам таблицы с правильными ответами. Сравните свои ответы с ними, добавьте в последний столбик свои мысли, которые, по вашему мнению, всё-таки необходимо оставить.
Затем учитель раздаёт каждому ученику таблицы с эталоном доказательства (верного утверждения), где в разделе « Примечания/Дополнения» ученик может записать и свои мысли-аргументы. Учащиеся сопоставляют, дополняют свою работу. Затем учитель подводит класс к выводу по всему уроку.
Какая же у нас была цель урока? (Ответить на вопрос: «Зачем нужен язык?») Слайд 13
Пользуясь вашими таблицами с утверждениями, составьте и запишите в тетрадь одним предложением ответ на этот вопрос. ( Язык нужен для общения, взаимопонимания, передачи информации, выражения самых сокровенных чувств)
VI Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал на уроке и чему научился)
Учитель: Научное решение нашей цели урока мы сформулировали. Попробуем подойти к этому творчески. Выразите своё отношение к вопросу «Зачем нужен язык?» при помощи синквейна или ТРИЗ-загадки.( Можно работать парами.)
Синквейн – это пятистрочие.
1 строка – название-существительное
2 строка – 2 прилагательных к этому существительному
3 строка – 3 глагола к этому существительному
4 строка – фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме
5 строка – синоним, который раскрывает суть темы
передаёт учит помогает
Нужен для общения
ТРИЗ-загадка – это загадка в 4 строки о предмете изучения по признакам или действиям
Нужный, но не интернет или Учит, а не преподаватель
Читаем синквейны и триз -загадки.
Мои триз -загадки о языке:
Учит, а не преподаватель Меткий, но не стрела
Обогащает, а не золото Богатый, но не миллионер
Наполняет, а не вода Нужный, но не интернет
Просвещает, а не мудрец Могучий, но не великан
VII Домашнее задание:
- Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужен язык?»
- Посочинять ТРИЗ-загадки (по желанию)
Источник
Вводный урок «Зачем человеку нужен язык»
Выбранный для просмотра документ 5 класс.docx
Язык и человек. Язык и речь.
(Зачем человеку нужен язык?)
Предметные: научиться дифференцировать понятия язык и речь , определять коммуникативную функцию языка.
коммуникативные : слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.
познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.
Личностные: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.
Подведение к теме урока.
Поздравление учеников с началом учебного года.
Беседа о важности предмета «русский язык».
— Как вы думаете, почему наш школьный журнал открывается страницей «Русский язык», а за ней располагаются страницы, называющие другие предметы?
Наш урок посвящён очень интересному вопросу, но, чтобы ответить на него, нужно провести, как говорят учёные, эксперимент. СЛАЙД 1
— Что значит это слово? (Опыт)
— Кто из вас хочет хоть на минутку побыть актёром? Три человека у доски без слов разыгрывают сценки. Темы сценок: «Поймал большую щуку»; «Ох, болит зуб»; «Пятёрку получил».
Беседа по инсценированию.
— Что изображали наши «актёры»?
— На каком языке они говорили?
Язык мимики и жеста, пантомимы. Понятие пантомимы на слайде. СЛАЙД 1
— Почему нам не всегда было понятно, что изображали товарищи?
Бессловесная, неозвученная речь трудна для понимания и общения.
— Как вы думаете, какова тема нашего урока? Какой вопрос мы должны будем решить?
(Зачем человеку нужен язык) СЛАЙД 2
Работа по теме урока.
Прослушивание текста и ответ на вопрос. СЛАЙД 3
Цель: выделять и формулировать основную мысль.
Вспомним историю, рассказанную Редьярдом Киплингом – английским писателем. Слушайте внимательно, потому что рассказ закончится вопросом.
Жил когда-то мальчик по имени Маугли. Будучи ребёнком, он попал к волкам, и мать-волчица воспитала маленькое безволосое существо. Повзрослев, Маугли научился подражать боевому кличу оленей в джунглях и хрюканью диких свиней… Но однажды он попал к людям. «Что толку быть человеком, если не понимаешь человеческой речи?» — подумалось Маугли. Мессуа, женщина, у которой волки когда-то украли сына, решила, что Маугли – её дитя, и стала учить его словам. Как только Мессуа произносила какое-нибудь слово, Маугли очень похоже повторял его и достаточно быстро заучил названия многих предметов в хижине.
— Зачем Маугли старательно учил слова?
Толкование пословиц. СЛАЙД 4
— Растолкуйте записанные на доске выражения.
— Понял бы Маугли их смысл?
Язык мал, а вЕликим делом вОрОчает.
Ласковое слово и кость ломИт.
— Объясните выделенные орфограммы.
— Что представляют эти выражения по форме?
— Раскройте смысл пословиц на примерах.
В 1941 году прозвучало: «Вставай, страна огромная!», и весь народ встал на защиту Отечества.
В 90-х годах партия зелёных призвала: «Спасём природу от людей-хищников!», и многие из людей изменили своё отношение к природе.
Иной человек упрямый, твёрдый, несгибаемый, как кость, но и к нему можно подступиться ласковым словом.)
Из истории возникновения языка. СЛАЙД 5
А ) Знаете ли вы…
… что канадские индейцы разводили костры, дым которых передавал на большие расстояния важную информацию соплеменникам?
… что в Африке известия передавались дробью большого барабана-тамтама?
… что язык свиста помогал жителям островов вдоль побережья Африки передавать новость и даже позвать в гости?
Но был и изобретён и «язык », более понятный нам.
Б) Прочитаем отрывок из поэмы американского классика Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате».
— В чём своеобразие «языка», изобретённого древними индейцами? СЛАЙД 6
. Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на берёсте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур и знаков.
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
— Что же нарисовал Гайавата? Давайте нарисуем язык древних. СЛАЙД 7
Трудно понять его современному человеку без пояснений поэта:
Дальше шли изображенья
Неба, звёзд, луны и солнца.
Вод, лесов, и горных высей,
Землю вместе с человеком.
Для земли нарисовал он
Для восхода – точку слева,
Для заката – точку справа,
А для полдня – на вершине.
И всего, что населяет
Всё пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звёзды в центре – время ночи,
Краской линию прямую,
А волнистые полоски –
Для небес – дугу под нею,
Тучи, дождь и непогоду.
Такое письмо называют рисуночным или пиктографией.
Записать в тетрадь: Пиктография – рисуночное письмо.
К нему иногда прибегает и современный человек, изображая знаки символы. Знаете ли вы их?
Чтобы это значило? СЛАЙД 8
Что означает изображение красного креста? Пяти колец, тесно связанных между собой? Чаша и над ней головка змеи? И т.д.
Попробуем сделать в ы в о д ы из проделанной работы и ответить на вопрос урока: «Зачем человеку нужен язык?»
(Язык нужен для передачи мыслей от одного человека к другому, для общения, взаимопонимания)
Работа с учебником.
Чтобы расширить наши представления о роли языка, поработаем с учебником. Откроем параграф 1 на стр. 4. Прочитайте задание к упр.1. Что надо сделать? Работа с упражнением.
— Для чего ещё нужен язык?
Интересная задача. СЛАЙД 9
Продолжите мысль английского драматурга Бернарда Шоу: «Если у вас и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то…»
(«…то у каждого из нас будет две идеи».)
Идея – это мысль, выраженная словами. А у меня, например, есть мысль подарить вам в форме диктанта стихи.
Родной язык, родные звуки,
Отца и матери язык,
Которым с детства радость, муки
И мысль я выражать привык.
— Выразительно прочитайте стихотворение.
— Какова идея этой строфы?
— Как эти стихи дополняют наше исследование роли языка в жизни человека?
(Язык помогает выразить самые сокровенные чувства.)
Закончите фразу. СЛАЙД 10
для передачи мыслей от одного человека к другому;
для согласованной работы;
для движения вперед науки, техники, ремёсел, искусства;
для выражения чувств.
Домашнее задание СЛАЙД 11
Выбранный для просмотра документ Зачем человеку нужен язык.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Словарная работа Эксперимент- опыт Пантомима – 1.Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями. 2.Жест, выразительное телодвижение, служащее средством объяснения, разговора.
Урок русского языка в 5 классе. Учитель Ревина И.В. Зачем человеку нужен язык?
Язык мал, а вЕликим делом вОрОчает. Ласковое слово и кость ломИт.
Знаете ли вы… …что канадские индейцы разводили костры, дым которых передавал на большие расстояния важную информацию соплеменникам? …что в Африке известия передавались дробью большого барабана-тамтама? …что язык свиста помогал жителям островов вдоль побережья Африки передавать новость и даже позвать в гости?
Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» . Из мешка он вынул краски, Всех цветов он вынул краски И на гладкой на берёсте Много сделал тайных знаков, Дивных и фигур и знаков. Все они изображали Наши мысли, наши речи.
Что бы это значило?
Задача Продолжи фразу. «Если у вас и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то…» Б. Шоу
Продолжи фразу Язык нужен… для передачи мыслей от одного человека к другому; для общения; для взаимопонимания; для согласованной работы; для движения вперед науки, техники, ремёсел, искусства; для выражения чувств.
Домашнее задание Параграф 1 (стр. 4) Упр. 3 письменно.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Номер материала: ДБ-650598
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах
Время чтения: 2 минуты
В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19
Время чтения: 1 минута
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости
Время чтения: 1 минута
В России выбрали лучшего педагога-психолога
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник