Ярмарка эмоций
Праздник для детей старшего
дошкольного возраста и их родителей
В работе педагога-психолога особое место занимает эмоционально-волевое развитие детей. Профилактика психосоматических заболеваний, знакомство детей с базовыми эмоциями, помощь в формировании эмоциональной децентрации — важнейшие задачи в нашей деятельности. В настоящее время существует несколько программ по эмоциональному развитию детей. В нашем детском саду проводятся психологические занятия с детьми 6–7 лет по программе О.В. Хухлаевой. Ярким завершением занятий по эмоциональному блоку программы становится праздник «Ярмарка эмоций».
По моему мнению, по какой бы программе эмоционального развития ни занимался психолог с детьми, обязательно нужен праздник для ребят, их родителей и воспитателей. Пусть в наших детских садах будет на одно радостное событие больше!
Праздник готовится во взаимодействии психолога с воспитателями и музыкальным руководителем.
Музыкальный зал оформлен в стиле русской народной ярмарки.
Дети входят в зал под русскую народную мелодию, родители — зрители.
Девочки — подружки,
Веселушки, хохотушки,
И мальчишки молодцы,
Что за шум, что за гам?
Едет ярмарка к нам! (хором)
Внимание! Внимание! (1-й ребенок)
Народное гуляние! (2-й ребенок)
Торопись, честной народ,
Всех сегодня праздник ждет! (3-й ребенок)
Эй! Дорогие родители,
Детских праздников любители!
Вы не стойте у дверей,
Проходите поскорей!
Звучит музыка «Эх, полным-полна моя коробочка», входит психолог в русском костюме с горкой коробок, как коробейник.
Эх, полным-полна моя коробочка,
В ней загадок до краев,
Приглашаю всех ребят отгадывать –
И девиц и пареньков!
Приглашаю всех ребят отгадывать –
И девиц и пареньков!
Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! У нас сегодня особенная ярмарка — ярмарка эмоций, а у меня в коробках и лежат эти эмоции, только вот беда: коробки-то не подписаны, придется нам угадывать — в какой коробке какая эмоция! А поможет нам в этом музыка!
Психолог открывает первую коробку, слышится флейта (печальная мелодия, например русская народная песня «Степь да степь кругом…»).
Отгадай, честной народ,
Какая же эмоция тут живет?
Психолог вынимает сделанную заранее на занятиях с детьми пиктограмму эмоции грусти.
Как верно вы, ребята, угадали,
Да и вы, родители, нам помогали!
Только слышите, ребята, — грустная мелодия опять звучит! Кто же так грустно играет на флейте?
Открывается занавес — сидит девочка-пастушка с флейтой, плачет.
Сидит пастушка, скучает,
А всяк ее поучает:
Дети (подбегают к пастушке по одному):
— Займись делом, порисуй мелом! (ребенок с мелком)
— Возьми лопатку, вскопай грядку! (ребенок с лопаткой)
— Позвони Косте, позови в гости! (ребенок с телефоном)
— Попрыгай, пастушка, не сиди как старушка! (ребенок с прыгалками)
Оставьте меня в покое,
У меня настроенье такое!
Психолог: Ну, ребята, давайте тогда поиграем, ведь мы-то знаем, что игра — лучшее средство от грусти и печали. А пастушка, может быть, захочет к нам присоединиться и тогда наверняка развеселится!
Дети играют в игру «Пойдем с бабушкой на базар». Пастушка постепенно включается в веселую игру.
Пастушка: Спасибо, ребята, развеселили вы меня!
Психолог: Знаешь, пастушка, мы с ребятами давно заметили, что если тебе грустно, надо о своей грусти рассказать другу, или маме, или папе, и они тебе обязательно помогут.
А мы помогли тебе нашей игрой! Хорошо мы поиграли, ребята, можно посидеть, отдохнуть, а я пока открою вторую коробочку.
Психолог открывает коробочку, слышится мелодия «Разноцветные стекляшки». (Дети знают эту песенку и танец из предыдущих музыкальных занятий, в ней звучат слова: «А теперь глаза открой и удивись!»)
Отгадай, честной народ,
Какая же эмоция тут живет?
Психолог вынимает пиктограмму эмоции удивления.
Как верно вы, ребята, угадали,
Да и вы, родители, нам помогали!
А у нас ребята знают такие стихотворения,
Которые вызовут у всех великое удивление!
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете. (1-й ребенок)
А за ним во всю прыть,
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами. (2-й ребенок)
Заяц на небо взглянул –
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капнуло варенье! (3-й ребенок)
На лугу доят волов! (7-й ребенок)
В пляс пускается медведь! (8-й ребенок)
Тыквы стали песни петь! (9-й ребенок)
Косят косари леса! (10-й ребенок)
На снегу лежит роса! (11-й ребенок)
А луна нам утром светит! (12-й ребенок)
И конфет не любят дети! (дети хором)
Ну что, папы и мамы, удивили мы вас?
А теперь — пора нам в пляс!
Танец под песню «Разноцветные стекляшки».
Психолог: Спасибо, ребята, вам за танец, отдохните пока, а я открою следующую коробочку.
Психолог открывает коробочку, слышится гневная музыка.
Отгадай, честной народ,
Какая же эмоция тут живет?
Психолог вынимает пиктограмму эмоции гнева.
Как верно вы, ребята, угадали,
Да и вы, родители, нам помогали!
Упражнение с воздушным шариком на совладание с гневом.
Психолог: Ох, с гневом-то осторожно надо обращаться! Пусть ко мне подойдут Паша и Маша, мы покажем вам с помощью воздушных шариков, как это сделать.
Представьте, что воздушный шарик — это вы сами, а воздух в этом шарике — гнев, который в эту минуту вас так и переполняет. Что будет, если весь свой гнев, не раздумывая, сразу выпустить?
Надутый, но не завязанный шарик Паша сразу отпускает из рук.
Психолог: Как себя вел наш шарик?
Паша: Как бешеный! Он натыкался на стены и носился как сумасшедший! (Сохранена лексика реального ребенка.) Так и люди, если так будут поступать, могут обидеть кого-нибудь, да и себе набить шишки!
Психолог: А теперь Машина очередь показать нам свой шарик.
Маша выпускает воздух из шарика постепенно, и он осторожно сдувается.
Психолог: Как себя вел наш шарик?
Мой шарик гнев выражает,
Но никого не обижает!
Психолог: Здорово! А сейчас мы вам покажем, как это делают жители одного лесного царства-государства.
Хоровод. В центре ребенок в шапочке гриба: король Боровик.
Шел король Боровик
Через лес напрямик,
Он ворчал и кричал
И ногами стучал.
Был король-боровик не в духе,
Короля покусали мухи.
Дети (останавливаются и говорят Боровику):
— Эй, король Боровик!
Ты ж хороший старик,
Никого не обижай –
Свои чувства выражай!
— Ох, я злюсь, ох, я злюсь,
Очень сильно сержусь!
— Глубоко подыши (останавливаются, делают дружно два раза вдох-выдох),
Улыбнись от души! (улыбаются)
Психолог: Как хорошо, ребята, Боровика мы успокоили, научили его свои чувства выражать, никого не обижать. А теперь пришла пора открыть последнюю коробочку!
Психолог открывает коробочку, слышится радостная музыка (песня «Русский чай»).
Отгадай, честной народ,
Какая же эмоция тут живет?
Психолог вынимает пиктограмму эмоции радости.
Все поют песню «Русский чай».
Психолог: Здорово вы, ребята, умеете эмоции узнавать! А какие органы чувств вам помогают узнавать эти эмоции?
Молодцы, ребята! Спасибо вам за песню и, конечно, за выставку «Мои эмоции», которую вы приготовили для нас.
Дорогие родители, выходите с нами в круг, поиграем вместе в нашу любимую игру «Море эмоций».
Игра «Море Эмоций»
Психолог: Море волнуется — раз, море волнуется — два, море волнуется — три, удивленная (виноватая, радостная, грустная, заинтересованная) фигура на месте замри!
Спасибо всем! До свидания! Желаем вам много-много радости!
Звучит мелодия песни «Эх, полным-полна моя коробочка».
Источник
Конспект педагогического мероприятия по развитию эмоциональной сферы детей «Путешествие в музей эмоций»
Алла Мельникова
Конспект педагогического мероприятия по развитию эмоциональной сферы детей «Путешествие в музей эмоций»
Цель: знакомство с базовыми эмоциями через художественное творчество, музыку, литературные произведения; создание эмоционально-положительного настроя в группе.
Формирование знаний об основных эмоциональных состояниях.
Воспитание культуры общения, доброжелательности, взаимопонимание.
Развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.
Развитие эмпатии и коммуникативных способностей.
Развитие памяти, внимания, мышления
Методы и приемы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Материалы и оборудование: репродукции картин известных художников, деревянная кукла-манекен, пиктограмма для развития ассоциативной и знаково-символической функции памяти, имитация «лужиц», водоема, народная текстильная кукла, аудио проигрыватель, фонограмма классических музыкальных произведений.
Доброе утро ребята, я рада вас всех видеть. Сегодня у нас с вами много гостей, давайте с ними поздороваемся. Вчера мы с вами встречались, но сегодня я бы хотела познакомиться с вами поближе. А поможет нам познакомиться моя любимая помощница- кукла Марьюшка. Вы будете брать ее в руки, называть свое имя и говорить, что вам нравиться делать больше всего.Начну я: зовут меня Алла Эдуардовна, я люблю гулять в лесу и слушать пение птиц, а что же любите вы? (Дети берут куклу в руки, представляются и передают по кругу)
Когда вы говорили о себе, о том, что вы любите, о своих любимых делах вы испытывали чувство радости?
Когда мы вспоминаем любимые занятия так и хочется улыбнуться. Улыбка, ребята – это одно из проявлений эмоций человека. А для того, чтобы побольше узнать об эмоциях, которые испытывают люди, я приглашаю вас в музей эмоций, но для того, чтобы добраться до него нам необходимо проделать сложный путь. (Музыкальное сопровождение)
Отправляемся мы в путь,
Позже можно отдохнуть.
Я в музей сейчас иду
И ребят с собой веду.
Лужи мимо обойдем,
Перед нами водоем!
Прыгать с вами мы умеем
Прыгать будем мы смелее
«раз-два – позади теперь вода» (1)
Ветер дуем нам в лицо,
Дышим ровно — глубоко,
Руки кверху поднимаем(2)
И в музей тот попадаем
1/(комментарии: «Ребята перепрыгивайте по одному и говорите «Раз-два — позади теперь вода»»)
Ребята вот мы с вами и дошли до музея эмоций. В музее нужно вести себя тихо и быть очень внимательными. Посмотрите, на входе в музей мы видим картинки, на которых изображены дети с различной мимикой (т. е. разными выражениями лица) – перечислить и прокомментировать увиденные картинки.
Сегодня мы с вами познакомимся с двумя противоположными, разными эмоциями, для этого мы зайдем в музей эмоций. Здесь находятся репродукции картин. Репродукция- это копия картины, или ее фотография. Настоящие картины (а картин там огромное множество) находятся в Москве в Третьяковской галерее.
Картины нужно рассматривать в тишине. Вы внимательно смотрите. Мы сейчас с вами постараемся разобраться, что чувствуют герои этих картин, какие эмоции они испытывают.
Давайте посмотрим на эту картину, которую написал Виктор Михайлович Васнецов, она называется Алёнушка.
Вечер, гаснет заря, сумерки опускаются на лес и воду. На картине одиноко сидит Аленушка. Как вы думаете, какие чувства испытывает героиня этой картины. Какая она? (ответы детей) правильно она грустная, а как вы догадались об этом? Уголки рта, брови опущены и даже ее поза и та говорит, что девушке сейчас очень грустно. Послушайте ребята, я вам сейчас включу песню, которая соответствует ее настроению, а вы своими движениями постараетесь изобразить под музыку эмоцию грусти. Как это можно сделать? Посмотрите еще раз на Алёнушку и поймете, это опущенная голова, выражение лица.
(Звучит аудиозапись на слова С.Стромилова: «То не ветер ветку клонит…») Грустная (печальная) песня ребята?
Скажите дети, а вам бывает грустно? И что же вы делаете, для того, чтобы вам стало чуточку радостнее? (Ответы детей,комментарии психолога: а еще можно поиграть, почитать интересную книгу, чтобы отвлечься от печальных мыслей)
Как вы считаете, как можно помочь героине этой картины – Аленушке чтобы она не грустила? Что бы вы такого сделали, чтобы она стала радостнее? (Ответы, беседа)
А я предлагаю помочь ей выйти из состояния грусти, рассказав стихотворение, с помощью картинки-пиктограммы, я вам сейчас раздам, каждому по одной такой карточки, на которых вы увидите зашифрованное стихотворение, которое называется «Ты не плачь Аленушка». Посмотрите на первую часть этой карточки — мы видим девочку, слезы перечеркнуты и под ними нарисовано ведро.А расшифровывается это так: «Ты не плачь, не плачь Аленушка». Вторая картинка — нарисованы капельки-слезы, горькие таблетки.Вот что это означает: «Слезы горькие не лей». Третья картинка – над землей восходит солнышко (так и расшифровывается). И последняя – нарисовано большое солнце – «Жизнь становиться светлей».
А теперь попробуем запомнить слова стихотворения, при помощи этой карточки-подсказки (раздаются пиктограммы по следующему стихотворению)
«Ты не плачь, не плачь Аленушка, слезы горькие не лей,
над землей восходит солнышко – жизнь становиться светлей»
У нас хорошо получается, сейчас мы расскажем это стихотворение героине картины – Аленушке, чтобы помочь ей поднять настроение. (Дети подходят к репродукции картины «Аленушка» и опираясь на пиктограмму читают стихотворение).
Ребята, моя кукла Марьюшка, говорит, что героине картины сейчас стало чуточку радостнее. Хотя у нее это еще не видно на лице.
Я предлагаю оставить эти карточки – помощницы Аленушке, чтобы она смотрела на них и не грустила. (Конверт на обратной стороне мольберта)
А для того, чтобы разобраться, что это за чувство такое «Чувство радости», или по-другому эмоция радости, мы с вами послушаем музыку, которую написал П. И. Чайковский, а потом перейдем к следующей картине. Звучит музыкальное произведение П. И. Чайковского «Итальянская полька». Вам понравилась эта мелодия? Она отличается от музыки, которая сопровождала картину «Аленушка»? (Ответы детей). Правильно ребята, эта мелодия радостная. Ну а теперь посмотрим на картину Б. Э. Мурильо,которая называется: «Мальчик с собакой» и постараемся понять какое чувство испытывает герой картины? Конечно радость. Я вам сейчас немного расскажу о нем?
Предполагается, что художник изобразил самого себя на картине, жизнь у него была не легкой, но от этого он не становился грустным или злым. Главная его мечта была — сделать людей счастливыми, и очень грустил, когда видел озлобленных людей, ведь чтобы на душе человека было легко не нужно носить в себе обиды, а уметь прощать. И у него это получилась, получилось немного осчастливить людей благодаря его картинам с таким вот добрым сюжетом, как эта. Мальчик радуется, не смотря ни на что.
А когда радуетесь вы? Что может вам поднять настроение? (Ответы детей). Как хорошо стало от радостных, светлых воспоминаний, я предлагаю подарить радость друг другу и нашим гостям – для этого повернемся друг к другу и к нашим гостям и подарим свою улыбку. Вот как у нас получилось – мальчик на картине делит свою радость с собакой, а мы поделились радостью друг с другом.
Вот так мы с вами улыбаемся, широко, по-доброму. А теперь давайте вспомним, как грустила Аленушка. Какое вам чувство понравилось больше? Конечно радость. Радостному человека и самому хорошо и людям, которые его видят становиться приятно.
Ребята Марьюшка говорит, что нужно возвращаться. Отправляемся в обратное путешествие.
Возвращаемся по этому же пути обратно, просто перепрыгнем водоем, обойдем аккуратно лужи.
Ребята, посмотрите, кто это нас встречает? (Ответы детей). Правильно это деревянная кукла или деревянный человечек-манекен, давайте посмотрим на него, а как вы думаете, какую он эмоцию испытывает? (Мы не видим на его лице улыбку или грустные глаза). Если я сделаю человечка вот таким (руки и голова опущены) как вы думаете, что он испытывает? А что он будет делать, если будет испытывать чувство радости? Оказывается, что эмоции можно определять не только по лицу, но и по позе человека. Давайте и мы с вами попробуем быть манекенами, т. е. вам прочитаю отрывки из стихотворения Корнея Ивановича Чуковского, а вы как деревянный человечек изобразите эмоцию, о которой в нем говориться, т. е. если вы услышите грустную «нотку» в стихотворении, то сделаете так, а если радостную, то так (показать жестом)
Дети плачут и рыдают,
«Милый, милый Бармалей
Смилуйся над нами
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме»
«То-то рада, то-то рада
Вся звериная семья,
Молодцы ребята! Хорошо изображаете. Вы правильно определяете эмоции грусти и радости.
Сейчас я предлагаю вам присесть на стульчики. Посмотрите ребята, Марьюшка пригласила сюда своих подружек. Им было очень интересно на занятии. Они радовались, что у вас все получается. Сейчас я вам их раздам, а вы попробуете изобразить на их лицах радость. Возьмите фломастеры, и самостоятельно нарисуйте добрые, радостные улыбки. (детям раздаются текстильные куклы «на ложке», лица не нарисованы, дети самостоятельно рисуют их. при изготовлении кукол для детского сада мы делали грудь у куклы более меньшего размера, чем указано в схеме изготовления)
Покажите их нашим гостям. Этих подружек Марьюшка оставляет вам, чтобы они оберегали вас от плохого настроения и всегда дарили вам радостные улыбки.
На этом наше занятие завершается. До свидания!
Конспект занятия по развитию и гармонизации эмоциональной сферы детей «Солнышко в гостях у ребят» Цель: развитие и гармонизация эмоциональной сферы детей. Задачи: 1. Закрепление умения распознавать и понимать эмоции других. 2. Упражнение.
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию эмоциональной сферы для детей подготовительной группы «Путешествие» Цели: 1. Развивать эмоциональную сферу детей. Задачи: 1. Закреплять знания детей об эмоциях. 2. Учить передавать эмоциональные состояния.
НОД по развитию эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста «Игра-путешествие в страну удивленных человечков» Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста. «Игра-путешествие в страну удивленных человечков»Программные.
Конспект открытого занятия педагога-психолога по развитию эмоциональной сферы детей «Страна волшебных гномов» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребёнка детский сад «Алёнушка» д. Алексеевка муниципального.
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Цель: Продолжать развивать эмоциональную сферу у детей дошкольного возраста. Задачи: — Учить соотносить эмоциональное.
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста «Ты и я — мы с тобой друзья» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Цель: Продолжать развивать эмоциональную сферу у детей дошкольного возраста. Задачи: — Учить соотносить эмоциональное.
Коррекционно-развивающее занятие по развитию эмоциональной сферы гиперактивных детей с использованием элементов музыкотерапии Актуальность: число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% учащихся проявляют гиперактивные.
Дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы дошкольников «Кубик эмоций» «Кубик эмоций» — это дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы дошкольников. В ходе игры дети закрепляют знания различных эмоциональных.
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста «Ты и я — мы с тобой друзья!» Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. ”Ты и я – мы с тобой друзья”.
Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников «Мое настроение» Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Конспект занятия педагога-психолога. «Мое настроение» Цели: 1. Закрепление знаний детей об.
Источник