- Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
- Что такое чувственное познание?
- Стадии чувственного познания
- Особенности чувственного познания
- Формы чувственного познания
- Виды чувственного познания
- Значение чувственного познания
- Связь рационального и чувственного познания
- Выводы
- Восприятие как этап чувственного познания
- ВОСПРИЯТИЕ
Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение
Приветствую Вас, друзья!
На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.
Что такое чувственное познание?
Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.
Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.
Стадии чувственного познания
Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.
- Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
- На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
- Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.
Особенности чувственного познания
Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:
- познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
- этот тип познания часто относят к «пассивному»;
- именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
- указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.
Формы чувственного познания
В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:
- Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
- На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
- На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.
Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.
Виды чувственного познания
Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:
- зрительное;
- слуховое;
- тактильное;
- вкусовое;
- посредством обоняния;
- с помощью вестибулярного аппарата.
Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.
Значение чувственного познания
Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.
Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.
Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.
Связь рационального и чувственного познания
Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.
Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.
По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.
Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.
Выводы
В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.
Источник
Восприятие как этап чувственного познания
ВОСПРИЯТИЕ
ВОСПРИЯТИЕ – чувственное познание (субъективно представляющееся непосредственным) предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий). Для восприятия характерно специфическое переживание прямого контакта с реальным миром (чувство реальности воспринимаемого). Исторически восприятие отличалось от ощущения, которое характеризует не целостный предмет, а лишь отдельные качества, свойства, а также от мышления как сознательного размышления, анализа, как интерпретации, поскольку мышление выступает как опосредованная деятельность, а его результаты (абстракции, понятия, идеализации, теоретические объекты, идеи, теории и т.д.) могут и не восприниматься. Восприятие отличается также от наглядных образов представлений, которые, будучи субъективно непосредственно данными, вместе с тем не сопровождаются чувством прямого контакта с реальным миром. Восприятие было предметом изучения в философии как вид знания, занимающий определенное место среди других его видов. Для рационалистов (Декарт, Спиноза и др.) восприятие, которое они четко не отделяли от ощущения, либо вообще не относится к знанию, либо рассматривается как «смутное знание», которое не может лежать в основе познания. Контакт с реальностью, переживаемый в восприятии, является с этой точки зрения мнимым. Для представителей эмпиризма именно в восприятии следует искать обоснование всей системы знания в целом. Но поскольку, как показывает опыт, восприятие может вести к заблуждению, порождать иллюзии, необходимо было в составе самого восприятия выделить такие его компоненты, которые являются несомненными и непосредственными. Так, в философии эмпиризма были выделены элементарные «атомы» чувственного познания – ощущения. Согласно этой концепции, восприятие строится из ощущений на основе законов ассоциации, которые были сформулированы сначала Д.Юмом и Д.Гартли, а затем изучались в экспериментальной психологии 19 – нач. 20 в. С этой точки зрения восприятие в отличие от ощущения предполагает некоторую деятельность ума, но степень активности ума в данном случае минимальна, т.к. ассоциации между ощущениями не столько обнаруживаются, сколько навязываются самим опытом.
Когда в нач. 20 в. были обнаружены (в частности, гештальтпсихологией) факты, ставящие под сомнение возможность понимания восприятия как результата простой ассоциации «атомарных» ощущений, в философии эмпиризма была сделана попытка в какой-то степени учесть эти факты и в то же время спасти основную идею эмпиризма: существование несомненного и непосредственно данного чувственного содержания, лежащего в основе восприятия и всей системы знания в целом. Напр., были постулированы т.н. чувственные данные (Д.Мур, Б.Рассел и др.), из которых якобы возникает восприятие. Согласно этой точке зрения, если я, напр., воспринимаю помидор, то можно усомниться в том, действительно ли существует предмет моего восприятия (может быть, это лишь подделка под помидор, или его отражение в зеркале, или же просто моя галлюцинация). Но нельзя усомниться в том, что непосредственно моему сознанию дано некоторое красное пятно круглой и отчасти выпуклой формы, выступающее на фоне других цветовых пятен и имеющее некоторую видимую глубину (см. Price H.H. Perception. L., 1932, p. 3). Это и есть т.н. чувственное данное, имеющее довольно парадоксальный характер. Во-первых, с одной стороны, оно существует вне моего сознания (поэтому отличается от его непосредственного схватывания в акте сознания). С другой стороны, оно не является физической вещью. Во-вторых, с одной стороны, оно носит сугубо личный характер, с другой – именно из чувственных данных возникает восприятие, имеющее дело с предметами, чувственно доступными всем другим людям. В-третьих, чувственное данное считается существующим вне моего сознания, вместе с тем оно зависит от состояния и актов сознания. Так, если мы даже сможем выделить некоторое чувственное данное, то его внимательное рассмотрение поможет нам обнаружить такие детали, которых мы не замечали ранее (напр., какие-то новые оттенки в цвете, какие-то особенности формы). Но это значит, что содержание чувственно данного не является чем-то несомненным и непосредственным, ибо оно может меняться в зависимости от актов сознания субъекта. В философском эмпиризме 1-й пол. 20 в. (неореализм, критический реализм, ранний логический позитивизм) велись дискуссии относительно природы чувственных данных и логики построения из них восприятия. При этом использовался аппарат символической логики для демонстрации того, как объект восприятия может быть понят в качестве определенной совокупности, класса или семьи чувственных данных (как актуально присутствующих в чувственном поле сознания, так и возможных). Попытки понимания восприятия на основе чувственных данных не дали никакого результата, ибо в итоге все же пришлось признать, что само выделение чувственных данных и их идентификация возможны только на базе уже существующего восприятия и что построение восприятия из чувственных данных логически невозможно, ибо предполагает использование бесконечного множества последних. Философская критика тезиса о возможности построения восприятия из ощущений или чувственных данных была особенно четко дана с позиций поздней философии Л.Витгенштейна Дж. Райлом и с позиций феноменологии М.Мерло-Понти.
В психологии 20 в. были пересмотрены многие философские предпосылки, лежавшие в основе классического понимания восприятия. Этот пересмотр шел по следующим линиям.
1. Прежде всего произошел отказ от понимания восприятия как соединения атомарных чувственных содержаний – ощущений, который породил интерпретацию восприятия как целостного и структурного. Впервые этот подход был сформулирован гештальтпсихологами, а впоследствии был принят (с теми или иными модификациями) и другими направлениями в психологии. В этой связи восприятие понимается не как результат более или менее активной деятельности ума, а как нечто непосредственно данное. Характеристика данности, приписывавшаяся ранее ощущению, считается в рамках данной концепции чертой восприятия. Однако если с классической точки зрения ощущение не только непосредственно, но и несомненно и безошибочно, то с точки зрения гештальтпсихологии восприятие, будучи непосредственным, в то же время может приводить к ошибкам, иллюзиям.
2. Другие направления в исследовании восприятия в противовес гештальтпсихологии подчеркивали как раз его активный, конструктивный характер. Но эта активность была понята по-новому в сравнении с ее классическим пониманием. Активность субъекта в построении восприятия состоит не просто в констатации ассоциаций (как считала классическая философия и психология), а в решении интеллектуальных задач. При этом интеллект имеет дело не с ощущениями или чувственными данными, а с сенсорной информацией, которая им не просто перерабатывается, а организуется в определенные структуры, в частности те, с которыми имели дело гештальтпсихологи. Ж.Пиаже исходит из того, что различие между восприятием и развитым мышлением не принципиально, а характеризует лишь разные стадии развития интеллекта. С его точки зрения, восприятие возможно лишь на базе существования определенного типа интеллектуальных операторных структур. Дж.Брунер, Р.Грегори, а вслед за ними другие представители современной когнитивной психологии исходят из того, что процесс восприятия – процесс категоризации, осмысления воспринятого, процесс принятия интеллектуального решения, вне которого восприятия не существует. Это решение, которое не осознается (и поэтому субъекту восприятия предстает как что-то непосредственно данное), возможно лишь на основе отнесения воспринимаемых предметов к тому или иному классу объектов, к той или иной категории, начиная с таких, как «стол», «стул», «дерево», и кончая категориями предмета, движения, причинности и т.д. Некоторые из этих категорий (выступающих в роли перцептивных гипотез, перцептивных эталонов) являются продуктом опыта, другие имеют врожденный, доопытный характер. Дж.Брунер относит к последним «время», «пространство», «движение», «тождество», «причинность», «эквивалентность» и др. Вот почему восприятие и выделенные на его основе отдельные чувственные качества предмета имеют не только индивидуальный, но и «родовой», обобщенный характер, т.е. выступают как представители определенной чувственной универсалии. Т.о., в современной когнитивной психологии происходит в какой-то форме возвращение к тому пониманию опыта, которое формулировал И.Кант, выступавший как критик эмпиризма. Согласно Канту, опыт предполагает организацию чувственных впечатлений в априорных формах пространства и времени, а также применение априорных категорий рассудка. Правда, современная когнитивная психология еще дальше Канта отстоит в этом пункте от эмпиризма. Кант все же считал, что, во-первых, априорные формы пространства и времени применяются к ощущениям (т.е. допускал существование последних, от чего отказалось большинство представителей современной психологии), во-вторых, различал восприятие и опыт, считая, что первое в отличие от второго обязательно предполагает лишь формы пространства и времени, но не категории рассудка. Иными словами, по Канту, восприятие в отличие от опыта может и не быть категориальным. Современная когнитивная психология исходит из того, что вне категориального осмысления восприятие невозможно.
Ряд современных философов (Н.Хэнсон и др.) указывают на условность различения осознаваемой и неосознаваемой интерпретации (поскольку первая может с течением времени переходить во вторую) и в этой связи на относительность суждения о том, что считать воспринимаемым. Так, согласно Т.Куну, концептуальная парадигма задает стереотип восприятия, поэтому хорошо овладевший ею ученый непосредственно воспринимает некоторые теоретические сущности (напр., смотря на показания амперметра, видит не просто движение стрелки прибора, но силу тока в цепи и т.д.). С этой точки зрения смена парадигмы приводит к новому способу восприятия мира.
3. Своеобразная концепция восприятия, которая в то же время наиболее радикально порывает с некоторыми фундаментальными установками философской и психологической традиции его изучения, принадлежит известному современному психологу Дж.Гибсону. Гибсон обращает внимание на две особенности понимания восприятия, которые разделяли все его исследователи – философы и психологи. Это, во-первых, мнение о том, что существует не только процесс восприятия (обычно нами не осознаваемый), но и отдельно данный его результат, продукт, перцепт, образ воспринимаемой реальности. Во-вторых, это тезис о том, что перцепт существует в мире сознания субъекта. Последний каким-то образом соотносит этот образ с реальностью. Философский вопрос о том, как возможно это соотнесение, всегда был камнем преткновения для всех исследователей восприятия. Гибсон исходит из того, что восприятие – это не некий «идеальный предмет», перцепт, образ, существующий в субъективном мире воспринимающего, а активный процесс извлечения информации об окружающем мире. Этот процесс, в котором принимают участие все части тела субъекта, включает активные реальные действия по обследованию воспринимаемого окружения. Извлекаемая информация, в отличие от сенсорных сигналов, которые с точки зрения старых концепций восприятия порождают отдельные ощущения, соответствует особенностям самого реального мира. Ощущения, которые якобы вызываются отдельными стимулами и которые с точки зрения старой философии и психологии лежат в основе восприятия, не могут дать знания о мире (что и было признано в т.н. законе специфических энергий органов чувств И.Мюллера). Между тем восприятие, понятое как активный процесс извлечения информации, презентирует субъекту те качества самого внешнего мира, которые соотносимы с его потребностями и которые выражают разные возможности его деятельности в данной объективной ситуации. Постулированные старой философией и психологией ощущения не могут развиваться, не могут возникать новые их виды. В то же время практика способствует тому, что извлекаемая в восприятии информация становится все более тонкой, совершенной и точной. Учиться воспринимать можно всю жизнь. Поэтому, с точки зрения Гибсона, восприятие существует не в сознании и даже не в голове (хотя без участия головы и сознания оно невозможно), а в циклическом процессе взаимодействия извлекающего перцептивную информацию субъекта и воспринимаемого им мира. В рамках своей концепции Гибсон уточняет характеристики воспринимаемого мира. С его точки зрения, важно учитывать, что воспринимающий субъект имеет дело не с пространством, временем, движением атомов и электронов, которыми занимается современная наука, а с экологическими характеристиками мира, соотнесенными с его потребностями. Поэтому Гибсон принципиально различает окружающий мир (воспринимаемый субъектом) и физический мир (с которым имеет дело современная наука).
Важные дополнения и вместе с тем поправки к концепции Гибсона сделаны У.Найссером. Он разделяет многие идеи Гибсона, но вместе с тем обращает внимание на то, что извлечение информации из окружающего мира происходит по определенному плану. Этот план задается схемами (их можно рассматривать и в качестве когнитивных карт), которые иерархически увязаны друг с другом и отличаются друг от друга по степени общности. Напр., есть схемы стола, комнаты, дома, улицы, но есть и схема воспринимаемого мною мира в целом. Большинство этих схем приобретается в опыте (поэтому восприятие, направляясь схемой, в то же время влияет на нее, модифицирует ее), но исходные схемы являются врожденными. Найссер, т.о., делает попытку примирить основные идеи Гибсона с некоторыми идеями современной когнитивной психологии.
4. В ряде важных отношений к концепциям Гибсона и Найссера близко истолкование восприятия в исследованиях отечественных психологов за последние 40 лет. Отличительная особенность этих исследований – выявление связи восприятия с деятельностью и действиями субъекта. В этой связи была разработана концепция перцептивных действий (В.П.Зинченко ввел понятие продуктивного восприятия), а также специально исследовался процесс формирования перцептивных эталонов (схем), при этом анализировалось влияние на этот процесс социальных и культурных правил (А.В.Запорожец, Зинченко). А.Н.Леонтьев подчеркнул роль амодальной схемы мира («образа мира») как необходимого условия каждого отдельного восприятия и взаимодействие с этой схемой амодальной схемы тела субъекта. Т.о., восприятие внешнего мира предполагает самовосприятие субъекта. Последнее относится не к восприятию внутренних содержаний сознания (как считается, в частности, в феноменологии), а к восприятию тела субъекта и его места по отношению к другим предметам и событиям.
Т.о., в понимании восприятия в большинстве направлений современной философии и психологии (при всех различиях этих направлений между собой) существует нечто общее: истолкование восприятия как вида знания. Это обстоятельство весьма существенно, т.к. в традиционной философии восприятие, как правило, не рассматривалось в качестве знания, а в лучшем случае понималось (философами-эмпириками) как предпосылка и источник последнего. Такое понимание было связано с истолкованием восприятия в качестве более или менее пассивного результата сенсорных данных. Поэтому многие философы считали, что нельзя говорить о ложности или истинности восприятия, ибо последние характеристики могут относиться лишь к претендующим на знание суждениям, восприятие же с этой точки зрения может быть только лишь адекватным или неадекватным, иллюзорным.
Что касается иллюзий восприятия, то с точки зрения традиционного эмпиризма они связаны с переносом сложившихся ассоциаций (восприятие с этой точки зрения и есть лишь совокупность ассоциаций отдельных ощущений) в те условия, в которых они уже не действуют. Поэтому для эмпиризма (напр., для Э.Маха) нет никаких принципиальных различий между адекватным и неадекватным восприятием, между действительностью и иллюзией, а лишь различия между привычными и непривычными ассоциациями. С современной точки зрения иллюзия восприятия возникает тогда, когда при извлечении сенсорной информации применяется несоответствующая схема (перцептивная гипотеза), когда искусственно оборван процесс перцептивного обследования. Различие иллюзии и адекватного восприятия в этом случае является принципиальным, хотя мера адекватности может быть весьма различной. В традиционной философии степень распространенности иллюзий восприятия была преувеличена (ссылка на эти иллюзии всегда была одним из главных аргументов рационализма). Традиционная психология, экспериментально демонстрировавшая наличие таких иллюзий, как будто бы подкрепляла это мнение. Как показывают современные исследования, подобные результаты явились следствием изучения восприятия в искусственных лабораторных условиях, не принимавших во внимание ряда существенных особенностей реального восприятия. В реальном опыте возникающие иллюзии быстро себя обнаруживают в качестве таковых и снимаются в ходе последующей деятельности перцептивного обследования.
Восприятие, будучи знанием, не может вместе с тем рассматриваться в качестве просто «низшей ступени познания». Конечно, мышление, выходящее за рамки восприятия, может иметь дело с таким содержанием, которое непосредственно не воспринимается (хотя восприятие тоже является видом мыслительной деятельности). Вместе с тем в восприятии сознанию презентировано такое содержание, которое отсутствует в том мышлении, которое не включено в состав восприятия. Восприятие обеспечивает наиболее прямой контакт с окружающим реальным миром и возможность его непосредственного обследования. Наконец, некоторые абстрактные сущности тоже могут восприниматься в определенных условиях.
1. Юм Д. Исследования о человеческом познании. – Соч. в 2 т., т. 2. М., 1965;
2. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908;
3. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике. – Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1. М., 1965;
4. Вергилес Н.Ю., Зинченко В.П. Проблема адекватности образа (на материале зрительного восприятия). – «ВФ», 1967, №4;
5. Запорожец А.В., Венгер Л.Α., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М., 1967;
6. Пиаже Ж. Психология интеллекта. – Он же. Избр. психолог. труды. М., 1969;
7. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972;
8. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975;
9. Леонтьев А.Н. О путях исследования восприятия. – В кн.: Восприятие и деятельность. М., 1976;
10. Он же. Ощущения и восприятие как образы предметного мира. – В кн.: Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М., 1982;
11. Брунер Дж. Восприятие. – В кн.: Он же. Психология познания. М., 1977;
12. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980;
13. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981;
14. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988;
15. Russel В. Our Knowledge of the External World. L., 1915;
16. Price Η.Η. Perception. L., 1932;
17. Ryle G. The Concept of Mind. L., 1945;
18. Merleau-Ponty M. Phénoménologie de la perception. P., 1945;
Источник