Псалом 46
Псалом 46 относится к группе песен ликования, создание которых приписывают Давиду, и посвящен славной победе царя Иосафата над врагами. Царь правил около 25 лет, и все это время примером разумного правителя был для него Давид.
К исполнению Пс. 46 были привлечены сыновья Кореевы, которые в своих песнях славили Господа. В начале молитвы есть прямое указание на то, кто должен исполнять ее.
Текст молитвы псалом 46
На церковнославянском языке с ударениями
Псалмы используют во время богослужений в храме. Там молитва читается на церковнославянском языке:
2 Вси язы́цы восплещи́те рука́ми, воскли́кните Бо́гу гла́сом ра́дования.
3 Яко Госпо́дь Вы́шний стра́шен, Царь ве́лий по всей земли́.
4 Покори́ лю́ди нам и язы́ки под но́ги на́шя:
5 избра́ нам достоя́ние Свое, добро́ту Иа́ковлю, ю́же возлюби́.
6 Взы́де Бог в воскликнове́нии, Госпо́дь во гла́се тру́бне.
7 По́йте Богу на́шему, по́йте, по́йте Царе́ви на́шему, по́йте.
8 Яко Царь всея́ земли́ Бог, по́йте разу́мно.
9 Воцари́ся Бог над язы́ки, Бог седи́т на Престо́ле святе́м Свое́м.
10 Кня́зи лю́дстии собра́шася с Бо́гом Авраа́млим. Яко Бо́жии держа́внии земли́ зело́ вознесо́шася.
На русском языке
Чтобы понять величие Божье и проникнуться его милостью, псалом 46 можно читать на русском языке. Как правило, в таком варианте молитва читается келейно, то есть в домашних условиях. Не всегда верующий может присутствовать в церкви во время службы, но чтение текста псалма 46 на русском языке приближает верующего к Богу, открывает его душу и вселяет радость, вызванную величием дел Господа, его мощью и силой.
1 К исполнению, чрез сынов Кореевых. Псалом.
2 Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости;
3 ибо Господь Всевышний страшен, — великий Царь над всею землею;
4 покорил нам народы и племена под ноги наши;
5 избрал нам наследие наше, красу Иакова, которого возлюбил.
6 Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном.
7 Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте,
8 ибо Бог — Царь всей земли; пойте все разумно.
9 Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своем;
10 князья народов собрались к народу Бога Авраамова, ибо щиты земли — Божии; Он превознесен над ними.
История написания
Восхваление Господа и ликование по поводу победы царя Иосафата было не случайным. Время его правления было ознаменовано миром и покоем в стране, процветанием государства. Иосафат вел активную борьбу с идолопоклонничеством и распространял Закон Божий по всем городам своей страны.
На его долю выпала только одна война, исход которой был предопределен не только храбростью воинов, но и Божьей помощью. Началась она из-за стремления соседних народов захватить священный Иерусалим. Царь узнал об этом, когда полчища врагов были совсем близко. Тогда Иосафат обратился за помощью к Богу, и получил поддержку Господа. Его помощь и храбрость военачальников помогли нанести захватчикам сокрушительное поражение. После этого несостоявшиеся завоеватели платили дань деньгами и скотом, а богатство Иудеи преумножалось.
Для чего и в каких случаях читают псалом 46?
Псалом 46 представляет собой песнь радости и ликования, в которой прославляется победа над врагами Иерусалима и Господь, одаривший своей помощью и милостью верующих в него. Он царю Иосафату помог победить язычников, которые с разных сторон направлялись к Иерусалиму. Радость и благоговение наполняют сердца молящихся, которые славят Господа и его величие.
Используется молитва и в бытовых ситуациях. Ее второе значение – «Умиротворение слуги или работника, когда уходит уничиженный (обиженный, выгнанный) от хозяина и об обретении работы». Ее рекомендуют читать тем, кто опасается потери работы или стремится ее получить. Она поможет найти верное решение проблемы при конфликтах между начальником и подчиненным.
Толкование
Построчный разбор и толкование псалма 46 позволяют понять глубину этой небольшой молитвы, наполненной благоговением и радостью.
- Стих 1: дает надписание, кто будет исполнять Псалом.
- Стихи 2-3: в них певец призывает радоваться и рукоплескать, прославляя Господа. При этом обращение направлено не только на победителей, но и побежденных, которым Бог дарует духовное возрождение. Это тем важно, что он не только страшен во гневе, но и велик в милости к верующим по всей земле.
- Стихи 4-5: в нескольких словах Псалма заключен глубокий смысл деяний Господа. Он покорил народы, которые грозили уничтожением Иудеи и дал в наследие израильтянам чудесную землю. Бог любит и оберегает эту землю, поражая неприятелей.
- Стих 6: После поражения врагов Иудеи Господь тожественно восшествовал на небеса, о чем трубными звуками возвестили ангелы.
- Стихи 7-8: Певец псалмов призывает славить Господа – Царя всей земли, петь ему славу и благодарность за победу. При этом обращается внимание, что делать это осмысленно, проникнувшись величием деяний Божьих. Прославление дел Господних не должно превратиться в пустое славословие. Тот же, кто не последует этому совету, тот оскорбит Господа и навлечет вместо благословения и милости гнев Божий.
- Стихи 9-10: Речь идет о воцарении Господа над народами. Он восседает на своем святом престоле, к которому направляются представители всех народов, так как понимают, что только вера в Бога позволяет людям возвыситься над безбожниками и ощутить Божью милость.
Источник
Псалом 46
Все народы должны благоговеть пред Богом, Который обнаружил свою силу попранием врагов Иакова, которого он возлюбил (2–5). Господь при трубных звуках взошел на Сион. Воспевайте Его, Царя всей земли (6–8). Победой над князьями языческих народов Господь показал, что Он «превознесен» над ними (9–10).
Пс.46:2 . Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости;
В поражении языческих народов писатель псалма видел ясное доказательство, что Бог еврейский есть истинный Бог. В этом, по нему, должны фактически убедиться и все языческие племена, почему писатель вместе с собою приглашает и их радоваться, так как они узнали теперь, где есть истинный Бог.
Пс.46:4 . покорил нам народы и племена под ноги наши;
«Покори ть. под ноги» – совершенно обессилить, сделать врага безвредным и неопасным.
Пс.46:5 . избрал нам наследие наше, красу Иакова, которого возлюбил.
«Избрал нам наследие» , т. е. Палестину, которую Бог назначил во владение еврейского народа. Это наследие есть «крас а Иакова» , еврей гордится Палестиной, как богатым и плодородным (краем) уделом.
Пс.46:6 . Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном.
Восхождение Господа – несение Кивота Завета после выступления на врагов в храм Иерусалимский. Это шествие обыкновенно сопровождалось пением гимнов с аккомпанементом музыкальных инструментов.
Пс.46:8 . ибо Бог – Царь всей земли; пойте все разумно.
«Пойте все разумно» – обдуманно, достойно Бога.
Пс.46:10 . князья народов собрались к народу Бога Авраамова, ибо щиты земли – Божии; Он превознесен над ними.
«Князья народов собрались к народу Бога Авраамова» с завоевательными целями. Этими народами управляли их «щиты» – военачальники и цари, на опытность и силу которых надеялись войска. Но так как эти щиты – «Божии» , получают эту власть с ведома и попущения Господа, т. е. от Него зависят, то в борьбе с этим Богом они, как слабейшие и зависимые, естественно должны погибнуть, что и случилось: «Он превознесен над ними.»
Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва: Дар, 2009. / Т. 3.: Исторические книги. Учительные книги. — 960 с. / Псалтирь. 190-536 с. ISBN 978-5-485-00272-5
Вам может быть интересно:
- Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 52-го. – блаженный Феодорит Кирский
- Толкование на книгу Иова – Глава 16 – профессор Александр Павлович Лопухин
- Толкование на Псалмы – Псалом 46 – епископ Палладий (Пьянков)
- Толкование на псалмы – святитель Афанасий Великий
- Объяснение священной книги псалмов – Псалом 46. – протоиерей Григорий Разумовский
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник
Псалом 46.
Надписание этого псалма то же, что и предыдущего 45-го псалма, за исключением слов: о тайных, которых нет в надписании сего 46-го псалма. И объяснение слов: в конец, о сынех Кореовых, псалом – должно быть то же самое, какое дано словам псалма предыдущего. Почти одни и те же мысли и чувства составляют содержание обоих этих псалмов, равным образом и по характеру изложения оба псалма имеют большое сходство между собою. Можно думать, что одно и то же историческое событие послужило и поводом к составлению того и другого псалма. Именно, торжествующие победители воспели сей псалом, как победную песнь (равно как и предыдущий 45 псалом), после чудесной победы царя Иосафата над аммонитянами, моавитянами и обитателями Сеира в так называемой долине благословения, незадолго до возвращения в Иерусалим. Упоминаемые в надписании сыны Кореевы, вместе с сынами Каафовыми, поставлены были для пения и для прославления Господа Бога на музыкальных инструментах, и они шли впереди вооруженного войска и пели особые составленные на этот случай псалмы ( 2Пар.20:19, 21, 28 ). Псалмы эти: 43–48, те самые, которые в надписаниях своих обозначены именем сынов Кореевых. А потому совершенно основательным нужно признать мнение тех, которые считают богодухновенным составителем этих псалмов кого-либо из тех же певцов, потомков Корея. Вышеназванные языческие народы имели целью изгнать израильтян из страны, которую Сам Господь предоставил им в особенное наследие (ст. 5; 2Пар.20:11 ), но они сами понесли постыдное поражение, причем весьма ясно открылось, что Иегова есть Бог страшный и Господь над всеми язычниками.
Составляет надписание, о котором сказано выше.
Пс.46:2–3 Вси язы́цы , восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Яко Господь Вышний страшен, Царь велий по всей земли.
Языцы – значит: «народы» (объяснение сего слова см. в Пс.2:1 ). Восплещите (от слова «плескати» – «рукоплескать») руками значит: «рукоплещите, радуйтесь» (см. Пс.97:8 ). Призывая все народы к духовной радости и веселию, псалмопевец обращается особенно к побежденным и другим соседним народам с приглашением прославлять Господа радостными восклицаниями. Рукоплескание означает здесь не телесное только биение или движение рук, но внутреннее веселие духа, выражаемое внешними действиями рук, воплем голоса и другими знаками. Объясняя изречения этого псалма в духовном смысле, св. Афанасий Александрийский говорит, что он (псалом) воспевается от лица св. апостолов, которые описывают гонение за проповедь и одержанные при этом победы [3, с. 157]. А так как «победе прилично рукоплескание, и восклицание есть знак побеждающих, – говорит блж. Феодорит, – поэтому и мысль, заключающаяся в этом псалме состоит в связи с мыслью псалма предыдущего. Тот псалом предвещает после бури и мятежей победу, а сей одержавшим победу повелевает возглашать песнь Подателю победы, потому что Он оказался, – говорит, – Вышним и Страшным» [6, с. 217]. Вышним называется здесь Господь относительно Божества, выше Которого ничего не может быть во всем мире, Страшным – относительно силы Его, с которой также никакая сила не может идти в сравнение, и Он может Своею силой сокрушить и умягчить жестокость и силы всего мира. Называется также Царем великим, потому что не только вся земля, но и вся вселенная Им управляется и состоит под Его властью ( Пс.23:1 ).
Пс.46:4–5 Покори люди нам и языки под ноги нашя: избра нам достояние Свое, доброту Иаковлю, юже возлюби.
Современный иудейскому царю Иосафату составитель этого псалма, из сынов или потомков Корея, мог, конечно, по вдохновению говорить о будущих судьбах Церкви Христовой, но он говорил о них не иначе, как под образом современных ему событий и явлений близкой к нему жизни его соотечественников иудеев. Столице Иудейского царства, прекрасно устроенному тогда и укрепленному Иерусалиму, грозила большая опасность от внезапно напавших на Иудею союзных народов, но Господь, чудесно поразив нападавших, покорил их под власть израильского народа и этим утвердил за ним обладание своим наследием. О чем и говорит здесь псалмопевец, употребляя в речи своей черты из древнего завоевания и покорения земли Ханаанской при Иисусе Навине, когда израильтяне буквально топтали ногами гордые выи царей той земли ( Нав.10:24 ). Тогда эту самую землю Господь избрал в наследие (достояние) израильтянам. Земля сия была прекрасна (доброта Иаковля) и особенно любима Богом (юже возлюби), и потому обладанием этой землей народ израильский отличен был от всех других народов. Но вот язычники собрались и сделали нападение, чтобы отнять у него это достояние, и израильтяне могли считать его уже почти потерянным. Поэтому, поражая неприятелей, Бог, так сказать, снова избирает достояние Израиля в его пользу. В духовном смысле под достоянием или наследием Божиим можно разуметь всех уверовавших язычников ( Пс.2:8 ), а под добротою Иакова самих апостолов, ибо их одних, говорит блж. Феодорит, избрал Господь, возлюбил, им вверил кормило апостольства. Они – украшение, краса Церкви, которая сама есть наследие Божие [6, с. 217–218].
Пс.46:6 Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне.
Соседние с Иудейской землей языческие народы, как-то: моавитяне, аммонитяне, некоторые из страны Маонитской и другие обитатели горы Сеир, соединились для того, чтобы напасть на израильтян и отнять у них достояние их, данную Самим Богом в наследие отцам их Ханаанскую землю. Израильтяне же выступали против них, равно как и возвращались в Иерусалим после чудесного поражения врагов, в торжественном шествии с трубами и другими музыкальными орудиями, со славословием и восклицаниями ( 2Пар.20:21, 27–28 и др.); причем, без сомнения, несен был ковчег Завета, с которым, по издавна существовавшему обычаю, они всегда выходили на войну против неприятелей ( Чис.10:33 ; Нав.6:6 ; 1Цар.4:3–6 ). Это торжественное, впереди всего войска преднесение ковчега Завета и означало шествие Самого Бога. Об этом вхождении с ковчегом Завета в Иерусалим, на гору Сион и говорит в стихе 6 псалмопевец: Восшел Бог (на гору Сион и в храм Свой, как бы на небо) при восклицаниях, Господь при звуке трубном. В духовно-пророческом смысле отцы Церкви под восшествием Господа разумеют здесь вознесение Господа Иисуса Христа на небо, а под воскликновением и гласом трубным – восклицания ангелов, предшествовавших Иисусу Христу в Его вознесении на небо и извещавших о том других высших духов для того, чтобы они отворили врата небесные для входа Царя славы ( Пс.23:7, 9 ). Голосом трубы выражена здесь победная песнь, которую воспели ангелы Крепкому и Сильному в брани Царю славы при Его вознесении на небо.
Пс.46:7–8 Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте: яко Царь всея земли Бог, пойте разумно.
Проникнутый чувством глубокого умиления пред величием Царя славы и будучи в восторге от удивления пред Его неисповедимою силой и беспредельной благостью, псалмопевец желал бы воздать Ему должную благодарность и славу и для этого опять обращается к тем же народам земным с приглашением прославлять Бога пением, и это приглашение всех к прославлению Бога повторяет с великим усердием неоднократно: пойте Богу нашему, пойте, пойте Царю нашему, пойте, потому что Он Царь над всею землею, пойте Ему разумно, выражая в пении не одни простые бесчувственные звуки, но искреннее, сознательное чувство хвалы и благодарение за все Его милости и благодеяния к роду человеческому. Будем петь Ему разумно – не одним языком, но и умом, помышляя Кому и Какому Владыке поем и за какие великие и дивные дела Его прославляем, чтобы пение наше являлось пред Ним как приятная Ему жертва хваления; в противном случае, т.е. когда пение наше будет неблагоговейное, неосмысленное, неразумное, оно не только будет неприятно Богу, но и оскорбительно для Его величия и навлечет на нас гнев Божий вместо благословения и милости.
Пс.46:9–10 Воцарися Бог над языки: Бог седит на престоле святем Своем. Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим: яко Божии державнии земли зело вознесошася.
Князи людстии – то же значит, что «цари народов». Бог Авраамов – то же, что истинный Бог народа израильского, Творец неба и земли, Вседержитель и Спаситель мира, Который у евреев назывался Богом отец их, Богом Авраама, Исаака и Иакова. В этом же смысле и псалмопевец назвал Его здесь Богом Авраамлим. Воцарися Бог над языки: Бог воцарился над народами, – когда это было? Разве Царь всея земли Бог (ст. 8), сотворивший мир, не был когда-нибудь Небесным Царем всех народов? Как Бог вечный Христос царствовал всегда и над всеми людьми, хотя бы и не признававшими Его власти над собою, царствовал как бы против воли их, ныне же, по вочеловечении Своем, Он царствует над всеми народами, добровольно покорившимися власти Его, чрез веру в Него ( Дан.7:13–14 ; Мф.28:18 ). Этот вечный Царь царей и всех народов как Судия, имеющий судить весь мир ( Пс.95:13 ; Мф.25:31–32 ), сидит на престоле Святем Своем, и престол Его так же свят, как Свят Сам Судия, сидящий на нем, и как праведен суд Его, свободный от всякого лицеприятия и непогрешительный в производимых им решениях. Во многих странах народы признали власть Его над собою чрез своих властителей, царей и князей. Так было, например, у нас на Руси, когда святую веру Христову принял сначала св. князь Владимир, а за ним и весь народ, ему подвластный. Это самое и выражено словами псалма: князи людстии собрашася с Богом Авраамлим, что с греческого переведено так: «князи народов собраны к Аврааму». Под державными земли нужно разуметь тех же властителей и царей земных, которые, оставя ложных богов своих, обратились к вере во Христа, истинного Бога Авраамова, и весь народ обратили к Тому же Богу, чрез что и сами прославились, зело вознесошася, «вельми превознесены» (по пер. с греч.). Таковыми державными земли Святая Церковь христианская признает равноапостольного царя Константина, того же св. равноапостольного князя Владимира и др., в особенности же св. апостолов. «Кто эти державные Божии, как не апостолы и все верующие, – говорит св. Иоанн Златоуст, – сила их так просияла, что они вознеслись над всеми: они державны, ибо противостали всей вселенной, преодолели все, стали выше всего и ничем не были побеждаемы» [5, с. 233].
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8
Источник