Воспитать у детей чувство коллективизма

Из опыта работы «Воспитание у ребенка коллективизма»

Ирина Авдеева
Из опыта работы «Воспитание у ребенка коллективизма»

Из опыта работы.

«Воспитание у ребенка коллективизма»

Формируя у детей коллективизм, мы поощряем даже самые незначительные стремления к общению друг с другом.

Двое малышей делают попытку обменяться игрушками. И вот их намерения увенчались успехом без помощи взрослого.Можно похвалить: «Вика поиграла и отдала Ярославу. Молодец»

Играет Вадик один, но рядом с другими. Не плохо, ведь он научился не мешать товарищам, а это начало к делам окружающих.Мы отмечаем: «Хорошо играл, не мешал никому»

Улыбается ребенок другому- надо поддержать эти искорки симпатии, попытаться объединить детей, общей игрушкой, подсказать ход совместных игровых действий.

Например, Матвей и Сергей, оседлав лошадок, отправляются в путь. Они дружелюбно посматривают друг на друга, один подражает другому.Мы спрашиваем: «Куда едет Матвей? А куда едет Сергей? Ну и быстрые кони у вас! И Матвей, и Сергей ловкие наездники!» Этими словами мы подсказываем программу совместных действий. И вот уже один наездник состязается с другим, оба они обмениваются репликами, рождающими незамысловатые новые варианты игры. Это пока еще игры рядом, но с перспективой на объединение в общий сюжет.

Аня замкнута и неразговорчива. Утром войдет в группу и молча стоит у дверей. Потом подойдет к одной группе детей, к другой. Потом возьмет куклу и устраивается с ней на ковре подальше от детей. На прогулке одна. Держится от ребят особняком, и нам не всегда удается ее приобщить к играющим. На вопросы молча кивает головой – вот и весь разговор. Каждый день мы первыми здоровались с Аней, то интересную игрушку приготовим для нее, то веселую историю расскажем. То попросим помочь. И вот наконец наступил день, когда Аня, войдя в группу сказала долгожданное «Здравствуйте» С тех пор при виде воспитателя на ее лице появляется улыбка. Она уже не сторониться нас, а пытается сама что – то рассказать. Пока это первая искорка общительности. И не мало пройдет времени, прежде чем Аня с помощью нас, воспитателей преодолеет замкнутость, мешающую ей найти место среди сверстников.

Мы заботимся о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности.

Вначале мы побуждаем детей к общению с собой. Например,говорим: «Хочешь, я тебе расскажу…» Ребенок молчит, а затем, заинтересовавшись занимательным рассказом, начинает улыбаться, кивает головой, вставляет одно –два слова.В другой раз мы предлагаем: «Теперь ты расскажи мне»Или: «Покажи-ка новое платье» Похвалим, расспросим, ласково улыбнемся, и погладим малыша.

Мы побуждаем детей к общению друг с другом: «Саша, Оля и я- все вместе посмотрим игрушки» Здесь уже двое детей под воздействием воспитателя устанавливают контакт между собой.Или: «Можно пригласить Сашу и Олю, вместе посмотреть новые картинки» У детей возникает желание высказаться по поводу изображенного на картинке.

Формирование черт коллективности начинается с объединения детей в интересной игре, вокруг забавной игрушки, увлекательной книжки. Все это радует их, создает общие переживания. Сколько эмоций вызывает у детей игрушка, в руках воспитателя! Любимая кукла заговорила с ними! Затем они уже сами ее моют, одевают, берут на прогулку. Иногда появляется в гостях у малышей смешной Буратино, рассказывает забавную историю о себе, а затем беседует о том, что дети видели на прогулке, чем занимались, во что играли, кто как вел себя. Но вот Буратино ушел, а разговоры о нем еще долго живут в группе. И театр игрушек, и песня, спетая на прогулке, и собранный из листьев букет, которым ребята украсят группу, побуждают к обмену впечатлениями, содействуют объединению, заставляют тянуться к обществу сверстников.

Уже малышей трехлетнего возраста мы учим проявлять чуткость к окружающим взрослым и сверстникам.

На прогулке Лена сидит поодаль от играющих и наблюдает за ними.Мы говорим девочкам: «Ей одной, наверное, скучно. Спросите ее, не хочет ли она поиграть вместе с вами» Маленький ребенок еще не способен замечать внутреннее состояние своего товарища. Мы подсказываем детям, как проявить внимание,сочувствие:»Оля, возьми красивую куклу и покажи новенькой Лене, пусть не скучает» ; «Толя ушибся, помоги ему встать, отряхни костюм»

Читайте также:  Нос чувствует неприятные запахи которых нет как это можно объяснить

По мере взросления детей их подводим к умению самостоятельно руководствоваться правилами: если видишь, кому-то больно- утешь; если новичок грустит о маме, о доме -отвлеки его интересными делами; если у твоего товарища что-то не получается -помоги, подскажи, посоветуй, не будь равнодушным к его переживаниям.С этой целью мы учим детей присматриваться к физическому и душевному состоянию окружающих: «Узнай у Тимофея почему. Почему он сегодня не весел» и т. д.

На общих делах мы побуждаем детей к сопереживанию. Совместная уборка групповой комнаты или участка, ожидание предстоящей экскурсии или подготовка к празднику, увлекательная игра или интересное занятие при целенаправленном руководстве педагога становятся средством создания у детей общих переживаний, сближающих их.

На участке дети увидели сломанное дерево- полечим его, подвяжем больную ветку. У нас заболел Кирилл, его положили в детское отделение. Как жаль,что все еще не поправился Кирилл: сегодня идем на прогулку, а он будет лишен этого удовольствия. Всего несколько фраз, обращенных к ребятам, но они заставляют их думать о том, что сегодня кого- то нет в этой дружной семье, его ждут, ему надо посочувствовать. Так мы побуждаем ребят беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему.Обычно в таких случаях завязывается обсуждение: чем его порадовать. Рисовали о том, что видели на экскурсии, лучший рисунок отправили Кириллу, пусть знает, что ребята не забыли о нем. После долгого отсутствия Кирилл вернулся в детский сад. Все дети радовались его приходу, тепло встретили, расспрашивали о самочувствии, рассказывали о новостях произошедших в группе.Здесь мы подчеркивали: как хорошо, когда все вместе.

Мы содействуем проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений. Вместе с опытом заботы о других к детям приходит понимание, что значит «один — за всех, все –за одного»

Мы намеренно используем любую ситуацию, которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе,заботиться друг о друге: «Помоги своему товарищу», «Подарили новую игрушку покажи ее и дай поиграть с ней всем ребятам» и т. д. Так понятия «Я», «Мое» расширяются до понимания «Мы», «Наше». Рождается гордость за коллектив:»Мы были на экскурсии в библиотеке и нас похвалили за то, что мы хорошо себя вели»; «Мы быстро управились с уборкой участка потому, что работали дружно, все вместе»

Коллективизм быстрее формируется там, где детская жизнь насыщена событиями, объединяющими ребят в единую семью.

Воспитание коллективистов осуществляется в совместной деятельности детей. Общие дела, игры, труд дают детям возможность упражняться в умении строить отношения друг с другом, руководствуясь правилами, обязательными для всех. Чтобы вместе действовать, от детей требуется взаимопонимание, необходимость считаться друг с другом, оказывать помощь, быть доброжелательным, воздерживаться от эгоистических побуждений. В общем, ребенку приходиться тормозить свои желания ради коллективного «мы», ради общих интересов.

Патриотическое воспитание в детском саду (из опыта работы) «Нет – Войне!» Из опыта работы воспитателя Урусовой. Н. С. г. Подпорожье 9 мая – день Великой Победы. Это день особенный. Он всегда вызывает.

Воспитание дошкольников в духе патриотизма (из опыта работы) «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) «Экологическое воспитание дошкольников» (из опыта работы) Не рвите цветов, ведь они увядают. Не трогайте птиц, ведь они погибают. Сердцем.

Из опыта работы Физическая культура как процесс творческого преобразования двигательного опыта ребенка. Физическая культура как процесс творческого преобразования двигательного опыта ребенка. Развитие двигательной активности детей должно протекать.

Театрализованная игра как средство развития ребенка (из опыта работы) Тема: «В мире волшебных кулис» (из опыта работы) воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №12 ст. Каневской Люльченко Татьяна.

Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена.

Читайте также:  Культура чувственного восприятия это

Роль сказки в воспитании ребенка (из опыта работы) Все дети любят сказки. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Сказки представляют собой богатый материал для нравственного воспитания.

Семинар «Воспитание коллективизма у старших дошкольников» СЕМИНАР НА ТЕМУ «ВОСПИТАНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ПЛАН СЕМИНАРА: 1. Важность работы по формированию коллектива.

Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы) Театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия.

Экологическое воспитание из опыта работы Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

Источник

Развитие коллективизма у дошкольников посредством трудовой деятельности.

ЕЛЕНА ЗАМОЖНЯЯ
Развитие коллективизма у дошкольников посредством трудовой деятельности.

Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности ребенка. Дети быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников, чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие в минуты огорчения.А для этого каждому ребенку нужно самому быть отзывчивым: помогать товарищам при затруднениях, уметь проявлять сочувствие огорченному, радоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся ему и в дальнейшей, школьной, а затем взрослой жизни. Но они не придут ребенку сами собой. Их надо воспитывать.

Мы педагоги хотим, чтобы наши воспитанники росли добрыми и справедливыми, умели дружно играть, заниматься различными видами совместной деятельности.

К сожалению, в детском коллективе — в группе детского сада, во дворе, в семье — нередко возникают напряженные ситуации, на первый взгляд кажущиеся нам, взрослым мелочами,не требующими внимания: пусть дети сами разберутся.

Умение детей в коллективе самостоятельно найти правильную форму поведения, соответствующую нормам культурных, доброжелательных взаимоотношений, является безусловным показателем их воспитанности. Но такой результат не приходит сам собой; далеко не все дети способны в критические моменты проявлять сочувствие к сверстнику, желание помочь, уступить, отказавшись от своих намерений, особенно если они увлечены собственными занятиями. Не каждый ребенок владеет умениями трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда.

Руководя коллективным трудом детей,воспитатель фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, своевременное окончание работы, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности.В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения.

Поэтому, считаю проблему формирования детского коллектива актуальной, одной из важнейших и значимых задач для обучения и воспитания старших дошкольников.

Невнимание взрослого к этой стороне взаимоотношений детей способствует формированию негативного стиля поведения — безразличия к «страдающему» ровеснику, эгоистических проявлений и, как последствие, отсутствие чувства коллективизма. Упражнения детей в самостоятельном распределении работы помогают им на конкретных поступках в собственной практике понять, что такое справедливое распределение дел, как следует поступать в коллективе сверстников, согласовывать свои желания с желаниями других детей. Они учатся в зависимости от ситуации уступать, сдерживать свои желания, убеждать товарищей в своей правоте или своем праве на то или иное дело, используют в качестве средств воздействия на товарищей правила поведения в коллективе.

Дошкольнику трудно самому вникнуть во внутренний мир сверстника, понять причины его отрицательного эмоционального состояния. А. В. Запорожец подчеркивал, что нередко дети поступают вразрез с существующими правилами морали не потом, что они их не знают, а потому что у них оказываются недостаточно сформированными такие гуманные чувства и отношения, как сочувствие, сопереживание, сострадание, отзывчивость. А ведь они необходимы ребенку при вступлении в любой коллектив, чтобы занять в нем благополучное положение.

Вашему вниманию представляю игры на развитие и осознание дошкольниками чувства коллективизма.

Цель: активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать уважение к людям труда.

Читайте также:  Знаю тебе знакомо это чувство когда

Игровые правила: рассказать можно только о том, что есть в здании, на участке детского сада.

Игровые действия: отгадывание. зарисовки по сюжетам рассказов, рисунок — отгадка.

Ход игры: воспитатель говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все,что они видели в детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются.

Игрок рассказывает о любой комнате, не называя ее, а дети по описанию ее отгадывают. Отгадавший рассказывает про другую комнату.

Цель: закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе; воспитывать желание помогать друг другу.

Игровые правила: обирать предметы в команде по сигналу.

Игровые действия: соревнование — кто быстрее соберет в портфель все необходимое для школы.

Ход игры: на столе у воспитателя лежат два портфеля. На других столах лежат школьные принадлежности. По сигналу дети начинают собирать в портфель школьные принадлежности. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно все собрала в портфель. В игре закрепляется название и назначение всех предметов.

Цель: формировать у детей доброжелательное отношение к сверстнику.

Игровые правила: говорить по очереди ребенку комплимент.

Игровые действия: дети сидят на стульчиках полукругом, а в центре сидит ребенок. Дети по очереди говорят комплименты полными предложениями. Потом участник меняется.

Цель: уточнять и расширять знания детей о видах спорта; зимних и летних; воспитывать желание заниматься физкультурой. Формировать навыки коллективной игры: умение договариваться, радоваться успехам товарищей.

Игровые правила: поиск предметов и картинок с изображением разных видов спорта начинать только по сигналу водящего.

Игровые действия: поиск предметов и картинок по сигналу.

Ход игры: воспитатель беседует коротко с детьми о видах спорта, уточняет понятие «зимний» и «летний» виды спорта.

— Мы сейчас разделимся на две команды, выберем считалкой командиров.

На столах лежат картинки с изображением летнего и зимнего видов спорта. Дети делятся на команды «зима» и «лето» так, чтобы играющих было поровну.

— у нас в группе лежат разные предметы, которые используются в спорте, и картинки о спорте. Ваша задача — найти их и положить на свой стол. Если вы вместе, дружно возьметесь за дело, у вас все получится.

В конце игры дети проверяют правильность отбора предметов. У кого больше предметов и картинок, тот и победитель.

Усложнение игры возможно за счет сокращения времени для поиска.

Цель: учить понимать причинные связи между явлениями, упражнять в правильном подборе слов, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Игровые правила: предложение закончит тот, на кого укажет стрелка.

Игровые действия: вращение стрелки.

Ход игры: воспитатель вспоминает с детьми пословицы о дружбе,а теперь предлагает закончить предложения о дружбе в группе детского сада: » Мы — дружная. «, » Вместе нам. «, » Без дружбы. «. отвечает тот, на кого укажет стрелка.

Воспитатель заранее должен подготовить ряд предложений. В следующий раз можно предложить детям самим придумывать незаконченные предложения.

Цель: формировать навыки коллективной игры: умение договариваться, распределять роли, радоваться успехам товарищей.

Закрепить знания детей о профессии — артист.

Игровые правила: договориться детям между собой о взятой на себя роли, помочь товарищу подготовить костюм и атрибуты для выступления.

Игровые действия: выступления ребенка по замыслу.

Ход игры: воспитатель вместе с детьми, которые не участвуют в концерте,помогает создать условия для его подготовки: сделать маски, микрофоны, костюмы; распределить роли, выбрать ведущего концерта, костюмера и т. д. по окончании «концерта» поблагодарить всех детей, обратить внимание на то, что они действовали дружно. По желанию детей, в следующий раз пригласить на «концерт» малышей.

Игра в жизни ребенка АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности ребёнка. Малыши быстро растут,.

Игры на развитие эмоциональной сферы ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫДошкольное детство– это особый период в развитии ребенка, когда развиваются самые общие способности,.

Источник

Оцените статью