Особенности воспитания и развития гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
Чулкова Виктория
Особенности воспитания и развития гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание гуманных чувств и отношений является одной из первоочередных задач формирования личности дошкольника. В ходе решения этой задачи, с нашей точки зрения, следует опираться на механизм гуманного становления личности, разработанный В. С. Мухиной.
Согласно этого ученого, механизм гуманногостановления личности можно представить следующим образом:
(Знания и представления) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведение) =Гуманное качество
Рассмотрим более подробно данный механизм, разработанный В. С. Мухиной.
Для формирования любого гуманного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности гуманного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть гуманным качеством, то есть важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего гуманного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Главная особенность механизма гуманного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.
С учетом приведенного выше механизма гуманного становления личности, для формирования гуманных чувств у дошкольниковнеобходимо одновременное воздействие педагога на три сферы личности ребенка:
1) на интеллектуальную сферу – т. е. формирование правильных представлений о гуманной стороне жизни человека;
2) на эмоциональную сферу – т. е. развитие способности к сопереживанию и переживанию вообще;
3) на действенно-практическую сферу – т. е. обучение способам гуманного поведения.
Поясним сказанное выше подробнее.
По мнению Н. А. Ветлугиной, воздействие на интеллектуальную сферу ребенка обеспечивает формирование знаний о нормах и правилах поведения, помогает устанавливать соответствие между правилом и возникшей ситуацией, выбирать наиболее адекватные способы поведения в ней.
При формировании у детей правильных представлений о гуманной стороне жизни человека, детей нужно воспитывать всесторонне, то есть воспитывать любовь к себе, к взрослым, к сверстникам, к окружающим, к природе, к животным.
Согласно Н. Л. Кряжевой, большое значение в воспитании дошкольников имеет взаимосвязь когнитивного фактора и социальных эмоций.
Объяснить это можно следующим образом: в сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной сфере, дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и прежде всего пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и малыш уверен в безнаказанности. Таким образом, овладев моральным поведением, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии. В сфере морально ценных переживаний у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к другим людям. Так, у ребенка формируются гуманистические, альтруистские чувства и отношения, например внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.
Л. Д. Кудрявцев отвечает, что воздействие на эмоциональную сферу вызывает у ребенка эмоциональный отклик, побуждающий к проявлению гуманности, сопереживания.
Уже у двух-трехмесячного младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или другому близкому человеку. Эта эмоция, являющаяся по мнению В. С. Мухиной, зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств, названа в психологии «комплексом оживления».
По мере развития у ребенка формируются новые потребности и интересы. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее.
Е. С. Конохова в своей работе отмечает, что постепенно у ребенка возникают простейшие моральные переживания. Эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.
К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.
Для понимания детских эмоций педагогу необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир. В воспитательной работе очень важно добиваться единства этих двух моментов – сочетания глубокого понимания ребенком тех или иных фактов действительности с правильным отношением к ним.
Важным для формирования гуманных чувств является воздействие на действенно-практическую сферу. В этой связи отметим, что Н. В. Кондрашова придает большое значение деятельности в развитии эмоций,поясняя это так: за период дошкольного детства моральные переживания достигают достаточно высокой степени сформированности в процессе деятельности, выполнения предъявляемых детям нравственных требований. Развиваются чувства удовлетворения, радости, огорчения. Все новые социальные эмоции и нравственные чувства возникают и развиваются в процессе практических взаимодействий ребенка с окружающей действительностью и в общении со сверстниками.
При воздействии на действенно-практическую сферу, у ребенка формируются способы гуманного поведения. Они могут формироваться в процессе игры, учебной деятельности, совместного труда.
В исследованиях Р. С. Буре достаточно полно раскрывается мысль о том, что для обучения детей способам гуманного поведения,и стимулирования в добрых начинаниях необходимо:
— чтение рассказов о добрых поступках;
— демонстрация и обсуждение картин, на которых изображены добрые поступки людей, в процессе этой работы нужно стараться обогащать активный словарный запас,вводя в него такие слова: «добрый», «чуткий», «отзывчивый»;
— разучивание пословиц и поговорок.Например: «Друг тот, кто в беде руку подает», «Если сам добрый, то добротой и тебе ответят», «С добрыми людьми всегда хорошо живется».
— проведение дидактических игр типа: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Путешествие в страну добрых дел и слов».
— стимулирование к совершению добрых поступков.
В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.
В. Г. Нечаева считает, что необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.
Данные психолого-педагогических исследований свидетельствуют об исключительном влиянии игры на действенно – практическую, эмоциональную сферы ребенка. В творческих играх активизируются эмоциональные переживания ребенка, игры дают ребенку возможность почувствовать такие разнообразные и сложные чувства, которые были бы совсем недоступны ему в личном, детском, неигровом опыте, обучает способам гуманного поведения. Благодаря этому педагогически верно управляемые творческие игры детей позволяют воспитать в них гуманные чувства.
По словам Н. Л. Кряжевой, чтобы активно отображать социальное содержание и социальные отношения, то есть выполнять свою основную функцию, игра нуждается в целеустремленном руководстве со стороны взрослого.
Как указывала Л. Ф.Островская: «Каждый ребенок, играя ту или иную роль, не просто фиктивно переносится в другую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к игровой роли основывается значение игры не только для развития воображения, мышления, воли, но и детской личности в целом».
Таким образом, воспитание и развитие гуманных чувств у детей старшего дошкольного возрастапроисходит эффективно при одновременном воздействии педагога на три сферы личности: на интеллектуальную сферу – формирование правильных представлений о гуманной стороне жизни человека; на эмоциональную сферу – развитие способности к сопереживанию и переживанию вообще; на действенно-практическую сферу – обучение способам гуманного поведения.
Презентация «Использование народной сказки в воспитании гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста» Исследование проводилось в среднем дошкольном возрасте. Данная проблема в наше время актуальна. В данном возрасте благодаря народной сказке.
Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей.
Консультация «Особенности развития детей старшего дошкольного возраста» Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы.
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста Особенности развития речи детей пятого года жизни. Особенности работы с детьми на занятиях. Формирование словаря. Формирование грамматически.
Особенности воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста Особенности воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста Бочкарева Дарья Олеговна Русакова Ольга Александровна.
Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Детям старшего дошкольного возраста присущи живой интерес к окружающему и жажда познания, а также особая восприимчивость к той информации,.
Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – первоначальный этап социализации ребенка. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления первых.
Роль художественной литературы в формировании гуманных чувств у детей дошкольного возраста «Чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…» В. А. Сухомлинский При чтении книг.
Консультация «Воспитание гуманных чувств и культуры поведения у детей дошкольного возраста» Понятие «культура поведение дошкольника» С. В. Петерина определяет как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения.
Возрастные особенности психического развития детей 5–7 лет старшего дошкольного возраста Старший возраст – это развитие очень важного периода, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается.
Источник
Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников
Виктория Гордополова (Скачко)
Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников
С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные изменения.
Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научится выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества.
А. В. Запорожец обращая внимание на факты нарушения детьми правил поведения, отмечал, что «дошкольники нередко поступают наперекор требованиям педагога не потому, что не знают или не хотят их выполнять, а потому, что не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, возникающие трудности, на их нужды и интересы».
Это положение имеет принципиальное значение для организации процесса нравственного воспитания дошкольников: первоочередной ставится задача формирования у них гуманных чувств по отношению к сверстникам, которые побуждали к нравственно ценным поступкам. Формирование же представлений о нормах и правилах поведения, требованиях педагога связывается с разъяснением заключенной в них моральной ценности с ориентацией на проявление доброжелательного отношения к окружающим.
Своевременное выявление негативных изменений в поведении ребенка позволяет помочь ему преодолеть возникшие трудности в общении с воспитателем и сверстниками и не дать развиться устойчивому эмоциональному неблагополучию. Причем в этом случае речь идет не о коррекции, а о профилактике непослушания ребенка в определенной ситуации, правило, является признаком намечающейся отчужденности его во взаимоотношениях с воспитателем и детьми группы.
Участие воспитателя в установлении доброжелательных отношений между конкретным ребенком и другими детьми группы поможет ему вернуть душевное равновесие, ощутить радость от совместной деятельности, самому организовать содержательную и интересную для других детей деятельность. А это, в свою очередь, будет способствовать тому, что ребенок быстрее овладеет необходимыми навыками, научится достигать поставленной цели.
Особо важное значение имеет вступление педагога в общение с ребенком, находящимся в ситуации эмоционального дискомфорта. Только учитывая причины, вызвавшие это состояние, педагог сможет помочь дошкольнику справиться с ним.
В обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует себя гораздо увереннее, спокойнее; он может рассчитывать на поддержку и помощь товарищей, на их участие в возможных ситуациях эмоционального дискомфорта, а создавшийся в группе положительный эмоциональный климат способствует тому, что положение каждого из воспитанников в группе становится благоприятным.
Большое значение в воспитании гуманных отношений между детьми имеет создание в группе обстановки постоянной разнообразной деятельности и положительного микроклимата.
Жизнь детей в детском саду во многом регламентируется правилами. Воспитание у дошкольников умения определять свой поступок, ориентируясь на имеющиеся правила, во многом организует их деятельность, отношение к сверстникам, способствует установлению в группе доброжелательной атмосферы, в которой учитываются интересы сверстников, осознается их право на реализацию собственных замыслов. И чем старше становятся дети, тем все острее выдвигается задача формирования у них осознания значимости и справедливости вводимых правил.
Правила поведения, сообщаемые детям,могут быть условно объединены в несколько групп:
правила, регулирующие отношение к сверстникам;
правила, регулирующие поведение ребенка в группе, учитывающие окружение сверстников;
правила, направленные на проявление уважительного отношения к взрослым.
Содержание работы педагога, направленной на воспитание у детей осознанного отношения к правилам поведения, определяющим доброжелательное отношение к сверстникам,включает в себя: установление доверительных отношений с детьми в ходе личностно ориентированного общения при сообщении вводимых правил; достижение понимания ребенком их смысла и нравственной ценности для себя и окружающих;
воспитание у дошкольников ориентира на эмоциональное состояние сверстников на основе развития эмпатийного отклика на переживания другого;
обогащение практического опыта проявления детьми волевых усилий при выполнении правил на основе взаимосвязи во влиянии на когнитивную, эмоциональную и волевую сферу ребенка.
Действенным приемом при решении обсуждаемых задач является использование бесед на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, реальных ситуаций, складывающихся в повседневной жизни детей.
Одна из ключевых позиций педагогической работы в детском саду — её гуманизация, связанная с признанием самоценности детства, уникальности личности ребенка, реализацией его интересов. Это одновременно и создание условий, в которых бы могло происходить полноценное развитие этой личности.
Полноценное развитие моральных качеств, выражающих определенное отношениек себе и другим людям:
сочувствие
— предполагает создание таких условий, при которых, с одной стороны, необходимо активное усвоение ребенком этических норм и развитие его морального сознания, с другой – нормы морали должны стать своеобразным регулятором поступков.
С целью реализации приоритетного направления в ДОУ используется парциальная программа «Я – Ребенок, и я имею право» (Авторы Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова, одно из ведущих направлений данной программы – воспитание гуманных чувств и позитивных взаимоотношений, формирование этических представлений.
На занятиях дети учатся считаться с мнением и интересами других, защищать слабых, справедливо разрешать возникшие споры и конфликты, адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Ознакомление детей с основными положениями Конвенции ООН о правах помогает привить им уважение к личности, к себе и к другим людям, сформировать понимание взаимосвязи между правами и обязанностями человека, который должен считаться с интересами окружающих.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважении и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создать условия для их практического применения.
Большое значение в формировании гуманных чувств и отношений придается организации совместной деятельности детей, ее возможности для формирования представлений и накопления практического опыта проявления гуманного отношения к сверстникам.
Включаясь в совместную деятельность, дошкольник часто оказывается в ситуациях, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку от сверстников. В таких ситуациях педагог имеет возможность демонстрировать свое отношение к ребенку, а также обучать необходимым способам проявления доброжелательности, разъяснять моральный смысл возникших ситуаций.
Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно – продуктивную.
Рекомендуется проводить ролевые театрализованные и дидактические игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. (Приложение № 1)
Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. (Приложение 2)
Мною разработана игротека, направленная на воспитание гуманных чувств и отношений у старших дошкольников (Приложение №3).Содержание игр подобрано в трех направлениях:
«Отражение в зеркале» — определяющими являются ситуации, направленные на формирование у ребенка образа «Я».
«Я+ТЫ= МЫ» — доминируют ситуации, актуализирующие у детей устойчивую ориентацию на сверстника.
«Шаг на встречу» — преобладают ситуации, стимулирующие самостоятельную реализацию ребенком способов ненасильственного взаимодействия со сверстниками
В настоящее время в обществе изменились взгляды на семью, семейное воспитание. Так, в ст. 18 Закона РФ «Об образовании» подчеркивается, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
Однако существует немало семей,где взрослые допускают типичные ошибки: недостаточно общаются с детьми, уделяют им мало внимания, используют физические наказания, запугивают детей, нарушают их режим, формируют сами того не желая, отрицательные привычки.
По результатам анкетного опроса родителей (Приложение 4, выявили, что многие родители ориентированы на решение образовательных задач, их интересуют проблемы раннего обучения детей, подготовки к школе, но главная функция- воспитание- уходит на второй план. Высокий процент опрошенных родителей твердо убеждены, что в наше время многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми, а главным ориентиром является воспитание у ребенка таких качеств, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи.
Отсюда обозначена актуальная задача – помочь родителям учить ребенка проявлять отзывчивость, сочувствие, сопереживание, гуманное отношение к окружающим. Эти чувства сами по себе не разовьются. Поэтому воспитатели убеждают родителей обогащать эмоциональный опыт ребенка, раскрывать социальную значимость гуманных чувств.
С целью достижения открытости родителей в общении, а также повышения авторитета педагога общение с родителями следует строить на основе диалога, взаимного уважения. Это позволит формировать у родителей осознанное, критическое отношение к своей воспитательной деятельности.
Если родители становятся партнерами по общению, а не учениками, если учитываются потребности родителей в педагогических знаниях, то предлагаемые им рекомендации воспринимаются как интересные и полезные. Вопросы воспитания гуманных чувств у детей следует рассматривать в различных формах общения с родителями – в индивидуальных и групповых консультациях, беседах, в том числе и нетрадиционных (за круглым столом, в устных журналах, на собраниях и в других формах). Например, учитывая пожелания родителей пригласить методиста, психолога и других специалистов, которые могу ответить на волнующие родителей вопросы.
А самое главное, что следует помнить нам, взрослым, что формирование эмоционально – нравственных основ культуры личности, заложенные в дошкольном возрасте:
воспитание сочувствия
гуманности
являются основой личности человека, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих и определяющие жизненный успех каждого человека.
Конспекты бесед по воспитанию гуманных чувств посредством произведений детской художественной литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 (дошкольные группы) Конспекты бесед по воспитанию.
Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Консультация для родителей. Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников». Цель: — заинтересовать родителей данной проблемой;.
Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Чувство патриотизма очень многообразно по своему содержанию, его трудно определить несколькими словами. Конечно, это любовь к нашей стране,.
Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Цель: — заинтересовать родителей данной проблемой; — дать родителям знания о значении воспитания патриотических чувств в развитии ребёнка.
Воспитание межличностных отношений старших дошкольников в коллективной игре Воспитание межличностных отношений старших дошкольников в коллективной игре В настоящее время наша Родина переживает непростой исторический.
Презентация «Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста» Методический опыт по теме: «Воспитание гуманных чувств через произведения детской художественной литературы» Рыбинск, 2018.
Проект «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Гипотеза Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении, родном.
Проект «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Введение Проблема формирования патриотических чувств имеет особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в данный.
Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников «Какая Родина красивая! Остановись и погляди. Моя земля. Моя Россия Мы все наследники твои». Проблемы патриотического воспитания детей.
Воспитание патриотических чувств старших дошкольников Анализ вариативных программ дошкольного образования Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
Источник