- Воспитание гражданско-патриотических чувств статья (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Воспитание гражданско — патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Воспитание гражданско – патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. статья (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Воспитание гражданско-патриотических чувств
статья (старшая группа) на тему
Описание компонентов по воспитанию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
патриотическое воспитание | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание гражданско — патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, улица, дом, детский сад), семье, своей родословной, национально-культурных традициях народа, уважительном отношении к символам государства (флагу, гимну, гербу), к самым близким людям (матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату…), к людям, которые живут и трудятся рядом. В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей, ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. На практике я убедилась, что через экскурсии, занятия, встречи с интересными людьми воспитанники постепенно знакомятся с детским садом, своим городом, улицей, а затем через фотоэкскурсии, путешествия с родителями – с областью, страной и даже миром. Воспитание патриотических чувств решается через общение, чтение литературы, беседы, труд, игровые занятия.
Наиболее приемлемый вариант перспективного плана по гражданско-
патриотическому воспитанию старших дошкольников :
— «Мой дом, моя семья»;
— «Мой детский сад»;
— «Мой край и город, в котором я живу»;
— «Я и моё имя», «Права ребенка», «Новый год»;
— «Наша Родина — Россия»;
— «Москва – главный город нашей Родины», «Наши защитники»;
— «Очень я люблю маму милую свою»;
— «Наши космонавты», «Герои — земляки»;
— «Этот День Победы».
Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, беседы, праздники, развлечения, дидактические и подвижные игры. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению знаний. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям, праздникам, например, 12 декабря – в день Конституции проводим беседу о Декларации прав ребенка; в апреле, знакомя детей с космосом, праздник «День космонавтики».
Всю работу по воспитанию патриотизма можно распределить по следующим компонентам.
— культурно-патриотический : приобщение к духовным и культурным ценностям, традициям; прививается интерес к языку и культуре страны, города (экскурсии по родному городу, по родному краю – с помощью фотографии), посещение Краеведческого музея , знакомство с декоративно-прикладным творчеством, драматизации русских народных сказок и сказок разных народов, чтение потешек, закличек, песен ит.д.;
— гражданско-патриотический (беседы и занятия «Я и моё имя», «День Конституции», «Права ребенка», знакомство с гербом, флагом родного города, области и России);
— героико-патриотический (тематические занятия «Богатыри земли Русской», «Защитники Отечества»; беседы «Русские традиции проводы в армию», о Великой Отечественной войне, «памятники воинской славы в России», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.; пение песен военных лет и о современной армии, экскурсии в музей, в парк Победы, высаживание цветов на клумбы детского сада);
— спортивно-патриотический (участие в городских, районных соревнованиях; спортивных праздниках. В детском саду – спортивные праздники с мамами и папами: «Вместе с мамой», «Я и папа», «Мама, папа, я – спортивная семья»; встречи со старшими ребятами, достигшими хороших результатов в спорте).
Соответственно должна быть оформлена и развивающая среда в группе, которая отражает работу педагога по патриотическому воспитанию :
— семейные фотоальбомы, «Генеалогическое древо»;
— тематические папки и альбомы с иллюстрациями и фотографиями: «Мой город», «Предприятия и учреждения города», «Знаменитые земляки», картотеки стихов, песен о родном городе, о семье, детском саде, о стране и т.д.
— макеты: Кремль, детский сад, микрорайон;
— карта Российской Федерации; флаг, герб, гимн (в записи), портрет президента;
— тематические папки с иллюстрациями «Наши предки — славяне», «Богатыри земли Русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия», художественная литература о войне;
— альбомы: «старинные храмы России», «Предметы старины», «Русские народные костюмы», матрешка, куклы в русских костюмах, вышивка, дидактические игры;
— сказки (русские народные и других народностей), былины, предания;
— глобус, карта мира, иллюстрации о жизни людей в других странах.
Правильно подобранная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, расширить и углубить уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Работа по воспитанию у дошкольников гражданско — патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями.
Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело.
Особое внимание в работе с родителями должно быть направлено на приобщение дошкольников к труду, к совместному участию детей и родителей в подготовке к праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Во всех государственных документах, определяющих стратегию развития образования в последнее десятилетие все больше внимания уделяется проблеме воспитания начал гражданственности, основ формирова.
В последнее десятилетие все больше внимания уделяется проблеме воспитания начал гражданственности, основ формирования толерантности у детей начиная уже с дошкольного возраста. В связи с этим воз.
Обогащение конкретных представлений о государственном устройстве России, ярких исторических событиях, достижениях, победах России в прошлом и настоящем — это основа и условие развития.
Каждодневный кропотливый труд, работа с детьми, родителями, общение с коллегами помогли мне определить направление работы. Народная мудрость учит.
Дошклоьное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и .
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам.
Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.Оно заключает в себя: отношение к себе как к личности, семью, гд.
Источник
Воспитание гражданско – патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему
Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.Оно заключает в себя: отношение к себе как к личности, семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой.Дом, в котором он живёт, родную улицу.Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родной город, родной край.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_grazhdansko.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание гражданско – патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста.
Ребёнок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»? Оно заключает в себя: отношение к себе как к личности, семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой.
Дом, в котором он живёт, родную улицу.
Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родной город, родной край.
Позже – не только малая (родной край), но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является. И, наконец, планета Земля – наш общий родной дом.
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!» Вдумайтесь, часто ли мы слышим эти фразы? Почему существуют проблемы в нравственном воспитании подрастающего поколения? Формирование человека как члена гражданского общества, сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель нашей работы.
Опираясь на парциальные программы «Наследие» (авт. Е. В.Соловьёва, Л. И. Царенко, М. Ю. Новицкая), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авт. О. Л. Князева, М. Д. Маханева), методические пособия Е. К. Ривиной «Герб и флаг России», «Российская символика», я поставила перед собой задачи:
- Сформировать у детей понятие о своём «Я», о том, что каждый человек – уникальная личность со своими чертами характера;
- Дать представление о сообществах: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые;
- Обогатить знания детей о родном крае («малой»родине), Родине – стране , дать знания о символике нашего государства;
- Познакомить дошкольников с русским народным бытом, традициями, фольклором, народным календарём, русскими народными играми.
Разработала целостную систему работы по гражданско-патриотическому воспитанию:
- Блоки занятий с соответствующим дидактическим и наглядным материалом;
- Перспективное планирование занятий с детьми по познавательному развитию и гражданскому воспитанию с учётом регионального компонента;
- Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным фольклором;
- Конспекты занятий по блокам «Мир людей», «Гражданство».
В развивающей среде группы появились исторические и географические предметы, символика государства, народный календарь.
Для оформления представлений о семье, родственных отношениях, о родословной мы вместе с детьми создали рукописные книги-альбомы, в которых дети отразили знания о себе, своей семье, друзьях, делились своими сокровенными тайнами. Это позволило мне определить душевное состояние ребёнка, познать его внутренний мир.
Оформила выставку «История Новохопёрска», где представлен материал об истории города, о главных достопримечательностях; организовала «Адресное бюро», где не только знакомятся с названиями улиц, но и узнают о том, кто где живёт, у кого какой дом, какой этаж. Свои мечты о том, каким они хотят видеть свой город, дети отразили в рисунках на выставке «Город будущего».
А высказывания ребят – самые неожиданные:
«В моём городе будет жить добрая волшебница .Когда все люди будут спать, она будет ходить по улицам и исполнять все хорошие сны людей».
«Когда я буду самым главным в городе, то построю машину, у которой на крыше вырастет волшебное дерево. Когда машина будет ехать по городу, то из дерева станут сыпаться семена. Они будут прорастать, и появятся волшебные деревья, которые будут разговаривать с прохожими и всё время им улыбаться».
Изготовила панно «Экологические зоны прихопёрья», с помощью которого повысился интерес у детей к природе прихопёрья, его климатическим особенностям, уникальности заповедной зоны.
Дидактические игры «Кто заблудился?», «Что перепутал художник?», «Кого не стало?» помогли усвоить обширный объём материала о животном и растительном мире заповедника.
Формируя у ребёнка первые простейшие представления об устройстве нашего государства, большое значение придаю символики нашей страны. Ни для кого не секрет, что значительная часть населения нашей страны не знает слов торжественной песни – гимна России, не знает значения цветов флага нашей Родины, значения герба нашего государства. Поэтому считаю, что работу над этой проблемой надо начинать с дошкольного возраста.
Используя нетрадиционные формы проведения занятий, а также методы моделирования и пиктографии. Например, объясняя детям значения цветов флага, рядом с белым цветом расположила рисунки с голубями, улыбки, означающих мир, чистоту совести, с синим цветом – лебедя, символизирующего верность, правду; с красным – русского богатыря, олицетворяющего собой силу и отвагу.
Знания о значении герба России, в котором отображена история нашего государства, давала детям в сказочной форме: ещё в давние времена дедушки и бабушки рассказывали детям сказку о сильном и отважном Егории, победившем ужасного чёрного змея. Всадник, изображённый на гербе, — Святой Георгий – прототип сказочного героя.
Делая вывод и анализируя содержание сказки, дети запомнили, что герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Использование таких приёмов развивает у людей любознательность, интерес к истории России, к жизни человека в прошлом.
Считаю очень важным и другое направление работы по воспитанию ребёнка-гражданина – это выполнение норм и традиций в жизни группы, сфера социальных отношений.
В группе существует три обязательных правила:
- Нельзя бить и обижать людей;
- Нельзя ломать и портить результаты труда других;
- Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.
Сравнивая игровые ситуации, анализируя содержание художественных произведений, русских народных сказок, вместе с детьми пришли к выводу, что людям, живущим вместе, будет хорошо только в том случае, когда каждый из них станет учитывать интересы других и сдерживать свои желания и настроения.
Особое внимание уделяется развитию у детей любви к природе родного края, к её неброской, но магической красоте. Снежные просторы, земля в цвету открывают богатейшие возможности для воспитания у детей этого чувства. Но без помощи взрослого ребёнку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Формирование положительного отношения к природе родного края невозможно без единства и тесной взаимосвязи знаний, чувств и практической деятельности детей. Использую технологию интегрированного обучения, появилась возможность показать детям природу во всей красоте и многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления. Интеграция позволила исключить повторы при изучении материала о природе, повысить развивающий эффект и уменьшить нагрузку на детей.
На первом этапе работы по ознакомлению дошкольников с природой родного края нами были обозначены темы и объекты, на основании которых строится образовательно-воспитательный процесс.
Познавательная деятельность ребёнка, направленная на ознакомление с природой родного края, невозможна без создания определённых условий. Внесение регионального компонента в содержание и тематику различных форм организации деятельности дошкольников, в пространственно-предметную развивающую среду выступает одним из условий развития целостного отношения к родному краю. Предметно-развивающая среда способствует формированию у ребёнка правильных, неискажённых представлений о мире, помогает расширить кругозор, активизировать интерес к познанию природы родного края, побуждает к исследовательской деятельности. Собран материал регионального содержания: имеются различные гербарии листьев, растений; коллекции шишек хвойных деревьев, коры деревьев, мхов, семян; муляжи грибов; иллюстрации животных; имеется «Уголок экологии».
Нами разработан цикл интегрированных занятий «Мой город» на которых они имеют возможность решить несколько задач: обобщить знания детей, обучить определённому способу конструирования из бумаги, рисованию, активизировать речь, способствовать накоплению опыта взаимодействия детей в процессе совместной деятельности. Интеграция разных видов деятельности обеспечивает разностороннее воздействие на ребёнка, способствует познанию природы с разных сторон. Занятия проходят один раз в квартал и являются итогом работы педагогов.
Большое значение при ознакомлении с природой родного края, бытом и культурой русского народа имеют праздники и развлечения. Традиционно в начале апреля в нашем дошкольном учреждении проходит экологическая неделя, в рамках которой большой праздник «День Земли», акции «Ёлочка – зелёная иголочка», «Мой домик самый лучший», КВН, соревнования, дети инсценируют экологические сказки и т. д.
Мы надеемся, что наши воспитанники будут бережно относиться ко всему живому и на всю жизнь сохранят любовь к своему краю, где бы они ни жили.
Свою работу я строила в тесном содружестве с семьёй. Родители активно участвовали во всех мероприятиях: народных праздниках, экскурсиях, выставках, конкурсах. Совместная деятельность стала основой в формировании гражданина, Человека с большой буквы, патриота Родины.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: любовь к малой родине, умение чувствовать ее красоту – это начало патриотизма, любви к Родине. У детей в процессе работы формируются лучшие качества маленького гражданина: доброе отношение к миру, привязанность к малой родине, ответственность за все, что происходит в городе, отзывчивость к окружающим. Совершенствуется речь, память, мышление, способность наблюдать, творить, обобщать, расширяется кругозор. Формируются разные виды отношений – природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное с элементами регионального воспитания. Приятно слышать , когда мои воспитанники , рассказывают родителям о истории создания или о названии улицы, услышанную ими на экскурсии. Это говорит о том, что добрые семена, вложенные в детские души, не пропали даром.
Они дают свои всходы, и ради этого стоит работать.
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.
Источник