Восклицательные конструкции усиливающие эмоциональность высказывания как называются

ЕГЭ по литературе: проверяем себя

Э кзаменационная работа по литературе в 2009 году состоит из трёх частей. На её выполнение даётся 4 часа (240 минут). Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического/драматического произведения и лирическое произведение). Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), ориентированных на базовый уровень и требующих в ответе написания слова или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1–С2) повышенного уровня сложности, требующие написания ответа в объёме 5–10 предложений. Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В, базовый уровень) и 2 задания с развёрнутым ответом (С3–С4 — повышенный уровень) в объёме 5–10 предложений. Задания типа В оцениваются максимально по одному баллу, задания С1–С4 — максимально по 3 балла.

Для выполнения заданий части 3 (С5 — высокий уровень сложности) нужно выбрать один из трёх предложенных проблемных вопросов и дать на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объёме не менее 200 слов). Задание С5 может быть максимально оценено 15 баллами. Максимальная сумма баллов, которые может получить выпускник, — 39 баллов.

Варианты тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ по литературе и самопроверки, а также другие необходимые учителю материалы можно найти в Интернете на порталах информационной поддержки эксперимента по введению ЕГЭ www.ege.edu.ruи Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru. Кроме того, появился ряд методических пособий, которые и учитель, и ученики могут использовать в подготовке к экзамену, например:

  • Сдаём единый государственный экзамен. Литература / Авт.-сост. С.А. Зинин, Э.А. Красновский, Л.Н. Гороховская. М.: Дрофа, 2007.
  • Литература: ЕГЭ-2008: реальные задания / С.А. Зинин, О.Б. Марьина, Н.А. Попова. М.: АСТ-Астрель, 2008.
  • Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы: 2009. М.: Просвещение; СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2009.

Уровень своей подготовки к экзамену выпускник может определить самостоятельно уже сейчас, выполняя задания, аналогичные демоверсии экзаменационной работы 2009 года. Предлагаем одно из таких заданий — по эпическому тексту.

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент
текста и выполните задания B1–B7; C1–С2

Избу Матрёны до весны забили, и я переселился к одной из её золовок, неподалёку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Мат­рёне и как-то с новой стороны осветила мне умершую.

— Ефим её не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она — кое-как, всё по-деревенски. А одново мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завёл, к Мат­рёне и возвращаться не хотел.

Все отзывы её о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

Читайте также:  Как вернуть либидо у женщин после стресса

И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.

И только тут — из этих неодоб­рительных отзывов золовки — выплыл передо мною образ Мат­рёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок.

В самом деле! — ведь поросё­нок-то в каждой избе! А у неё не было. Что может быть легче — выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него — и потом зарезать и иметь сало.

Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.

Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

При выполнении заданий В1–В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1
справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву
пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов,
знаков препинания и кавычек.

В1 Как зовут героя, от имени которого ведётся повествование?

В2 К какому эпическому жанру относится «Матрёнин двор»?

В3 Какое место в сюжете произведения занимает данный фрагмент?

В4 В третьем абзаце фрагмента (неодобрительные отзывы золовки о Матрёне) и в его финальной части (“…не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”) использован один и тот же стилистический приём, при котором каждое последующее словосочетание или предложение усиливает значение предыдущего, что позволяет воссоздать действия, мысли и чувства в развитии — от малого к большому, благодаря чему усиливается эмоциональность речи. Какой приём употреблён автором?

В5 Как называются воскли­цательные конструкции, использованные автором в шестом абзаце фрагмента и усиливающие эмоциональность высказывания?

В6 Как называется сниженная разговорная лексика (“за обзаводом”, “сударка”, “одново”, “дозвать” и др.), служащая для речевой характеристики золовки и употребляемая ею в отзывах о Матрёне?

В7 Содержание фрагмента показывает нам, что образы Мат­рёны и её золовки резко различаются между собой отношением к жизненным ценностям. Как называется такое противопоставление персонажей?

Для выполнения заданий С1–С2 используйте бланк ответов № 2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ
на вопрос в объёме 5–10 предложений.

С1 Почему неодобрительные отзывы о Матрёне, которые рассказчик услышал после её смерти, наоборот, убедили его в том, что она и есть “тот самый праведник”?

Читайте также:  Радость от победы это эмоция

С2 Каким традициям русской литературы XIX века следовал А.И. Солженицын, поднимая нравственную проблему праведничества? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

Источник

Риторическое восклицание

Риторическое восклицание (эпекфонесис, экскламация) — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство

Какой размах! Какой простор уму!
На сцене слитность грации и такта!

Виды риторического восклицания

Видами риторического восклицания являются:

  • Аганактезис — риторическое восклицание, выражающее возмущение

O tempora, o mores!

О, дева всех румянее
Среди зелёных гор —
Германия!
Германия!
Германия!
Позор!

  • Катаплока — риторическое восклицание в виде грамматически не связанной с контекстом вставки

Тридцатая годовщина
Союза — держись, злецы!
Я знаю твои морщины,
Изъяны, рубцы, зубцы —
Малейшую из зазубрин!
(Зубами — коль стих не шёл!)

См. также

Примечания

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Викифицировать статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Риторическое восклицание» в других словарях:

риторическое восклицание — сущ., кол во синонимов: 6 • аганактезис (1) • катаплока (1) • риторическая фигура … Словарь синонимов

риторическое восклицание — (от греч. rhetor оратор) стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: Тройка! Птица тройка! (Н.В. Гоголь). Р. в. может сопутствовать гиперболизация, например: Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о … Словарь литературоведческих терминов

риторическое восклицание — Показное выражение эмоций: негодования, изумления, восхищения; используется в публицистическом, художественном, разговорном стилях … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Риторическое восклицание — Показное выражение эмоций: негодования, изумления, восхищения; используется в публицистическом, художественном, разговорном стилях … Риторика: Словарь-справочник

риторическое восклицание — , я. Синтаксическая фигура2, выражающая особую экспрессию и усиливающая напряженность речи. Когда то будет мне веселее! А до сей минуты все грустно (Н. Карамзин) … Учебный словарь стилистических терминов

Риторическое обращение — Риторическое обращение стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения… … Википедия

Риторический вопрос — Риторический вопрос риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сути, риторический вопрос это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. В любом случае… … Википедия

Эротема — Риторический вопрос риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. Также риторическим вопросом можно считать вопрос, ответ на который крайне очевиден. В… … Википедия

Риторический вопрос — РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, своеобразные обороты речи, усиливающие ее выразительность, так наз. фигуры (см.). Отличительной чертой этих оборотов является их условность, т. е. употребление… … Литературная энциклопедия

Читайте также:  Мое первое чувство любви

Фигура (риторика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фигура. Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят… … Википедия

Источник

Стилистические фигуры речи. Таблица с примерами

В русском языке применяются языковые средства речи, например:

Стилистические фигуры речи

Стилистические фигуры (фигура речи) — это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы (например, солецизм).

Таблица с примерами

Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А. Чехов)

Я думаю о тебе, тоскую, вспоминаю, скучаю, молюсь;

Иди, беги, лети и мсти за нас (Пьер Корнель).

Не погибла молодость – Молодость жива! (Багрицкий)

Изумительный наш народ;

Рассказать тебе я хотел бы одну историю.

Наш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет. (М. Херасков)

Виды фигур Определение Примеры
Антитеза фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств
Анафора повторение одинаковых элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)
Эпифора повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Градация такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего или ослабляет его
Хиазм перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях
Инверсия нарушение обычного порядка слов
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М. Горький)
Каламбур игра слов, где в тексте создает комический эффект

не требует ответа, а только усиливает эмоциональность высказывания.

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

«Живой труп» (название пьесы Л.Н. Толстого)

Таинственно шумит лесная тишина. (И. Бунин)

Источник

Оцените статью
Риторический вопрос
Риторическое восклицание в форме восклицания содержится утверждение Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов)
Риторическое обращение фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов)
Умолчание намеренное прерывание речи, дающее возможность читателю домыслить фразу Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть (А.С. Пушкин).
Многосоюзие повтор избыточного союза. Создает эмоциональность речи И снег, и ветер, и звезд ночной полет (Ошанин)
Бессоюзие построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин)
Эллипсис пропуск подразумеваемого слова Не тут-то (было)!
Оксюморон соединение логически несовместимых понятий