Вокализ рахманинов какие чувства вызывает
Сергей Рахманинов «Вокализ»
Сергей Рахманинов. Гениальный русский композитор, чьи произведения так наполнены искренностью чувств, что и в нынешнее время он является властелином сердец любителей классической музыки всего мира. В бесценном творческом наследии великого маэстро, изобилующем выдающимися, идущими от сердца шедеврами, есть сочинение, которое невозможно охарактеризовать даже высокопарными эпитетами — это «Вокализ». Признанная в мировой музыкальной литературе одной из лучших кантилен, трогательная композиция настолько прекрасна, что никого не оставляет равнодушным, а её волшебное звучание помимо воли заставляет слушателей мысленно взлетать и безмятежно парить в небесах.
Историю создания «Вокализа» Рахманинова, а также множество интересных фактов и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История
Уже с начала 1912 года концертная жизнь Рахманинова была весьма интенсивной, и поэтому летом, чтобы восстановить утраченные, после многочисленных сольных выступлений силы, на отдых он традиционно выехал Тамбовскую Ивановку. Композитор любил родовое имение своей жены Натальи, ведь детские и отроческие годы, проведённые там, оставили в его душе только светлые воспоминания. Сергей Иванович с удовольствием сажал деревья, ловил на удочку рыбу в пруду, а кроме того увлечённо занимался модернизацией сельского хозяйства, расходуя на это большую часть своих заработков. Так было и тем летом 1912 года. Помимо сельскохозяйственных машин, помогающих работе крестьян, Рахманинов приобрёл себе автомобиль «Лорен-Дитрих», быстро научился виртуозно управлять машиной и катал на ней деревенских ребятишек.
Простая деревенская жизнь очень воодушевляла композитора. Лето для него было порой творчества, и поэтому лучшие произведения он сочинил именно в Ивановке – своей композиторской лаборатории. В тот год муза вдохновила Рахманинова на создание камерно – вокальных миниатюр. Романсы из-под его пера выходили один за другим каждый день: 5- июня – «В душе у каждого из нас», 6 июня – «Муза», 7 июня – «Буря».
Итак, четырнадцать произведений, последним из которых был «Вокализ». Цикл из тринадцати романсов, по прибытии в Москву, Рахманинов продал крупнейшему в России музыкальному издательству Карла Александровича Гутхейля, и меломаны познакомились с ним в следующем году. Композитор изначально не включил «Вокализ» в сборник, видимо на это произведение у него были особые планы.
В начале декабря, из-за пошатнувшегося здоровья Сергея Васильевича, семья Рахманиновых, покинув Россию, отправилась в Италию. Их путь лежал через Германию и Швейцарию. Обосновавшись в Риме, маэстро с большим энтузиазмом принялся за создание новых произведений. Там он сделал наброски второй сонаты и начал сочинять свои знаменитые « Колокола ». Однако большая беда уже стояла у порога: сначала тифом заболела старшая дочь Ирина, а вскоре и младшая Татьяна. Для любящего отца, который стал ходить мрачнее тучи, это было страшное время. После окончательного выздоровления девочек, в Ивановке Сергей Васильевич закончил и вторую сонату, и «Колокола», в которых отразил своё предчувствие надвигающихся суровых жизненных перемен.
Потом опять были концерты в России и Англии, а затем началась война, которая тёмной пеленой неумолимо накрывала страну. Находясь под впечатлением от происходящих событий, Рахманинов создал « Всенощное бдение », которое невольно связал с жертвами войны. Следом, находясь на гребне творческой волны, Сергей Васильевич вдруг вспомнил про «Вокализ», с момента сочинения которого прошло почти три года. В апреле 1915 года он показал эту композицию Антонине Васильевне Неждановой. Прослушав произведение, оперная дива сразу задала вопрос, почему у такой восхитительной музыки нет слов? На это Рахманинов убедительно ответил, что с чудесным голосом певицы и её вокальным мастерством мелодия не нуждается в словах. Антонина Васильевна, будучи тронута и польщена такой похвалой, от всей души поблагодарила композитора. Впоследствии Сергей Васильевич не один раз наведывался к Неждановой для того, чтобы внести поправки в вокальную партию, выбрать удобную для исполнения тональность, расставить дыхание и нюансы. «Вокализ» с посвящением Неждановой был напечатан в издательстве в том же 1915 году, а впервые исполнен Антониной Васильевной 25 января 1916 года в сопровождении оркестра С.А. Кусевицкого. Рахманинов в знак благодарности подарил певице рукописный экземпляр, который она бережно хранила в своей библиотеке.
Интересные факты
- Изначально вокализ – это упражнение, которое помогает певцу развивать вокальную технику, отрабатывать различные штрихи и динамику, добиваться певучести и подвижности голоса. Первые вокализы появились во второй половине восемнадцатого века и затем успешно употреблялись в педагогической практике для освоения певческого искусства. Такие упражнения обычно исполняются без слов: распевается только гласный звук.
- Свой «Вокализ» Рахманинов посвятил Антонине Васильевне Неждановой – первой исполнительнице произведения, выдающейся русской, советской певице, которая в течение тридцати лет, была примадонной Большого театра. Завершив певческую карьеру в шестидесятилетнем возрасте, Антонина Васильевна занялась педагогической деятельностью. Последние семь лет своей жизни она в должности профессора работала в Московской консерватории. Среди почитателей таланта Неждановой стоит особо выделить Владимира Ильича Ленина. Он очень любил голос певицы.
- Впоследствии «Вокализ» вошёл под № 14 в тот цикл романсов (op. 34), который Рахманиновым был сочинён, затем напечатан издательством в 1912 году.
- «Вокализ» Рахманинова практически сразу после публикации нотного материала зазвучал на самых разных инструментах. Например, в те времена особо отмечалось вдохновенное исполнение этого произведения талантливым контрабасистом Сергеем Кусевицким. Сегодня переложение «Вокализа» сделано практически для всех звуковысотных музыкальных инструментов, а также ансамблей всевозможных составов. Стоит заметить, что первую инструментовку для симфонического оркестра сделал сам Сергей Васильевич.
- В начале тридцатых годов Рахманинова объявили заклятым врагом советской власти, белоэмигрантом и фашистом. Произведения композитора в СССР запретили исполнять. Однако, несмотря на это, во время второй мировой войны Сергей Васильевич помогал своей горячо любимой и незабываемой родине и через генерального консула России передавал солидные денежные суммы на помощь фронту.
Содержание «Вокализа» Рахманинова
«Вокализ». Философская возвышенность и глубина мысли этого завораживающего своей красотой произведения Рахманинова, сделала его поистине гениальным. Задушевная свободно льющаяся мелодия композиции, поражает своей лиричностью, плавностью и широтой. Основанная на небольшой попевке, которая вариантно развивается в свободном стиле, характерном для церковного знаменного распева, она воспринимается на одном дыхании, так как создаётся впечатление непрерываемой текучести кружевной музыкальной ткани.
Произведение, написанное в двухчастной форме, четырёхдольном тактовом размере, с авторским темповым указанием Lentamente, molto cantabile, начинается с тонического трезвучия и уже на следующей доле вступает выразительная распевная тема вокалиста. Далее размеренный и ровный ритм аккордового аккомпанемента, придающий музыке черты строгой классичности, обрастает мелодическими подголосками и тем самым образует с вокальной мелодией живописные узоры. Постепенно инструментальное сопровождение становиться насыщенным и многослойным.
Стоит заметить, что сам автор в различных редакциях представил «Вокализ» в трёх тональностях: ми минор, до-диез минор, ми-бемоль минор, а также указал, что композиция может исполняться и сопрано, и тенором(только на октаву ниже).
«Вокализ». Это выразительная и содержательная вокальная композиция в творчестве великого Рахманинова занимает особое место. Созданная за два года до того как композитор навсегда покинул Россию, она является знаковым произведением и звучит словно покаяние и прощание с горячо любимой Родиной. Мелодия, будто на крыльях прекрасных птиц поднимающаяся вверх, воспринимается как голос души, которая взлетела до небес и оттуда нежно разговаривает с нами.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Сергей Рахманинов «Вокализ»
Источник
Вокализ рахманинов какие чувства вызывает
1) «Вокализ» был посвящен певице Антонине Неждановой (1873-1950)
http://www.belcanto.ru/nezhdanova.html
2) «Вокализ» — самое исполняемое произведение Рахманинова
На данный момент Вокализ записан на более чем 227 дисков!
Это чёткая статистика с сайта:
http://www.cduniverse.com/classical.asp?HT_Search=com..
В аудиотеку группы добавлено 18 записей Вокализа, но нет ещё оригинальной версии, как он был изначально написан — голос (сопрано или тенора) с фортепианным аккомпанементом.
Какие записи Вокализа есть у вас? Какие ассоциации вызывает Вокализ?
Каково его смысловое поле?
Браво, Татьяна, лучшего определения Вокализа мне не встречалось.
У Вас настоящий дар слова.
мне Вокализ кажется похожим на стихотворение Фета:
У камина
Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурный мотылек.
Видений пестрых вереница
Влечет, усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.
Встает ласкательно и дружно
Былое счастье и печаль,
И лжет душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль.
1856
только Вокализ всё-таки пронзительнее.
«Вокализ — «романс без слов», присоединенный к циклу романсов соч. 34, написан в 1915 году и посвящен выдающейся русской певице А.В. Неждановой.
Широкий русский напев как бы облечен в форму барочой арии баховского типа. Основная мелодия построена по принципу вариантных попевок, сменяющих друг друга, и благодаря этому возникает впечатление непрерывной «текучести» голоса. Необыкновенная пластичность и красота печальной мелодии сделали вокализ одним из самых популярных произведений Рахманинова, которое существует не только в авторской транскрипции, но и выдержало множество переложений для различных инструментов.»
«Вокализ Рахманинова называют часто музыкой покаяния.»
«В апреле 1915 года Сергей Рахманинов написал «Вокализ» — чудеснейший романс без слов — и посвятил его несравненной Антонине Неждановой. И после этого у композитора наступила жесточайшая депрессия, которая еще более обострилась из-за кончины его дорогого старшего друга Сергея Ивановича Танеева. Почти полтора года Рахманинов не садился за рояль.»
«Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis — гласный звук; звучащий, поющий) — пьеса для голоса без слов, состоящая только из гласных звуков. Также этим термином называются упражнения для голоса, необходимые для его развития и освоения различных технических приёмов. Существуют целые сборники таких вокализов-упражнений.
Вокализ появился в середине восемнадцатого века. Первыми произведениями, исполняющимися голосом без слов, стали упражнения композиторов Люлли и Рамо. До девятнадцатого века упражнения, написанные в технике вокализа, широко применялись в учебных целях.
В девятнадцатом веке вокализ становится популярен благодаря многочисленным этюдам, в которых голосу аккомпанировало фортепиано.
Вокализы обычно являются этюдами или упражнениями для развития вокальной техники (вокализы Дж. Конконе, Г. Панофки, М. И. Глинки, А. Е. Варламова и др.). В виде вокализа иногда пишутся и пьесы для концертного исполнения («Вокализ» Рахманинова, «Хабанера» М.Равеля, «Bachianas Brasileiras No. 5″ Вилла-Лобоса и Концерт для голоса с оркестром Р.Глиэра).»
Сколько известно переложений Вокализа? Сколько у вас записей Вокализа?
Эта мелодия используется как сопровождение в документальных теле и радио-передачах бесчисленное количество раз, в чем причина ее популярности?
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Цитатник
📌Tpюк c булaвкoй — и гepaнь зaцвeтёт чepeз нeдeлю Пoдeлюcь, кaк зacтaвить гe.
Барышни в лоскутной технике. Винтажные полотна Барышни в лоскутной технике. Винтажны.
Уроки по понедельникам.Порисуем! http://www.x-lines.ru/icp/abW27/000000/0/36/.
М.Булгаков. Мастер и Маргарита / радиоспектакль -1 https://www.liveinternet.ru/users/2338549/post.
Булочки-малышки с сырно-грибной начинкой Булочки-малышки с сырно-грибной начинкой Для.
—Музыка
—Рубрики
- Журналы (125)
- вышивка (11)
- Дизайну (10)
- по вязанию (52)
- аудиокниги (112)
- Бабочки (4)
- видео (298)
- песни (196)
- для детей (259)
- сказки, расказы и басни (14)
- зверюшки- куклы (19)
- куклы (55)
- Животные (230)
- Дикие животные (27)
- Домашние животные (157)
- здоровье (1419)
- Волосы (10)
- зрение (35)
- йога (22)
- косметика,маски,рекомедации (263)
- Медитации (17)
- медицина (23)
- иностранные языки (96)
- интересная информация (502)
- исскуство (2213)
- артисты (124)
- Живопись (428)
- кино (237)
- Литература (56)
- музыка (143)
- плакат,карикатура и сатира (9)
- Притчи, высказывания,аффоризмы (222)
- художники (549)
- юмор, приколы (170)
- каталоги (6)
- кулинария (886)
- мясные блюда (117)
- варенье (28)
- выпечка (358)
- десерт,морожнное (66)
- Заготовки (14)
- Молочная кухня,мороженное,коктели (27)
- напитки (21)
- овощи (58)
- Приправы (19)
- рецепты приготовления вина,настоек и коктелей (12)
- рыбные блюда (39)
- салаты (36)
- Литература (701)
- стихи, басни (106)
- философия, психология (589)
- личное (275)
- лучшие фотки (167)
- мастер-класс (1266)
- Папье маше (14)
- Прически (10)
- Уроки рисования (61)
- шьем (109)
- машины (34)
- Мех (25)
- Мех, кожа (77)
- Народные промыслы (41)
- настроение (248)
- настроение (42)
- Этикет (9)
- обсуждения,форум (8)
- Открытки (155)
- дамы (53)
- ретро (60)
- праздники (454)
- Православные (203)
- Растения (130)
- для дома (45)
- для сада и огорода (59)
- Религия (13)
- ремесла (3450)
- витражи (41)
- декупаж (108)
- Дизайн, декор (2812)
- интерьер (6)
- куклы (57)
- ЛЕПКА И ПЛАСТИКА (127)
- мода (40)
- мозаика (46)
- поделки (107)
- ремонт (47)
- рукоделие (2911)
- бисероплетение (70)
- Валяние (72)
- вышивка (18)
- вязание (1033)
- лоскут (20)
- Мода (83)
- переделка (187)
- печворк (106)
- шитье (355)
- спорт (49)
- страны и города,музеи (1035)
- Россия (135)
- танцы (45)
- Уроки фотошопа, все для днева и компа (581)
- Волшебная полянка (9)
- клипарт (15)
- Комментики (6)
- открытки (10)
- РАМКИ (5)
- смайлики (6)
—Ссылки
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Божественная музыка. Вокализ С.В.Рахманинова
Воскресенье, 08 Сентября 2013 г. 11:58 + в цитатник
Божественная музыка. Вокализ С.В.Рахманинова
Есть произведения, которые трудно охарактеризовать одним словом. О произведении, котором пойдет речь сегодня, такого не скажешь. Прослушав его само собой сразу приходит в голову слово «божественное». И это, несмотря на то, что в творчестве гениального композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873 – 1943) есть немало поистине шедевров. Каждому их произведений Рахманинова можно и нужно посвящать посты, книги и т.д., каждое его произведение достойно внимания. Сегодня разговор будет только об одном из его произведений, которое называется «Вокализ» op .34 №14.
Когда я пишу новый музыкальный пост, я выбираю прежде всего произведение, которое мне нравится, без этого невозможно будет писать о нем. Когда я пишу, то делаю это с одной целью, узнать самому больше об этом произведении. Для этого нужно терпеливо покопаться в Интернете, послушать многие исполнения. Это необходимо для того, чтобы вся информация прошла через голову и сердце и вызвала ответные чувства. Вот этим, этими чувствами я и стараюсь делиться с читателями. Так что, пусть мои уважаемые читатели не обвиняют меня в эгоизме. Да, я пишу не для них, а прежде всего, для себя. Но делаю это в интересах читателей, потому что делюсь своими мыслями.
Вот и на этот раз, я выбрал произведение, которое мне давно очень хорошо известно, я слышал его многократно в различных исполнениях. Это натолкнуло меня на мысль обратиться к этому произведению, чтобы глубже узнать о нем, что я и делаю.
«Вокализ» звучит в исполнении ансамбля скрипачей Большого театра
«Вокализ» Рахманинова звучит в исполнении Вероники Джиоевой
Оркестр Новосибирской филармонии
Источник