Во время дискуссии правда должна быть важнее чувств других людей

Чувство правды

Театр перестал быть развлечением, театр стал мудростью.

Описывая свои впечатления после сеанса хорошего фильма или просмотра театрального представления, мы часто прибегаем к восторженным оценкам – фразам «как правдоподобно сыграл», «актер прочувствовал эту роль», «он воплотился в своего героя». Бывает наоборот, и в таком случае в ход идут определения «наигранность», «отсутствие жизни», «отбывание роли». В каждом из нас живет Станиславский с его «Не верю!». Не режиссерским приемом, а обывательским отношением в позитивном смысле, ведь именно так и оценивается игра актеров и постановка в целом. Отсюда, грубо говоря, и понимание в системе К. С. Станиславского чувства правды и веры как важного элемента сценического действия. В этой статье мы постараемся разобраться с вопросами, что делает игру актера правдивой и как этого достичь.

Сценическая правда

С точки зрения актерского мастерства правда бывает двух видов. Первый – подлинная правда (или «быль» словами А. Н. Торцова) – это те чувства и состояние, которые мы переживаем на самом деле. «В плоскости реальной действительности подлинная правда и вера создаются сами собой». В жизни если человек что-то делает, это происходит по-настоящему, ему не нужно играть. Например, если нужно спросить дорогу, он просто обратится к прохожему, будучи действительно заинтересованным в получении ответа.

«Но когда этой действительности нет на подмостках, и там происходит игра, то создание правды и веры требует предварительной подготовки. Она заключается в том, что сначала правда и вера зарождаются в плоскости воображаемой жизни, в художественном вымысле, а потом они переносятся на подмостки». Это второй вид – художественная или сценическая правда.

Чтобы показать разницу, К. С. Станиславский в «Работе актера над собой» приводит пример с поиском пропавшей сумочки с деньгами одной из актрис. Когда ее нашли, Торцов попросил обыграть ситуацию еще раз, только теперь все принимающие участие знали, где она находится. Такой же истинности как в первый раз достичь не удалось. Это и есть сутью проблемы. Не только зрителю, а и артисту трудно поверить в искренность умирающего от удара картонного кинжала Отелло. Но этого и не нужно, ведь правда – это не вера в декорации и ситуацию, а подлинность чувств и переживаний момента. Важно то, насколько актер способен понять и прожить происходящее, если бы оно было действительным для него. Правда вещей лишь способствует этому.

Чувство правды

Многие исследователи жизнедеятельности К. С. Станиславского делят театральное искусство на 2 периода – до и после него. «До» в театре «играли». «После» Станиславского актеры в театре стали «жить». Под этим «жить» и подразумевается чувство правды и веры, которое каждый актер должен в себе культивировать.

Великий педагог написал: «Необходимо развивать в себе артистическую чуткость к правде. Правда, то, во что искренне верит артист; и даже явная ложь должна стать в театре правдой для того, чтобы быть искусством. Для этого артисту необходимо сильно развитое воображение, детская наивность и доверчивость, артистическая чуткость к правде и к правдоподобному в своей душе и в своем теле. Все эти свойства помогают ему превращать грубую сценическую ложь в тончайшую правду своего отношения к воображаемой жизни».

В соответствии с определением, чувство правды – это то, во что актер верит на сцене или на экране. По утверждению исследователей творческого наследия К. С. Станиславского, он требовал не правдивой игры роли героя, а перевоплощения в него. Для артиста сцены намного важнее способность к внутреннему преображению, возможность смотреть на происходящее глазами персонажа, а не натурализм и имитация правды.

Но что приводит к фальши и лжи на сцене? Это так называемый «физический зажим» – различные состояния, которые притупляют реализм и естественность. Они мешают передать чувство в его чистом виде. Чаще всего это бывает из-за желания актера выгодно показать себя, отличиться, подчеркнуть несущественные для игры детали (например, грациозное движение со стулом); могут препятствовать также излишняя скованность, самоконтроль, смущение, напускные эмоции.

Избавиться от этих недостатков и развить чувство правды и веры, согласно системе Станиславского, можно в 2 этапа.

Первый этап. Правда в простых физических действиях

Физические действия – это половина жизни роли актера на сцене. Начинать с выполнения простых и малых физических действий стоит потому, что вызвать правду в них легче, чем в области переживаний и эмоций. В обычной жизни мы нервно ходим, ожидая опоздавшего друга, наливаем и пьем чай, вдеваем нитку в иголку и шьем. Связанные с этими операциями процессы подчинены нашему сознанию, они устойчивы и понятны, а значит, в правдивости действия рождается и правдивость чувства.

Для выработки правды физических действий применяются упражнения на беспредметное действие (действие с «пустышкой»). Это задания, которые учащийся проделывает с воображаемыми предметами. Условие беспредметности очень важно, ведь при работе с реальными вещами действие зачастую совершается интуитивно и механично, что мешает осознанию полного процесса.

Примеры таких упражнений с «пустышкой»: сварить кофе; написать письмо; одеться на работу; замесить тесто, испечь пирожки; читать книгу, делая заметки в блокноте; подмести и помыть пол; почистить обувь; собрать чемодан.

Выполняя их, нужно строго соблюдать последовательность, не упуская из вида ни одной детали. Вначале нужно делать все более медленно, чем в реальной жизни, сосредотачиваться на каждом шаге. Позже, когда выработается способность так же быстро и точно проделывать с «пустышкой» то же, что и с реальными предметами, задание нужно усложнить. К действию добавляется конкретное условие и ситуация обыгрывается по-другому. Например, если беспредметное действие – сложить вещи в чемодан, усложнить его можно условиями для разных ситуаций: рабочей командировки, где нужны деловые костюмы и ноутбук, или отдыха, где пригодятся маска и плавки/купальник.

Читайте также:  Чувство тревоги при каких заболеваниях

Второй этап. Развитие логики и последовательности

За, казалось бы, механическими действиями в реальной жизни стоят подсознательные процессы и инстинкты. Но на сцене действие происходит в вымышленной ситуации, перенести механичность на которую сложно. Поэтому все свои действия актер должен подчинять логике и последовательности. Представление является чем-то завершенным и целостным, поэтому логика действия очень важна, она связывает композицию, где каждый шаг имеет причину и следствие. Второй этап, по сути, означает умение организовать в единое звено мелкие физические действия первого этапа.

Приведем пример. Собирание чемодана для поездки в отпуск подразумевает наличие логично-последовательной связи. Чемодан откуда-то появился (его достали из антресоли или купили в магазине), потом протерли от пыли, стали складывать вещи. Закончив паковать, настроили код замка и закрыли. Для актерской игры эти, на первый взгляд, мелочи важны. Мимо внимания зрителя не пройдет тот факт, что, например, достав из пыльного чулана чемодан, герой сразу бросает его на диван и начинает складывать туда вещи. В реальной жизни так никто бы не поступил.

Чтоб избежать подобных логических ошибок выполняются усложненные упражнения из первого этапа. Например, комплекс «пустышек» под общим названием «генеральная уборка». Здесь вы должны не только подмести или вымыть пол, а полностью убраться в квартире, следуя логике уборки: сложить в шкаф разбросанную по квартире одежду, навести порядок на журнальном и письменном столе, протереть пыль, пропылесосить и т. д.

Другой тип задания – соединение разных простых физических действий, которые изначально не связаны общей логической линией. Условная ситуация может быть такой: распаковать чемодан; написать записку; погладить рубашку; приготовить яичницу. Обыграть ее можно так: человек возвращается из командировки, заходит домой, разбирает чемодан, достает важные документы и ноутбук. Готовит себе завтрак – яичницу, съедает ее. Переодевается в чистую свежевыглаженную рубашку. Пишет записку жене, что сегодня собрание совета директоров и, возможно, придет домой позже, чем обычно. Во время работы над заданием последовательность устанавливается самим учеником. Важно чтоб все эти действия раньше (на первом этапе) уже выполнялись по отдельности.

Описанные упражнения по большей части командные, после выполнения каждого из них под руководством педагога происходит обсуждение этюда. Указываются недостатки и пропущенные шаги, которые нарушают логику, а значит и правду.

Детальную характеристику упражнений приведенных в этой статье, а также многих других, можно найти в книге театрального педагога и режиссера Л. П. Новицкой «Уроки вдохновения». Об особенностях правдивости ощущений и эмоций актера читайте в статье нашего блога, посвященной эмоциональной памяти.

Отзывы и комментарии

Ниже вы можете оставить комментарий с обсуждением тематики статьи или интересующим вопросом.

Источник

5 сочинений «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

­­ Пример сочинения 1

Сегодня мы все чаще слышим тревожный вопрос «Чем опасен технический прогресс?». Совершенно очевидно, что вне этого явления человеческая цивилизация существовать не может. Однако и у этого необходимого процесса есть изнаночная сторона. Стремясь «догнать и перегнать», многие промышленники забывают об экологии, ученые — о безопасности, потребители — о чувстве меры. Поэтому в 21 веке на повестке дня проблемы загрязнения окружающей среды, формирования ложных ценностей потребления и другие актуальные вопросы, ставшие следствием технического прогресса. Разберем некоторые примеры, доказывающие опасность бурного развития технологий.

Вспомним повесть А.П. Чехова «Степь». Уже в первой главе мы видим, что в маленьком провинциальном городе «в дыму около крыш двигались люди и лошади, покрытые красной пылью…». Это описание локального экологического бедствия. Кирпичные заводы создают невыносимый смог, который затягивает небо и осыпается на людей россыпями пыли. Они же вынуждены дышать этим и наживать болезни. Несмотря на производственную развитость городка, в нем нет даже гимназии для детей. Егор едет в дальнюю дорогу, чтобы получить хотя бы среднее образование. А это значит, что его малая родина является всего лишь полигоном для производства, который никак не развивается, хоть и терпит соседство с крупным промышленным предприятием. И интересы местных жителей, и окружающая среда приносятся в жертву этим кирпичным заводам, а что взамен? В городе, видимо, нет иной работы для молодежи, кроме перепродажи шерсти, и та находится под контролем у крупного дельца Варламова, к которому едет дядя Егора. Нет там и социальной инфраструктуры. Увы, технический прогресс имеет негативные экологические и социальные последствия для этого города: место становится непригодным для жизни, люди его покидают, оставляя за собой изувеченную экосистему.

Аналогичную ситуацию мы видим в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Николай Иванович всю жизнь мечтал о покупке усадьбы с фруктовым садом, речкой и другими природными радостями. Его грела мысль об уюте на лоне красивого пейзажа. Ценой невероятных лишений и даже подлости герой купил себе барский дом, смог даже завести прислугу. Только вот результат стараний оказался далеким от ожиданий. Так Иван Иванович, брат новоиспеченного барина, описывает ту самую речку возле имения: «Вода в ней цветом как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую — костопальный». Вот такая «идиллия»! Николай Иванович даже судился с этими предприятиями, ведь жить по соседству было крайне не комфортно. Но десятки людей, живших там же, терпели это, иного варианта не было. Технический прогресс очень часто приводит к тому, что его результаты ставятся выше человека, ради которого он создается. Что будет с теми, кто проживает в такой экологически неблагополучной среде? В этом последствии и состоит опасность развития технологий.

Читайте также:  Как помочь старому человеку при депрессии

Таким образом, в погоне за прогрессом мы часто забываем о главном — том, ради чего он делается. Люди ценятся меньше, чем промышленные показатели. Окружающая среда тоже становится жертвой производственного развития. Однако завод можно построить за год, а последствия его работы могут напоминать о себе столетиями. Поэтому крайне важно следить за тем, чтобы прогресс не был самоцелью, а все-таки служил нуждам людей.

Пример сочинения 2

Почему технологии развиваются, а общество нет?

Почему технологии развиваются, а общество нет? Вопрос достаточно сложный и интересный. Ответить на него непросто, но мне кажется, что причина упадка цивилизации по мере стремительной эволюции науки и техники в перекладывании человеческой функции на машины. Мы больше не используем свою память и когнитивные способности – зачем, если компьютер выдаст необходимую информацию по запросу и вычислит то, что нужно, гораздо быстрее человека? Мы теряем тысячами лет вырабатываемые навыки земледелия, скотоводства – в них нет необходимости, ведь машины гораздо продуктивнее. Мы слабеем, становимся более внушаемыми, теряем способность мыслить логически и самостоятельно распоряжаться собой и своим временем — новые технологии формируют наш образ мышления, предлагая те или иные продукты, завлекая яркими картинками и манящими слоганами.

Иными словами, человек слабеет, если постоянно не тренирует тело и разум. И пример этому можно найти в романе-антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир».

Если со стороны посмотреть на общество Мирового Государства, то оно кажется вполне благополучным и счастливым. Несколько граммов сомы решают все проблемы жителей, выращенных в бутылях. Альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны строго разделены и не имеют представления ни о чем, кроме своих узких обязанностей, поэтому попадая в условия обычной жизни, как произошло, например, с Линдой, совершенно беспомощны: не умеют делать, не знают, как обращаться с детьми. Сытая предопределенная жизнь разнежила обывателей эры стабильности. И в этом случае общество деградировало именно из-за чрезмерного развития технологий.

Подобную ситуацию можно увидеть и в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Цивилизация, представленная в данном произведении, поглощена созерцанием телевизионных стен и гонками на скоростных автомобилях. Их жизнь пестра и громка. Однако за пеленой звуков и красок жители новой Америки не замечают, что совершенно разучились самостоятельно мыслить, полагаясь во всем на мнение правительства, что в конце концов закончилось гибелью общества. И в этом случае причина развития технологий состояла в потребности «оглушить» жителей, сделав их послушными рабами, что, без сомнения, повлекло за собой неизбежную деградацию общества.

Таким образом, научно-технический прогресс необходим, но тенденция к угасанию физических и мыслительных способностей человека тем выше, чем активнее мы перекладываем на машины

Пример сочинения 3

Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? Очевидно, что технологии – это своеобразный вызов, который человек бросает окружающей среде. Об этом ещё говорил Базаров, указывая на то, что природа – это мастерская, а человек в ней является работником. Однако последствия бурного развития цивилизации вследствие улучшения технической стороны мира может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия. В зависимости от этого будет выставлен статус: «спасение» или «трагедия». Чтобы доказать свою точку зрения, хочу обратиться к читательскому опыту.

В рассказе Д. Киза «Цветы для Элджерона» мы видим, как был брошен вызов природе со стороны человека. Люди не захотели смиряться с теми биологическими данными, которые даны индивиду. Они решили повысить интеллект молодого человека с лёгкой умственной отсталостью.

Привело ли это к трагическим последствиям? Отчасти. Эффект был недолговечен, однако главный герой успел разочароваться в своём окружении. Чарли понял, что зачастую люди смеялись над ним. Это привело к обострению чувства гордости, даже некоторому высокомерию. Было ли в этом спасение? Мне кажется, если бы Чарли дали время, если бы изменения происходили постепенно… Возможно, даже не достигли столь высокого уровня. Ведь не зря его близкая подруга указывала, что Чарли стал очень умён, но его эмоциональный интеллект ещё недостаточно развит из-за отсутствия должного опыта. При этих обстоятельствах всё могло закончиться совершенно иначе. Герой был бы счастлив, он совершал бы научные открытия, построил бы доверительные отношения с достойными людьми. Однако ему просто не хватило времени.

Другим примером является роман Дж. Оруэлла «1984». Это тот самый случай, когда технологии идут во вред всему человечеству и личности в частности. Чего стоят одни только камеры в каждой комнате. Большой брат следит за всеми, заставляет повиноваться: жить по одному графику, верить в то, что скажут. Полное уничтожение критического мышления и индивидуализма. Люди постепенно превращались в механизмы: никаких чувств, кроме тех, которые продиктует предводитель. Никаких лишних мыслей, кроме тех, которыми зомбируют газеты. А в них люди специально отбирают и изменяют информацию так, как удобно государству. Такое развитие цивилизации губительно воздействует на нравственные нормы, превращает людей в безмолвные детали машины, лишает их самобытности.

Читайте также:  Если легко значит не было чувств

Таким образом, цивилизации и технологии могут рассматриваться в различных случаях по-разному. Иногда это спасение (например, избавление людей от страшных болезней с помощью вакцины или новых технологий, выявляющих проблему на ранних стадиях), в других ситуациях это становится трагедией (взрыв АЭС в Чернобыле, утечка дизельного топлива в Норильске). Но, наверно, всегда это некий вызов – справится ли человек с последствиями, не навредит ли природе и улучшит ли жизнь себе.

Пример сочинения 4

Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?

Современный человек больше не представляет себя без интернета, соцсетей, бытовой техники и других благ цивилизации. У большинства людей жизнь достаточно комфортная и спокойная. Поэтому у нас есть время и возможность порассуждать, как на поколение влияют эти технические открытия? Куда они ведут? Этот вопрос часто поднимают современные писатели.

Роман В. Пелевина «Искусство легких касаний» делится на три части. Одна из них, одноименная заглавию книги, имитирует литературный журнал, где печатается рецензия одного либерального автора на произведение эксцентричного историка Константина Голгофского. По мнению Голгофского, существуют определенные кодовые слова, с помощью которых можно изменить мировоззрение целых народов и ход истории. Автор книги рассказывает о том, как русские хакеры через «Твиттер» распространяют в США толерантность, доходящую до абсурда. Голгофский отрицательно высказывается о толерантности в принципе, а автор рецензии – об историке. Произведение В. Пелевина превращается в сплошную постиронию и гротеск. И если позицию писателя выявить достаточно сложно (скорее всего, его веселят обе крайности), то понятно одно – такое современное изобретение, как социальные сети, влияет на общественное мнение. Из соцсетей человек получает информацию, а также интерпретацию этого события. Политические и общественные силы борются за влияние на людей как раз с помощью соцсетей. И задача каждого из нас – критически оценивать все, что он видит в интернете. Это изобретение заставляет людей меняться — становиться более сознательными и самостоятельными в выборе мнения.

Роман Т. Толстой «Кысь» тоже можно назвать сатирической антиутопией о технологиях и их влиянии на мир. В нем рассказывается о том, что на планете произошел «Взрыв в двадцатом веке», после которого цивилизация разрушилась, люди стали мутировать и практически превращаться в монстров, у которых утратились все ценности. Жители боятся книг, не знают половины слов, не помнят стихов. Главный герой, Бенедикт, по случайности начинает читать книги, пытается бороться за культуру. Однако и он не понимает ее смысла, поэтому сам оказывается ничем не лучше тех, с кем борется. Люди похожи на животных, ими легко управляют Наибольшие Мурзы. В конце Бенедикт и его тесть совершили революцию, однако ничего не изменилось: не появилось правды, справедливости и гуманизма. Этот роман – предупреждение. Во-первых, Т. Толстая говорит о том, что нельзя допускать таких катастроф (а они связаны именно с технологическими открытиями, ведь произошел Взрыв некоего оружия), которые делают людей мутантами — физическими и нравственными. Во-вторых, автор говорит и о такой незаметной катастрофе, как потеря культуры и нравственных ориентиров.

В быстром ритме жизни нельзя забывать о главном – о душе, благополучии не только своем, но и окружающих. Современная цивилизация отличается высокой степенью развития, однако большие возможности приносят большую ответственность. Задача каждого из нас – сохранить мир и себя в этом мире. Важно применять полученные блага в целях созидания, а не разрушения.

Пример сочинения 5

Наука и технологии непрерывно развиваются, они позволяют человеку жить комфортнее, получать высокотехнологичную медицинскую помощь, на вредных предприятиях всё больше использовать автоматизированный труд. Получается, развитие технологий – спасение для человечества? Или всё не так однозначно?

В 2003 – 2004 годах были запущены первые социальные сети. Успешный проект, который облегчил коммуникацию, позволил людям общаться на расстоянии, совершать видеозвонки. Огромный вклад и в развитие маркетинга. В анкетах указываются личные данные, возраст, интересы, предпочтения, что помогает рекламодателям создавать более направленные объявления. Появилась таргетированная реклама. Можно сказать, что здесь одни плюсы и явное улучшение качества жизни. Однако, есть оборотная сторона. Люди стали меньше встречаться в реальной жизни, появились проблемы с общением. Многие попросту стесняются завести разговор вживую. Появились случаи психосоматических расстройств. Например, в Белграде пользователь Facebook Снежана Павлович попала в психиатрическую клинику после того, как ее друзья не отреагировали на заметку, оставленную ею в соцсети. Индивидуально подобранная реклама однозначно облегчает поиски нужного, но постоянно всплывающие предложения в интернете назойливы. Нарушение конфиденциальности, хакерство, информационный терроризм, интернет-зависимость… проблемы, связанный с технологическим прогрессом.

Развитие интернета позволило получить доступ практически к любой информации в кратчайшие сроки. Нет необходимости идти в библиотеку и искать ответ на вопрос в многочисленных книгах. Или для написания реферата проводить часы в читальных залах. Но многочисленные сайты, игры способны затягивать в свою, «виртуальную» реальность.

Другим примером неоднозначного пути развития цивилизации является изучение ядерной физики, что несомненно большой прорыв в технологиях и науке. Но последствия применения не в мирных целях ужасают. Всем известна судьба японских городов Хиросима и Нагасаки.

Развитие технологий несомненно правильный путь развития цивилизации. Однако, одного только научного прогресса недостаточно. Необходимо также не упускать и развитие культуры, не забывать думать о последствиях открытий, их применения. Если об этом помнить, технологии не станут трагедией, а приведут к более комфортной и высокотехнологичной жизни.

Источник

Оцените статью