- Как реагировать на нервозность подростка? Какие витаминные комплексы для школьников можно порекомендовать?
- Детские витамины для иммунитета
- Виды иммунитета
- Органы иммунитета
- Особенности формирования иммунитета у детей
- Витамины и их роль в иммунитете
- Симптомы недостатка витаминов
- Витамины, используемые для повышения иммунитета
Как реагировать на нервозность подростка? Какие витаминные комплексы для школьников можно порекомендовать?
18 февраля в агентстве Минск-Новости прошла онлайн-конференция с главным внештатным детским неврологом комитета по здравоохранению Мингорисполкома, ассистентом кафедры детской неврологии БелМАПО Еленой Филипович.
Елена Константиновна ответила и на читательские вопросы, и на те, которые задала корреспондент Минск-Новости.
— Елена Константиновна, с какими проблемами к вам сегодня обращаются чаще всего? Что у вас как специалиста вызывает беспокойство?
— К сожалению, растет количество обращений по поводу головных болей, болей в спине у детей, судорожных синдромов. Причин головных болей — десятки, и разобраться в каждом конкретном случае можно только с помощью специалиста. Не исключено, что иногда «ширмой» головной боли ребенок пользуется для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. И это – тоже сигнал. Важно, чтобы родители «услышали» его, восполнили тот дефицит любви, заботы, участия, от которого страдает их сын или дочка, а не просто дали таблетку. Что касается болей в спине, то остеохондроз молодеет. Из-за больших учебных нагрузок, малоподвижного образа жизни, продолжительного сидения за компьютером, многие современные дети страдают нарушением осанки. Есть общемировая тенденция: выхаживание детей с малым и очень малым весом ведет к росту инвалидности, и в первую очередь — из-за неврологических заболеваний.
— Что такое головная боль напряжения? Как ее отличить от головной боли иной этимологии? Следует ли лечить медикаметозно?
— Головная боль напряжения — это первичная головная боль. Причины ее происхождения — это не органические поражения мозга (опухоли, аневризмы, кисты). Ее возникновение и прекращение не зависит от колебания артериального давления (АД), не является следствием повышенного внутричерепного давления. Ее первому появлению способствует мышечное (длительное нахождение в неудобной позе, начало ношения очков, коррегирующего корсета) или психоэмоциональное (подготовка к контрольной работе, экзаменам и т.д.) напряжение, наличие психотравмирующей ситуации (переезд, развод родителей, конфликты со сверстниками или учителями). Если неблагоприятные факторы сохраняются, боль из разряда эпизодической переходит в хроническую. Симптомы головной боли напряжения: постоянная, не пульсирующая головная боль; чувство напряжения, давления в области головы и шеи; возможно снижение аппетита, повышенная чувствительность к свету или звукам; ощущение общего дискомфорта, которое не усиливается или только слегка увеличивается во время выполнения каждодневных дел. Основная особенность головных болей в детском возрасте — это их самопроизвольное, на фоне отдыха, купирование. Поэтому этой категории ребят обязательно нужно соблюдать режим дня, питания, чередовать умственные и физические нагрузки, систематически гулять на свежем воздухе, делать гимнастику, хорошо высыпаться. Взрослые должны следить за тем, чтобы ребенок не засиживался долго за компьютером или телевизором. Детей следует учить правильно решать возникающие проблемы, вовремя переключать внимание. В стрессовых ситуациях возможен прием препаратов растительного происхождения (персен, новопассит, седавит, экстракт валерианы и др.). Необходимо создать условия для предотвращения длительного мышечного напряжения в неудобной позе во время учебы и работы, организовать достаточную освещенность, провести коррекцию зрительных нарушений с правильным подбором очков или линз. При возникновении головной боли можно принять безрецептурные обезболивающие препараты (парацетамол, ибупрофен, спазмалгон, цитрамон) для облегчения боли. Однако ими не стоит злоупотреблять. Слишком частое применение таких лекарств может привести к так называемому эффекту отдачи. При жалобах на подобную головную боль посоветуйте ребенку расслабиться, отдохнуть или поспать в темном тихом помещении, принять теплый душ, наложите прохладный компресс на голову. При частых головных болях необходима консультация врача-невролога для определения необходимого объема обследований и подбора необходимой терапии.
— О чем надо помнить родителям гиперактивного ребенка? Можно ли «перерасти» этот диагноз?
— Зачастую родители «живчиков»и «вечных двигателей» приходят на прием к неврологу после неоднократных замечаний воспитателей детского сада, школьных педагогов. Редко когда молодая мама акцентирует свое внимание на повышенную подвижность ребенка до его появления в коллективе. Родителям необходимо помнить о ряде факторов, способствующих появлению гиперактивности. Важную роль играет наследственность, возможное поражение ЦНС ребенка во время беременности и родов (болезни матери, внутриутробная гипоксия и т.п.), социальные факторы (взаимоотношения в семье, отношение к ребенку, условия жизни). В зависимости от ведущего фактора в каждом конкретном случае и будут даны рекомендации. Дам общие советы родителям гиперактивных детей. Позаботьтесь о создании постоянства в семье (ровные и доброжелательные взаимоотношения, одинаковые требования, совместное времяпровождение), строгое соблюдение режима дня (подъема и отхода ко сну, приема пищи, прогулки, создание определенных ритуалов), обязательная возможность выхода энергии( прогулки на свежем воздухе ежедневно, занятия плаванием, бегом, гимнастикой, танцами, занятия в театральной студии). Постарайтесь не делать замечания по поводу поведения, а внимательно смотреть за малышом и при появлении признаков снижения концентрации внимания — сменить деятельность (что-то принести, убрать), чаще хвалить, обнимать дома (в детском саду и школе ему неоднократно делают замечания, снижая тем самым самооценку). Не стоит отдавать таких детей на занятия в центры раннего развития, а вот посещение коллектива детского сада после 3-х лет желательно. Часто дети своей гиперактивностью и непослушанием просто привлекают к себе внимание взрослых. В большинстве случаев гиперактивность постепенно «перерастается» при соблюдении вышеперечисленных условий. Порой требуются занятия с психологом, психотерапевтом, а то и медикаментозная коррекция. Крайне редко гиперактивность сохраняется и у взрослых, что значительно снижает качество жизни.
— Как реагировать на нервозность подростка? Какие витаминные комплексы для школьников этого возраста вы бы порекомендовали?
— Раздражительность, необоснованная агрессивность, нервозность — характерные особенности подросткового возраста. Их появление в первую очередь связано с последствием резкого изменения физического и психологического состояния. У мальчиков и девочек начинают вырабатываться новые гормоны: за это отвечает нервная система, которая не может в краткий период адаптироваться под новую для себя функцию. Из-за этого происходят внутренние конфликты на разных уровнях. Подростку трудно осознать и принять изменения в собственном теле. Гормональные изменения могут приводить к плохому самочувствию, повышенной утомляемости, головным болям, колебаниям АД и т.д. Порой отмечается некоторая неловкость, неуверенность в движениях. Родители по-прежнему видят и относятся к ним «как к детям», а подростки уже считают себя взрослыми и выступают в защиту своих «ущемленных прав». Зачастую юноши и девушки в этот период чувствуют одиночество из-за своей эмоциональной нестабильности. Им кажется, что их никто не понимает, что всем основным людям чужды его интересы и безразличны чувства. Витаминные комплексы можно принимать любые, разрешенные для данного возраста. Но в первую очередь важен здоровый образ жизни и доброжелательная обстановка любви и понимания в семье. Достаточный сон, полноценное питание, закаливающие процедуры, чередование труда и отдыха, физические нагрузки — вот самое лучшее «лекарство» для стабилизации эмоциональных нарушений.
— Что вы могли бы сказать о таком тяжелом и загадочном заболевании как эпилепсия? Насколько оно распространено, появляются ли новые знания об этом недуге?
— Процент людей, имеющих эпилептические приступы (это не всегда те, кому поставлен диагноз «эпилепсия»), в любой стране примерно одинаков — от 0, 5 до 1 %. Загадочной болезнь всегда считалась, видимо, из-за клинических проявлений, которые вызывают страх. На самом деле разновидностей эпилептических приступов более 40, и они не всегда выглядят пугающе. Новые подходы в лечении этого недуга, новые препараты, конечно, появляются. И наша кафедра детской неврологии БелМАПО старается доносить эти знания, пропагандировать их не только среди специалистов, но и среди родителей пациентов, страдающих эпилепсией. Начало этому положил профессор Георгий Георгиевич Шанько, который долгие годы возглавлял кафедру но, к сожалению, не так давно умер. В стране есть система помощи больных эпилепсией. В Минске в целом ряде учреждений есть специалисты, у которых можно получить квалифицированную консультацию по этой патологии, рекомендации по препаратам для противосудорожной терапии. Думаю, в скором времени у нас появится специальность эпилептолог, которая уже существует в мире.
— Какую главную мысль вы хотели бы донести до нашей многочисленной аудитории?
— Прежде чем становиться родителями, к этому нужно подготовиться. Нужно постараться во время беременности максимально беречь себя, сделать все, чтобы здоровье малыша не пострадало. С момента зачатия постарайтесь «питать» ребенка уверенностью в том, что он самый лучший. И еще на каждом возрастном этапе следует обращать внимание на физическое развитие сына и дочери. Растущему организму нужны адекватные физические нагрузки. Замечательно, когда мамы и папы должны собственным примером воспитывать у своих детей привычку делать зарядку, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, двигаться. И об укреплении психического здоровья детей тоже нельзя забывать. Если ребенок растет в доброжелательной обстановке, где его понимают, выслушивают, то он будет спокоен, уравновешен, уверен в себе. Такие мальчики и девочки меньше болеют, у них гораздо меньше вероятность неврологических нарушений. Ведь все дети проходят через адаптацию к детскому садику, школе, институту. Но у одних она проходит легко, у других крайне болезненно: и многое тут от родительских усилий и стараний, от их любви.
Источник
Детские витамины для иммунитета
Иммунитет представляет собой способность организма человека поддерживать постоянство своей внутренней среды за счет борьбы с чужеродными веществами и клетками. В медицине чужеродные вещества называют антигенами. В роли антигенов могут выступать вирусы, бактерии, паразиты, аллергены и многие другие.
Виды иммунитета
Иммунитет включает в себя гуморальный и клеточный иммунитет. Остановимся более подробно на каждом из них. Гуморальный обеспечивается нахождением в крови антител (вещества, которые связываются с антигенами). Клеточный обеспечивается клетками иммунной системы. Иммунитет бывает врожденный и приобретенный. В свою очередь, приобретенный может быть активным и пассивным. Активный развивается после перенесенных заболеваний, например, ОРВИ. Также он формируется после вакцинации. Пассивный формируется при переливании в организм уже готовых антител в виде сыворотки. Также он развивается при передаче антител с молоком матери новорожденному ребенку. По сути, естественный иммунитет включает в себя врожденный, приобретенный после перенесенного заболевания, а также пассивный иммунитет при передаче антител от мамы к малышу. Искусственным называют иммунитет после введения вакцины или сыворотки с антителами.
Органы иммунитета
После того, как мы разобрали понятие иммунитет, основные его виды, необходимо уделить внимание и органам, которые его обеспечивают.
Выделяют центральные и периферические органы иммунной системы.
К центральным относятся:
- Красный костный мозг. Находится в костях. Служит источником образования всех клеток крови, в том числе клеток иммунной системы.
- Тимус. В нем происходит дальнейшее созревание некоторых клеток иммунной системы, поступающих из красного костного мозга.
Периферические органы:
- Лимфоузлы.
- Селезенка.
- Скопления лимфоидных клеток в коже, органах дыхания, кишечнике.
Особенности формирования иммунитета у детей
Формирование иммунитета у детей имеет свои особенности в зависимости от возраста.
Особенностью формирования иммунной системы у детей является наличие так называемых « критических » периодов:
- Первымкритическим периодом после рождения малыша является период новорожденности. В это время малыш встречается с огромным количеством болезнетворных микроорганизмов. Иммунная система в этот период подвержена сильным иммунноснижающим действиям. Для этого периода характерна низкая устойчивость по отношению ко многим инфекциям. Отмечается склонность к развитию распространенных инфекций.
- Второйпериод приходится на возраст 3-6 месяцев. Характеризуется ослаблением иммунных реакций в связи с разрушением антител, которые передались от мамы.
- Третий период развивается на втором году жизни. В этот период значительно увеличивается контакт малютки с внешним миром. В этом возрасте проявляются многие аномалии иммунной системы, а также аутоиммунные (направленные против собственного организма) заболевания. Дети склонны к повторным острым респираторным заболеваниям.
- Четвертый период приходится на 4-6-й годы жизни. Этот период характеризуется высокой распространенностью аллергических и паразитарных заболеваний. В этот период формируются многие хронические заболевания.
- Пятый период приходится на подростковый возраст. У девочек это соответствует 12-13 годам, у мальчиков – с 14-15 лет. Большой скачок роста сопровождается уменьшением массы лимфоидных (иммунных) органов. Увеличение образования мужских половых гормонов ведет к снижению клеточного звена иммунитета. В связи с этим многие аллергические заболевания ослабевают. Усиливается влияние внешней среды на развитие иммунитета. В это время отмечается новый подъем заболеваемости хроническими воспалительными, аутоиммунными, вирусными заболеваниями.
Процессы формирования иммунной системы у детей могут замедляться под действием различных внешних факторов:
- Ксенобиотики (химические вещества).
- Внутриутробные инфекции
- Частые ОРВИ и инфекции пищеварительного тракта.
- Влияние экологических факторов внешней среды и многие другие.
Некоторые внешние факторы могут замедлять формирование иммунной системы у детей.
Указанные факторы, замедляющие процессы формирования иммунной системы у детей, приводят к функциональной незрелости иммунной системы и, соответственно, предрасполагают к развитию у них иммунодефицитных состояний (состояние сниженного иммунитета).
Витамины и их роль в иммунитете
Витамины представляют собой необходимые для нормальной жизнедеятельности вещества, образование которых в организме отсутствует или очень ограничено. В основном, источником данных веществ у детей является пища и кишечные бактерии, которые также способны их образовывать.
Они имеют свои особенности:
- Не включаются в структуру органов и тканей малыша.
- Не используются организмом в качестве источника энергии.
В зависимости от способности растворяться в воде или жирах, витамины подразделяются на две большие группы:
- Жирорастворимые. К ним относятся витамины А, Д, Е, К, а также витаминоподобные вещества – убихинон (витамин Q), эссенциальные жирные кислоты (витамин F).
- Водорастворимые. К ним относятся витамины группы В, Н, С, витаминоподобные вещества – холин, липоевая кислота, карнитин, оротовая кислота и другие.
К сожалению, существуют причины, которые могут приводить к снижению уровня данных веществ в организме. Данная проблема имеет медицинское название – гипо- и авитаминозы.
Причины гипо- и авитаминозов:
- Воздействие факторов внешней среды.
- Нерациональное питание.
- Нарушение всасывания.
- Высокая потребность (например, у недоношенных детей и в период пубертата).
- Заболевания печени.
- Усиление распада витаминов.
- Поражение микрофлоры кишечника. Более подробно с данной проблемой вы можете познакомиться в нашей статье.
Симптомы недостатка витаминов
Недостаток некоторых витаминов может привести к снижению иммунитета.
Гиповитаминозы, как правило, имеют неспецифические симптомы. К ним относятся: повышенная утомляемость, снижение защитных сил организма, слабость, вялость. Авитаминозы имеют более специфические (определенные) симптомы. Более подробно на каждом авитаминозе мы останавливаться не будем, а лишь рассмотрим витамины, недостаток которых может привести к снижению иммунитета.
К ним относятся:
- Витамин А. Его дефицит проявляется поражением глаз, кожи, а также повышенной восприимчивостью к инфекциям.
- Витамины группы В6 (пиридоксин, пиридоксаль). Недостаток указанных веществ может привести к дерматиту, лимфопении (снижение уровня клеток иммунитета), анемии, судорогам.
- Биотин. Недостаток указанного вещества может приводить к себореи, выпадению волос, ухудшению работы иммунной системы.
- Витамин С. Недостаток витамина С приводит к повышенной ломкости сосудов, быстрой утомляемости, болям в конечностях, выпадению зубов, плохому заживлению ран, повышенной восприимчивости к инфекциям.
- Витамин Д. Недостаток витамина Д приводит к развитию рахита у малыша, который также сопровождается снижением иммунитета и повышению общей заболеваемости у малыша.
Витамины, используемые для повышения иммунитета
Выбор витаминного препарата у детей зависит от многих факторов, основным из которых является возраст крохи. Ниже перечислим список основных детских витаминов для иммунитета детям разных возрастных периодов.
Выбор витаминов для детей во многом зависит возраста малыша.
Для детей от года предпочтение отдается препаратам в виде сиропа или капель:
- Капли «Мульти-Табс Беби».
- Сироп «Пиковит».
- «Алфавит Наш Малыш».
В возрасте от 3 до 5 лет уже возможно применение жевательных таблеток:
- Жевательные таблетки «Компливит Актив».
- Жевательные таблетки «Витрум Кидс Плюс».
- Пастилки «Витамишки».
У детей старше 6 лет можно использовать:
- Жевательные таблетки «Мульти-Табс».
- Таблетки «Пиковит форте».
- Таблетки «Алфавит школьник».
Указанные препараты содержат в своем составе вышеописанные витамины, поэтому являются витаминами для повышения иммунитета, которые позволяют укрепить иммунитет вашего малыша.
Как и любые другие препараты, они имеют свои показания и противопоказания. Применять их нужно только в тех случаях, когда есть недостаток данных веществ. Не занимайтесь самолечением, при возникновении у ребенка симптомов, связанных с дефицитом витаминов, обращайтесь к педиатру. Врач поможет подобрать подходящие лекарства для вашего малыша, а также назначит правильные дозировки и длительность применения выбранного препарата.
Источник