- Картотека упражнений, игр, этюдов на снятие эмоционального напряжения. картотека на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Упражнения на снятие эмоционального напряжения методическая разработка по психологии по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Мастер-класс по игре с коллегами на снятие психологического напряжения
- Ход мастер-класса
Картотека упражнений, игр, этюдов на снятие эмоционального напряжения.
картотека на тему
1.Снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение.
2.Развивать навыки общения
3.Тренировать психомоторные функции.
4.Развивать доверие и взаимопонимание между детьми и взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots-kommunik_razvitie.docx | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
1 .Игра «Пиктограммы».
Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе
карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать
эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им
показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит
за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои
эмоции и «видеть» эмоции других людей.
2. Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя,
улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек
улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки,
что они превращаются в маленькие щелочки.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом
настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику
группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление,
страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением
заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.
3. Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу,
например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит
мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и,
назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста,
когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются,
удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о
его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
4. Упражнение «Музыка и эмоции».
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она:
веселая — грустная, довольная, сердитая, смелая — трусливая, праздничная — будничная,
задушевная — отчужденная, добрая — усталая, теплая — холодная, ясная — мрачная. Это
упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального
состояния, но и развитию образного мышления.
5. Упражнение «Способы повышения настроения».
Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение,
постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало,
попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело
другому, нарисовать себе картинку).
6. Игра «Волшебный мешочек».
Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он
чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в
волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек,
со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один
«волшебный мешочек», из которого ребенок может взять себе те положительные
эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального
состояния и освобождение от негативных эмоций.
7. Игра «Лото настроений».
Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.
Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача
детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.
8. Игра «Назови похожее».
Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое
изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.
Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные
9. Упражнение «Мое настроение».
Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то
цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.
10. Игра «Испорченный телефон».
Все участники игры, кроме двоих, «спят».
Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи
мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает
увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит»
третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника
После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и
кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти
звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью
11. Игра «Что было бы, если бы..»
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует
(ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к
данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию
на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?
Источник
Упражнения на снятие эмоционального напряжения
методическая разработка по психологии по теме
Буклет «Упражения на снятие эмоционального напряжения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhnenie_na_snyatie_em_napryazheniya_buklet.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение 1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
Упражнение 2. Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони.
Упражнение 3 . Слегка помассируйте кончик мизинца.
Упражнение 4 . Поместите орех на ладонь ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте орехом круговые движения в течение 3 минут.
Упражнение 5. «Улыбка» — Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы (помогает снять мышечное напряжение).
Упражнение 6, Попробуйте написать свое имя головой в воздухе. (Это задание повышает работоспособность мозга).
Упражнение 7. «Точечный массаж» — Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами.
Упражнение 8 . Левостороннее дыхание — Пальцем зажимаем правую ноздрю. Дышим левой ноздрей спокойно, неглубоко.
Упражнение 9 . Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что
теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.
- Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
- Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
- Напрягите и расслабьте икры.
- Напрягите и расслабьте колени.
- Напрягите и расслабьте бедра.
- Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
- Напрягите и расслабьте живот.
- Расслабьте спину и плечи.
- Расслабьте кисти рук.
- Расслабьте предплечья.
- Расслабьте шею.
- Расслабьте лицевые мышцы.
- Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что вы медленно плывете, — вы полностью расслабились.
Упражнение 10 «Улыбка фараона»
В случае наступления стресса, встаньте прямо, поднимите подбородок немного вверх, разведите плечи и улыбнитесь. Включите свое воображение на полную катушку и представьте себя египетским фараоном, гордым, как сфинкс, и веселым, как Евгений Петросян. Сохраните свою улыбку и эту позу в течение двух минут, а потом расслабьтесь и сделайте несколько энергичных движений руками и наклонов туловища в разные стороны.
Результаты этого упражнения:
Физиологический: улучшение кровообращения в мимических мышцах и позвоночнике.
Психологический : возможность посмотреть с юмором на ситуацию, а в результате — повышение устойчивости к источнику стресса.
Упражнение 11 «Колба»
Представьте себе, что Вы находитесь в стеклянной колбе и все негативные слова не пробивают ее, они бьются о колбу и рассыпаются.
Упражнение 12 «Пословицы»
Упражнение, хорошо «снимающее» внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогающее решить сложную проблему, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.
Возьмите любую из книг: «Русские пословицы», «Мысли великих людей» или «Афоризмы» (в каждой школьной библиотеке книги есть). Полистайте книгу, питайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.
Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.
Упражнение 13. Ладони
Трите ладони друг о друга пока не появится тепло. Это энергия силы. Далее «умойтесь» ладонями, потеребите пальцами мочки ушей, потрите уши.
Упражнение 14. Техника «глубокого дыхания» Сделать глубокий вздох и в уме досчитать до 10, затем сделать глубокий выдох.
Упражнение 15. Техника «управления гневом»
Делаем глубокий, плавный вдох — на задержке дыхания: сжимаем сильно кулак (сначала левый) — делаем глубокий выдох. Затем правый кулак, затем оба кулака.
Упражнение 16. «Тигриное рычание»
Вы пришли с работы, и ваше настроение далеко от праздничного, нервы натянуты, вот-вот взорветесь агрессией, которую тщательно приходилось сдерживать весь рабочий день (на начальство ведь не принято кричать). Не ждите, когда кто-либо из членов семьи подаст вам повод для взрыва. Подойдите к зеркалу, посмотрите в глаза своему отражению и. рычите. Громко. С выражением. Излейте в рыке всю ярость, гнев, обиду. Как настоящий тигр, рвущий добычу. Кстати, вибрации, которые неизбежны во время такого рычания, благотворно сказываются на организме — по тому же принципу, как поглаживание урчащей кошки.
Но рычание не всем подходит. В этих случаях агрессию можно перенести на неодушевленные предметы.
Достаточно лечь на кровать и минут 5-10 с силой колотить пятками по матрацу — такое упражнение не только снимает внутреннее психологическое напряжение, но и неплохо тренирует мышцы ног и брюшного пресса.
Помогает и битье подушек. А если для подушечной экзекуции пользоваться еще и обычной выбивалкой, то заодно избавите мягкую мебель от пыли. Тем более что ни один супер-современный пылесос не способен так надежно убрать пыль, накапливающуюся в креслах и диванах, как самая обычная, «старорежимная» выбивалка.
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное бюджетное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат с. Ленинское»
Упражнения на снятие эмоционального напряжения
Источник
Мастер-класс по игре с коллегами на снятие психологического напряжения
Ольга Грязнова
Мастер-класс по игре с коллегами на снятие психологического напряжения
Ход мастер-класса
1. Приветствие, обсуждение настроения участников, сокращение дистанции в общении.
Инструкция: передаём мяч любому человеку и называем своё лучшее качество.
Упражнение «Десять секунд».
Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Время: 5-15 минут.
Ведущий: — Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.
— Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.
Распределиться на группы:
• по наличию часов на руках;
• по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье;
• по цвету брюк и юбок;
• по настроению, которое Вы сейчас испытываете.
2. Игра «Дождь в лесу».
Педагоги становятся в круг друг за другом — они превращаются в деревья в лесу. Психолог читает текст, педагоги выполняют действия.
— В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят, только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые, нежные капли дождя. Дождь стучит все сильнее и сильнее. Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя, вновь протянули ветви к солнцу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
3. Упражнение «Мы – команда!».
Цель: сплочение коллектива.
Группа выполняет задания быстро и четко.
Инструкция: Постройте, используя всех игроков,следующие фигуры:
4. Игра «Медведь перед дровосеками».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников.
Время: 10-15 минут.
Ведущий: — Приглашаем вас поиграть в игру, с давних времен известную во Франции. Вы превратитесь в дровосеков. Дровосеки — это мужественные мужчины и женщины, которые топорами валят деревья в лесу, обрубают ветви и распиливают стволы на бревна. Покажите мне, пожалуйста, как двигаются дровосеки во время работы… Хорошо! Вы прилежные и храбрые дровосеки.
— А теперь мне нужен один доброволец… Спасибо! Доброволец будет не дровосеком, а большим бурым Медведем.
Сейчас мне хотелось бы вам рассказать, что происходит между Медведем и дровосеками. Медведь выходит на сцену и громко рычит. Дровосеки пугаются до смерти и безжизненно замирают. Они закрывают глаза и пытаются спасти свою жизнь, сделав вид, что они совершенно неподвижны. А что же делает Медведь? Медведь подходит к каждому дровосеку и проверяет, живые они или нет. Для этого он делает все, что ему вздумается, не разрешается лишь щекотать дровосеков. Медведь может ворчать или реветь, может дотрагиваться своими «лапами» до безжизненных дровосеков, он может расталкивать их, поднимать их головы, руки или ноги, короче, он может использовать любой трюк, чтобы заставить дровосеков начать двигаться или смеяться.
— Если кто-нибудь из дровосеков засмеется или начнет двигаться, то он сразу же превращается во второго медведя, и уже теперь два медведя пытаются разбудить дровосеков, которые, в свою очередь, делают все, чтобы не пикнуть и не пошевелиться.
— Но со временем медведей станет трое, потом — четверо и так далее. Вы поняли, как играть в эту игру? Теперь мы можем приступить. Дровосеки, за работу! А сейчас —выход Медведя: пожалуйста, мощный рев…
5. Упражнение-раскрепощение «Дотронься до…».
Ведущий: — Дотроньтесь до желтого!
Участники должны быстро найти в комнате или одежде что-то желтое и дотронуться до него. Можно давать задания дотронуться до высокого, низкого, шершавого, мягкого, круглого, бумажного и так далее. Игра проходит быстро и весело.
6. Упражнение “Группа”.
Все прогуливаются по комнате, и кто-то выкрикивает фразу,сообщающую об опасности: “Внимание! На нас напали пещерные львы!».
После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину,а затем хором произнести фразу: “Дадим отпор пещерным львам». Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется.
Для успешного проведения игры необходимо, чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.
7. Релаксация «Заброшенный сад».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Это короткое погружение в мир фантазии поможет восстановить силы участников, уставших от напряженной работы.
Ведущий: — Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому поместью. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечаете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь…
Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал. Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.
— Вы начинаете наводить порядок в окружающей Вас части сада. Возможно, Вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте все, что, как Вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок…
— Когда Вы устанете и Вам понадобится источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую Вы уже привели в порядок, и сравните с той, которой Ваша рука еще не касалась. Теперь скажите саду «До свидания!» и со свежими силами возвращайтесь сюда.
Ведущий: — Мы прошли длинный путь, преодолели много препятствий, и, прежде чем отправиться дальше, хотелось бы представить притчу, которая передается из уст в уста уже более тысячи лет. Она взята из жизни и повторяется даже в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье, разногласия между отцом и матерью, ссоры между детьми и проявления агрессии в отношениях родителей и детей, когда мы рассматриваем противоборство человека с окружающим миром и противоречия между группами и народами.
Восточная притча «Пророк и длинные ложки».
Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.
«Где ад и где рай?» — с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал.
Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.
С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод.Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».
Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опуска-емых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий.Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!»
Ведущий: — «Ад» — это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. «Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы — люди в раю и люди в аду — имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут, в раю или в аду, зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.
— Рай и ад — в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью нашим опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.
Мастер-класс для педагогов в ДОУ подошел к завершению. После него можно провести небольшое обсуждение, на котором участники мастер-класспопытаются ответить на вопросы: «Насколько мастер-класс был полезен? Что они для себя открыли?» и прочее
Снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников ФГОС ДО в числе важных задач выделяет охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).
Игры и упражнения на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения Релаксация- как способ снятия эмоционального напряжения у дошкольников Релаксация дает возможность успокоиться, расслабиться, снять мышечное.
Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на снятие напряжения и агрессии у дошкольников 5–7 лет» Цели мастер-класса: Формирование у педагогов навыков использования игр и упражнений на снятие напряжения и агрессии в работе с дошкольниками.
Мастер-класс «Снятие нервно-психического напряжения у педагогов и школьников» Снятие нервно-психического напряжения у педагогов и школьников Мастер-класс для педагогов Педагог-психолог: Экстер Елена Дмитриевна ГОАУ.
Психологический тренинг на сплочение коллектива и снятие эмоционального напряжения для педагогов ДОУ «Мы вместе» Цель тренинга: сплочение коллектива; снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья воспитателей. Задачи тренинга:.
Снятие эмоционального и мышечного напряжения у детей 1 года жизни Цель: Снятие эмоционального и мышечного напряжения в период адаптации у детей Бокс 1 Задачи: Ход занятия: Воспитатель заходит в бокс.
Тренинг с детьми и родителями с использованием музыкотерапии «Снятие эмоционального напряжения у детей» Цель: Повышение компетентности родителей в воспитании и развитии детей. Задачи: • Познакомить родителей с понятием «музыкотерапия». • Привлекать.
Тренинг «Снятие эмоционального напряжения, или Как разобраться в себе» Тренинг Снятие эмоционального напряжения или как разобраться в себе Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками.
Тренинговое занятие на снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия. Для коллектива Цель: Установление комфортного психологического климата в коллективе Задачи: 1. Определение психотипа и эмоционального статуса 2. Понимание.
Тренинговое занятие «Снятие эмоционального напряжения» с использованием музыкальной терапии Цель: обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения. Задачи: -повышение уверенности в себе, самооценки педагогов; -проработка.
Источник