- Путь духовных исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир»
- Содержание:
- Духовные искания Андрея Болконского – кратко
- Духовные искания Андрея Болконского – таблица
- Духовный кризис Болконского
- Духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)
- Духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)
- Уже не чувствами болконский
- Какие противоречивые чувства испытал Андрей Болконский, узнав о порожении австрийцев.
Путь духовных исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир»
Содержание:
Духовный путь Андрея Болконского автор разбирает на протяжении всего произведения. «Война и мир» – крупный роман, состоящий из четырех томов. Заголовок говорит о тематике книги. Писатель разбирает параллельно две жизни – военный быт и семейные отношения. Болконский постоянно находится в поиске своего предназначения, не останавливаясь ни на чем конкретном.
Автор уверен, именно это качество князя часто становится причиной его разочарований. Духовный кризис Андрея Болконского спровоцирован неоправданными надеждами. Он чрезмерно погружается в чувства, но не получает должной отдачи. Это касается окружающих людей, любовных отношений, гражданского долга, собственных целей. Персонаж стремится понять смысл своего существования. Его жизненный путь начался с тщеславия, гордыни, с годами эти качества сменились всепрощением, любовью, добротой.
Духовные искания Андрея Болконского – кратко
За свою жизнь князь побывал на нескольких войнах. Ключевую роль в становлении его принципов сыграло ранение в 1805 году. В надежде на славу герой обогнал свой отряд, прорвался в эпицентр боя, но сразу был ранен. После этого Болконский впервые задумался о значимости жизни, неба, семьи.
Можно выделить следующие этапы духовных исканий Андрея Болконского:
- Восхищение Наполеоном. Полководец для князя – гений, сверхчеловек;
- Кризисное восприятие действительности после ранения 1805 года;
- Появление сына, гибель супруги, принятие решения жить во благо семьи;
- Общение с Безуховым;
- Посещение Отрадного, встреча с Ростовой;
- Государственная деятельность, влюбленность в Ростову;
- Расставание с Наташей, душевные терзания;
- Осознание силы, значимости народа в Бородино;
- Обретение гармонии с миром перед смертью, прощение, любовь.
Разочарование героя становится глубоким экзистенциальным кризисом. Радостные настроения не продолжительные. Герой умирает от ранения на войне, обретая спокойствие.
Духовные искания Андрея Болконского – таблица
Выстроить путь духовных исканий князя поможет последовательность таблицы:
Путь князя | Описание |
Читатель начинает отслеживать путь духовных исканий Андрея Болконского с салона Анны Шерер | Молодой, добродушный человек испытывает скуку в компании светского общества, ему надоели их разговоры. |
Мечты, внутренний позыв | Андрей восхищается Наполеоном, хочет стать героем. |
Стремление к славе | Герой готов пожертвовать семьей ради минуты славы. |
Аустерлиц, ранение | Князь начинает иначе смотреть на вещи. Пропадают тщеславие, эгоизм. Разочарование в Наполеоне, осознание ценности семьи. |
Возвращение с фронта | Андрей узнает о смерти княгини. Его поглощает чувство вины за свое отношение к супруге. Князь понимает суть семейного счастья. |
Разговор с Безуховым | Пьер возвращает Болконского к жизни из омута хандры и апатии. |
Наташа – новая любовь князя | Болконский полностью погружается в чувства к Ростовой. Он видит один путь быть счастливым – быть с ней. |
Война 1812 года | Герой идет на войну по причине своей ненависти к врагу, не из тщеславия, как раньше. |
Андрей прощает Курагина | Герой от души сочувствует своему врагу, увидев, как ему отрезают ногу. |
Князь вновь испытывает чувства к Ростовой | Герой тяжело ранен, он страстно хочет выжить. Он вспоминает Наташу, видит ее в другом свете, понимает ее душу. |
Гибель Болконского | Князь прощает все обиды, в душе происходит нравственная борьба между желанием жить и смертью. |
Духовный кризис Болконского
Герой постоянно пребывает в размышлениях о жизни. Первый переломный момент для него – битва под Аустерлицем. Травма была несерьезная, но она заставила Андрея о многом задуматься. Он переосмыслил свое отношение к Бонапарту, открыл иные ценности.
Индивидуалистические идеалы разрушаются, это приводит к духовному кризису героя. Все, во что он верил, к чему стремился, оказалось неважным. Болконский находит альтернативные ценностные ориентиры – семью. Но его супруга умирает, подарив князю маленького Николая. Сын становится центром вселенной для персонажа.
Следующий критический момент наступает после расставания с Наташей. Андрей не может справиться с мучительными страданиями, отправляется на войну в 1812 году. Здесь князь погибает от смертельного ранения. Перед смертью он осознает, что нашел свой жизненный путь, свою гармонию. Он прощает всех врагов, вновь чувствует любовь к Наташе. В последние минуты духовный кризис отступает, герой находит покой.
Источник
Духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)
Духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)
Духовные искания Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» указывают на то, что перед нами «человек подвижный», что, по мнению писателя, делает героя настоящим. Каждый может ошибаться и падать, но страшнее, когда человек не хочет ничего искать, когда он самодоволен: «спокойствие — душевная подлость».
Князь Андрей постоянно ищет себя, не останавливается в своём развитии, часто сомневается и разочаровывается. Меняются его представления о долге, о любви, об окружающих, о самом себе. Но именно так, через разочарования, он постигает смысл жизни.
Этот процесс условно делится на несколько этапов.
Князя Андрея мы встречаем в салоне Анны Павловны. Это умный, начитанный, образованный молодой человек, которого отец приучил трудиться, а не проводить время в праздности. Поэтому ни светские вечера, ни пустые разговоры его не привлекают. Он презрительно относится к окружающим, считая их жизнь бессмысленной, потому что делать целью обогащение невозможно.
Изначально мы видим его также самолюбивым, даже тщеславным человеком, который жаждет славы. Но это не пустое бахвальство, а скорее благородство. Ведь ему нужны не материальные награды, а любовь и признание. Семейной жизнью князь Андрей тяготится, потому что все его мысли направлены на другие (более высокие, по его мнению) цели. А хочет он покорить «свой Тулон». Он восхищается Цезарем, Наполеоном, потому что они отличаются целеустремлённостью, а славы достигают сами.
Князь искренне верит, что всё в жизни зависит от самого человека. Поэтому он отправляется на войну, мечтая о том, что спасёт армию от поражения. При этом у него есть чувство долга, слово «честь» для Болконского не пустое. Князь заинтересован в общей победе, к службе относится ответственно. Поэтому его в полку уважают. Однако в своих честолюбивых мечтах он вскоре разочаровывается.
Сражение под Аустерлицем заставляет князя Андрея пересмотреть свои взгляды. После Шенграбена он также мечтает о подвиге. А люди, не подозревая о его размышлениях, живут своей жизнью и глупо шутят: Болконский не принимает обыденности происходящего, а Толстой намеренно принижает пафос момента. Тем не менее, князь Андрей смело несёт знамя (автор пишет, что «волоча его за древко»), ведёт за собой полк, но получает ранение (опять обыденно — «со всего размаха крепкою палкой… как ему показалось, ударил его в голову»). «Высокое бесконечное» небо Аустерлица вдруг открывает Болконскому суетность всего происходящего: «…всё пустое, всё обман…» Небо, облака спокойны, торжественны. Им нет никакого дела до того, что кто-то куда-то бежит, кричит, умирает. Князь Андрей осознаёт, что все войны и подвиги перед простотой жизни бессмысленны. Мечты о личной славе окончательно уходят. Герой понимает, что человек не всесилен. Есть нечто большее (рок? судьба?), что может внезапно вмешаться в планы. И это переломный момент в его взглядах.
Вскоре рождается Николенька, а Лиза умирает. Это ещё более убеждает Болконского в особой роли судьбы: человек не может управлять таинствами рождения и смерти. Князь Андрей оставляет службу и буквально запирается в своём имении. Теперь, считает он, надо жить для себя, раз подвиг во имя других не удался. Но в это же время князь открывает в деревне школу, отпускает крепостных. То есть убеждения расходятся с делами. Всё, что желает в этот момент Болконский, — это не делать зла другим. Об этом он и говорит приехавшему навестить друга Безухову. И сравнивает себя со старым дубом: «Всё одно и то же, и всё обман!» Пьер же убеждает приятеля в том, что надо делать добро. С этого разговора начинается для Андрея «хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».
Итак, встреча с Безуховым заставляет Болконского увидеть то, от чего он прятался в своём имении. А поездка в Отрадное (имение Ростовых, куда он едет, чтобы уладить дела сына) вновь приводит героя к взаимодействию с внешним миром. Князь Андрей видит Наташу: девушка смеётся и куда-то бежит. Она олицетворяет саму весну, потому что естественна, легка, весёла, беззаботна. Однако такую радость герою видеть больно, ведь он решил коротать оставшиеся ему дни вдали ото всех. Ночью Болконский открывает окно и становится невольным свидетелем разговор между Наташей и Соней. Девушек не оставляет равнодушными красота ночи и луны. Соня практична, поэтому переживает, чтобы Наташа не упала, но юная Ростова очень романтична, она мечтает о полёте. И её настроение невольно передаётся князю Андрею. Он замечает весну, красоту и спит крепким сном.
Возвращаясь домой, Болконский опять встречает дуб. Но тот преображён до неузнаваемости: вместо корявого и мрачного старика перед ним молодое, полное сил дерево. Эта встреча убеждает героя, что жизнь не кончена, а впереди его ждут много радостей, среди которых главная — это любовь. Так, встреча с Наташей Ростовой опять меняет Андрея: в нём пробуждается интерес к общественной деятельности.
Болконский возвращается в Петербург и выходит на службу. Однако по старой привычке ищет себе кумира. И находит в своём начальнике Сперанском, умном и энергичном. Вместе они начинают работу над реформами. Однако со временем князь Андрей начинает замечать неискренность в поведении общественного деятеля, его корысть, разочаровывается в своём герое. Особенно заметна холодность, рационализм Сперанского при сопоставлении их с живостью, естественностью Наташи.
С ней начинает общаться Болконский, постепенно влюбляясь. Девушка резко выделяется среди окружающих искренностью, наивностью, неугомонностью. Князь невольно поддаётся её очарованию, но по просьбе отца откладывает свадьбу на год. Однако и эти отношения приносят герою разочарования: Наташа убегает с Анатолем. Ревность, желание отомстить, обида затмевают весь свет, что принесла девушка в его жизнь. В любви он разочарован: «Но я не говорил, что я могу простить. Я не могу!»
И вот Болконский опять на войне с единственной целью — местью. Он видит смерть и, наконец, начинает ценить жизнь. Ему открывается простая истина — прекрасно каждое мгновение. Однако он смертельно ранен. В госпитале он видит своего врага: Анатоль без ноги. Князь Андрей прощает его, чувствуя смирение и христианскую любовь. Прощает он и Наташу, испытывая лишь горечь от скорого расставания.
Болконский умирает, но умирает счастливым. Смысл жизни открывается ему: вечны в этом мире любовь, доброта. «Любовь есть жизнь… Любовь есть Бог». Поэтому прощание с ним светлое.
Итак, на протяжении всего романа князь Андрей пытается выяснить место человека в этой жизни: есть ли какой-то рок, фатум или всё зависит от конкретной личности. Он проходит долгий путь, смиряет свою гордыню и приходит к всепрощению, к любви и доброте. Он забывает все обиды, нанесённые Анатолем, Наташей. Принимает мир таким, какой он есть, несмотря на все его несовершенства.
Источник
Уже не чувствами болконский
В Аустерлицком и Шенграбинском сражениях принимал участие князь Андрей Болконский . Великий французский завоеватель был кумиром Болконского. Князь мечтал о собственном подвиге, который помог бы ему прославиться, то есть о собственном «тулоне». Перед сражением он был очень взволнован. Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, — это шанс найти свою мечту. Он и в самом деле совершил в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком «Ребята, вперед!» повел за собой в атаку батальон. Вследствие удара по голове Балконский упал и увидел бесконечное, высокое, с серыми, медленно плывущими по нему облаками, и понял, что кроме этого неба нет ничего. Бездонное небо, при созерцании которого лежащий на спине Болконский пережил решительный душевный перелом. Внутренний монолог Болконского : «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал. не так, как мы бежали, кричали и дрались. Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу».
Когда Болконский очнулся и увидел Наполеона Бонапарта, расхаживающего по полю с его театральной наигранностью и пренебрежительным отношением к людским жизням, Андрей понял, как ничтожен этот маленький человек.
Князь Болконский осознает, что главным в жизни является семья. Он проникается нежностью к жене и сыну.
После смерти жены Болконский впадает в уныние. Он уезжает в имение Богучарово: «Вскоре после возвращения князя Андрея, старый князь отделил сына и дал ему Богучарово, большое имение, находящееся в сорока верстах от Лысых гор» . Болконский не выходит из кабинета. К нему приезжает Пьер, которого Андрей очень рад видеть. Но у них не могла завязаться беседа. Позже, на пароме, Андрей раскрывается в диалоге с Пьером.
«Князь Андрей выказывал свои мысли так много и отчетливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он говорит охотно и быстро, как человек, долго не говоривший. Взгляд его оживляется тем больше , чем безнадежнее были его суждения. » и он понял что:
«Надо жить, надо любить, надо верить,-говорил Пьер ,- что живем не былые только на этой точке земли, а живем и будем жить всю там, во всем(он указал на небо)»
«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая но во внутреннем мире его новая жизнь. ».
Источник
Какие противоречивые чувства испытал Андрей Болконский, узнав о порожении австрийцев.
Узнав о поражении Мака, князь Андрей невольно испытал «волнующее радостное чувство» , вызванное «посрамлением самонадеянной Австрии» . Уже нет речи о Наполеоне как о «величайшем гении после Кесаря» , а только отражен страх князя Андрея перед гением Бонапарта, который «мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск» .
Трудно представить, как это один и тот же человек сначала испытывает “волнующее радостное чувство при мысли о посрамлении самонадеянной Австрии”. Так сказать, проявляет реакцию для внутреннего употребления. И тут же демонстрирует реакцию уже для внешнего употребления — с злобным выражением в лице обрушивается на шутника Жеркова, когда тот, не сдержав глупую улыбку радости, поздравляет австрийского генерала с разгромом союзной армии.
Своё радостное чувство от поражения австрийцев сам князь Андрей смог не выказать на людях — тем самым действительно подтвердил, что не глуп. Но не преминул воспользоваться случаем и публично унизить того, кто такое же радостное чувство удержать в себе не сумел. Это у Пьера чувства преобладают над разумом, у Андрея Болконского разум всегда торжествует над чувствами. Поведение Андрея Болконского в этом эпизоде с корнетом (замечу, не с каким-нибудь генералом, не с ровней себе, всего лишь с корнетом) — событие, конечно, не величественное, при чтении его не захватывает дух, но, как я это вижу, поступок из тех, когда ярко проявляется человеческий характер.
Источник