Увеличение эмоциональной возбудимости получило название это

Увеличение эмоциональной возбудимости получило название это

Общая психопатология

Изменение эмоциональной реактивности

В этом разделе и двух последующих будут рассмотрены различные варианты патологии эмоциональных свойств, т.е. устойчивых характеристик эмоциональной сферы индивида, особенности эмоционального реагирования, свойственные определенному человеку в целом на протяжении всей его жизни или значительного ее отрезка.

Условно эти расстройства можно разделить на три группы:

  1. Изменение эмоциональной реактивности.
  2. Несоответствие эмоциональных реакций стимулам, их вызывающим.
  3. Обеднение эмоций.

Изменение эмоциональной реактивности

Эмоциональная лабильность — легкая изменчивость настроения по незначительным, сиюминутным причинам. Повышение настроения имеет оттенок сентиментальности, умиления, понижение — слезливости, иногда раздражительности. Встречается при астенических состояниях разного генеза, органических поражениях головного мозга.

Выраженная степень — эмоциональная слабость или псевдобульбарный аффект (резкие колебания настроения по любому поводу с неспособностью сдерживать их внешние проявления), характерна для груборганических поражений головного мозга. Например, пожилая пациентка с деменцией смотрит в отделении телевизор и все время плачет: когда герои сериала ссорятся, она плачет из-за того, что переживает по этому поводу, когда они, напротив, мирятся и обнимаются, она плачет от умиления, радости.

Эксплозивность (взрывчатость) чрезмерная эмоциональная возбудимость с бурными вспышками аффектов ярости и гнева; может сопровождаться агрессией. Снижается контроль за поведением, не способны «сдержать» себя, даже если изначально повод для недовольства был пустяковый.

Характерна для последствий органических поражений головного мозга (черепно-мозговой травмы, эпилепсии и пр.; см. эксплозивный вариант ПОС). Также этот вариант эмоционального реагирования может усиливаться под воздействием психологических причин, в первую очередь в результате длительного нахождения в ситуации опасности (например, пребывание на войне, в тюрьме, служба в органах правопорядка, занятия спортивными единоборствами и др.). В этих случаях привычный взгляд на мир в «черно-белых» красках приводит к тому, что в ситуации даже незначительной угрозы человек склонен быстро переходить к активным агрессивно-оборонительным действиям, в том числе без учета возможных последствий этих действий (так как руководствуется принципом — «если не ты его, то он тебя»).

Эмоциональная ригидность — тугоподвижность, вязкость эмоциональных переживаний, склонность к длительному переживанию чувств (особенно неприятных). Выражением может быть злопамятность, упрямство. Обычно эмоциональная ригидность — проявление общей торпидности психических процессов, поэтому сочетается с патологической обстоятельностью (вязкостью) мышления, замедлением протекания психических процессов (брадифрения).

Характерна для последствий органических поражений головного мозга (последствий черепно-мозговой травмы, эпилепсии и пр.).

Источник

Эмоциональная возбудимость

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК . Под общей редакцией А.А. Реана . 2002 .

Смотреть что такое «Эмоциональная возбудимость» в других словарях:

Эмоциональная возбудимость — легкость (быстрота) возникновения эмоций. НТС … Термины психологии

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА — склонность человека поддаваться воздействиям других людей и обстоятельств жизни, быстро приходить в состояние эмоционального возбуждения … Словарь терминов по психологическому консультированию

Эмоциональная взрывчатость — – чрезмерная эмоциональная возбудимость, взрывчатость … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Неврозы — – группа функциональных нервно психических расстройств, основными причинами развития которых являются интрапсихический конфликт (в психоанализе) и/или психотравмирующая ситуация (в отечественной психиатрии) см. Невроз. Известны разные виды… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

темперамент — (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей, соразмерность) характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Два компонента Т. активность и … Большая психологическая энциклопедия

Нейротизм — характеристика эмоциональной устойчивости. Измеряется с помощью личностных опросников. Для лиц с высоким уровнем нейротизма характерна пониженная эмоциональная устойчивость (повышенная эмоциональная возбудимость), инерционность эмоциональных… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Параметры Темперамента Мерлина — (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей) на основе формально динамических свойств психической деятельности и свойств нервной системы выделяются следующие основные параметры темперамента: эмоциональная возбудимость; возбудимость… … Психологический словарь

Эксплозивность — (фр. explosion – взрыв) – неконтролируемая аффективная возбудимость, взрывчатость, вызванная воздействием конституциональных факторов или связанная с психическим расстройством либо последствиями перенесённого психического заболевания. В… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Хореопаты — (греч. choreia хоровод, пляска; pathos – страдание, болезнь) – термин Ф. A. Kehrer (1939), обозначает расстройство личности у некоторых родственников пациентов хореей Гентингтона, а также аналогичные преморбидные личностные качества ряда… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Капризы Детей — стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, делать что то вопреки предписаниям взрослых. Часто сопровождается плачем или криком. Благоприятными условиями для возникновения капризов являются переутомление детей,… … Психологический словарь

Источник

Повышенная нервная возбудимость

Повышенная нервная возбудимость – это нервозность, раздражительность, бессонница, психосоматические боли, дезориентация в пространстве и времени. Показатель количества больных с каждым годом увеличивается из-за стремительного ритма жизни, учебных и рабочих перегрузок, взаимодействия с потоками информации через различные источники связи. Состояние выражается в конфликтных ситуациях с окружающими людьми, в суетливых и хаотичных движениях, в сбивчивой речи, в асимметрии лицевых мышц, в нарушенном движении глазных яблок.

Причины развития

Причинами возникновения повышенной нервной возбудимости могут быть:

  • длительный стресс;
  • гормональные нарушения;
  • генетическая наследственность;
  • неврозы и психические заболевания.

Повышенная нервная возбудимость переходит в нервозность – раздражительность от малейшего шума, разговоров окружающих, быстрого передвижения и скопления людей. Снижается работоспособность за счет утомления, слабости активного внимания, психической несобранности, рассеянности, невозможности сконцентрироваться на поставленной задаче. К проявлению возбудимости относится нарушение сна, снижающее качество жизни. Человек с трудом засыпает, часто просыпается, переживает сновидения.

Диагностика и лечение

Для диагностики требуется тщательный сбор анамнеза, клинический осмотр. По результатам врач ставит диагноз и назначает соответствующее лечение. Врач может рекомендовать прием лекарственных препаратов: седативных, ноотропных, сосудистых, мочегонных. Для купирования состояния возбудимости также могут назначать препараты на основе трав — листьев подорожника, корня валерианы, ягод боярышника, цветов пустырника, обладающих успокаивающим, гипотензивным и общеукрепляющим действием.

Наряду с лекарственной терапией рекомендуются общеукрепляющие меры:

  • регулярное и полноценное питание (исключить кофе, алкоголь, табак);
  • восстановление сна (ночной сон не менее 8 часов);
  • правильная организация работы и отдыха;
  • расслабляющие комплексы физических упражнений;
  • устранение причин эмоциональной нагрузки.

Источник

Причины эмоциональной и двигательной возбудимости детей дошкольного возраста.

Анастасия Пырьева
Причины эмоциональной и двигательной возбудимости детей дошкольного возраста.

Воспитатель детского сада нередко сталкивается с детьми, проявляющими повышенную двигательную активность и эмоциональную возбудимость. Такой ребенок не только испытывает затруднения при усвоении новых знаний и навыков на занятиях, но и значительно затрудняет работу с другими детьми.

Излишняя эмоциональная возбудимость и отвлекаемость негативно влияет на познавательную сферу ребенка: в силу неспособности сосредоточиться, ребенку трудно овладеть знаниями и навыками, получаемыми в детском саду. Страдает и коммуникативная сфера: ему трудно дружить со сверстниками, соблюдать правила игр, продуктивно взаимодействовать со взрослыми.

Прежде всего, необходимо осознавать разницу между нормой (характерологические особенности, темперамент) и нарушением. Разумеется, ставить диагноз «гиперактивнось» и «СДВГ» имеет право только врач, но воспитателю и педагогу-психологу надо понимать, в каком случае возможно помочь ребенку, выстраивая педагогическое общение с учетом его индивидуальных особенностей, когда требуется коррекционная работа педагога-психолога, а в каком случае следует порекомендовать родителям проконсультироваться с врачом.

К индивидуально-психологическим особенностям относится характер и темперамент. Вам, разумеется, известно, что четыре типа темперамента – холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики – характеризуются различной подвижностью психической активности, соотношением процессов торможения и возбуждения.

Наиболее активны и динамичны холерики. Проявления этого типа темперамента совершенно нормальны и не нуждаются в коррекции. Но необходимо строить педагогическое общение с ребенком-холериком, учитывая его индивидуальные особенности. Дети-холерики активны, подвижны, проявляют яркие эмоции (они не просто смеются, а хохочут, предпочитают подвижные игры. Для них характерно трудное закрепление нового навыка, но усвоенный навык так же трудно изменить. Речь холериков быстрая и сбивчивая. Из-за повышенной подвижности и импульсивности таких детей, не редко появляются проблемы с дисциплиной. В связи с этим, необходимо делать акцент на развитии произвольности и саморегуляции, предоставлять возможность продуктивно выплескивать свою активность.

Ребенок, у которого может быть обнаружена гиперактивность, похож на холерика. Однако у него имеются отличия. Ребенок-холерик, который занят интересным делом, будет упорно стремиться довести его до конца. Более того, упорное стремление к достижению поставленной цели является отличительной особенностью этого типа темперамента. Гиперактивный ребенок не может удерживать внимание даже на том занятии, которое ему интересно, отвлекается и переключается на постороннее, ничего не доделывает начатое до конца. Холерик – классический почемучка. Ему хочется узнать «Как?», «Зачем?», «Из чего это сделано?» Задав вопрос, он охотно выслушает ответ. Гиперактивнй ребенок не проявляет любознательность. Если он и задает вопрос «Почему?» и «Зачем?», то сразу же отвлекается на другие многочисленные раздражители. Ответ его не интересует. Засыпание гиперактивного ребенка вызывает проблемы как у него самого, так и у взрослых, сопровождается капризами. Сон таких детей чуток – посторонние звуки могут легко разбудить малыша. Заснуть снова ему будет трудно. Холерик, хотя и отличается подвижностью и энергичностью, спит крепко.

Еще раз хотелось бы предостеречь вас от самостоятельной постановки диагноза! Мы, педагоги, можем лишь сделать предположение о наличии нарушений в работе нервной системы ребенка и порекомендовать родителям проконсультироваться со специалистом.

Другой причиной двигательной и эмоциональной возбудимости ребенка может быть стресс, связанный с неблагоприятным психологическим климатом в семье, травмирующие события или события, нарушающие привычный ритм жизни ребенка (болезни у близких, развод родителей, смена места жительства). Если признаки гиперактивности или проявления темперамента, так или иначе, заметны еще в раннем возрасте, то здесь нарушения появляются тогда, когда ребенок оказывается в неблагоприятных условиях. Воспитатель может заметить внезапное изменение поведения. Обычно покладистый и отзывчивый ребенок вдруг становится капризным, вертлявым, отказывается выполнять просьбы воспитателя и соблюдать правила игр.

Успешная помощь такому ребенку возможна при условии готовности родителей сотрудничать с педагогами детского сада, создать более благоприятный психологический климат в окружении ребенка. Для уточнения особенностей и причин эмоциональных и поведенческих нарушений полезно провести диагностику эмоциональной сферы: рисунок семьи, тест Люшера для детей. Задача педагога-психолога в данном случае – помощь ребенку в овладении навыками релаксации и отреагирования негативных переживаний.

Таким образом, чрезмерная возбудимость может быть вызвана разными причинами. Прежде чем принимать по отношению к ребенку какие-либо дисциплинарные или коррекционные меры, необходимо внимательно изучить причины нарушений и предоставить ему адекватную помощь.

Доклад «Причины организации звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Звуковая культура речи – это составная часть.

Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Эмоции — психические процессы, связанные с непосредственной оценкой.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы «Страх» Цели: расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжить учить передавать эмоциональное.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами народной игрушки Игрушка, как средство формирования эмоционального состояния у детейИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально.

Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста Занятие «Веселое путешествие» Цель: совершенствовать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета; развивать.

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.

Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «… хотя ребенок создаёт в ходе ролевой игры.

Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Статья. «Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную игру путем эффективного использования дидактических.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы Аннотация к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В. СЛАЙД 1 Вашему вниманию.

В мире эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку осознать свои эмоции?Что бы ответить на этот вопрос, мы в нашей группе создали уголок эмоций. Подобрали материал, который.

Источник

Оцените статью