Устойчивые эмоциональные состояния носят предметный характер

Классификация эмоциональных состояний

Эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и движения. Он наступает в результате какого-либо сильного потрясения. В аффекте изменяется внимание: снижается переключаемость, воспринимаются только те явления, которые имеют отношения к ситуации. Как правило, забывается все, что происходило до события, вызвавшего аффективную реакцию.

Собственно эмоции – это более длительная реакция, которая возникает не только на совершившиеся события, но главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства – устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношение к конкретным событиям или людям (вполне возможно воображаемым).

Настроения – наиболее длительные эмоциональные состояния. Это фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку приятия или неприятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

Фрустрация— состояние напряжения, когда на пути к достижению цели человек встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Тревога — ощущение неопределенной угрозы, чувство неясной опасности.

Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящими реальными или предполагаемым бедствием.

Стресс – это системная реакция организма на биологическое, химическое, физическое или психологическое воздействие (стрессор), имеющая приспособительное значение. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие – холод, усталость, боль, унижение и т.д. Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность филогенетически запрограммированных реакций организма, подготавливающих его к физической активности по типу сопротивления, борьбы или бегства. Эти реакции выражаются в изменении режима работы многих органов и систем организма, например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, частота пульса. Все физиологические реакции запускаются выделенными в кровь гормонами. Известно, что разные люди по-разному реагируют на стрессовые нагрузки. У одних реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела – это «стресс льва», а у других реакция пассивная, эффективность их деятельности сразу падает – «стресс кролика».

Виды стресса

1. Острый стресс

— ситуация конфликта (противоречивые требования);

— фрустрация (блокирование реализации актуальной потребности);

— кризис (необходимость изменения стереотипов деятельности).

2. Хронический стресс

— умеренное, но постоянно повторяющееся и длительно действующее воздействие.

Источник

3.Эмоции и чувства: понятие, виды и функции

Эмоции оказывают большое влияние на жизнь и деятельность человека, на протекание всех психических процессов, проявление свойств. Тема человеческих эмоций остается одной из самых загадочных областей психологии. Трудность научного исследования эмоций связана с высоким уровнем субъективности их проявления.

Само слово «эмоция» происходит от латинского слова «emovere», что означает возбуждать, волновать, потрясать.

Эмоции – это первоначальная реакция организма на какие-то раздражители, выражающая переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям, к результатам собственной деятельности.

Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (радость, страх, испуг) значимость действующих на человека явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эмоции человека выражаются одновременно:

в специфических субъективных переживаниях, которые всегда индивидуальны. Одинаковые раздражители могут вызвать самые непохожие реакции у разных людей (субъективный критерий);

в поведении, которое проявляется в мимике, позе, жестах (поведенческий критерий);

в физиологических реакциях организма, которые тесно связаны с эмоциональными переживаниями. Они выражаются в расширении зрачков, увеличении потоотделения, учащенном дыхании, усилении сердцебиения, повышении давления, уровня сахара в крови, кожно-гальванических реакциях (физиологический критерий).

Для оценки ряда физиологических реакций на стимулы используется полиграфический тест (детектор лжи), который представляет собой аппарат, собирающий и интерпретирующий информацию с датчиков на теле испытуемых. Проблема описания эмоций заключается в том, что ни один из трех критериев (субъективный, поведенческий, физиологический) не является абсолютно надежным. Человек далеко не всегда может четко описать и назвать переживаемые им эмоции и эмоциональные состояния.

Эмоции человека выполняют несколько функций:

3. Разрешения ситуации (аварийное поведение, бегство, агрессия,

4. Организации деятельности. Эмоции могут организовывать деятельность, направлять силы и внимание на определенный объект.

5. Эвристическая функция проявляется при творческом мышлении. Специфические эмоциональные состояния («предчувствия решения», «красоты решения») играют важную роль в творчестве.

6. Регулирующая функция заключается способности эмоционального подкрепления, закрепления реакций, что играет важную роль в процессе научения.

7. Функция активации, мобилизации организма, выделяемая некоторыми психологами как самостоятельная, может рассматриваться также как аспект функции организации.

8. Экспрессивная функция предполагает выражение отношения к тому, что человек переживает.

9. Синтезирующая функция. Эмоции могут служить тем центром, вокруг которого группируются различные содержания, создавая таким образом целостные комплексы представлений.

На основе эмоций формируются чувства.

Чувства – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

Эмоции и чувства находятся в сложном взаимодействии. В процессе развития конкретного человека чувства возникают позже, чем собственно эмоция, и как результат обобщения отдельных эмоций. Однако сформировавшиеся чувства во многом определяют возникновение и содержание ситуативных эмоций. Одно и тоже чувство может реализовываться в различных эмоциях, причем нередко разных по знаку. Этим объясняется такое свойство чувств как двойственность (абвивалентность). В то же время эмоции и чувства имеют между собой много принципиально общих черт. Сходство эмоций и чувств состоит прежде всего в том, что они являются мотивирующей системой в жизнедеятельности человека.

Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:

определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных

знак (какое значение – положительное и отрицательное – имеет для субъекта событие, предмет, человек);

предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);

модальность или содержание и качество эмоции и чувства (радость, удивление, тревога и т.д.).

Эмоции можно классифицировать по самым разным основаниям.

1. По влиянию на жизнедеятельность все эмоции подразделяются на:

положительные (стенические, от греч. слова «стенос» — сила), повышают активность, вызывают прилив энергии, подъем;

— отрицательные (астенические), действующие противоположным образом.

Рис. 12. Эмоции и чувства: виды и функции

Положительные эмоции стимулируют человека к достижению цели, отрицательные – к избежанию объектов, вызывающих неприятные

2. По потребностям:

низшие, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые, общие ощущения (голод, жажда и т.д.);

высшие – социально обусловленные, связанные с общественными отношениями.

3. По силе и длительности проявления эмоций:

аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными поведенческими и физиологическими проявлениями. Действия в состоянии аффекта, как правило, реализует «аварийное поведение», при котором самоконтроль резко понижен;

собственно эмоция – относительно более длительные и слабо проявляющиеся во внешнем поведении переживания. Они выражают оценочное отношение личности к воспринятой информации;

чувства – длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, которые носят ярко выраженный предметный характер и возникают в результате обобщения эмоций. Иногда их называют высшими эмоциями;

настроения – относительно слабо выраженные, диффузные переживания, не относящиеся к конкретному предмету, могут удерживаться в течение достаточно длительного времени, определяют общий эмоциональный тон. Настроение не предметно, а очень личностно и имеет разнообразные проявления (радостное и печальное, спокойное и раздраженное);

страсти – устойчивые, интенсивные и продолжительные стремления личности к определенному объекту. Страсти бывают как конструктивными, приводящими к развитию личности, так и деструктивными, разрушающими ее;

стресс (общий адаптационный синдром) – это неспецифический ответ организма на любые предъявляемые ему требования. Стресс возникает в сложных, неожиданных, особо ответственных ситуациях и представляет комплексную реакцию всего организма, общий знаменатель любой приспособительной реакции;

фрустрация – сложное эмоциональное переживание гнетущего напряжения, тревожности, безысходности, отчаяния, возникающее в ситуации, угрожающей достижению значимой для человека жизненной цели.

4. По степени интенсивности протекания выделяют следующие уровни:

нейтральное состояние – отсутствие явно выраженного эмоционального процесса; человек реагирует дифференцировано в зависимости от значимости объекта;

умеренный уровень эмоции – эмоция уже достаточно отчетлива, чтобы осознаваться, но еще не настолько сильна, чтобы нарушить протекание действий;

высокий уровень интенсивности — эмоция направляет действия человека, он ведет себя эмоционально, проявляя гнев, радость, тревогу.

5. По качеству. Классификация эмоций по этому признаку более противоречива. В разных работах авторы выделяют от 6 до 20 эмоций. Так, большинство авторов выделяют следующие виды эмоций:

радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с удовлетворением актуальной потребности;

удивление – эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства;

страдание – отрицательное переживание, связанное с воспринимаемой невозможностью удовлетворения важных потребностей;

— гнев – отрицательное переживание, часто протекающее в форме аффекта и представляющее собой реакцию на неожиданно возникшее препятствие на пути к достижению важной цели;

— страх — отрицательное эмоциональное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия;

— стыд – состояние, вызываемое осознанием своего несоответствия мнению окружающих или собственным принципам.

Развитие чувств и эмоций личности следует вести в двух направлениях. Во-первых, необходимо формировать высшие положительные моральные, интеллектуальные и эстетические чувства и вытеснять ими отрицательные, вредные для личности, коллектива и общества. Во-вторых, нужно формировать умение владеть своими эмоциями, что необходимо в любой профессиональной деятельности.

Источник

Устойчивые эмоции

Настроение — сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение — это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. настроение носит не предметный, а личностный характер.

Чувства высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.

Страсть — сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть — это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Страсть заставляет личность сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти, и т.д. Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение. Однако оно, в отличие от страсти,непостоянно, кратковременно. Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности.

Есть разные классификации эмоций, но в общем их можно разделить на три группы: положительные, отрицательные стенические и отрицательные астенические. Стенические – это гнев, негодование, ярость; астенические – тоска, страх, ужас.

25. Эмоциональные св-ва личности. Управление эмоциями

Эмоциональные процессы – отражение реальности в виде ее оценки. Эта оценка психически проявляется в виде эмоционального переживания в более или менее выраженной экспрессии. В зависимости от силы протекания эмоции, от силы эмоц-ого переживания, подразделяется на след. виды:

1.Настроения,которые имеют свой эмоц. фон и состояние(пр: приподнятое настроение – фон, смех – состояние) 2. Аффекты – переживание большой силы,но с коротким периодом протекания

3.Страсть – сильное, глубокое, длительное эмоц. переживание

4. Чувства – сложные, устоявшиеся отношения к чему-либо или к кому-либо. Чувства подразделяют на 3 группы: моральное, интелектуальное, эстетические чувства.

Наши эмоции могут быть и приятны, и неприятны, они могут способствовать эффективной деятельности и полностью дезорганизовать ее , эмоции могут спровоцировать преступление и воплотиться в гениальных стихах, т.е. мы постоянно сталкиваемся с самыми разнообразными проявлениями и последствиями эмоций, которые могут быть как желательны и уместны, так и неуместны и, соответственно , нежелательны. Последнее предполагает необходимость управления собственными эмоциями.

Важно, что отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит о том, что человек их не испытывает. Как известно, он может скрывать свои переживания, загонять их внутрь. Такое сдерживание чревато очень серьезными последствиями, в частности, возникновением соматических (телесных) заболеваний и неврозов. Поэтому стремление подавлять или искоренять эмоции в корне неверно, но умение регулировать их проявления совершенно необходимо.

Контроль в выражении эмоций проявляется в трех основных формах:

1) «подавлении» (сокрытии переживаемого эмоционального состояния);

2) «маскировке» (замене переживаемого эмоционального состояния выражением другой эмоции, отсутствующей в данный момент);

3) «симуляции» (выражении не переживаемой эмоции)

Регуляция эмоциональных состояний (устранение нежелательных эмоций) возможна либо при воздействии извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо в результате саморегуляции.

Непосредственно снять у себя эмоциональное напряжение помогут:

1. Переключение (направдение сознания на какую-либо другую деятельность)

2. Приуменьшение (снижение значимости)

3. Откладывание на потом

4. Физическая разгрузка (как говорил И.П.Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»)

26.Мотивационная сфера личности

Мотивационная сфера – это совок-ть мотивов.

Мотив – побуждение к действию связанное с удовлетворением потребностей .

Мотивация –процесс актуализации потребности индивида, что приводит к напряжению в психике и возникновению мотивов(мотив – это внутренние возбудители активной деятельности и поведения личности.

Мотивации возникают у человека практически с рождения и эволюционируют вместе с человеком. А определённая иерархия зависит от наличия у человека определённых моральных и материальных ценностей, каждая из которых преобладают над другими. Однако, конкретные мотивы могут возникать у человека ситуативно – по мере возникновения определённых потребностей. И, несомненно, доминирование тех или иных мотивов напрямую зависит от направленности конкретной личности.

Основными компонентами данной сферы личности являются как потребности ,влечение ,так и определенные интересы, намерение, идеал, социально-психологические нормы, стереотипы и т.д.

У всех людей своя иерархическая структура мотивационной сферы личности, но , как правило, основание пирамиды мотивов у всех совпадает.

1. Биологические 2. Материальный 3. Социальные 4. Духовные

Основными характеристиками мотивационной сферы личности являются:

  • разнообразие мотивов;
  • множественный характер; (Множественность связана с увеличением самих потребностей, способов и средств для удовлетворения таких нужд)
  • гибкий характер; (удовл. потр. различными способами и средствами )
  • существование определённой иерархии;
  • наличие структуры; ( несколько потребностей можно отнести к одной мотивации ПР: био. потр.- мотив. Еда, вода …-потр. )
  • устойчивый характер мотивов; (длительное сохранение мотивов)
  • динамичность мотивов; (определяется изменением силы и приоритетности мотивов )
  • мотивационная сила

27 Потребности, мотивы, мотивация. Понятие потребностей .Понятие мотива и мотивации. Виды мотивации.

В рамках основной деятельности человека занимают мотивы и мотивации. В психологии под мотивацией понимается процесс актуализации потребности индивида, что приводит к напряжению в психике и возникновению мотивов .

Мотивы – это внутренние возбудители активной деятельности и поведения чел.

Под потребностью понимают испытываемую человеком нужду в чем-либо.

В наст. Время различают след. Виды:

1. Материальные и духовные

2. Биологические и социальные

3. Индивидуальные, групповые и общественные

4. Здоровые и нездоровые

5.Ведущие и второстепенные

6. Реальные и иллюзорные

1. Физиологические

2.Безопастность

3.Потр. в принадлежности и любви

4.В уважении и почитании

5.Познавательные

6. Эстетические

7.Потр. в самоактуализации

Виды мотивов:

  1. Внешние — возникают на основе внешних составляющих, к примеру, увидев у другого человека желаемую вещь, возникает желание заработать деньги и также приобрести ее.
  2. Внутренние — возникают внутри самого человека, это может быть желание сменить обстановку, создать собственное дело и т.д.
  3. Положительные — крепятся на положительных утверждениях, например, «буду много работать, получу много денег» и т.д.
  4. Отрицательные — основаны на факторах, которые отталкивают человека от свершения ошибки, например «если просплю, опоздаю» и т.д.
  5. Устойчивые — направлены на удовлетворение первоначальных нужд.

Неустойчивые — требуют постоянного подкрепления.

Вопрос 28. .​ Основные концепции мотивации Теории потребностей. Бихевиоризм – теория научения. Психоаналитические теории мотивации. Теория Курта Левина. Гуманистические теории.

Теории мотивациианализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере их предмет сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка понять, что побуждает человека к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория ERG (потребностей существования роста и связей), разработанная К. Альдерфером, теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда, теория двух факторов Ф. Герцберга, теория ожиданий В. Врума, модель Портера-Лаулера.

Весь процесс научения описывался в объективных терминах. Торндайк использовал идею Вена о «пробах и ошибках» как регулирующем начале поведения. Выбор этого начала имел глубокие методологические основания. Он ознаменовал переориентацию психологической мысли на новый способ детерминистского объяснения своих объектов. Хотя Дарвин специально не акцентировал роли «проб и ошибок», это понятие несомненно составляло одну из предпосылок его эволюционного учения. Поскольку возможные способы реагирования на непрестанно меняющиеся условия внешней среды не могут быть заранее предусмотрены в структуре и способах поведения организма, согласование этого поведения со средой реализуется только на вероятностной основе.

Эволюционное учение потребовало введения вероятностного фактора, действующего с такой же непреложностью, как и механическая причинность. Вероятность нельзя было больше рассматривать как субъективное понятие (результат незнания причин, по утверждению Спинозы). Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Преимущество этого принципа достаточно очевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании) означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строго фиксированными в нервной системе способами. Невозможно было объяснить эти

Основным представителем этой теории является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1859-1939) По Фрейду, движущими силами человеческого поведения являются инстинкты секса и агрессии Секс или инстинкт жизни (эрос) сначала в признавался Фрейдом единственным мотивирующим фактором поведения Позже Фрейд обосновал действия другого инстинкта — тана-ТОСУ (инстинкта агрессии, разрушения и смерти) Фрейд утверждал, что человечество пока не с овсим владеет тайнами Эроса и Танатоса, и познание этих инстинктов и управления ими — задача будущих поколений.

Психоаналитическая теория рассматривает личность как единство ее трех составных частей:

а) \»Ид\» (Оно) — резервуар инстинктов и импульсов, которые размещены в подсознательном компоненте психики;

б) \»Эго\» (Я) — личная определенность, осознание себя;

в) \»Суперэго\» — моральные аспекты сознания и поведения человека Схематически структура личности выглядит как айсберг, над водной поверхностью которого находится лишь \»Эго\» Это примерно одна шестая часть с структуры \»Ид\» охватывает пять шестых структуры Эта подструктура находится в подсознании Человек обычно не осознает смысла \»Ид\», потому что оно существует за пределами разума \»Ид\» проявляется только в повед Инке, которая, в частности, сдерживается компонентом \»Суперэго\», т.е. внешними нормами поведения

Основой основ психоанализа является подсознательное Именно оно, по Фрейду, скрывает в себе большинство побудительной силы человека Подсознательное дает нам возможность понять тайные стремления людей и тем самым направить эти стремления в пользу общественному производству Сколько бы не говорили о том, что качество продукции должно быть высоким, дальше разговоров дело не пойдет Но если мы поймем побудительные силы материально го и морального стимулирования людей, в основе которого лежат осознаваемые и неосознаваемые импульсы, то мы сможем достичь чего-то слушногного.

Теория Курта Левина является оригинальной теорией в объяснении человеческого поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальтпсихологии, дав ей название «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.

В рамках теории поля Курт Левин предлагает схему психологического изучения человеческого поведения, которая имеет целый ряд отличительных особенностей:
1. Согласно ей, анализ поведения должен основываться на общей ситуации. В объяснение поведения включается более широкий круг явлений, чем объединение отдельных элементов типа раздражителей и реакций.
2. Ситуацию следует интерпретировать так, как она представляется субъекту. Это означает, что объяснение должно быть психологичным. При этом детерминанты поведения независимо от локализации в окружении или субъекте должны пониматься психологически. В связи с этим к основным компонентам причинно-следственного анализа относятся, например, не раздражители, как это пытается доказать бихевиоризм, а воспринимаемые (отраженные субъектом) особенности окружения, которые предоставляют человеку различные возможности для действия. Психологическому анализу должно подлежать таким образом не только все, что происходило с действующим субъектом в нем самом и окружении, но и другие факторы, влияющее на поведение.
3. Для объяснения поведения описания простых связей в смысле ассоциации «раздражитель-реакция» явно недостаточно. Согласно Курту Левину, в основе всякого поведения лежат силы, основными из которых являются потребности.
4. Простая классификация наблюдаемых феноменов не идет дальше описательного уровня и может стать причиной неверного объяснения, поскольку внешне одинаковое поведение не обязательно связано с одними и теми же причинами. Необходимо выработать общие понятия и использовать их как конструктивные элементы, сочетание которых позволяло бы объяснить каждый конкретный случай.
5. На поведение влияет только то, что действует здесь и теперь: будущие и прошлые события сами по себе не могут определять поведение в настоящий момент, они действенны лишь как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое. Прошлые и будущие события могут лишь внести свой вклад в структуру общей ситуации и несколько изменить композицию поля, но не более. Но, тем ни менее, их влияние может сказываться на актуальных состояниях субъекта и его окружения.

В своей модели психологического объяснения поведения Курт Левин стремился осуществить анализ условий протекания явлений и свести их к основным объяснительным конструктам. Конструктами стати понятия общей динамики, такие, как напряжение, сила, поле (по аналогии с электромагнитным и гравитационным полями).

В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Пер­вое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Не­смотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего.

Главным источником развития личности представители гуманистической психо­логии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике чело­века существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализи­рующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая — «организмический отслеживающий процесс» — пред­ставляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реаль­ное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии (Роджерс К., 1994).

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, — реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т. е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

29.​ Понятие деятельности и поведения.

В научном смысле понятие «деятельность» применимо только к человеку. Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием. Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями. Таким образом, элементами деятельности выступают: цели, потребности, действия. Термин «действие» в строгом смысле применим только к человеку. Животные неспособны ставить перед собой цель. Стало быть, у них есть произвольные движения, но нет действий (хотя в широком смысле слово, но не понятие «действие» сплошь и рядом применяется по отношению к животным, впрочем, и по отношению к физическим объектам тоже).

Цель — осознанный образ предвосхищаемого действия. Животные запрограммированы природой, ими руководят инстинкты, а не цель. Действия человека всегда осмысленны. Отдельные действия занимают краткое время.: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются из дня в день, мы говорим о деятельности.

Итак, действие — единица деятельности. Отдельное движение — элемент действия. Движения столь элементарны, что присущи и животным, и людям. Действия и деятельность — только людям. Забить гвоздь — это действие, оно распадается на более мелкие движения (взмах молотка, удар по гвоздю и т.д.). К движениям не применимы цель и потребности, а к действию применимы.

Поведение — совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Деятельность, в отличие от поведения может быть внутренней (рассудочная деятельность) и внешней. Поведение относится только ко второму. Поведение — внешняя форма проявления деятельности, т.е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому ученые говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение — непосредственно наблюдаемая деятельность. Деятельность — осознанное им «произвольное поведение».

В приведенном примере речь идет о поведении больших масс людей (которое можно назвать социальным поведением) как реакции на ожидаемые трудности в снабжении продуктов, удовлетворяющих важнейшую жизненную потребность. Отсюда следует, что основными элементами социального поведения выступают: потребности; мотивация; ожидания (экспектации).

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например, заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям.

30.​ Виды деятельности.

Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и трудовой, познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной.

Особыми видами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.

Источник

Оцените статью