- Научная электронная библиотека
- Тема занятия №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства
- Содержательная часть
- Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге
- Таламическая теория эмоций Кенона-Барда
- Лимбическая теория эмоций
- Информационная теория П.В. Симонова
- Эмоционально неустойчивое расстройство личности
- Причины развития заболевания
- Клинические проявления
- Импульсивный вариант
- Осложнения заболевания
- Диагностика при эмоционально неустойчивом расстройстве личности
- Лечение эмоционально неустойчивого расстройства личности в Москве
- Профилактика болезни
- Отзывы о лечении в клинике доктора Исаева
Научная электронная библиотека
Тема занятия №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства
Место проведения: аудитория
Продолжительность: 2часа
Цели занятия:
- Определение и общая характеристика эмоций.
- Изучение основных свойств и функции эмоций.
- Изучение патологий эмоциональной сферы.
Студент должен знать:
- Определение понятия «эмоция»
- Классификации эмоций
- Функции эмоций
- Проявления эмоциональных свойств
- Патологию эмоциональной сферы.
Студент должен уметь:
- Классифицировать эмоциональные состояния.
- Владеть способами снижения эмоциональной напряженности.
- Классифицировать индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.
Темы проектов, рефератов:
- Эмоции и их роль в жизни человека.
- Изучение эмоциональных отношений больных к своему заболеванию.
- Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.
- Патология эмоциональной сферы.
- Развитие эмоций в онтогенезе.
Рекомендуемая литература:
Основная литература
- Сидоров, А.В. Парняков. Б.Д. Клиническая психология. — 2008.
- Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М., 1976.
- Петренко Л.В. Нарушение высших форм памяти. — М., 1976.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М., 1990.
- Лакосина Н.Р., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. — Л., 1976.
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. — М.: 2006.
- Лакосина Н.Д.Клиническая психология. Учеб. для студентов медицинских вузов. — М.: МЕД пресс-информ, 2003.
- Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. — 2002.
- Рубинштейн С.Л Основы обшей психологии: в 2т. — Т.1. — М., 1989.
Дополнительная литература:
1. Современная психология: справочное руководство. — М.: ИНФРА-М, 1999.
2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружини-на. — СПб.: Питер, 2001.
3. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. — 3-е издание. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.
4. Вилюнас В.К. психология эмоциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ, 1976.
5. Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.
6. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. — М.: Изд-во МГУ, 1984.
Исходный уровень контроля знаний:
1. Что изучает наука психология?
2. Что является предметом и объектом психологии?
3. Основные формы психических явлений.
4. Какие вы знаете психические процессы и состояния личности?
5. Назовите, какие вы знаете органы чувств?
Основные вопросы темы:
1. Характеристика эмоций
2. Основные теории эмоций.
3. Функции эмоций.
4. Основные компоненты эмоций
5. Классификация эмоций
6. Эмоциональные феномены
7. Снятие эмоционального напряжения
8. Патология эмоциональной сферы
Итоговый контроль уровня знаний:
1. Дайте основную характеристику эмоций.
2. Какие вы знаете основные теории эмоций.
3. Чем обусловлено возникновение эмоций в периферической теории Джеймса-Ланге?
4. В чем заключается различия в теориях эмоций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда?
5. Какие вы знаете функции эмоций?
6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?
7. Перечислите основные компоненты эмоций.
8. Что относится к внутренним проявлениям эмоций.
9. Авторы классификаций эмоций.
10. О каких трех основных переменных идет речь в классификации, разработанной Симоновым?
11. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции?
13. Какие проявления эмоциональных свойств вам знакомы?
14. Дайте определение понятию «эмпатия»? Какова ее роль в деятельности медицинского работника?
15. Какие способы снятия эмоционального напряжения вам знакомы?
Содержательная часть
Эмоции и чувства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.
Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т.д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).
Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:
— стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);
— астенические, — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).
Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).
Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).
Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.
Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге
Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В. Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций, обозначив связь между тремя событиями: внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций.
Таламическая теория эмоций Кенона-Барда
Одна из первых центральных эмоций — таламическая теория эмоций была создана в 1929 году. Физиолог У. Кенон пришел к выводу, что в теории Джеймса — Ланге ошибочно само исходное положение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Его исследования показали, что одни и те же физиологические реакции могут сопровождать разные по модальности эмоции. У. Кенон пришел к выводу о том, что телесные изменения при эмоциях биологически целесообразны и являются средством до достижения цели — они готовят организм к борьбе или бегству. Согласно таламической теории (сигналы активизации вегетативных функций возникают в одном и то же центре мозга — таламусе) психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно. Согласно этой теории центральной структурой эмоционального процесса является таламус, а сам процесс относится к разделу безусловных рефлексов. Таким образом, таламус рассматривается как резервуар эмоционального напряжения который при известных условиях разряжается мощными импульсами направляющимися преимущественно к коре и вызывающими эмоции злобы, страха и т.д.
Лимбическая теория эмоций
Наиболее существенный теоретический вклад в создание лимбической теории принадлежит Пейпецу (1937 г.). В соответствии с его взглядами структурно и функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, поясная извилина, и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют эмоциональные процессы.
Информационная теория П.В. Симонова
П.В. Симонов полагает, что «потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности». [В своих работах П.В. Симонов ставит себе задачу «сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге».] Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы. Согласно теории П.В. Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознания этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого.
Таблица 1
Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребности и информационной характеристики среды (по Симонову)
Дистанционное взаимодействие
Овладение, обладание
Источник
Эмоционально неустойчивое расстройство личности
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения — вы однозначно получите развернутую консультацию, содержащую основные правила оказания этой помощи, информацию об эффективности современных методик, а также ответы на все вопросы. Обладая всей информацией по столь щекотливой и важной проблеме, мы гарантируем, что вы не ошибетесь, когда придет время действовать быстро.
Тем более, необходимо звонить, если нужна
экстренная помощь
Проверял Еремин Алексей Валентинович
Эмоционально неустойчивое расстройство личности (ЭНРЛ) – психическое нарушение, при котором человек импульсивен, имеет слабый самоконтроль, неуравновешен в словах и действиях. Состояние требует назначения длительной психотерапии, при которой специалист определяет причины развития патологии и корректирует их.
Пройти лечение эмоционально неустойчивого расстройства личности в Москве предлагает психиатрическое отделение клиники доктора Исаева. Здесь практикуется тщательная диагностика, на основе результатов которой составляется индивидуальная программа коррекции. Терапевтический курс включает традиционные методы психотерапии, инновационные авторские методики. При необходимости применяется фармакология. Итогом становится устойчивое состояние ремиссии, нормализация психических процессов и эмоциональной сферы.
Причины развития заболевания
Частота встречаемости ЭНРЛ в популяции – 2-4%. Преимущественно оно выявляется у женщин. Однозначная причина развития патологии неизвестна. Однако у многих пациентов отчетливо выявляется наследственная предрасположенность.
К факторам риска развития патологии относят:
- Органические нарушения в головном мозге: последствия черепно-мозговых травм, злокачественные новообразования и другие поражения.
- Минимальная мозговая дисфункция, возникающая в детском возрасте. Состояние характеризуется временным нарушением кровоснабжения структур центральной нервной системы.
- Негативная эмоциональная атмосфера в семье, в том числе агрессивность или жестокость родителей, авторитарный стиль воспитания, требование тотального послушания от детей.
- Дефицит родительского внимания и ласки в детстве.
Как правило, у больных с эмоционально неустойчивым расстройством личности выявляется несколько факторов риска.
Клинические проявления
ЭНРЛ у людей может протекать в двух вариантах – пограничном и импульсивном. Импульсивный тип характеризуется нарушением собственного Я. Это приводит к неопределенности намерений и внутренних предпочтений. Первые признаки нарушения появляются в подростковом возрасте. К ним относят:
- Частое фантазирование. Фантазии имеют различный характер, нередко связаны с семьей и близкими людьми больного.
- Беспричинная смена настроения. Эмоциональная лабильность прогрессирует с течением болезни.
- Подросток часто меняет увлечения, например, посещаемые кружки и секции.
- Несоблюдение правил, установленных в коллективе, наплевательское отношение на нормы и правила, царящие в школе, колледже, университете, дружеской компании и других социальных институтах.
- Отношения с окружающими носят нестабильный характер. У ребенка нет постоянных друзей, и он не может закрепиться в коллективе.
- Нормальный уровень интеллекта сопровождается плохой успеваемостью в учебных заведениях.
При взрослении больного с пограничной формой эмоционально неустойчивого расстройства личности клинические проявления меняются. На первый план выходят следующие симптомы:
- Человек старается выполнить свою работу максимально хорошо. Перфекционизм может приводить к тому, что больной саботирует свою же деятельность и срывает сроки.
- Эмоциональные реакции имеют вычурный и гиперболизированный характер.
- Нарушается самоопределение, страдает самоидентификация. Человек испытывает сомнения по поводу выбранного учебного заведения, работы или собственной личной жизни. Ему постоянно кажется, что он совершает ошибку, которая способна испортить ему жизнь.
- Жизненные цели, ценности, моральные установки постоянно меняются.
- Появляется тяга к психоактивным веществам, алкоголю, психоактивным препаратам.
- Больному легко внушить какие-либо идеи, преподнеся их «под нужным соусом».
- Появляется склонность к суициду.
Больные сохраняют способность к социальной адаптации. При компенсированном нарушении у пациентов отмечается хорошее настроение и повышенная работоспособность. Однако вскоре развивается дистимия. Это состояние, характеризующееся эмоциональной лабильностью и прогрессирующей депрессией.
Импульсивный вариант
Импульсивный тип эмоционально неустойчивого расстройства личности манифестирует в дошкольном возрасте. Он проявляется повышенной эмоциональной возбудимостью и склонностью к разного рода действиям без оценки их последствий. Дети с заболеванием отличаются агрессией, часто повышают голос, озлоблены по отношению к окружающим людям. Для них характерны следующие симптомы:
- дети капризны, легко обижаются на любые слова родителей или сверстников;
- раздражительность и жестокость по отношению к людям, больные злопамятны и мстительны;
- преобладает мрачное настроение, отрицательные эмоции;
- больной старается быть лидером в коллективе, в противном случае, он проявляет агрессию;
- склонность к конфликтам, неуступчивость;
- учеба и работа не вызывают интереса, становятся неинтересными.
Для импульсивного типа нарушений характерны аффективные расстройства. Они проявляются вспышками жестокости и агрессии. Пациенты не думают о последствиях своих действий. Как правило, поступки больных опасны для окружающих. У людей с эмоционально неустойчивым расстройством личности часто наблюдаются сексуальные отклонения.
Осложнения заболевания
В отсутствии терапии, а также при попытках самостоятельного лечения ЭНРЛ может привести к негативным последствиям. У больных часто формируются химические зависимости – алкоголизм и прием наркотических веществ. Эти привычки приводят к быстрому прогрессированию расстройств, резкому усилению симптоматики. В результате в нервной системе и внутренних органах развиваются органические нарушения.
Длительно текущее личностное расстройство может стать причиной депрессии. Такие нарушения имеют тенденцию к прогрессированию, постепенно приводят к снижению качества жизни больного. Для их лечения требуется назначение антидепрессантов. Больные с эмоционально неустойчивыми личностными расстройствами представляют угрозу для себя самих и окружающих людей.
Для предупреждения осложнений, рекомендуется всегда обращаться за профессиональной помощью к врачу. Можно вызвать психиатра на дом или посетить консультацию непосредственно в клинике. Специалист способен поставить точный диагноз, назначить эффективную терапию.
Диагностика при эмоционально неустойчивом расстройстве личности
Выявление ЭНРЛ требует комплексного обследования у психиатра. Специалист беседует с человеком, выясняет у него информацию об образовании, опыте работы и общении с другими людьми. При эмоционально неустойчивом расстройстве личности рекомендуется провести беседу с родственниками или друзьями пациента. Сами больные могут отрицать у себя какие-либо нарушения. Часто они хитрят, пытаясь скрыть истинную картину происходящего.
Для постановки диагноза у больного должно быть выявлено минимум 5 симптомов из этого списка:
- Нарушения самоопределения. Больной не имеет стабильного образа собственного «Я». Образ собственной личности размыт, детали в нем плохо стыкуются между собой.
- Человек избегает одиночества. Он совершает чрезмерные усилия, часто необдуманные действия для привлечения внимания к себе.
- Наличие нестабильных и напряженных близких отношений, которые сопровождаются идеализацией или обесцениванием другого человека.
- Психологическая импульсивность в любых двух сферах жизни человека: бездумное использование денег, взятых в кредит, алкоголизм и другие крайности.
- Эмоциональная нестабильность, неуравновешенность.
- Суицидальное поведение, в том числе намеки и угрозы на акт самоубийства, его подготовку, осуществление планов.
- Постоянное ощущение опустошенности, разбитости, упадка сил.
- Идеи параноидного содержания или симптомы диссоциации личности.
- Аффективные нарушения с внезапными вспышками гнева и ярости.
Для исключения повреждений головного мозга больным проводят электроэнцефалографию. Этот метод оценивает электрическую активность отдельных структур ЦНС, позволяет без затруднений выявить их повреждения. При подозрениях на опухоли, энцефалит и другие органические нарушения выполняется компьютерная или магнитно-резонансная томография. Результаты обследования интерпретирует только лечащий врач.
Лечение эмоционально неустойчивого расстройства личности в Москве
Лечение расстройства выбирает психиатр, основываясь на данные анамнеза, информацию о проведенном обследовании. Терапевтический процесс контролируется родственниками человека, так как пациенты самостоятельно забрасывают прием лекарственных средств и посещение психотерапевта. Госпитализация человека не требуется. Он может лечиться дома.
Во время сеансов врач выявляет мысли человека, которые подталкивают его к импульсивным высказываниям и действиям. После их обнаружения предлагаются способы избегания, обхода или замены. Длительная когнитивно-поведенческая терапия позволяет добиться положительного эффекта у большинства больных.
В процессе лечения эмоционально неустойчивого расстройства личности в Москве больной ведет индивидуальный дневник. Он позволяет систематизировать работу над ощущениями. Специалист разделяет психотерапевтический сеанс на три этапа:
- обсуждение поведения и действий, которые представляют угрозу для жизни человека и окружающих его людей;
- беседа о поведении, которое ведет к снижению качества жизни и уменьшению эффективности психотерапии;
- обучение конструктивным моделям поведения.
Последний этап закрепляется на групповых сессиях, которые продолжаются до 1,5-2 часов. Используют ролевые игры, специальные упражнения. После занятий всем больным с ЭНРЛ выдается домашняя работа. Когнитивно-поведенческую терапию считают наиболее подходящим методом для устранения признаков эмоционально неустойчивого расстройства личности. Метод подходит большинству пациентов и не имеет противопоказаний. Единственный недостаток подхода – длительность психотерапии, которая может достигать нескольких лет.
При выраженной дистимии, сопровождающейся депрессией, врач подбирает антидепрессанты. Предпочтение отдают препаратам из группы селективных блокаторов обратного захвата серотонина. Они хорошо переносятся больными и редко приводят к побочным эффектам. Кроме них могут использоваться другие группы лекарственных средств: противосудорожные препараты (Фенобарбитал и пр.), соли лития. Они обладают противотревожным действием, нормализуют эмоциональный фон у больного.
При выраженных аффективных нарушениях и гипервозбудимости, пациенту могут быть назначены нейролептики. Например, Рисперидон или Феназепам. Они нормализуют поведение больного и позволяют избежать его агрессии к самому себе и окружающим людям.
Дополнительного положительного эффекта можно добиться при помощи медитации и методов релаксации. При регулярных медитационных практиках уменьшается общий уровень стресса, повышается осознанность действий. Это положительно сказывается на самочувствии человека, благоприятно влияет на его отношения с другими людьми.
Профилактика болезни
Специфического способа предупредить эмоционально неустойчивое расстройство личности нет. Это связано с тем, что конкретная причина патологии не установлена. Профилактику заболевания разделяют на первичную и вторичную. Первичная профилактика проводится у здоровых людей, которые имеют факторы риска развития болезни.
К ней относят следующие действия:
- Избегание физических наказаний ребенка.
- В семье должны поддерживаться положительные, доверительные отношения. Любая агрессия и жестокость полностью исключаются.
- В общении с ребенком необходимо поддерживать его самостоятельность и помогать идентифицировать собственное «Я».
Вторичная профилактика проводится для больных с диагностированным эмоционально неустойчивым расстройством личности. Она позволяет предупредить прогрессирование патологии и развитие осложнений. Для этого человек должен придерживаться следующих рекомендаций:
- Снизить уровень стресса в жизни. Для этого рекомендуется исключить стрессовые ситуации и регулярно медитировать.
- Исключить вредные привычки, в первую очередь алкоголизм и прием наркотических средств.
- Соблюдать врачебные назначения.
- Сменить работу при чрезмерной нагрузке и «токсичном коллективе.
При появлении любых симптомов личного расстройства необходимо сразу же обратиться к психиатру. Специалист проведет обследование, своевременно подберет комплексное лечение.
Отзывы о лечении в клинике доктора Исаева
На этой странице вы найдете отзывы о лечении эмоционально неустойчивого расстройства личности в клинике доктора Исаева. Внимательно ознакомьтесь с информацией, чтобы принять взвешенное решение об обращении к нам. Если у вас остались вопросы, задать их можно по телефону горячей линии или на приеме у врача.
Источник