Устойчивость внимания умение преодолевать трудности чувство ответственности это

Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания является воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_trudolyubiya_sposobnosti_k_preodoleniyu_trudnostey_tseleustremlennosti_i_nastoychivosti_v_dostizhenii_rezultata.docx 17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

(из опыта работы).

Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания является воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни.

Какие же ценности являются результатом работы по данному направ- лению? Это уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость; трудолюбие.

Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка.

Педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания детей. В школе в процессе учебы и воспитания обучающиеся получают:

-первоначальное представление о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значения творчества в жизни человека и общества. По данному направлению мы на классных часах проводим беседы. На уроках родного языка пишем сочинения-миниатюры о труде;

-уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

-элементарные представления об основных профессиях. По данному направлению провожу встречи с людьми разных профессий. С первого класса 4 раза в год встречаемся с артистами Башгосфилармонии, после концертов говорим о том, что труд артистов это не только развлечение, но и тяжелый творческий труд. В 1 классе организовала встречу с инспектором Отдела Пропаганды ОГИБДД Управления Министерства внутренних дел старшим лейтенантом полиции Вахитовым А.И.Была организована встреча с художником. Во 2 классе организовали встречу с композитором Альбиной Имаевой. В этом году провела встречу с инспектором по делам несовершеннолетних Вахитовой Алиной Маратовной. Проводим открытые дни для родителей, где они рассказывают о своей профессии;

-ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

-элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека, общества;

-первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов. Во внеурочное время на занятиях кружка по декоративно-прикладному искусству делаем коллективные поделки. Ежегодно принимаем участие на районном конкурсе Малой академии «Старт в науку». В 1 классе участвовала Авдюкова Анастасия, награждена Почетной грамотой Отдела Образования Октябрьского района. Во 2 классе принимала участие Сакаева Диана. Она тоже награждена Почетной грамотой Отдела образования Октябрьского района. В этом учебном году до 1 декабря отправили на городской заочный конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Открываем мир природы»,посвященном Году экологии три проекта. Это работы Авдюковой Анастасии, Сакаевой Дианы, Чудова Никиты. Темы взяли очень хорошие, актуальные, разработали, связывая с жизнью самих детей;

-навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

-умения проявлять дисциплинированность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

-умение соблюдать порядок на рабочем месте. С этим немного проблематично, но стараемся. Начиная с 1 класса учимся после уроков технологии и ИЗО убирать свое рабочее место. Не у всех получается, но желание научиться у детей есть;

-бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам и личным вещам. Ежегодно, когда получаем библиотечные совершенно новые учебники, проводим беседы, что этими учебниками после нас будут заниматься, потому нужно беречь. Есть, конечно, в классе 1-2 ребенка, которые по-своему стараются, но результат не совсем удовлетворительный;

-отрицательное отношение к лени, небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей;

-осознание приоритета нравственных основ труда;

-потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности. Во 2 классе из класса 12 обучающихся приняли участие на Республиканском конкурсе рисунков, посвященных 6 Международным детским зимним играм, где Авдюкова Анастасия была награждена Дипломом Министерства образования Республики Башкортостан.

Детям очень нравится участвовать в сборе макулатуры. Они соревнуются друг с другом. В этом году заняли первое место по школе.

Дети с большим желанием принимают участие на субботниках. Это им нравится. Я вместе с ними работаю, это их ещё больше подзадоривает.

Какие же формы работы я использую при работе по данному направлению? Это экскурсии, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия; встречи с представителями различных профессий, сюжетно-ролевые игры, праздники труда, ярмарки, творческие конкурсы, совместные презентации, работа на учебно-опытном участке; посещение музеев; учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике( в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов) и другие.

Достигнутые результаты по развитию трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости подразделяются по трем уровням

1уровень результатов: это приобретение детьми социальных знаний(общественные нормы, социально одобряемые и неодобряемые нормы поведения).

2 уровень результатов: это получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения.

3 уровень результатов: это получение обучающимися самостоятельного общественного действия, формирования социально приемлемых моделей поведения.

Среди обучающихся класса выделяются такие, у которых ярко проявляется признак трудолюбия. Они понимают общественную значимость труда, имеют навык самообслуживания, умеют организовать труд других. Примерно ведут себя и призывают этому других.

Есть группа детей, у которых эти качества проявляются средне.

Но имеется также группа детей, у которых данные качества не проявляются. К сожалению, в каждом классе имеются такие дети.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности(самосознания) гражданина России.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей необходимо понять, как помочь ученику, а для этого нужно знать, что представляет собой процесс письма.

Беседа с родителями преодоления трудности чтения.

Преодоление трудностей в процессе обучения первоклассников: рекомендации родителям.

За годы работы я не раз сталкивалась с проблемой низкой техники чтения у учащихся, а ведь чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребенка.

Система работы по предупреждению и преодолению трудностей учения.

Основная цель, которую мы ставим в работе с каждым ребёнком – это формировать гармоничную личность и помочь ребёнку в раскрытии дремлющих способностей.

Трудности овладения письмом обнаруживаются в первом классе и сохраняются позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление трудностей письма требует понимания их .

Источник

Неуспешность обучения. Причины и пути её преодоления.
статья по теме

В презентации объясняются некоторые причины неуспешности обучения обучающихся. Даны рекомендации по их устранению

Скачать:

Вложение Размер
В презентации описаны причины и пути преодоления неуспешности обучения 216.5 КБ
Материал для выступлении на педагогическом совете 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. К.Д.Ушинский

В последнее время в нашем образовательном учреждении возросла проблема школьной неуспеваемости – несоответствия учебных успехов учащегося требованиям школьной программы.

Число неуспевающих школьников (результаты учебной деятельности, которых много ниже требованиям учебной программы) превышает 30% от общего числа учащихся.

От 15 до 40% учащихся начальной школы испытывают различные трудности в процессе школьного обучения.

Понять причины неуспеваемости школьников, найти пути её преодоления, научить детей учиться – цель каждого образовательного учреждения.

Задача педагогического коллектива:

  • создать в школе атмосферу, способствующую развитию личности каждого школьника;
  • формировать у учащихся чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости, неповторимости своей личности.

Значение школьного периода жизни человека трудно переоценить. Многие проблемы взрослого человека могут быть лучше поняты, если обратиться к его школьным годам. Дело не в том успешно или не успешно учился человек, а в том, насколько комфортно он себя чувствовал в школе, как складывались его отношения с учителями и одноклассниками. Именно под влиянием этих обстоятельств формируются те или иные личностные качества.

Главным показателем успешности ученика являются отметки. Именно на получение «хорошей» отметки любой ценой настраивают ученика учителя и родители.

Причины школьной неуспеваемости

  • Нейропсихологические (индивидуальные особенности анатомического созревания мозга ребёнка):
  • Требования учебного процесса опережают возрастную готовность к выполнению, поставленных перед ребёнком задач;
  • Условия социальной среды, в которой растёт ребёнок и которая препятствует нормальному периоду развития (внутрисемейные отношения, плохие условия жизни).
  • Психолого-педагогические (возраст ребёнка, дидактико-методическая система обучения):
  • Возраст ребёнка, начинающего систематическое обучение в школе;
  • Дидактико-методическая система обучения (традиционная или по развивающим учебным программам, ориентированным на «завтрашний» день в психическом развитии ребёнка).
  • Психологические (психологическая готовность к школьному обучению, интеллект, темперамент):
  • Расхождение требований, предъявляемых учебным процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития (внимание, память, мышление);
  • Психологическая готовность (мотивация, интеллект, воля, характер социального развития);
  • Темперамент (сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический).

В результате многолетней работы педагогический коллектив школы пришёл к выводу, что обучение должно согласовываться с уровнем развития ребёнка, а обучение по развивающим программам поднимает на более высокий уровень психическое развитие учащихся.

Влияние темперамента на успешность учебой деятельности

  • Сангвинический тип темперамента

Особенности темперамента : живость, подвижность, быстрое реагирования на внешние события, сравнительно лёгкое переживание неудач и неприятностей.

Рекомендации в работе с учениками : убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения материала обращать внимание на интересные аспекты задания, подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.

В качестве положительных сторон у учеников-сангвиников отмечается энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами.

К числу недостатков можно отнести поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, « разбросанность» и многообразие интересов.

  • Холерический тип темперамента

Особенности темперамента : быстрота, порывистость, способность отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешены, склонны к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.

Рекомендации в работе с учениками : создать спокойную уравновешенную атмосферу социального окружения, предупреждать появления аффектов (переключать внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции на какой-либо «нейтральный» объект).

Учеников-холериков характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение.

Быстрый темп письма отрицательно сказывается на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении приводит к недочитыванию слов или к неправильному их прочтению и как следствие к плохому пониманию прочитанного, ошибки при выполнении вычислительных операций.

Причина трудностей – природная высокая скорость нервных процессов.

  • Флегматический тип темперамента

Особенности темперамента : медлительность, невозмутимость, устойчивость стремлений, постоянство настроения, слабое внешнее выражение душевного состояния.

Рекомендации в работе с учениками : вырабатывать собранность, организованность, умение не тратить личное время на «раскачку». Полезно посадить такого ученика с более подвижным одноклассником.

Сухомлинский называл учеников-флегматиков «молчаливые тугодумы». Он писал: «Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребёнок, ему вынь да положь ответ и получай отметку. Ему и невдомёк, что невозможно ускорить течение медленной, но могучей реки. Пусть она течёт в соответствии со своей природой, его воды обязательно достигнут намеченного рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозинкой отметки – ничего не поможет». Таким детям требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. Они смиряются с тем, что двигаются и говорят медленнее других детей, и не делают ни каких попыток действовать в быстром темпе.

  • Меланхолический тип темперамента

Особенности темперамента : лёгкая ранимость, умственная утомляемость, повышенная аккуратность, старательность, склонность к глубокому переживанию даже незначительных неудач.

Рекомендации в работе с учениками : систематически ободрять, внушать веру в собственные силы, предоставлять больше времени для отдыха.

У учеников-меланхоликов быстро возникает умственное утомление. Слабость нервных процессов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Они производят на таких детей тормозящее, дезорганизующее влияние. Наоборот, систематическое ободрение, внушение веры в собственные силы, раскрытие ещё не использованных резервов даёт такому ученику возможность проявлять преимущества своего темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность), что приводит к успехам в учёбе.

Типы неуспевающих школьников

I тип характеризуется низким качеством мыслительной деятельности и положительным отношением к учёбе

Характерные признаки : используют привычные шаблонные способы работы даже тогда, когда с их помощью новые задачи решены быть не могут. Темп работы класса им не под силу, поэтому выполняют всё наспех, небрежно. Неуспех в учении для них не является источником моральных переживаний.

Основной недостаток – ярко выраженная мыслительная пассивность. Для достижения хороших результатов могут списать, подслушать, обмануть. Подчиняются требованиям классного коллектива и устанавливают с ним хорошие отношения.

  1. Развивать мыслительную деятельность.
  2. Проводить воспитательную работу.

II тип характеризуется высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению

Характерные признаки : самоорганизация в процессе работы, успех в учении зависит от того, нравится им предмет или нет. Избегают активной умственной работы на уроках и при подготовке домашних заданий по тем предметам, которые требуют от них больших умственных усилий и напряжения. Компенсируют свой неуспех в учении конфликтами с одноклассниками, протестами, демонстративными занятиями посторонними делами на уроке.

  1. Проводить воспитательную работу, имеющую целью изменение свойств их личности, сформировать новое отношение к школе, к учению.

III тип характеризуется низким качеством мыслительной деятельности и беспечным или отрицательным отношением к учению при частично или полной утрате позиции школьника

Характерные признаки : испытывают существенные трудности при усвоении знаний, не владеют учебными приемами, беспечно относятся к учению, к результатам своей деятельности. В процессе познавательной деятельности не выходят за пределы прочно усвоенных обиходных понятий. Уступая в умственном развитии одноклассникам, тяготятся пребыванием в школе. Стремятся подчинить своему влиянию неустойчивую часть учащихся, пользоваться их услугами в не учебное и учебное время. Их школьные интересы связаны с уроками физкультуры, труда. Вне школы им интересно бродить по улице, играть в азартные игры, сидеть в подъезде и другое.

  1. Формирование познавательных потребностей.
  2. Преодоление отрицательных наклонностей (формировать правильное отношение к труду и к учебному труду в частности через общественно полезную деятельность в коллективе).

Педагогическим коллективом школы выработан психолого-педагогический подход к слабоуспевающим школьникам:

  • обеспечение дозированной помощи взрослого при выполнении школьниками интеллектуальных заданий;
  • предлагать посильные задания для самостоятельного выполнения;
  • обязательно поощрять правильное выполнение заданий;
  • обеспечить индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении;
  • устранять пробелы в знаниях;
  • во время опроса не торопить с ответом, дать возможность его обдумать, ознакомиться с наглядными пособиями;
  • при объяснении нового материала учитывать характер познавательной деятельности учеников, темп их усвоения, более широко использовать наглядные средства обучения;
  • чаще обращаться к ним с вопросами, вовлекать в обсуждения.

Источник

Оцените статью