Устойчивость нервной системы это темперамент
В спортивной деятельности уровень способностей зависит от многих факторов, в том числе и от темперамента спортсмена. Одни и те же свойства нервной системы могут оказать влияние как на успех в достижении спортивных результатов, так и на неудачу в избранном виде спорта. Требования деятельности заставляют человека выбирать такие приёмы и способы её выполнения, которые наиболее соответствуют его темпераменту и помогают преодолеть влияние отрицательных в данных условиях проявлений темперамента.
В зависимости от особенностей темперамента спортсмены различаются не конечными результатами, а способами достижения результата. Отечественные исследователи в своих работах установили зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В данных работах индивидуальный стиль деятельности рассматривался как путь к достижению результатов или способ выполнения определенных действий, который главным образом зависел от типа нервной системы [1, с. 154].
Исследования многих авторов, изучавших влияние типа нервной деятельности на способы выполнения двигательных действий спортсменами в избранном виде спорта, выявили, что основная роль, определяющая стиль выполнения этой деятельности, принадлежит свойствам нервных процессов, а в частности, силе и подвижности.
В исследованиях З.И. Бирюковой и других авторов, изучавших зависимость психологических свойств спортсменов от физиологических особенностей их нервной системы, показано, что спортсмены, относящиеся к сильным типам нервной системы, способны превзойти спортсменов со слабой нервной системой в достижении успехов в спортивных занятиях, что «достижение рекордных результатов в возможно более короткий срок будет более реальным для тех лиц, у которых достаточно высоки именно те природные свойства нервных процессов, которые в первую очередь обеспечивают выполнение определенного вида мышечной деятельности спортсмена» [2, с. 246].
Многие авторы, работающие в данной проблематике, представили отчетливые доказательства положительного влияния индивидуальных различий свойств темперамента, в особенности силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов на различные стороны спортивной деятельности, хотя авторы не ставили своей целью выявление влияния типа и свойств нервной системы спортсменов на предрасположенность к определенному роду деятельности, однако, как показано в данных исследованиях, типологические особенности нервной системы необходимо рассматривать как биологическую основу успеха в спортивной деятельности. Авторы О.А. Черникова, Ю.Ю. Палайма, В.В. Васильева, изучавшие предстартовые состояния спортсменов, также подчеркивают взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей свойств нервной системы и возникновения определенных предстартовых состояний, а также возникновения и демонстрация специфических эмоций в спорте [3, с. 65].
Многие авторы подчеркивают, что свойства нервной системы в первую очередь оказывают влияние на способы выполнения той или иной деятельности, а уже следствие этого – появление индивидуального стиля деятельности, что не способно ухудшать ее эффективность.
Типологические особенности, проявляющиеся в свойствах нервной системы, оказывают влияние на различные стороны личности спортсмена: на волевые качества, эмоциональную сферу, стрессоустойчивость к неблагоприятным состояниям. Все эти стороны играют огромную роль в спортивной деятельности. Находясь в различных стрессовых ситуациях, спортсменам необходимо постоянно совершенствовать свойства личности, добиваясь оптимального внутреннего состояния. Данное состояние будет выражаться в сбалансированности между возбудимостью и инертностью нервной системы. Особая роль в профилактике и преодолении стрессовых состояний отводится овладению навыками и приемами, которые способствуют формированию стрессовой устойчивости. Спортсмены, имеющие в арсенале необходимые приемы, способствующие повышению их силы, подвижности и баланса, приобретают дополнительную возможность приобрести необходимую уверенность на соревнованиях. Спортивная деятельность многими специалистами в этой области рассматривается как эффективное средство, оказывающее непосредственное воздействие на личностные характеристики спортсмена.
Достижение результата в спортивной деятельности зависит от возникновения уверенности в определенных ситуациях, что выражается в уровне тревожности. Существуют две качественно различные разновидности уровня тревоги: личностная и ситуативная.
Личностная тревожность, выражается в стабильной склонности человека реагировать на различные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства. Ситуативная тревожность говорит о состоянии тревоги только в тех ситуациях, которые имеют отношение к определенным стрессовым факторам, тревога не возникает в отличных от этих условий ситуациях. Данное поведенческое состояние может проявляться в эмоциональной реакции человека на специфические раздражители. Каждый человек обладает определенным уровнем тревожности, что является его личностной характеристикой. У спортсмена существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – так называемая полезная тревожность.
В психологии и психофизиологии людей делят на две группы – люди с высокой и люди с низкой тревожностью. Автор многих работ по изучению поведения людей в деятельности, Е.И. Рогова выявила, что люди с высокой тревожностью, направленные на достижение успеха, имеют следующие особенности:
Сообщения о неудачах у них вызывают более острые и эмоциональные переживания, чем у людей с низкой тревожностью. Данная категория людей хуже, чем люди с противоположными характеристиками, преодолевают стрессовые ситуации и недостаток времени, отведенный на решение конкретной задачи.
Основной чертой высокотревожных людей является боязнь неудачи. Эта боязнь у них доминирует над стремление к достижению успеха. Для большей стимуляции высокотревожных людей необходимо постоянно подбадривать и сообщать об успехе, сообщения о неудаче стараться говорить очень осторожно или по возможности скрыть. Низкотревожных людей, напротив, больше стимулирует сообщение о неудаче.
Спортсмены, имеющие высокую тревожность и высокую потребность в достижении спортивного результата, не способны справиться с волнением, тем самым снижается их устойчивость к стрессу, что приводит к ухудшению результатов на соревновании. Представители противоположного уровня тревожности имеют такую же тенденцию спортивных результатов вследствие их низкой мотивации. Соревновательная деятельность требует от спортсменов собранности и способности быстро принимать решения в изменившихся ситуациях, однако страх и боязнь спортсмена могут сильно снизить эффективность его действий. Уровень тревожности может меняться в ходе соревнований, поэтому главной задачей для спортсмена будет являться умение сохранять оптимальное эмоциональное состояние.
Американский психолог Брайн Дж. Кретти, изучавший состояния спортсменов, выделяет условия которые могут вызвать чрезмерную тревожность, мешающие успешному выступлению. Классификация страхов и опасений спортсменов делится на несколько категорий:
1. Личные опасения о результате выступления.
2. Социальные последствия результата выступления.
3. Боязнь получить травму, мысли о необходимости бросить спорт из-за возраста и аналогичные страхи, связанные с физиологическим состояниям организма спортсмена.
4. Страхи по поводу последствий своей собственной агрессии или агрессии со стороны других.
Полученные разными авторами доказательства, что индивидуально-типологические особенности нервной системы спортсменов определяют уровень достижения спортивных результатов, подчеркивают необходимость создания или изменения условий тренировки, которые будут способствовать более продуктивному характеру спортивных занятий.
Среди специалистов в области психологии, физиологии и спорта существует две точки зрения влияния свойств темперамента на спортивную деятельность. Одни считают, что спортсмены, обладающие силой протекания нервных процессов, имеют превосходство над представителями слабой нервной системы за счет определенных типологических свойств, а в частности: уравновешенности и подвижности нервных процессов [4, с. 72].
Другие авторы, опираясь на накопленный в психофизиологии опыт компенсации отдельных свойств, утверждают, что спортсмены слабого типа нервной системы могут добиваться значительных успехов за счет высокой чувствительности к требованиям двигательной деятельности и найти необходимые приспособления к ней. Это в какой-то степени может компенсировать недостаточно высокую работоспособность и другие качества, присущие им в меньшей степени, чем лицам с сильной нервной системой.
Данные факты приспособления свойств нервной системы к выполняемой деятельности позволяют утверждать, что спортсмены с различными типологическими особенностями способны показать достаточно высокий уровень спортивных результатов.
Все это обуславливает необходимость изучения индивидуально-типологических особенностей, способствующих более грамотному построению тренировочного процесса при подготовке спортсменов, что позволит определить индивидуальный подход выполнения физической нагрузки, в соответствии с особенностями занимающихся. Типологические особенности свойств нервной системы и темперамента являются необходимым и определяющим фактором индивидуальности занимающихся [3, с. 89].
Для определения индивидуально-типологических особенностей нервной системы спортсменов был выбран следующий методический инструментарий:
– «теппинг-тест» (методика определения свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина);
– методика Спилберга – Ханина (определение уровня личностной и ситуативной тревожности);
– тест Айзенка (определение типа темперамента).
Данное исследование проводилось на базе ЮКИОР г. Ханты-Мансийска. В нем принимали участие 28 спортсменов, из них 14 респондентов занимаются спортивным плаванием, из которых 3 имеют разряд КМС, 10 спортсменов имеют звание МС и один МСМК, 14 человек занимаются водным поло, имеют спортивный разряд КМС – 7 человек, звание МС – 7 человек. Все спортсмены в возрасте от 16 до 24 лет.
В соответствии с целью исследования на начальном этапе педагогического эксперимента было проведено психодиагностическое тестирование испытуемых спортсменов-пловцов. Результаты психодиагностического тестирования представлены в табл. 1, 2.
Результаты психодиагностического тестирования пловцов высокой квалификации
Источник
Журнал Практической Психологии и Психоанализа
Комментарий: Работа поддержана грантом РГНФ No 07-06-00050a |
Введение
Понятие «темперамент» (позднее латинское слово temperamentum – надлежащее соотношение частей, стали использовать как перевод греческого temperamentum — слияние, смешивание) было введено Гиппократом, и его содержательную сторону составляло обобщение данных наблюдения динамики лечения разных пациентов: одни пациенты обладали большей силой сопротивления лечению, другие – меньшей, у одних выздоровление протекало быстрее, у других – медленнее [9]. Согласно современным взглядам, «темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения и эмоциональности человека. Темперамент проявляется [20] уже в раннем детстве. «Механизмы формирования предметно-ориентированной, коммуникативно-ориентированной и Я-ориентированной структур индивидуальности уходят корнями в недра темперамента» [9, стр. 111]. При этом подразумевается, что свойства темперамента представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека [17]. С позиций дифференциальной психологии темперамент рассматривается как базовый аспект индивидуальности, обусловленный «преимущественно биологическими свойствами человеческого организма», вместе с тем, темперамент может быть определен и как компонент более высокоорганизованных структур интегральной индивидуальности (интеллекта и характера). Таким образом, в воззрениях на проблему темперамента можно выделить два основных круга изучаемых вопросов. Один из них охватывает проблему биологических основ темперамента, а другой – его психологических составляющих.
Идея взаимосвязи темперамента и биологических свойств организма по-разному отражалась на разных исторических этапах. В гуморальной теории Гиппократа и Галена разные типы темперамента соответствовали преобладанию в организме той или иной особой жидкости. Кречмер и Шелдон связывали типы темперамента с конституциональными особенностями строения тела. Выдающийся вклад в разработку этого вопроса внес И.П. Павлов, указавший на функционирование нервной системы как на биологическую основу темперамента. Согласно Павлову, тип темперамента зависит от различных комбинаций свойств нервной системы — силы, уравновешенности и подвижности. Развивая идеи школы И.П.Павлова, Теплов и Небылицин предположили, что биологические основы темперамента коренятся в так называемых «общих свойствах» нервной системы, т.е. свойствах лобных отделов мозга. В современных зарубежных работах, посвященным основам темперамента, характеристики последнего ставятся в соответствие с функционированием отдельных мозговых структур, или, пользуясь терминологией Теплова и Небылицина, с «частными» свойствами нервной системы (Русалов). По Айзенку, выраженность таких черт темперамента как экстраверсия и интроверсия связана с уровнем активации ретикулярной формации, а нейротизма – с активностью лимбической системы. Дж. Грей, ученик Айзенка, описывает имеющие отношение к свойствам темперамента три системы эмоционального реагирования и соответствующие им мозговые системы, объединяющие различные структуры мозга [4]. Эти мозговые системы, по Грэю, включают структуры и области коры, среднего мозга и лимбических структур, а также связи между ними. Следует также отметить, что гуморальный подход в изучении темперамента не был полностью отброшен и получил современное преломление в исследованиях взаимосвязи действия катехоламинов, кортизола и основных нейромедиаторов со свойствами темперамента. (Нейман, [13]).
Согласно специальной теории индивидуальности Русалова [17], основу формально-динамических свойств психики составляет общая конституция как интегрированная совокупность всех биологических свойств человека [17, 25]. Общая конституция индивида составлена из частных конституций. К последним относятся функциональные (нейродинамическая, физиологическая и биохимическая) и морфологические (телесная и хромосомная) конституции индивида. Вклад этих систем неравноценен, и наибольшее влияние оказывают системы более высокого порядка, т.е. свойства нервной системы.
Что касается психологических составляющих темперамента, то, как отмечает Русалов [18], до сих пор отсутствует единый общепринятый перечень психологических свойств, относящихся к категории темперамента. К основным свойствам черт темперамента относят их относительную стабильность и сопротивляемость внешним воздействиям. При этом свойства темперамента не остаются строго неизменными, но развиваются в определенной последовательности, обусловленной закономерностями созревания высшей нервной деятельности. Кроме того, свойства темперамента могут претерпевать некоторые изменения под влиянием возможной смены видов деятельности индивида.
Согласно регулятивной теории темперамента Стреляу [20], темперамент составляют относительно стабильные черты личности, которые в обобщенном виде представляют, главным образом, формальные аспекты реакций и поведения (энергетические и темпоральные характеристики). Традиция описания свойств темперамента через формальные характеристики восходит к Канту, предложившему рассматривать типы темперамента как различные сочетания переменных: «сила-слабость», «эмоции» и «активность». В современных концепциях темперамента энергетические и регулятивные характеристики рассматриваются как принадлежащие к разным классам. При этом активность, интенсивность, скорость и пластичность рассматриваются как энергетические характеристики, а эмоциональную чувствительность, тип реагирования при фрустрации и стрессе, а также общий фон настроения, считаются регулятивными характеристиками. Потребности и желания зарождаются в свойствах темперамента и затем дифференцируются под влиянием как эволюционно-адаптационных программ, так и социально-значимого содержания [9]. Дж. Грэй считает эмоциональность главной характеристикой темперамента. Эмоциональность рассматривается им как сложная характеристика, связанная с активностью трех систем: системы торможения поведения, системы «борись/убегай», системы приближающего поведения. Согласно специальной теория индивидуальности Русалова, темперамент рассматривается как комбинация четырех свойств: эргичности, пластичности, скорости и эмоциональности в трех сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной.
В зарубежной психологии наиболее известным и эмпирически обоснованным является подход к изучению темперамента Г. Айзенка [7]. Преимущество теории Айзенка состоит том, что она опирается «на огромный, более чем тридцатилетний экспериментальный материал, подтвердивший существование таких фундаментальных черт личности как экстраверсия- интроверсия и нейротизм…» [19] Экспериментальные исследования, проведенные в том числе в лаборатории Айзенка, показали, что формальные характеристики, такие как скорость образования условного рефлекса, сенсорные пороги, скорость и точность выполнения, явились основными критериями, по которым экстраверты отличались от интровертов [20].
Айзенк дает следующие характеристики типов темперамента [7]:
Холерик — эмоционально неустойчивый экстраверт. Радражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный.
Меланхолик — эмоционально неустойчивый интроверт. Изменчив по настроению, ригидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый, неконтактный, спокойный.
Сангвиник — эмоционально стабильный экстраверт. Беззаботный, живой, легок на подъем, разговорчивый, общительный.
Флегматик — эмоционально стабильный интроверт. Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый, мирный, задумчивый, заботливый, пассивный.
Многочисленные исследования показывают, что динамические проявления личностных свойств коррелируют со свойствами темперамента [9, стр. 66]. В то же время, являясь фундаментом структуры индивидуальности, темперамент выполняет важную адаптивную функцию. Наличие таких устойчивых свойств личности как, например, активность, эмоциональность (а также других свойств темперамента), дает возможность максимально оптимизировать энергетические затраты. Темперамент сам выступает как регулятор поведения и связанных с ним внутренних процессов.
Механизмы психической защиты (МПЗ) представляют собой психические маневры, которые направлены на поддержание самооценки и сохранение состояния внутреннего равновесия [30, 32]. МПЗ оказывают существенное искажающее влияние на восприятие субъектом окружающего мира, самого себя и других людей.
Психическая защита, или механизм психической защиты, определяется как некая совокупность внутренних маневров, целью которых является ослабления или устранение любого изменения, угрожающего целостности и «биопсихологической» устойчивости индивида [8]. Впервые термин «защита» З. Фрейд ввел в неопубликованной при его жизни работе «Проект научной психологии». Психическая защита, прежде всего, направлена против влечений, а также представлений, аффектов и ситуаций, которые с ними связаны. Фрейд различает «нормальную» и «патологическую» защиту. В результате патологической защиты «Я» оказывается контаминировано первичными процессами, тогда как «нормальная» защита, устраняя неприемлемый импульс из сознания, сохраняет упорядоченность вторичных процессов в «Я». Начиная с 1926 [24] года, защиты становятся одной из центральных тем в психоаналитических работах. В 1936 году А. Фрейд определила понятие «механизм психической защиты» (МПЗ),впервые описав действие таких МПЗ как вытеснение, регрессия, реактивное образование, изоляция, отмена некогда бывшего (или аннулирование), проекция, интроекция, обращение на себя, обращение в свою противоположность, сублимация [22]. Согласно А. Фрейд, субъектом и объектом МПЗ является «Я» [11, 22]. Источники угрозы для него могут исходить из трех областей: внешняя реальность, влечения Оно и требования Сверх-Я. Психоаналитические представления о МПЗ выдержали проверку временем и оказались полезными не только в психоаналитической и психотерапевтической практике [32]. В настоящее время конструкт «психическая защита» используется в теоретических построениях и эмпирических исследованиях когнитивной психологии, нейропсихологии, психологии развития, социальной психологии.
Перечень и типология защит, предложенных Вэйлантом [37, 38], получили довольно широкое признание. Определение МПЗ, предложенное Вэйлантом, было принято в американском классификаторе DSM-IV [5, 28]. Вэйлант отмечает следующие пять характеристик МПЗ: 1. защиты являются основными средствами регуляции влечений и аффекта; 2. МПЗ бессознательны; 3. защиты отличны друг от друга; 4. защиты часто являются признаком психиатрических синдромов, однако они динамичны и обратимы; 5. защиты могут служить адаптации, но могут быть и патологичными.
Изучение взаимосвязи структуры темперамента и МПЗ также необходимо для прояснения теоретических положений о биологической обусловленности МПЗ. Так, Крамер [30] считает, что механизмы защиты коренятся в биологически заданных моторных рефлексах. Моторные аспекты поведения младенца могут рассматриваться как прототипы защит. В процессе развития происходит интернализация моторных реакций и формирования их идеаторных репрезентаций, которые, в свою очередь, являются «зародышами» МПЗ. С этими положениями хорошо согласуются рассуждения З. Фрейда, в которых он уподобляет вытеснение моторной реакции бегства. При вытеснении отводятся энергетические вклады, или катексисы, репрезентатов (мыслей, воспоминаний, аффектов) конфликтных влечений [8].
Влечения в рамках психоаналитической теории рассматриваются как элементарный и базовый элемент психического аппарата. Влечения «расположены» на границе между психикой и телом, являясь психическими представителями физических процессов, связанных с потребностями организма. В ранних работах Фрейда упоминается два класса влечений: влечения «Я» и сексуальные влечения. Влечения «Я» являются отражением в психическом мире процессов, связанных с самосохранением организма. И влечения «Я», и сексуальные влечения являются врожденными и коренятся в телесной конституции индивида. Что касается сексуального влечения, то врожденным является и общая закономерность его развития, в ходе которого оно проходит через стадии оральной, анальной, а также инфантильной генитальной, прежде чем прийти к взрослой генитальной сексуальности. Основным источником сексуального возбуждения являются эрогенные зоны и некоторые психофизические состояния. Эрогенные зоны получают стимуляцию как от периферических рецепторов, так и от импульсов из ЦНС.
Влечение понимается как процесс нарастания возбуждения, оно является той исходной переменной величиной [27], которая вызывает ответ со стороны систем психического аппарата, направленный на регуляцию гомеостаза. Влечение, или поток возбуждения, в психическом аппарате, берущий начало в эндогенном раздражении, направляется к объекту (внешнему или внутреннему), который может принести удовлетворение. При достижении удовлетворения этот поток иссякает. У младенцев после неоднократного повторения опыта возникновения и разрядки связанного с телесной потребностью возбуждения в психическом аппарате, в мнемонической системе формируются и закрепляются воспоминания об актах кормления и ухода, подразумевающие взаимодействие с внешними (и внутренними) объектами. Так постепенно формируются более сложные психические образования – желания. Желание характеризуется и как структура, и как процесс. Как структура желание представляет собой «взаимосвязь влечения, образа объекта и двигательного образа, возникающую под воздействием возбуждения, вызванного влечением» [27, стр. 84]. С позиций метапсихологии желание понимается как процесс, в ходе которого возбуждение, поступающее из соматического источника, активирует воспоминания об опыте удовлетворения, что влечет за собой появление определенного паттерна возбуждения. Таким образом, желания содержат структуры базовых отношений между субъектом и объектом.
Силам влечения противостоит вытеснение. Вытеснение, согласно Шмидт-Хеллерау, «равнозначно «вычитанию» части силы влечения, за счет которого величина возбуждения, вызванного влечением, сокращается и становится подпороговой» [27, стр. 86]. Цензура, связанная с вытеснением, подобно желанию и влечению, представляет собой более сложное образование, чем вытеснение. Шмидт-Хеллерау рассматривает цензуру как негативную связь между образом объекта и двигательным образом.
Кроме того, темперамент связан не только с динамическими параметрами влечения, но и с миром внутренних репрезентаций [34]. Так, в диссертации И.Н. Трофимовой [см. 9] показано, что экстраверсия положительно коррелирует со склонностью субъекта использовать в процессе категоризации объектов оценки большей активности и энергичности. Нейротизм связан со склонностью оценивать воспринимаемые объекты и события как более пассивные, слабые, неупорядоченные и негативные. Таким образом, на основании вышесказанного, мы можем рассматривать вопрос об эмпирическом исследовании влияния свойств темперамента на индивидуальный профиль МПЗ.
Первые десятилетия развития психоанализа совпали с самыми первыми шагами в создании теорий и разработки методов исследования в психологии личности. Хотя в рамках психоаналитического подхода Вильгельм Райх [15]и предпринял попытку связать МПЗ со свойствами характера, все же эмпирические исследования взаимосвязи МПЗ и черт личности, характера, темперамента, прежде всего, требовали надежных и валидных методов.
По-видимому, идея взаимосвязи темперамента и МПЗ имплицитно содержится в концепции Кречмера. Кречмер соотносит телесную конституцию с типом темперамента, и его, в свою очередь — с заболеванием [9]. Так, астеническое (лептосоматическое) телосложение Кречмер представляет как свойственное шизотимическому типу и больным шизофренией. Циклотимики, по Кречмеру, обладая пикническим телосложением, склонны к маниакально-депрессивному психозу, тогда как атлетическому телосложению соответствует иксотимический тип и склонность к эпилепсии. Конечно, как справедливо отмечал Стреляу [20], концепция Кречмера положила начало традиции необоснованно полагать, что каждый здоровый человек носит в себе зародыш психического заболевания, причем определенного типа, детерминированного его природным конституциональным складом. Выводы, сделанные Кречмером, сейчас могут быть признаны экстремальными и не согласующимися ни с результатами исследований, ни с данными клинических наблюдений за пациентами, страдающими от психических расстройств. Однако мы, видимо, вправе ожидать, что темперамент задает склонность к преимущественному использованию той или иной констелляции защитных механизмов, что, отчасти, находит подтверждение в наблюдениях Кречмера. Переводя идеи Кречмера на язык современной психологии, оперирующей понятиями защиты, можно предположить следующее. Шизотимическому типу темперамента более свойственно использование таких защит как изоляция, диссоциация, расщепление, проективная идентификация, проекция. Для циклотимиков характерно чередование идеализации и обесценивания, высокая напряженность отрицания, направление агрессии против себя, аннулирование. Иксотимики же более охотно прибегают к замещению, проекции.
В настоящей работе использованы теоретические и методические подходы Плутчека [16, 35] касаемые защитных механизмов, и Айзенка [2, 26]- в вопросах изучения темперамента.
Согласно Плутчеку, механизмы психологической защиты являются продуктами онтогенетического развития и научения. Защиты начинают действовать в случае, когда переживание и/или выражение некоторой эмоции может иметь для индивида негативные последствия. Концепция МПЗ Плутчика базируется на его психоэволюционной теории эмоций, в которой постулируется наличие дериватов 8 базовых эмоций: страха, гнева, радости, печали, принятия, отвержения, ожидания, удивления. Базовым эмоциям соответствуют 8 защитных механизмов: отрицание, проекция, регрессия, замещение, вытеснение, интеллектуализация, реактивное образование, компенсация.
Одним из положений теории Плутчека является то, что формирование МПЗ происходит постепенно и на разных этапах онтогенеза появляются разные защиты. Отсюда следует различие между так называемыми «примитивными» защитами, формирующимися на более ранних этапах развития, и более «зрелыми», соответствующими более поздним этапам. К наиболее примитивными защитным механизмам в теории Плутчека относятся отрицание, регрессия и проекция. Такие же механизмы как интеллектуализация, компенсация, реактивное образование появляются на более поздних этапах развития и соответствуют более высоким уровням развития личности.
В настоящем исследовании проверялись следующие гипотезы:
1. Черта темперамента «экстраверсия», по сравнению с «нейротизмом», в меньшей степени связана с напряжением МПЗ.
2. Примитивные МПЗ в большей степени связаны с чертами темперамента, чем МПЗ высшего порядка.
3. Разным типам темперамента будут свойственны разные профили МПЗ.
Методы
В исследование приняли участие студенты московских ВУЗов и служащие предприятий n=439. Средний возраст 23,4 года. Испытуемым предлагалось заполнить две методики: опросник Г. Айзенка (русскоязычный вариант EPI) и тест-опросник Р. Плутчека (русскоязычный вариант LSI) .
Опросник Life Style Index Р. Плутчека Тест-опросник [16] для измерения степени использования индивидом различных механизмов защиты был разработан Р.Плутчеком в соавторстве с Келлерманом и Контом в 1979 году. Восемь шкал опросника предназначены для оценки 8 защитных механизмов: отрицания, регрессии, компенсации, проекции, вытеснения, замещения, интеллектуализации, реактивной формации. Ответы на пункты опросника даются в дихотомической шкале «верно»-«неверно».
Опросник Г. Айзенка Опросник [14] состоит из 57 утверждений, ответы на которые даются в дихотомическом формате шкалы «Да»-Нет». В опроснике содержатся три шкалы: лжи, экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Показатель по шкале лжи, равный 4-6 баллам является критическим, он свидетельствует о тенденции испытуемого давать на вопросы социально желательные ответы. Показатель экстраверсии характеризует индивидуально-психологическую ориентацию личности либо преимущественно на мир внешних объектов, либо на внутренний субъективный мир. Средний балл по этой шкале составляет 11-14. При баллах от 0 до 10 человек относится к полюсу интроверсии, от 15 до 24 – экстраверсии. Нейротизм (эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от нормальной аффективной стабильности до выраженной эмоциональной лабильности. Средний балл по шкале нейротизма равен 12-13. Показатель от 0 до 11 баллов свидетельствует об эмоциональной устойчивости, 14-24 балла – эмоциональной неустойчивости.
Статистический анализ проводился с помощью пакета STATISTICA 6.0. Для обработки данных применялись следующие статистические критерии: Манн-Уитни, угловой критерий Фишера. Для корреляционного анализа применяли ранговый критерий Спирмена. При статистической обработке полученных результатов также использовали метод кластерного анализа К-средних.
Результаты
Для последующего анализа были отобраны результаты тех испытуемых, чьи значения по шкале L опросника Айзенка не превышали 4. Таким образом, после проведенного отбора испытуемых по значениям шкалы L, выборка сократилась до 343 человек.
Методом кластерного анализа К-средних эта выборка была разделена на четыре группы по параметрам методики EPI (опросника Айзенка) «нейротизм» и «экстраверсия». (Рисунок 1). В Таблице 1 приведены средние значения параметров «нейротизм» и «экстраверсия» для 4-х кластеров (групп).
Рисунок 1. Результаты кластерного анализа с помощью метода К-средних (n=343)
Таблица 1. Средние значения параметров «нейротизм» и «экстраверсия» для групп, полученных методом кластерного анализа
Источник