Вузы сдали «стресс-тест»
Отслеживать и анализировать, как высшее образование справляется с ЧП, предложили министр Валерий Фальков и ректоры ведущих университетов – эта работа началась в марте, одновременно с тем, как вузы срочно переходили в онлайн. В частности, силами Вышки и ее партнеров удалось опросить более 35 тысяч студентов и проанализировать цифровую инфраструктуру 90% высших учебных заведений. Семь разделов доклада позволяют отследить, как менялось восприятие ситуации и оценки действий вузов со стороны студентов и преподавателей, какой опыт можно назвать успешным и масштабировать, а что считать проблемными зонами.
«Стресс-тест» вузы сдали, – заключают эксперты: этому помогла оперативная мобилизация, расширение горизонтальных связей и поддержка от Минобрнауки. Но вместе с тем пандемия выявила чрезмерную негибкость и жесткость образовательного процесса. Цифровых инструментов и ресурсов, методических решений пока недостаточно для того, чтобы комбинированный формат учебы был комфортным для студентов и преподавателей. Нужны доказательные исследования того, как работают новые технологии, а вузовские педагоги нуждаются в повышении квалификации. Нужно трансформировать и управление университетами – расширять полномочия наблюдательных советов и менять подходы контрольно-надзорных органов.
«Опыт трех месяцев создал «окно возможностей» для следующего шага развития высшего образования. Он показал, что есть проблемы и задачи, которые не могут быть решены без цифровых технологий. Большинство преподавателей и студентов показали, что способны работать в новом режиме. Однако всем очевидны его ограничения. Накопившаяся усталость создает риски «отката» системы к доцифровому формату. В этом контексте критически важным становится извлечение уроков из накопленного сложного опыта», – заключают авторы доклада. Эта работа уже идет: осенью редакционная группа, в которую входят и представители Института образования, планирует выпустить новый доклад, в котором на основе уроков пандемии представят идеи перспективных направлений развития для высшего образования.
Полный текст «Уроков «стресс-теста» можно прочитать здесь . Ряд материалов, которые легли в основу доклада, опубликован в исследовании «Шторм первых недель», которое вышло в серии «Современная аналитика образования»
Источник
Книги
Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после неё
Какие уроки из опыта экстремального режима работы в период пандемии извлекла вся система высшего образования в Российской Федерации? Ответ на этот и другие вопросы можно найти в аналитическом докладе «Уроки „стресс-теста“: вузы в условиях пандемии и после неё», подготовленном по инициативе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
В докладе представлен анализ готовности системы высшего образования к ситуации пандемии (начало марта 2020 г.), действий вузов и регулятора для налаживания работы системы, отношения студентов и преподавателей к онлайн-форматам обучения и мерам их поддержки.
Доклад был подготовлен командами из ведущих вузов, в числе которых ТГУ, МГПУ, НИУ ВШЭ, Московская школа управления «Сколково», СПбГУ, НИТУ «МИСиС», РАНХиГС, БФУ им. И. Канта, ВАВТ Минэкономразвития РФ, СПбПУ, УрФУ, НИУ «ИТМО», ДВФУ. Игорь Реморенко, ректор Московского городского, и Кирилл Баранников, проректор по развитию, стали соавторами текста доклада.
Для анализа того, как система справилась с этим испытанием, в рамках подготовки доклада были проведены социологические опросы преподавателей и студентов (35 411 студентов вузов участвовали в опросе), взяты интервью у руководителей университетов, изучены мнения и настроение университетского сообщества в социальных сетях (проанализировано около 2 700 000 сообщений в соцсетях), рассмотрены прецеденты и успешный опыт университетов по вынужденному изменению базовых процессов, выявлены проблемные зоны.
В докладе анализируются разные сферы: деятельность педагогов, новые технологии и образовательные форматы, трансформация инфраструктуры, работа со студентами.
Ключевой вывод: система высшего образования справилась со стресс-тестом. Оперативная мобилизация и перестройка деятельности вузов, горизонтальные коммуникации и поддержка Министерства науки и высшего образования Российской Федерации стали важными факторами замедления темпов распространения вирусной инфекции в начале пандемии.
При этом очевидной стала необходимость разработки и реализации новой модели образовательного процесса, которая комбинировала бы лучшие практики онлайн-обучения и очной коммуникации. Подобная новая модель требует развития цифровой дидактики, исследований, обновление моделей управления.
Источник
«Уроки стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее
Доклад был подготовлен ректорами и рабочими группами 13 ведущих российских вузов и инициирован министром образования и науки РФ Валерием Фальковым. Цель этого глобального исследования – извлечь уроки из опыта экстремального режима работы системы высшего образования в первые месяцы пандемии.
– Сфера высшего образования (в период пандемии) была фронтиром, на котором нужно было быстро принимать решения. Авторам доклада удалось посмотреть на себя со стороны, взять глобальный контекст и ответить на вопрос: как же мы смотрелись в условиях пандемии по сравнению с другими системами, – отметил на заседании министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Основные итоги доклада участникам заседания представил ректор ТГУ Эдуард Галажинский. «Пандемия обнажила структурные диспропорции и проблемы системы образования, но обратившись к мировому опыту – мы поняли, что наше осмысление пока одно из первых в мире. Доклад – это серьезная аналитика», – отметил он.
Доклад состоит из семи разделов. В первом представлена общая картина развития ситуации в последние три месяца с учетом действий Минобрнауки. Два раздела отражают, как менялась реальность высшего образования для ключевых действующих лиц – студентов и сотрудников университетов. Три раздела обобщают материал о том, как в чрезвычайной ситуации показали себя значимые элементы образовательного процесса: содержание и технологии обучения, инфраструктура, система управления в вузах. Приводятся как положительные, так и проблемные практики. Седьмой раздел посвящен анализу мер, принимаемых в российском образовании в международном контексте.
На основе данных эмпирических исследований, анализа сайтов вузов и социальных сетей, кейсов, интервью с руководителями университетов и Минобрнауки авторы доклада сделали вывод о том, что система высшего образования, в целом, сохранила устойчивость в ситуации «стресс-теста», вызванного пандемией. Хотя не все процессы и процедуры, привычные для университетов ранее, функционировали с прежней эффективностью.
– Этот доклад – рефлексия профессионального сообщества по поводу того, что происходило. Нам важно было сравнить наш внутренний взгляд, то, как мы диагностируем состояние нашей системы, с внешней экспертной оценкой, – подчеркнул Эдуард Галажинский во время презентации.
Анализ вузовских практик показывает, что в период удаленной работы сложилось несколько режимов организации образовательной деятельности: асинхронный (студенты изучают материал в удобное им время), синхронный (одновременное участие в занятии, например, в формате вебинара) и смешанный (совмещение синхронного и асинхронного взаимодействия). В значительной степени различия в этих режимах отразили сильную внутреннюю дифференциацию системы высшего образования, проявившуюся в условиях пандемии. Тем не менее, авторы доклада указывают на то, что немалая часть студентов фактически была переведена на заочное обучение, а инфраструктура и опыт работы с цифровыми технологиями в ряде вузов оказались недостаточными для эффективного перехода в удаленный формат работы.
Опыт работы университетов «на удаленке» показал не только возможности цифровых технологий, но и их ограничения. Стало понятно, что эффективное использование этих технологий требует особых компетенций преподавателей, управленцев, студентов, а также эффективных и удобных технологических решений. Кроме того, пандемия обратила внимание на цифровое неравенство студентов и преподавателей в техническом аспекте, на сложности для иностранных студентов, на увеличение количества времени, проведенного перед монитором.
В докладе отмечается, что пандемия усилила запрос на социальную ответственность всех участников процесса: вузов, преподавателей, студентов, Минобрнауки. Она стала катализатором для открытия бесплатного доступа к онлайн-курсам сильных вузов, проектам по трудоустройству студентов и психологической помощи в сложный период, привела к тому, что вузы приняли решение не повышать в этом году стоимость обучения.
При этом в обсуждении доклада ректоры ведущих вузов подчеркнули, что хорошее дистанционное образование не может быть дешевым, так как требует больших затрат на создание контента и обеспечение инфраструктуры.
– Этот краткий период жизни высшего образования стал точкой бифуркации всей системы. Мы, с одной стороны, резко увидели проблемы, ограничения, с другой – получили возможность серьезно сформулировать рекомендации для вузов, – подытожил ректор ТГУ.
В августе рабочие группы представят следующий доклад, в котором планируют обосновать оперативные и стратегические меры по решению проблем высшего образования. Проведенный анализ сделал очевидной необходимость разработки и реализации новой модели высшего образования, которую можно назвать комбинированной.
Источник
Общественный совет при Минобрнауки России обсудил уроки пандемии
Состоялось шестое заседание Общественного совета при Минобрнауки России. В мероприятии принял участие Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Основное внимание в рамках заседания было уделено деятельности университетов в условиях пандемии и актуальным вопросам их дальнейшего развития. «Стремительное распространение в мире новой коронавирусной инфекции стало новым вызовом для всех отраслей экономики, и, к сожалению, высшую школу и науку это явление стороной не обошло», – сказал Валерий Фальков в своем обращении к участникам заседания. Он также отметил, что образовательные и научные организации достойно приняли удар, нанесенный пандемией.
В рамках заседания Общественного совета рабочая группа ректоров ведущих университетов представила аналитический доклад «Уроки «стресс-теста» . Вузы в условиях пандемии и после нее» . В докладе представлены выводы, которые извлекли российские вузы из опыта работы системы высшего образования в период пандемии. Проведение аналитической и экспертной работы по оценке и мониторингу ситуации было инициировано Министром науки и высшего образования Валерием Фальковым.
Авторы исследования пришли к выводу, что система российского высшего образования выдержала стресс-тест, а приобретенный за время пандемии опыт позволил сформировать «окно возможностей» для очередного шага в развитии российской высшей школы.
В первую очередь, опыт российских университетов продемонстрировал важность цифровых технологий и наличие вопросов, которые не могут быть решены при их отсутствии. В связи с этим, необходимо ускоренное развитие цифровых ресурсов и соответствующих практик образовательного процесса, повышение методической квалификации преподавателей, а также усовершенствование цифровой инфраструктуры университетов. Говоря о развитии цифровой образовательной среды ректор ТГУ Эдуард Галажинский отметил: «Большинство вузов не имеют достаточной цифровой инфраструктуры и это, конечно, вопрос к перезагрузке проекта цифровой университет».
Пандемия также усилила запрос всех участников образовательного процесса на социальную поддержку и выявила необходимость дальнейшего развития программ психологической поддержки студентов и преподавателей , проработки вопросов трудоустройства студентов и организации студенческой волонтерской деятельности. Еще одним вопросом, требующим внимания, по мнению авторов доклада, является формирование навыков самоорганизации и самообучения у студентов через внедрение новых форм самостоятельной работы и новых методов ее педагогической поддержки. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил: «В онлайн-формате тяжелее учиться тем, кто не успел приобрести достаточного опыта обучения в университете». В связи с этим, по мнению Ярослава Кузьминова, представляется важным предусмотреть занятия с первокурсниками по развитию навыков самостоятельной учебы, проведения презентаций и дискуссий.
В докладе также отмечается, что при работе университетов в условиях пандемии проявилась необходимость разработки и реализации новой комбинированной модели образовательного процесса, в которой традиционное взаимодействие студентов и преподавателей, практическая, научная и социальная деятельность будут сочетаться с использованием онлайн-курсов и тренажеров, а также с синхронным обучением в дистанционном формате. При этом, по мнению экспертов, ряд важнейших процессов университетской жизни не поддается переносу в виртуальное пространство. Несколько месяцев дистанционной работы показали, что полностью перенести программы высшего образования в онлайн-формат едва ли удастся, а дальнейшее развитие цифровой среды университетов откроет новые возможности для студентов и преподавателей. «Теперь наша общая задача, с учетом уроков и опыта, полученных за время пандемии, сформировать модель деятельности организаций в новом изменившемся мире. Я уверен, что высшая школа и наука вместе с Министерством справятся с этой задачей», – сказал Валерий Фальков.
Источник
Уроки стресс-теста
Состоялось шестое заседание Общественного совета при Минобрнауки России. В мероприятии принял участие Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Основное внимание в рамках заседания было уделено деятельности университетов в условиях пандемии и актуальным вопросам их дальнейшего развития. «Стремительное распространение в мире новой коронавирусной инфекции стало новым вызовом для всех отраслей экономики, и, к сожалению, высшую школу и науку это явление стороной не обошло», – сказал Валерий Фальков в своем обращении к участникам заседания. Он также отметил, что образовательные и научные организации достойно приняли удар, нанесенный пандемией.
В рамках заседания Общественного совета рабочая группа ректоров ведущих университетов представила аналитический доклад «Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее». В докладе представлены выводы, которые извлекли российские вузы из опыта работы системы высшего образования в период пандемии. Проведение аналитической и экспертной работы по оценке и мониторингу ситуации было инициировано Министром науки и высшего образования Валерием Фальковым.
Авторы исследования пришли к выводу, что система российского высшего образования выдержала стресс-тест, а приобретенный за время пандемии опыт позволил сформировать «окно возможностей» для очередного шага в развитии российской высшей школы.
В первую очередь, опыт российских университетов продемонстрировал важность цифровых технологий и наличие вопросов, которые не могут быть решены при их отсутствии. В связи с этим, необходимо ускоренное развитие цифровых ресурсов и соответствующих практик образовательного процесса, повышение методической квалификации преподавателей, а также усовершенствование цифровой инфраструктуры университетов. Говоря о развитии цифровой образовательной среды ректор ТГУ Эдуард Галажинский отметил: «Большинство вузов не имеют достаточной цифровой инфраструктуры и это, конечно, вопрос к перезагрузке проекта цифровой университет».
Пандемия также усилила запрос всех участников образовательного процесса на социальную поддержку и выявила необходимость дальнейшего развития программ психологической поддержки студентов и преподавателей, проработки вопросов трудоустройства студентов и организации студенческой волонтерской деятельности. Еще одним вопросом, требующим внимания, по мнению авторов доклада, является формирование навыков самоорганизации и самообучения у студентов через внедрение новых форм самостоятельной работы и новых методов ее педагогической поддержки. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил: «В онлайн-формате тяжелее учиться тем, кто не успел приобрести достаточного опыта обучения в университете». В связи с этим, по мнению Ярослава Кузьминова, представляется важным предусмотреть занятия с первокурсниками по развитию навыков самостоятельной учебы, проведения презентаций и дискуссий.
В докладе также отмечается, что при работе университетов в условиях пандемии проявилась необходимость разработки и реализации новой комбинированной модели образовательного процесса, в которой традиционное взаимодействие студентов и преподавателей, практическая, научная и социальная деятельность будут сочетаться с использованием онлайн-курсов и тренажеров, а также с синхронным обучением в дистанционном формате. При этом, по мнению экспертов, ряд важнейших процессов университетской жизни не поддается переносу в виртуальное пространство. Несколько месяцев дистанционной работы показали, что полностью перенести программы высшего образования в онлайн-формат едва ли удастся, а дальнейшее развитие цифровой среды университетов откроет новые возможности для студентов и преподавателей. «Теперь наша общая задача, с учетом уроков и опыта, полученных за время пандемии, сформировать модель деятельности организаций в новом изменившемся мире. Я уверен, что высшая школа и наука вместе с Министерством справятся с этой задачей», – сказал Валерий Фальков.
Материал Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Источник