Урок самопознание с радостью познания
Цель: расширить представление о значимости предмета «Самопознание».
Задачи:
— раскрыть значение понятий «радость», «общечеловеческие ценности», «самопознание», способствовать формированию навыков позитивного общения;
— развивать умение размышлять, высказывать собственное мнение, обобщать, делать выводы;
— воспитывать стремление делиться радостью, обмениваться добрыми впечатлениями, хорошим настроением.
style=»margin-left: 0cm; text-indent: 14pt; line-height: 10.3pt;»>
Учитель поздравляет учащихся с началом нового учебного года и предлагает исполнить куплет песни «Здравствуйте»
(слова В. Кострова, музыка Л. Квинт).
Здравствуй, день, здравствуй, друг, Здравствуй, песен щедрый круг! Здравствуй, мир, здравствуй, век, Здравствуй, добрый человек!
Учитель делится с учащимися своими впечатлениями о лете и предлагает учащимся рассказать об их наиболее ярких впечатлениях о лете.
Где вы были этим летом? Что вы видели интересного?
Чем вы занимались?
Чему вы научились этим летом?
Какие события этого лета вы хотели бы пережить на своих следующих летних каникулах?
Творческая деятельность. Класс делится на 3-4 группы. Учитель предлагает рассмотреть рисунки в учебнике и составить по ним короткий рассказ на тему «Веселые каникулы». Каждая группа составляет свой вариант. Затем представители групп зачитывают свои рассказы.
Наедине с собой
(Учитель использует стихотворение А. Хайта «Радостно жить».)
Всегда приятно видеть, когда ребята радуются, улыбаются друг другу. Закройте глаза и представьте свою школу, своих друзей, вспомните радостные события из школьной жизни, вслушайтесь в строки стихотворения и подумайте, для чего вы живете на этой Земле.
Мы на свет родились, чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.
Так давайте устроим: большой хоровод,
Пусть все люди Земли с нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит только радостный смех,
Пусть без слов станет песня понятной для всех.
Мы хотим кувыркаться в зеленой траве
И смотреть, как плывут облака в синеве,
И в прохладную речку нырять в летний зной,
И в ладоши ловить теплый дождик грибной.
Упражнение. Перед выполнением упражнения учащиеся отвечают на вопрос: для чего они живут на этой Земле. Далее учитель предлагает рассмотреть внимательно рисунок в Тетради, подобрать к нему название и раскрасить его так, чтобы передать радостное настроение ребят.
Чтение
Учитель предлагает учащимся прочитать рассказ и ответить на вопросы.
Радость встречи
Айдын с нетерпением ждал первое сентября. Накануне он весь день готовился к школе. Айдын сложил ученические принадлежности в школьный рюкзак. Купил большой красивый букет цветов. Он с удовольствием представлял встречу с учительницей и одноклассниками.
Наступило долгожданное утро. Дети с радостью спешили в школу.
Первым Айдын увидел Дамира. Дамир радостно бросился к Ай- дыну. Они крепко обнялись.
Собрались все одноклассники. Вокруг только и слышалось:
— Я с отцом побыва л в Париже!
— Я съездил к бабушке и дедушке!
— Мы отдыхали в загородном оздоровительном лагере!
И только Жасия молчала. Вдруг она тихо сказала: «Летом родились мои братья-близнецы. Я никуда не смогла поехать».
Наступила тишина. Дети с восторгом окружили Жасию и заговорили все разом: «Здорово!», «Счастливая, два брата!», «Мы очень рады!», «Как назвали братьев?». Жасия гордо улыбалась.
Айдын понял, что одноклассники для него очень дороги! Каждый из них занимает своё место в его сердце. Радость друзей стала и его радостью.
style=»margin-left: 0cm; text-align: justify; text-indent: 14pt; line-height: 10.55pt;»> • Что чувствовал Айдын перед началом учебного года?
• Почему новость Жасии вызвала радость у одноклассников?
• К какому выводу пришел Айдын?
• Вспомните ситуации, когда вы чувствовали радость за других.
Разминка
Учитель предлагает учащимся отвечать на вопросы словами «Вот так! Вот так!» и выполнять при этом определенные движения.
— Как живешь? Вот так! (показать большой палец).
— Как идешь? Вот так! (прошагать двумя пальцами на ладони).
— А бежишь? Вот так! (бег на месте).
— Ночью спишь? Вот так! (сложить руки лодочкой под щеку и положить на них голову).
— Как шалишь? Вот так! (надуть щеки и разом стукнуть по ним).
Упражнение. Учитель предлагает учащимся назвать слова, которые ассоциируются у них со словом «радость». Он записывает на доске слова: радость, смех, счастье, подарки, друзья, игра, победа, поездка, встреча, хорошая оценка, выполненная работа, похвала и т.д. Затем учитель дает задание — дать определение слову «радость». Радость — это. Когда учащиеся прочитают свои определения слова «радость», учитель знакомит их с определением, данным в толковом словаре.
Радость — это светлое и доброе чувство, ощущение удовольствия.
Чтение Добрых советов Алпамыса и Махаббат
Учитель предлагает учащимся прочитать советы.
• Радуйтесь новым знаниям.
• Радуйтесь тому, что догадались, сообразили, сделали маленькое открытие.
• Радуйтесь тому, что делаете хорошее или доброе для других.
• Радуйтесь тому, что можете поделиться своей радостью.
style=»text-align: justify; text-indent: 14pt; line-height: 10.55pt;»> Затем учитель задает вопрос:
— Какие советы вам понравились? Почему?
Творческая деятельность «Мир радости». Учащимся предлагается составить коллаж на тему «Мир радости». Для выполнения
данного задания класс делится на две группы. У каждого ученика лист бумаги, на который ему необходимо наклеить незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему ученику из своей группы для продолжения коллажа и т.д. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. Коллаж можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка.
По окончании работы каждая группа демонстрирует свое творчество. Учащиеся объясняют, как им удалось выразить на рисунке тему «Мир радости».
Упражнение. Учитель знакомит учащихся с содержанием Тетради по самопознанию и обращает внимание на задание 3. Учащиеся читают пословицы. Вспоминают и рассказывают о ситуациях, когда и как они доставляли радость другим людям. Делают запись в Тетради о том, как можно доставить радость друзьям и близким людям.
Круг «От сердца к сердцу»
В Круге радости стою,
На уроках каждый день я себя познаю,
И учиться мне не лень, па-ра-ра, ту-ру.
Быстро время пролетит, от звонка до звонка,
Источник
Методическая разработка урока по предмету «Самопознание» на тему «Мой путь познания»
Предлагаем вашему вниманию урок 5 по предмету самопознание в режиме дистанционного обучения по теме «Мой путь познания» для учащихся 5 класса. К уроку есть презентация.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по предмету «Самопознание» на тему «Мой путь познания»»
Приняли участие в уроке на платформе Zoom — 15
Церковная Татьяна Викторовна
Самопознание 5 класс ННПООЦ «Бөбек», 2017
Раздел 1: Радость познания. Тема: Мой путь познания.
Отличать хорошие поступки от плохих, бескорыстие, отзывчивость, справедливость.
Расширение представления учащихся об общечеловеческой ценности Истина через мировоззренческое восприятие мира на пути познания
Расширять знания о главном источнике познания себя.
Развивать ценностное отношение к опыту старшего поколения.
Развивать способность различать добро и зло, бескорыстие, отзывчивость, справедливость.
1 октября 2020г.
Работа с цитатой урока
Здравствуйте!
Сообщение темы раздела, урока, постановка цели и задач.
Упражнение на дыхание, показ правильного его выполнения.
При вдохе мы вбираем в себя все самое позитивное, при выдохе освобождаемся от негативного.
Запишите дату, тему и цитату урока:
Учёный человек – сосуд, мудрец — источник.
Как вы понимаете мудрость?
— Почему в цитате урока ученого человека сравнивают с сосудом, а мудреца с источником?
А вас можно назвать сосудом или источником? Почему?
Назвать МУДРОСТЬЮ можно только те знания, которые пережиты человеком на основе его нравственных убеждений.
Справка: НРА́ВСТВЕННОСТЬ – это Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
С казка «Чудесный сад». Рассказ на фоне трансляции отрывка из м\ф.
— Понравилась вам сказка? Кто ее главные герои?
— Почему мудрец одобрил только совет младшего ученика?
— Правильно ли поступил юноша, отдав всё золото за пойманных птиц?
— Какие человеческие качества проявились в поступках героев сказки?
— Случалось ли вам совершать добрые поступки бескорыстно?
Задание к следующему уроку
Н
арисуйте цветок, на лепестках напишите добрые дела, которые принесут радость окружающим.
Прочитайте сказку Ирины Владимировны Стишенок «Счастье» на стр. 30-31
Караоке – песня «Дорога добра»
Заключительная минута тишины.
— Посидите в тишине, подумайте о тех моментах урока, которые научили вас быть отзывчивым, бескорыстным.
Спасибо вам за работу.
Урок самопознание проходил с учащимися 5 «А» класса 01 октября 2020г. через платформу Zoom. В уроке на начало было подключено 12 человек, в течение урока присоединилось еще 3 человека.
Учащимся был предложен урок № 5 по теме: Раздел 1: Радость познания. Тема: Мой путь познания.
Качества: Отличать хорошие поступки от плохих, бескорыстие, отзывчивость, справедливость.
Цель обучения: Расширение представления учащихся об общечеловеческой ценности Истина через мировоззренческое восприятие мира на пути познания.
• Расширять знания о главном источнике познания себя.
• Развивать ценностное отношение к опыту старшего поколения.
• Развивать способность различать добро и зло, бескорыстие, отзывчивость, справедливость.
Были соблюдены структурные компоненты урока, за исключением проверки домашнего задания (учитель находился на б\л с 16.09-29.09, замещение не проводилось).
Для урока были подготовлены: презентация, отрывок из м\ф «Чудесный сад», видеоролик «Упражнение на дыхание», подготовлена караоке- песня «Дорога добра» (из кинофильма «Маленький Мук») Слова: Юрий Энтин Музыка: Марк Минков.
Позитивный настрой позволил учащимся эмоционально успокоится и подготовится к работе на уроке самопознания, на этом этапе сосредоточено внимание учащихся на внутреннем покое и истинной гармонии с самим собой и окружающим миром. Проводился под тихую спокойную музыку с использованием видеоролика упражнения. Работая над цитатой урока, учащиеся объяснили смысл мудрости, высказали свою точку зрения. Познакомились с автором цитаты. Было обращение к толковому словарю, рассмотрели понятие «нравственность». Рассказ учителя казахской сказки «Чудесный сад» сопровождался показом отрывка из м\ф. После просмотра, была работа над текстом по вопросам, в соответствии содержания нравственно — духовного образования предмета Самопознание. Учащимся была предложена творческая работа? Выполнить рисунок цветка, на лепестках которого дети написали добрые дела, которые могут принести радость окружающим. Исполнили песню и завершили урок Заключительной минуткой тишины.
На уроке применялись такие методы обучения как словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно–иллюстративный, метод стимулирования интереса к учению через создание эмоционально-нравственных ситуаций. На уроке использовалась форма работы: фронтальная.
Виды речевой деятельности учащихся на уроке были разнообразны: слушание, диалог, творческая работа.
Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.
Хотелось бы выделить этап введения учащихся в атмосферу урока первого урока через платформу Zoom. Много решают первые минуты. Не уловишь, не почувствуешь пульса класса, и … не получится урок. Задача этого этапа не столько учебно-воспитательная, сколько психологическая. А заключается она в следующем: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Думаю, что у меня это получилось.
На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.
Метапредметный подход на уроке осуществлялся путём привлечения знаний учащихся из смежных предметов (русская литературы, изобразительное искусство).
Работа способствовала воспитанию уважения к мнению других, умение слушать.
На протяжении всего урока каждый ученик был включен в поиски решения проблемы, а значит в активную познавательную деятельность. На уроке использовались три вида общения: учебное сотрудничество детей между собой, учебное сотрудничество со мной и сотрудничество школьника с самим собой, изменяющимся в процессе учения.
Считаю, что направленность форм и методов обучения работали на включение каждого ученика в деятельность по достижению целей урока, на создание условий для активного общения и взаимодействия всех участников учебного процесса.
Еще одним достоинством видео-урока как нетрадиционной формы является то, что видеофильм оказывает большое эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.
В течение урока поощряла учащихся соответственно их вкладу в урок, сохраняя на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, взаимное доверие и уважение.
Стиль учителя: гуманный
Дисциплина на уроке: хорошая, атмосфера живого диалога.
Раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока: ценность раскрыта, цель урока достигнута
Творческий подход учителя: материал к уроку подобран в соответствии с темой.
Ведение рабочих тетрадей: учащиеся работали в рабочих тетрадях.
Источник