- Урок литературы в 6 классе «Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа «Радость». Урок внеклассного чтения. план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока: Внеклассное чтение. Л. Воронкова. Радости. (3 класс)
- 6 класс. Презентация. Анализ юмористического произведения. Урок внеклассного чтения.
- Просмотр содержимого документа «6 класс. Презентация. Анализ юмористического произведения. Урок внеклассного чтения.»
Урок литературы в 6 классе «Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа «Радость». Урок внеклассного чтения.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Одна из основных целей урока — обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как «юмор» и «сатира». Обучающиеся развивают умение сценически точно передавать особенности стиля А.П. Чехова. На уроке учимся выделять главную мысль произведения, развиваем коммуникативные навыки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rasskazy_chekhova.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе «Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа «Радость».
Урок внеклассного чтения»
Цели: — на основе, на примере рассказа Чехова «Радость» обобщить и
систематизировать знания об особенностях стиля писателя;
— учиться находить особенности стиля в тексте;
— закрепить знания о понятиях «юмор», «сатира»;
— развивать умения сценически точно передавать особенности языка
и поэтики автора;
— развивать умение выделять основную мысль текста;
— воспитывать умение чувствовать плохое и хорошее, достойное и
унизительное в человеке;
— развивать коммуникативные навыки учащихся.
I. Организационный момент. Постановка целей урока.
Мы изучили произведение Чехова «Хирургия»; говорили об особенностях стиля писателя. Сегодня на уроке на основе, на примере рассказа Чехова «Радость», которое надо было прочитать дома, мы попытаемся обобщить и систематизировать знания о манере письма Антона Павловича Чехова, закрепить умение находить характерные особенности его произведений, закрепить знания о понятиях «юмор» и «сатира».
II. Выявление особенностей стиля писателя. Беседа по вопросам. Обобщение в виде таблиц.
1. Объём произведений.
— Рассмотрите, каково произведение Чехова «Радость» по объёму содержания. (Ответы учащихся)
На доске вывешивается таблица
— краткость, сжатость, ёмкость, лаконичность
Чехов не раз любил повторять: «Краткость – сестра таланта».
2. Название произведений.
— На слайде вы видите названия некоторых произведений писателя.
«Хирургия», «Радость», «Мечты», «Счастье», «Огни», «Страх», «Бабы», «Ведьма», «Шуточка»
— Рассмотрите эти названия. Какие они? (Ответы учащихся)
На доске вывешивается таблица.
— простые, краткие, яркие.
3. Сюжет произведений.
— Что лежит в основе сюжета произведения «Радость»? Каков сюжет произведения? Что вам показалось интересного? (В основе сюжета не биография героя или решение какой-либо проблемы, а некая очень определённая бытовая, острая, необычная ситуация, ситуация, которая вызывает смех)
— Что нам говорит название рассказа? Определяет ли название тему? (Речь пойдёт о какой-то радости)
— Чему радуется герой в этом рассказе? (Радуется тому, чему не следовало бы и радоваться. Ему должно быть стыдно)
На доске вывешивается таблица.
4. Повествование в произведениях.
— Как автор ведёт повествование в рассказе?
— Найдите в произведении подробности, описания, рассуждения, пейзажные зарисовки. (Повествование лишено подробностей, пространственных описаний, авторских рассуждений. Отсутствует пейзаж. В рассказах нет предварительных описаний обстановки, экскурсов прошлое героя. Повествование быстрое, динамичное)
Как говорил В. Набоков: «Человек входит в рассказ без стука, он не мешкает». А ещё, надо отметить, что внешне нить повествования ведёт автор, но всё описывается так, как это видит главный герой рассказа. Автор не вмешивается, и его точка зрения открыто в тексте не проявляется. Так создаётся объективность чеховской прозы.
На доске вывешивается таблица.
— действие начинается сразу
— нет подробностей, описаний, рассуждений
— объективность чеховской прозы
— Обратите внимание на имена и фамилии героев. Что необычного заметили?
— Какие герои в рассказах Чехова? (Ответы учащихся)
На доске вывешивается таблица.
— «говорящие» имена и фамилии
— карикатурный показ какой-либо черты характера
— Вспомните, что такое синтаксис. Охарактеризуйте произведение с точки зрения синтаксиса.
— Какие предложения встречаются в рассказе Чехова?
— Есть в рассказе диалоги? (Ответы учащихся)
На доске вывешивается таблица.
7. Язык, речь персонажей.
— Какова речь героев? Охарактеризуйте её. (Ответы учащихся)
На доске вывешивается таблица.
Язык, речь персонажей.
-смешивание различных речевых стилей
Именно эти особенности характерны рассказам Чехова.
III. Инсценировка рассказа.
Рассказы писателя похожи на пьесы, на сценки. Это как «кусочек жизни» без начала и конца. Давайте убедимся в этом.
— Сумели ли ребята передать комизм произведения?
IV. Работа с иллюстрациями.
— Какой эпизод из рассказа запечатлён на рисунке?
V. Работа с понятиями «юмор», «сатира».
— Рассказ, безусловно, вызывает смех, так как в нём содержится юмор. Что такое юмор? (Юмор – вид комического, способ изображения жизни в смешном, ироническом виде. Это добродушный смех, который не уничтожает человека. Это одна из форм комического, наиболее жизнеутверждающая. Юмористический смех не отрицает жизненного явления)
VI. Слово учителя.
Юмор был одним из основных свойств характера писателя. Даже за несколько часов до смерти Чехов придумывал юмористические рассказы.
Воспитание чувства юмора зависит от развития у человека способности воспринимать смешное.
Говорят, что смех – это чисто человеческое качество, отличающее людей от животных.
Один юморист сказал: «Мозги наши настроены на определённые рельсы. И когда эти рельсы резко меняют направление, человек смеётся».
В анекдоте вся «соль» заключается в неожиданном переломе предшествующей логики, в неожиданном конце. Попробуем определить, что смешного в изречениях польского писателя Ежи Леца: «Всё в руках человека. Поэтому их надо мыть как можно чаще», «Если уж набрал в рот воды, то по крайней мере никого потом не оплёвывай».
Максим Горький говорил: «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно». Но вернёмся к рассказу.
VII. Беседа по вопросам.
— Понравился ли вам рассказ «Радость»? Чем?
— Попробуйте определить основную мысль произведения. Для этого вспомним, что такое основная мысль.
— Можно ли назвать рассказ сатирическим? Докажите. Давайте вспомним, что такое сатира. (Сатира – вид комического, способ изображения жизни в обличительном ключе. Писатель высмеивает пороки человека или общества. В сатире смех жгучий, искореняющий. Сатира смеётся над опасным, вредным для людей, высмеивает человеческие пороки, несовершенство мира. Для героя главное – слава. Но слава его отрицательная. У героя нет понимания, что прославиться можно только хорошими делами. Человек не может гордиться тем, что унизительно. Слава должна быть светлой. Писатель обличает никчёмность. У героя нет смысла жизни. Он не различает плохое и хорошее, достойное и унизительное)
VIII. Слово учителя.
Воспитательное значение рассказов Чехова огромно. После них каждый задумается и спросит себя: так ли я живу, какой должна моя жизнь.
К.И. Чуковский заметил, что юмористика Чехова прошла через столько мировых катастроф, за это время позабыты многие прославленные книги, а чеховские «однодневки» живут и живут, и читатели всё хохочут над ними, и чеховский смех звучит заразительно и молодо, как и раньше. И это благодаря особенностям стиля писателя, свойству чеховской манере письма.
Источник
Конспект урока: Внеклассное чтение. Л. Воронкова. Радости. (3 класс)
Тема урока: Внеклассное чтение. Л. Воронкова. Радости.
Цель урока: Развитие умений и навыков учащихся в процессе чтения и анализа рассказа, творческой интерпретации содержания в инсценировке.
Предметные: формирование техники чтения текста с диалогами, активное участие в сценической интерпретации текста;
Личностные: эмоционально-ценностное отношение к содержанию рассказа, активизация творческой деятельности;
Системно-деятельностные : активное сотрудничество в группе в решении творческих задач.
Тип урока: Урок внеклассного чтения
Оборудование, наглядность : Портрет Л.Воронковой, выставка книг.
I . Организационный момент . Чтение скороговорок.
II . Введение в тему урока.
1. Слово учителя.
Мы прочитаем, побеседуем и поставим небольшой спектакль по рассказу известной детской писательницы Любови Федоровны Воронковой «Радости».
Но, вначале познакомимся с самой писательницей.
Имя замечательной детской писательницы Л. Воронковой известно не только нашей стране. Ее книги читают и во многих других странах.…Любовь Федоровна создала целую библиотеку для детей разных возрастов..
Любовь Федоровна Воронкова родилась 1906 году в Москве.
Она училась в городском художественном училище и очень любила рисовать. Мечтала быть художницей. Рисовала всюду, даже на земле. Самым дорогим подарком, памятным на всю жизнь, оказалась для нее коробка цвет-ных карандашей. Еще в раннем детстве как-то неожиданно для себя сочини-лись первые стихи.
Она написала стихи про домашнюю работницу Варвару, судьба которой напоминала ее собственную. Стихи были опубликованы в газете «Комсо-мольская правда».
С тех пор жизнь ее переменилась: она стала журналисткой, а вскоре и детской писательницей.
В 1940 году вышла первая книга Любови Федоровны – «Шурка», тонкая, всего одиннадцать крошечных рассказов.
После «Шурки» она задумала новую книгу для детей – «Солнечный денек». Но осуществить замысел помешала война. Уже нельзя было писать о ра-достном, безоблачном детстве девочки Тани и ее друзей. Наступило время других героев.
Одна за другой стали выходить книги «Лесная избушка», «Девочка из горо-да», «Село Городище». Повесть «Девочка из города» сразу же принесла ав-тору большую известность.
А потом последовали повести: «Снег идет», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу», «Командир звездочки». Все эти повести о двух подружках, Тане и Аленке, которые живут в деревне, помогают взрослым. Известны и другие произведения: « Детство на окраине» Повесть, «Гуси-лебеди». По-весть «Внучек Ваня», Сборник рассказов «Старшая сестра».
2. Сегодня мы прочитаем рассказ «Радости» из сборника «Внучек Ва-ня».
Ребята сидели на брёвнышках под берёзами и разговаривали.
— А у меня радость, — сказала Алёнка, — у меня новая лента, смотрите, какая — блестящая!
Она показала свою косу и новую ленту в косе.
— У меня тоже радость, — сказала Таня, — мне цветные карандаши купили. Целая коробка.
— Подумаешь, радости! — сказал Петя Петухов.
— У меня вот удочка есть. Сколько хочешь, рыбы наловлю. А что там каран-даши какие-то? Испишутся, и всё. Тут и Дёмушке захотелось похвалиться:
— А у меня розовая рубашка, вот она! — сказал Дёмушка и растопырил ру-ки, чтобы все видели, какая у него красивая рубашка.
Только Ваня слушал и ничего не говорил.
— А у Ванюшки даже никакой, хоть бы маленькой, радостинки нет, — сказала Алёнка, — сидит и молчит.
— Нет, есть, — сказал Ваня, — я цветы видел.
Все наперебой стали спрашивать.
— В лесу видел. На полянке. Когда я заблудился. Уже вечер, кругом темно. А цветы стоят белые и как будто светятся.
— Мало ли в лесу цветов! Тоже радость нашёл!
— А ещё я один раз зимой крыши видел, — сказал Ваня.
Ребята засмеялись ещё громче:
— Значит, летом ты крыши не видишь?
— Вижу. Только зимой на крышах был снег. И солнце светило. С одной сто-роны крыша синяя, а с другой — розовая. И вся блестит.
— Вот ещё! — сказала Алёнка. — Как будто мы снег на крыше не видели. А что он был синий да розовый, это ты выдумал.
— Да он просто так, — сказал Петя Петухов, — он нарочно!
— Может, у тебя ещё какие радости есть? — спросила Таня.
— Есть, — сказал Ваня, — ещё я видел серебряных рыбок.
— Где?— Настоящих? Серебряных?
Петя Петухов даже вскочил.
— В пруду? В речке?
— В луже, — сказал Ваня.
Тут все так и повалились со смеху. А Петя Петухов проворчал:
— Я так и знал. Он же всё нарочно!
— Нет, не нарочно, — сказал Ваня, — после дождя под яблоней была лужа. Голубая. А в неё солнце светило. И ветер был. Вода дрожала, и в ней сереб-ряные рыбки играли.
— Вот болтун, — сказала Алёнка, — никакой у него радости нет, так он и придумывает.
Алёнка смеялась. А Таня сказала задумчиво:
— А может, у него этих радостинок побольше, чем у нас. Ведь он их где хочешь найдет.
III . Чтение и анализ рассказа.
1. Первичное чтение.
2. Беседа по содержанию.
— Кто сидел на бревнышках под березами?
— О чем говорили ребята? — Какие радости были у них?
— Почему Ваня молчал?
— О каких радостях рассказал Ваня?
— Почему ребята стали смеяться?
— Согласны ли вы с Таней? — В чем заключается основная идея рассказа?
(Радости заключаются не только в материальных вещах, подарках, но и в красоте природы. В прекрасном, что нас окружает: закаты и восходы, лунные ночи, капли росы на траве. Но, как сказал чешский писатель Карел Чапек: «Смотрят все, а видят — немногие»)
IV . Выразительное чтение рассказа.
Мотивация чтения. В рассказе ребята все разные. Надо так прочитать, чтобы мы «увидели» и услышали. Аленку, Таню, Петю Петухова, Демушку и Ваню.
V . Инсценирование рассказа.
1. Распределение ролей. Работа над образом выбранного персонажа.
2. Репетиция. Учитель обращает внимание на естественность и реализм игры исполнителей. Особое внимание обращается и на роль автора, ведь он тоже герой рассказа: он переживает, улыбается, думает.
4. Обсуждение «спектакля», оценка собственных достижений.
VI . Итог урока. Оценки. Рефлексия: Что узнал нового? Что понравилось больше всего? Все ли получилось, что было запланировано?
VI 1. Домашнее задание. Написать сочинение: «Какие радости бывают в жизни».
Источник
6 класс. Презентация. Анализ юмористического произведения. Урок внеклассного чтения.
Презентация помогает ученикам проследить логику анализа произведения и применить свои знания о строении текста и малом эпическом жанре — рассказе — на практике. После каждого слайда, содержащего вопросы, следует слайд с возможными ответами. Шестиклассники учатся анализировать юмористические рассказы и после обсуждения собственных путей решения сравнивают свои ответы с образцом.
Просмотр содержимого документа
«6 класс. Презентация. Анализ юмористического произведения. Урок внеклассного чтения.»
6 класс. Урок внеклассного чтения
Анализ юмористического произведения на примере рассказа А.П.Чехова «Радость»
1. Чтение рассказа.
Выяснение значения непонятных слов.
2. Анализ заглавия рассказа.
Что говорит нам заглавие о содержании рассказа, героях, предполагаемом сюжете? Оно отражает тему? Основную мысль?
Недавно мы прочитали рассказ А.П.Чехова «Радость». Антон Павлович – автор юмористических рассказов. Поэтому можно догадаться, что название содержит иронию, насмешку. Возможно, радость, о которой заявляет автор, обернётся горем или окажется ненастоящей.
Название «Радость» подсказывает нам чувства героя или героев и даже сюжет, который будет развиваться вокруг радостного (или, напротив, безрадостного) события.
Оно отражает тему рассказа.
3. Анализ жанровых особенностей.
Почему представленное произведение – рассказ? Докажите его принадлежность к данному жанру на примерах.
4. Анализ сюжета.
Каков сюжет (порядок событий и их связь) рассказа? Можно ли сказать, что сюжет смешной, забавный? Обоснуйте своё мнение.
Рассказ – это малое прозаическое произведение, в центре которого 1-2 героя и одна сюжетная линия.
Главным героем рассказа является Митя Кулдаров, молодой человек, чиновник.
История, произошедшая с ним, забавна. Будучи пьян, он свалился под ноги лошади. Историю напечатали в газете. Митя вместо того, чтобы устыдиться, обрадовался. Он хвастается своей «славой», даже не задумываясь, что она недобрая, худая.
Сюжет рассказа: Митя врывается ночью в дом своих родителей, будит всю семью, обещает невероятную новость, держит родных в напряжении, а оказывается, что причина его радости – напечатанная в газете история о том, как лошадь его растоптала! Становится смешно и грустно. Жаль этого человека, у которого только и радости в жизни – как стать заметным другим. Пусть даже самым нелепым образом.
5. Анализ композиции.
Найдите композиционные части рассказа: вступление, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, заключение.
Чем интересна композиция? В чём её особенность? Чем она похожа на композицию других рассказов Чехова?
А.П.Чехов – мастер короткого рассказа. Свои рассказы он нередко начинает внезапно. Так и рассказ «Радость» начинается неожиданно и интригующе: «Было двенадцать часов ночи. Митя Кулдаров, возбуждённый, взъерошенный, влетел в квартиру своих родителей…» .
Мы не видим вступления, перед нами – завязка действия, момент, с которого действие развивается: проснулись братья, появились мамаша и папаша, сестра. Вся семья выходит разделить радость Мити!
Митя держит всех в напряжении, восклицает: «Ведь теперь меня знает вся Россия. Читайте! Читайте же!»
Кульминация – самый напряжённый момент – наступает тогда, когда папаша берёт в руки газету. «Что же случилось? – заинтригован читатель. – Отчего Митя так потрясён?!»
Развязка вызывает у читателя улыбку: Митя счастлив оттого, что его история о падении под ноги лошади «пошла по России». Он спешит поделиться этой новостью с соседями и родственниками, не подозревая, как он смешон.
6. Анализ системы образов.
Кто герои этого рассказа?
Каков их портрет?
Как характер героя выражается через речь, жест, деталь?
Укажите слова и выражения, которые использует автор для их описания.
Главный герой рассказа – Митя. Он коллежский регистратор, чиновник незначительный, занимающий самое скромное место в табели о рангах. Возможно, поэтому его самолюбие тешит то, что о нём «прописали» в газетах.
О том, каков его внутренний мир, говорят его слова родителям: «Вы живёте, не обращаете никакого внимания на гласность…» Гласность – это политический термин, свобода информации. Но Митя, видимо, не подозревает об этом, называя гласностью появление в печати истории о его пьянстве.
Он невежествен и в своём самодовольстве просит мамашу «спрятать нумер», чтобы читать иногда. И это вместо того, чтобы устыдиться своего поступка и «спрятать нумер», лишь бы тот никому больше на глаза не попался!
Он торопится, речь его пестрит повторами: «читайте, читайте же… видите, видите… дальше, дальше!»
От радости он не в состоянии ясно выражаться, его переполняют чувства: «Читали теперь? А? То-то вот!»
Митя вызывает у читателей улыбку и жалость.
7. Над чем смеётся Чехов?
Вы поддерживаете писателя?
8. Какими юмористическими приёмами он пользуется для создания комического эффекта?
(Контраст, гип е рбола – преувеличение, лит о та – преуменьшение, несоответствие и проч.)
Смех Чехова всегда с грустью. Писатель с горечью наблюдает за своими героями, которые страдают от корысти, глупости, невежества, лицемерия, страха… И смеётся он над ними, чтобы читатель в героях узнавал себя и мечтал бы исправить свою жизнь. Задумался бы, как перестать быть смешным, как стать человеком: щедрым, умным, смелым, с чувством собственного достоинства.
Героев писателя всегда немного жалко. Хочется, чтобы они стали лучше.
Основной приём создания юмористической ситуации –несоответствие. Радость героя не соответствует ситуации, которая эту радость вызвала. Не радоваться следует Мите, а стыдиться.
Кроме того, автор прибегает к гиперболе, преувеличивая Митины восторг и торжество, — тем удивительнее будет развязка.
9. Найдите приметы времени
(конец 19-го — начало 20 века) в рассказе.
Этот рассказ обращает нас к реалиям начала 20 века: Митя служит коллежским регистратором , пьёт он в портерной (пивной), обращается к родителям мамаша и папаша .
Попал он под лошадь, запряжённую в сани , где сидел купец второй гильдии . Отведён был в полицейский участок .
Его братья-гимназисты носят короткие ночные сорочки , а сам Митя – фуражку с кокардой .
Читая эту историю, невольно задумываешься: время прошло, а люди не изменились. Глупость, невежество, желание удовлетворить своё мелкое самолюбие и прославиться любой ценой и сейчас заставляет многих молодых людей хвастаться в социальных сетях не настоящими достижениями, а стыдными, недостойными поступками.
Так что рассказ А.П.Чехова современен и не утратил своей остроты до сих пор.
Источник