- Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов. презентация к уроку по психологии (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Темперамент и выбор профессии» план-конспект занятия (9 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Психологическое занятие Тема: «Темперамент и выбор профессии» программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9-х классов.
презентация к уроку по психологии (9 класс) по теме
Занятие «Темперамент и выбор профессии» вызывает у старшеклассников большой интерес. Учащиеся определяют преобладающий у себя тип темперамента, узнают полную характеристику, получают конкретные рекомендации по выбору профессии. Занятие сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия «Темперамент и выбор профессии» | 21.25 КБ |
Презентация «Темперамент и выбор профессии» | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Темперамент и выбор профессии»
программы коррекционно-развивающих занятий «Профессиональное самоопределение – путь к успеху» для учащихся 9 классов, реализуемой в МБОУ гимназии №133 г.о. Самара.
Подготовил: Герасимова Е.В. педагог-психолог МБОУ гимназии №133 г.о. Самара.
Тип занятия: комбинированный.
Цель занятия : формирование понятий о типах темперамента, освоение навыками понимания людей с разными типами темперамента, понять, в каких профессиях будет наиболее успешным тот или иной тип темперамента.
Образовательная: познакомить учащихся с понятиями тип темперамента и характер;
— научить выделять основные типы темперамента и учитывать свой тип темперамента при выборе профессионального пути;
— способствовать повышению у учащихся знаний о мире профессий.
Развивающая: развить у учащихся интерес к выбору будущей профессии;
— дать представление о том, что при любом типе темперамента можно достичь высот профессионализма;
— развивать навыки работы с диагностическим материалом.
Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к индивидуально-психологическим особенностям людей с разными типами темперамента;
— содействовать стремлению к выбору будущей профессии.
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, презентация PowerPoint, тест и бланк для каждого учащегося.
Методы и приемы работы: анализ главной мысли, обсуждение, презентация «Темперамент и выбор профессии», диагностика темперамента (тест Айзенка), дискуссия, рефлексия.
Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о понятии «темперамент», умеют выделять и определять основные виды темперамента, знают свой преобладающий тип темперамента, ознакомлены с рекомендациями по выбору профессии, понимают индивидуальность человека.
1. Организационно-мотивирующий этап.
— Здравствуйте, дорогие старшеклассники!
— Наверное, каждый из вас не раз думал, кем он станет, когда вырастет. Пройдёт еще немного времени и вам предстоит сделать важный выбор в вашей жизни – определиться с профессией. И от того, правильно ли вы выберите свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша дальнейшая взрослая жизнь.
-А, как вы считаете, что нужно учитывать при выборе профессии? (Ответы учащихся).
1слайд (тема урока).
— Верно. На этом занятии мы поговорим с вами об особенности личности — темпераменте.
Актуализация знаний у учащихся.
2 слайд Работа с эпиграфом — Как вы думаете, что этими словами хотел нам сказать знаменитый немецкий психолог Вильгельм Вундт?
— Давайте вместе сформулируем цель нашего занятия. Ответьте на вопрос, почему в выборе профессии следует учитывать особенности темперамента? Может, это делать не обязательно? (Ответы учащихся).
Объяснение нового материала.
3 слайд (определение темперамента и характера).
— На уроках биологии вы изучали высшую нервную деятельность, в том числе и темперамент. Природные особенности оказывают существенное влияние на профессиональное становление человека. Их игнорирование может привести к потере интереса к работе, различного рода перегрузкам, а то и к нервным заболеваниям.
Темперамент не следует путать с характером.
4 слайд На самом деле классификаций темпераментов очень много.
Но наиболее известной является классификация четырех типов темперамента.
5 слайд Понятие темперамент и деление людей по темпераментам появилось еще в Древней Греции.
У разных людей они смешаны в разных пропорциях. Преобладание той или иной жидкости и определяет тип темперамента. Само понятие темперамент в переводе с латинского языка означает – соразмерность, правильная мера.
6 слайд Научное обоснование учения о темпераменте.
7 слайд Выбор будущей профессии.
2. Основной этап.
Диагностическая работа. Учащиеся получают тест Айзенка, бланк для ответов.
— Сегодня мы с вами определим свой тип темперамента и выясним, какие профессии рекомендуются каждому типу.
После диагностики, учащимся предлагается изучить характеристику типов темперамента, рекомендации по каждому из них.
— Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. И всё же, поднимите руку те учащиеся, у которых определился преобладающий тип темперамента – сангвиник.
8 слайд Предлагаю ознакомиться с характеристикой типа сангвиник.
9 слайд Рекомендации…
10 слайд Рекомендации по выбору профессии…
11-12 слайды (картинки профессий сангвинического типа).
13 слайд Итак, сангвиник …
А сейчас, я предлагаю, поднять руку учащимся у кого определился тип темперамента – холерик.
14 слайд Холерический тип…
15 слайд Рекомендации холерику…
16 слайд Рекомендации по выбору профессии…
17-18 слайды (картинки профессий холерического типа).
19 слайд Итак, холерики …
Если в классе есть меланхолики, то узнаем их характеристику.
20 слайд Меланхолический тип…
21 слайд Рекомендации меланхолику…
22 слайд Рекомендации по выбору профессии…
23-24 слайды (картинки профессий меланхолического типа).
25 слайд Итак, меланхоликам …
Вероятно, в классе есть флегматики, надо узнать, какие они?
26 слайд Флегматический тип…
27 слайд Рекомендации флегматику…
28 слайд Рекомендации по выбору профессии…
29-30 слайды (картинки профессий флегматического типа).
31 слайд Итак, у флегматиков…
32 слайд Психологи считают…
— Мы с вами сегодня не только познакомились с типами темперамента, но и определили свой, выяснили, какие профессии соответствуют каждому типу. Получили рекомендации по выбору профессии.
— Как вы считаете, наше занятие оказалось для вас полезным?
— Что показалось сложным, что простым? Что вы приобрели в ходе занятия?
— Будете ли вы применять полученные знания, навыки в своей жизни и в каких ситуациях? — Задумались ли вы над выбором профессии? (Ответы учащихся).
— Я верю, что каждый из вас сделает правильный выбор профессионального пути. Мне очень было приятно с вами работать!
— Занятие окончено. Всем спасибо! До свидания!
Источник
«Темперамент и выбор профессии»
план-конспект занятия (9 класс)
Занятие по профориентации для учащихся 8-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temperament.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Темперамент и выбор профессии
Цель: активизация процесса самопознания и профессионального самоопределения.
— формирование теоретических представлений о темпераментах и их значении в профессиональной деятельности;
— изучение собственного темперамента;
— развитие навыков рефлексии.
Добрый день. Я рада видеть вас на сегодняшнем занятии. Надеюсь, настроение у вас хорошее, а сделать его еще лучше нам поможет упражнение «Подари улыбку». Сейчас мы по кругу подарим друг другу наши улыбки.
(по кругу – дарим улыбку, начиная с ведущего ).
Следующие упражнения помогут нам настроиться на совместную деятельность и расширить кругозор профессий.
Упражнение «Самая, самая профессия»
Самая зеленая профессия …,
самая детская профессия …,
самая смешная профессия …,
самая денежная профессия …,
самая тихая профессия …
самая разговорчивая профессия …
А сейчас подумайте, кем могли бы работать в наши дни: кот Матроскин из Простаквашино, волк из сказки «Семеро козлят», Красная Шапочка. Учащиеся предлагают свои варианты с обоснованием.
II. Основная часть ( примерно 30 минут )
Мы уже говорили о профессиональном самоопределении, о современном рынке труда, выполнили диагностики, в ходе которых определяли ваши профессиональные склонности, интересы, способности. Совсем скоро вам нужно будет сделать окончательный выбор, где продолжить обучение после 9-го класса. И важно не ошибиться, а для этого нужно как можно лучше знать свои возможности. От чего же зависит выбор профессии? – ответы учащихся.
Итак, если я правильно поняла, профессиональный выбор зависит:
— от возможностей каждого (способностей, темперамента)
— от предпочтений (интересов и склонностей)
— от требований профессии к личности соискателя
— от возможностей родителей
— от востребованности профессии на рынке труда.
Если говорить об индивидуальных особенностях личности, которые проявляются в профессиональной деятельности, то к ним относятся темперамент и характер. Именно об этом и пойдет сегодня речь. Что такое темперамент? Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, которая характеризует эмоциональную сторону деятельности и поведения личности.
Существует 4 типа темперамента — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Чтобы было более понятно, чем отличается каждый тип, выполним тест на определение своего темперамента.
Нарисуйте систему координат. Вам нужно отложить по осям оценку своих качеств. Например, если вы считаете себя очень общительным человеком, то поставьте себе максимальный балл, если совсем не общительным – минимальный или выберите одно из промежуточных значений.
Оцените себя по четырем качествам, указанным на рисунке. Проведите через найденные точки перпендикуляры к осям, на которых они расположены. Их пересечение должно образовать прямоугольник. В каком из секторов оказалась большая часть вашего прямоугольника?
Объяснение значений секторов.
Что касается темперамента, то здесь важно понять, что нет хороших и плохих темпераментов, у каждого темперамента есть как положительные, так и отрицательные свойства.
Холерик. Этот тип темперамента характеризуется высоким уровнем активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен.
Сангвиник. Оптимистичные, общительные, разговорчивые, веселые, жизнерадостные, обладают огромной работоспособностью, но бывают ленивы, у них могут проявляться поверхностность и непостоянство.
Флегматик. Спокойные и ровные в общении, мирные, осторожные, невозмутимые, старательные, задумчивые, но в некоторых случаях медлительные, пассивные, вялые и безвольные.
Меланхолик. Их отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность, интеллектуальны и склонны к размышлениям, но малообщительные, тревожные, пессимистичные люди.
А сейчас несколько упражнений на закрепление и распознавание темпераментов.
С каким цветом ассоциируется у вас каждый тип темперамента, с каким временем года, с каким представителем животного мира и почему?
Давайте попробуем определить темперамент у известных героев кинофильма «Дартаньян и три мушкетера».
Люди разных темпераментов по-разному ведут себя в разных ситуациях.
Холерики и сангвиники относятся к экстравертированному типу или экстраверты, флегматики и меланхолики к интровертированному типу или интроверты.
Экстраверты — общительные, имеют широкий круг знакомых, вспыльчивый, беззаботный, оптимист.
Интроверт – спокойный, застенчивый, сдержанный, имеет немного близких друзей. Серьезно относится к принятию решений, контролирует свои чувства, пессимист.
Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше — для других. Меланхолики — это часто люди искусства. Зато из них получаются плохие водители и никудышные монтажники-верхолазы. Холерики — великолепные летчики-испытатели (именно поэтому, кстати, в работе приемных комиссий в летных училищах обязательно принимает участие и врач-психолог), но они плохие счетные работники. Флегматики, напротив, прекрасные бухгалтера, расчетчики, но, как правило, неважные поэты. Сангвиники — хорошие водители, саперы, инженеры, но они не так терпеливы, как флегматики. Лица, характеризующиеся подвижностью нервных процессов, такие как холерики и сангвиники — тяготеют к разнообразной работе. Флегматики отдают предпочтение кропотливой работе, требующей терпения. Монотонную работу выбирают обладатели слабой нервной системы – меланхолики. Флегматики и меланхолики избегают занятий, связанных с риском и опасностью.
Перечислите профессии, где будет лучше работать экстраверт и интроверт.
Профессии: Политик, Научный сотрудник, Экономист, Милиционер, Адвокат, Лесник, Библиотекарь, Учитель, Снабженец, Ювелир, Фармацевт, Менеджер.
Но люди не всегда учитывают при выборе профессии свои природные свойства и характер, руководствуясь разными мотивами и своими желаниями. А тем, не менее люди с различными темпераментами по разному выполняют одну и туже работу. Например, наблюдения за водителями с различными темпераментами показали, что стиль их работы существенно отличается. Меланхолики почти не попадают в аварийные ситуации. Они более тщательно готовят машину к рейсу, прогнозируя возможности неблагоприятных ситуаций в пути, и гораздо осторожнее ведут машину. Остальные чаще проявляют торопливость, небрежность, поверхностность.
Упражнение «Каковы в работе люди разных темпераментов» — чиновник, воспитатель, военный, врач, страховой агент. (в парах)
Упражнение «Дотянись до звезды» (под музыку).
Цель: Повышение уверенности и собственной ответственности в достижении целей.
Содержание: Упражнение выполняется под медитативную музыку. Участники стоят в кругу. Ведущий «Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усеянное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая связывается у вас с мечтой, желанием или целью. Дайте ей название. Теперь протяните руки к небу и постарайтесь дотянуться до звезды. Старайтесь изо всех сил. А теперь сорвите ее с неба и положите в карман. Можно сорвать несколько звезд».
По окончании участники рассказывают, трудно ли было достать свою мечту. Какие чувства возникли, когда она оказалась в кармане?
Так и в жизни, когда мы достигаем желаемого, нам хорошо, мы чувствуем себя счастливыми.
Что узнали нового для себя и о себе?
Какие выводы можете сделать из сегодняшнего занятия?
Соответствует ли ваш темперамент предполагаемой профессиональной деятельности?
Темперамент дается человеку на всю жизнь. Его не переделаешь. Однако пусть не отчаиваются те, кому как будто достался неподходящий темперамент для выбранной ими профессии. Древнеримский поэт Проперций справедливо заметил, что если «все мы, увы, не ко всем делам одинаково пригодны», на что же тогда человеку сила воли?» С ее помощью люди неоднократно совершали, казалось бы, невозможное. «Всякий человек есть творец своей судьбы». Эти слова древнеримского историка Саллюстия тоже стоит запомнить.
Источник