Конспект урока окружающего мира «Органы чувств»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России». Автор учебников А.А. Плешаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organy_chuvstv.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Органы чувств» 3 класс
Учитель: Коротких Л. Ю.
Программа «Школа России»
Раздел: «Мы и наше здоровье»
Цель: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека.
Задачи: учить детей беречь органы чувств;
содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью;
развивать самостоятельность, познавательные интересы.
Оборудование: задания для групп, таблицы строений орган чувств, книги.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Передайте мысленно тепло наших рук друг другу. Улыбнитесь друг другу, и пожелайте удачи.
— С помощью какого органа мы узнаем о том, что запел соловей?
— С помощью какого органа мы видим?
— Какой орган помогает нам узнать колючее или мягкое?
— Какой орган помогает почувствовать запах?
— С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой?
— Какие это органы?
— Назовите тему урока.
Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык.
3. Исследование в малых группах.
Задание для первой группы.
Задание для второй группы.
Задание для третьей группы.
Задание для четвертой группы.
Какие функции выполняют органы чувств, как же они устроены органы чувств? Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну. А открывать тайну вы будете, работая в группах.
Составим мини – проект «Что нужно знать про органы чувств».
Мы разделимся на группы и будем работать в группах.
План работы в группах.
- Прочитайте текст.
- Составьте рассказ по плану:
А) О каком органе чувств пойдет рассказ?
Б) Какие функции выполняет?
- Составьте памятку «Это полезно знать»
Объединитесь в группы.
Распределите роли и прикрепите бейджи.
Вспомним правила работы в группе.
Глаза – это орган зрения. Функция глаза – это способность видеть, определять цвет, размер, форму предметов.
Строение глаза: роговица, наружная оболочка, зрачок, глазное яблоко, сетчатка (таблица).
1 . Нельзя читать или писать, близко наклонившись к тексту . Лучше всего соблюдать расстояние, равное полусогнутой руке (40-50 сантиметров).
2. Освещение должно быть достаточно ярким без попадания прямого света в глаза.
3. Нельзя читать или писать лежа, особенно на боку, так как, когда ты находишься в этом положении, твои глаза располагаются на разном расстоянии от текста.
4. Во время работы за компьютером расстояние между твоими глазами и монитором должно быть не меньше 60 см.
5. Телевизор следует смотреть не ближе чем с расстояния, равного шестикратному размеру экрана по диагонали. То есть, если диагональ твоего телевизора 50 см, в идеале ты должна расположить диван или любимое кресло в трех метрах от него. При просмотре телевизора в комнате должно быть мягкое освещение, без прямого попадания света на экран и в глаза.
6. При длительной и напряженной работе каждые 40 минут давай глазам отдохнуть 3-4 минуты. Если у тебя проблемы со зрением, отдыхать нужно чаще — каждые 20 минут. В это время ты можешь смотреть вдаль; поморгать или сделать массаж для глаз.
Ухо – орган слуха. Функции: способность слышать звуки и воспринимать звуковые колебания. Строение уха: ушная раковина (наружное ухо), среднее и внутреннее. Ушные раковины ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с чего начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее в мозг. Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.
1.Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.
3. Защищай уши от ветра, громкой музыки, резких звуков.
4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попала соринка, обратись к врачу.
Нос — орган обоняния. Обоняние — это способность воспринимать и различать запахи. С запахами у человека связаны многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
Как сохранить обоняние?
1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2. Не курить, так как курение ухудшает обоняние.
Язык – орган вкуса. Он позволяет человеку сладкий, кислый, горький, соленый вкусы. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.
Орган осязания – это кожа. Кожа, оказывается, может «рассказать человеку» о том, что его окружает. Закрыв глаза, ты можешь почувствовать гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Первый слой — сверху наружная оболочка, которая предотвращает нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло. Таким образом, кожа выполняет: защитную, выделительную, чувствительную функции.
Правила ухода за кожей.
1. Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.
2. Мыть руки каждый день после загрязнения.
3. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.
Источник
Конспект урока окружающего мира на тему «Органы чувств»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
№ 42» города Курска
Урок окружающего мира 3 класс.
Тема «Органы чувств».
Провела учитель начальных классов
Гатилова Ольга Александровна
Тип урока: Урок исследование.
Цель урока: познакомить с органами чувств человека и их ролью в нашей жизни.
Планируемые результаты: Предметные: учащиеся научатся находить информацию по заданной теме, исследовать изучаемый объект, обсуждать полученные при исследовании данные со сверстниками, выделять главное, делать выводы.
Метапредметные: Познавательные: отвечать на вопросы учителя, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий посредством метода наблюдения и исследования.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве со сверстниками и учителем.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, работать в группе, паре, используя необходимый инвентарь для получения новых знаний.
Личностные: владеть навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявлять уважительное отношение к иному мнению, проявлять учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Оборудование: — «Окружающий мир. 3 класс (ч.1) А.А.Плешаков./Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2015.
3 прозрачных одинаковых стакана с жидкостями (обычная вода, сладкая вода, соленая вода , кислая вода );
«волшебный мешочек» (в нём ложка, мандарин, щетка);
карточки для работы в паре и в группе;
карточки с тестом.
1.Оргмомент. — Добрый день. Настроимся на урок. Вспомните что- то хорошее. Улыбнитесь себе. Посмотрите на соседа. Улыбнитесь друг другу. Посмотрите на меня. Подарите мне ваше хорошее настроение.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
— Какую тему мы начали изучать на уроках окружающего мира?
— Для чего нам нужно знать строение своего организма?
-Докажите, что человек часть живой природы.
-Чем человек отличается от животных?
— Из чего состоит организм человека? (из органов)
-Приведите примеры органов человеческого организма. Слайд
— Что такое системы органов? Приведите примеры.
-Установите соответствие Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья Слайд Анатомия – наука, которая изучает строение тела человека.
Физиология – наука, которая изучает работу органов человеческого
3. Постановка проблемы, формулирование темы и цели урока.
-Сегодня на уроке мы продолжим изучать организм человека. (На экране лицо человека без глаз, ушей, нос, рта, бесцветный)
— На экране лицо человека. Что в нём странного? Слайд
-Можно ли эти части тела назвать одним словом? (органы).
-Нервная система человека постоянно получает сигналы от внешнего мира с помощью своих «разведчиков». Человек видит, слышит, чувствует запах и вкус, ощущает окружающий его мир. Значит, у человека должны быть органы, которые ему в этом помогают.
-Может быть, вы назовёте тему нашего урока сами? (Тема нашего урока – Органы чувств) Слайд
4. Открытие новых знаний.
а) — Отгадайте загадку. Брат с братом через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)
— Закройте глаза. Что у меня в руках? Почему вы не ответили на мой вопрос? Какой вывод можно сделать? (Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы).
Слайд (строение глаза) Сообщение учеников.
Глаза это окно в окружающий нас мир. Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если её пробить, то с глазом может произойти то же, что и с разбитым яйцом.
В центре глаза есть чёрная точка. Это зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка это радужка. От неё зависит цвет глаз.
За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далёкие и близкие предметы. Предметы в газах отображаются перевёрнутыми. Правильным изображение делает головной мозг. Глаз имеет сложное строение. Если глаз повредить, то восстановить зрение практически невозможно.
Природа заботливо оберегает глаз. Потечёт пот — его остановят брови. Ветер понесёт пыль в лицо, её задержат ресницы. А если пылинка попала в глаз, её слизнёт мигающее веко. Если в опасной близости от глаза появится какой – нибудь предмет – веки захлопнутся сами собой раньше, чем ты об этом подумаешь.
Учитель. Врачи-окулисты наблюдают за состоянием глаз людей и проводят необходимое лечение. Некоторым людям нужно носить очки или контактные линзы для улучшения зрения. Зрение нужно беречь! Чаще давать глазам отдых. Мы проведём гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз
Обвести глазами круг.
Посмотреть влево — вправо
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз (Повторить 2 раза.)
-Откройте учебник на с.126. Прочитайте об органе зрения. Вместе выберите и перечислите правила сохранения хорошего зрения. Слайд
б) – Для следующего открытия закройте глаза (звучит звук колокольчика).
-Что произошло? Какой орган в этом помог? Значит, уши – этот орган ….. Слайд
— Сколько у нас ушей? Вы думаете у нас два уха? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. Наши уши похожи на морские раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Такая форма ушей помогает нам лучше слышать. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Слух – это способность организма воспринимать звуковые волны. Звук ударяется о барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо, а дальше сигнал идёт в мозг. И мы понимаем его смысл.
Учитель — Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности привычного нам общения. Люди, которые потеряли слух, могут общаться с помощью мимики и жестов.
Поэтому слух надо беречь!
Работа в паре (карточки)
Выберите верные утверждения. На работу 1 мин. Помогут вам песочные часы.
— Сильный шум портит слух.
— Никогда не надевай в холодное время шапку.
— Всегда ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами.
— Почувствовал боль в ухе, обратись к врачу.
— Регулярно мой уши, чисти их скрученной ваткой.
Превратите неверные высказывания в правильные.
в ) Для следующего открытия снова закройте глаза. (Учитель разрезает апельсин или мандарин)
— Что вы чувствуете?
— Какой орган помог вам определить предмет по запаху?
Некоторые считают, что нос – это украшение на лице. Другие думают, что природа дала нам нос лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь, и вешать книзу, когда загрустил.
На самом деле нос – весьма важная часть тела. Это одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост.
Чувство обоняния – самое древнее из всех чувств. Это способность человека чувствовать запахи.
-О чём нас могут предупредить запахи?
— Людям каких профессий особенно важно чувство обоняния? Посмотрите на экран и выберите.
( повар, санитар, парфюмер, строитель, учитель, химик, кондитер, дегустатор )
— А знаете ли вы, что у человека обоняние намного слабее, чем у животных? Человек различает около 3000 запахов, а собака – дл 10000 запахов.
Прочитайте в учебнике на с. 127 как сохранить обоняние. Слайд
1.Беречься от простуды, закаляться.
2. Вести здоровый образ жизни.
4. Содержать нос в чистоте.
г) Чтобы узнать о следующем органе чувств, предлагаю провести опыт. У меня несколько стаканчиков. Предлагаю попробовать и определить, что налито. (Просто вода, сладкая вода, солёная вода, кислая вода)
— Что помогло почувствовать вкус? Язык- орган вкуса. Слайд.
Язык – очень важный орган. Без помощи языка нельзя произнести ни одного слова. Язык помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую мы жуём. Снаружи язык покрыт маленькими сосочками. В них заложены окончания нервов, умеющих определять, что попало тебе в рот. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому, крылья языка – к кислому, а основание – к горькому.
Если ты ненароком возьмёшь в рот что- то противное или несвежее, язык сразу же сообщит об этом в мозг, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.
Прочитайте правила охраны органа вкуса Слайд
Пища должна быть не очень горячей.
Нельзя брать в рот острые предметы.
После приёма пищи полезно полоскать рот.
Регулярно очищать язык от налёта, чтобы не попала инфекция.
д) — Чтобы совершить ёще одно открытие, надо с закрытыми глазами, на ощупь определить предметы (ложка, мандарин, щётка)
— Как же вы смогли определить предмет? Что помогло?
Мягкое и твёрдое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое..
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша ……….кожа.
— Рассмотрите кожу рук. Какого она цвета? А бывает другого цвета?
— Погладьте себя по руке. Какая кожа на ощупь? (ровная, гладкая)
— Рассмотрите кожу внимательно. Что вы видите? (есть мелкая сеточка, бугорки, волоски, складочки, впадинки)
— Подумайте, зачем человеку кожа? Какая от неё польза?
Сообщение ученика Слайд
Хорошо бы приобрести такую одежду, которая бы не промокала под сильным дождём, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же, чтобы не выцветала, не мялась, и её можно было бы носить 100 лет.
А ведь такая одежда существует. Это наша кожа. Она не пропускает воду, надёжно защищает наши внутренние органы от повреждения, принимая на себя толчки и удары, царапины и ожоги. Кожа бережёт нас от жары и холода. А ещё она помогает нам дышать. Нервные окончания расположены прямо под поверхностью кожи. Они посылают сигналы мозгу о том, к чему мы прикасаемся.
А самое удивительное, что кожа постоянно обновляется. Её верхний слой стареет и осыпается, а под ним уже готов новый.
Учитель. – Закончите фразу. Кожа – это орган осязания. Слайд
Работа в группе. Рассмотрите иллюстрации. Сформулируйте правила ухода за кожей. Слайд.
1.Старайся не ранить кожу.
2. Не допускать ожогов.
3. Не допускать обмораживания.
4.Содержать кожу в чистоте.
— О каких органах мы говорили?
— Как вы понимаете фразу: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг». Слайд
(Работой всех органов руководит мозг)
— Обобщим наши знания при помощи теста. Подпишите фамилию. Ответьте на вопросы.
1.У человека есть органы ……….
7. Органы чувств надо ……..
8. Всеми органами руководит……..
Поменяйтесь листочками и проверьте работу своего соседа.
— Какой из органов чувств самый главный?
8.Домашнее задание. Слайд
с.126-129, читать и пересказывать,
Подобрать интересные факты об одном из органов чувств.
Источник