Урок окружающего мира по теме органы чувств

Конспект урока окружающего мира «Органы чувств»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России». Автор учебников А.А. Плешаков.

Скачать:

Вложение Размер
organy_chuvstv.doc 86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Органы чувств» 3 класс

Учитель: Коротких Л. Ю.

Программа «Школа России»

Раздел: «Мы и наше здоровье»

Цель: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека.

Задачи: учить детей беречь органы чувств;

содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью;

развивать самостоятельность, познавательные интересы.

Оборудование: задания для групп, таблицы строений орган чувств, книги.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Передайте мысленно тепло наших рук друг другу. Улыбнитесь друг другу, и пожелайте удачи.

— С помощью какого органа мы узнаем о том, что запел соловей?

— С помощью какого органа мы видим?

— Какой орган помогает нам узнать колючее или мягкое?

— Какой орган помогает почувствовать запах?

— С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой?

— Какие это органы?

— Назовите тему урока.

Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык.

3. Исследование в малых группах.

Задание для первой группы.

Задание для второй группы.

Задание для третьей группы.

Задание для четвертой группы.

Какие функции выполняют органы чувств, как же они устроены органы чувств? Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну. А открывать тайну вы будете, работая в группах.

Составим мини – проект «Что нужно знать про органы чувств».

Мы разделимся на группы и будем работать в группах.

План работы в группах.

  1. Прочитайте текст.
  2. Составьте рассказ по плану:

А) О каком органе чувств пойдет рассказ?

Б) Какие функции выполняет?

  1. Составьте памятку «Это полезно знать»

Объединитесь в группы.

Распределите роли и прикрепите бейджи.

Вспомним правила работы в группе.

Глаза – это орган зрения. Функция глаза – это способность видеть, определять цвет, размер, форму предметов.

Строение глаза: роговица, наружная оболочка, зрачок, глазное яблоко, сетчатка (таблица).

1 . Нельзя читать или писать, близко наклонившись к тексту . Лучше всего соблюдать расстояние, равное полусогнутой руке (40-50 сантиметров).

2. Освещение должно быть достаточно ярким без попадания прямого света в глаза.

3. Нельзя читать или писать лежа, особенно на боку, так как, когда ты находишься в этом положении, твои глаза располагаются на разном расстоянии от текста.

4. Во время работы за компьютером расстояние между твоими глазами и монитором должно быть не меньше 60 см.

5. Телевизор следует смотреть не ближе чем с расстояния, равного шестикратному размеру экрана по диагонали. То есть, если диагональ твоего телевизора 50 см, в идеале ты должна расположить диван или любимое кресло в трех метрах от него. При просмотре телевизора в комнате должно быть мягкое освещение, без прямого попадания света на экран и в глаза.

6. При длительной и напряженной работе каждые 40 минут давай глазам отдохнуть 3-4 минуты. Если у тебя проблемы со зрением, отдыхать нужно чаще — каждые 20 минут. В это время ты можешь смотреть вдаль; поморгать или сделать массаж для глаз.

Ухо – орган слуха. Функции: способность слышать звуки и воспринимать звуковые колебания. Строение уха: ушная раковина (наружное ухо), среднее и внутреннее. Ушные раковины ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с чего начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее в мозг. Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

1.Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Защищай уши от ветра, громкой музыки, резких звуков.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попала соринка, обратись к врачу.

Нос — орган обоняния. Обоняние — это способность воспринимать и различать запахи. С запахами у человека связаны многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Как сохранить обоняние?

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2. Не курить, так как курение ухудшает обоняние.

Язык – орган вкуса. Он позволяет человеку сладкий, кислый, горький, соленый вкусы. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

Орган осязания – это кожа. Кожа, оказывается, может «рассказать человеку» о том, что его окружает. Закрыв глаза, ты можешь почувствовать гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Первый слой — сверху наружная оболочка, которая предотвращает нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит. Второй слой – сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло. Таким образом, кожа выполняет: защитную, выделительную, чувствительную функции.

Правила ухода за кожей.

1. Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом.

2. Мыть руки каждый день после загрязнения.

3. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.

Источник

Урок окружающего мира по теме «ОРГАНЫ ЧУВСТВ» 3 класс «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Технологическая карта урока и презентация

Скачать:

Вложение Размер
prezentaciyaivanna1.pptx 606.72 КБ
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.docx 33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Органы чувств Орган зрения Орган слуха Орган обоняния Орган вкуса Орган осязания Кожа

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: окружающий мир.

Программа: УМК «Школа России»

Тема урока: «Органы чувств».

Тип урока : урок-исследование.

Учитель: Андреева Иванна Валерьевна.

Техническое оснащение урока :

  1. Компьютер, проекционный экран.
  2. Для проведения опытов: листы картона одинакового размера, но разных цветов; геометрический материал разной формы и величины; игрушки: машинки, мяч; журналы; музыкальная запись; стаканчики с ароматическими веществами; стаканы с солёной , сладкой, кислой, простой водой; яблоко, апельсин, клубок ниток, рукавички.
  3. 4 карточки с надписью «лаборант» для руководителя каждой группы.
  4. «Толковый словарь» С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

Учебно-методическое обеспечение: учебник « Окружающий мир» 3кл. 1 часть, рабочая тетрадь 1 часть

Методы, применяемые на уроке:

  1. Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
  2. Наглядный (презентация учителя, наблюдения обучающихся)
  3. Проблемно- диалогическая технология
  4. Исследование

Формы организации работы на уроке:

  1. Упорядочить опыт учащихся.
  2. Сформировать понятие «органы чувств».
  3. Показать роль и специфику разных органов чувств.
  4. Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.
  1. Формировать новые способы действий.
  2. Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.
  3. Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах.
  4. Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
  5. Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.
  1. проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
  1. определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
  2. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
  3. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
  1. использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
  2. строить монологическую речь в устной форме
  1. слушать и понимать речь других
  2. совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
  1. названия органов чувств
  2. признаки органов чувств
  1. определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
  2. различать группы органов чувств
  3. ставить опыты с помощью учителя
  4. формулировать результат опыта
  5. устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока

— Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Хочу, чтобы вы поздоровались с нашими гостями.

— Говорить друг другу — «Здравствуй!» — значит желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь кивком головы.

— «Здравствуйте!» — говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.

Посмотрите-ка на нас,

Вот какой хороший класс!

Ни минутки не лениться.

Не болтать, не отвлекаться,

А стараться и стараться!

Разминка (отвечают хором)

— У птицы крыло — у человека. (рука)

— У зверя лапа — у человека. (нога)

— У собаки морда — у человека. (лицо)

— У конфеты фантик — у человека. (кожа)

— У льва пасть — у человека. (рот)

— У машины мотор — у человека. (сердце)

— У подводной лодки перископ — у человека. (глаза)

На проекционном экране человечек, но без лица.

— Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человечек. Что

же в нём странного? (У него нет лица)

-Что это значит? (У него нет глаз, носа, рта, ушей)

На экране появляется таблица с рисунками органов чувств.

-Что общего у этих частей?

-Можем ли мы их назвать одним словом?

Формулирование темы и целей урока

— Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?

— Как их называют и почему, нам и предстоит узнать сегодня на уроке.

Источник

Урок окружающего мира по теме: «Органы чувств»
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект урока и презентация.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация к уроку «Органы чувств» 3 класс 378.87 КБ
Конспект урока «Органы чувств» 44.68 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тихо-тихо входит в класс тишина, Говорит нам, что урок начать пора. Наши ушки на макушке, Глазки зоркие глядят, В путь за новыми открытиями Приглашают всех ребят!

Тест. 1.Как называется наука, изучающая работу органов? 2.Кровь движется в нашем теле благодаря работе …… . 3.Что относится к дыхательной системе? 4. Как называется наука о сохранении и укреплении здоровья? 5. Какая еда полезна для здоровья?

Самопровоерка . 1.А 2.Б 3.Б 4.В 5.А

Толковый словарь Ожегова: «Исследование – научный труд» Исследовать – это значит подвергнуть научному изучению, осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового.

3 1 5 2 4 У Х О Г Л А З К О Ж А Н О С Я З Ы К Р Органы чувств

Задачи: 1.Как человек узнает об окружающем мире и о самом себе? 2.Сколько органов чувств у человека? 3.Что мы знаем про органы чувств? 4.Какие существуют правила гигиены для органов чувств?

Уши – орган слуха. Слух — это способность воспринимать звуковые волны.

Уши надо беречь ! Защищать уши от сильного шума. Защищать уши от сильного ветра. Не ковырять в ушах. Нужно давать отдых слуху, быть в тишине. Мыть уши каждый день. Если уши заболели обратиться к врачу.

Глаза – орган зрения. Зрение — это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Берегите зрение! Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

При письме свет должен падать слева. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. Не читай лёжа. Не читай в транспорте. Делай перерыв между чтением 20-30 минут.

Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер; садись от экрана не ближе чем 2-3 метра. Не три руками глаза- можно занести соринку или опасные бактерии. Делай гимнастику для глаз.

Нос – орган обоняния. Обоняние — это способность чувствовать запахи.

Как сохранить обоняние. Надо закаляться, беречь организм от простуды. Не лазить в нос посторонними предметами. Не курить, так как обоняние у курящих ухудшается.

Язык – орган вкуса. Язык помогает человеку различать вкус еды.

Как беречь органы вкуса. Чистить зубы, язык и щёки два раза в день (утром и вечером). После приёма пищи прополоскать рот. Нельзя есть горячую пищу. Не брать в рот острые предметы.

Кожа – орган осязания. Осязание — это способность человека чувствовать прикосновения.

Правила ухода за кожей. Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом. Мыть руки после загрязнения. Носить свободную одежду и обувь. Закаляться. Стараться не ранить кожу, не допустить ожогов, обморожения. Чтобы кожа дышала, делай каждое утро зарядку.

«Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!

Тест! 1. У человека есть органы 2. Глаза — это орган 3. Уши – это орган 4. Нос – это орган 5. Кожа – это орган 6. Органы чувств нужно 7. Всеми органами чувств руководит (чувств) (зрения) (слуха) (обоняния) (осязания) (беречь) (головной мозг)

Задачи: 1.Как человек узнает об окружающем мире и о самом себе? 2.Сколько органов чувств у человека? 3.Что мы знаем про органы чувств? 4.Какие существуют правила гигиены для органов чувств?

Домашние задание. Страница 73-76 (т) Выполнить задание.

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет : «Окружающий мир»

Тема урока : «Органы чувств»

Программа : «Школа России»

Тип урока : урок-исследование

Учитель : Галкина Светлана Юрьевна.

Оборудование : ПК, проектор, презентация к уроку; таблица «Органы чувств», предметы для проведения опытов: карандаши разных цветов; апельсин, яблоко, мяч; стаканы с водой разного вкуса; чудесные мешочки; с кофе, мятой и чаем.

Учебно-методическое обеспечение : А.А. Плешаков. Окружающий мир// Учебник. 3 класс. 1-я часть. – М., Просвещение, 2013; А.А. Плешаков. Окружающий мир// Рабочая тетрадь. 3 класс. 1-я часть. – М., Просвещение, 2013

Методы, применяемые на уроке:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение);
  • Наглядные (презентация учителя, наблюдения учащихся);
  • Исследования;

Формы организации работы на уроке:

  • Использование ИКТ (слайдовая презентация);
  • Здоровьесберегающие;
  • Игровые.

Цель : сформировать у учащихся целостное представление об органах чувств; познакомить со значением органов чувств в нашей жизни и гигиеническими нормами ухода за органами чувств.

  • Научить различать органы чувств, знать их характерные особенности и роль в жизни человека;
  • Познакомить с правилами охраны органов чувств;
  • Развивать логическое мышление, речь, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы, познавательную активность детей, познавательный интерес к предмету, обогащать словарный запас;
  • Воспитывать бережное отношение к своему организму и здоровью;

Планируемые результаты обучения:

  • перечисляют, характеризуют органы чувств и их значение в жизни человека, ставят опыты с помощью учителя и формулируют результаты опыта;
  • составляют правила ухода за органами чувств.
  • умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы;
  • умеют слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Универсальные учебные действия:

  • проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • умеют сотрудничать с учителем и товарищами;
  • оценивают жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делают выбор.
  • определяют, формулируют тему и цель урока с помощью учителя;
  • совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему;
  • составляют план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • планируют, контролируют и оценивают свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учатся высказывать свое предположение;
  • учатся совместно с учителем и учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
  • умеют осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • строят монологическую речь в устной форме;
  • делают предварительный отбор источников информации;
  • добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема ); находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывают полученную информацию: сравнивают, группируют предметы, делают выводы в результате совместной работы всего класса на основе обобщения знаний;
  • слушают и понимают речь других, совместно договариваются о правилах общения, следуют им;
  • вступают в диалог;
  • работают в группе, в паре;
  • доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи;
  • высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновывать, приводя аргументы.

Предмет : «Окружающий мир», Класс : 3 «Б», Тема урока : «Органы чувств», Программа : «Школа России», Тип урока : урок-исследование.

Учитель : Галкина Светлана Юрьевна.

Психологический настрой. Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность).

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Улыбнитесь друг другу. Дружба начинается с улыбки. Именно сотрудничество друг с другом, учителем и хорошее настроение необходимы для работы на уроке.

Тихо-тихо входит в класс тишина,

Говорит нам, что урок начать пора.

Наши ушки на макушке,

Глазки зоркие глядят,

В путь за новыми открытиями

Приглашают всех ребят.

Итак, в путь за новыми открытиями и знаниями.

Включаются в учебную деятельность

Учитель ведет подводящий диалог. Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память.

— Какой раздел мы изучаем на уроках окружающего мира? (Как устроен организм человека)

Проверка домашнего задания

— А сейчас мы проверим, как вы усвоили пройденный материал, с помощью теста.

Тест по теме: «Организм человека» (Слайд 2)

  1. Как называется наука, изучающая работу органов?

а) анатомия б) зоология в) ботаника

2. Кровь движется в нашем теле благодаря работе:

а) лёгких б) сердца в) желудка

3. Что относится к дыхательной системе?

а) сердце б) лёгкие в) желудок

4. Как называется наука о сохранении и укреплении здоровья?

а) анатомия б) археология в) гигиена

5. Какая еда полезна для здоровья?

а) фрукты б) газированные напитки в) овощи

— Проверьте свои ответы. (Слайд 3)

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы.

Выполняют самостоятельную работу

Проверяют ответы и оценивают результаты своей работы

Личностные: оценивание усваиваемого материала

— Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте проведем мини-исследования.

-А что такое исследование?

-Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова (Слайд 4)

В толковом словаре Ожегова говорится так: «Исследование – научный труд». Как вы понимаете, что значит «исследовать»? ( Исследовать – это значит подвергнуть научному изучению, осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового).

А кто же такой исследователь? Исследователь – это человек, который занимается научным исследованием, то есть, получает новые знания, добывает их сам.

Мы тоже можем назвать себя исследователями.

Кто же будет предметом нашего исследования? (Предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм, органы чувств)

Пять закрытых коробок с предметами ( Слайд 5 кроссворд)

Коробка 1. Определить по звуку предмет

Вывод .- Какой орган помог выполнить задание?

Коробка 2. Выбрать ручку синего цвета

Вывод. — Какой орган помогал? (ручки разного цвета)

Задание 3. Не заглядывая в коробку, достать яблоко.

Вывод — Какой орган позволило справиться с заданием? (яблоко, апельсин, мяч, кубик)

Коробка 4 — В каком из мешочков кофе? (мешочки с чаем, кофе и мятой)

Вывод . — При помощи чего узнал? Опиши ощущения.

Коробка 5 — В каком стакане сладкая вода?

Вывод. – Как определили вкус воды?

При помощи чего узнали?

Какое получилось слово. ОРГАНЫ ЧУВСТВ (Слайд 6)

— Это и будет нашей темой урока.

-Какую роль играют эти органы в познании окружающего мира?

— Назовите синонимы к слову распознавать. ( Узнавать, различать чувствовать…)

Решают поставленную проблему.

Участвуют в диалоге

Познавательные: самостоятельный поиск способов решения проблемы

Познавательные: построение логической цепи рассуждений

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленными задачами

Коммуникативные: высказывают и доказывают свое мнение

IV.Формулирование темы и цели урока

— Какие вопросы, задачи мы поставим для изучения темы? (Слайд 7)

  • Как человек узнает об окружающем мире и о самом себе?
  • Сколько органов чувств у человека?
  • Что мы знаем об органах чувств?
  • Какие существуют правила гигиены для органов чувств?

Организует деятельность учащихся

Предлагают и согласовывают тему урока

Участвуют в диалоге

V.Открытие детьми новых знаний и составление плана ответа

Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Правила работы в группе.

  1. Работай сообща.
  2. Умей выслушать собеседника, не перебивая.
  3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
  4. Умей распределять обязанности между собой.
  5. Работай дружно, помогая друг другу.

1.Исследование органов слуха (стр 127 «Окружающий мир» 3класс)

ОРГАН СЛУХА. (Слайд 8)

Ухо – орган слуха. Наружное ухо – это ушная раковина . Сама она ничего не слышит, а только улавливает звук. Посреди ушной раковины есть маленькое отверстие, откуда начинается слуховой проход , который заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой . Мы начинаем слушать в тот момент, когда звуковые волны достигают уха и начинают давить на барабанную перепонку. Эти колебания передаются в среднее ухо , которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, и затем в третье ухо – внутреннее и далее в мозг. Мозг за долю секунды переводит полученный сигнал и мы говорим то, что слышим. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств. Если закроем глаза, мы все равно будем чувствовать, где верх, где низ. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Чтобы сохранить хороший слух, уши надо беречь.

— Уши нужны для того чтобы слушать или слышать. Потеря слуха – большая беда.

Помогите подобрать научное определение: уши – это орган… (слуха)

Нужно ли заботиться об ушах?

Как беречь слух?

«Берегите слух»! (Слайд 9)

  1. Защищать уши от сильного шума и ветра, громкой музыки.
  2. Не ковырять в ушах острыми предметами.
  3. Нужно давать отдых слуху, быть в тишине.
  4. Регулярно мыть уши.
  5. Если почувствуешь боль в ухе, сразу обратись к врачу.

Исследуют органы слуха.

Дети составляют правила охраны слуха

2. Исследование органа зрения ( стр 126. ) (Слайд 10)

Вывод . Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, различаем их цвет, форму, величину; можем читать, смотреть телевизор, наблюдать за движущимися предметами. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего мира.

Орган зрения – глаз – один из важнейших органов чувств. Благодаря зрению мы получаем 90% информации об окружающем мире.

Глаз человека устроен очень сложно. Он очень похож на маленький фотоаппарат. Форма глаза — круглая, как яблоко, поэтому так и говорят: «Глазное яблоко». Снаружи глаз прикрыт роговицей – прозрачной оболочкой.

Глазное яблоко имеет впереди отверстие. Черный кружок в центре глаза называется зрачком . Он черный потому, что внутри глаза темнота. В темноте глазок расширяется, чтобы впустить в глаз больше света, а на ярком свету уменьшается. Расширение и сужение зрачка происходи благодаря мышце, которая находится в радужке . Радужка – это цветное колечко вокруг зрачка. Именно ее цвет определяет цвет глаз. Через зрачок в глаз попадает свет, отраженный от предметов. Он достигает задней стенки глазного яблока, где расположен слой светочувствительных клеток. Этот слой, как сеть, вылавливает световые лучи. Он называется сетчатка . От сетчатки сигналы по зрительному нерву поступают в головной мозг . Мозг обрабатывает сигнал, и только тогда мы осознаем, что же собственно, видим.

За четкость полученного изображения отвечает хрусталик , прозрачный и чистый как хрусталь, напоминающий двояковыпуклую линзу. Слезы, которые текут из наших глаз, полезны. Они убивают микробов и вымывают соринки .

С помощью органа зрения мы больше всего получаем информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

  • Надо ли беречь глаза? Как? Составим правила по охране зрения.

Береги зрение! (Слайд 11, 12, 13)

  • Читай, пиши только при хорошем освещении.
  • При письме свет должен падать слева.
  • Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз.
  • Не читай лёжа.
  • Нельзя подолгу смотреть телевизор, работать на компьютере.
  • Не три руками глаза – можно занести соринку или опасные бактерии.
  • Делай гимнастику для глаз.
  • Не стесняйся носить очки.

Вывод . Зрение надо беречь. Потерянный глаз ничем не заменишь. По глазам человека можно узнать, правду ли он говорит или нет.

Физкультминутка для глаз (Слайд 14)

(под песню «Облака»)

3. Исследование органа обоняния (стр 127.)

Береги орган обоняния! (Слайд 15, 16)

  • Надо закаляться, беречь организм от простуды.
  • Содержать нос в чистоте.
  • Не лазить в нос посторонними предметами.
  • Не курить, так как обоняние у курящих ухудшается.

Вывод . Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния.(нос)

4. Исследование органа вкуса (стр 128) (Слайд 17)

Вывод . Язык – это орган, который помогает нам отличить горькое от сладкого, кислое от соленого. При помощи языка люди могут общаться.

Язык – орган вкуса. Без языка невозможна человеческая речь.

Язык помогает различать вкусовые ощущения. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Они передают информацию через нервную систему в головной мозг. Все сладкое и соленое мы ощущаем кончиком языка. Кислое — его боками, а горькое – задней частью языка (его основанием). На языке также имеются рецепторы тепла и холода, боли и реагирующие на острую пищу. Язык – один из сторожей нашего организма. Если ненароком возьмете в рот что-нибудь несвежее, то язык тотчас донесет об этом мозгу. Тот поймет пошлет приказ мышце рта и вы, не задумываясь, выплюнете то, что вредно организму.

Орган вкуса играет большую роль в жизни людей. Как вы думаете, какую? Для чего он нужен? (С помощью этого органа мы можем определить несъедобную пищу, испорченные продукты)

  • Как беречь орган вкуса? Составим правила по гигиене органа вкуса.

Берегите орган вкуса! (Слайд 18)

  • Необходимо чистить язык, так же как и зубы.
  • После приёма пищи полоскать рот.
  • Нельзя есть горячую пищу.
  • Не брать в рот острые предметы.

5. Исследование органа осязания (стр 128.) (Слайд 19)

  • Сделаем вывод . Кожа – один из важных органов чувств. Надо стараться не поранить кожу, не допускать ожогов, обморожений и содержать кожу в чистоте. С помощью кожи мы ощущаем предметы и судим о материале, форме предмета. Это тоже наш помощник в познании окружающего мира.

Правила ухода за кожей! ( Слайд 20)

  • Регулярно мыть тело горячей водой с мылом.
  • Мыть руки после загрязнения.
  • Закаляться.
  • Стараться не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.
  • Чтобы кожа дышала, делай каждое утро зарядку.
  • Что руководит всеми органами чувств? (Мозг) (Слайд 21)
  • Поэтому говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг ».
  • Вот и закончилось наше исследование.
  • Давайте назовем еще раз все органы чувств? Сколько их?

Пять органов чувств, пять помощников, которые связывают человека с окружающим миром, помогают нам видеть, слышать, чувствовать, ощущать. Это наши окна в мир. Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться, восхищаться красотой окружающего мира .

Источник

Оцените статью