- упражнения для развития чувства метро-ритма методическая разработка по музыке
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства
- «Упражнения по развитию музыкально-ритмического чувства».
- Методический доклад с практическим показом «Работа с метрономом». Автор: Мамыко Виктория Михайловна, преподаватель класса фортепиано, 2020 г.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
упражнения для развития чувства метро-ритма
методическая разработка по музыке
Упражнения преднзначены для все возрастных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_razvitiya_metro.docx | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития метро-ритмических ощущений.
- Ритмические разминки со звучащими жестами
(хлопки, шлепки по коленям, топанье ногами и т.п.)
Происходит по принципу игры – «эхо»:
Педагог показывает связку, дети – повторяют.
- Использование маршевой музыки в нескольких вариантах:
-сидя или стоя врассыпную простукивать сильную долю каждого такта;
-по очереди (по музыкальным фразам или предложениям) маршировать и стоя прохлопывать метр;
-поделить детей на две группы: одна группа марширует, другая – прохлопывает метр.
С барабаном ходит ёжик:
Целый день играет ёжик:
С барабаном за плечами:
Ёжик в сад зашел случайно:
Очень яблоки любил он:
Барабан в саду забыл он:
Ночью яблоки срывались:
И удары раздавались:
Наши зайки испугались:
Зайки в страхе разбежались:
При выполнении упражнения дети могут, как находиться врассыпную, так и по кругу. Каждое слово «бум» сопровождается либо звучащим жестом, либо имитацией игры на барабане.
Едет мышь на самосвале.
Ты чего же, это, мышь,
Сверху вниз на нас глядишь?
Упражнение сопровождается ритмическим сопровождением звучащими жестами по выбору педагога.
На стене часы висели:
Тараканы стрелки съели:
Мыши гири оторвали:
И часы ходить не стали:
Тик.. так… трррррр……
Текст может сопровождаться любыми движениями, имитирующими ход стрелок часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данные упражнения способствуют развитию чувства ритма и музыкально-ритмических движений.
«Ежик и барабан»Дятел сел на толстый сук. Шумит оркестрРитмическое эхоХлопок в такт и т.д.
Упражнения для развития чувства ритма.
Музыкальные игры и упражнения для развития чувства лада у детей дошкольного возраста. Весёлые упражнения: 1. Постучать разными деревянными брусочками. 2. Потрясти разные коробочки. 3. Поиграть на бубн.
Упражнения на развитие чувства ритма, музыкального слуха, музыкальной памяти.
Комплекс упражнений для развития чувства ритма«Комплекс упражнений по развитию чувства ритма»Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побу.
Дидактическая задача. Формировать способность определять промежутки времени по песочным часамИгровая задача. Детям предлагается нанизывать бусы в течение минуты. Каждый ребенок сам должен оп.
Источник
Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства
Рамиля Мазитова
Комплекс упражнений по развитию музыкально-ритмического чувства
«Упражнения по развитию музыкально-ритмического чувства».
Мазитова Рамиля Юнировна
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки. А игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).
Работа по развитию чувства ритма проходит не только через все виды музыкально- двигательных упражнений, но и через все виды музыкальной деятельности детей.
Например, в начале занятия очень хорошо использовать речевые упражнения, упражнения с предметами: палочками, султанчиками, платочками, цветами.
Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмические чувства направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. Развитие музыкально-ритмического чувства, относящегося к основным музыкальным способностям, является одной из важнейших задач музыкального воспитания.
Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.
Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками). Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок. Сели- посидели. Песенку запели. Услыхали ложки- вытянули ножки. Услыхали калачи- Да попрыгали с печи, Да давай подпевать, Подпевать да танцевать!
Как без дудки, без дуды, Ходят ноги не туды. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять. Бух, бух, бух.
«Назови свое имя»
Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.
Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.
Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.
По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.
Каждому свой ритм.
Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.
Раз, два, три, повтори!
Педагог задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. д.
Упражнение «Козлик»
Серенький козленок, маленькие рожки Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках Будешь козлик ты играть, А мы станем повторять. Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять! (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка,протягивает ему ложки и говорит: Будешь ты теперь козленком, Поиграй на ложках звонко!
Упражнение «Музыкальные молоточки»
Дятел сядет на сучок:
Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Дятел смотрит,где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!
Над дубравой сильный град:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
С дуба желуди летят:
Туки- туки-тук, туки-туки-тук!
Строят хату два бобра: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
Без гвоздей,без топора: Тук- тук да тук, тук- тук да тук!
При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный музыкальным руководителем. Музыкальный руководитель играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке. Ритмические упражнения позволяют развивать слуховое и зрительное внимание, работать над эмоциями, воспитывать у детей творческие способности и воображение, а также развивать волевые качества.
Упражнение «Мячики» (Л. Шитте Этюд)
Дети стоят по кругу, руки на поясе.
1-я фраза. Хлопки.
2-я фраза. Притопы.
3-я фраза. Хлопки.
4-я фраза. Шлепки по коленям.
Упражнение «Веселые четверки»
И. П. : дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.
С началом звучания ведущий начинает воспроизводить ритмический рисунок на ложках под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют ритм хлопками за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего.
Упражнение «Вопрос – ответ»
И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.
Упражнение «Найди пару»
И. П. : дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.
С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.
По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.
Игровое упражнение «Угадай».
Дети идут по кругу, держась за руки. Водящий с бубном в центре круга под текст ритмично ударяет в бубен.Все говорят:
— Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Увидала комара- закричала…
На слово «комара» ребенок поднимает бубен вверх. На слово «закричала» круг останавливается, все делают шаг назад, водящий отдает бубен ребенку, стоящему сзади него. Тот, кому отдали бубен, берет его и произносит «Ква- ква- ква», ударяя по бубну. Водящий должен по слуху угадать, кто это сказал, после чего они меняются местами.
Слушаем и различаем (с ритмическими карточками)
1-й вариант. Музыкальный руководитель проговаривает («татирует») заданный ритм, дети прохлопывают его, выкладывают ритмический рисунок и находят нужную карточку.
Песни Е.Тиличеевой: «Мы идем с флажками», «Небо синее», Месяц май», «Смелый пилот».
2-й вариант. Музыкальный руководитель прохлопывает ритмический рисунок. Дети отгадывают песенку.
Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель или логопед продолжает эту работу на речевых занятиях, при разучивании стихов к утренникам, и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.
Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков. Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной.
Комплекс дыхательных упражнений на кроватках (подготовительная группа) Цели: Укреплять здоровье детей. Способствовать профилактике ОРЗ. Создать радостноенастроение при выполнении упражнений. Воспитывать привычку.
Комплекс физических упражнений. Конспект занятия по физическому воспитанию «Мечты и воспоминания осеннего цветка» Комплекс физических упражнений: «Мечты и воспоминания осеннего цветка» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой,.
Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Плоскостопие – деформация стопы, заключающаяся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой.
Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.
Комплекс упражнений игрового стретчинга. «Спор зверей» «Спор зверей» • «Змея»; • «Черепаха»; • «Морская звезда»; • «Лягушка»; • «Носорог»; • «Гусеница». Однажды поспорили звери, кто сможет защитить.
Комплекс упражнений игрового стретчинга. «Возвращение домой» «Возвращение домой» • «Зёрнышко»; • «Веточка»; • «Черепаха»; • «Стрекоза»; • «Бабочка»; • «Велосипед»; • «Лошадка»; • «Петушок». Одним.
Комплекс упражнений по группам звуков НАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ 1. Окошко. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто, на счет «два» закрыть рот (окошко.
Конспект музыкально-ритмического занятия с детьми с ОЗ «В гости в весенний лес» (подготовительная группа) Конспект музыкально-ритмического занятия с детьми с нарушением зрения «В ГОСТИ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС». Подготовительная группа. Цель: развивать.
Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений Мастер класс музыкального руководителя МБДОУ детского сада № 136 Васюковой О. А. Тема: «Развитие ритмического слуха у детей дошкольного.
Источник
Методический доклад с практическим показом «Работа с метрономом». Автор: Мамыко Виктория Михайловна, преподаватель класса фортепиано, 2020 г.
В работе изложен разносторонний материал о работе с метрономо. Рассматриваются причины неритмичной игры учеников, предлагается комплекс упражнений для развития метро-ритма, темпо-ритма и музыкально-художественного ритма с использованием метронома. Так же изложена часть из статьи В. Макарова «Регина Самойловна Горовиц — педагог».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
555metronom.doc | 960 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Октябрьская детская музыкальная школа»
Красногвардейского района Республики Крым
Методический доклад с практическим показом.
Тема: «Работа с метрономом»
Автор: Мамыко В.М., преподаватель класса фортепиано
Сентябрь 2020 г.
- Метроно́м и его разновидности и применение……………………………………………………………………………
- Музыкальный ритм и причины неритмичной игры…………………………………………………………………………………….
- Комплекс упражнений
Дополнительные упражнения (дирижирование и игра в ансамбле)……….
Игра гамм и инструктивного материала под метроном……………………….
- Регина Самойловна Горовиц о работе с метрономом (из статьи В.Макарова «Регина Самойловна Горовиц – педагог»)………………………………………….
- Заключение……………………………………………………………………………..
- Список литературы………………………………………………………………….
Метроно́м и его разновидности и применение.
Техническим средством, являющимся бесспорным помощников в обучении для достижения ровности звучания является метроном .
«Метроном – аппарат для нарезания ровных ломтиков музыки». Н. Перельман.
Метроном (от греч.) – мера, закон. – прибор, который является вспомогательным инструментом для установления точного темпа в музыкальном произведении. «Музыкальные хронометры» появились в конце XVII века. Наиболее удачным стал метроном, созданный в 1810-е гг. венского музыкального мастера И.-Н. Мельцеля.
Обычно метроном состоит из деревянного корпуса пирамидальной формы, одна из граней которого срезана; на этом срезе находится маятник с грузиком. Позиция грузика влияет на частоту ударов метронома: чем выше грузик, тем реже удары, и, соответственно, чем грузик ниже, тем удары чаще. За маятником расположена шкала, по которой устанавливается частота ударов. Кроме механических, существуют и электронные метрономы. Для удобства они часто совмещаются в одном корпусе с тюнерами. Так же существует Интернет-программа «Метроном», которая удобна в домашней работе учащихся, т.к. экономит финансы и не требует ремонта в случае поломки механизма.
На шкале метронома указаны обозначения медленных, средних и быстрых темпов, что также может наглядно помочь ученику усвоить соответсвующие темповые обозначения.
Также метроном может использоваться во время физических упражнений, лабораторных исследований, в качестве музыкального инструмента. При- менение его можно найти в следующих произведениях: « Симфоническая поэма для 100 метрономов » Дьёрдя Лигети , Сюита из музыки к фильму « Мёртвые души » Альфреда Шнитке . Стук этого метронома обыграл Людвиг ван Бетховен во второй части Восьмой симфонии (1812 г.).
В блокадном Ленинграде , когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп — отбой.
Метроном – одна из важнейших деталей экипировки музыканта. Ведь своевременно внедрив его в свою работу, начиная с первых уроков занятия музыкой, можно достичь наилучших результатов и, при этом, сэкономит массу времени и сил.
Музыкальный ритм и причины неритмичной игры.
Прежде чем рассмотреть тему о работе с метрономом, нам следует дать определение понятия «музыкальный ритм» и выявить причины неритмичной игры. А также остановиться на приемах и методах развития чувства музыкального ритма.
Известно, что музыкально-ритмичская способность или музыкальный ритм является одним из важнейших выразительных элементов музыкальной речи.
Ритм– один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении (организации) звуков во времени. Музыкально – ритмическая способность , ощущение музыкального ритма человеком – это основа музыкальности.
Проблеме музыкального ритма посвящено множество работ известных музыковедов. Формирование чувства ритма у учащихся – одна из наиболее важных задач в музыкальной педагогике и в тоже время, как общепризнано – одна из наиболее сложных . Это самый инертный компонент развития. Имея в виду реальные трудности, с которыми сопряжено музыкально – ритмическое воспитание, некоторые авторитетные специалисты склонны скептически оценивать сами перспективы, потенциальные возможности этого воспитания. Категорично по этому поводу высказывался А.Б. Гольденвейзер : «В моей практике бывали случаи, когда ученики с очень слабым ритмом развивались и делались ритмически полноценными, но все же я должен сказать, что это достигалось огромным трудом…». Тем не менее, чувство ритма развиваемо .
Воспитание у учащихся музыкального ритма – одна из основополагающих задач фортепианной педагогики, от решения которой во многом зависит профессиональное развитие юного музыканта. Метро-ритм, темпо-ритм и музыкально-художественный ритм – категории, в совокупности составляющие сущность музыкального ритма . В исполнительском искусстве они проявляются в единстве. Однако в процессе обучения для более интенсивного развития ритма необходимо дифференцированное воздействие на соответсвующие способности ребёнка. Об этом мы поговорим ниже.
Прежде всего, нужно выявить причину неритмичной игры . Такими причинами могут являться :
1. Отсутствие общей уравновешенности процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
2. Отсутствие координации в руках и пальцах , наличие в них ненужных мышечных зажимов.
3. Отсутствие исполнительской дисциплины в игре и слабая ритмическая основа музыкально – слуховых представлений.
Для устранения этих причин разработан целый комплекс упражнений, в сочетании с которыми работа с использованием метронома может сыграть положительную роль.
Как уже было сказано, составляющие музыкального ритма – метро-ритм, темпо-ритм и музыкально-художественный ритм — выступают в единстве. Однако для их развития необходимо подходить дифференцировано к каждой.
Развитие метро-ритма предполагает воспитание у ребёнка способности к восприятию и воспроизведению чередования временных долей в музыке и к различению в ней сильного и слабого времени.
№1 Упражнения исполняются на напольной клавиатуре, исполняя простейшие мелодии преимущественно с поступенным движением мелодии от имени разных животных, декламируя известные детские стихи («уронили мишку на пол», «Идёт бычок-качается», «Я люблю свою лошадку».
Здесь также необходимо обратиться к арифметическому счёту . Определив сильную и слабые доли, необходимо сначала проговаривать вслух, а затем про себя. И. Гофман в своей книге «Фортепианная игра» пишет об этом: «Счет имеет неоценимое значение, ибо он развивает и укрепляет чувство ритма лучше, чем что – либо другое…»
Игра с акцентировкой на сильную долю, особое подчёркивание.
Метроном здесь используется с целью подчёркивания сильной доли .
№2 Прохлопывание метра разучиваемых стихов и песен («Братец Якоб» и пр. подтекстовка .
Разучивание ритма с помощью подтекстовок, проговаривания ритмослогов, отстукивание сильной доли ногой или применяя метроном.
За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха . Традиционно эти особенности сочетания размеров в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе. (образцы песен)
№3 Прохлопывание ритма разучиваемых произведений с метрономом по образцу упр №1.
Исполнение этих упражнений под метроном , выставляя его скорость так, чтобы 1 удар метронома соответствовал одному прыжку;
Подобные задания можно упростить, выполняя на настольной клавиатуре . Для этого распечатывается клавиатура на бумаге. Ученик может выполнять задания, используя фигурки животных, которые перемещаются ребёнком согласно заданию по клавишам бумажной клавиатуры.
Искусство темпо-ритма связано не столько со скоростью движения музыки, но, прежде всего, с внутренней пульсацией , создающей то или иное движение звучания, способствующей передаче образно-художественной сферы произведения. Чувствовать и представлять эту пульсацию – навыки, приобрести которые возможно с помощью ряда специальных упражнений.
Упр№1 Дробление длительностей, которыми записана пьеса, на более мелкие. Пример Колыбельная И. Филипп. Мелодия излагается четвертными и восьмыми длительностями. Каждую длительность можно, соответственно, представить в виде восьмых и шестнадцатых соответственно. Другими словами, устанавливаем скорость метронома так, чтобы на каждой четверти соответствовало 2 удара метронома, или 4 удара воображаемых шестнадцатых.
Варианты упражнения : 1 прыжок может соответствовать 2-м или 3-м ударам метронома. Таким образом, ребёнок приучается ритмически точно исполнять задания, но и понимать, что каждый звук может «пульсировать», «дробиться» на несколько равных отрезков-частей. Такое восприятие развивает способность слушать длительность звука до конца, что является основополагающим в качественном исполнении более сложных произведений.
Упр№2 Дирижирование звучащей музыки перед зеркалом.
Упр. №3 Исполнение пьесы под дирижирование учителя.
Понятие музыкально-художественного ритма подразумевает такую метро- и темпо-ритмическую организацию исполняемого материала, благодаря которой возникает художественный смысл звучащей музыки , происходит процесс формообазования. Вследствие этого, обучение музыкально-художественному ритму вне интонирования конкретной музыки и соответствующего развития слуха учащегося невозможно. Произведение можно исполнять со счётом на «раз», как в вальсе, если имеется размер ¾, или на «раз-два», если размер 6/8, 6/4, 4/8 и пр., что позволяет ученику мыслить бОльшими музыкальными построениями.
Здесь необходимо сделать акцент на третьей составляющей смысла работы с метрономом — накопление темпа от очень медленного к среднему и затем к быстрому. Эта же работа проводится наоборот – от быстрого возврат к медленному тему, т.к. очень часто ученик, отработав произведение в быстром темпе перестаёт его играть в медленном, что в результате ведёт к забалтыванию и негативно сказывается на качестве всего исполнения, потому что фактура оказывается непрослушанной.
« Я настоятельно рекомендую ученикам… — пишет Г. Г. Нейгауз, — поставить ноты на пюпитр и продирижировать вещь от начала до конца…» Этот прием, продолжает
Г. Г. Нейгауз, особенно необходим для «учеников, не обладающих достаточной способностью «организовать время… »
Игра в ансамбле
(ученик с более развитым чувством ритма играет с учеником более слабым). «Чувство… ровности движения приобретается всякой совместной игрой… » — писал Н. А. Римский – Корсаков в работе «О музыкальном образовании», имея в виду ритмически дисциплинирующее, обоюдно корректирующее воздействие ансамблевого музицирования на каждого из партнеров.
Игра гамм и инструктивного материала под метроном :
Каждый из обучающихся в той или иной степени обращается к изучению гамм. Для большинства изучение гамм представляется не самым интересным делом, что, в свою очередь, сказывается на качестве их исполнения. И даже перспективные ученики с удивлением могут обнаружить, что большинство из них играет гаммы неровно, без метроритмической точности. В данном случае необходимо проработать гаммы в медленном темпе, где один щелчок метронома соответствует одному звуку в исполнении, а затем с целью организации движения играть под метроном с акцентировкой на определённых звуках при исполнении различных видов гамм и артпеджио. Использование метронома поможет исполнить весь комплекс гамм в едином темпе. Кроме того, метроном поможет отслеживать прогресс.
Также рекомендовано играть инструктивные произведения (этюды). Таким образом, можно проверить играете ли вы действительно ровно. Затем на один удар можно играть 2,3 и так далее ноты (дуоли, триоли и так далее) или другие ритмические (например, ) и штриховые ( например, ) варианты.
Начинать заниматься необходимо с более медленного темпа, а точнее с темпа, в котором инструктивный материал звучит без ошибок и погрешностей от начала и до конца , и постепенно наращивать темп.
Регина Самойловна Горовиц о работе с метрономом
(из статьи В.Макарова «Регина Самойловна Горовиц – педагог».)
« Как работать с метрономом
У РС на рояле всегда стоял метроном. Кстати, метроном был постоянным атрибутом на рояле кого бы вы думали?. Шопена! Да! Да! великого мастера рубато. Однако, я не думаю, что метроном использовался им непременно для выработки метроритма. Я много экспериментировал с метрономом, причём в присутствии РС. И я должен сказать, что она моё экспериментирование вполне одобряла. Я использовал метроном не для выработки механического метра, но для работы над звуком, над совершенной артикуляцией и живым ритмом.
Существует несколько условных уровней работы с метрономом.
Развитие способности слушать все возможные мельчайшие пульсации внутри метроритмической структуры разучиваемого произведения. При этом, чем мельче доли пульса, тем лучше; начинать лучше с разбивания самой мелкой доли такта, либо раздела. Если, к примеру, самая, как правило, мелкая нота в сочинении- четверть, то метроном следует поставить на каждую 16 — ю. Если 8-я — на каждую 32-ю. Что даёт такая проработка?
Во-первых, Ваше внимание к протяженности звука становится более концентрированным. И во-вторых, вы значительно лучше ощущаете сопротивление фактуры, что в свою очередь придает некоторую упругость метроритму и способствует более яркой и артистичной манере игры.
Следующий уровень работы с метрономом связан с постепенным накоплением темпа. Этот вид занятий дает возможность выполнять все художественные задачи в очень медленном и постепенно ускоряющемся темпе. Что очень важно для достижения совершенного качества исполнения.
Работа с метрономом может также сыграть положительную роль в занятиях над построением формы и в оттачивании фразировки. К примеру, Вы можете исполнять 3-х дольное произведение “на раз“. То есть, 3-и доли на один удар метронома, как в вальсе. (Сравните в том же размере с ударом метронома на каждую долю). То же в размере 6/4. Большая разница между ударом метронома на каждую четверть, на каждые три четверти, и на каждые шесть четвертей. Этот вид упражнений превращает метроном и вас в дирижёра…».
На начальном этапе обучения метроном вводится в работу практически с самого начала , а не тогда, когда обнаруживается неритмичность ученика. (Нередко встречаются случаи, когда начинающие ученики элементарно не усваивают понятия «Ритм» и «метр», путают их, что негативно сказывается на их обучении). И это очень правильно, потому что, во-первых, ученик изначально с первых упражнений приучается слышать звук метронома, во-вторых, даже самый неритмичный ученик «дисциплинирует» свои способности – слуховые и двигательные. Т.е. получается комплексный подход изначально.
Преподаватель на уроках применяет комплексные упражнения, в процессе чего ученик в игровой форме изучает название каждой клавиши, учится ориентироваться в пространстве одной октавы, как наименьшего отрезка клавиатуры, учится выполнять задания, аккуратно организовывая свои движения. Развивает координацию (влево-вправо), звуковысотный и мелодический слух, тренирует внимание, память и мышление. Упражнения на напольной клавиатуре развивают физическую точность, упругость, а также ритмичность, связь механического действия со звуковысотным и интонационным слухом. А использование метронома на уроках специальности способствует более быстрому усвоению материала. В конечном счёте, обучение ученика происходит более качественно, в следствии чего исполнение изучаемых произведений происходит на более высоком уровне.
Источник