Упражнения с детьми по эмоциональной сфере

Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников

Елена Рогова
Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников

Игры и упражнения по развитию эмоциональной сферы дошкольников

Для психологического комфорта детей в своей группе я использовала игры, указанные ниже.

Тигрята

Целью является снятие отрицательных переживаний, а так же телесных зажимов.

Возрастная категория: 3-4 года.

Количество игроков: 5-8 человек.

Описание игры: дети представляют себя в роли «тигрят» и делают страшные мордочки. Они бегают и кричат.

Примечание: игра позволяет детям избавиться от накопившихся страхов, противоречий, а так же обид, поскольку у настоящих детей редко имеется возможность делать то, что им захочется.

Целью является развитие у ребенка коммуникативных навыков, умения распознавать язык мимики и жестов, а так же снятие телесных зажимов.

Возрастная категория: 5-6 лет.

Количество игроков: две команды.

Описание игры: одна из команд должна изображать разных животных, путем копирования их повадок, поз или походки. Вторая команда – это зрители, гуляющие по «зверинцу», «фотографирующие» животных и угадывающие их названия. После того, как все животные разгаданы, команды меняют свои роли.

Примечание: следует стимулировать детей таким образом, чтобы они передавали повадки выбранного животного, а также по своему желанию наделяли изображаемое животное различными чертами характера.

Болотный крокодил

Целью является развитие у детей двигательной активности, а так же воспитание у них умения сдерживаться.

Возрастная категория: 4-6 лет.

Количество игроков: 5-6 человек.

Для игры потребуются: разнообразные геометрические фигуры, вырезанные из картона, которые буду изображать «болотные кочки».

Описание игры: «болотные кочки необходимо разложить по ковру. Дети выступают в роли «охотников», ловящих крокодила. Они молча и наиболее тихо перепрыгивают с одной кочки на другую. За крокодила выступает взрослый, он должен ловить незадачливых и сильно шумящих «охотников» («крокодил» должен назвать имя, а «охотник», чье имя было названо, подходит к нему).

Примечание: количество «крокодилов» можно увеличить по степени развития игры. Кроме того, интересно ввести расширения в сюжет, установить несколько дополнительных ограничений. Например, договориться, что при наступлении ночи прыгать допускается только по круглым «кочкам», а в дневное время — по квадратным. При этом такие команды, как «День!» или «Ночь!» взрослый может озвучивать голосом или применять какой-либо звуковой сигнал, что способствует развитию навыков регуляции своего поведения у ребенка.

Черепаха

Целью является развитие выдержки и самоконтроля.

Возрастная категория: 5-6 лет.

Количество игроков: 6-8 человек.

Описание игры: детям нужно встать в линию. После сигнала им необходимо медленно двигаться к заранее указанному месту. При этом не разрешено останавливаться или разворачиваться. Победа достается тому, кто приходит к финишу самым последним.

Примечание: для выполнения правила данной игры, детям потребуется приложить достаточно усилий, поскольку они являются активными и подвижными.

Рассматриваемую игру особенно полезно включить в работу тех групп, в которых принимают участие конфликтные и агрессивные дети. Кроме того, ее можно применять в работе с гиперактивными детьми на завершающих этапах коррекции.

Угадай настроение

Целью является развитие у ребенка эмоциональной сферы, а так же умения различать и понимать эмоции и чувства окружающих людей.

Возрастная категория: 4-5 лет.

Количество игроков: любое.

Для игры потребуются: рисунки.

Описание игры: дети должны внимательно рассмотреть рисунки и потом разложить их по двум рядам (радость или грусть) в зависимости от их цветовой гаммы.

Примечание: главной задачей взрослого является помочь ребенку рассказать о своих чувствах, которые возникли в отношении каждого рисунка, а так же объяснить, почему один рисунок вызывает веселые чувства, а другой – грустные.

Зеваки

Целью является развитие внимания, а так же произвольности поведения.

Возрастная категория: 3-4 года.

Количество игроков: взрослый и группа детей.

Для игры потребуются: колокольчик либо погремушка.

Описание игры: дети должны построиться в ряд либо в круг и пойти в какую-нибудь сторону. Услышав сигнал, подаваемый колокольчиком либо погремушкой, дети разворачиваются, хлопают в ладоши 4 раза и начинают идти в обратную сторону. Тот, кто запоздал с выполнением инструкции, должен выбыть из игры.

Примечание: у ребенка младшего возраста выбывание из игры может вызвать плач. Чтобы этого избежать, следует предложить ему лишь посидеть 1-3 минуты на стуле (лавочке) в качестве штрафа, а потом снова позвать в игру.

Самолет

Целью является развитие уверенности, а так же преодоление страхов.

Описание игры: нужно предложить ребенку занять позицию готовности, как самолет на взлете: ребенок стоит прямо с разведенными в стороны руками. Следует спросить: «Возможно, у тебя есть свой звуковой сигнал перед взлетом? Представь, что ты летишь. Что там справа? Вверху? Внизу? Что ты слышишь? Что ты ощущаешь, летя над облаками? Запомни данное чувство и забери его вместе с собой на землю. Ты приземляешься. В другой раз, когда ты испугаешься, то представь, что взлетаешь над облаками. Вверх и вперед!».

Путешествие в сказочный лес

Целью является передать ребенку ощущение покоя и помочь снять волнение.

Описание игры: необходимо предложить ребенку сесть удобно и закрыть глаза: «Представь, что ты видишь волшебный лес, деревья, кусты, красивые цветы, бабочек. В чаще леса стоит деревянная зеленая скамейка. Сядь на нее. Послушай различные звуки и почувствуй запахи цветов вокруг тебя. Доносится щебетание птиц, различные шорохи. Волшебные животные, которые обитают в лесу, пришли к тебе на помощь. Они говорят с тобой, загадывают загадки, смешат тебя. Тебе следует подружиться с ними. Что ты чувствуешь? Тебя ожидает долгий путь домой из этого волшебного леса. По пути ты смотришь вокруг и общаешься со своими новыми друзьями.».

Музыкальная загадка

Целью является развитие воображения и способности понимать других людей.

Возрастная категория: 5-6 лет.

Количество игроков: любое четное.

Для игры понадобится: аудиозапись музыкальных произведений.

Описание игры: детям предлагают прослушают запись музыкального произведения и предположить, какую картину задумал взрослый.

Театр как средство формирования эмоциональной сферы дошкольников В последнее время становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость,.

Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника. Развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличие от его интеллектуального развития,.

Фотоотчёт о работе по развитию эмоциональной сферы детей 3–4 лет Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают.

Игры с экспонатами мини-музея «Волшебная страна настроений» на развитие эмоциональной сферы дошкольников Игра «Замок настроений» Цель : развитие умений ориентироваться в мире основных эмоций, понимать мимику окружающих. Ход игры: Дети выбирают.

Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие на острова Разных Настроений» Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Путешествие на острова Разных Настроений» Воспитатель 1 категории Живицкая.

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Мне не страшно, мне смешно» дети 6-го года жизни Цель занятия – снижение тревожности в процессе межличностных взаимодействий через овладение способами установления отношений с другими детьми.

Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» Консультация. Тема: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников». Цель: — Познакомить педагогов и родителей с основными задачами эмоциональной.

Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт). 18 февраля в старшей группе № 3 состоялось открытое занятие педагога — психолога Прохоровой Светланы Евгеньевны по развитию эмоциональной.

Упражнения для развития эмоциональной сферы детей Вот несколько примерных упражнений для работы с эмоциями. ЭТАП 1 А • Детям читается рассказ или сказка, в которой герой испытывает определенное.

Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной сферы дошкольников Мастер-класс по изготовлению практического пособия: «Эмоции: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей по развитию эмоциональной.

Источник

Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников

екатерина кузнецова
Картотека упражнений по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприятие в дальнейшем.

Стрессовые ситуации могут привести к нарушениям в эмоционально-волевой сфере, и как следствие у ребенка проявляется тревожность.

Развивая эмоционально-волевую сферу дошкольника, мы создаем условия для формирования стрессоустойчивости ребенка и личностного роста.

Я как педагог-психолог ДОУ использую следующие упражнения для снятие напряжения и тревожности у детей дошкольного возраста.

Игра №1: «Цветочек и солнышко».

Эта игра, направлена на расслабление и стабилизацию эмоционального состояния. Дети садятся на корточки и обхватывают руками колени. Воспитатель начинает рассказывать историю про цветочек и солнышко, а дети выполняют выразительные движения, иллюстрирующие историю. В качестве фона можно включить спокойную негромкую музыку.

Глубоко в земле жило-было семечко. Однажды на землю упал теплый солнечный луч и согрел его (Дети сидят на корточках, опустив голову и обхватив колени руками).

Из семечка проклюнулся маленький росточек. Он потихоньку рос и выпрямлялся под ласковыми лучами солнца. У него проклюнулся первый зеленый листочек. Постепенно он расправлялся и тянулся к солнышку (Дети постепенно выпрямляются и встают, поднимая голову и руки).

Вслед за листочком на ростке появился бутон и в один прекрасный день расцвел в красивый цветок (Дети выпрямляются в полный рост, слегка откидывают голову назад и разводят руки в стороны).

Цветок грелся на теплом весеннем солнышке, подставляя каждый свой лепесток его лучам и поворачивая голову вслед за солнцем (Дети медленно поворачиваются вслед за солнышком, полузакрыв глаза, улыбаясь и радуясь солнцу).

Игра № 2. «Пиктограммы».

Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.

а) определить по пиктограмме,какой человек: веселый или грустный, сердитый или добрый и др. ;

б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;

в)игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.

Игра № 3. «Тренируем эмоции».

Попросите ребенка нахмуриться — как:

— как хитрая лиса,

— как радостный ребенок,

-как будто бы увидел чудо.

— ребенок, у которого отняли мороженое,

— два барана на мосту,

Игра № 4. «Упрямые барашки».

Для этой игры нужно два и больше участника. Дети разбиваются на пары. Ведущий (взрослый)говорит: «Утром рано два барана повстречались на мосту». Дети широко расставляют ноги, наклоняются вперед и упираются лбами и ладонями друг в друга. Задача игрока — устоять на месте, при этом заставив соперника сдвинуться с места. При этом можно блеять, как барашки. Эта игра позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Но ведущий должен обязательно следить, чтобы «барашки» не переусердствовали и не навредили друг другу.

Игра № 5. «Нехочуха».

Эта игра была разработана педагогом Л. И. Петровой. Она поможет выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Кроме этого, она позволяет детям раскрепоститься и развивает чувство юмора. К тому же, она более безопасна, чем предыдущая игра.Играть в нее очень просто: ведущий рассказывает стихотворения и сопровождает его движения, задача детей — повторять их.

Я сегодня рано встал,

Я не выспался, устал!

Мама в ванну приглашает,

У меня надулись губы,

И в глазах блестит слеза.

Целый день теперь мне слушать:

— Не бери, поставь, нельзя!

Я ногами топочу, я руками колочу.

Не хочу я, не хочу!

Тут из спальни папа вышел:

— Почему такой скандал?

Отчего, ребенок милый,

Нехочухою ты стал?

А я ногами топочу, я руками колочу.

Не хочу я, не хочу!

Папа слушал и молчал,

А потом он так сказал:

— Будем вместе топотать,

И стучать, и кричать.

С папой мы поколотили, и еще поколотили.

Так устали! Прекратили.

Опустили голову, надулись

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Ходим медленно, широкими шагами

Удивленно разводим руками

Обращаемся к другим детям

Опять разводим руками

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Топаем ногами, колотим руками по коленям

Шумно выдохнули, остановились

Игра № 6. «Угадай эмоцию».

На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети — зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

Игра № 7. «Как ты себя сегодня чувствуешь?».

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т. д.

Игра № 8. «Классификация чувств».

Материал: карточки с разными оттенками настроения.

Разложить карточкипо следующим признакам:

— какие не нравятся.

Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.

Игра № 9. «Встреча эмоций».

Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.

Ведущий изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются.Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.

Игра № 10. «Испорченный телефон».

Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза («спят»). Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен.

Вопросы при обсуждении:

1. «По каким признакам ты определил именно эту эмоцию;

2. «Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?»;

3. «Трудно ли было тебе понять другого участника?»;

4. «Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию.

Игра № 11. «Рисуем настроение».

Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения.Вот некоторые варианты заданий:

1.Выполнение рисунка на тему: «Мое настроение сейчас».

2. Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.

3. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Игра № 12. «Ассоциации»

Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой — любую эмоцию (например: «слон» и «радость»). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.

Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.

Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой — названия эмоций.

1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.

Методический источник: https://infourok.ru/metodicheskiy_sbornik_zanyatiy_igr_i_uprazhneniy_napravlennyh_na_razvitie_emocionalno-volevoy-146433.htm

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у дошкольников Одна из областей психолого-педагогической работы по ФГОС — это социально-коммуникативное развитие. Ввести ребёнка в сложный мир человеческих.

Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ ГОКУ «Школа – интернат р. п Квиток» Доклад «Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой.

Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы Календарно – тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально – волевой сферы (1-4 класс) № п/п Задачи коррекционной.

Открытое занятие на тему: «Коррекция эмоционально-волевой сферы» с детьми подготовительной группы Цель: формирование положительного эмоционального состояния Задачи: -способствовать развитию самоуважения детей; -развитие чувства единства,.

Педагогический опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы с помощью игры» Педагогический опыт работы педагога-психолога МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Назаровой Натальи Геннадьевны.

Игра на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет с ЗПР «В гостях у медведя» Игра на развитие эмоционально-волевой сферы «В гостях у медведя» на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет с ЗПР Задача-коррекция.

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников на занятиях по физической культуре с помощью психогимнастики В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Развитие психологии современного человека.

Реализация программ и технологий по коррекции и развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольников Работая второй год психологом в детском саду, я столкнулась с такой проблемой. Порой не хватает времени на работу по развитию творческих.

Сказка как средство развития эмоционально-нравственной сферы личности дошкольников 5–7 лет Детство – время развития всех сил человека, время приобретения новых знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков.

Статья «Отклонения в эмоционально-волевой сфере у дошкольников» Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного.

Источник

Оцените статью