Упражнения для развития чувственного восприятия

Упражнения на развитие чувственного восприятия для детей старшего дошкольного возраста

Ирина Гранцова
Упражнения на развитие чувственного восприятия для детей старшего дошкольного возраста

Упражнения на развитие чувственного восприятия

1. Закреплять выразительность мимики, пантомимики;

2. Закреплять навыки совместных действий в разыгрывании сказочных сюжетов;

3. Закреплять навыки самостоятельности в ведении беседы, поощрять творческие ответы;

4. Развивать волевые процессы, координацию движений, чувство эмпатии.

Материал для занятия: фигурка снеговика, фигурка снегурочки, ватные комочки снежков по 3-4 штуки на каждого ребенка, ватные снежинки по штуке на каждого ребенка.

Ход занятия

Воспитатель. Прежде чем отправиться в новую сказку, сыграем в игру «Времена года». Под музыку пусть каждый из вас изобразит природу зимой, весной, летом и осенью.

(П. Чайковский Из альбома «Времена года»).

Сами выберите подходящие образы. Это могут быть деревья, животные, птицы или снежинки, ветер, тучки …

Звучит зимняя музыка… стало холодно. Но веселятся снежинки. Скачут в новых теплых шубках зайцы. Спит в своей берлоге медведь.

Под весеннюю музыку прилетают птицы, бегут ручьи, распускаются подснежники, просыпается медведь…

А летом жарко, можно погреться на солнышке, поесть лесных ягод…

Под осеннюю музыку падают листья, набегают тучки, капает дождь, поднимается сильный ветер, раскачиваются деревья…

А вот и снова зима…

Воспитатель. В одном маленьком доме жили мальчик и девочка со своей старенькой бабушкой. Мальчика звали Кай, а девочку – Герда. Все они очень любили друг друга, поэтому дружно и во всем помогали друг другу. Пере числите пожалуйста чем им приходилось заниматься по хозяйству вместе.

Дети. Убираться дома, Кай и Герда вместе выращивали розы, дети помогали бабушке готовить еду…

Воспитатель. Все они были очень добрыми и ласковыми.

Как вы думаете, как они называли друг друга?

Дети. Бабушка, бабуленька, внучок, внученька, миленькие…

Воспитатель. Однажды снежная Королева к ним в дом пожаловала. Прилетела вместе с льдинками-снежинками. «Какие они добрые! Как помогают бабушке! У бабушки два помощника, а у меня ни одного», — шептала разгневанная Снежная Королева. И решила она заколдовать Кая и забрать в свое королевство. Закружились льдинки-снежинки, и одна из них попала Каю в глаз. Ему стало очень больно. Герда бросилась закрывать окно, в которое влетели снежинки. Когда она подбежала к Каю, то не узнала его, так он изменился. Лицо его стало жестким, движения резкими, а голос злым. Он оттолкнул Герду, наговорил грубостей бабушке, взял саночки и выбежал на улицу. На улице его тоже не могли узнать. Он толкал малышей, смеялся над теми, кто падал, а потом увидел красивые сани, догнал их, прицепил свои и… Это была снежная Королева. Ее красивые кони унесли Кая далеко-далеко.

Ребята, покажите, как грустно было Герде и бабушке.

Дети показывают мимически переживания Герды и бабушки.

Воспитатель. Герда отправилась искать брата. Долго путешествовала девочка. Разные препятствия встречались на ее пути. Однажды Герда подошла к огромному полю.

Сорняки: чертополох и крапива никак не пускали ее дальше. Покажите в движении, какие они.

Дети жестами изображают сорняки.

Воспитатель. Как Герде, перейти через это поле?

Дети. Протоптать дорожку, вырвать сорняки, срезать их, одеть одежду с длинными рукавами и капюшоном…

Воспитатель. Тут подул ветер. И Герда, перелетела через поле, попала прямо в замок Снежной Королевы. Увидела Снежная Королева девочку, рассердилась, хотела ее наказать. Но взмолилась Герда, стала просить отпустить ее брата.

Дети жестами и словами показывают и говорят слова просьбы.

Воспитатель.Удивилась Снежная Королева: «Ты очень храбрая девочка! Но Кай мне тоже нужен. Он помогает во дворце, когда я улетаю, чтобы проверить свои владения». Но Герда предложила найти других помощников Снежной Королеве. Как вы думаете кого?

Дети отвечают. Снеговика, Снегурочку.

Воспитатель. А чтобы Снегурочка и Снеговик подружились, научим их играть в снежки.

Проводится игра «Волшебные снежки» (Дети сдувают с ладони маленький кусочек ваты, который затем ловят).

Соревновательная игра «Кто самый меткий»? (Дети бросают снежки в корзинку).

Отпустила Снежная Королева Кая и Герду. Отправились дети домой. А дома их встретила бабушка.

Хорошая у нас получилась сказка. А в каких сказках, рассказах герои помогают друг другу стать счастливыми.

Дети. В сказке «Муха-цокотуха», «Цветик-семицветик», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», «Три поросенка», «Серебряное копытце», «Кот в сапогах», «Золушка», «Дюймовочка».

Воспитатель. Вот и мы очутились дома в своем детском саду. Понравилось вам наше путешествие?

Дети. Да, понравилось.

Организация восприятия музыки как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста Автор: Пустозвонова Людмила Сергеевна Руководитель: Другова Ангелина Николаевна ГБПОУ Педагогический колледж №4 Цель: выявить условия.

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с природным материалом «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Игровые упражнения по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста Игровые упражнения. «Что изменилось на картинке» Цель: развивать наблюдательность и внимание «Создай своего сказочного героя в технике.

Игры и упражнения для родителей детей старшего дошкольного возраста по обогащению и активизации словарного запаса По мнению многих специалистов, речевое развитие является ведущим в общем социальном развитии человека. Развитие речи и словаря детей, овладение.

Игры и упражнения на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения на развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Цели: -Раскрыть роль фонематических процессов.

Игры для развития чувственного восприятия 1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: формировать представления детей о питании животных. Закреплять знания об овощах и фруктах.

Консультация для родителей «Дидактические игры и упражнения, их влияние на развитие детей дошкольного возраста» Дидактические игры и упражнения, их влияние на сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается.

Пособие «Собери подснежники в корзинку» по развитию речевого восприятия для детей старшего дошкольного возраста Цель: дифференциация звуков «с-ш». Логопед: в гости к нам пришла Весна, очень радует она. Ребята, какие цветы первыми появляются из-под.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех представителей живого мира.

Роль дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры являются ведущим средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Большой вклад в разработку теории игры внесла.

Источник

Игры и упражнения на развитие ощущений и восприятия для детей старшей группы

Серебрякова Наталия Юрьевна
Игры и упражнения на развитие ощущений и восприятия для детей старшей группы

Игры и упражнения на развитие ощущений и восприятия для детей старшей группы.

Упражнение «Фигуры из палочек»

Цель. Развитие восприятия формы и величины, обучение детей умению составлять геометрические фигуры из палочек.

Игровой материал. Счетные палочки.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает ребятам вспомнить и назвать известные геометрические фигуры.После этого говорит: «Сегодня мы будем составлять фигуры из палочек».Затем дает детям задания: «Составьте маленький квадрат». Потом спрашивает, сколько палочек ребята использовали для построения фигуры.

После этого предлагает ребятам построить из палочек большой квадрат. Затем выясняет, из скольких палочек составлена каждая сторона фигуры. (Из двух.)

При последующем проведении упражнения ребятам можно предложить построить маленький треугольник, а потом большой треугольник или маленький четырехугольник и большой четырехугольник и побеседовать о количестве палочек, затраченных на построение фигур.

Игра «Отвечай поскорей»

Цель.Закрепление умения различать признаки предметов: цвет, форму, величину.

Игровой материал. Мяч.

Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «В игре надо уметь быстро отвечать. У меня в руках мяч. Я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймал мяч, должен назвать предмет этого цвета. После этого играющий сам называет любой цвет и бросает мяч кому-нибудь из детей. Тот ловит мяч и называет предмет и т. д. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много».

Можно проводить игру по-другому. Например, воспитатель говорит: «Круглый».Ребенок отвечает: «Стол»,потом он предлагает слово: «Квадратный» и т. д.

В следующий раз за основной признак берется величина. Воспитатель говорит слово «большой» и бросает мяч. «Солнце», — отвечает тот, кто поймал и называет другую величину, например, «длинный».

Упражнение «Правая – левая»

Цель. Развитие пространственного восприятия, формирование умения правильно ориентироваться в месторасположении предметов.

Игровой материал. Флажок, мяч, кубик, картинки с изображением детей.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает ребятам повторить, где у них правая рука, где левая рука, где правая нога, где левая нога.

После этого вызывает к себе одного ребенка и дает ему в правую руку флажок,поворачивает лицом ко всем и спрашивает: «В какой руке у Тимы флажок?». Ребята дают ответ.

Затем вызывает другого ребенка,дает ему в левую руку мяч и спрашивает: «В какой руке мяч?» (В левой).

Потом следующего ребенка просит стать на одну ножку и спрашивает: «На какой ноге стоит Никита?» (На правой.)

Упражнение можно повторить несколько раз.

При последующих проведениях упражнения можно использовать картинки, изображающие детей, которые что-либо держат в руках или поднимают ногу или руку.

Упражнение «Сложи фигуры»

Цель. Развитие пространственного восприятия, обучение составлению целого из частей.

Игровой материал. Набор геометрических фигур, картинка – образец (из фигур выложены, например, машина, заяц, елка.

Описание упражнения.

1. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть картинки и на основе образца составить из геометрических фигур такие же.

2. Воспитатель предлагает детям самим без опоры на образец сложить из геометрических фигур картинку какого-либо животного, или птицы, или цветка.

Игра «Что было, а что будет?»

Цель. Развитие восприятия времени, уточнение представлений детей о прошлом и настоящем времени.

Ход игры. Воспитатель предлагает послушать коротенькое стихотворение и сказать, было или будет то, о чем в нем говорится. Стихотворение «Игрушки» А. Барто хорошо служит этой цели.Например:

Идет бычок, качается,вздыхает на ходу:

«Ой, доска кончается! Сейчас я упаду».

Дети говорят: «Качается» — это сейчас, а «упаду» — это еще будет».

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Ребята говорят: «Уронили и оторвали» — это было, «не брошу» — это будет.

Упражнение «Который час?»

Цель. Развитие восприятия времени, формирование представлений о времени.

Игровой материал. Игрушечные часы.

Описание упражнения. Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть игрушечные часы и сказать, что они видят.Затем педагог говорит: «Сейчас утро. Наши часы показывают время 8 часов (ставит стрелки на игрушечных часах) Сейчас мы будем кушать». Просит повторить который сейчас час.

Это упражнение можно повторять в различное время суток, постепенно приучая детей к пониманию, что в различное время суток они занимаются разными делами.

Цель. Развитие вкусовых ощущений детей, формирование умения по вкусу определять овощ.

Игровой материал. Овощи.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками»: «Съедобный корень овоща будет называться «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают,что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то, и другое. Воспитатель называет: «Морковь!»Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!»«Вершки». «Лук!»«Вершки и корешки».

Воспитатель может предложить иной вариант. Он называет слово «вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны «вершки».

После этого педагог предлагает ребятам на вкус определить, что они едят, и сказать, вершок это или корешок. Он подзывает к себе одного ребенка, тот закрывает глаза, а педагог дает попробовать кусочек моркови и спрашивает, что это.Ребенок отвечает: «Это морковь. Корешок». Далее педагог зовет к себе другого ребенка. Остальные дети наблюдают и следят за правильностью ответов. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Игра «Кто запомнит?»

Цель. Развитие мелкой моторики, глазомера, внимания, памяти.

Игровой материал. Карточки-образцы, палочки разной длины.

Ход игры. Педагог показывает детям образец 5-10 секунд. Дети должны внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. После этого воспитатель убирает карточку-образец и дети самостоятельно выкладывают из палочек рисунок, который они только что видели.

По окончании работы дети сверяют рисунок с образцом.

Упражнение «Чуткий слух»

Цель. Развитие слухового восприятия.

Игровой материал. Непрозрачная коробка с крышкой, небольшие предметы.

Описание упражнения. Воспитательпоказывает ребятам коробку и говорит: «В эту коробку я положила несколько предметов. Тот, кого я вызову, должен на слух определить, сколько предметов в коробке». Педагог трясет коробку и вызывает одного ребенка, тот называет предположительное число предметов в коробке. Если ответ неверный, взрослый вызывает другого ребенка и т. д.

Когда количество предметов в коробке будет угадано, педагог незаметно для детей изменяет количество предметов и игра продолжается.

Дидактическая игра «Геометрические фигуры» Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости. «Распознавание по форме» Цель игры – сенсорное развитие, группирование.

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР (Программа кружка) № занятия Структура занятия Цель Оборудование 1 «Найди игрушку Развитие зрительное восприятия Лист № 1 для каждого ребенка,.

Источник

Оцените статью