Упражнения для определения эмоций
Занятие №2 (2 часа). Роль эмоций в общении.
Цели: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы; проявление проблемы суженного опыта восприятия и трансляции чувств.
1. Каждый участник записывает столько „имен» чувств, сколько сможет.
2. Участник, записавший наибольшее количество, зачитывает, а психолог в это время фиксирует слова на доске. Затем подсчитывается количество совпадений слов у других участников.
3. Актуализируются наиболее известные (а значит, предположительно, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница эмоции и эмоционального состояния.
4. Участники заполняют таблицу чувств, которые характерны для них обычно, и тех, которые они испытывают сегодня. В первой колонке выписываются „имена» чувств. Затем выбирается клетка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в клетках проставляются крестики.
В первой части таблицы записываются чувства, которые чаще всего испытывались последние полгода, во второй — чувства, которые испытывались участником сегодня.
Можно по 5—10-балльной системе оценить интенсивность чувства.
Места, где я обычно испытываю эти чувства
В новой компании
В других местах (где?)
II. Сегодня 1. Скука
3. Восторг и т. д.
5. Участникам предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.
Упражнение 1. „Зеркало».
Один человек показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь, „передразнивает» его как можно точнее и передает дальше — своему соседу. „Гримаса» передается по кругу. Упражнение заканчивается, когда она возвращается к первому участнику.
Так же „передаются» еще несколько эмоций.
Каков механизм узнавания чувства? Какие мышцы задействованы? Что вы чувствуете, когда видите мимическое изображение эмоции?
6. Участникам предлагается сделать анализ сегодняшнего дня по направлениям:
а) какие чувства испытывал;
б) что я могу ожидать от окружающих, которые видели отражение моих чувств на моем лице (на основе части II таблицы).
Предложить учащимся высказаться примерно в таких формах:
«Я понял…», «Меня удивило…», «Я почувствовал…», «Я думаю. », «Меня раздражало…», «Мне понравилось…», «Я был собой доволен…».
Информация для педагога-психолога.
Учитывая стеснительность и недостаточное развитие мимики у некоторых участников, следует проявлять выдержку. Вначале упражнение „передача эмоции по кругу» проводить в юмористическом ключе, а затем углублять ситуацию доверия, свободы.
Занятие № 3 (2 часа). Выражение своего эмоционального состояния невербальными средствами.
Цели: развитие чувствительности к невербальным средствам общения; тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.
Занятие посвящено попытке реализовать свои актерские способности. Непосредственнее всего это делают дети. Чтобы освободиться от условностей, необходимо поиграть в детские игры: „ледокол» — третий лишний или кошки-мышки.
При обсуждении игры педагогу-психологу следует обратить внимание ее участников на изменение собственного эмоционального состояния в ходе игры. Это становится, как правило, началом исследования основных вопросов: как мы чувствуем изменение эмоционального состояния в себе? Как выражаем это состояние? Как его замечаем?
Участники делятся на две группы: первая — актеры, вторая — зрители.
Руководитель предлагает актерам темы инсценировок:
а) идти против ветра;
туда, куда не хочется;
так, чтобы кого-нибудь не разбудить;
б) идти с тем, кто веселее всех;
с тем, кто напоминает кого-нибудь из жизни знакомых;
с самым симпатичным для тебя человеком в этой группе;
с тем, кто вызывает настороженность;
с тем, кого бы ты хотел изменить.
Группа зрителей должна понять, кого показывают актеры. Затем группы меняются ролями, и предлагаются следующие темы:
мы куда-нибудь идем, и вдруг… (встреча с неожиданностью)
…понимаем, что что-нибудь забыли;
…не хватает денег (нет жетона для телефона);
…видим человека, который нам очень нравится;
…видим человека, которому хотим понравиться;
…узнаем, что на чулке (рукаве и т. д.) дырка.
Что помогает осознать, выразить чувство? Что помогает нам понять, что чувствует другой человек?
После обсуждения руководитель предлагает систематизировать невербальные реакции, которые помогают узнавать эмоцию, и классифицировать типичные жесты, пантомиму, мимику.
Занятие № 4 (2—4 часа). Анализ чувств.
Цели: тренировка осознания и вербализации чувств; выявление двойственности чувств. Порядок работы.
Упражнение 1. „Ледокол».
Можно использовать любое упражнение на доверие, например упражнение „Слепой и поводырь». Группа делится на пары. В паре договариваются, кто будет „слепым», а кто „поводырем».
Правила игры. „Слепой» закрывает глаза и доверяется „поводырю» во всем. „Поводырь» должен провести „слепого» по всему пространству, стараясь как можно меньше нарушать комфортное состояние своего партнера: всячески его оберегать, заботиться, комментировать происходящее.
Затем партнеры меняются ролями и упражнение повторяется. Все пары движутся по помещению хаотично. При анализе этого упражнения обратите внимание на то, как собственный опыт переживания „слепоты» повлиял на действия в последующей роли „поводыря».
Упражнение 2.
„Скульптору» надо „вылепить» любой предмет или игрушку. Он не имеет права давать команды „материалу», пользуется в работе только руками (наклоняет, поднимает, сгибает и т. д.).
Затем партнеры меняются ролями и упражнение повторяется.
Каким „материалом» себя ощущал? Из какого „материала» слепил? Соответствовало ли ощущение „материала» тому, как с ним обращался „скульптор» (например: „материал» ощущал себя пластилином, а с ним обращались, как с гранитом)? Какие чувства возникают, если „материал» и действия „скульптора» совпадают (не совпадают)? Как эти чувства влияют на дальнейшее взаимодействие?
Упражнение 3.
Одному из участников (по желанию) предлагается создать из любого другого участника „скульптуру» чувства, которое, по его мнению, является нежелательным в общении. „Скульптура» отсеивает все хорошее и плохое из того, что может дать это чувство. „Скульптор» благодарит за хорошее и высказывает пожелания.
Например: „Когда я смотрюсь в зеркало, у меня возникает чувство сожаления, что я не так совершенна, как хотелось бы». — „Скульптор» изменяет мимику и положение тела „скульптуры» (плечи опущены, голова склонена вниз и набок, руки в карманах или прижаты к груди и т. д.).
„Скульптор»: «Благодарю тебя за то, что ты помогаешь мне найти способ разносторонне развиваться (не зацикливаться только на внешности), активно проявлять себя. Но мне бы хотелось, чтобы ты, „Сожаление», не теснило свою соседку — „Гордость», она мне тоже необходима!»
Информация для педагога-психолога.
Поскольку знания и умения анализировать чувства у старшеклассников малы, в роли „скульптуры» в первый раз стоит выступить самому. Несмотря на сложности в самостоятельных повторах, упражнение надо проиграть не менее трех раз. Педагогу-психологу надо постоянно присоединяться то к одной, то к другой роли и помогать вербализировать мысли участникам.
Упражнение 4.
Упражнение проигрывается столько раз, сколько предложений поступает от участников. Обсуждение.
Какие мысли и чувства появлялись в процессе упражнений? Какие новые ощущения себя, знания вообще и знания о себе получены сегодня? Какие возникли пожелания для реализации на последующем занятии?
Информация для педагога-психолога.
На предыдущем занятии в ходе обсуждения наверняка прозвучал вопрос: „А что делать с чувствами, когда они не подчиняются разуму?» Предложите рассмотреть эту проблему на следующем уроке. Если такого вопроса нет (что маловероятно), стимулируйте его постановку.
Можно в качестве домашнего задания предложить анонимно описать ситуацию, когда чувства вышли из-под контроля. Попытаться описать свои невербальные реакции в тот момент.
Занятие № 5 (2—3 часа). Эмоции.
Цели: определение позиции: надо ли подавлять эмоции? Определение зависимости характера выражения эмоций от интеллигентности.
Информация для педагога-психолога.
Участники занятий должны высказаться по следующим вопросам:
Ведущий предлагает обсудить проблему. „Поскольку любое чувство рождает действие (отрицательное, чрезмерное, несвоевременное), как быть, чтобы эти действия не вредили?»
Участники занятий должны высказаться по следующим вопросам:
1. Что делать с отрицательными эмоциями?
2. Что нас ожидает, если мы сдерживаем эмоции, т. е. запрещаем себе их проявление?
Запрет на выражение эмоций можно проиллюстрировать в следующем упражнении:
Связать все каналы воспроизведения (можно завязывать платками, шарфами, лентами)
рот — чтобы не ругался и не кричал;
глаза — чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовлетворение и зло, чтобы не плакали;
уши — чтобы не слышали лишнего;
руки — чтобы не дрались;
ноги чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;
душу — чтобы не страдала.
После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний) обратиться к участникам с вопросами:
Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? — снижена возможность реагировать!
Творить прекрасное, обнимать, выражая радость? — руки связаны!
Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) — страх, скованность движений!
Сочувствовать, радоваться, доверяться? — душа „молчит», скована.
После этого упражнения полезно расспросить связанного чело* века о его чувствах в ходе выполнения упражнения.
— Перекрывая одну из возможностей выражения чувств, перекрываем или невероятно суживаем другую.
— Зажатые эмоции рождают чувство страха и разрушают душу. Обсуждение.
Подавлять эмоции нельзя, а как быть?
При обсуждении деструктивных форм эмоциональной саморегуляции — запрета на выражение эмоций и их искажение — обращается внимание на выгоды и потери при деструктивном способе проявления эмоций; на необходимость спокойного предъявления эмоций невербальными и вербальными способами, на целесообразность переведения в другое чувство или состояние.
В заключение занятия ведущий предлагает участникам поделиться:
Источник
Игры на развитие эмоций. Методы психогимнастики для детей
Наталья Быстрикова
Игры на развитие эмоций. Методы психогимнастики для детей
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим о внутреннем мире ребенка.
В настоящее время у нас в стране наблюдается усиление интереса к проблеме положения ребенка в социуме. Как отмечает А. И. Захаров, «общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье — одно из наиболее ценных приобретений».
К сожалению, сегодня игровые приставки, телевидение, компьютеры, мобильные телефоны играют ведущую роль в жизни ребёнка, следовательно, это пагубно сказывается на развитии эмоциональной сферы дошкольников. В изобразительной деятельности старших дошкольников замыслы становятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. Он способен принимать на себя роль «художника», «скульптора», «мастера», в связи,с чем мотивирует выбор деятельности и материала: «Хочу нарисовать картину на мольберте, возьму палитру, кисти и краски».
У детей появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности.В рисовании и лепке с натуры они передают характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Движения рук приобретают уверенность, становятся более координированными. Следовательно, проблема развитие эмоциональной сферы дошкольников — актуальна для рассмотрения и изучения. Так всё же, является ли процесс изобразительной деятельности результативным способом развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста? Можно сказать, что устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие их значение в связи с его потребностями и мотивами, называют чувствами. В состав эмоциональной сферы мы включаем: эмоции, чувства, самооценку, тревожность. Ребенок шестого года жизни — пленник эмоций. Детей старшего дошкольного возраста отличает очень высокая эмоциональность, они ещё не умеют управлять своими эмоциональными состояниями. Но постепенно они становятся более сдержанными и уравновешенными.
. В настоящее время существует много способов работы по развитию эмоциональной сферы детейстаршего дошкольного возраста: арттерапия (изобразительная, сказка, музыкальная); поведенческая терапия (различного вида тренинги, психогимнастика); игротерапия; мелотерапия, ипотерапия, изотерапия. Изобразительная деятельность развивает у дошкольников умения согласовывать свои действия, учит быть внимательным к чувствам и эмоциям других людей, то есть способствует развитию эмпатии. В процессе развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста происходят изменения. Меняется его взгляд на мир и отношение к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера дошкольника не развивается. Её необходимо развивать.
Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Основные достоинства психогимнастики: игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста); сохранение эмоционального благополучия детей; опора на воображение; возможность использовать групповые формы работы.
Цели психогимнастики: опора на естественные механизмы в развитии ребенка; преодоление барьеров в общении, понимании себя и других; снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка; создание возможности для самовыражения; развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).
Задачи по развитию эмоциональной сферы: произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения; различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т. п.); произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу; улавливать, понимать и различать лучшие эмоциональные состояния; сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние); отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).
. Персонажами психогимнастики могут быть дети, а также и взрослые. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению — управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Когда использовать психогимнастику? Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Структура занятий по психогимнастике. Начальный этап — беседа с детьми, художественное слово, загадка, яркая, красочная игрушка, сюрпризный момент и другое.Цель: мотивация детей на тематику занятия или другую форму работы. Этап проживания действий — отработка основных движений, гимнастических упражнений и другое.Цель: достижение результата обучающих, воспитательных и развивающих задач. Этап организации эмоционального общения.Цель: тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга. В содержание общения ребенка со взрослым или сверстником включаются такие упражнения, как обмен ролями партнеров по общению, оценка своих эмоций и эмоций партнера. Этап организации контролируемого поведения.Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.
Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; Заключительный этап.Цель: закрепление содержания предлагаемого материала, а также положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие: движений; эмоций; общения; поведения. Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений. Оно должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер, т. е. должно быть продумано так,чтобы выполнить следующие задания: дать ребенку возможность испытать разнообразные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого); тренировать ребенка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их; тренировать ребенка изменять характер своих движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями; тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на работу воображения и чувств.
В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений,сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением: напряженных и расслабленных; резких и плавных; частых и медленных; дробных и цельных гармоничных; едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний; вращений тела и прыжков; свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.
Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия. В процесс регулирования поведения включаются сюжетные и психологические упражнения.На этом этапе решаются следующие задачи: показ — проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в рамках ситуации.
Сложность для педагога представляет переход в процессе занятия от одного образа к другому, так как взрослый должен быть одновременно и в образе, и руководить действиями детей. Здесь нужен навык.
Необходимо использовать зеркало для тренировки. Вся работа в ДОУ должна быть направлена на сохранение психического и физического здоровья детей. К мерам профилактики утомления у детейдошкольного возраста можно отнести: сбалансированный режим дня, чередование видов деятельности, их многообразие, ежедневную физкультуру, пребывание на свежем воздухе, достаточную двигательную активность.При планировании занятий необходимо учитывать:недельную динамику работоспособности: понедельник — адаптация; вторник, среда — наиболее устойчивый и высокий уровень работоспособности; с четверга — спад работоспособности;дневную динамику работоспособности: высокая физиологическая активность систем организма отмечается в утренние часы (с 8 до 11); снижение активности в предобеденное, обеденное время; восстановление работоспособности в период от 16 до 18 часов (при правильном отдыхе) и вновь её значительное падение; фазы работоспособности детей на занятии: включение, оптимальная работоспособность, снижение работоспособности; продолжительность активного внимания детей,которое зависит от возраста: 3–4 года — 10 минут, 4–5 лет — 15 минут, 6–7 лет — 25 минут. Для профилактики утомления и сохранения работоспособности у детейна занятиях необходимо: создать эмоциональный настрой, поддерживать интерес; учитывать то, что умеренные эмоции являются фактором организующим, а сильные–дезорганизующим; поддерживать такой уровень эмоционального напряжения, при котором деятельность детей эффективна; использовать различные игровые ситуации, художественное слово, элементы театрализации, музыкальное сопровождение; включать элементы психогимнастики, упражнения для релаксации; проводить игры и упражнения для развития общей и мелкой моторики, координации речи с движением; самомассаж; упражнения для развития физиологического дыхания; артикуляционные упражнения, упражнения для профилактики зрительного утомления (с использованием специальных пособий, зрительных ориентиров); упражнения для развития параметров внимания, памяти, воображения.
У детей с неразвитой эмоционально-волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность.
Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.
Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.
В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков, запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.
Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
1. Игра «Пиктограммы».
Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей.
2. Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя,улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т. д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.
3. Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например,так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?».Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени,в свою очередь спросит: «(имя ребенка, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
4. Упражнение «Музыка и эмоции».
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки,какая она: веселая грустная, довольная, сердитая, смелая трусливая, праздничная будничная, задушевная отчужденная, добрая усталая, теплая холодная, ясная мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
5. Упражнение «Способы повышения настроения».
Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).
6. Игра «Волшебный мешочек».
Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один «волшебный мешочек», из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
7. Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например,один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д. :следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т. д.). Количество наборов соответствует числу детей.
Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.
8. Игра «Назови похожее».
Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.
Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.
9. Упражнение «Мое настроение».
Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т. д.
10. Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.
11. Игра «Что было бы, если бы.»
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?
Психогимнастические упражнения (этюды, основная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.
1. Новая кукла (этюд на выражение радости).
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
3. Фокус (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
4. Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
5. Соленый чай (этюд на выражение отвращения).
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
6. Новая девочка (этюд на выражение презрения).
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы.
7. Про Таню (горе — радость).
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!»
8. Золушка (этюд на выражение печали).
Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…
9. Один дома (этюд на выражение страха).
Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.
Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.
3. Игра «На полянке».
Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.
4. Упражнение «Чудесный сон котенка».
Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.
Включается тихая, спокойная музыка,на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек.Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?
Знают все, но далеко не все понимают, как важна эмоциональная активность для формирования физического и психического здоровья человека, насколько необходимо приучать детей вести активный образ жизни. Проблема физического и психического здоровья стоит в наше время очень остро.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья количество детей с патологией за последние годы увеличилось в два раза. А ведь полноценное физическое и психическое здоровье ребёнка — это основа формирования личности.
Формы и методы организации детей при реализации образовательной области «Художественно–эстетическое развитие» Содержание образовательной области «Художественное –эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической.
Игра-ситуация «Мама согревает» для детей 4–5 лет с элементами психогимнастики и логоритмики. Игра-ситуация «Мама согревает» для детей 4-5 лет с элементами психогимнастики и логоритмики. Цель: Вызвать у детей доброе отношение к сюжету.
Игры на развитие познавательной сферы для детей 4–6 лет Предложенные задания могут быть адаптированы взрослыми с учетом того, что любит ребенок. Рекомендуемые игры, задания эффективны в работе.
Игры с элементами психогимнастики 1 младшая группа Игры с элементами психогимнастикики для 1 младшей группы Сентябрь Комарик Взрослый говорит детям: «Представьте что вы поймали комарика –.
Картотека игр на развитие эмоций МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД №27 КАРТОТЕКА ИГР НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ ДЛЯ СТАРШЕЙ.
Дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы дошкольников «Кубик эмоций» «Кубик эмоций» — это дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы дошкольников. В ходе игры дети закрепляют знания различных эмоциональных.
Польза психогимнастики для детей младшего дошкольного возраста Польза психогимнастики для детей младшего дошкольного возраста. В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды.
Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников на занятиях по физической культуре с помощью психогимнастики В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Развитие психологии современного человека.
Развитие эмоций детей раннего возраста в процессе приобщения их к театрализованной деятельности Мой опыт работы посвящен теме «Развитие эмоций детей раннего возраста в процессе приобщения их к театрализованной деятельности в условиях.
Занятие с элементами психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная олимпиада» 1. Разминка Вы знаете что такое олимпиада. Что такое спорт и какие виды спорта вы знаете? Наша О. называется волшебной, так как сочетает.
Источник