- Психологические упражнения для контроля эмоций
- Когда необходимы психологические упражнения
- Что дает психологическая тренировка спортсмена
- Популярные психологические упражнения
- Упражнение 1. Метод преодоления тревоги (гештальт-терапевтическая техника)
- Упражнение 2. Способ преодоления страха (по Эллису)
- Упражнение 3. Метод повышения творческой активности (по Д Скотту)
- Упражнение 4. Техника снятия стресса (по К. Шрайнеру)
- Упражнение 5. Разрешение стрессовой по методике “Взмах” (по Р. Бендлеру)
- Упражнение 6. Коррекция негативного поведения посредством самоанализа (по Рейуотеру)
- Упражнение 7. Кто я? (по Т. Йоумену)
- Упражнение 8. Диалог с самим собой с целью экстренной самопомощи (По М. Сандомирскому)
- 15 способов отработать контроль эмоций
- 1. «Чем дольше ждешь — тем больше достанется»
- 2. Собираем лакомства с пола: получишь все, если дождешься разрешения
- 3. «Фанты»
- 4. «Вытащи, но только аккуратно!»
- 5. «Аккуратная собака»
- 6. Открываем коробку носом
- 7. Разворачиваем полотенце — только аккуратно!
- 8. Использование развивающих ковриков
- 9. Все хорошее начинается, когда ты хорошо себя ведешь!
- 10. Наблюдаем за шариками
- 11. «Жди, сейчас будешь искать!»
- 12. Наблюдение
- 13. Ограниченное пользование некоторыми игрушками
- 14. Вежливый подход
- 15. Не давайте собаке долго бездельничать!
- От чего зависит способность контролировать свои эмоций?
Психологические упражнения для контроля эмоций
Способность управлять собственными эмоциями не дается человеку от рождения, но ее можно развить благодаря регулярным тренировкам. Мозг научается анализировать ситуацию и определять, представляет она опасность или нет только, если человек выполняет психологические упражнения.
Когда необходимы психологические упражнения
Необходимость в выполнении психологических упражнений есть практически у каждого человека в разных жизненных ситуациях. Психологические тренинги оказывают позитивное влияние на эмоциональное состояние. Они помогают:
- менее остро переживать стрессовые ситуации;
- управлять своими страхами, агрессией, раздражением, тревожностью;
- легко справляться со сложностями коммуникации с другими людьми;
- достигать поставленных целей.
Психологические упражнения позволяют разобраться в собственной личности (установках, целях, желаниях, ограничивающих переживаниях и их причинах).
Выполнять упражнения можно самостоятельно, во время индивидуальной сессии с психологом или в рамках группового тренинга.
Когда речь идет об индивидуальной работе и групповом тренинге, то предполагается, что все участники будут придерживаться правил:
- не критиковать самого человека, а только давать отзыв о его действиях, выходящих за рамки социально приемлемых;
- проявлять активность — необходимо выполнять упражнения, участвовать в играх;
- абсолютная конфиденциальность — все, что происходит во время тренинга или сессии не выноситься за двери все участники не имеют права распространять информацию об услышанном и происходившем во время работы;
- здесь и сейчас — необходимо выполнять все задания ведущего сразу, поскольку они необходимы для работы.
Психологические упражнения в работе с психологом, во время участия в тренинге или при самостоятельном выполнении дают толчок к активному развитию личности. Человек овладевает инструментами, которые помогают ему добиться успеха в карьере, личных отношениях, духовном развитии.
Что дает психологическая тренировка спортсмена
Психологическая подготовка спортсмена не менее важна, чем ежедневные многочасовые занятия в спортзале, в бассейне или на стадионе. Умение управлять эмоциями дает атлету огромное преимущество перед соперниками. Спортсмен, который регулярно работает со специалистом и выполняет психологические упражнения, способен концентрировать внимание на цели, более устойчив к стрессу. У спортсменов после психотренинга улучшается точность движений, способность оптимально расходовать энергию, появляется умение расслабляться и восстанавливать энергию за короткое время.
В результате психотренировок у спортсменов улучшается внимание, восприятие, скорость реакции. Атлет становится более уверенным в своих способностях, у него растет самооценка.
Психологическая тренировка спортсмена направлена на:
- повышение устойчивости к стрессу;
- овладение способностью быстро расслабляться и мобилизовать тело, психику;
- повышение уверенности в собственных силах при помощи позитивного мышления и внутренних диалогов;
- улучшение способности к концентрации и фокусировке внимания.
Психологические тренировки позволяют повысить мотивацию, учат визуализировать цель и удерживать на ней внимание до момента достижения.
Популярные психологические упражнения
В разных направлениях психологии применяются очень действенные тренинговые упражнения, помогающие справиться с эмоциональной нестабильностью и психологическим дискомфортом, который возникает в сложных ситуациях. Мы предлагаем несколько эффективных методик для самостоятельной проработки.
Упражнение 1. Метод преодоления тревоги (гештальт-терапевтическая техника)
Чтобы избавится от тревоги, ухудшающей качество жизни, возьмите листок бумаги, ручку. Задайте себе вопросы и запишите ответы на них:
- Тревожусь ли я за свое будущее?
- Как тревога за будущее отражается на моей сегодняшней жизни?
- Я тревожусь потому что проблема не имеет решения или просто тяну время, чтобы ее не решать?
- Если ответ “тяну время”, то почему, зачем?
- Могу ли я прямо сейчас сделать то, что меня тревожит?
Если на последний вопрос вы ответите положительно, то запишите, что нужно, чтобы реализовать задуманное (договориться о встрече, составить план).
Изложив на бумаге все ответы, представьте, что ваши переживания стали реальностью прямо сейчас. Постарайтесь максимально подробно описать свое состояние при мысли, что тревога уже реализовалась. Как вы себя чувствуете? Какие мыли теперь в голове? Какие ощущения в теле?
Далее сконцентрируйтесь на происходящем вокруг. Постарайтесь уловить все звуки, запахи, которые вас окружают, назовите цвета обстановки. Запишите все ваши чувства, начиная с фразы: “Я осознаю, что …”
Прислушайтесь к каждому участку своего тела. Запишите все ощущения, которые возникают в нем, с той же фразы: “Я осознаю, …”
Подумайте, все ли части тела вы “обследовали”. Если есть те, которые вы не учли, повторите эту часть работы и запишите ощущения (обычно люди игнорирую ощущения в области гениталий). Повторите “телесную ревизию”, пока не почувствуете, что ваше внимание сконцентрировано не на тревожащем событии, а переключилось на дугую деятельность.
Упражнение 2. Способ преодоления страха (по Эллису)
Ваш страх не имеет рациональной основы? Тогда постарайтесь посмеяться над ним, “раздуть” свой страх до абсурда. Например, если боитесь, что приготовленное вами блюдо не понравится гостям. Они его едят, никто не жалуется и не выплевывает, некоторые даже хвалят и причмокивают. Вы еще боитесь? Если нет, то подумайте, почему вам так важна уверенность что ваше блюдо одобрят?
Постарайтесь найти истоки вашего страха. Замените иррациональное убеждение на то, которое соответствует вашей сегодняшней реальности. Осуждающий или поучающий внутренний голос остановите своими трезвыми аргументами.
Понаблюдайте за своими страхами, внимательно рассмотрите их и поймите, насколько они велики или, наоборот, ничтожны. После этого спросите себя, так же страшен ваш страх, как и раньше, или изменился?
Упражнение 3. Метод повышения творческой активности (по Д Скотту)
Перед вами стоит проблема, решения которой вы не знаете. Возьмите несколько чистых листов бумаги, ручку. Запишите все мысли, которые только приходят в голову в связи с проблемой. Вычлените из них те, которые можно преобразовать в варианты решения.
Выделите из выбранных вариантов самые, на ваш взгляд, подходящие (не менее 3). Ранжируйте их от самого удачного к самому неудачному. Выберите одно или несколько решений, которые могут помочь в решении вашей проблемы.
Упражнение 4. Техника снятия стресса (по К. Шрайнеру)
Очистите мозг от мыслительного мусора. Для этого:
- Вспомните, что вы чувствуете, находясь в стрессовом состоянии — вы покрываетесь испариной или скованы напряжением?
- Почувствуете момент, когда вы максимально напряжены. Спросите себя: ”Зачем, ради чего я напрягаюсь так сильно? Что дает мне это напряжение?”
- Спросите себя: “Что я должен сделать, чтобы чувствовать себя лучше?”
- На несколько минут погрузитесь в еще более напряженное состояние. Почувствуйте, как много энергии оно забирает.
- Ответьте: “Нужно ли такое напряжение? Дает ли оно мне пользу? Хочу я избавиться от него?”
- Осознайте, что требования, которые вы выставляете к себе и которые вызывают напряжение, погружают вас в отчаяние.
- Сядьте или лягте удобно. Представьте, что ваше тело, каждая его клеточка абсолютно расслаблены. Они похожи на мягкий поролон или тесто. Постарайтесь почувствовать, как это отзывается в теле.
- Представьте, что выметаете из мозга все ненужные убеждения, установки, оброненные кем то слова, застрявшие в мозге надолго.
- Освободившееся место заполните теми установками, которые вы считаете полезными и нужными для вас.
После этого замените ваши требования на предпочтения.
Упражнение 5. Разрешение стрессовой по методике “Взмах” (по Р. Бендлеру)
Устройтесь удобно, закройте глаза. Представьте, что у вас в руках по фотографии. На одной изображена неприятная для вас ситуация в серых тонах с размытым изображением, а на другой — комфортная, яркая, четкая. Глядя на вторую фотографию вы испытываете тепло, радость, счастье.
Молниеносно опустите первое фото и положите его на колени, а яркую приятную фотографию поднимите до уровня глаз. Повторяйте этот мысленный “взмах” с заменой изображений, пока не почувствуете, что напряжение от стресса снизилось.
Упражнение 6. Коррекция негативного поведения посредством самоанализа (по Рейуотеру)
Эту технику необходимо проводить в спокойной обстановке, уединившись. Цель методики — “разъединиться” со своими мыслями, телесными проявлениями и посмотреть на них со стороны, ничего не меняя.
- Сконцентрируйтесь на своем теле — подумайте, в какой позе оно находится, расслаблено или напряжено, как лежат руки, ноги, в каком положении голова, спина. Что вы чувствуете внутри — тепло, холод или другие ощущения. Прислушайтесь, как бьется сердце, как вы дышите. Мысленно произнесите: “Это мое тело, оно — не я”.
- Сконцентрируйтесь на своих чувствах — что вы сейчас испытываете, обнаружьте положительные и отрицательные чувства, разделите их. Скажите себе “Это мои чувства, не я.”
- Перечислите все, чего бы вам хотелось, к чему вы стремитесь. Не думайте над их важностью и приоритетностью. Произнесите про себя: “ Это мои желания. Это не я”.
- Сконцентрируйтесь на мыслях. Если вам кажется, что именно в этот момент в голове нет мыслей, понаблюдайте за этой мыслью. Если мысли быстро сменяют друг друга, понаблюдайте за ними. Скажите: “Это мои мысли. Это не я”.
Эта техника самокоррекции была разработана в модальности психосинтеза. Она дает возможность глубоко познать собственную личность, научиться контролировать эмоции, мысли, реакции.
3 возможных пути влияния на состояние человека:
- изменение тонуса скелетных мышц, дыхания;
- активное включение представлений и чувственных образов;
- программирующие и регулирующие слова.
Упражнение 7. Кто я? (по Т. Йоумену)
Еще одно упражнение из психосинтеза. Его цель — развитие самосознания и идентификация своего настоящего “Я”. Чтобы выполнить упражнение качественно, необходимо находиться в тишине и уединении, полностью сосредоточиться на задании.
- Задайте себе вопрос: “Кто я?” Ответ дайте, исходя только из собственных знаний о себе, мыслей и ощущений. Не вспоминайте, что думают о вас другие люди. Запишите ответ на вопрос.
- Закройте глаза и снова спросите: “Кто я?” Нарисуйте мысленный образ, откройте глаза, максимально точно опишите его.
- Встаньте в центре комнаты, закройте глаза. Спросите у себя: “Кто я?” Почувствуйте, как отзывается этот вопрос в вашем теле. Не контролируйте телесные реакции, не меняйте их, просто доверьтесь ощущениям. Запомните, что вы чувствуете, какие движения происходят.
Проанализируйте телесные ощущения, свои мысли и тот образ, который вы описали. Теперь дайте еще раз ответ на вопрос: “Так кто же я?”
Упражнение 8. Диалог с самим собой с целью экстренной самопомощи (По М. Сандомирскому)
Цель этой техники — быстро помочь себе в момент появления интенсивного дискомфорта в теле, эмоциях. Делайте упражнение медленно, в спокойной обстановке.
- Закройте глаза, представьте что вы стоите перед зеркалом. Как вы выглядите в напряженный момент? Как дискомфорт отражается на вашем лице?
- Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях. Найдите зоны в теле, в которых дискомфорт чувствуется особенно остро.
- Произнесите в свой адрес слова, которые могут успокоить, подбодрить, дать чувство опоры, поднимут самоуважение, остановят тревогу. Вложите в слова столько силы, эмоциональности, сколько необходимо, чтобы вернуть вам душевный и телесный комфорт.
- Снова почувствуйте, как реагирует тело. Если произнесенное достигло цели, то физический дискомфорт ослабнет. Если он не ослаб, то повторите произнесенную поддерживающую фразу еще 3 раза.
Если необходимо, то технику самопомощи можно выполнять несколько раз подряд, пока физический и эмоциональный дискомфорт не ослабнет.
Упражнения, с которыми вы ознакомились, дают возможность самостоятельно регулировать эмоциональное состояние, снимать страх, снижать тревожность. Практикуйте их, чтобы стать более сильными и уверенными в себе.
Источник
15 способов отработать контроль эмоций
Упражнения на контроль эмоций относятся к базовым: что бы мы ни делали, нам надо владеть этим искусством. Наверное, поэтому хозяева и тренеры до умопомрачения повторяют команды послушания: «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!», «Ждать!». Они надеются этими командами обуздать море эмоций, которое под воздействием стимулов на протяжении всей жизни будет то волноваться, то затихать! Более того: они надеются выдержать скуку «дрессировки послушания»… У нас есть другие предложения тренировки контроля эмоций — с помощью развивающих занятий.
Современная нескучная школа подразумевает обучение контролю эмоций с помощью заданий (их еще называют играми или упражнениями), приближенных к жизни. Таких заданий может быть очень много. Свободная человеческая фантазия воистину не знает границ! Ниже я привожу несколько игр, придуманных мною в процессе адаптации моей новой годовалой собаки &mdach; мальчика по имени Джеф. Джефа спасли из неблагополучной семьи, поэтому поначалу с контролем эмоций дела у него обстояли совсем плохо.
1. «Чем дольше ждешь — тем больше достанется»
Попросите собаку сесть. Положите перед ней кусочек лакомства. Если собака не способна усидеть перед открытым лакомством, лежащим на полу, прикройте его рукой, положите подальше или просто держите его в руке. Важно, чтобы собака хотя бы пару секунд могла ждать, пока ей разрешат взять лакомство. Теперь считайте: 1, 2, 3, 4… До какой цифры выдержит ваша собака, чтобы не схватить лакомство? Теперь начинайте расширять границы ее терпения. Например, собака выдерживает до цифры 4. Считайте: 1, 2 &mdach; добавьте новый кусочек лакомства к кусочку, который лежит перед собакой; 3, 4 — «Можно!» Джеф быстро понял, что чем дольше он ждет, тем больше лакомств он получит. 1…5 — новый кусок — 6…10 &mdach; новый кусок &mdach; 11…20 — «Можно!» Теперь Джефу достается уже не одно лакомство, а целая куча!
Потом мы это упражнение использовали в решении проблемы попрошайничества у стола. Нет, Джеф не просил у стола: он просил, сидя на столе! Обещание получить много еды за то, что в течение обеда собака спокойно просидит на полу, помогает решить проблему. Подробнее о процессе решения этой проблемы вы можете прочитать в моем блоге.
2. Собираем лакомства с пола: получишь все, если дождешься разрешения
Попросите собаку сесть и ждать (см. рис.). Положите перед ней 2-3 или более лакомства в ряд, причем первое лакомство положите возле собаки, но на таком расстоянии, чтобы она не схватила его сразу. Потом кладите в ряд второе, третье и т. д. Если собака схватила первое лакомство, пока вы выкладывали последующие, сразу соберите все лакомства: если ты не ждешь, то ты ничего не получишь. Сделайте паузу и повторите упражнение. Постарайтесь организовать его так, чтобы у собаки все-таки хватило терпения подождать, пока вы разложите весь ряд. В этом случае она сможет понять: «Если я жду, я получу все лакомства!» Учтите, что это упражнение может фрустрировать собаку. Поэтому оно не подходит для пугливых собак и собак с пониженной толерантностью к фрустрации.
3. «Фанты»
Это упражнение не только приучает собаку терпеливо ждать, но и показывает всю прелесть взаимодействия с хозяином. С другой стороны, хозяин обучается доверять собаке и развивает свою фантазию.
Приготовьте лакомства и несколько простых предметов небольшого размера, например, несколько пластиковых стаканчиков, мисок, носков, перчаток и т. д. Разложите их перед собакой и попросите ее выбрать любой из этих предметов. Некоторые собаки способны принести выбранный предмет, некоторые указывают на него носом или трогают. Выбранный предмет и будет фантом. Сделайте из него небольшую развивающую задачку, которую собака была бы способна решить за пару секунд. Например, в носок можно положить лакомство и попросить собаку достать его. Носок можно также сложить или скатать клубком и вложить лакомства в получившиеся складки. Стаканчик можно перевернуть, положив под него лакомство. Его можно опрокинуть на бок и вложить лакомство внутрь. Можно поставить и бросить лакомство внутрь. Можно накрыть стаканчик тряпкой или завернуть в нее. Его можно даже спрятать и попросить собаку отыскать! Придумывайте задачки для всех фантов, которые выберет собака. «Использованный» фант откладывайте в сторону, чтобы собака не выбирала его снова: она же выучила, что этот предмет означает лакомство!
4. «Вытащи, но только аккуратно!»
Возьмите предмет с длинными ячейками или просто несколько пластиковых стаканчиков. Заверните лакомство в бумажку и вставьте в каждую ячейку или стаканчик, оставляя кончик бумажки сверху (для захвата зубами). Чем лучше собака усвоит упражнение, тем меньший кончик бумаги должен оставаться на поверхности. Тогда собаке придется действительно сильно сконцентрироваться, чтобы ухватиться за него. Если собака действует аккуратно, дайте ей захватить бумажку. Если же она суетится, быстро убирайте предмет, делайте паузу в несколько секунд и снова предлагайте его собаке. Можно также взять коробку из-под яиц, бросить туда лакомства, по одному в каждую ячейку, и попросить собаку аккуратно достать их.
5. «Аккуратная собака»
Возьмите хрупкий предмет. Я использовала шарик для шарикового бассейна и плоскую игрушку, сшитую из ткани. Сядьте рядом с собакой и попросите ее взять предмет в рот или притронуться к нему. Вознаграждайте ее лакомством, только если она сделает это аккуратно. Если собака суетится и делает резкие движения, убирайте предмет. Сделайте паузу в несколько секунд и снова предложите его.
6. Открываем коробку носом
Возьмите коробку с крышкой. Для начала немного приоткройте крышку, чтобы собаке легко было ее открыть. Поднесите коробку к носу собаки и попросите ее открыть крышку носом: «Носом!» Если собака действительно начнет пытаться работать носом, вознаградите ее. Если же она начнет действовать зубами, лапой и т. д., быстро уберите от нее коробку, подождите пару секунд и снова предложите ей попробовать открыть коробку носом.
7. Разворачиваем полотенце — только аккуратно!
Это упражнение изначально предназначалось для спокойных собак, которые способны вдумчиво раскатывать полотенце, толкая его носом. Но мы используем его для выработки терпения у неспокойных собак. Возьмите полотенце. Скатайте его, вкладывая через каждые два-три сантиметра кусочки лакомства. На начальном этапе собаке будет интересно играть, только если вы буквально нафаршируете его лакомствами. Теперь возьмите полотенце в руки и попросите собаку раскатать его. Если собака делает аккуратные движения, позволяйте ей раскатывать дальше и угощаться. Если же собака торопится, быстро отодвигайте полотенце, делайте паузу в несколько секунд и предлагайте собаке снова попробовать раскатать его. При желании можно не скатывать полотенце, а сложить его каким-то произвольным образом.
8. Использование развивающих ковриков
Я сшила собаке развивающие коврики. Такие коврики помогают собаке сконцентрироваться и успокоиться. Интересно, что сам процесс подготовки коврика (вкладывание лакомств в детали коврика) тоже стал упражнением на контроль эмоций: собаке ведь не терпится поскорее приступить к поиску лакомств! Попросите ее сесть и ждать, пока вы разложите лакомства. Когда вы закончите этот процесс, разрешите ей начать игру. Конечно, нетерпеливая собака будет пытаться прорваться к коврику раньше времени. Тогда у вас есть несколько вариантов действий: вы можете остановиться и прекратить выкладывание, можете попросить помощника придержать собаку, можете убрать неготовый коврик, сделать паузу на несколько секунд и снова попытаться подготовить его. Я использовала четвертый вариант: я все время просила собаку подождать у коврика в положении сидя. Но дождаться конца подготовки коврика она смогла только через два месяца, когда ее контроль эмоций улучшился в целом. Теперь я могу просто показать ей жестом, что коврик еще не готов (сигнал «Останавливающая рука»). Надеюсь, собака и тут поняла: чем дольше ждешь у коврика, тем больше лакомств в нем окажется.
9. Все хорошее начинается, когда ты хорошо себя ведешь!
Это упражнение учит контролю эмоций и вас самих. Если собака хочет что-то получить и мечется возле вас от нетерпения, подождите, пока она успокоится. Только тогда выдайте ей то, что она хочет.
10. Наблюдаем за шариками
Для этого упражнения я тоже использовала шарики для шарикового бассейна. Попросите собаку сесть и ждать. Медленно опустите шарик на пол и слегка подтолкните его, чтобы он покатился. Сможет ли собака наблюдать за ним, не срываясь с места? Если да, то вознаградите ее за терпение. При последующих повторениях постепенно увеличивайте скорость шарика. Далее добавьте новые шарики.
11. «Жди, сейчас будешь искать!»
Я также использую это упражнение, чтобы помочь собаке справиться со страхом одиночества, приучая ее постепенно оставаться одной. Хотя эта проблема еще не решена, собака уже научилась справляться с одиночеством в течение 1-2 минут, что нам кажется уже большим достижением. Попросите собаку сесть и ждать. Можно попросить ее выйти из комнаты. Скажите ей: «Жди, сейчас будешь искать!» Закройте на секунду дверь и быстро спрячьте лакомство или предмет для поиска. Теперь попросите собаку найти его. Учтите, что собаку нельзя обманывать! Если вы решите действительно оставить собаку одну и уйти, используйте другой ритуал.
12. Наблюдение
Мы наблюдаем окружающий мир. Просто сидим на улице и смотрим, что там происходит, стараясь ни на кого не лаять и никого не фиксировать взглядом. Если взгляд Джефа все-таки задерживается на ком-то, я глажу его и отвлекаю. Иногда нам приходится отсаживаться на большее расстояние от волнующего объекта.
13. Ограниченное пользование некоторыми игрушками
Так как Джеф часто портит игрушки, я ввела правило: после развивающих игр все игрушки отправляются в шкаф, даже если они очень нравятся собаке. В распоряжении Джефа остаются только «зубонепробиваемые погрызушки». Хотя такое правило может привести к побочным явлениям: если привлекательные игрушки малодоступны, они становятся особенно привлекательными. Это иногда срывает тренировку, потому что Джеф пытается насладиться запретной игрушкой и не может сконцентрироваться на задаче.
14. Вежливый подход
Я не разрешаю своей собаке подходить к другим собакам, если она не способна сделать это медленно. Но я пытаюсь помочь ей, выполняя правила вежливости за нее. Например, я сдерживаю ее поводком и позволяю приблизиться к другой собаке только медленно. Иногда мы встаем сбоку от дороги, чтобы собаки не встретились в лоб. Иногда я сама провожу Джефа по дуге по отношению к другой собаке.
Дальнейшее обучение вежливости собаки проводят сами. Поэтому выбирайте для встреч сородичей с хорошими коммуникативными качествами — с достаточно большим репертуаром сигналов примирения. На них не должно быть удавок, хальти, строгих ошейников или электроошейников, так как от такой амуниции собака испытывает боль или ожидает неприятных ощущений, отчего ее контроль эмоций снижается. Ваша собака должна быть в шлейке, чтобы чувствовать себя комфортно. Неплохо иногда выйти на прогулку без собаки и спокойно знакомиться с другими собачниками. Тогда вы можете заранее подготовить подходящий круг собачьих друзей.
15. Не давайте собаке долго бездельничать!
Безделье раздражает, особенно если собака активна и любит учиться. Если собака бегает по квартире и занимается ерундой, делайте с ней простые развивающие упражнения в течение 15-20 минут несколько раз в день. Если мне надо быстро утомить собаку, которая еще не может активно тренироваться, я предлагаю ей развивающую дорожку: интенсивная стимуляция подушечек лап быстро утомляет. Если собака уже умеет хорошо концентироваться, предложите ей поисковую игру. При желании вы можете заняться и другими упражнениями: методики интересных и полезных навыков вы найдете в программе издательства «Догфренд».
От чего зависит способность контролировать свои эмоций?
Способность контролировать эмоции зависит:
- от состояния организма: в стрессе мы себя плохо контролируем, так что не надо требовать этого от собаки! Щенки, подростки, пожилые и больные собаки контролируют себя хуже.
- от степени развитости собаки: чем больше собака знает окружающий мир, тем увереннее она себя чувствует и тем меньше стимулов ей кажутся пугающими. Поэтому не нужно считать, что вы научите собаку контролю эмоций только командами, без тщательного знакомства с окружающим миром. Как раз наоборот: собаки, которых только и дрессируют на послушание, не давая свободно двигаться и узнавать разнообразие мира, хуже контролируют свои эмоции.
- от качества контакта с хозяином: чем хуже контакт, тем хуже контроль эмоций. Как известно, у социальных животных проблемы контакта приводят к стрессу.
- от физической развитости: чем лучше животное владеет своим телом, тем лучше оно контролирует свои эмоции. Для каждого из нас найдутся стимулы, под воздействием которых мы не можем себя контролировать. Вспомните, какие стимулы всегда оказываются сильнее вас? Тогда вам проще будет простить собаке ее «огрехи»!
Источник