Коммуникативное упражнение «Я чувствую себя как . «
Название. Коммуникативное упражнение «Я чувствую себя как . «
Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся выражать свои чувства через уподобление себя тем или иным литературным персонажам, попавшим в определенную ситуацию.
Во многих коммуникативных ситуациях полезно и уместно умение выражать вербально свои чувства. Если хочется, чтобы просто собеседник знал о ваших чувствах, можно сказать что-то вроде «Я опечален» или «Я крайне удивлен». Следует учесть, что в большинстве случаев собеседник сконцентрирует внимание на причинно-следственных связях: почему вы опечалены? почему удивлены? как вас обрадовать? что сказать, чтобы у вас исчезло удивление?
Если же стоит несколько иная цель, а именно поделиться с собеседником своей эмоцией, чтобы он проникся вашими чувствами, будет недостаточно просто «озвучить» свою эмоцию. В таких случаях можно использовать прием «Я себя чувствую как . » То есть можно сказать — например — так:
— Я себя чувствую как Наташа Ростова на балу. (восторг)
— Я себя чувствую как Винни-Пух, застрявший в дверях. (озабоченность)
— Я себя чувствую как Алиса, падающая в кроличью нору. (тревога)
— Я себя чувствую как Му-му, которую топят. (беззащитность, разочарование)
В этом приеме используется элемент остроумия, который привлечет дополнительное внимание к своим словам. Собеседник, моделируя в своей голове описываемую ситуацию, глубже и четче поймет ваши переживания, чувства.
Ведущий перед тренингом заготавливает жетоны, которыми будет награждать участников. Поэтому количество жетонов должно как минимум равняться числу участников.
Участники по очереди описывают свое состояние (реальное или вымышленное — это надо подчеркнуть). В качестве примеров лучше использовать известных персонажей книг, фильмов.
Выслушав очередную аналогию, другие участники интерпретируют ее своими словами:
— Я себя чувствую как Наташа Ростова на балу.
— Мне кажется, ты испытываешь радость того, что ты теперь как взрослая.
— Я думаю, ты испытываешь восторг при виде великолепия вокруг.
— А мне кажется, что ты чувствуешь тревогу из-за того, что ты никому не понравишься.
Как только получена верная интерпретация переживания, автор аналогии произносит: «Верно!» Тогда ведущий выдает угадавшему жетон. Происходит переход хода к следующему участнику и следующей аналогии.
Если количество участников небольшое, можно провести упражнение в два круга. В этом случае надо заранее позаботиться, чтоб хватило жетонов.
В конце упражнения объявляется победитель (у кого больше всех жетонов) и проводится обсуждение:
— Какие аналогии были просты и понятны? Почему?
— Какие аналогии были сложны и туманны? Почему?
Источник
Упражнение как ты себя сегодня чувствуешь
Тема 4.4. Развитие навыков эффективного общения. – 2 часа
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала
Мать улыбается трех месячному малышу — он гулит ей в ответ, это уже общение. Общение является частью нашей жизни с самого первого вздоха, поэтому нередко возникает ощущение, что учиться общению все равно, что учиться дышать: мы дышим сами по себе, не прикладывая сознательных усилий и не задумываясь, как это происходит. Но с общением все обстоит иначе.
Если внимательно проанализировать свою жизнь, не трудно убедиться, что общение кроме приятных минут, доставляет массу неприятностей. Почему? Дома и на работе, в транспорте и на улице, с родными и сослуживцами, со знакомыми и незнакомыми, всюду, где возникают взаимоотношения между людьми, всем участникам этих взаимоотношений постоянно требуется применять навыки успешного общения и проявлять необходимые для этого качества.
Успешность общения проявляется в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях стабилизации межличностных отношений на их оптимальной стадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов взаимодействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами.
Основными психологическими критериями успешности общения следует считать
Почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? По-видимому, для успешного общения человек должен обладать некоторыми особыми качествами и умениями. У некоторых людей они есть с самого начала, другие при желании могут им научиться.
Упражнение «Список качеств, важных для общения».
Каждый участник составляет свой список качеств, которые, на его взгляд, являются самыми важными при общении. Затем в группе обсуждается выбор каждого и выделяются 5–7 качеств, наиболее важных для общения.
Вопросы для обсуждения:
Почему ты считаешь эти качества наиболее важными? Все с этим согласны? А как на твой взгляд? Всех устраивает данный список?
4. Работа в режиме тренинга – упражнения на развитие навыков эффективного общения.
Упражнение «Я чувствую сейчас»
Инструкция: «Сейчас каждый из нас по очереди расскажет о своих ощущениях и чувствах. Сначала скажите: «Я чувствую…..», затем на несколько секунд прислушайтесь к себе (к своим ощущениям, чувствам, переживаниям, настроению) и продолжите начатую фразу. Например, «Я чувствую…, что у меня хорошее настроение».
(Ведущий – психолог начинает выполнение этого упражнения с себя).
Упражнение «Общение – это…»
Учащимся по очереди предлагается закончить предложение «Общение – это…». Если у участника возникает какое-либо затруднение, то он может назвать любую ассоциации, возникающую у него на слово «общение». Когда все участники выскажутся, ведущий, подводя итоги, говорит о том, что все ответы верны и так или иначе раскрывают содержание понятия «общение», и приводит несколько формулировок общения, которые учащиеся по желанию могут зафиксировать.
Из группы выбираются восемь человек, из которых один – водящий. Семь человек становятся друг за другом как бы в очередь, а восьмой должен пройти к прилавку магазина. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. Очередь при этом имеет игровую задачу не пропустить «нахала» к прилавку.
В это время остальные члены группы рассаживаются амфитеатром и наблюдают за происходящим. Затем проводится общее обсуждение. Анализируется каждый коммуникативно-содержательный компонент игры: кто из стоящих в очереди уступил и кто не пропустил «нахала», какие коммуникативные средства были применены водящим (просьбы, угрозы, шантаж и т.п.).
Упражнение «За стеклом»
Участникам предлагается по очереди передать с помощью языка жестов смысл простых предложений. Например, «Скоро будет Новый Год!», «Сегодня на улице холодно», «Я люблю читать книги» и т.п.
Упражнение «Невербальный подарок»
Учащиеся, сидя в кругу, по очереди, без слов передают друг другу какой-либо воображаемые предмет – подарок. Желательно. Чтобы тот, кому передали подарок, угадал, что это был за предмет. Вопросы для обсуждения:
— легко или трудно было передавать предмет?
— легко или трудно было отгадывать предмет?
— в чем заключались трудности?
Участникам предлагается по очереди рассказать четверостишие А.Барто «Наша Таня громко плачет». Каждый участник рассказывает стихотворение по-разному: «очень громко», «очень тихо», «медленно», «быстро», «как иностранец», «как больной ангиной», «как новый русский» и т.п.
Учащимся в течение 5-10 минут предлагается свободно пообщаться друг с другом в парах на свободную тему. При этом в ходе такого общения участники должны узнать друг о друге как можно больше самой разнообразной информации. После этого каждый участник должен ответить на любые вопросы, задаваемые участниками о том, с кем он общался. Например, «Лена, скажи, как зовут маму Оли» или «Лена, скажи, какой цвет предпочитает Оля» и т.д. Вопросы могут касаться любой сферы жизнедеятельности общающихся.
«Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно и успешно в современном мире. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и также приятно разойтись с ним».
Участники встают (садятся) по принципу «карусели», то есть лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (лицом к центу круга).
По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно 1 шаг вправо и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Каждый раз роль участникам задает ведущий. Примеры ситуаций:
1. «Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече…»
2. «Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится и т.д…»
3. «Перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его…»
4. «Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека…»
Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы – 2-3 минуты. Затем ведущий дает сигнал, участники должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.
Ведущему следует обратить внимание участников не только на то, как они вступают в контакт, начиная встречу, но и на то, как они заканчивают разговор.
После очередного перехода, смены партнеров, ведущий, задавая ситуацию, определяет конкретные роли для каждого круга, например, участники внутреннего круга играют роль испуганного ребенка, а внешнего – взрослого, который должен успокоить малыша.
Упражнение «Я тебя понимаю»
Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 2-3 минут в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность и достоверность предположений, или опровергнуть их.
Ведущий предлагает членам группы разделиться на пары. Упражнение содержит три игровые задачи: партнеры садятся спина к спине и в течение 5 минут ведет разговор. Следующие 5 минут они беседуют, когда один сидит, а другой стоит перед ним, поочередно меняясь позициями «сверху» и «снизу». Затем они садятся друг на против друга и «разговаривают» только глазами в течение 10 минут. После решения каждой задачи пара обменивается впечатлениями.
В конце организуется коллективное обсуждение того, какая игровая задача была наиболее легкой и приятной, когда в общении появились трудности и почему, в какой из пар возник психологический контакт и др.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Учащимся предлагается подписать на солнышке два лучика: на большом лучике что-то позитивное (свое чувство, качество, поступок, успех и т.д.), на маленьком лучике — что-то негативное.
5. Подведение итогов занятия.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое эффективное, успешное общение?
2. Как достичь успешности в общении?
3. Закончить фразы «Я сегодня узнал новое для себя…» и «Я сегодня понял…»
Источник
«Что я сейчас чувствую?» психологический тренинг
Психологический тренинг «Что я сейчас чувствую?»
1. Акцентирование внимания на чувствах, переживаниях с помощью постановки вопроса: «Что я сейчас чувствую?»
Психолог: Сейчас нарисуйте, пожалуйста, то чувство которое мешает вам во время общения, которое вам не приятно, из-закоторого вы чувствуете себя неуверенно. Сверху напишите название этого чувства (5 минут).
Психолог: А теперь, нарисуйте то чувство, с помощью которого вы справляетесь с тем чувством, которое вы написали на первом рисунке, с помощью которого вам приятно и интересно общаться. Сверху также напишите название этого чувства. (5 минут).
Психолог: Когда вы закончите рисовать, возьмите первый листок, где нарисовано и написано чувство, мешающее вам в общении, и к написанному слову сзади листа напишите по 5–10 прилагательных, поясняющих его. То же самым проделайте со вторым листом, на котором нарисовано и написано приятное вам чувство.
2. Упражнение на физическое и эмоциональное раскрепощение.
«Найди пару». Участники, разбившись по парам, молча, рассматривают и запоминают друг друга. Затем расходятся и с закрытыми глазами, передвигаясь по комнате совершенно потеряв связь с партнером.
Ведущий: «Найдите своего партнера, не говоря ни слова». Участники дотрагиваются друг до друга стараясь отыскать партнера. Когда считают, что нашли, открывают глаза и проверяют это.
Упражнение «Я люблю… Я могу… Я хочу…»
Цель: положительный настрой, развитие чувства эмпатии, повышение самооценки.
Инструкция: Передавая по кругу мячик, закончите фразу «Я люблю…», затем «Я хочу…», и наконец, «Я могу…».
Анализ: «Трудно ли было говорить о себе? Как вы себя чувствовали, когда говорили о себе?»
3. Упражнение на развитие стойкости, сосредоточенности, приобретения опыта в повышении эмоционального состояния.
«Тренировка эмоциональной устойчивости». Участники разбиваются по парам и садятся лицом к друг другу, как можно ближе. Упражнение выполняется в три этапа:
Психолог: «Настройтесь на тишину и покой в вашей душе и вашем теле». После того, как эмоциональная устойчивость на предыдущем этапе сформировалась задание усложняется: Теперь вы будете неподвижно сидеть, но с открытыми глазами. При этом вы смотрите в глаза своего партнера и стараетесь сохранить свое спокойствие.После этих подготовительных упражнений в каждой паре один из участников выбирает себе роль тренера. Задача тренера — рассмешить или как-то еще поколебать эмоциональное равновесие. Затем упражнение продолжается, при этом важно, чтобы тренер снова повторил то, что вывело его партнера из равновесия. Многократное повторение формирует устойчивость к этому раздражителю.
Игра «Шарик». Сесть на стул. Ведущий показывает и объясняет: «Представим, что мы надуваем воздушный шарик. Положите руку на живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются, Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух — будто шар лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я».
Вот так шарик надуваем и рукою проверяем.
Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем.
Дышится легко и просто.
4. Упражнение на развитие, уверенности, формирование внутреннего стержня, спокойствия.
Упражнение «Представление о достигнутом успехе»
Цель: Развитие уверенности в себе на основе представлений о достигнутом успехе.
Время: 5 минут
Психологическая сущность упражнения: так как успех вселяет чувство собственного достоинства, то если Вы представите, что добились успеха, это поможет Вам чувствовать большую уверенность в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха Вы чувствуете в себе больше сил, динамичности, больше целеустремленности, больше чувства собственного достоинства и все эти чувства вносят вклад в чувство большей уверенности.
Задание: Решите какой успех наиболее важен для Вас — добиться успехов в учебе, в сдаче ЕНТ.
Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.
Потом представьте, как другие подходят к вам и звонят, чтобы искренне поздравить Вас. Вы чувствуете теплоту, и Вы взволнованы, принимая похвалы от них. Они говорят Вам, какой Вы удачливый человек. И Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что вы захотите.
Рисунок «Символ уверенности»
Цель: закрепление ощущения уверенности.
Инструкция: «Нарисуйте символ (образ) уверенности».
После окончания работы необходимо попросить участников показать рисунки и кратко рассказать о них.
Анализ: «Что было легко, а где почувствовали трудности? Как этот символ может помочь?». Если дети сами не скажут, им нужно подсказать, что, представив себе этот символ в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности.
Упражнение «Рефлексия»
Время: 5 минут
Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.
Источник