Упражнения на раскрепощение участников психотренинга.
Коммуникативный тренинг
Цель: формирование навыков и умений общения с разными группами людей.
Задачи:
· предоставить участникам возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуацию сотрудничества, взаимовыручки;
· создать условия для сплочения коллектива, эмоционального раскрепощения членов группы, более полного познания себя в группе
· расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
· отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
· овладение навыками эффективного слушания;
· активизация процесса самопознания и самоактуализации;
· расширение диапазона творческих способностей
Основной принцип тренинга – освоение активного стиля общения; совершенствование умений эффективного общения; формирование стиля доверительного общения; отработка навыков понимания окружающих людей
Общение людей друг с другом – чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации.Также она может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях.
Игра – это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения».
Позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следующих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, сотрудников, руководителей, чем свои собственные.
Предлагаемый тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.
Правила тренинга:
Правила базируются на принципах.
1.Принци активности – готовность включения в совершаемые действия в любой момент.
2.Принцип исследовательской связи (творческой позиции) в ходе тренинга осознаются, обнаруживаются новые идеи, закономерности
3.Принцип обратной связи — обратная связь не должна быть в агрессивной форме. Обратная связь дается по анализу действия, роли
4.Принцип не навреди – возможна конструктивная критика и критическая позиция
5.Принцип безопасности – подразумевает безопасную среду
6.Принцип партнерского общения – создают атмосферу безопасности, доверия, открытости и позволяет участнику экспериментировать, не стесняясь ошибок.
Компот
Участники располагаются в кругу. Их задача — приготовить некий «компот». Сделать это можно следующим образом: первый участник называет какой-либо фрукт (или ягоду), который он кладет в «коллективный компот», при этом называемый им фрукт (или ягода) должен начинаться на ту же букву, что и его имя (или фамилия), например, Ира — ирга, Гена — груша, Лена — лимон и т.д. Каждый участник должен сначала назвать имена тех, кто уже положили в «компот» что-либо и что именно они туда положили, а потом уже назвать своё имя и тот фрукт (или ягоду), который он собирается положить, например: «Сергей положил смородину, Аня — абрикос, Кирилл — калину, Илья — изюм, меня зовут Антон и я положу в «компот» алычу».
Геометрические фигуры
За определенное время нужно построить геометрическую фигуру из всех участников группы.
Прямоугольник – за 12 сек
Квадрат – за 10 секунд
Треугольник – за 8 секунд
Ромб – за 6 секунд
Круг – за 3 секунды.
Переводчик
Участники делятся на пары. Одному из игроков в паре дается задание: рассказать о себе нечто достаточно длинное. Его партнеру – другое задание: внимательно слушать визави и одновременно делать мысленно краткий, лаконичный и точный пересказ его речи так, как если бы это был синхронный перевод с иностранного языка. В процессе слушания переводчик имеет право останавливать повествование, когда почувствует, что «пора переводить», после чего он переводит своими словами только что услышанное. Затем рассказ продолжается. В заключение рассказчик говорит о том, насколько он удовлетворен «переводом», насколько правильно воспринимались и пересказывались его мысли. Обменявшись, мнениями партнеры меняются ролями.
Воздушный шар
Инструкция:»Прошу всех сесть в большой круг и внимательно выслушать информацию. Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 – 550 км. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:
№ | Наименование | Количество |
Канат | 50м | |
Аптечка с медикаментами | 5 кг | |
Компас гидравлический | 6 кг | |
Консервы мясные и рыбные | 20кг | |
Секстант для определения местонахождения по звездам | 5 кг | |
Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов | 25 кг | |
Конфеты разные | 20 кг | |
Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа) | ||
Ракетница с комплектом сигнальных ракет | 8 кг | |
Палатка 10-местная | 20кг | |
Баллон с кислородом | 50кг | |
Комплект географических карт | 25 кг | |
Канистра с питьевой водой | 20л | |
Транзисторный радиоприемник | 3 кг | |
Лодка резиновая надувная | 25 кг |
Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.
Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: «На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т.д.».
При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина. Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1) высказать свое мнение может любой член экипажа;
2) количество высказываний одного человека не ограничивается;
3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;
4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;
5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.
Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых. Если не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!»
Рекомендации ведущему. Следует очень подробно объяснить участникам все правила и описать ситуацию, в которой оказался экипаж. При этом можно проявить собственную фантазию, исходя из особенностей состава группы. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшегося положения. Его должны найти сами учащиеся. Во время работы ведущий не вмешивается в процесс обсуждения и не отвечает на вопросы участников, а только следит за выполнением правил, особенно за голосованием.
Время на игру: 20 – 25 минут. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно сократить время до 17 – 18 минут, если она сразу очень активно включилась в работу. Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании, надо поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.
Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то ведущий объявляет, что экипаж разбился, и просит подумать над причинами, которые привели к этой катастрофе. Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после ее окончания, можно и на следующем занятии, дав возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи, проанализировать ошибки и попытаться прийти к общему мнению.
Король
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игроки встают в круг, водят вокруг водящего («короля») хоровод со словами:
Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Hашёл себе пpинцессу, пpинцессу, пpинцессу, (король из хоpовода выбиpает пpинцессу)
Давай с тобой попрыгаем, попpыгаем, попpыгаем, (всеми выполняются указанные действия)
И ножками подpыгаем, подpыгаем, подpыгаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
И pучками похлопаем, похлопаем, похлопаем, Головкой покачаем, и снова начинаем. (выбирать принцессу лучше с закрытыми глазами)
Капитан, корабль, рифы
Количество игроков: любое
Дополнительно: повязка на глаза
Из числа игроков выбираются капитан и корабль. Остальные участники рассредоточиваются по поляне изображая рифы. Кораблю завязывают глаза, и он начинает непрерывно двигаться. Цель капитана — провести корабль между рифами на противоположную сторону игровой площадки (для уточнения задачи можно также выбрать игрока, изображающего пирс, к которому должен причалить корабль). Для этого капитан отдает кораблю команды: Направо! и Налево!. Корабль должен поворачивать в соответствии с этими командами, продолжая непрерывно двигаться. Если корабль заденет один из рифов — игра проиграна и выбирается новая пара — капитан и корабль.
Можно попытаться провести игру одновременно для 2—3 пар капитанов и кораблей (при этом для каждого из них нужно обозначить собственный пирс).
7.По весу стройся!
Количество игроков: чем больше, тем лучше
Дополнительно: нет
Ведущий дает команду строится в шеренгу, а игроки должны выполнить ее как можно быстрее.
Смысл игры в том, что надо не просто построится, а построится по признаку, который назовет ведущий. Признаки могут быть такие:
— по длине волос;
— по первой букве фамилии или имени в алфавитном порядке;
— по длине одежды или высоте каблука;
— по весу;
И т.д.
Волшебные тройки
Участники игры разбиваются на группы по три человека в каждой (сделать это можно, сыграв в «Атомы — молекулы»). Затем организатор игры сообщает задание: тройка должна выработать общее решение, например, когда, где все члены тройки должны встретиться, для того, чтобы купить какой-либо (какой?) подарок и пойти к кому-либо (к кому именно?) в гости. Но ситуация осложняется тем, что каждый участник лишен одного из каналов восприятия или передачи информации: один слепой, зато он слышит и говорит; другой глухой, но может видеть и двигаться; третий немой: он все видит и слышит, но при этом не может говорить. Для полноты ощущений можно предложить участникам завязать глаза, заткнуть уши, закрыть рот ладонью и т.д.
Игра учит ценить то, к обладанию чему многие привыкли — различные каналы восприятия мира. Кроме того, игра развивает взаимопонимание, стремление искать и способность находить выходы из тупиковых ситуаций.
Упражнения на раскрепощение участников психотренинга.
Группа разбивается на две подгруппы так, чтобы в одной было на одного человека меньше, чем в другой. Меньшая подгруппа рассаживается вкруг, оставив одно кресло в кругу свободным. Большая подгруппа – «стража» располагается за кругом; каждый участник стоит сзади одного из кресел и держит руки на его спинке. Участник, стоящий за пустым креслом, пытается переманить в него кого-нибудь из сидящих в кругу. Для этого он подает своему избраннику какой-нибудь сигнал: кивок, движение рукой, подмигивание, выразительный взгляд и т.д. Уловив этот сигнал, сидящий в кругу участник должен вскочить со своего кресла и пересесть на свободное. Каждый из стоящих за кругом стражников: старается не упустить сидящего перед ним игрока. Участник считается задержанным, если стражник: успел положить руки ему на плечи прежде, чем тот вскочил с кресла.
Обсуждение. Ощущение до и после занятия. Какая роль была легче, сложнее.
Завершение.
Упражнение «Свеча».
По кругу передается зажженная свеча, и каждый высказывается о своем настроении, чувствах.
Источник
Музыкальные игры — упражнения для эмоционального раскрепощения и развития актерского мастерства детей
Автор: Пахомова Дарья Анатольевна, преподаватель народного пения, МБУДОД ДШИ п.Чегдомын, Хабаровский край Верхнебуреинский район.
Описание материала: Данный материал предназначен для учеников Детской Школы Искусств по классу народного пения или фольклорного ансамбля. Упражнения данного комплекса можно включать по одному или несколько в уроки вокала, а также фольклорного ансамбля , в зависимости от возраста детей выбираем этапы от простого к сложному. Если убрать музыкальный материал и оставить просто скороговорки, то эти упражнения можно использовать как игры в развлекательной программе летнего детского лагеря.
Цель:
Добиться эмоционального раскрепощения и самовыражения детей
Задачи:
• Развивать актерское мастерство;
• Развивать музыкальный и ритмический слух;
• развивать память, внимание;
• Вызвать интерес, пробудить фантазию;
• Развивать умение работать как в коллективе, так и самостоятельно.
Оборудование: карточки – картинки , музыкальный инструмент.
Предварительная работа: Изготовление карточек-картинок к упражнениям, разучивание с детьми музыкальных распевок (сложных для запоминания).
УПРАЖНЕНИЕ 1. «ЧАЙНИЧЕК С КРЫШЕЧКОЙ»
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой
Шишечка с дырочкой
В дырочке пар!
1 Этап «ЗЕРКАЛО»:
Педагог пропевает скороговорку, показывая:
• Чайничек – круговое движение руками сверху вниз, как бы рисуя в воздухе чайник;
• Крышечку – хлопок ладонями, параллельно полу;
• Шишечку – кулак одной руки поставить на открытую ладонь другой;
• Дырочку – соединить большой и указательный палец поднятой вверх кисти;
• Пар – восходящее движение кистями.
(для детей младшего возраста, лучше показывать картинку чайника)
Дети, молча или артикулируя, повторяют движения педагога.
Этот этап позволяет произвести разучивание текста скороговорки.
2 Этап «У КОГО САМЫЙ КРАСИВЫЙ ЧАЙНИЧЕК?»
(упражнение на выразительность речевой интонации)
Педагог идет и поочередно проговаривают скороговорку с движениями, стараясь добиться наибольшей интонационной выразительности, «нарисовать» чайник речевой мелодией. Можно предложить детям проговорить текст «от лица» самого большого, самого маленького, самого стеснительного, самого добродушного, самого надменного и т.д. чайника. Для маленьких детей я использую картинки с изображением чайника .
3 этап «СКАЗКИ СТАРОГО ЧАЙНИКА»
Ребенок пропевает скороговорку с задуманным эмоциональным подтекстом (желательно из картинок представленных выше), остальные же дети пробуют угадать – какой это был чайник, его характер и тд.
4 Этап «СПРЯТАННОЕ СЛОВО»
Педагог предупреждает детей о том, что он «прячет» какое-либо слово, которое теперь можно будет только показать, но не произносить. Кто не сумеет с этим справиться и при пропевании скороговорки назовет «секретное спрятанное» слово вслух – выходит из игры. (варианты: пропевание скороговорки шёпотом»; переходит в «оркестр» аккомпанирующий пению детей звучащими жестами)
5 Этап «ПЕРЕПУТАНИЦА»
Дети пропевают скороговорку с движениями (см. 1 этап). Педагог показывает неправильные движения. Дети тренируя «зрительное двухголосие», стараются не повторять ошибки.
УПРАЖНЕНИЕ 2 «ЕГОРКА С МАКАРКОЙ»
Егорка на горке,
Макар под горой.
Егорка с Макаркой
Торгуют водой
Этап 1 «ПУТЕШЕСТВИЕ»
Эта игровая модель для малышей предоставляет широкие возможности для использования ее в интерактивных сказочных путешествиях, которые являются одной из наиболее удачных форм построения занятия с малышами дошкольниками. «Поход» к Егорке с Макаркой может быть основной сюжетной линией урока или ;без этой воды нельзя сварить кашу для Сороки-вороны, приготовить чай с пирогами у доброй хозяюшки Глаши, нечем напоить зайчика-побегайчика и тд…
Приключения которые могут быть в пути у Егорки с Макаркой: высокая трава, болото, горы, встреча с ежиком, обезьянки,… можно сделать «спортивную эстафету» как угодно), либо возникновение очередной необходимости возвращения за водой: например, в первый раз отправились за водой для Сороки-вороны, затем вспомнили, что оставили немытым волшебное яблоко, вымыв его сообразили, что нет воды помыть руки, перед тем, как его съесть и тд.
Этап 2 «ДИАЛОГ»
Дети могут разыграть свою встречу с героями скороговорки, в результате чего может сложиться такой ритмизированный диалог:
-Зачем пришли? –строго, уперев руки в боки, низким голосом
-За водой пришли! – руки перед собой с открытыми ладонями, «убеждая»
-Ну, пойте для нас,
Веселите вы нас! – ритмизированные хлопки справа и слева.
Этот диалог дает прекрасную мотивацию для пропевания скороговорки с движениями , а так же для повторения песни, танца или любого другого учебного материала.
УПРАЖНЕНИЕ 3 «ЦАПЛИ»
Цаплям постоять охота
Целых два часа подряд
Цапли посреди болота
На одной ноге стоят
1 этап «ЗАМИРАНИЕ»
С пением скороговорки дети ходят «как цапли» по классу. С окончанием замирают, удерживая равновесие на одной ноге. (я делаю паузы в разных местах, и в середине и обрывая слово)
2 этап «ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ШАГ»
Дети пропевают скороговорку и делают хореографический шаг («в одну ножку», «в две ножки», «в три ножки», «горох», «трилистник»). Прекрасно помогает для закрепления пройденного материала по хореографии.( можно также использовать паузы, заранее договорившись о замене шага)
УПРАЖНЕНИЕ 4 «ТРИ СОРОКИ»
Три сороки тараторки
Тараторили на горке
1 Этап «СОРОЧЬИ СКАЗКИ»
Дети совместно с учителем придумывают, что происходит у сороки и в зависимости от этого меняют тональность исполнения скороговорки. Например: за сороками охотятся лиса – и они вынуждены подниматься все выше и выше (восходящее движение по полутонам),;сороки украшают елку к Новому году – развешивают игрушки то на верхних, то на нижних ветках; поднимаются все выше и выше по веткам, чтобы увидеть гостей; спускаются на землю, чтобы схватить вкусную шишку (пропевание скороговорки в нижнем регистре); играют в прятки (педагог нажимает ноту, а дети пытаются ее повторить «найти» и тд…
2 Этап «СОРОЧЬЯ СПЛЕТНЯ»
Дети пропевают скороговорку, а затем «трещат», как сороки, сопровождая речь быстрыми шлепками по коленям. Сорочий стрекот( «Тррр! Тррр1 Тррр!») может быть в свободной или заранее определенной ритмической форме.
Вариант:
Дети пропевают скороговорку, пускают по кругу «сорочью сплетню», трещат таким образом, чтобы соло одного ребенка без пауз переходило в соло другого. Это достаточно трудное, но чрезвычайно увлекательное и полезное упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 4 «ЕХАЛ ГРЕКА ЧЕРЕЗ РЕКУ»
Ехал Грека через реку
Видит грека в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку Цап!
Игровое содержание:
1 вариант:
Дети делятся на пары и встают в круг таким образом, что первые номера образуют внутренний, а вторые –внешний круг. С пением скороговорки на каждую фразу они меняются местами в паре, сигналом к смене мест служит хлопок в ладоши на последнюю долу фразы. С окончанием скороговорки (на слово «Цап»)ребенок, стоящий во внутреннем кругу, должен осалить своего партнера, а ребенок стоящий во внешнем кругу – присесть, отскочить или увернуться, чтобы не быть пойманным. В случае если игрок внешнего круга сумел засолить товарища, они меняются местами; если же нет, игра продолжается в прежнем варианте.
2 вариант:
В основе этой модели лежит игра, известная многим под названием «Механическое пианино». И.П. – игроки сидят, положив руки на колени соседей. Предполагаемая игровая ситуация: Грека едет по новому месту, на котором еще не прибиты дощечки, поэтому там где он проезжает, дощечка чуть подпрыгивает.
Игроки с пением скороговорки по очереди шлепают по коленям. Сложность заключается в том, что руки играющих перепутаны (на правом колене – рука соседа справа, на левом соседа слева) и приходиться быть очень внимательным, чтобы не пропустить свой ход и не шлепнуть по колену соседа раньше времени.
Эта игра не только замечательное упражнение на координацию речи и движения, но и отличный тренинг на развитие внимания, чувства партнера и ритмической пульсации.
УПРАЖНЕНИЕ 5 «У ВАРВАРЫ КУРЫ СТАРЫ»
Тары — бары, растабары
У варвары куры стары
Стары- старенькие,
Растабаренькие.
(Обязательно объясняем детям, что слово «растабаренькие» означает толстые, жирные)
1 этап «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»
Пропевание скороговорки с различными эмоциональными и фонапедическими фильтрами.
Например:
• Узнали куры, что Варвара считает их старыми и хочет сварить в супе – расстроились – дети поют скороговорку очень грустно, жалобно
• Но Варвара передумала, старые – значит мудрые, опытные: куры обрадовались и даже возгордились – петь важно, с достоинством
• Но тут на птичий двор пробралась лиса – куры затаились на насесте –пропевание скороговорки piano (тихо)
• В сарай к курам пожаловали гуси и утки и начался у них настоящий птичий базар, гуси и утки гогочут о своем, а куры – о своем: исполнение скороговорки активно, азартно, энергично
• Куры нашли брошенную кем-то жевательную резинку, попробовали ее, и клювы у них склеились: пропевать скороговорку, собрав губы в трубочку или сквозь зубы
• Пришлось Варваре вызвать ветеринара, он почистил курам клювы ,но они никак не могут поверить, что клювы снова свободны: пение с утрированным открыванием рта, активным разминанием артикуляционного аппарата.
И так далее…. Хочется лишь отметить, что чем большую свободу в сочинении подобных историй предоставит детям педагог, тем больший интерес вызывает у них подобная игровая форма. (отмечу, что на первых занятиях лучше давать не все предложенные ситуации, а лишь несколько и от занятия к занятию прибавлять историю)
2 Этап «НАЙДИ ЗЕРНЫШКО»
Куры нашли жемчужное зерно и спрятали его от Варвары, желая устроить для нее сюрприз. Водящий – «Варвара» или «Хозяин кур» — стараются определить, где (при игре в классе) или у кого (при круговом исходном положении) спрятано «зерно». Игроки подсказывают ему направление поисков динамикой исполнения скороговорки: forte- «горячо», piano- «холодно»
Упражнения данного комплекса можно использовать как вместе, так и по отдельности, в зависимости от возраста учащихся.
Источник