- Тренинг для педагогов «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния» презентация к уроку по психологии на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Муниципальное общеобразовательное учреждение
- МОУ Школа с. Катравож имени Героя Советского союза А.М.Зверева
- Презентация к семинару-тренингу «Методы и приемы саморегуляции эмоциональных состояний педагога»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Тренинг для педагогов «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния»
презентация к уроку по психологии на тему
Цель: снятие эмоционального напряжения у педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.ppt | 583.5 КБ |
trening_stress.docx | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стресс и способы регуляции эмоционального состояния
Если Вы на нашу сегодняшнюю встречу пришли с хорошим настроением, помашите мне в ответ рукой. Если Вы считаете, что эмоциональное благополучие ребёнка в школе зависит от эмоционального состояния педагога, похлопайте в ладоши. Если Вы думаете, что жизнь можно прожить без стресса, дотроньтесь до кончика носа. Если Вы уверены, что стресс является причиной многих заболеваний, кивните головой. Если Вы знаете и регулярно используете приемы для снятия эмоционального напряжения, закройте глаза. Если Вы считаете, что стресс является неизбежной частью нашей жизни, потопайте ногами.
Стресс – неспецифическая реакция организма на любые достаточно длительные воздействия внешней и внутренней среды, запускающая нейрогормональные механизмы адаптации к этим воздействиям.
Выделяют ряд естественных приемов регуляции организма: смех, улыбка, юмор; размышление о хорошем, приятном событии; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; мысленное обращение к высшим силам, великой идее, вселенной; « купание » в солнечных лучах (реальное и мысленное); чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов каких-либо, просто так.
А – воздействует благотворно на весь организм; Е – воздействует на щитовидную железу ; И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши ; О – воздействует на сердце, легкие; У – воздействует на органы, расположенные в области живота; Я – воздействует на работу всего организма; Х – помогает очищению организма; ХА – помогает повысить настроение.
аутогенная тренировка различные методы релаксации дыхательная гимнастика медитация включение в жизнь человека положительных эмоций музыка физические упражнения психотерапия физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, электросон) иглоукалывание
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ Школа с. Катравож имени Героя Советского союза А.М.Зверева
Тренинг для педагогов
«Стресс и способы регуляции
Тренинг для педагогов «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния»
Цель : снять эмоциональное напряжение педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения.
- Сформировать у педагогов навыки конструктивного выражения негативных эмоций и чувств.
- Сохранять психическое здоровье педагогов.
Оформление : пуфики, стендовая информация «Мантра от усталости», книжка – раскладушка “Антистрессовые приемы”.
Оборудование : листочки, ручки, записи с музыкой природы, мяч, карандаши, очки большие, бланки с тестом “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?” (по А. И. Тащевой, 2000), карточки с высказываниями.
Участники : педагоги, администрация.
Условия поведения : кабинет психолога (комната психологической разгрузки) или класс с большим количеством зелени, в котором мягкие пуфики стоят полукругом.
Время проведения : 45 минут.
1. Приветствие. Слайд 1,2
Добрый день уважаемые коллеги! Позвольте начать нашу сегодняшнюю встречу с небольшого опроса:
- Если Вы на нашу сегодняшнюю встречу пришли с хорошим настроением, помашите мне в ответ рукой.
- Если Вы считаете, что эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду зависит от эмоционального состояния педагога, похлопайте в ладоши.
- Если Вы думаете, что жизнь можно прожить без стресса, дотроньтесь до кончика носа.
- Если Вы уверены, что стресс является причиной многих заболеваний, кивните головой.
- Если Вы знаете и регулярно используете приемы для снятия эмоционального напряжения, закройте глаза.
- Если Вы считаете, что стресс является неизбежной частью нашей жизни, потопайте ногами.
Я согласна с теми из вас, кто считает, что жизнь невозможно прожить без стресса и, что стресс является причиной многих заболеваний. Сегодня мы поговорим с вами о том, что же такое стресс в нашей жизни и какие можно освоить способы управления эмоциональным состоянием? Но прежде, чем мы перейдем к основной части нашего занятия, позвольте предложить вам выполнить следующее упражнение.
2. Знакомство и введение в тренинг.
А) Упражнение “Знакомство”.
(Ведущий начинает выполнять упражнение первым). Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: «Наталья-нежная” . Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество.
Любая психологическая игра имеет “двойное дно” – на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но смысл к этому не сводится. Игра дает возможность лучше узнать других и себя, чему-нибудь научиться.
3. Разминка. Слайд 3
А) Упражнение-разминка “Карандаши”
Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.
Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
Вытянуть руки вперед, отвести назад.
Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.
Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться “чувствовать” другого человека?
Психологи считают, что осознать, в чем проблема, и вербализовать ее – значит наполовину ее решить.
4. Основная часть.
А) Упражнение “Без маски”.
Давайте сейчас попробуй поведать друг другу что-то о себе без всякой подготовки. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано на вашей. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! ( Приложение 1 )
Б) Тест “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?” ( по А. И. Тащевой, 2000).
Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса превышающего “посвседневный” психический потенциал человека. Однако стресс, как указывал канадский ученый Ганс Селье, не только беда, но и благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь превратилась бы в бесцветное прозябание. Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо он помогает повышать сопротивляемость организма. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости. Он способен привести человека к вершинам творчества. Профессия учителя относится к одной из профессий, в которой часто возникают стрессовые ситуации.
Самое время узнать, как состоит дело со стрессоустойчивостью у нас. ( Приложение 2 ).
Практическая часть. Слайд 4
В) Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения .
По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.
Я хочу вам предложить следующие естественные способы регуляции. Которые вы можете использовать прямо на работе:
— смех, улыбка, юмор,
– размышление о хорошем, приятном,
– различные движения типа потягивания,
– наблюдение за пейзажем за окном,
– рассматривание цветов в помещении, фотографий,
– “купание” в солнечных лучах,
– вдыхание свежего воздуха,
– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.
Г) Упражнение “Путешествие” (медитация)
Психолог предлагает участникам занять удобное положение и включает запись спокойной музыки.
Закройте глаза. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.
И вот вы едете через поле. Вокруг летают бабочки, стрекозы. Жужжат пчелы — они собирают мед. Поют птицы — они радуются, что вы едете через их поле. Пахнет цветами и свежей травой. На холме вы видите прекрасный дворец. Что-то подсказывает вам, что очень важно поехать именно гуда. И вы направляетесь по дороге, ведущей к дворцу.
Когда вы входите во дворец, то поражаетесь его красотой. Все здесь удобно и красиво, как будто кто-то строил этот дворец специально для вас. И вы понимаете, что здесь найдете что-то очень важное для себя. Вы идете по дворцу легкой и уверенной походкой.
Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.
Все то, что вы нашли для себя в этом прекрасном дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас сделайте глубокий вдох. и выдох. Возьмите с собой все то – хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.
— Какие чувства вы испытываете после путешествия?
Д) Упражнение “Звуковая гимнастика”. Слайд 5
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
Подводя итог, хочу сделать вывод. Что любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные, “авторские” приемы восстановления.
5. Подведение итогов. Слайд 6
Упражнение «Говорящие очки»
Один из педагогов надевает очки и поворачивается к соседу справа. Тот в свою очередь произносит фразу: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?». Педагог в очках должен от имени волшебных очков сказать приятные, теплые слова в адрес коллеги.
7. Рефлексия занятия. Слайд 7
Упражнение “Закончи предложение” .
– Во время занятия я поняла, что…
– Самым полезным для меня было…
– На занятии мне не понравилось…
– Если бы я еще раз попала на тренинговое занятие, то я хотела бы…
Список используемой литературы:
- Бикеева. А. Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому педагогу. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Вежновец И. Как быть уверенным в себе. – Газета “Школьный психолог” №15, 2006 г.
- Грецов А. Тренинг общения для подростков. – Изд. Дом “Питер” , 2006 г.
- Зеленова И. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов. Факторы влияющие на эмоциональное выгорание . – Газета “Школьный психолог” №13, 2005 г.
- Родионов В. Учительский стресс. – Газета “Школьный психолог” №4, 2006 г.
- Под. Редакцией Асмолова А. Г. , Солдатовой Г. У. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Учебная книга БИС, 2007.
Источник
Презентация к семинару-тренингу «Методы и приемы саморегуляции эмоциональных состояний педагога»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Семинар-тренинг «Методы и приемы саморегуляции эмоциональных состояний педагога»
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов в области сохранения и укрепления своего здоровья, профилактика синдрома эмоционального выгорания. Задачи: 1. Передача психологических знаний о проблеме эмоционального выгорания, его признаках, способах предупреждения. 2. Самодиагностика степени подверженности эмоциональному выгоранию 3. Снижение эмоционального напряжения педагогов, обучение техникам и приемам саморегуляции. 4. Содействие формированию позитивного мышления педагогов.
Термин «эмоциональное выгорание» впервые был введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение («человек — человек»). Синдром эмоционального выгорания (burn-out) представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте.
1. «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь». 2. «Я решаю любые задачи, ведь со мною- любовь и удача.» 3. «Я согрета солнечным лучиком и достойна самого лучшего». 4. «На моем пути нет преграды, и все получается так, как надо». 5. «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу». 6. «Ситуация мне подвластна, мир прекрасен, я прекрасна». 7. «Я бодра и энергична, все дела идут отлично». 8. «Вселенная мне улыбается, все у меня получается».
Синдром «Эмоционального выгорания» включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов: 1-я стадия — «Напряжение» 2-я стадия — «Резистенция» 3-я стадия — «Истощение»
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе. 3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником. Рекомендации: 1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы: — громко запеть; — резко встать и пройтись; — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги; — измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
Все названные ресурсы можно разделить на четыре группы: 1. Близкие люди (семья); 2. Работа; 3. Интересы, увлечения, хобби; 4. Друзья.
Вверх по радуге!
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Презентация к семинару-тренингу «Методы и приемы саморегуляции эмоциональных состояний педагога»
Красочная презентация является приложением к конспекту семинара-тренинга.
Презентация разработана в цветовой гамме с эффектом «Радуга», т.е. соответственно цветам спектра (от красного до фиолетового). Способствует улучшению визуального восприятия и эмоционального состояния.
Номер материала: ДБ-121423
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Демоэкзамены включат в образовательные стандарты всех направлений подготовки СПО
Время чтения: 2 минуты
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости
Время чтения: 1 минута
В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19
Время чтения: 1 минута
Все призеры конкурса «Учитель года России» станут советниками министра просвещения
Время чтения: 1 минута
Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник