Умей чувствовать рядом с тобой человека

12. ПОНИМАНИЕ ГОРЯ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА РАЗВИВАЕТ НРАВСТВЕННУЮ ЗОРКОСТЬ

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир — радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям. Умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может прийти и к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушие — одеревенение н окостенение сердца. Равнодушный — это душевно слепой человек. Есть в этике понятие: хамство. Это одни из пороков человека, дремуче невежественного в нравственном отношении. Хам не понимает и не чувствует душевного состояния человека; он способен посыпать солью раны на сердце другого, тащить тяжелую дубинку туда, где необходимо тонкое прикосновение ласковой руки; громко стучать грязными сапогами там, где нужно затаить дыхание; ломиться в дверь, когда надо тихонько и незаметно отойти на цыпочках от этой двери; смеяться, когда всем грустно. Умей воспитать себя так, чтобы не только сам не был дремучим невеждой в нравственных отношениях, но и ненавидел невежество, хамство.

О горе человеческом в этой книге речь будет идти еще не раз, потому что чувствование и понимание горя своего ближнего развивает нравственную зоркость, благородство, человечность. Горя в жизни будет вообще значительно меньше, если все мы будем уметь видеть его в глазах, в тончайших, незаметных с первого взгляда движениях рук, в том, как человек идет, как дышит, как смотрит на мир.

С радостным трепетом я вспоминаю один свой классный коллектив, с которым я шел по жизни десять лет, мы вместе ходили в поле, на луг, животноводческую ферму не только чтонибудь сделать, но и всматриваться в человека, — мы учились читать душу, видеть горе, страдания, чтобы потом помогать людям. Вот несколько женщин стоят, беседуют. Детям бросилось в глаза, как одна их них (потом мы узнали ее имя — тетя Елена) сложила руки на груди, смотрит куда-то вдаль. «Она видит что-то такое, что другие не видят, — тихо сказала Оля, синеглазая девочка. — У нее что-то нелегкое на сердце. » Потом мы узнали, что эта женщина пережила много горя. У нее погибли на фронте один за другим муж, сын, брат. Маленькая дочь тяжело заболела и лежала несколько месяцев прикованная к постели. Через несколько лет после войны возвратился из госпиталя муж сестры — без ног. Мы подружились с тетей Еленой, она привязалась к детям, ждала их. Я заботился тогда о том, чтобы в нашей сердечной участливости не было ни малейшей черточки бестактности. Чем ближе принимали дети к сердцу радости и горести других людей, тем зорче становился их взгляд, тем тоньше они’чувствовали душу человека, который впервые им встретился. Однажды мальчики и девочки прибежали ко мне и с тревогой сообщили, что на лавочке у школы сидит дедусь, в глазах у него такая скорбь, такое отчаяние, что страшно уходить от него. Дети познакомились со стариком, оказалось, что у него большое горе — в больнице умирает жена.

Источник

Умей чувствовать рядом с тобой человека

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир — радость, беду, несчастье, горе.
Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека. Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и беспокойства.
Во всей человеческой жизни нет ни одной минуты, в которую было бы позволительно относиться к человеку легкомысленно и беспечно.
Уважайте в себе и других человеческую личность.
Уважение к людям есть уважение к самому себе. Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом.
Каждый человек отличается от другого, и с каждым днем отличается от себя.
Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь.

1 комментарий

Похожие цитаты

Их нравы
В Берлине тетка нашла кошелек с тыщей евро. Традиционные немецкие
порядочность и щепетильность не позволили ей присвоить чужое. Тетка
позвонила по номеру телефона, найденному в бумажнике, и предложила
вернуть кошелек за вознаграждение в сто евро « плюс 20 евро транспортные
издержки».
Но пенсионер, потерявший кошелек, оказался еще порядочнее и щепетильнее.
Он сообщил в полицию, и тетку арестовали в момент передачи кошелька за вымогательство. Два цивилизованных человека в правовом государстве
всегда найдут общий язык…

Когда милая молодая девушка выходит замуж за богатого старичка, в церкви она должна сказать ему: «Спасибо за покупку!»

Вчера ужинаю с сыном и его девушкой Юлей. Говорю сыну ( 21 год): «Где распечатка, которую я тебе вчера давала? У тебя на компьютерном столе бардак. И все, что не дай, исчезает, как в Бермудском треугольнике».Сын тихонько себе под нос:»Ну почему? Юля вот мне дала — и ничего, не исчезла, сидит вот, кушает…»

Источник

Умей чувствовать рядом с собой человека
классный час (8 класс) по теме

Внеклассное мероприятие, спрособствующее духовно-нравственному развитию подростков.

Скачать:

Вложение Размер
umey_chuvstvovat_ryadom_s_soboy_cheloveka.docx 29.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Умей чувствовать рядом с собой человека»

Подготовил: учитель русского языка

Тема: «Умей чувствовать рядом с собой человека»

Есть одно качество, свойственное,

пожалуй, только одному человеку.

Это умение чувствовать то же,

что и другой, участвовать в чувствах

других людей – сочувствовать.

Самое важное человеческое качество – добро.

Добро и свет. Добро – ведущее в человеке.

1. Начнем урок с зарядки: выразить свое отношение к следующим мыслям:

А) Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив.

Сенека – римский философ, политический деятель, писатель.

Б) Надо, чтобы люди были счастливы. Причинить человеку боль, серьезную неприятность или даже настоящее горе – дело нехитрое, а вот дать ему счастье гораздо труднее.

В) Тот самый человек пустой,

Кто весь наполнен сам собой.

По зарядке вы, наверное, поняли, о чем пойдет речь на уроке и о ком.

Да, о человеке, об отношении человека к человеку, об умении слышать другого, о желании помочь, кто в этом нуждается, о причинах конфликта (столкновение, разногласие серьезное, спор) в семье, с друзьями.

Вступить в конфликт, конфликтовать, конфликтная комиссия (по разбору конфликтов).

2. Словарная работа.

Конфликт – столкновение, серьезное разногласие, спор.

Отношение к людям: доброжелательный, приветливый, отзывчивый, терпеливый, равнодушный, завистливый, снисходительный ( не строгий, не взыскательный, не высокомерный).

3. Тему нашего урока назовем так: «Умей чувствовать рядом с собой человека».

А начнем урок вот с такого вопроса: — Какие былины вы знаете?

(«Илья Муромец и Соловей -разбойник», «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» и др.).

Вы знаете, что об Илье Муромце есть много вариантов былины. Так вот, в одном из вариантов былины об этом богатыре рассказывается, как Илья Муромец, будучи старшим по заставе, очень долго размышлял о том, кого из богатырей послать навстречу нахвальщику (врагу).

Один из них, Святогор, не подходил потому, что был «роду сонливого», мог «за невид» потерять буйну голову.

Другой из-за того, что был «роду торопливого», а старый друг Ильи Алеша Попович был «роду хвастливого» и мог погибнуть без пользы.

И, наконец, Илья останавливается в своем выборе на Добрыне: был он «рода вежлива», «умел с молодцем съехаться – разъехаться и ему честь воздать».

Мы видим, что здесь во внимание взяты не молодость, не сила, не мужество, ни достоинство, не честь и совесть. Все они обладали этими высокими качествами, а другое нравственное качество – умение подойти к человеку, понять его, «съехаться – разъехаться и честь воздать»…

« К этим вечным ценностям я отношу и доброту, которую можно считать в какой-то мере своего рода прародительницей вышеперечисленным качеств.

Потому что только человек добрый, т.е. расположенный к людям, его окружающим, проникнутый участием и готовностью всегда, при всех порой неимоверно трудных обстоятельствах прийти своему ближайшему другу на помощь, сможет совершить мужественный поступок, сумеет по-настоящему полюбить, будет верным другу, своей земле, Родине…»

Статья называется «И тогда не будет чужих»

В одном из номеров «Комсомольской правды» есть слова: «Есть одно качество, свойственное, пожалуй, только человеку. Это умение чувствовать то же, что и другой, участвовать в чувствах других людей — сочувствовать» Л.Очаковская.

Вот, пожалуй, главное, стержневое слово в теме нашего урока, в нашем разговоре.

Сочувствовать – относиться к кому-либо сочувственно.

Сочувствие – 1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

2. Одобрительное благожелательное отношение.

Сочувствовать чужому горю. Наше предложение вызвало общее сочувствие.

4. Предлагаю следующие ситуации:

А) Когда старушка – соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под молока, он согласился, но заявил, что за это одну бутылку возьмет себе.

Б) Ученик хорошо и активно работал на уроке, но учитель почему-то не поставил ему никакой отметки. Это вызвало у ученика возмущение:

-Что же это я, даром трудился, что ли?

Если он во время сбора макулатуры принес бумаги больше, чем другие, а его не отметили, он заявляет:

— Больше ничего делать не буду. Старался, старался, а что за это получаешь? Ничего.

В) Школьник возвращался из школы. Увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелую сумку, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке улиц старичка, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял его за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старичок собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

— Подумайте над этими фактами и скажите, по каким мотивам (причинам) совершалось доброе дело в каждом отдельном случае.

-Какое удовлетворение от совершенного хорошего поступка испытал каждый ученик в отдельности?

-Как вы думаете, смогут ли эти мальчики бескорыстно совершить добро?

Бескорыстно – объясните значение этого слова.

— Говорят, вернее, народная пословица гласит: «за добро добром и платят».

Ну, а если не заплатил? Тогда как?

Если человек сделал добро не за плату, а просто, ради добра – честь и хвала этому человеку.

Есть хорошие слова, их сказала Татьяна Николаевна Тесс, современная советская писательница:

«Ученые создали приборы, которые записывают кривую биения сердца. Но нет прибора, который заранее бы предупредил нас: — Осторожно, у этого человека сердца нет. Есть только сердечная мышца».

— Как вы понимаете эти слова?

— Скажите, часто ли бывают у вас в семье конфликты из-за вас?

— Вы являетесь причиной конфликта?

-Что, по вашему мнению, является причиной конфликта? В семье? В школе?

При ответе используйте слова, которые мы записали на уроке и которые вы выписали из толкового словаря.

Надо вписать оттенки слова «добрый».

Добрый: 1. Делающий добро другим, отзывчивый

2. Несущий благо, добро, благополучие

3. Хороший, нравственный

4. Дружески близкий, милый

— Итак, что значит быть добрым? (Читаю из статьи «Исповедь на заданную тему» — последнее письмо).

Я считаю, что это значит: делать людям что-то нужное. Быть им полезным. А таким стать может лишь человек сильный, твердо стоящий на ногах, знающий и умеющий. Какой толк в моей Поэтому надо прежде всего быть злым к себе, уметь заставлять себя делать нужное, не давать себе поблажек. Чтобы быть по-настоящему добрым к людям, надо сначала быть жестким и злым к себе.

Письмо. Что значит быть добрым?

(Читаю два письма из газеты «Комсомольская правда» под рубрикой «Добрый ли ты человек?»)

Добрый ли я человек? Не знаю. Смотря к кому. Мне четырнадцать лет, возраст, в котором мы приносим немало зла. Да, да, зла, потому что нам нужно «размяться». А где взять «грушу»? Выбирается слабый одноклассник. Все просто и ясно – его затюкают…

Я лично этого не делаю, а вымещаю свое мускульное энергию по понедельникам на боксе…

Но ведь добрый человек это не только тот, кто не трогает слабого, но и тот, кто его защитит, это я делаю редко. Почему? Неохота самому быть «грушей», хотя иногда приходится.

Доброта наша проявляется еще и по отношению к родителям. Мать теряет много нервных клеток, пока мы вырастаем (мой отец их почти не тратит). Моя мама потеряла их очень много в прошлые годы, я дурил: курил, выпивал. Но в этот год завязал, никто не может заставить меня закурить или выпить, я не могу видеть ее слезы.

Есть еще один вид доброты – к друзьям. У меня много их, хотя человек я трудный. Я вырос в поселке на окраине Ангарска. Там у меня живут дед с бабкой, я жил у них, конечно, старики меня баловали, была у меня там и воля, и доля. Ребятки в поселке есть, как говорится, «трудные», «шарахался» я с ними, но в это лето я не пил, не курил, и вот эти ребята обозлились: «паинькой стал». Они на меня на одного ввосьмером. Они хорошо бы меня отделали, но я среди них вырос, знал, как убежать.

Есть у меня в квартале друг, тезка, кстати, мы дружим с ним десять лет, правда, с перерывами, но от этих разлук дружба крепче.

Решили мы их отделать поодиночке. Поймали двоих, а рука-то не поднимается: вместе же выросли. Так и отпустили, не отведя душу, а они бы не отпустили. Нет, мы не трусили, оба не робкого десятка. Но доброта все это или нет?

В школе у нас быть добрым легко – дал списать, и ты добрый, а не дал – тебя в злые записали и даже во вредные. Неужели считать добротой то, что, когда одноклассники просят6 «Подними на математике руку, чтобы нас не спросили», я поднимаю. Нет, наверное, это не доброта. Но я злой себя не считаю.

— Как вы считаете? Встречались в вашей жизни подобные ситуации?

И еще одна статья (Общий заголовок «Записки сельского учителя» — статья «Красивая девочка»):

Мои ученики шли веселой стайкой, то сбиваясь в клубок, то рассеиваясь веером вдоль улицы. Мальчишки, как всегда, немножко задирали девчонок, и те грозились, правда, не очень страшно, ударить их портфелем. И все это сопровождалось криками, шутками. Знакомая картина: дети возвращались из школы.

Лишь одна девочка не участвовала в этом развлечении. Красивая, ухоженная, она шла с независимым видом, не обращая на них никакого внимания. Ее не трогали. Очевидно, знали – ее трогать нельзя. Других, можно, они беззлобно покричат, побегают с поднятым над головой портфелем и тут же забудут. А эта кричать не станет. Только взглянет – и тебе уже не по себе.

Но убегаю от очередного занесенного над головой портфеля, Гошка нечаянно толкнул девочку локтем. Она резко остановилась, в глазах – гнев и презрение.

— Ну, ты, — тихо и медленно сказала она, — чего пристаешь? У тебя мать чахнет и скоро совсем умрет, я знаю… Она хорошо рассчитала свой удар, эта красивая, аккуратная девочка. Ранила в самое больное место: мать у Гоши действительно часто и подолгу болела, это было несчастьем их семьи.

Только что бойкий, веселый паренек на моих глазах в мгновение сник и поплелся как старичок…

Дети ушли, а я долго еще переживал и обдумывал происшедшее. Откуда, думал я, столько жестокости в сердце этой девочки? Откуда столько неприязни к своим одноклассникам? А ведь в школе девочка на хорошем счету. Всегда опрятная, вежливая, домашние задания выполнены, учебники и тетрадки в образцовом порядке.

В.Залипаев, учитель, Ивановская область.

Читаю стихи С.Островского «В жизни по-разному можно жить…», Юлиана Тувима «Что я ненавижу, и что я люблю…».

Я ненавижу ложь

В любом одеянии,

А больше всего – в роскошном,пышном,

Даже если носит она

В золотой оправе очки,

Суматошливость, вздорность, крикливость,

Прикрытые громкою фразой,

Отвратительным жиром заплывшие,

Уши с пробками ваты

От ветра и мук человеческих,

С глазами блудливыми,

Фарисейство и лицемерье

В обличьи моральности строгой –

Вещи люблю я простые и чистые:

Сердце, открытое дружбе,

Ум уважительный к людям,

Труд, радость миру несущий,

Пожатие мозолистых рук,

Синий рассвет над зеркальными водами,

Шум дубравы зеленый и шум золотой,

Соловьиные песни и песни людей,

Скромный шиповник и гордую розу,

— Сколько и каких добрых дел на вашем счету (личном) и на счету вашего класса?

Конечно, если хотите быть полезными людьми, то точку приложения найти нетрудно.

Только не надо пустословия, делом докажите, а не словом, кто ты и чего ты стоишь.

Добрый человек не обманет, не украдет, не сподличает, не предаст.

На производстве он не схалтурит. В жизни не оставит без помощи и внимания старых родителей или собственного ребенка, не обидит старого и слабого, и не унизит себя лицемерием и лестью.

Обращаясь к нам, к вам, молодому поколению, заслуженная артистка Алла Демидова рассказывает:

«В одном из спектаклей нашего театра я играю старую русскую женщину, прожившую долгую и нелегкую жизнь. Трудности не ожесточили ее сердце. Она любит людей, несет им добро. В финале спектакля, обращаясь в зал, моя героиня говорит: «А у вас все хиханьки да хаханьки. Нынче-то слово не сдержал, завтра дело не сделал… Потом-то в суете забудешь, что человеком на свет рожден…» Мы чаще должны заглядывать в самих себя, не кивая при конфликтных ситуациях на «объективные причины» и на несовершенство окружающих людей. Всем нам надо заботиться о самом важном, о самом главном – чтобы человек всегда оставался человеком».

Поэтому не обижайте людей ни делом, ни словом, ни намеком, ни пренебрежением.

Прежде чем возражать кому-то, выслушайте, постарайтесь понять чужой взгляд на вещи.

И будьте терпеливы, сталкивались с людьми в повседневном общении, сохраняйте независимость – и во взглядах, и в поведении – и не забывайте при этом: истинная независимость вовсе не исключает снисходительности.

«Будьте всегда обязательно тверды и неуступчивы в делах принципиальных и проявляйте известную уступчивость, когда дело идет о людских слабостях, ошибках – ведь все мы более или менее грешны». А.Маркуша

Ответьте на вопросы:

  1. Есть ли у вас друг (подруга)? (Можно ли ваши отношения назвать дружескими).
  2. Правы ли те, которые говорят: «У нас много друзей»?
  3. Почему говорят: «До дружбы надо дорасти»?
  4. Какие вы читали художественные произведения, в которых рассказывается о дружбе?
  5. Допишите неоконченные предложения:

Источник

Оцените статью