Умение педагога управлять своим эмоциональным состоянием является частью

Умение педагога управлять своим эмоциональным состоянием является частью

Факультет Истории и права, 2 курс

Необходимость психологической саморегуляции в педагогической профессии

Профессия педагога требует от него выдержки, эмоционального благополучия, умении создавать благоприятную психологическую обстановку и бороться с негативными следствиями межличностного взаимодействия – конфликтностью, плохим самочувствием, усталостью, что выражается во взаимоотношениях с коллегами, учениками и родителями. Чрезвычайно значимым компонентом работы преподавателей признается саморегуляция – способность, направленная на контроль своего личного психического состояния с целью того, чтобы оптимальным способом находить решение в сложившихся педагогических ситуациях [1].

Саморегуляция – это умения управлять всеми процессами своего организма и самой личностью: эмоциями, мыслями, поведением, поступками и переживаниями. Саморегуляция считается необходимой в следующих ситуациях:

  • если перед педагогом предстает трудная, сложноразрешимая для него проблема, возникшая перед ним впервые;
  • если у появившейся проблемы нет единого способа решения, или же нет решения в данный отрезок времени, или присутствуют различные варианты ее разрешения, но наиболее благоприятный выбрать довольно таки сложно;
  • если у педагога повышенное эмоциональное и физическое состояние, которое может подвести его к выполнению импульсивных действий;
  • если педагогу необходимо принять быстрое решение для будущих поступков в рамках полной нехватки времени.
  • если поступки учителя оцениваются, когда на него обращают внимание коллеги, обучающиеся, другие люди, в условиях выявления его авторитета и престижа.

Сущность и структура психологической саморегуляции

Саморегуляция имеет свои структурные компоненты, которые реализуют значимые функции:

  • постановка цели – компонент, на основе которого формируется саморегуляция;
  • модель значимых решений — этот компонент отображает условия для благоприятного решения задач;
  • программа исполнительских действий – с помощью данного компонента строится система, которая определяет пути решения проблемы;
  • коррекция и оценивание результатов – этот компонент способствует соответствию достигаемого результата [3].

Психологические основы саморегуляции содержат в себе умения управлять познавательными процессами: восприятием. воображением, мышлением, вниманием, памятью и речью. Помимо этого, они несут в себе управление личностью: его эмоциями, действиями, поведением – разнообразными реакциями на появившиеся проблемы [2].

Саморегуляция представляет собой конкретную постановку целей восприятия – приобретение однозначных ответов на вопросы, построение образа определенного объекта. Саморегуляция всех состояний преподавателя, его психических процессов находится в тесной взаимосвязи с внутренним голосом и силой воли. Внутренний голос выступает основой управления всеми психическими процессами, а сила воли способствует сохранности активности и устремленности всех действий человека.

Саморегуляция познавательных процессов

В саморегуляции внимания есть особенности, обусловленные типом внимания, которым человек пытается управлять.

Произвольное и непроизвольное внимание поддаётся управлению в разной степени. Непроизвольным вниманием допустимо управлять только в косвенной форме через регуляцию психического состояния организма, от которого оно зависит. Управляемость непроизвольного внимания, как правило, сильно снижается при переутомлении, болезни, стрессе, а также в состоянии чрезмерного возбуждения или аффекта. Самым эффективным способом управления этим вида внимания является отдых, психофизический аутотренинг, а случае болезни – лечение.

Управление произвольным вниманием возможно через восприятие с использованием стимулов или слов, которые вызывают интерес. С целью привлечения внимания человека к чему-то, необходимо стимулирование его интереса. Именно на стимулировании интересе основана вербальная (словесная) саморегуляция внимания. Для этого порой хватает лишь узнать себя в каком-то объекте, событии или явлении, чтобы сконцентрировать на нем внимание.

Сложная и нужная для педагогов задача – это саморегуляция памяти. Такие процессы памяти, как запоминание и воспроизведение, легко поддаются саморегуляции. А вот сохранением информации управлять гораздо трудней, поскольку оно работает на подсознательном уровне. Вместе с тем, управление сохранением информации возможно при определенном построении запоминания. Здесь на помощь приходят многообразные формы представлений, ассоциаций, синтеза и анализа, обработки материала, используемые для саморегуляции мнемнических процессов. Так, у улучшение памяти происходит в том случае, если тот материал, который запоминается, можно объединить с какими-то образами; в этом случае процесс запоминания можно ускорить, вызывая искусственным способом разнообразные образы и представления, которые связаны с заново запоминаемы материалом [3].

Наряду с восприятием, вниманием и памятью, педагогу необходимо владеть саморегуляцией таких важных познавательных процессов, как мышление и воображение, активизируя их для решения профессиональных задач, делая их наиболее продуктивным.

Основные пути саморегуляции мышления:

  • анализ условия задачи, которую требуется решить;
  • сравнение требуемого результата с определенными условиями с целью установления того, чего в них не достаточно для получения необходимого результата;
  • периодическая тренировка мышления, которая происходит в решении аналитических и проектировочных задач;
  • формирование дисциплины мышления, предполагающей поэтапный поиск и полную проработку различных альтернативных способов решения;
  • проговаривание про себя или вслух определенных идеи, связанных с поиском решения задачи;
  • запись идей или уже принятых действий и др.

Саморегуляция эмоционального состояния

В профессиональной деятельности педагога важную роль играет умение управлять своими эмоциями. Эмоциональная саморегуляция базируется на навыках управления состояния мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций.

Существует большое количество разнообразных техник и приемов саморегуляции своего поведения, например:

  • дыхательные техники, которые способствуют успокоению личности;
  • релаксационные техники, которые снимают напряжение;
  • медитативные техники, снимающие эмоциональное напряжение и останавливают поток мыслей; эти техники саморегуляции основаны на различных способах сосредоточения внимания (например, на каком-либо объекте, олицетворяющем покой);
  • аутогенные техники, способствующие снятию эмоционального и мышечного напряжения, а также улучшают психическое состояние здоровья педагогов, повышают его работоспособность и увеличивают его педагогическую отдачу; любой педагог сможет освоить аутогенную тренировку и самостоятельно применять ее на практике;
  • мотивационно-волевые техники, способствующие улучшению психологической устойчивости личности.

Таким образом, владение способами саморегуляции позволяет педагогу управлять своими познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности, регулировать свое психофизическое состояние, выбирая и оптимальные для себя методики и используя их для мобилизации своих возможностей или релаксации.

Источник

Физическое и эмоциональное состояние педагога — важный фактор в образовании.
статья по психологии по теме

Эта статья поможет педагогам избежатьстрессовых ситуаций, научиться контролировать собственные эмоции и поведение.

Скачать:

Вложение Размер
statya_fizicheskoe_i_emocionalnoe_sostoyanie_pedagoga_-_vazhnyy_faktor_v_obrazovanii..doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

“…Прежде всего, мы должны сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры”.

Артур Шопенгауэр “Афоризмы житейский мудрости”

Время предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам педагогов, но и к уровню физического и психического здоровья. Н а фоне всё расширяющихся и углубляющихся исследований того, как учить и воспитывать детей , проблема духовно-нравственного здоровья педагога, как основы его профессиональной культуры, остаётся актуальной вот уже не одно тысячелетие.

Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. Труд учителя очень специфичен. Нелегко установить грань, где заканчивается производственная, «служебная» деятельность и начинается общественная, когда повышение квалификации переходит в чтение «для себя». Учитель продолжает трудиться и в нерабочее время: анализирует проведенные уроки, продумывает предстоящее занятие, накапливает новую информацию. Особенность интеллектуального труда заключается в том, что даже после прекращения работы мысли о ней сохраняются еще долго, а это ведет к перегрузке и возникновению неврозов.

Под профессиональным здоровьем в психолого-педагогической науке понимают способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, которые обеспечивают трудоспособность, эффективность и развитие личности учителя в условиях протекания педагогической деятельности.

Как свидетельствуют данные ряда научных исследований, результаты наших собственных наблюдений и опрашиваний учителей, причинами для последних есть недоразумения с учениками, их родителями, коллегами по работе, несправедливое отношение к ним из стороны руководства образовательным учреждением, домашние нелады.

Однако у некоторой части современных педагогов отмечается состояние эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности, которая проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на деятельность молодых педагогов. Постоянное действие напряженных факторов профессионального труда вызывает у них ухудшение результатов деятельности, снижение работоспособности, появление нехарактерных ошибок, снижение показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания). После пребывания в напряженных педагогических ситуациях многие учителя чувствуют разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность педагога достигает критического момента, результатом является потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами.

Педагогический труд требует хорошего здоровья, физической и психической подготовленности, уравновешенности нервных процессов. Учителю надо обладать большой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентрировать внимание, быть активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего дня высокий общий и эмоциональный тонус, способность быстро восстанавливать силы.

Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к усвоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, часто повышающиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т.д.), что негативно сказывается на эффективности деятельности и взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами.

Высокие требования к уравновешенности нервных процессов вызваны тем, что учителю в силу характера его деятельности необходимо: быть сдержанным в ситуациях, провоцирующих интенсивное возбуждение; проявлять терпение, уравновешенность, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности; отличаться четкостью дикции, уметь выразительно излагать мысли…Высокие требования к подвижности нервных процессов учителя связаны с тем, что он должен приступать к решению поставленных задач «без раскачки», быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; быстро привыкать к новой обстановке, устанавливать контакты, непринужденно чувствовать себя в кругу незнакомых и малознакомых людей.

Восстановление (реабилитация) здоровья учителя — это управление механизмами, определяющими физическое и психическое развитие личности, способствующими формированию позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности.

Современный мир предъявляет к человеку довольно жесткие требования. Качественный уровень жизни сегодня невозможен без стрессоустойчивости, высокой личной эффективности, грамотного распределения времени и сил. Учительство как профессиональная группа отмечается очень низкими показателями физического и психического здоровья. Это объясняется тем, что работа педагога относится к разряду сложных, стрессогенных, наиболее напряженных в психологическом плане, таких, что требуют от человека больших резервов самообладания и саморегуляции. На это есть определенные объективные причины: коммуникативные перегрузки, большое эмоциональное напряжение, появление определенных профессиональных деформаций, социальное незащищенность и низкий статус профессии в массовом восприятии. Кроме того, профессия учителя принадлежит к так называемым хелперських (от англ. help — помогать), поскольку связанная с работой в системе » человек-человек», предоставлением поддержки и помощи подопечным. Именно в учителів очень высокий риск психических и соматических реакций на напряженные ситуации в работе. На сегодня в Международной классификации болезни даже выявлены отдельное состояние — «профессиональный стресс». Один из следствий продолжительного профессионального стресса — синдром эмоционального сгорания состояние физического, эмоционального и умственного истощения специалиста.

Стресс — нагрузка или перегрузка информацией или энергией, поступающей в систему или выходящими из неё.

Средства снятия стресса:

1) Разрядка эмоций. Выразить их вслух или письменно, главное, чтобы чувства были облечены в слова.

2) Плач. Если хочется плакать, то надо это сделать. Слёзы приносят облегчение и снижают боль.

3) Тёплый душ. Теплая вода действует расслабляюще на мышцы, тем самым снижая напряжение.

4) Физические упражнения.

5) Переключение с неприятных событий на то, что приносит покой, радость.

6) Дыхательные упражнения.

Быть счастливым, а не казаться; удовлетворять свои потребности одновременно в карьере, в личной жизни и других сферах на фоне всеобщей усталости и повышенной невротизации бывает очень трудно.

Источник

Оцените статью