- Противостояние ума и души: почему они не могут договориться?
- Господство ума
- Что нам дает укрощение ума
- Как обуздать свой ум
- Новое видео:
- Твои возможности, человек! (4 стр.)
- Ум: функции и характеристика ума. Что такое ум?
- Что такое ум? Функции ума
- 5 основных функций ума
- Ум – лучший друг или заклятый враг?
- Как ум влияет на человека?
- Как ум порождает желания и страхи?
- Колебания ума – «хочу» и «боюсь»
- Как обуздать ум?
- Карма
- Дхьяна
- Гьяна
- Бхакти
- Ум – друг или враг человека?
Противостояние ума и души: почему они не могут договориться?
Они зачастую действуют как злейшие враги. Но ум может стать и другом души…
Попадая в наш мир, душа становится пленницей нашего ума и чувств. Ведь нас с самого детства заставляют дУМать и принимать решения на основании УМозаключений.
Нас не учат прислушиваться к своему сердцу (душе), к своей интуиции и действовать согласно их подсказкам, наоборот, нас за это ругают.
Господство ума
Душа, находясь под воздействием иллюзий, которые рисует ей ум, получая информацию от органов чувств, увязает в трясине неведения.
Ум просто дезинформирует её, а в это время лелеет наше ложное Эго.
Подчиняясь ложному Эго, которое пытается господствовать над материальным миром, мы потихонечку начинаем деградировать, спускаясь всё ближе к низшим формам жизни.
В данном аспекте ум и душа враги, так как ум не желает отдавать бразды правления кому-то. Он хочет править балом сам.
Но ум может стать и другом души.
Тот, кто сможет укротить свой ум, получит лучшего друга, который 24 часа в сутки будет помогать ему исполнять свое предназначение и пройти сквозь океан жизни, достигая своих целей.
А тот, кто не сумел обуздать свой ум, получит злейшего врага, который будет 24 часа в сутки работать против него и плести сети иллюзий, подвергать его искушению через органы чувств.
Что нам дает укрощение ума
Человек, подчинивший свой ум душе через разум, обретает умиротворение.
Ему больше не нужно метаться по жизни в поисках ответов, вся информация приходит напрямую от Души и СверхДуши (Духа), которые и подсказывают правильное направление движения по дорогам жизни.
А ум находит средства и инструменты для достижения целей.
Наш ум великий трудяга, над решением поставленной задачи он способен работать 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.
Как обуздать свой ум
Можно, конечно, прибегнуть к медитации и духовным практикам, чтобы остановить работу ума, добиться, так сказать, состояния «без мыслей», но в них мы не можем пребывать постоянно. Мы же живем в обществе.
Соответственно нужно что-то, что можно использовать постоянно и использовать возможности ума по максимуму, ведь не зря же он нам дан, чтобы просто взять и остановить его работу.
Чтобы наш ум стал нашим другом он должен быть сосредоточен на чём-то, например:
- на высшей цели;
- на познании своего истинного «Я»;
- на осознание высшей природы;
- на служении Богу.
Тогда он занят работой и на первый план выходит Душа, которая будет управлять умом через разум. А ему не останется ничего более как подчиняться указаниям свыше.
Если же мы не сосредотачиваем его деятельность на своих целях, то он сам находит себе работу, используя наши органы чувств.
А манипулировать нашими чувствами он умеет искусно, рисуя изображения несбыточных иллюзий.
Новое видео:
Источник
Твои возможности, человек! (4 стр.)
Теория «патологичности гения» ответственность за редкое явление перекладывает на плечи случая, по вине которого якобы тот или иной избранник получает во владение «нарушенный в нужную сторону» организм.
Согласно этой теории особенно полезны для возникновения гениальности расстройства психики. Гёте и Байрон, например, сравнивали те состояния, в которых они отдавались поэтическому творчеству, с грезами лунатиков.
Итальянский психиатр Ломброзо построил на этом даже целую – в свое время очень популярную – теорию, которую изложил в книге «Гениальность и помешательство».
По Ломброзо, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением. А характерные признаки поранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, последовательносгь и настойчивость в любых своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность к одной идее, гордость, стремление к цели) он считал типичными характеристиками «обычного» гения.
Были в рядах сторонников патологической теории гениальности люди, которые во главу угла ставили отклонение от нормы в физических параметрах мозга. Они взвешивали мозг, измеряли его объем, высчитывали число извилин в коре больших полушарий. Увы, после ряда известных конфузов с мозгом гениев, вес которого оказался значительно ниже средней нормы, это направление перестало интересовать ученых.
Создатель еще одной теории гениальности французский философ XVIII века Гельвеции в своем знаменитом трактате «Об уме» утверждал, что талант и его высшая форма – гениальность – никоим образом не зависят от наследственности: все, чем человек становится, определяется воспитанием и обучением, которое он получает в процессе жизни в обществе.
Теория Гельвеция носила ярко выраженный антиаристократический характер. Согласно ей все люди имеют равные умственные задатки, такие же наследственные возможности для развития, что и «чистокровные» отпрыски титулованных особ. Эта идея приобрела в Европе большую популярность, ибо была безусловно прогрессивной, отвечала передовым воззрениям того времени, была направлена против феодально-сословного неравенства и воплощала интеллектуальные устремления и дерзания поднимающейся буржуазии.
Итак, пять взглядов, и ни один ничего пока нам не объясняет.
В последнее время теория гениальности заинтересовала ученых – помимо всего прочего – в связи с необходимостью разработок различных проблем автоматизации умственного труда,, попыток применения электронных вычислительных машин для решения творческих задач в связи с созданием искусственного интеллекта. К тому же гений, говоря языком современной науки, – яркая модель для изучения способностей человека.
Но нужно признаться, что и кибернетические исследования ненамного подвинули нас к пониманию гениальности.
Мы не будем здесь вдаваться во все подробности новейших изысканий. Когда проблема не решена полностью, в ней еще достаточно туманных определений и неясностей. Поэтому более полезно обратиться к мыслям самих гениев и к рассуждениям наиболее авторитетных исследователей творчества.
Но предварительно следует, видимо, дать определение понятий: способности, талант, гениальность – как они трактуются психологами с позиций марксизма.
Способности – характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельностей.
Уровень и степень развития способностей у личности выражают понятия таланта и гениальности. Поскольку объективные критерии для определения соответствующего уровня в настоящее время не выработаны, различение талантливости и гениальности проводится не по характеристике самих способностей, а по характеристике продуктов деятельности.
Сообразно этому талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества, «создавать эпоху».
Многие исследователи очень большую роль отводили и отводят бессознательному элементу в процессе творчества, подчеркивали роль интуиции. Безусловно, творчество есть сложный процесс, ибо творец осознает цель, ставит проблему, ищет решение. Но в творческом процессе велика роль и бессознательного, интуитивного. Интуиция, если отбросить все ее идеалистические мистификации, представляет особую, пока еще слабо изученную форму информационной деятельности мозга. Нет сомнения, однако, в том, что интуитивное решение возникает только на основе настойчивого размышления и накопленного опыта.
Горький говорил, что интуиция возникает из запаса впечатлений, которые еще не оформлены сознанием, не воплощены в мысль или образ.
Значительное место в творческом процессе гениев отводят воображению или фантазии, то есть психической деятельности, при которой происходит изменение и преобразование тех или иных представлений.
Воображение – это способность вызывать в сознании из богатства воспоминаний определенные составные части и создавать из них новые психологические образования.
Воображение основано на использовании имеющегося у человека чувственного опыта. Материалом воображения служат образы памяти и наличных восприятий. Источник воображения – всегда объективная действительность, которая выступает в результате деятельности человеческой фантазии в преобразованном виде, приобретает в сознании человека новые формы.
Воображение, следовательно, есть не что иное, как процесс преобразующего отражения действительности. Человек может представить себе, например, летающего синего слона с громадными крыльями, фантастического вида обитателей Марса, персонажей литературных произведений.
При известных условиях фантазия может стать творческой, войти в качестве важной составной части в творческий акт. Еще В. И. Ленин говорил, что подход ума к вещам допускает возможность отлета фантазии от жизни. Фантазия – качество величайшей ценности, нелепо отрицать роль фантазии в самой строгой науке. «Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без участия фантазии», – писал В. И. Ленин.
Выдающиеся творцы не раз отмечали влияние эмоций на эффективность творчества. Станиславский считал первым и самым важным двигателем творчества – чувства. То же утверждал русский скульптор Антокольский: «Без эмоций нет художественного произведения». И. П. Павлов в письме к молодежи, перечисляя основные качества ученого, писал: «Третье – это страсть. Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у вас было бы две жизни, то и их бы не хватило вам. Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях».
Не случайно говорят, что великим умам свойственно страстно относиться к своим идеям. И ум, не воодушевленный чувствами, – это бесплодный ум.
В состоянии вдохновения, творческого экстаза человек испытывает величайшую радость, восторг, ни с чем не сравнимое счастье. Творец как бы отрешается от своего «я» и сливается с объектом созерцания, проникая в самую сущность явления.
Охваченный экстазом, творец нередко начинает петь и плясать. Известные химики Гей-Люссак и Дэви после сделанного ими открытия пустились в пляс в своем кабинете. После окончания трагедии «Борис Годунов» Пушкин писал Вяземскому: «Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай-да Пушкин, ай-да сукин сын!»
Довольно единодушно мнение о роли в художественном творчестве способности гениальных людей к перевоплощению. Выдающиеся творцы настолько сживаются со своим произведением, что невольно отождествляют себя с его персонажами и переносят на них свои чувства. Когда Чайковский закончил’ последнюю картину оперы «Пиковая дама», он записал в дневнике: «Ужасно плакал, когда Германн испустил свой дух». Флобер, описывая сцену отравления героини его романа «Мадам Бовари», настолько проникся ее переживаниями, что у него самого возникли признаки отравления, вплоть до резей в животе, тошноты и» рвоты.
В процессе творчества возможно даже перенесение чувств на природу и на объекты научного исследования. Французский скульптор Роден сделал характерное замечание: «Я природу не изменил! А если даже изменил, то бессознательно в момент творчества. В это время на мой взгляд влияло чувство, и я видел природу сквозь его призму».
У истинных творцов существует «первичная», как бы инстинктивная потребность в творчестве. И. С. Тургенев, по словам биографов, брался за перо под влиянием внутреннего побуждения, не зависящего якобы от его воли. Л. Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать инстинктивному влечению к сочинительству.
Успех гениев в творческом труде многие исследователи – да и сами исследуемые – — приписывают умению творцов предельно концентрировать свое внимание на объекте творчества. Гельмгольц говорил, что своим успехом он обязан долгим сосредоточением внимания на какой-нибудь одной мысли. Дарвин писал в «Автобиографии»: «Я уже и раньше думал о происхождении видов, но с тех пор я не переставал над ним работать в течение двадцати лет». И. П. Павлов характеризует свои «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» как «плод неотступного двадцатипятилетнего думания».
Широко распространено мнение, что великие открытия как в искусстве, так и в науке словно бы озаряют гениев, снисходят «свыше» или возникают неизвестно откуда.
Действительно, некоторые творцы переживают возникновение творческих образов и идей как вторжение в их сознание, как им казалось, какой-то чуждой им силы, как состояние «автоматизма», «одержимости».
Источник
Ум: функции и характеристика ума. Что такое ум?
Внутри каждого человека находят своё отражение разнообразные стремления, желания, настроения, чувства и эмоции. Центром активности разнообразных проявлений психоэмоциональной сферы является ум. Именно в уме зарождаются все желания и стремления, именно в зависимости от того, в каком состоянии находится ум и насколько он обуздан – будет проявляться степень контроля. Ум является двигателем всякой деятельности, так как побуждает к действию из-за желаний и потребностей, которые он создает с помощью воображения и стремления к наслаждению. И очень важно понять – является ли ум другом или врагом.
Что такое ум? Функции ума
Для определения правильного способа взаимодействовать со своим умом важно определить как то, чем он является, так и то, какие функции он в себе несёт. Определив это, станет очевидно как можно задействовать активность ума в правильном направлении.
Ум – это элемент психики, который отвечает за восприятие, оценку, мышление и психоэмоциональную сферу.
Главным свойством ума является постоянное стремление к наслаждению и избегание страданий. Ум делит все на хорошее и плохое. Хорошее приносит наслаждение и избавляет от страданий. Плохое наоборот приносит страдания и лишает возможности наслаждаться.
5 основных функций ума
- восприятие
- оценка
- мышление
- психоэмоциональная сфера
- память
Восприятие – это процесс взаимодействия чувств (осязания, обоняния и т.д.) с окружающим миром. Ум воспринимает не объекты внешнего мира, а ощущения, которые исходят из восприятия. Ум воспринимает ощущения, которые превращаются в впечатления. Приятные ощущения создаются хорошие впечатления, неприятные – плохие.
Оценка – это способность ума придавать воспринимаемому предмету определенные параметры, качества и свойства, исходя из которых становится возможно взаимодействовать с предметом. В основном, ум оценивает большинство предметов на три группы
- способные принести наслаждение
- способные принести страдания
- неспособные принести ни того, ни другого.
В зависимости от того, как был расценен предмет, ум автоматически будет желать или избегать данный предмет. В результате возникают такие феномены восприятия как принятие и отторжение. Это работает всегда и на достаточно глубоком, почти бессознательном уровне.
Мышление – это постоянный поток мыслей, образов и внутренней речи. Мышление может затрагивать образы которые не существуют, это будет воображением, или образы которые были в прошлом – это воспоминания. Также, мышление может анализировать происходящее здесь и сейчас. В ходе мышления ум воспринимает различные объекты, что порождает как побуждение к действию, так и совокупность впечатлений. Например, если человек вспоминает о чем-то хорошем, то он будет побужден повторить действие, которое привело его к позитивным эмоциям.
Психоэмоцильная сфера – это совокупность эмоций, настроений, впечатлений, опыта и прочих факторов, которые могут создать положительный или отрицательный психологический фон. Именно ум создает и регулирует психоэмоциональную сферу. Именно в зависимости от его состояния, одна и та же ситуация будет восприниматься по-разному. Поход к друзьям в хорошем настроении дело приятное, в состоянии печальном – неприятное.
Хорошее состояние этой сферы будет проявляться в положительных состояниях и настроениях:
- радости
- счастье
- удовлетворенности
- бодрости
- интересу
- веселью
Плохое состояние, наоборот, повлечет за собой частые сбои, перемены и негативные состояния:
- апатия
- лень
- печаль
- депрессия
- неудовлетворенность
- инерция
Эмоции всегда возникают в уме как реакция на впечатление. Мы можем получить приятное впечатление от вкусной пищи и испытывать от этого положительные эмоции, или можем получить неприятные впечатления от общения и эмоциональный фон станет негативным. Впечатления являются причиной эмоций, но ум может черпать впечатления из прошлых воспоминаний или предвещая какие-либо события. А желания и страхи являются двигателями, которые направляют человека совершать деятельность или общаться, чтобы получить впечатлений. В зависимости от желаний и страхов рождаются стремления, которые обуславливают жизнь в определенный образ, подводя к необходимости достигать желаемого и необходимого, а также избегать неприятного и вызывающего страх.
Память – это способность сохранять и воспроизводить воспоминания, знания и впечатления. Память ума – это способность воспроизводить впечатлений, концентрироваться на них и удерживать в сознании. Ум важен для памяти также и тем, что память намного легче формируется относительно предметов и событий, которые важны, интересны или носят эмоциональный характер для человека. Структурированная память знаний и представлений – это память разума.
Ум – лучший друг или заклятый враг?
Является ли ум врагом или другом для человека? Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов. И следует понимать что для разных людей, которые находятся в разных обстоятельствах, ум, при прочих равных, может быть как другом, так и врагом.
Основными факторами определения полезности или вреда активности ума являются:
- активное воображение, порождающее страхи и желания
- если воображение действует таким образом, что приближает человека к счастью и цели – это полезно, а если отдаляет и мешает – это вредно.
- степень контроля ума и чувств
- неконтролируемый ум будет управлять человеком, вынуждая его совершать действия исключительно ради удовлетворения своих чувств. Контролируя ум становится возможно направить его активность в полезное русло
- соответствие стремлений ума с психофизической природой человека
- если стремления ума направлены в область, которая не соответствует природе человека – это будет увеличивать страдания. Направленные в правильное русло стремления раскрывают потенциал и приносят счастье, умиротворение и комфорт в жизнь
- качества и действия, которые проявляются при потенциальных наслаждениях и страданиях
- если в деятельности и общении проявляются гнев, жадность, зависть и т.д. – это означает вредоносность активности ума, если же в деятельности проявляется терпение, честность, воля и т.д. – это признак пользы.
- увеличение или уменьшение страданий в ходе активности ума
- если ум побуждает страдать человека как в ходе мышления, так в результате деятельности, к которой побуждает воображение – это вред исходящий от ума. Если же в ходе мышления и деятельности ум освобождает от страданий и даёт положительные состояния – это признак пользы.
- способность направить ум в определенную деятельность
- отсутствие или наличие концентрации, а также способность направить желания на достижение определенной цели определяет пользу активности ума
- возможность, с помощью силы воли, преодолеть страхи и желания
- воля должна иметь возможность преодолевать влияние ума на побуждение к иррациональному действию, в противном случае, ум определяется как враг человека
Ум, который не поддается контролю, будет побуждать к разнообразной, хаотичной деятельности, порождать множество желаний, которые часто просто невозможно исполнить. Такой ум также будет создавать различные настроения, частые перемены которых негативно сказываются на образе жизни и способности действовать целенаправленно.
С духовной точки зрения, негативное влияние ума заключается в привязанности к материальной деятельности и процессу наслаждения материальными объектами, что отвлекает от духовной деятельности и привязывает к определенному образу жизни и источникам наслаждения. Быть независимым от наслаждений и страданий – означает быть свободным внутри самого себя.
С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и её врагом.
Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум остается злейшим врагом.
Как ум влияет на человека?
Центром нашей деятельности и её источником является ум. Он побуждает нас действовать, создавая стимулы, образы, стремления и желания в нашем сердце. Исходя из этих стимулов, побуждений и настроений человек будет действовать определенным образом, а также будет испытывать неприязнь к иному виду деятельности.
По этой причине нельзя принижать влияние ума на жизнь и деятельности человека. Ведь, в большинстве, человек проводит свою жизнь на «автомате» и именно в этом состоянии ум завладевает человеком. Происходит это потому что человеку, порой, не хватает внимания для постоянного сосредоточения на правильности совершения поступков и слов, и контроля над собой. Бытовые дела и жизнь очень часто схожи день за днём и именно по этой причине уму и самому человеку намного легче выполнять всё на автомате, не задумываясь о правильности или последствиях.
Для того, кто обуздал ум он становится лучшим другом, а для того, кто его не обуздал он становится злейшим врагом.
Если ум является человеку врагом, то он будет побуждать человека к чрезмерным наслаждениям, ради которых человеку придется действительно тяжко трудиться полностью отдавая этому свою жизнь. Ум также будет создавать и страхи, которые также будут побуждать человека окунуться в круговорот деятельности, из которого крайне тяжело выбраться. Желанием и страхом, подобно прянику и кнуту, ум будет контролировать человека, вынуждая его действовать определенным образом. Если ум человека не обуздан, то и в отношениях человек будет постоянно несчастлив испытывая чувство недовольства и неудовлетворенности, постоянно находя в своём партнере недостатки и, соответственно, провоцируя ссоры.
Обузданный ум будет мощным подспорьем для построения гармоничной деятельности и отношений как с окружающими, так и самим собой. Ум, являющийся другом, будет действовать в согласии с волей, разумом и целями, помогая их достигать, убирая преграды и вдохновляя человека изнутри. Активность ума, в таком случае, является естественной причиной появления полезных и важных привычек, делающих человека свободнее и счастливее.
Как ум порождает желания и страхи?
Взаимодействуя с объектами восприятия, в уме рождаются определенные ассоциативные связи. Впечатления, порожденные опытом взаимодействия человека с определенными событиями, людьми, вещами, порождает опыт, исходя из которого человек будет действовать в дальнейшем. Ассоциативные связи всегда будут вызывать приятые чувства при воспоминании о чём-то приятном, и неприятные чувства, когда речь идёт о неприятных вещах.
Тем сильнее усиливается стремление к желаниям, что ум строго разграничивает всё на «приятное» и «неприятное», то есть способное принести наслаждение и способное принести страдания.
Таким образом появляется двойственность, откуда произрастают такие понятия как: «счастье и горе«, «успех и неудача«, ведь именно смотря на всё через призму ума, мы характеризуем события как хорошие или плохие. И хотя на самом деле сами события не несут в себе какой-то определенной окраски, в зависимости оттого как их воспринимает наш ум, они будут приносит нам разные чувства. Например, склонность ума идентифицировать себя через принадлежность к разным группам будет заставлять нас испытывать счастье и страдание, когда эта группа будет находится в более лучшем или в более худшем положении.
Колебания ума – «хочу» и «боюсь»
Колебания ума – это единичный импульс, из которого зарождается желание, стремление, страх, беспокойство, тревога и так далее. Этот импульс является практически бессознательным и осознается человеком уже как оформленное желание или нежелание что-либо делать. Пример с которым знакомы все – это попытка встать утром с постели. Уму явно неприятна необходимость покидать мягкую, приятную и теплую кровать, ради каких-то там целей или обязанностей. И именно ум, колебаясь, производит множественное нежелание покидать кровать, которое перекрывается страхом, желанием или волевым усилием.
Колебания ума, в самом проявленном виде, это мысли, которые побуждают к действию или бездействию. Сомнения, отвлечения, спонтанные и импульсивные желания – это колебания ума. Колебаниями ума являются и те импульсы, которые побуждают к жадности, гневу, вожделению и прочим интересным вещам.
Многие люди находятся под большим влиянием своего ума, которое проявляется в словах: «Хочу» и «Боясь». К сожалению, многие люди живут этими словом и вся их жизнь обусловлена стремлением удовлетворить свои ненасытные чувства или избежать различных иллюзорных страданий. Такая жизнь не может привести к покою и счастью, ведь чувства и ум всегда будут требовать больше, а избежание страданий приводит лишь к большим страданиям. Это свойство ума – постоянно увеличивать наслаждения и порождать беспокойства. И в Шримад-Бхагаватам говорится: «Невозможно затушить огонь, если постоянно капать в него масло«. И ум является большим источником не только желаний, но и беспокойств, порожденных этими желаниями.
Человек, искренне желающий продвигаться на духовном пути, не должен деградировать и опускаться до животного уровня, побуждаемый своим умом. Напротив ум следует обуздать, стремясь к освобождению от пагубного влияния желаний.
Ум может стать причиной рабства, а может и привести к освобождению. Поглощенный мыслями об объектах чувств, ум превращает человека в раба, а отрешенный от этих объектов, освобождает его
Как обуздать ум?
В Ведах описывается четыре метода обуздания чувств: дхьяна, карма, бхакти и гьяна.
Карма
Процесс обуздания ума в процессе карма-йоги заключается в подчинении чувств путем предоставления им деятельности в которых их можно задействовать. Известный принцип: «безделье – кузня дьявола» – иллюстрирует то, что незанятый ум является источником страданий, тревог и беспокойств. Однако, занятый в исполнении своей дхармы человек не испытывает беспокойств, так как постоянно поглощен деятельностью соответствующей его природе. Такой образ действий приносит как умиротворение, покой и радость, так и плоды труда.
Цари, такие, как Джанака, достигли совершенства единственно исполнением предписанного долга. Поэтому, хотя бы ради воспитания людей ты должен исполнять своё дело.
Исполняя свой долг, свои предписанные обязательства, человек способен достичь совершенства. Разумеется, в понятие совершенства входит и возможность обуздания ума и его контроля.
Дхьяна
Дхьяна – метод механической медитации, которая очищает ум живого существа. Чистое сознание достигается путем упражнения в медитации, которое приводит к способности контролировать мысли и сам ум, а также не воспринимать внешние объекты как источник счастья и страдания. Такой образ действий очищает ум и позволяет его контролировать. В свою очередь, обузданный ум и чистое, незамутненное восприятие, становится источников осознания истины.
Куда бы не устремлялся ум, изменчивый и беспокойный по природе, йог всегда должен возвращать его под власть своего истинного «я»
Контроль чувств происходит с помощью практики медитации и силы воли, которая заключается в сознательном отказе от взаимодействия с объектами чувственного наслаждения. Есть даже архетипичный пример такого действия: «Втягивать свои чувства внутрь, подобно черепахи, которая втягивает свою голову в панцирь«.
Однако, эта практика невероятно трудна и, в полной мере, вряд ли реализуема для человека нашего времени, так как требует невероятных усилий и ухода от внешнего мира.
Арджуна сказал: О Мадхусудана, практика йоги, которую Ты описал, кажется мне непосильно, ибо ум мой беспокоен и неустойчив. Ум неугомонен, неистов, упрям и очень силен, о Кришна, и, мне кажется, укротить его труднее, чем остановить ветер.
Несмотря на то, что полное обуздание ума с помощью практики механической медитации невероятно трудно, это упражнение служит прекрасным подспорьем для возможности подавлять колебания ума и механически контролировать мысли и эмоции. Контроль ума может достигнуть практически полного автоматизма, но для этого следует прилежно упражняться в этом. Полного обуздания ума достичь будет трудно, но большинство проблем эта практика способна решить. Таким образом метод дхьяны – медитации служит хорошим, но не абсолютным инструментом в обуздании ума.
Гьяна
Гьяна – метод аналитического и философского определения Абсолютной истины. Обуздание ума с помощью этого метода объясняется очень просто: человек понял мир и с помощью логики осознал что приносит счастье, а что страдания. Когда мы говорим о обуздании ума, то чаще всего имеем ввиду то, что необузданный ум доставляет множество беспокойств и страданий. С помощью метода гьяна-йоги возможно умиротворить ум путём приобретения знаний.
Знания будут направлены на то, чтобы определить что является иллюзорной материальной природы, а что относиться к вечной духовной жизни. Также метод гьяна-йоги направлен на то, чтобы осознать свою духовную природу через философские знания. Обладая этим знанием, мудрец может видеть всё в истинном свете, а потому воздействие материального мира над ним не властно. Соответственно, ум находится под полным контролем человека именно через осознания неспособности получить счастье от внешних, материальных стимулов и признания прихода к чистому счастья через духовный путь.
Человека, который овладел истинным знанием и, применяя его на практике, обрел полное удовлетворение, считают осознавшим своё «я» и называют йогом, или мистиком. Такой человек находится на духовном уровне и всегда остается невозмутимым. Он не видит различия между булыжником, галькой и золотом.
О могучерукий Арджуна, осознав свое превосходство над материальными чувствами, умом и разумом, человек должен обуздать ум с помощью одухотворённого разума.
Этот метод также называют путём «аналитического поиска Абсолютной истины«. Это метод выявления качества материальной и духовной природы в этом мире, таким образом, чтобы стало очевидно чему стоит следовать, а от чего стоит отказаться. Материальная природа является источником как наслаждений, так и страданий. Духовная природа является источником постоянного и устойчивого счастья.
Именно через глубокое понимание рождается возможность свободного отказа от чего-либо, контроля и обуздания своего ума. А также сознательное действие ради достижение высшего блага.
Однако, когда человека озаряет знание, разрушающее неведение, оно открывает ему все, подобно тому, как днем все освещается солнцем.
Знания, которые можно применить для философского суждения о бренном и вечном, содержаться в священных писаниях. Обретя эти знания становится доступно не только обуздание ума и освобождение от влияния трех гун материальной природы, но и достижение Высшей цели – Абсолютной истины.
Бхакти
Бхакти-йога – метод преданного служения Верховному Господу. Этот метод считается в ведической традиции самым авторитетным и эффективным. Господь считается Повелителем материальной энергии, а для того, кто желает освободиться из-под её влияния и обуздать ум, нет лучшего пути, кроме как возможности получить такое благословление от самого Верховного Господа. Получение такого благословления возможно через практику преданного служения. Хотя, на самом деле, в ходе практики преданного служения человек естественным образом освобождается от влияния материального мира.
Преодолеть влияние материальной природы невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под её власти.
Когда разум, ум, вера и надежда человека сосредоточены на Всевышнем, тогда он полностью освобождается от тревог, благодаря совершенному знанию, и ,таким образом, прямо следует по пути освобождения
Процесс обуздания ума в преданном служении проявляется как обретение вкуса к чистой, духовной жизни. В ведических текстах часто приводит пример того, как человек, осознавший свою духовную природу, с лёгкостью отказывается от чувственного наслаждения, подобно тому, как вкусивший нектар бессмертия больше не захочет пить из лужи. Трансцендентальное счастье получаемое от процесса преданного служения, осознания своей истинной природы, приводит человека к возможности спокойно отказаться от всяких страхов и желаний.
Именно страхи и желания в уме являются камнями преткновения в процессе обуздания ума. И то, что в остальных методах обуздания ума достигается тяжелым трудом, в преданном служении обретается естественным образом – само собой. Это можно сравнить с обретением тепла холодной ночью – вы можете пытаться прыгать и растирать своё тело, но лучшим вариантом будет разжечь костёр. Костёр является источником тепла, а Господь является источником счастья, знания и бессмертия.
Такого освобожденного человека не влечет к материальным чувственным удовольствиям. Он всегда пребывает в трансе, черпая блаженство внутри себя. Таким образом, самореализованная личность наслаждается беспредельным счастьем, ибо она сосредоточена на Всевышнем.
Ум – друг или враг человека?
До тех пор пока человек не обуздает ум, все его занятия духовной практикой будут лишь пустой тратой времени. Тот, кто не может совладать с умом, живет бок о бок со своим злейшим врагом и потому впустую проживает жизнь, так и не достигнув её цели.
Комментарий Шрилы Прабхупады. Бхагавад-Гита 6.6.
Дисциплинированный и контролируемый ум становится другом человеку. Находясь под дисциплиной разума, он может помогать достигать цели, исполнять обязанности, заниматься деятельностью. Именно ум может мотивировать человека к развитию и отказу от низших побуждений, стремясь к чему-то более возвышенному и чистому. Когда наши чувства добровольно соглашаются действовать вместе с нами, тогда внутри человека начинается мир и покой. Но до этих пор внутри человека война, ибо он совершает, под влиянием ума, те поступки, которые человек совершать не хочет.
Обуздать чувства – значит быть не подверженным таким эмоциям как гнев, раздражение, вожделение, ненависть, алчность, сомнения, страх, лень, апатия, вина, гордости. Это также значит иметь спокойный ум, обладая которым мы можем иметь хорошую интуицию и здравый смысл. Обузданный ум это также здоровье, потому что от отрицательных эмоций и переживаний возникает очень много болезней. Чувства, которые находятся под контролем, избавляют нас от многих страданий, что дает нам возможность пребывать постоянно в хорошем настроении. Но такой ум надо поддерживать, дисциплинировать и постоянно следить за ним.
Источник