- Противостояние ума и души: почему они не могут договориться?
- Господство ума
- Что нам дает укрощение ума
- Как обуздать свой ум
- Новое видео:
- Ум его всегда доминировал над чувствами
- Подчините ум душе
- Ум – это инструмент. Душа или эго — кто из них пользуется им, тот и «правит миром» в угоду своих разнополярных интересов.
- Как выглядит отсутствие осознания работы ума
- В чем может заключаться осознанное использование потенциала ума
- Завершу цитатой Ошо: «Эго — это вечный попрошайка, ему постоянно что-то нужно; а любовь благотворительна. Эго понимает только язык «брать», язык «дать» — это язык любви».
- ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:
Противостояние ума и души: почему они не могут договориться?
Они зачастую действуют как злейшие враги. Но ум может стать и другом души…
Попадая в наш мир, душа становится пленницей нашего ума и чувств. Ведь нас с самого детства заставляют дУМать и принимать решения на основании УМозаключений.
Нас не учат прислушиваться к своему сердцу (душе), к своей интуиции и действовать согласно их подсказкам, наоборот, нас за это ругают.
Господство ума
Душа, находясь под воздействием иллюзий, которые рисует ей ум, получая информацию от органов чувств, увязает в трясине неведения.
Ум просто дезинформирует её, а в это время лелеет наше ложное Эго.
Подчиняясь ложному Эго, которое пытается господствовать над материальным миром, мы потихонечку начинаем деградировать, спускаясь всё ближе к низшим формам жизни.
В данном аспекте ум и душа враги, так как ум не желает отдавать бразды правления кому-то. Он хочет править балом сам.
Но ум может стать и другом души.
Тот, кто сможет укротить свой ум, получит лучшего друга, который 24 часа в сутки будет помогать ему исполнять свое предназначение и пройти сквозь океан жизни, достигая своих целей.
А тот, кто не сумел обуздать свой ум, получит злейшего врага, который будет 24 часа в сутки работать против него и плести сети иллюзий, подвергать его искушению через органы чувств.
Что нам дает укрощение ума
Человек, подчинивший свой ум душе через разум, обретает умиротворение.
Ему больше не нужно метаться по жизни в поисках ответов, вся информация приходит напрямую от Души и СверхДуши (Духа), которые и подсказывают правильное направление движения по дорогам жизни.
А ум находит средства и инструменты для достижения целей.
Наш ум великий трудяга, над решением поставленной задачи он способен работать 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.
Как обуздать свой ум
Можно, конечно, прибегнуть к медитации и духовным практикам, чтобы остановить работу ума, добиться, так сказать, состояния «без мыслей», но в них мы не можем пребывать постоянно. Мы же живем в обществе.
Соответственно нужно что-то, что можно использовать постоянно и использовать возможности ума по максимуму, ведь не зря же он нам дан, чтобы просто взять и остановить его работу.
Чтобы наш ум стал нашим другом он должен быть сосредоточен на чём-то, например:
- на высшей цели;
- на познании своего истинного «Я»;
- на осознание высшей природы;
- на служении Богу.
Тогда он занят работой и на первый план выходит Душа, которая будет управлять умом через разум. А ему не останется ничего более как подчиняться указаниям свыше.
Если же мы не сосредотачиваем его деятельность на своих целях, то он сам находит себе работу, используя наши органы чувств.
А манипулировать нашими чувствами он умеет искусно, рисуя изображения несбыточных иллюзий.
Новое видео:
Источник
Ум его всегда доминировал над чувствами
индрийани паранй ахур
индрийебхйах парам манах
манасас ту пара буддхир
йо буддхех паратас ту сах
индрийани — органы чувств; парани — стоящие выше; ахух — говорят; индрийебхйах — чувств; парам — стоящий выше; манах — ум; манасах — ума; ту — же; пара — стоящий выше; буддхих — разум; йах — который; буддхех — разума; паратах — выше; ту — же; сах — он.
Органы чувств выше неодушевленной материи, ум выше чувств, разум выше ума, а над разумом стоит она [душа].
КОММЕНТAРИЙ: Органы чувств — это инструменты в руках вожделения. Вожделение накапливается в теле и выходит наружу через органы чувств. Поэтому органы чувств выше тела как такового. Когда живое существо обретает высшее сознание, или сознание Кришны, вожделение больше не может использовать их. В сознании Кришны душа напрямую связана с Верховной Личностью Бога, поэтому на высшей ступени описанной в этом стихе иерархии телесных функций стоит Сверхдуша. Деятельность тела — это деятельность органов чувств, и прекратить деятельность чувств — значит полностью остановить деятельность тела. Но поскольку ум всегда активен, то даже когда тело отдыхает, ум продолжает действовать, как это, например, происходит во сне. Над умом стоит разум, определяющий направление действий тела, а над разумом — душа. Поэтому, если душа действует под непосредственным руководством Верховного Господа, то нижестоящие разум, ум и чувства естественным образом делают то же самое. В «Катха-упанишад» сказано, что объекты чувственного восприятия выше чувств, но ум выше этих объектов. Поэтому, если ум постоянно занят служением Господу, чувства лишаются возможности заниматься чем-либо другим. О таком состоянии ума уже говорилось в предыдущих стихах. Парам дриштва нивартате. Когда ум занят трансцендентным служением Господу, у него нет возможности удовлетворять свои низменные наклонности. В «Катха-упанишад» душа названа махан, великой, потому что она выше объектов чувственного восприятия, чувств, ума и разума. Так что, познав природу души, мы разрешим все проблемы.
Каждый человек должен с помощью разума осознать истинное положение души и всегда занимать ум деятельностью в сознании Кришны. Это ключ к разрешению всех проблем. Тому, кто только ступил на путь духовного развития, как правило, рекомендуют прекратить контакты с объектами чувств. Но, помимо этого, человеку необходимо обуздать свой ум с помощью разума. Если, используя разум, мы займем ум деятельностью в сознании Кришны и всецело предадимся Верховной Личности Бога, наш ум естественным образом духовно окрепнет и тогда, несмотря на то что чувства сильны и коварны, как змеи, они станут подобны змеям с вырванными ядовитыми зубами и не смогут причинить нам вреда. Хотя душа выше разума, ума и чувств, пока она не окрепла в общении с Кришной, в сознании Кришны, живое существо всегда может оставить духовный путь, став жертвой необузданного ума.
эвам буддхех парам буддхва
джахи шатрум маха-бахо
эвам — так; буддхех — разума; парам — то, что выше; буддхва — осознав; самстабхйа — усмирив; атманам — ум; атмана — одухотворенным разумом; джахи — покори; шатрум — врага; маха-бахо — о могучерукий; кама-рупам — принявшего образ вожделения; дурасадам — труднодоступного.
О могучерукий Aрджуна, осознав свое превосходство над материальными чувствами, умом и разумом, человек должен обуздать ум с помощью одухотворенного разума [погруженного в сознание Кришны], и таким образом духовной силой побороть своего ненасытного врага — вожделение.
КОММЕНТAРИЙ: В третьей главе «Бхагавад-гиты» указан путь к сознанию Кришны, обрести которое может тот, кто осознал себя вечным слугой Верховной Личности Бога и перестал считать своей конечной целью пустоту. В материальной жизни нами движет вожделение и желание господствовать над материальной природой. Стремление к господству и чувственным удовольствиям — величайший враг обусловленной души, но с помощью метода сознания Кришны мы можем обуздать материальные чувства, ум и разум. При этом вовсе не обязательно прекращать всякую деятельность или внезапно отказываться от выполнения своих обязанностей: постепенно развивая в себе сознание Кришны, мы поднимемся на духовный уровень и выйдем из-под власти материальных чувств и ума. Сделать это можно с помощью разума, всегда устремленного к чистому «Я». Таково основное содержание этой главы. Пока человек не достиг духовной зрелости, он склонен предаваться философским изысканиям или искусственно пытаться обуздать чувства с помощью так называемой йоги, однако ничто из этого не поможет его духовному развитию. Необходимо, используя высший разум, развить в себе сознание Кришны.
Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к третьей главе «Шримад Бхагавад-гиты», которая называется «Карма-йога, или выполнение предписанных шастрами обязанностей в сознании Кришны».
Глава 4. Божественное знание
имам вивасвате йогам
проктаван ахам авйайам
вивасван манаве праха
манур икшвакаве ‘бравит
шри-бхагаван увача — Верховный Господь сказал; имам — эту; вивасвате — богу Солнца; йогам — науку о взаимоотношениях индивидуального существа и Верховного Господа; проктаван — объяснивший; ахам — Я; авйайам — вечную; вивасван — Вивасван (бог Солнца); манаве — отцу человечества (по имени Вайвасвата); праха — поведал; манух — отец человечества; икшвакаве — царю Икшваку; абравит — поведал.
Верховный Господь Шри Кришна сказал: Я открыл эту вечную науку йоги богу Солнца Вивасвану, Вивасван поведал ее Ману, отцу человечества, а Ману в свой черед поведал ее Икшваку.
КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе Господь рассказывает историю «Бхагавад-гиты», произведения, которое дошло до нас из глубины веков и было сначала поведано богу Солнца, а также царям, правившим на остальных планетах вселенной. Главная обязанность всех царей во вселенной — защищать подданных, поэтому они должны усвоить науку «Бхагавад-гиты», чтобы править государством должным образом и уметь ограждать своих подданных от вожделения, рабами которого они могут стать. Человеческое тело дается нам для того, чтобы мы могли обрести духовное знание и восстановить свои вечные отношения с Верховной Личностью Бога, поэтому главы всех государств и правители всех планет вселенной обязаны учить своих подданных этой науке, используя средства образования, культуры и религии. Иными словами, правители всех государств должны способствовать распространению великой науки сознания Кришны, чтобы с ее помощью люди могли воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет человеческая форма жизни, и достичь совершенства.
Полубога, правящего Солнцем в эту эпоху, зовут Вивасван. Солнце является движущей силой всех планет вселенной. В «Брахма-самхите» (5.52) Господь Брахма говорит:
йач-чакшур эша савита сакала-граханам
раджа самаста-сура-муртир ашеша-теджах
йасйаджнайа бхрамати самбхрита-кала-чакро
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
«Я поклоняюсь Верховной Личности Бога, Говинде [Кришне]. Он — изначальное существо, и по Его велению Солнце, царь всех планет, излучает огромное количество тепла и света. Солнце, называемое оком Господа, движется по орбите, повинуясь Его воле».
Солнце — царь всех планет, и бог Солнца Вивасван повелевает этой планетой, которая управляет всеми остальными планетами, обеспечивая их теплом и светом. Солнце вращается по орбите, исполняя волю Кришны, и именно бога Солнца, Вивасвана, Господь Кришна сделал Своим первым учеником, которому Он поведал науку «Бхагавад-гиты». Таким образом, «Гита» — не обычный философский трактат, представляющий интерес только для жалких мирских ученых, а авторитетная книга, в которой изложено знание, пришедшее к нам из глубины веков.
Источник
Подчините ум душе
Ум – это инструмент. Душа или эго — кто из них пользуется им, тот и «правит миром» в угоду своих разнополярных интересов.
Если я принимаю ваши извинения, то тогда я признаю, что ваши действия и вы — это не одно и то же. (Далай-лама)
Наша душа – это нечто, путешествующее из жизни в жизнь в новых телах. Она зволюционирует, набирается опыта. Здесь, в материальном мире, у нее появляется возможность творить, словно ребенок, строящий замки из песка.
Кроме физического тела, у нас есть еще несколько тонких тел, одно из которых – ум. В данной главе мы из всех тонких тел будем рассматривать только его. Ум находится не внутри физического тела, а выступает за его пределы на некотором расстоянии вокруг него. Ум, наравне с нашим плотным физическим телом, является лишь инструментом души, которая сама по себе мылить не может. Для этого ей и дан ум. Выражение своего творческий потенциала человек начинает с мысли в уме. Поэтому и говорят, что мысль материальна, потому что с нее начитается всё.
Неосознанность человеком того, о чем пойдет речь далее, приводит к разного рода неблагоприятным последствиям в его жизни, самовыражении и эволюции его души.
В детстве нас никто не учил пользоваться своим умом, никто не рассказывал нам что он из себя представляет. Многие ошибочно думают, что ум – это думающий мозг. Мы в принципе заблуждаемся, когда отождествляем себя с умом, из за того, что он постоянно говорит «я, я, я..».
Как выглядит отсутствие осознания работы ума
Понаблюдайте за своим умом и его мыслями в повседневной жизни: «Я хочу», «Я не хочу», «Что она имела в виду?», «Я всем докажу», «Я устал», «Я несчастна», «Меня всё бесит », «Видеть никого не хочу», «О, печенька». Осознавайте их и наблюдайте за ними со стороны. Наблюдайте как ум читает, как формирует мысли.
Ум может долгое время зацикливаться на одном и том же, снова и снова прокручивая в голове события прошлого, какие то конфликты, болезненные ситуации. Он может ворчать в голове, моделируя разные малоприятные ситуации. А может уноситься в будущее и смаковать его, жить им. Ему сложно пребывать в настоящем моменте и получать от него удовольствие.
У вас появится звон в ушах от шока, когда вы поймете, что ваш ум словно живет своей жизнью, что вы можете за ним наблюдать. А раз вы можете за ним наблюдать, значит он – не вы. Вы – это тот, кто наблюдает.
Вы поймете, что многие ваши мысли деструктивны и приносят вам несчастье, что много лишнего накручиваете в уме, часто зацикливаетесь на одном и том же, часто думаете о том, о чем на самом деле не хотели бы думать, но почему то думаете. Это показатель того, что вы не хозяин своего ума, вы не имеете сознательного контроля над тем инструментом, которым владеете.
Ваше осознание того, что большинство мыслей неосознанно крутится в вашем уме, что вы позволяете ему способствовать эгоизму, а любые светлые порывы вашей души останавливать, находя миллион причин сделать «как лучше мне, а не кому то», даст вам возможность понять, какие мысли вы больше не хотите крутить в голове, и прекратить их крутить. Вы сможете увидеть все те ситуации, когда ум вас от чего то останавливал.
Вспомните, сколько раз вы хотели совершить добрый поступок, но не совершали. В следующий раз понаблюдайте за тем, как он это делает.
Ум — это мыслемешалка, и им нужно пользоваться осознанно. В главе «Осознанность» шла речь о том, чтобы со стороны оценивать свою жизнь. Поэтому каждый раз осознавайте то, о чем вы думаете, и хотите ли вы продолжать думать об этом. Если вам не понравится к чему приведут такие мысли, то прекращайте их, меняйте на другие, которые приведут к нужному результату.
Кстати, одна из причин, почему мы не пользуемся своей интуицией — потоком информации от души из самого сердца, — это попытка ума найти логичное, рациональное решение, которое, если оно отличается от посыла души, то всегда будет менее эффективным. Интуиция срабатывает молниеносно, до того как начнет работать ум. Этим можно и нужно пользоваться.
В чем может заключаться осознанное использование потенциала ума
Сердце является органом, через который с вами общается ваша душа. Все благие стремления всегда идут от души («от чистого сердца», как мы любим говорить, когда делаем кому то доброе дело и цветем от счастья). В душе каждый человек добрый и каждый в это свято верит. Спросите любого добрый ли он, и он тут же скажет что да. Но, почему то на деле оказывается что нет.
Дело в том, что наше Эго всех нас разделяет, отделяя от чувства единства со всем, четко проводя границу между « я» и «не я». Его цель оградить нас от неизвестного и потенциально опасного. Наша душа же наоборот рушит границы между «я» и «весь остальной мир», пытается дать понять что мы — часть этого мира. Она стремится к добру и созиданию. Сравнение души и эго: эго — разъединяет, душа – соединяет, эго – себе, душа – всем, эго – я, душа – мы, и так далее. Всё деструктивное и разрушительное в нашем мире идет от эгоизма отдельно взятых людей, который в сумме выливается в эгоизм всей цивилизации. А всё созидательное и миролюбивое идет от всеобъемлющего чувства любви из самой души. Не зря философы востока и выдающиеся личности всех времен утверждают, что жизнь – это любовь. Задумайтесь и осознайте это, тогда душа, ум и эго заработают слаженно.
Душа или эго — кто из них пользуется умом, тот и «правит миром». Подчините свой ум душе, прекратите думать эгоистично. Когда до этого осознания дойдет всё человечество, тогда ум будет служить целям души, а люди станут решительными и бесстрашными Творцами добра и будут приносить пользу не только себе, но и всему миру.
Завершу цитатой Ошо: «Эго — это вечный попрошайка, ему постоянно что-то нужно; а любовь благотворительна. Эго понимает только язык «брать», язык «дать» — это язык любви».
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ:
1. Душа – это вечный путешественник по жизни в разных телах
2. Ум – это тонкое тело, которое выступает за пределы физического
3. Ум – это инструмент мышления
4. Нас никто не научил осознавать работу ума, поэтому нужно учиться этому самостоятельно
5. Начинать нужно с наблюдения за работой ума
6. Осознание того, что вы не вполне контролируете свой ум, становится толчком к началу контроля
7. Если вы осознаете, что ваши мысли вам не нравятся, вы можете изменить их
8. Осознание того, что ум вас останавливает от чего то, дает власть и контроль над ним
9. Ум — это мыслемешалка, и им нужно пользоваться осознанно
10. Не слушать нашу интуицию нам мешает ум
11. Сердце является органом, через который с нами общается наша душа
12. Эго, пользуясь умом, проводит нам границу между «я» и «весь остальной мир»
13. Душа говорит, что все мы часть целого
14. Душа и эго — кто из них пользуется умом, тот и «правит миром»
15. Нужно перестать быть эгоистичным и подчинить ум душе
Источник