Три вида речей и мастерство оратора
«Руководитель автономного учреждения», 2010, N 5
Современный руководитель постоянно участвует в процессе коммуникаций, и время от времени ему приходится быть оратором. Причем оратору совершенно не обязательно выступать перед огромной аудиторией. Зачастую ему нужно обратиться к небольшой группе людей — убедить, разъяснить, успокоить, ободрить, призвать. Как это сделать правильно?
Прагматичный Джон Рокфеллер, прекрасно понимая значение общения в деловой сфере, отмечал: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в мире!». Действительно, умение правильно, выразительно и убедительно говорить помогает эффективно управлять людьми и строить карьеру, а знание законов публичной речи придает уверенности даже в самых сложных ситуациях. В частности, на первом этапе подготовки речи оратору необходимо ответить на следующие вопросы:
- Зачем он будет выступать? (Сформулировать цель речи.)
- Что он хочет сообщить аудитории, в чем ее убедить? (Сформулировать тезис речи.)
- Перед кем ему придется выступать? (Нарисовать словесный портрет аудитории.)
В зависимости от целей все многообразие речей еще со времен античности делится на три основных вида: информирующие (информационные), аргументирующие (убеждающие) и эпидейктические (торжественные). Правила создания этих речей полезно знать каждому руководителю, чтобы грамотно построить свое выступление.
Информирующая речь
Это наиболее распространенный в наше время вид выступления, поскольку коммуникации и обмен информацией являются основой современного общества. Информирующая речь сегодня приобретает особое значение: она формирует у слушателей новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Ее цель — не только передача информации, но и пробуждение интереса к новым знаниям.
Среди информирующих речей выделяются две разновидности. Первая нацелена на передачу новой для слушателей информации, а вторая раскрывает точку зрения оратора, его видение предмета или явления, о которых тот считает необходимым проинформировать аудиторию. В своей практике руководители зачастую обращаются к таким разновидностям информирующих речей, как лекция, консультация, объяснение, инструкция, доклад, отчет, комментарий.
Информирующая речь, как и любая другая, должна содержать тезис — в данном случае суждение оратора, включающее новую информацию о предмете. Формулируя тезис, следует подумать, что и в какой степени об этом известно слушателям. К примеру, оратор напоминает аудитории о таком природном явлении, как цунами, а далее дает абсолютно неожиданную информацию: «Но теперь искусственно мы можем вызвать волны высотой до двух и более тысяч метров, то есть буквально создать на океане водяные горы, движущиеся на сушу. Так как эти волны обладают большой длиной и громадным запасом энергии, они способны пройти равнинные страны из конца в конец. Понятно, что ничего живого после прохождения такой волны уже не останется».
Во вступлении к речи необходимо вызвать интерес аудитории. Причем интересной считается речь не просто занимательная, а связанная с насущными потребностями и проблемами слушателей. Если руководитель без всяких объяснений решил рассказать сотрудницам бухгалтерии о новейших космических исследованиях, он не должен удивляться тому, что слушатели не заинтересуются предлагаемой информацией, даже если она вполне качественна и правильно подается.
Когда аудитория изначально заинтересована в речи, оратору достаточно легко наладить с ней контакт. Но если слушатели не настроены воспринимать информацию, выступающему придется произнести пространное вступление с обоснованием полезности предлагаемых сведений. Вот один из примеров апелляции оратора к потребностям аудитории: «В последнее время в нашем городе тараканы стали поистине стихийным бедствием. Они плодятся с необыкновенной скоростью и появились даже в тех домах, где их раньше никогда не было. При этом все предлагаемые в продаже средства борьбы с тараканами неэффективны. Очевидно, и вы уже столкнулись с этой проблемой. Поэтому я хочу рассказать вам об услугах по борьбе с тараканами и другими насекомыми, предлагаемых нашей санэпидстанцией».
Основной принцип построения информирующей речи — последовательное и ясное изложение содержания (фактов, примеров, статистики и пр.). При этом логика изложения должна быть абсолютно понятной слушателям, а предлагаемый материал — новым и небанальным. Для большинства информационных жанров (особенно это касается деловой речи) именно новизна и полезность информации являются тем стержнем, который поддерживает внимание слушателей и не требует специальных приемов пробуждения интереса.
Аргументирующая речь
Такая речь предназначена для того, чтобы воздействовать на образ мыслей слушателей. Среди аргументирующих выделяются речи, нацеленные на первоначальное формирование взглядов аудитории, и речи, ориентированные на изменение существующих взглядов, переубеждение. В последних очень силен элемент опровержения (критика, протест).
Предметом убеждающей речи является спорный вопрос, факт, вызывающий разногласия. Чтобы речь оказалась успешной, для начала необходимо ясно представить себе, о чем именно вы будете бороться, о чем спорить. Поэтому оратор должен начинать речь с четкой формулировки и своего видения проблемы (тезиса). Психологически важно начинать речь с изложения мыслей, которые аудитория воспримет как разумные и правильные. Если начинать с согласия, всегда можно достичь понимания; если же начинать с возражения, прийти к консенсусу практически невозможно — аудитория почувствует себя уязвленной и не воспримет доводы оратора.
Аргументируя свою точку зрения, оратор может пойти двумя путями — использовать в речи доказательства или внушение.
Задача доказательств — снятие всяких сомнений в правильности выдвинутого тезиса. При построении доказательств оратор использует исключительно рациональные (логические) аргументы: научные теории и гипотезы, факты, статистику. Все эти аргументы должны выдерживать проверку на истинность и опираться на знания.
Внушение, навязывание готового мнения адресату путем воздействия на подсознание — понятие преимущественно психологическое. Его задача — создать у слушателя ощущение добровольности восприятия чужого мнения, его актуальности, привлекательности. При построении внушения оратор использует эмоциональные (риторические) аргументы: психологические, образные, ссылки на авторитеты (высказывания известных людей, афоризмы, пословицы и поговорки). Данные аргументы строятся на оценках и нормах, должны казаться правдоподобными, опираться на мнения и обращаться к личности.
Кто из курильщиков не знает о вреде курения? Но они продолжают курить, несмотря на всю (хорошо им известную) пагубность своей страсти. Оратор, прибегающий к внушению, возбуждает в этой ситуации чувство самосохранения, страха или отвращения и тем самым добивается отказа от вредной привычки.
Американские исследователи А. Монро и Д. Эйнингер выделяют характерные для американцев «риторические эмоции» в такой последовательности: стремление к успеху, стремление к приобретению и сохранению, жажда приключений и перемен, чувство товарищества и привязанности, стремление к созиданию, любопытство, почтительность, зависимость, инстинкт разрушения, терпеливость, страх, агрессивность, стремление к подражанию и конформизм, независимость и самостоятельность, преданность, гедонизм, жажда власти, гордость, преклонение, отвращение, половое влечение, сочувствие, щедрость. Поскольку в России подобного исследования не проводилось, можно выделить лишь общечеловеческие мотивы и опираться на них в процессе выступления.
При использовании психологических аргументов важно помнить о некоторых этических ограничениях, налагаемых на их употребление. Известно, что возбудить отрицательные чувства в человеке гораздо проще, чем положительные. Люди, как правило, гораздо легче поддаются возмущению или осуждению, чем сочувствию. Риторическая этика запрещает говорящему обращаться к наиболее низменным чувствам, а также к эмоциям, способным породить открытые общественные конфликты. Сюда относятся злоба, жадность, зависть, ненависть к другим людям, малодушие, тщеславие, агрессивность и т.п. К сожалению, наши ораторы нередко забывают об этих ограничениях и обращаются к самым низменным человеческим страстям. Однако это может оказаться небезопасным и для самого оратора, поскольку отрицательные эмоции, подобно бумерангу, могут обернуться против выступающего.
Есть еще один важный принцип этичности использования психологических аргументов. Если оратор искренне желает добра аудитории и воздействует на нее в ее же интересах, применение средств внушения признано этичным. Если же оратор намеренно обманывает аудиторию в корыстных интересах, использование этих средств неэтично.
Торжественная речь
Данный вид речи нацелен на создание у адресата определенного эмоционального состояния, настроения — чувства удовольствия, наслаждения, гордости, радости или, напротив, чувства гнева, презрения, негодования. Классическим образцом торжественной речи является «Геттисбургская речь» А. Линкольна (1863 г.). Она не содержала ничего нового, не стремилась убедить слушателей или побудить их к действию, но вызывала у них чувство душевного подъема и гордости за свой народ: «Восемьдесят семь лет назад отцы наши заложили на этом континенте основы новой нации, зачатой в свободе и преданной идее, что все люди созданы равными. Ныне мы вовлечены в великую междоусобную войну исход которой должен решить, может ли эта нация или иная, рожденная в тех же условиях и преданная той же идее, рассчитывать на длительное существование. От этих мертвых, чтимых нами, мы должны воспринять еще большую преданность делу, за которое они отдали все, чем только можно было доказать преданность. И мы обязаны дать торжественную клятву, что не напрасно погибли они, что наша нация с помощью Божьей вновь возродится к свободе, и власть волей народа, посредством народа и для народа не исчезнет с лица земли».
Наиболее распространенными жанрами торжественной речи являются поздравление, торжественное слово, речь на презентации, приветственное слово, благодарственное слово. В качестве адресата такой речи могут выступать лицо или группа лиц, являющиеся виновниками торжества, а также многолюдное собрание.
Тезис торжественной речи — это оценочное суждение, отражающее личное отношение говорящего к предмету выступления. Например, в торжественной речи, которую по случаю юбилея актера З.Е. Гердта в 1986 г. произнес А.А. Ширвиндт, утверждается, что Гердт — «очаровательное украшение нашей жизни, так как в эпоху победившего дилетантизма он — воинствующий профессионал-универсал».
Структуре торжественной речи, как и содержанию, присущи определенные особенности. В начале выступления принято сообщать о поводе, который его вызвал. При этом совершенно не нужно прибегать к пространным описаниям, достаточно сказать: «Поздравляя сегодня нашего юбиляра. «, или «Открывая конференцию молодых ученых. «, или «Сегодня у нас праздник». Существует несколько способов развития содержания: описание предмета, повествование о жизни и деятельности человека, доказательное рассуждение и пр.
Специфика торжественной речи особенно проявляется в ее заключительной части, поскольку только такое выступление заканчивается пожеланиями. К примеру, завершая речь о Гердте, Ширвиндт пожелал ему «хороших нас — любящих и берегущих его друзей и талантливых зрителей». Пожеланиями могут заканчиваться и выступления, не обращенные к непосредственному виновнику торжества, — речь на презентации, открытии (закрытии) мероприятия. В этом случае слова обращены к аудитории и связаны с событием, о котором только что говорилось.
Своеобразен и язык торжественной речи. Поскольку ее содержанием является оценочная информация, преувеличение, предполагается использование гипербол, эпитетов, оценочной и экспрессивной лексики, сравнений — всего арсенала средств торжественного, высокого стиля. Так, в речи о Гердте мы встречаем и метафору («очаровательное украшение жизни»), и оценки («глубоко поэтическая натура», «замечательный пародист», «чудеса филигранной актерской техники»).
Наконец, торжественная речь требует в меру торжественной тональности произнесения. Она должна произноситься с теплотой, искренностью. Совершенно недопустима ироническая интонация в отношении предмета выступления, но возможен шутливый тон, если вспоминаются веселые события. И, конечно, невозможно представить себе торжественную речь, прочитанную «по бумажке».
Источник
Ответы: «Риторика»
2. Перенесение названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов имеет название:
а) сравнение;
б) метафора;
в) метонимия;
г) синекдоха.
3. Темы, которые оратор не излагает, но готов обсудить, представляют собой:
а) пассивный тематический фонд;
б) общий тематический фонд;
в) активный тематический фонд;
г) суммарный тематический фонд.
4. Речевое поведение включает:
а) форма речи;
б) пространственное поведение;
в) жесты и мимика;
г) содержание речи.
5. Укажите основные речевые цели:
а) выразить негативные эмоции;
б) убедить;
в) проигнорировать;
г) дать оценку;
д) сагитировать;
е) проинформировать.
6. Укажите, что из нижеперечисленного представляет собой речевое событие?
а) междометие;
б) диалог;
в) монолог;
г) отдельная фраза;
д) диспут.
7. Единое или сходное начало нескольких фраз в речи имеет название:
а) антитеза;
б) анафора;
в) повтор;
7) эпифора.
8. Умение играть по правилам, принятым в данной среде, называется:
а) дружелюбие;
б) артистизм;
в) уверенность;
г) обаяние.
9. Потребление имен собственных в значении нарицательных называется:
а) олицетворение
б) гипербола
в) антономасия;
г) аллегория.
10. Изображение отвлеченных понятий в виде конкретных образов это:
а) метафора;
б) метонимия;
в) антономасия;
г) аллегория.
11. Вид парадокса, при котором происходит соединение эмоционально насыщенных антонимов, имеет название:
а) перифраза;
б) ирония;
в) оксиморон;
г) литота.
12. Образное завышение размеров или силы предмета или действия — это:
а) аллегория;
б) гипербола;
в) антономасия;
г) метонимия.
13. Укажите функциональные виды речи:
а) информирующая;
б) эмоциональная;
в) аргументирующая;
г) громкая.
14. Узловые точки речевого маршрута в модели речевого дискурсивного графа называются:
а) топами;
б) пойнтерами;
в) поинтами;
г) кризисами.
15. Использование в речи закономерности, выражаемой в том, что лучше запоминаются начало и конец любого информационного блока, выражает следующий прием риторики:
а) обратная связь с аудиторией;
б) следование закону края;
в) смысловые кванты;
г) речевые модуляции.
16. Как называется предварительный графический структурно-смысловой план речи?
а) проект;
б) шаблон;
в) макет;
г) эскиз.
17. Как называют в риторике употребление слова или выражения в переносном значении?
а) оборот;
б) синтаксис;
в) речевая конструкция;
г) троп.
18. Честность в изложении чужой позиции, недопущение вольных или невольных искажений информации называется:
а) объективность;
б) уверенность;
в) заинтересованность предметом речи;
г) искренность.
19. Сочетание в речи известного адресату с неизвестным, спорного — с несомненным, трудного — с легким, абстрактного — с конкретным, серьезного — со смешным представляет собой следующий общепринятый прием риторики:
а) каскадная подача материала;
б) впечатляющая подача материала;
в) эмоциональная подача материала;
г) контрастная подача материала.
20. Описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания, имеет название:
а) перифраза;
б) метонимия;
в) литота;
г) гипербола.
#Педкампус #Ответы #Риторика
Источник