Уголки по социально эмоциональному развитию

Социально-эмоциональные уголки в группах ДОУ
статья по теме

Содержание социально-эмоциональных уголков в группах ДОУ

Скачать:

Вложение Размер
sotsialno-emotsionalnye_ugolki_v_gruppah.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-эмоциональные уголки в группах в ДОУ

Обстановку в группе по возможности необходимо приблизить к домашним условиям: стены лучше покрасить в светлые тёплые тона, больше зелени, красивый ковёр, мягкий уголок. В групповой комнате не должно быть строгого разграничения помещения. Это позволяет детям свободно двигаться и заниматься любимым видом деятельности в групповой комнате, спальне, раздевалке. Каждый ребёнок может находиться как среди детей, так и уединяться. Для этого есть ширмы и уголок уединения, а для того чтобы чувствовать себя комфортно — ширма для переодевания. Игровой материал расположен так, чтобы создать у ребёнка фон эмоционального комфорта: здесь есть и мягкие игрушки, и яркий строительный материал, и моторные игрушки. Количество игрового материала создаёт условия необходимости взаимодействия и ситуативного общения. Детям также предлагается материал и деятельность, которые дают возможность выявить свои чувства, выразить их. Поощряется создание 2-3-уровневого пространства с помощью подиумов разной высоты. Подиумы помогают воспитателю строить общение с детьми на равных — «глаза в глаза», дают ребёнку возможность взглянуть на взрослого сверху, т.е. «ломают» традицию, когда ребёнок находится только внизу и смотрит на нас, взрослых, «снизу вверх».

В социально-эмоциональных уголках могут быть следующие предметы:

  1. Зеркала (настенные, настольные, индивидуальные), где дети могут увидеть себя как в полный рост, так и отдельные выражения своего взгляда или движения.
  2. Папка или «сундук эмоций» (графические и сюжетные картинки, фото).
  3. Индивидуальные фото детей.
  4. Ростомер.
  5. «Личностная стена» — это фотографии всех детей и сотрудников группы. «Таблица настроений», где дети цветом отмечают своё настроение.
  6. Уголок поздравлений, например, с днём рождения или с каким-нибудь другим событием (фото ребёнка).
  7. «Зазывалочка» по социально-эмоциональному развитию – герой всех занятий.
  8. Уголок уединения.
  9. Библиотека (книги для чтение детям на эмоциональные, этические, нравственные темы).
  10. Альбом «о себе», который могут заполнять ребёнок вместе с родителями (как его зовут ласково родители, что он любит, что нет, о чём мечтает).
  11. Альбом «Наша группа, наши славные дела».
  12. Альбом «Моя семья», «Семейное древо — моя родословная».
  13. Маски с различными эмоциональными состояниями (можно изготовить самим, так как даже монстр может быть сначала злым, потом добрым).
  14. Панно или копилка «Волшебных слов».
  15. Куклы мальчика и девочки (можно с различными эмоциями) на отработку различных эмоциональных состояний или для игры «Наряди себя» с различными атрибутами.
  16. Разнообразные домики (добрый, злой, весёлый и грустный), замки.
  17. Перчаточные куклы (со съёмными лицами), пальчиковые куклы – (хорошо если будет семья, дети, много различных персонажей) или двусторонние куклы (добрый – злой, весёлый — грустный).
  18. Заготовки для портретов (овал лица, детали: глаза, губы, причёски, можно с волосами, с ушами — в зависимости от возраста).
  19. «Ковёр мира» или «коврик дружбы» для развития дружного взаимоотношения.
  20. Любимые запахи (мам, свои — в киндерсюрпризах или в чём-то другом).
  21. «Куб настроений». На кубе наклеены различные эмоции, бросаешь и показываешь эту эмоцию.
  22. Разнообразные дидактические и настольно-печатные игры на эмоции.
  23. «Рецепты счастья» (дети читают сами, могут написать совместно с родителями).
  24. Снятие эмоционального напряжения: «подушка-злючка», груша, перчатки, стаканчик или труба крика, бумага для разрывания, кулёчки для плохих слов.
  25. Подушка-«подружка», с которой можно поделится самым сокровенным.
  26. Уголок ряжения «Измени себя».
  27. Кассеты с музыкой для релаксации, с рассказами, стихами и музыкой, определяющей эмоциональное состояние (П.Чайковский «Болезнь куклы» (грусть) или С. Рахманинов «Полька» (радость).
  28. Игра «Ласковые имена всех детей в группе».
  29. «Лесенка» для игры на самооценку, можно узнать как себя чувствует ребёнок по отношению к кому-то.
  30. Сюжетные картинки для игры «Хорошо-плохо» или цветок «Волшебные слова».
  31. Разрезные пиктограммы эмоций.
  32. Схемы для игры «Продолжи предложение, найди выход из ситуации» .
  33. «Коробки» доброты, радости, грусти и др.
  34. Ширмы.
  35. Альбомы с пейзажами, вызывающими различные эмоциональные состояния.
  36. Алгоритм для игр «Как избавиться от отрицательного состояния».
  37. «Телефон доверия».
  38. Игры с песком и водой. Атрибуты к ним: различные животные, киндер-сюрпризы, деревья, дома, машины и т. д.
  39. «Доска выбора» для развития произвольности, для организации свободного вида деятельности. У каждого ребёнка свой значок, набор картинок с изображением того, чем занимаются дети. Дети сами решают, обсуждают, чем они будут заниматься, берут, что им для этого надо. После того как поиграли, они возвращаются к этой доске и рассказывают о том, что нового узнали, если читали, или что построили, — каждый делится своим.
  40. Слушание музыкальных произведений, соответствующих определённым эмоциям:
  • Радость — С. Рахманинов «Полька»;
  • Печаль, грусть — Л. Бетховен «К Элизе», П.И. Чайковский «Болезнь куклы».
  • Удивление — М. Глинка «Руслан и Людмила».
  • Страх — Д. Кабалевский «Петя и волк».
  • Гнев — Л. Бетховен «Сюита до-минор».

Создав условия, воспитатель наблюдает за каждым ребёнком, следит за тенденцией личностного развития, выявляет его избирательность и интерес к различным видам деятельности, фиксирует его познавательную активность, эмоциональный настрой. Именно воспитатель может помочь ребёнку познать не только окружающий мир, но и самого себя. А создание социально-эмоциональной среды поможет детям развиваться и стать людьми, которым не мешает страх, нехватка смелости, смущение; стать людьми, которые не подавляют эмоции, а умеют владеть ими и выражать их соответствующим образом. Эта забота о «здоровом» эмоциональном развитии всегда занимает важное место в педагогической деятельности нашего дошкольного учреждения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей старшей группы с понятием «настроение»; со способами управления настроением; учить понимать настроение другого человека.

Источник

Эмоциональное развитие дошкольников. Предметно-развивающая среда.

Татьяна Глушкова
Эмоциональное развитие дошкольников. Предметно-развивающая среда.

Используется со второй младшей группы. Для уголка отведено небольшое пространство не в самой игровой комнате, а в коридоре, соединяющем зал, спальную комнату и комнату для занятий. Это действительно уголок, позволяющий ребёнку уединиться от остальных детей. При желании можно даже отгородиться от всех специальным балдахином, обнять мягкую подушку или любимую игрушку, словом, побыть в одиночестве. «Уголок» служит не только для уединения, играя в нём, дети могут изучать различные эмоциональные состояния. При выборе эмоциональных образов я использовала близкие и знакомые ребятам сказочные персонажи с ярко выраженными проявлениями какой-либо эмоции. Например, радостная кошка, веселая гусеница или грустная курица. Дети имеют возможность подойти к шкафчику, стоящему в «Уголке» и выбрать для себя персонаж (игрушку) с которой ему хотелось бы поиграть. Некоторые из игрушек придуманы так, что им можно изменить эмоциональное выражение (например деревянные вкладыши «Медвежонок», что позволяет развивать игру, придумывать истории.

При оформлении «Уголка настроения» я особое внимание уделила подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Так, в изображении эмоций радости и счастья чаще используется гамма желтого, оранжевого и розового цвета. Поэтому шторки, подушка, коврик также выполнены в жёлтом цвете, что должно настраивать ребёнка на положительные эмоции. Для передачи спокойствия используются синие и зеленые тона. Страх и тревогу – изображаем фиолетовым и черным цветом. Жизненный опыт ребенка не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев. Цвет же поможет почувствовать и лучше понять ее.

Работа в «Уголке настроения» предполагает решение разных задач. Ведущие задачи – отслеживание эмоционального фона настроения каждого ребенка и группы в целом, своевременная коррекция обнаруженных негативных эмоций детей, закрепление представлений об основных эмоциях. Для того, чтобы ребёнок имел возможность потренироваться в передаче эмоций, просто обратить внимание на выражение своего лица, в «уголке настроения» имеется зеркало.

Также можно поделиться своими секретами с куклой Мимой.

Организуя работу в «Уголке настроения», важно не только отследить настроения и чувства детей, но и научить их словесно обозначать свои эмоции, делиться как позитивными, так и негативными переживаниями, помогать справляться с негативными проявлениями. Ещё в своей работе я использую «Кубик настроений» Он используется для закрепления знаний об основных эмоциях и их характерных проявлениях.

Разрезные картинки «Эмоции»

«Маски для сказки» — использование в работе масок, передающих различные эмоции, помогает ребёнку раскрепоститься, побывать в разных ролях, способствует развитию пантомимики.

«Театр на ладошке» — фломастером на водной основе рисуются изображения различных эмоций. Ребёнок может проигрывать различные ситуации, выстраивать диалог между героями. Двигая руками, ребёнок помогает ожить маленьким человечкам. Такая игра способствует закреплению знаний по теме «Эмоции», развивает речь.

Развивающая среда в детском саду Развивающая среда в детском саду Родительский уголок Родителей всегда интересует, как ребенок проводит свой день в детском саду. Поэтому.

Родительское собрание «Домашний уголок дошкольника» Домашний уголок дошкольника. Развивающая среда дома — это необходимый каждому ребенку домашний игровой уголок. До двух лет ребенок существует.

Источник

Психологический уголок в группе как условие эмоционального благополучия детей

Анастасия Александровна Шмакова
Психологический уголок в группе как условие эмоционального благополучия детей

Мы живем в эпоху кризисов, где родители с нынешним ритмом жизни не всегда в должной мере могут позаботиться о своем ребенке. Ценностная нестабильность общества оказывает негативное влияние на наших дошкольников. Поэтому особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Для решения данной проблемы в нашей группе совместно с родителями и педагогом-психологом был создан «Уголок эмоционально-психологической разгрузки».

Целью нашей работы является преодоление эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста. Задачи,которые мы перед собой ставим:

это организовать систематическую работу по коррекции и развитию эмоциональной сферы детей;

создать условия для развития произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей;

способствовать развитию коммуникативных навыков дошкольников.

Мы разделили пространство психологического уголка на три основные зоны.

Первая зона – Зона психологической разгрузки

Цель – предоставление условий для отдыха в течение дня, для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, конфликт с ровесниками.

В зону психологической разгрузки входят:

уголок уединения – в нем есть ночник, который поможет скоротать минуты одиночества, особенно в зимнее время года, когда темно, все дети разошлись, а мама еще не пришла;

фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;

телефон «Позвони маме».

Вторая зона – Зона саморегуляции и релаксации

Цель – снижение излишнего эмоционального возбуждения, регуляция эмоционального состояния, выражение гнева в приемлемой форме.

В данную зону входят боксерская груша и перчатки. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей – это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья очень даже можно. Мягкие мячики для метания, набор бумаги для разрывания как приемы конструктивного выражения агрессии.

Коврик «злости»: мы учим детей, что если у них плохое настроение – нужно потереть свои стопы об поверхность волшебного коврика и злость пройдет.

Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить спокойно, ему предлагается воспользоваться «стаканчиком для криков».

Цветные клубочки пряжи разного размера (разматывая и сматывая которые, дети овладевают приемом саморегуляции).

Для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми мы используем кинетический песок. Он формирует положительный эмоциональный настрой, а так же эффективен при работе с агрессивными, застенчивыми и с повышенной двигательной активностью детьми. Сжимая что есть силы песок в своих кулачках, ребенок понижает свое внутреннее напряжение. Строя и разрушая, а затем снова воссоздавая сказочные замки, он гармонизирует внутреннее состояние.

Для подгрупповой работы мы также используем «Водные раскраски» – они помогают детям снять эмоциональное напряжение. У малышей развивается усидчивость, улучшается концентрация внимания.

Игрушки «Антистресс» (манипуляции с которыми помогают отвлечься, расслабиться и получить массу положительных эмоций).

В группе имеется подборка музыки для релаксации (звуки природы, классическая музыка, колыбельные).

Третья зона – Зона развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы

Цель – формирование навыков бесконфликтного, продуктивного общения, обучение приемам конструктивного взаимодействия.

«Коробочка для примирения» направлена на оказание помощи поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом.

Панно «Мое настроение» – ребенок в течение дня используя эмоциональные картинки может выразить свое настроение (располагается в зоне приема детей).

Систематическая работа по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в группе с использованием материалов уголка психологическойразгрузки приводит к положительным результатам: агрессивные дети меньше ссорятся и дерутся, раскрываются тревожные и застенчивые дети, малыши учатся сотрудничать друг с другом.

Желаю всем положительных эмоций и хорошего настроения!

Источник

Оцените статью