У каждого ребенка свой темперамент

У каждого ребенка свой темперамент

Родители иногда удивляются, почему их ребенок молчалив и тих, тогда как у кого-то другого такой активный, энергичный, разговорчивый малыш. Дело в том, что у каждого ребенка свой личный темперамент, который представляет собой врожденную характеристику и определяет реакции и поведение. Об этом и будет идти речь в данной статье.

4 основных типа темперамента

Прежде чем приступить к рассмотрению существующих видов темперамента, хочу отметить, что в абсолютно «чистом» виде они встречаются очень редко. В основном можно видеть в ребенке смешение нескольких (чаще всего — двух) вариантов.

Мой ребенок — сангвиник

Положительные личностные качества:

  • Громкая и быстрая речь;
  • Активное жестикулирование, выразительная мимика;
  • Живые глаза;
  • Жизнерадостный;
  • Дружелюбный;
  • Очень общительный;
  • Любимец в любой компании и заводила;
  • В каждой новой ситуации он быстро ориентируется;
  • Может и даже любит заниматься сразу несколькими делами;
  • Свободно вливается в новый коллектив;
  • У него всегда легко угадать текущее настроение или отношение к ситуации либо человеку;
  • Умеет преодолевать трудности.

Оборотная сторона сангвиника:

  • Отсутствие упорства — например, если у него что-то не получается, то ребенок отказывается продолжать это выполнять, т.е. такие дети загораются быстро, но точно также в короткий срок перегорают;
  • Очень живо реагируют на все новое, но зачастую их увлечения не являются стабильными и устойчивыми;
  • Легкомысленность;
  • Непостоянство;
  • Если такому ребенку что-то интересно, то он будет проявлять активность, но если интереса нет, то не станет этого скрывать и, например, на уроке может начать мешать учителю, отвлекать
  • Часто демонстрирует смену настроений;
  • Восприимчив к критике — может, допустим, расплакаться, получив одно замечание, но тут же забудет об этом, начав играть с одноклассниками (друзьями);
  • Ребенку сложно усидеть на одном месте, поэтому он часто вскакивает, много вертится, а на переменах непременно бегает. выплескивая накопившуюся за размеренный урок энергию.

На что обращать внимание при воспитании сангвиника?

Таким детям важно напоминать о том, какие обещания они давали и что их вообще-то желательно выполнять. Полезно формировать у ребенка устойчивость интересов и учить его тому, что если он что-то начал, то стоит попробовать довести это до конца. Отслеживайте то, как выполняются эти и другие задания, так как для сангвиников характерны небрежность и скороспешность, а этого допускать нельзя. И еще один момент: нужно стараться сформировать у ребенка стойкость привязанностей, так как часто у детей с таким преобладающим типом темперамента много знакомых, но практически нет друзей. Поэтому желательно, чтобы родители помогли им выстраивать длительные и комфортные отношения.

Кроме того, желательно не делать снисхождений по отношению к каким-либо мелким нарушениям правил, потому что отсутствие контроля и допуск поверхностного выполнения задач будет затруднять формирование ценных навыков и привычек. При всем при этом обращаю Ваше внимание на тот факт, что Вы не должны ограничивать активность, живость, энергичность ребенка-сангвиника, но сдерживать собственные импульсы его можно научить.

Мой ребенок — холерик

Положительные личностные качества:

  • Богатая мимика;
  • Быстро усваивает новую информацию;
  • Чаще всего у ребенка-холерика веселое и жизнерадостное настроение, но оно имеет тенденцию быстро меняться;
  • По натуре лидер и командир;
  • Быстро адаптируется в новых условиях;
  • Не любит ждать, хочет получить желаемое сразу;
  • Речь громкая, порывистая;
  • Быстрые и живые движения;
  • При возникающих трудностях не теряется и достаточно быстро их преодолевает.

Обратная сторона холерика:

  • Непоседливость;
  • Несдержанность;
  • Непослушание;
  • Вспыльчивость;
  • Суетливость;
  • Ребенок-холерик — вечный озорник и неутомимый задира;
  • Начатое до конца доводит редко, каждый раз переключаясь и хватаясь за новое;
  • Склонен конфликтовать с другими детьми;
  • Не любит сидеть долго на месте;
  • Может частенько отвечать невпопад учителю или родителям, потому что не успевает как следует подумать перед тем, как ответить, и делает это сразу;
  • Часто мечтает о похвале и любит игру на зрителя, на публику;
  • Быстро впадает в состояние раздражения.

Что важно при воспитании холерика?

Желательно большую активность ребенка направлять в положительное русло и занимать его каким-нибудь полезным делом. Рекомендуется развивать у ребенка такие личностные качества, как наблюдательность и внимание, а также учить его быть в каких-то ситуациях более настойчивым, а в каких-то более сдержанным. Желательно постепенно приучать ребенка к тому, чтобы выполнение любой задачи он видел как продуманное планирование действий. В этом контексте ребенка можно и нужно контролировать, чтобы он научился доводить начатое до конца.

Напоминаю, что холерики очень активны, поэтому не препятствуйте энергичности детей с этим типом темперамента и помогайте организовывать их жизнь так, чтобы им был комфортно и свободно. К слову, холерика почти всегда сложно укладывать спать, потому что он не может унять возбуждение и быстро расслабиться. Поэтому никогда не применяйте силовое воздействие к такому ребенку, просто учитывайте, что такова особенность его темперамента.

Мой ребенок — флегматик

Положительные личностные качества:

  • Спокойствие;
  • Невозмутимость;
  • Делает все медленно;
  • Речь спокойная, равномерная, без ярко выраженных эмоций и обилия жестов;
  • Рассудительность;
  • В школе любят точные науки вроде математики ;
  • Обычно дети-флегматики имеют упорный и стойкий характер;
  • Обладают высокой работоспособностью;
  • Навыки и знания даются им медленно, с трудом, но зато они остаются надолго;
  • Любят перечитывать понравившиеся страницы (моменты) в книгах, и они могут, например, на протяжении месяца слушать одну и ту же сказку в родительском исполнении;
  • Имеют постоянные привязанности среди друзей, одноклассников;
  • Добродушны и редко поддаются сильным эмоциям.

Обратная сторона холерика:

  • Вялость речи;
  • Скудный набор жестов;
  • Медленное обдумывание вопросов;
  • Чаще всего в школе успевают по одному или двум-трем предметам, остальные же не отличаются хорошей успеваемостью;
  • Часто ребенок-флегматик не вливается в общий ритм урока, отстает в выполнении заданий, ему не подходят задания на скорость.

На что обращать внимание при воспитании ребенка-флегматика?

Важно научить такого ребенка уметь контролировать себя, поэтому предлагайте ему задания с ограничением по времени, а также давайте возможность осуществлять различные виды деятельности. К тому же будут очень полезными игры и времяпровождение, носящие соревновательный характер.

Стоит бороться с флегматичностью детей, уводить их в сторону от равнодушия, инертности, медлительности, задавая постоянный активный темп работы и непременно формируя эмоциональное отношение к выполняемому виду деятельности. Не предъявляйте ребенку свое недовольство его “нерасторопностью”, не заставляйте сильно ускоряться, так как стоит уважать его природную расположенность к замедленному ритму. С другой стороны не надо делать из ребенка-флегматика “инвалида”, уберегая его от всего, что требует усилий. Так Вы только разовьете у него неуверенность в собственных силах и возможностях.

За даже самые маленькие “прорывы” ребенка стоит поощрить, похвалить, чтобы он фиксировался на положительных достижениях!

Маркерами того, что Вы на верном пути в воспитании станет появление следующих качеств и способностей у ребенка: самообладание, аккуратность, старательность, сосредоточенность, невозмутимость. Еще один важный критерий — выработка индивидуального стиля деятельности. Кроме того, рекомендуется уделить особое внимание физическому развитию флегматика: его можно отдать в спортивные секции (например, гимнастическую), а также в кружки, досуг которых подразумевает подвижные игры, коллективный труд, походы и т.д.

И главное — старайтесь социализировать ребенка, чтобы в дальнейшем он мог быстро вливаться в любой коллектив и не пугаться новых условий. Поэтому чаще давайте ему задания, требующие перемещения и контакта с другими людьми,а в частности — с детьми.

Мой ребенок — меланхолик

Положительные личностные качества:

  • Послушные;
  • Мягкие;
  • Застенчивые;
  • Речь обычно негромкая;
  • Дети с таким типом темперамента любят ухаживать за животными и растениями;
  • На занятиях ведут себя спокойно;
  • Усидчивы;
  • Отвечают на вопросы учителей не торопясь, медленно;
  • Им хорошо удаются письменные работы;
  • Домашние работы выполняются всегда аккуратно;
  • Отзывчивы и всегда готовы прийти на помощь;
  • Комфортно чувствуют себя в одиночестве;
  • Впечатлительны, благодаря чему при благоприятных обстоятельствах проявляют очевидные творческие наклонности и таланты.

Обратная сторона мел:

  • Робость;
  • Нерешительность;
  • Слабо развиты коммуникативные навыки;
  • С трудом вливаются в коллектив;
  • Стеснительность;
  • Погруженность в себя;
  • Тревожность;
  • Болезненно реагируют на оценку;
  • Мнительны и воспринимают любой пустяк как драму;
  • Выбирают позицию — быть «в тени»;
  • Теряются в конфликтных ситуациях;
  • Не любят быть перед публикой — например, отвечать у доски;
  • Если учитель делает такому ребенку замечание, то он потом будет долго по этому поводу переживать и сидеть подавленным;
  • Избегают общения, особенно — с малознакомыми людьми;
  • Имеют слабый тип нервной системы и поэтому достаточно быстро утомляются.

Что главное в контакте с ребенком-меланхоликом?

Старайтесь избегать в воспитании ребенка с темпераментом меланхолика критики, публичных замечаний, давления, крика и даже просто сильно повышенного голоса. Использование всего вышеперечисленного будет приводить к еще большей замкнутости. А Ваша цель — обратная: раскрепостить, дать поддержку, выявить таланты, которые зачастую ребенок скрывает, так как не знает, каким образом их предъявить. Именно меланхолики склонны в большей степени к быстрому появлению различных комплексов.

В качестве дополнительных работ для меланхолика прекрасно подойдут такие занятия, которые требуют терпения и усидчивости — например, рисование, конструктор, дизайн и т.д. Не забывайте, что у меланхоликов быстро истощается нервная система, поэтому утомляются они быстро. Приучайте ребенка к тому, чтобы он не боялся людей, чтобы его не пугал шум, чтобы он спокойно относился к новым знакомствам. Старайтесь расширять круг его общения. Не торопитесь, начните с одного сверстника, пусть ребенок попробует освоить формат доверительных отношений сначала с одним человеком. Потом уже, по достижению положительных результатов, можно будет увеличивать число новых друзей. Кроме того, меланхолики обладают хорошей внушаемостью, поэтому старайтесь не акцентировать много внимания на их недостатках, иначе это непременно закрепит личностную неуверенность в собственных силах и сформирует зажимы.

Стремитесь к тому, чтобы поддерживать яркие позитивные эмоции у детей и предлагайте им опираться на их сильные качества — эмпатию, способность сопереживать, готовность помочь. Обычно таким детям лучше всего дается самоутверждение в творческой сфере, и это важно учитывать в процессе работы — как воспитательной, так и коррекционной.

Теперь Вы знаете, какие типы детских темпераментов бывают, и данная статья поможет Вам лучше понять своего ребенка, а значит — выбрать правильный путь для его воспитания, уважая и учитывая личностные особенности.

Адаптационные сложности у детей в садах и школах

Многие родители очень гордятся тем фактом, что их дети отправляются в различные учебно-воспитательные заведения: детские сады и школы. Но в большинстве случаев у родителей при этом еще и возникают опа…

Как понять, что у меня «синдром отличницы»

Все мы “родом из детства”, а это значит, что, даже становясь взрослым человеком, люди часто продолжают жить прошлыми идеалами и попытками соответствовать ожиданиям — родителей, учителей, взрослых вооб…

Основные этапы сепарации с родителями

Я уже писала о том, что представляет собой сепарация и почему так важно ее пройти, поэтому в этой статье хочу поговорить более конкретно об основных этапах данного процесса. Но прежде всего хочу отме…

Процесс сепарации с родителями

Каждый родитель рано или поздно сталкивается с тем, что его ребенок вдруг начинает отстаивать свои границы, интересы и права, делая это иногда в достаточно резкой форме, а то и вообще в виде бунта. Мн…

Источник

Характеристика разных видов темперамента у детей

Юлия Андронова
Характеристика разных видов темперамента у детей

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа, наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охарактеризуем детей разных типов темперамента.

Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

У детей-холериков часто меняется настроение.Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они не сдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего,заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой.Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы.Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника — распыленности, разбросанности интересов; у холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.

У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.

В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения.

При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства их темперамента и возрастные особенности. Рассмотрим ее варианты, выделенные Т. Чирковой.

Следует обеспечить условия, необходимые для нормального развития ребенка. Если он болезненно реагирует на шум, создается фон тишины. Если не переносит смены обстановки, то ее избегают. Такую тактику целесообразно использовать на ранних этапах онтогенеза, особенно в младенческом возрасте. Заметим, что подобная тактика может привести к снижению приспособляемости психики, организма к условиям среды, поэтому она требует дополнения другими вариантами.

Второй вариант тактики взрослого предполагает формирование у ребенка черт характера, нивелирующих негативные особенности свойств темперамента. Черты характера проявляются тогда, когда варьируются условия жизни и деятельности ребенка в результате выработки у него навыков и привычек. Основное требование при использовании этого варианта — постепенность, последовательность, дозировка в ускорении или замедлении темпа деятельности. Например, меланхолик в ответ на постоянные требования выполнить действие быстрее начинает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Детям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не является недостатком, главное в работе — это качество результатов. Стремление педагога к быстрому успеху своих воспитательных действий может привести к укреплению отрицательных особенностей темперамента, нарушению доверительности в отношениях с ребенком. Описанная тактика «маскирует» свойства темперамента в привычных ситуациях. В иных условиях его свойства проявляются в «чистом виде».

Третий вариант в работе воспитателя предполагает усиление положительных и ослабление отрицательных сторон в поведении ребенка. Воспитателю следует помнить, что нет плохих или хороших свойств темперамента. Например, для меланхолика характерен повышенный уровень тревожности, который связан с высокой чувствительностью к разным раздражителям. Последняя обусловливает излишнюю впечатлительность и ранимость. Такие дети долго и серьезно переживают неудачи, что может приводить к неуверенности. Но в то же время уровень тревожности значим в жизни. Особое место он занимает в структуре эмоциональности. Тревожность может стимулировать активность и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоциональная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха.

В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.

В ряде случаев эффективной бывает тактика построения воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуального стиля деятельности. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Здесь индивидуальный стиль деятельности выражается в отношении ориентировочной и исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а другие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у других разнообразны. Для одних характерна аритмия, для других — размеренность. Такой ребенок затрудняется сразу воспроизвести усвоенный материал, а делает это успешно спустя 20-60 минут. Поэтому педагог может ошибочно предположить, что материал не усвоен. Но если не дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается.

Таким образом, главный принцип учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности.

Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи,.

Консультация для родителей «Значение разных видов художественного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста» Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом.

Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)» Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)». Тип темперамента Название игр Меланхолик Игра с лентами под медленную.

Консультация «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик» Особенности образовательной деятельности разных видов Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно.

Методическая разработка театрализованных постановок для детей раннего возраста с использованием разных видов театра Пояснительная записка. Театрализованные постановки прочно входят в мир ребенка уже с 2-х летнего возраста. Маленьких детей привлекают яркие.

Конспект НОД с интеграцией разных видов деятельности с детьми 3–4 лет «Поможем другу Хрюше». Фрукты и овощи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек» Разработка непосредственно.

Сценарий сказки «Сказка о типах темперамента» Сказка о темпераментах. Действующие лица: Ведущий, психолог, 4 рыцаря (Флегматик, Холерик, Меланхолик, Сангвиник) Великан Дракон Король.

Статья на тему: «Использование разных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ». Музыкальные занятия с ребёнком, имеющим множественные нарушения в интеллекте и психики, предполагает разнообразные виды совместной музыкальной.

Творческая работа «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школе Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школеОдна из ярких тенденций нашего времени – это признание важности личности.

Источник

Оцените статью