У чувств есть чувства дисней

Сексизм и расизм на студии «Дисней»: за что ненавидят Уолта Диснея

28 октября отмечается Международный день анимации. Какую студию знают все жители Земли, от Европы до Канады? Конечно, это «Дисней», одна из старейших мультипликационных студий, чей путь начался еще в 1923 году благодаря братьям Уолту и Рою Диснеям. Микки Маус и Дональд Дак, рафинированные принцессы и поющие гномики – изнанка волшебного мира «Диснея» на самом деле довольно неприглядна. «МИР 24» вспоминает неудобные моменты из истории студии «Дисней» – империи в мире мультипликации, которой сегодня принадлежат Marvel Studios, Pixar, Lucasfilm и телеканал ABC.

Суровые порядки Уолта

За годы работы студии Дисней оставил массу не очень хороших впечатлений у своих сотрудников. Деньги он платил только за время, проведенное непосредственно за работой. Время, которое тратилось на туалет, чашку кофе и даже заточку карандашей, вычиталось. Говорят, что Дисней мог стоять над художниками с секундомером. Его авторитарная длань простиралась даже на личную жизнь сотрудников. Близкие отношения между ними не допускались. Мужчины должны были ходить в костюмах и галстуках, а женщины – в длинных неброских юбках и блузках с длинным рукавом.

В середине 1930-х Диснею пришла в голову свежая мысль снять полнометражный мультфильм. Многие восприняли ее скептически, думая, что зрителя не удержишь полуторачасовым мультиком. Создание «Белоснежки и семи гномов» продолжалось три года. Требовательность Диснея достигла апогея, художникам приходилось раз за разом переделывать один и тот же рисунок. Ситуация осложнялась тем, что сам Дисней персонажей не рисовал, а те, что предлагались сотрудниками, казались ему неудачными. Фазовщики и контуровщики работали сутками напролет, получая за это все те же 12 долларов в неделю и обещания премии, если фильм окажется успешным. «Белоснежка» имела огромный успех, однако премий сотрудники так и не увидели. Зато Дисней построил большую студию, в которой начал применять свои новые идеи в области организации труда.

Так, под угрозой увольнения он запретил общаться мужчинам с женщинами, аниматорам – с контуровщиками и фазовщиками. Сотрудникам было запрещено вступать в профсоюзы, в том числе Гильдию мультипликаторов, что привело к забастовке в 1941 году.

Художники хотели признания студией «Дисней» гильдии и соблюдения ее положений. Забастовка длилась пять недель. За это время Уолт Дисней вышел к сотрудникам лишь однажды, чтобы сказать, чтобы те «лучше навели порядок у себя дома и перестали ворчать». В это время как раз шла работа над созданием «Дамбо», и дирекция, чтобы спасти проект, уговорила Диснея отправиться в отпуск, чтобы подписать договор с профсоюзом за его спиной.

Нельзя не упомянуть, что авторами многих легендарных персонажей «Диснея» были рядовые художники студии, чьи имена даже не упоминаются в титрах. Так, знаменитого Микки-Мауса создал главный аниматор студии Аб Айверкс.

Дисней против матерей (и вообще женщин)

Об отношении Диснея к женщинам осталось множество слухов. Якобы на своей жене Лилиан Боундс его вынудил жениться брат, и первое время после свадьбы он спал на раскладушке в своем кабинете. Якобы бил жену и не был рад известию о ее беременности. Якобы изменял ей всю жизнь направо и налево, однако достоверно все это не известно. Официальная информация говорит о том, что Дисней был примерным семьянином, что ребенка пара пыталась завести целых восемь лет (первые попытки закончились выкидышами), а после рождения родной дочери Диснеи удочерили приемную. Тем не менее некие странности в отношении к женщинам все-таки прослеживаются.

Дисней старался не брать на работу женщин, так как они могли забеременеть и уволиться в любой момент, к тому же, считал он, у них нет чувства юмора. До Второй мировой войны женщин принимали на работу только в техотдел, который занимался перенесением рисунков на пленку. В результате мобилизации количество мужчин-сотрудников резко уменьшилось, и ряды художников (ассистентов) пополнились замужними женщинами с детьми.

Исследователи заметили, что в мультфильмах студии «Дисней» часто отсутствует образ матери. Матери нет у Ариэль, Белль, Жасмин, Алладина, Золушки, Белоснежки и Бэмби. Конечно, сюжет про падчерицу, которую травит мачеха, очень распространен и в народных, и в авторских сказках (родные матери Белоснежки и Золушки действительно умерли, как и мать Бэмби в романе Феликса Зальтена). Однако сегодня «Диснея» обвиняют в эксплуатации этой темы в угоду удобству сюжета и слезовыжимательному эффекту.

В тех мультфильмах, где матери все-таки присутствуют, они крайне незаметны и неважны, как в «Спящей красавице» или «Короле Льве». Кроме того, исследователи обнаружили, что женские персонажи в мультиках «Диснея» редко получают поддержку от других женских персонажей.

ФОТО: DPA/TASS

Симпатии фюрера и расистский скандал

Диснея обвиняют в расизме и, в частности, антисемитизме и ставят в один ряд с Генри Фордом. Якобы глава студии анимации не брал на работу евреев и избегал общения с ними. Якобы до вступления США во Вторую мировую войну Дисней открыто симпатизировал нацистам, общался с Лени Рифеншталь (автором знаменитого «Триумфа воли») и помог организовать в Америке просмотры ее «Олимпии». А на Рождество 1937 года Геббельс подарил Гитлеру коллекцию мультфильмов о Микки Маусе. Однако утверждать точно, что Дисней был расистом, все-таки сложно, хоть в «Трех поросятах» действительно была сцена, в которой переодетый в еврея волк стучится в домик. Как бы то ни было, в 1943 году «Дисней» выпустил короткометражный антинацистский мультфильм «Лицо фюрера» из серии про Дональда Дака, который удостоился «Оскара».

Есть мнение, что компания Уолта Диснея, испытывавшая финансовые сложности из-за дорогостоящих и не всегда окупавшихся в прокате проектов, вообще хорошо заработала на войне. Дело в том, что в то время правительству США потребовались пропагандистские и учебные фильмы, и в эту работу активно включилась студия «Дисней». В честь мультфильма «Победа через мощь в воздухе» ВВС США даже назвали новую авиационную бомбу с ракетным ускорителем «бомбой Диснея». Одним из главных пропагандистов стал Дональд Дак, лично уничтожавший врага и напоминавший согражданам о необходимости вовремя платить налоги, чтобы у государства были деньги на борьбу с фашизмом.

Однако в 1946 году студию настиг скандал на расовой почве. Не всем понравились «Песни Юга» – фильм с анимационными вставками, основанный на сборнике афроамериканского фольклора «Сказки дядюшки Римуса». Чернокожие американцы возмутились стереотипным изображением бывшего раба – дядушки Римуса. Не помогло даже то, что ради грамотной проработки всех острых углов Дисней нанял двух сценаристов с разных сторон баррикад, южанина Далтона Реймонда и левака Мориса Рапфа. В итоге Диснея обвинили в идеализации рабовладельческого строя и поддержании расовых стереотипов.

Поскольку стать другом афроамериканцев у Уолта Диснея не получилось, он перенес премьеру в Атланту, где на тот момент еще действовали сегрегационные законы. Исполнителю роли дядюшки Римуса, правда, не удалось даже снять там номер в отеле, не то что появиться на премьере фильма о распевающем песни на фоне идиллических плантаций негре и его друзьях – белых детях и рисованном Братце Кролике. Критики обвинили картину в обилии клише, однако она хорошо окупилась в прокате и даже получила «Оскара» за лучшую песню.

Источник

Что такое преджизнь, потерянные души и искра? Отвечают создатели мультфильма «Душа»

21 января в российский прокат выйдет «Душа» — новый мультфильм Pixar от авторов «Головоломки». Алиса Таежная поговорила с создателями анимационного фильма о концепции преджизни, потерянных душах и той самой искре.

— Pixar и Disney повлияли на миллионы детей по всему миру, на мультфильмах вашей студии выросло не одно поколение. Вы чувствуете эту ответственность, когда придумываете что‑то новое?

Пит Доктер: Теперь, когда вы об этом заговорили, чувствую. Я начинал работать в Pixar 30 лет назад, в 1990 году, и тогда мы очень вдохновлялись старым классическим «Диснеем», чтобы придумать анимации новое направление. И когда Стив Джобс продал компанию «Диснею», с одной стороны, было чувство, что закончилась эпоха, а с другой — все как будто закольцевалось . Ведь в начале карьеры мы были в таком восторге от того, что «Дисней» делал в 30–50-е годы.

Конечно, я думаю о том, как дети будут смотреть и как примут наш следующий фильм, но стараюсь не фокусироваться на том, повлияю ли на чьи‑то судьбы. Наша главная ответственность перед зрителями — хорошо рассказать историю. Для этого нам надо в первую очередь погрузиться в себя, найти собственное видение, а потом просто передать его детям.

— Над «Душой», как и любым другим большим мультфильмом, работают сотни людей. Как работать с чужим вдохновением, когда его так много?

Дана Мюррей: Каждый мультфильм — это художники, выдуманный мир и его персонажи. И да, каждый рабочий день — это нескончаемый поток общих идей, и они всегда новые. Сейчас самое большое вдохновение для нас — выпустить мультфильм и показать его миру. Для нас очень важно, чтобы «Душу» увидели именно сейчас, и мы очень ждем реакции зрителей.

— Главный герой «Души» — джазовый музыкант Джо, человек, для которого мелодия — основной способ общения. Вы считаете музыку универсальным языком?

Кемп Пауэрс: Да, совершенно верно. Музыка — как математика: ее можно воспринимать с любыми взглядами и на любом языке. Ее уникальное свойство — когда ты слышишь любимую музыку, то чувствуешь, что ее написали именно для тебя. Музыка добирается до нас так, как ничто другое не способно добраться. Именно поэтому у музыки такой долгий роман с анимацией. И неслучайно классикой можно убаюкать даже младенца, так устроен наш мозг. Да и я сам, уже взрослый человек, до сих пор сплю под классическую музыку.

— «Душа» — мультфильм о сверхъестественном и ускользающем, что человеку трудно не просто представить и выразить, но и тем более нарисовать. Я знаю, что вы общались с психологами, теологами и биологами, чтобы разобраться, что такое душа. Что нового они вам рассказали, о чем вы не задумывались или не догадывались?

Дана Мюррей: Нас удивило, что большинство людей, независимо от религиозных взглядов и занятий, одинаково думали о душе. Они повторяли одни и те же слова: «эфемерный», «физический», «оживающий» . Мы искали способ не просто облечь это в образ, но еще и придумать симпатичного персонажа, что очень важно для анимации. Большинство религий рисуют жизнь после смерти, и в этих вопросах конфессии как раз сильно не соглашаются друг с другом. А вот концепций преджизни на самом деле очень мало. И мы решили — вот наш шанс разгуляться, многое придумать и при этом никого не обидеть.

— Невозможно представить, чтобы в игровом кино эта история смотрелась бы так непринужденно.

Пит Доктер: Уровень абстракции и нереальности — то, что я продолжаю нежно любить в нашем жанре. Сейчас спецэффекты достигли такого уровня, что снять можно примерно все — но получится ли в это поверить? Именно поэтому мы осознанно решили снимать историю, которая возможна только в мультфильме. Анимация делает с нашим сознанием удивительные вещи. Мы просто принимаем нарисованное за данность, переносимся в альтернативный мир без малейших колебаний, типа, пусть будет так. Только с мультфильмом ты с легкостью принимаешь странное как естественное, мгновенно теряешь скепсис.

А еще анимация помогает расширить понимание персонажей, удариться с ними в крайности и не выглядеть глупо: ворчливые и дикие, наши герои гармонично живут в мультфильмах, но их будет очень трудно принять в игровом кино.

— В «Душе» есть очень сильные и печальные образы потерянных душ, которые годами бродят в темноте и бубнят себе под нос одно и то же. Очень современный и своевременный образ. Как вы придумали этих героев? Что вообще для вас значит потерянная душа?

Пит Доктер: Больше всего в идее потерянной души нам нравится то, что это не что‑то искусственное и выдуманное: каждый из нас может потеряться в определенный момент своей жизни. А потом выбраться обратно.

Но очень часто этот же порыв отделяет нас от мира вокруг и людей в нем. Ты можешь так утонуть в работе и любимом деле, так желать этого погружения, что незаметно исключишь себя из жизни. Придумывая сценарий, мы думали не только о потерянной душе, но и о загадочном пространстве Зоны, где человек проживает то же самое, но в позитивном ключе. Нам хотелось передать мысль, что оба состояния не очень отличаются — это просто два способа раствориться.

Кемп Пауэрс: Думаю, не только из нашего мультфильма, но и из самой жизни понятно, что чем больше мы находимся в контакте с миром вокруг, тем мы умиротвореннее и наполненнее. Музыка и любое другое страстное увлечение могут работать как на сближение, так и на отдаление с другими. Нам важно было показать именно это.

— Одна из идей «Души» — искра внутри каждого. Искра — что это вообще такое? Как вы ее для себя объясняете?

Пит Доктер: Сейчас я заспойлерю, но наш главный герой в начале мультфильма считает, что искра — это страсть, с которой мы движемся по жизни, наша амбиция. Предназначение, которое надо обязательно выполнить. Но в «Душе» мы вместе с ним приходим к выводу, что свою роль надо искать, она не задана заранее . Искра — это просто естественное человеческое желание жить, и да, она есть внутри любого из нас. Но как распорядиться ей, каждый человек решает сам.

— «Душа» выходит в такое время, когда людям — и не только детям — необходимы утешение и надежда на лучшее завтра. Как вы сами справлялись с кризисом ковида? Что вас держало на плаву?

Пит Доктер: Вернусь к моей мысли о связи с миром: я очень много думал о том, как не выключаться из жизни, не замыкаться в себе. Выходил на прогулку, вдыхал запахи, пробовал вещи на вкус, даже наклонялся и трогал землю под ногами . Это приводило мои мысли в состояние покоя. Что‑то типа: окей, такое уже бывало прежде и еще случится, мы, люди, всего лишь нечто временное и проходящее в истории Земли, и это нормально.

Дана Мюррей: Что я точно стала делать куда меньше, так это смотреть новости. И я еще задумалась о благодарности за то, что у меня уже есть. Очень легко покатиться по спирали вниз, закольцовывая одни и те же негативные чувства. А мне хочется быть хорошим примером для детей, чтобы поддерживать их бодрость духа. Перед детьми нельзя терять лицо, и мы с мужем много думали о том, как ведем себя в их присутствии даже в мелочах.

Кемп Пауэрс: А я просто смотрел на свою собаку. Вот уж кто всегда в хорошем настроении. Псу все ясно по жизни. Что бы ни происходило в мире, у собаки один ответ: облизать лицо и помахать хвостом. В какой‑то момент я просто решил относиться к происходящему, как он, и смотреть на мир его глазами.

Источник

Оцените статью