У большинства людей чувство родины

У большинства людей чувство родины

НЕТ НИЧЕГО ДОРОЖЕ РОДИНЫ

СТИХИ * ВЫСКАЗЫВАНИЯ * ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более я стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными не из его недр.

Можно состариться и не узнать, что любишь отечество; но для этого надо остаться в нем. Суть весны мы познаем зимою, за печкою поют лучшие майские песни.

Родина — наша вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче.

Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от роди-ны, неотъемлемость переживаний вместе с ней её счастливых и несчастливых дней.

Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей!

Кроме матери родной,
Нету матери на свете.
Кроме родины – иной
Нет родной земли на свете.

Россия нуждается не в возрождении, а – в очищении и восстановлении.

Что такое Отечество? Это сумма экономических, юридических, политических и т.п. фактов и идей, завещанных нам отцами.

Страна не есть какое-нибудь дополнение к населению, индивидуумам, составляющим её; она сама является душой, совестью, личностью, живой силой.

Были люди до нас, теперь есть мы, будут и после нас. Воин русский на поле Куликовом – это воин при Кунерсдорфе. Воин при Кунерсдорфе – это воин на поле Бородинском. Воин на поле Бородинском – это воин на Шипке. Воин на Шипке – Это защитник Брестской крепости…
Изменились идеи, другими стали люди. Но родина у них по-прежнему одна – это мать-Россия; и во все времена кровь проливалась во имя одного – во имя русского Отечества. Мы не провожали в поход павших на поле Куликовом. Не нас разбудили рыдания Ярославны.
Мы не знаем имен, замерзших на Шипке… И все-таки мы их – знаем! Да, мы их помним, мы их видим, мы их слышим, мы их никогда не забудем. Ибо это наши предки, читатель.
В истории есть голос крови. Этот голос ко многому нас обязывает. Не будем искать славы для себя.

Мы говорили в дни Батыя,
Как на полях Бородина:
Да возвеличится Россия,
Да сгинут наши имена!

И вокруг любви непобедимой
К сёлам, соснам, к ягодам Руси,
Жизнь моя вращается незримо,
Как земля вокруг своей оси!…

Родина — это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы…
Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости.

У большинства людей чувство родины в обширном смысле — родной страны, отчизны — дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна.

Вы ещё не любите Россию: вы умеете печалиться да раздражаться слухами обо всём дурном, что в ней ни делается, в вас всё это производит только одну чёрствую досаду да уныние. … Если вы любите Россию, вы будете рваться служить ей..

Россия всегда была страной философской. Но философской не в немецком и европейском смысле этого слова. Философия России всегда была сердечной философией, философией духа.

…Подобно тому как цветок вырастает из зерна, наша любовь к Родине имеет своим истоком тот «уголок земли», где мы родились и выросли.
В раннем детстве мир наш ограничивается комнатами отчего дома, позднее — счастливым осознанием своей кровной причастности к тому священному и высокому, что называется именем родной страны.
В далёких скитаниях я бережно носил имя и образ Родины в сердце, как носят в потаённом медальоне портрет матери. Я люблю на своей великой Родине всё — и её печальные тундры, и её реки, и её новостройки, волшебно оживляющие бесплодные недавно пустыни, и её дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы.

В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, — сколько возможно больше и сколько возможно лучше.

Образ Родины всегда конкретен. Он не может быть расплывчатым, общим. Любят родной край, где родился и вырос. У одного это неоглядные степные просторы, у другого — оры, рисующие ломаную линию на фоне неба. У одного — палящее солн-це над головой, у другого — холодные вспышки северного сияния. У одного это тишина деревенского полдня, у другого — разноголосица городской улицы.

Любовь к Отечеству — это готовность защищать его независимость. Из этого складывается патриотизм — чувство великое, необходимое, прекрасное. Оно вбирает в себя любовь к Родине, преданность ей, стремление своими делами служить её интересам.

Истинный патриотизм можно определить как любовь к своей стране, уважение ко всем живущим в ней людям, знание обычаев и традиций своего народа, преданное служение на благо страны. Патриот – это тот, кто в любой ситуации ставит интересы страны выше своих собственных потребностей. Патриотизм направлен на истинное благо и процветание страны, которых нельзя достичь за счёт безнравственных поступков.

Истинная любовь к своему народу, своей Родине невозможна без любви и уважения к другим странам и народам. В этом и заключается патриотизм — не противопоставление себя всему миру, но уважение и глубокое понимание своего народа, чувство ответственности за судьбу своей страны, помогающее видеть истинную ценность любой другой культуры.

Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.

Ты не один в этой огневой буре русский человек. С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый мастеровой Пётр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества. С каким мужеством они служили ей!… И куда бы ни отправлялись за далёкие рубежи, кланялись в пояс родимой, и был им слаще мёду горький, полынный прах её дорог.
И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословенье матери, на груди. И где бы ни оказался веленьем истории русский человек, сердце его, как стрелка компаса, неуклонно бывало устремлено в одном заветном направлении, в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла столетья русская земля.

Известно, что чувство Родины в каждом гражданине соразмерно его личному творческому вкладу в общее дело, отсюда легко объяснить и патриотизм истинного труженика, и политическое безразличие мещанина.

…Гражданин не может состояться в человеке, оторвано от корневой системы своего народа. И потому всё воспитание молодых – от букваря до вузовской скамьи – надо пронизать действенной хозяйской привязанностью к Родине и её природе, ко всему, что составляет дедовское наследие, на чём лежит отпечаток мечты и золотых рук наших гениев.

Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Это сродни обучению писательскому или художественному мастерству: педагог может и не знать, получится ли из его ученика творец гениальных композиций, но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии, верит в это и одержим этим. Камень за камнем вместе складываем мы здание, имя которому — любовь к России.

Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная любовь — тебе, все наши помыслы с тобой»

О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками месточтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селеньями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена земля Русская…

(«Слово о погибели Русской земли»)

Узнавание Родины многослойно и многообразно, как многообразно и многослойно познание тайн искусства, изучение природы, постижение закономерностей бытия. К цели ведёт не одна дорога, но главное — однажды ступить на свою дорогу, затем надо идти не сворачивая.

Сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти.

История – могучий фактор воспитания сознательного патриотизма. Принижать свою истроию, забывать её — значит оплёвывать могилы своих предков, боровшихся за родную землю…

Источник

Урок развития речи. Дискуссия «Что такое патриотизм?» (11 класс)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Урок развития речи представлен в форме дискуссии на тему «Что такое патриотизм?» Учащиеся учатся доказывать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия, извлекать необходимую информацию из разных источников.

Скачать:

Вложение Размер
Урок-дискуссия на тему «Что такое патриотизм?» (11 класс) 94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

города Суража Брянской области

«Что такое патриотизм?»

учитель русского языка

Урок развития речи

Дискуссия «Что такое патриотизм?»

  1. Повторить правила деловой дискуссии.
  2. Формировать умение участвовать в дискуссии, доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия, извлекать необходимую информацию из различных источников.
  3. Способствовать развитию устной речи учащихся и творческого потенциала.
  4. Способствовать воспитанию чувства патриотизма.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация; раздаточный материал.

Предварительное домашнее задание:

  1. провести анкетирование и проанализировать результаты (инд-но);
  2. выучить наизусть стихотворения (инд-но)
  1. Вступительное слово учителя

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имён сказать: Россия!

Сильнее всех имён произнести

И на устах отрадно пронести

К поющим волнам, что вдали синеют.

(Александр Андреевич Прокофьев «Мне о России надо говорить…»

Каждый человек неразрывно связан со своим Отечеством, поскольку его жизнь и под крышей дома своего, и в любом уголке природы, где душа отдыхает, и среди людей и общих традиций, обычаев, нравов взращивает чувство любви к Родине, ощущение собственной причастности к ее судьбе. (Слайд 2)

Отдавали ли вы себе когда-нибудь в этом отчет? Не щемило ли ваше сердце от радости, боли, печали, нежности, когда вы бродили по полям, лугам, лесам своей страны, окунались в воды ее рек, озер, морей, чувствовали ширь, необозримый простор и непостижимую красоту? Не хотелось ли вам вобрать в себя всю эту красоту, раствориться в ее необъятном величии, защитить от посягательств?

Уважаемые старшеклассники! Сегодня мы проводим урок-дискуссию на тему «Что такое патриотизм?» (Слайд 3)

Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Сегодня мы попытаемся разобраться в сути патриотизма, в его истоках; вы продемонстрируете своё умение рассуждать, спорить, отстаивать свою точку зрения по проблемным вопросам.

II . Акцентуализация знаний

— Что такое дискуссия? (Слайд 4)

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.

— Назовите правила ведения дискуссии

III . Ход дискуссии

1 . С чего начинается Родина?

Прослушаем песню в исполнении Марка Бернеса.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре, (Слайды 5 — 16)

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе,

А, может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзы, что во поле

Под ветром, склоняясь, растёт.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской будёновки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается

Со стука вагонных колёс

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своём сердце принёс.

С чего начинается Родина?

Проверка домашнего задания

«Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?» (В. М. Песков) (Слайд 17)

А) Чтение стихотворения З. Александровой «Родина» (Слайды 18 -28)

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка — скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Б) (Слайд 29) Учитель:

Любовь к родине «начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей

стране — к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре». (Д. С. Лихачёв)

Согласны ли вы с мнением академика?

Поделитесь своими мыслями на эту тему.

В) Выразительное чтение наизусть стихотворения А. Туймановой «Навсегда с тобой!» (Слайды 30 -36)

Г) Выразительное чтение наизусть стихотворения В. Овчинникова «Мой Сураж» (Слайды 37 — 46)

Д) Ю. Нагибин пишет: «Наверное, оскомину набила фраза, что любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку, двору, дому. Но это святая правда, которую все знают умом, но далеко не все ощущают жаром и болью сердца».

Е) Словарная работа (Слайды 47 -48)

Родина – 1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого- чего-нибудь.

Отечество ( высок.) – Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот – 1. Человек, проникнутый патриотизмом. Истинный п.

2. Человек, преданный интересам какого-н. дела, глубоко привязанный к нему.

П. своего завода.

(С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.)

Гражданин – 1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. 2. Взрослый человек, а также форма обращения к нему. (СО)

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».

З) Обсуждение вопросов и результаты анкетирования (Слайд 49)

— Кто такой патриот?

— Считаете ли вы себя патриотом?

— Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию России?

Александр Трифонович Твардовский в статье «О родине большой и малой» писал: «У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и – в великом целом своём – для всех одна».

Вывод: Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа — такие простые, теплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в каждом сердце.

2. Гордитесь ли вы своей страной? (Слайд 51)

— В какие именно моменты испытываете национальную гордость?

— Какие эмоции вызывает у вас гимн нашей страны?

— Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны?

Испытываете ли горечь за поражения и ошибки?

В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Мне кажется, что ругать свою историю, — это все равно, что придавать анафеме своих родителей. Я люблю свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, но я хочу, чтобы она была лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия, зла. Тем не менее, я горжусь своей Родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами.

«Не зная прошлого нельзя любить настоящее, думать о будущем».

«Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнём домашнего очага выражаются дорогим словом О Т Е Ч Е С Т В О. .. Любовь надо воспитывать». (В. М. Песков)

3. Считаете ли себя истинно русским человеком? (Слайд 53)

— Как относитесь к чистоте русской речи?

О русском языке:

Сегодня наш русский язык болен. Он мучительно переживает нашествие «сленгов», с экранов телевизоров постоянно звучат американизмы: «о’кей», «вау», «йес», магазинные вывески пестрят словом «шоп». Речь молодых людей щедро насыщена нецензурными словами. Вседозволенность и свобода (может быть, распущенность?) во всем: в книгах, песнях, кинофильмах. Где же великий русский язык?

Хочется процитировать Михаила Ломоносова: «Язык, которым Российская держава великой частью света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает».

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии творить чудеса!»

« Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. В нём претворяется в мысль, в картину, в звук небо отчизны, её воздух, физические явления, её климат, её поля, горы и долины, её бури и грозы. В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни». (К Ушинский)

Пусть напутствием станут слова А. Ахматовой:

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

— В чём различие между понятиями «русский» и «россияне»? (Слайд 54)

Русский – 1. Народ, составляющий основное коренное население России.

2. Относящийся к русскому народу, к его языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к России, её территории, внутреннему устройству, истории; такой, как у русских, как в России. (СО)

Российский – относящийся к россиянам, к русским, а также к России, её территории, внутреннему устройству, истории; такой, как у россиян, как у русских, как в России. (СО)

Россияне — 1. То же, что русские (устар., обычно высок.)

2. Общее название населения России. (СО)

— Что такое национализм?

Национализм – 1. Идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим. 2. Проявление психологии национального превосходства, национального антагонизма, идеи национальной замкнутости. (СО)

Антагонизм – непримиримое противоречие. (СО)

Приведите примеры проявления национализма.

Нацистская Германия преподнесла миру чудовищный пример геноцида, взяв на вооружение расистские идеи о превосходстве особой расы арийцев, избранного народа, который должен управлять всем миром. Фашисты стремились полностью уничтожить людей ряда национальностей (евреев, цыган), а другие «неполноценные» народы (славян, например) подчинить «истинным арийцам», сделать рабами.

Сейчас появилось множество неонацистских партий и движений, которые используют идеи расизма и шовинизма для повышения своего авторитета и популярности. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости навести порядок силой, для чего создаются боевые отряды. И чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще убедить его в собственной исключительности и наличии врагов.

Словарная работа (раздаточный материал)

Шовинизм – крайний национализм, проповедующий национальную и расовую исключительность и разжигающий национальную вражду и ненависть. (СО)

Фашизм – идеология воинствующего расизма, антисемитизма и шовинизма, опирающиеся на неё политические течения, а также открытая террористическая диктатура одной господствующей партии, созданный ею репрессивный режим, направленный на подавление прогрессивных общественных движений, на уничтожение демократии и развязывание войны. (СО)

Антисемитизм – одна из форм национальной нетерпимости – враждебное отношение к евреям. (СО)

Расизм – реакционная теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой. (СО)

Национализм — один из принципов идеологии и политики, заключающийся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражде.

— В чём разница между патриотизмом и национализмом? (Слайд 56)

«Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим».

— Как избежать проявления национализма?

Необходимо повышать национальное самосознание!

Все люди под одним небом живут. (Восточная поговорка.)

Величие нации не измеряется ее численностью, как величие человека не измеряется его ростом. (В. Гюго)

(Слайд 57) Из всеобщей декларации прав человека :

Все люди рождены свободными и равными в правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными Декларацией, независимо от национальности, языка, расы, пола, религии; социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности; величины и мирового значения его страны.

4. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой? (Слайд 58)

— Нужны ли стране профессиональные военные?

«Выше всего стоит готовность страдать и умереть, то есть самоотвержение…

Оно даёт силу перетерпеть до конца, принести Родине жертву высшей любви».

— Престижна ли профессия офицера? (Результаты анкетирования)(Слайды 59 – 60)

— Вы за или против службы в армии?

Еще в древних Афинах человек, не прошедший воинской службы, не мог стать полноправным гражданином.

В Советском Союзе служба в рядах нашей армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В военные училища, которые давали отличную не только военную, политическую, но и инженерную подготовку, стремились многие, профессия офицера была престижной.

Сегодня в нашем обществе сложилось неоднозначное отношение к армии и, соответственно, к вопросам службы в ней. Только 50 человек из 1000 призываемых идут в Российскую Армию.

В настоящее время в российской армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, из-за военных действий в Чечне почти срываются призывные кампании, оборонная промышленность недостаточно финансируется, из-за этого русская армия недостаточно оснащена современной военной техникой, тем не менее, за границу продаются самые лучшие образцы нашего оружия. А ведь еще Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую.

(Слайд 61) Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

После долгого, изнуряющего времени осады, когда в сопротивляющемся врагу городе уже не осталось воды и провианта, а люди падали от усталости и голода, неожиданно на полуразрушенной городской стене появился старичок.

«Если среди вас, — обратился он к измученным людям, — найдется мать, которая согласится замуровать своего единственного сына в эту стену, то враг немедленно отступит». И нашелся подросток, убедивший свою маму пойти на такой шаг. Его замуровали. Враг отступил.

Прошли века. И люди не перестают из уст в уста пересказывать эту легенду как нравственно-духовное богатство, соединяющее и глубину чувств, и безграничную любовь к Родине, и нравственную чистоту.

5. Кто такой патриот современной России? (Слайд 62)

— С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?

— Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?

— Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке?

Результаты анкетирования и обсуждение (слайды 63 -64):

— Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

— Есть ли у Вас пример для подражания?

— Хотели бы вы уехать из страны?

— Хотели бы вы родиться и жить в другой стране?

Звучит музыка Огинского

Учитель читает фрагмент текста В. П. Астафьева (ГИА – 2011, с. 330 – 332)

Слайд 65: «Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине». (В. П. Астафьев)

Как вы понимаете смысл этого предложения?

Приведите примеры русских поэтов, писателей, живших в эмиграции. Как они относились к своей стране?

После революции, в годы гражданской войны из России уехало много образованных людей, деятелей науки, культуры. В 1922 году по постановлению государственного политического управления как наиболее «активные контрреволюционные элементы» были высланы профессора, врачи (Н. Бердяев, Ю. Айхенвальд, М. Осоргин, И. Ильин и др.). Вне России оказались такие писатели, как А. И. Куприн, А. Аверченко, Н. Тэффи, В. Ходасевич, М. Цветаева, Саша Чёрный, И. Шмелёв, А. Н. Толстой, Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Набоков, Л. Н. Андреев, К. Бальмонт, А. Белый и др.

Тема уходящей Родины, оставленной России, защита нравственных ценностей – это ключевые вопросы, к которым обращались писатели-эмигранты в произведениях, написанных в изгнании.

К. Бальмонт не принял Октябрьскую революцию и социализм, в 1920 году выехал с разрешения властей на лечение во Францию и остался в эмиграции (умер в приюте «Русский дом» недалеко от Парижа).

Он тягостно переживал своё изгнанничество: «Я живу среди чужих»; «Мне душно от воздуха летнего Парижа»; «Я ушёл из тюрьмы, уехав из Советской России… Но нет дня, когда я бы не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться».

О своих детских годах в Москве вспоминает И. Шмелёв в книгах «Лето Господне» и «Богомолье». (Учебник,11 класс, часть 1, с. 70-71,72).

18 лет прожила в эмиграции М. Цветаева . Страстно, до боли влюблённая в Россию, она чувствовала себя ненужной, выброшенной во времени. В стихах эмигрантского периода трагически звучат мотивы сиротства, потери родины: «По трущобам земных широт // Рассовали нас, как сирот». Отлучение от родины, по Цветаевой, для русского смертельно: «Доктора узнают нас в морге по не в меру большим сердцам».

Задумаемся над вековой истиной, рожденной в V веке до нашей эры и принадлежащей греческому баснописцу-мудрецу Эзопу : «Людей, покидающих отечество для чужих краев, на чужбине не уважают, а на родине чуждаются». Не представляется ли она вам удивительно современной сегодня?

Так, может быть, любовь к Родине, тебя родившей, Отечеству, тебя вскормившему, — непреложная истина, открытая и утвердившаяся человеческим опытом предшествующих поколений, и важнейшая духовная ценность?

Обратимся к вековому опыту, отвечая на вопрос, и вдумаемся в изреченную разными народами мысль об этом.

Дым отечества ярче огня чужбины. /Античный афоризм/

Если ты лишний дома, станешь ли ты своим среди чужих? /Киргизская пословица/

На чужбине еще больше родину ценят. /Афганская пословица/

Самое дорогое для человека на чужбине — родина. /Арабская пословица/

Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни. /Осетинская пословица/

Достаточно ли убедителен результат человеческого опыта?

Так пусть предостережением нам послужит древнее изречение: «Тот, кто всюду живет, нигде не живет».

IV. Подведём итоги

Кто такой патриот современной России? (Слайд 67)

Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем, что он — патриот; или тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью, обустроить собственный быт?

Знаменитый историк Николай Михайлович Карамзин подчёркивал, что от патриотизма зависит нравственное могущество государства. Он различал физический, моральный и политический патриотизм.

Физический патриотизм – это любовь к родной земле, к родной природе. Моральный – это любовь к людям, с которыми рос, воспитывался, жил. А политический – это любовь к славе Отечества, желание работать для его пользы. Истинный патриот, по мнению Карамзина, сочетает все три вида патриотизма.

Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими? (Слайд 68)

«…подвиг является понятием нравственным, нормой поведения людей с высоким чувством патриотизма без всякого пафоса, основанным на любви к своим близким, своему дому, своей стране». (С. Кульпин)

«Зарисовать, описать, сфотографировать – всё это под силу любому, кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края». (С. Михалков)

Поделитесь своими впечатлениями

— Какие вопросы особенно вас взволновали?

— Над какими проблемами вы задумались?

— Изменилось ли ваше мнение по каким-либо вопросам?

VI. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение по тексту

Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький посёлок где–нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру всё новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, «провинцией» в этом случае способен оказаться и большой город, но центр по-прежнему там, на нашей «малой» родине. Её сменить нельзя.

«Малая» родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из неё и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образцами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки. Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Немало в жизни повидал я всяких красот, но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет. Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства родины.

«Малая» родина – это не только природа в деревне и история в городе, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определённые склонности, вынесенные из самой земли вместе с солью. Это «родимые» пятна каждого человека, а в писателе они видны в особенности. (По В. Распутину)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

VII. Заключительное слово учителя (слайд 69)

Подытоживая сказанное, вспомним слова К. Ушинского: «Наше отечество, наша родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку и живут отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. А матерью зовём потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете и кроме России разных хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина».

Пусть как признание в любви прозвучит стихотворение С. Васильева «Россия»

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос, звонкий как ручей.

Одною общею судьбою

Навеки связаны с тобой,

Горжусь, как матерью, тобою,

Благословляющей на бой.

В день расставанья, в миг разлуки

В часы бессменного труда

В глухую ночь грозы военной

И в светлый полдень торжества

Несу в себе, как дар бесценный,

Огонь великого родства.

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный зной твоих равнин.

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою,

С могучим, быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю,

Твержу всем сердцем наизусть

Все то, что гордо называю

Одним широким словом: Русь.

Но я пою и славлю ныне

Не твой ромашковый покой,

А славлю Русь, как героиню,

Как землю гордости людской.

Люблю тебя, моя Россия,

За твой характер боевой,

За испытанья грозовые,

За величавый облик твой.

Люблю тебя за то, что снова

В борьбе свободу ты спасла,

Что ты решающее слово

С мечом в руках произнесла.

VIII. Оценивание учащихся (Слайд 86)

Вопросы для анкетирования

1. По вашему мнению, кто такой патриот?

2. Считаете ли вы себя патриотом?

3. Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию России?

4. Хотели бы вы уехать из страны?

5. Хотели бы вы родиться и жить в другой стране? Почему?

6. Престижна ли профессия российского офицера?

7. Как вы относитесь к службе в армии? (За / против) Почему?

8 . А) Юноши . Готовы ли вы пойти служить в армию или будете искать все возможные средства, чтобы избежать службы?

Б) Девушки . Принципиально ли для вас, чтобы молодой человек (будущий муж) служил в армии?

9. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

10. Читаете ли вы периодические издания, книги не по школьной программе?

11. Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?

12. Есть ли у вас пример для подражания? Кто?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проведен по технологии развитие критического мышления через чтение и письмо. Умение воспринимать, перерабатывать, а потом использовать информацию является основой успешности ребенка и в школе, и .

Данная презентация является сопроводительным материалом к уроку развития речи в 5 классе «Что такое текст».

Учителя – словесники знают, как трудно учить пятиклассников грамотно использовать средства языка. Общеизвестно и то, что сочинения «помогают» писать своим чадам.

Урок развития речи в 5-м классе по теме:»Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?»Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно.

Тип урока: развитие речи.Цели сформировать у школьников навыки написания сочинения — рассуждения на морально-этическую тему сформировать умение учащихся понимать основную мысль .

Урок-исследование, в ходе которого выясняется основное отличие птиц от других животных (тело птиц покрыто перьями).

Вы обращали внимание на то, как говорят люди? Одни – увлекательно, ярко, захватывающе; другие – неинтересно, блёкло, скучно. Почему так? Всё дело в мастерстве владения словом, в качестве р.

Источник

Оцените статью