Воспитательная программа по военно-патриотическому направлению
рабочая программа (5 класс)
Комплекс мероприятий, направленных на формирование у учащихся чувства любви и гордости к Родине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание патриотизма у учащихся Старотябердинской сош | 52.77 КБ |
prezentatsiya_programmy_abulhanovoy.pptx | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Старотябердинская средняя общеобразовательная школа
имени М.К. Кузьмина» Кайбицкого района РТ
«Я – гражданин России»
Для учащихся средних классов
«Классный руководитель года»
Программа патриотического воспитания учащихся
«МБОУ «Старотябердинская сош им. М.К. Кузьмина Кайбицкого района РТ»
«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Классный руководитель учащихся 5 класса
Абульханова Татьяна Васильевна
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
- формировать представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важных Законах нашей страны;
- формировать представление об историческом прошлом России и ее героизме;
- пробуждение интереса к малой Родине;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
- знание о символах государства — Флаге, Гербе, Гимне России, Татарстана, района;
- изучение прав и обязанностей гражданина России;
- формировать знания о национальных традициях своего народа и уважение к ним, воспитание толерантности, культуры общения;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
- создавать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
- умение отвечать за свои поступки.
Сроки реализации программы
2018-2019 и 2019-2020 уч. гг.
Обучающиеся 5–8-х классов, педагогический коллектив школы, родители, общественность, органы местного самоуправления.
- повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
- формирование гражданской грамотности учащихся;
- внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы;
- возрождение духовных ценностей школьников;
- улучшение условий для формирования патриотических чувств.
- обеспечение духовно-нравственного единства в школе;
- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего народа;
- сформированность у учащихся школы идеала жизни и идеала человека.
Форма контроля над реализацией программы
Анализ работы, подведение итогов, внутришкольный контроль
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент – это патриотизм.
Мы, как бы долго не обсуждали, что может быть фундаментом,
прочным моральным основанием для нашей страны,
ничего другого всё равно не придумаем.
Это уважение к своей истории и традициям,
духовным ценностям наших народов,
нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту
сосуществования сотен народов и языков на территории России.
Нам необходимо в полной мере использовать
лучший опыт воспитания и просвещения,
который был и в Российской империи, и в Советском Союзе».
Программа «Я – гражданин России» разработана на основе государственной программы «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года» для несовершеннолетних, воспитательной программы МБОУ «Старотябердинская сош им. М.К. Кузьмина» Кайбицкого района РТ. Ориентирована для учащихся средних классов на 2018 – 2019 и 2019-2020 учебные годы и направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Нормативно – правовые основы Программы:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
2. Конвенция ООН о Правах Ребенка
3. Конституция Российской Федерации;
4. Федеральный Закон РФ и РТ «Об образовании»;
6. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
7. Семейный Кодекс РФ
Актуальные проблемы патриотического воспитания
Современное состояние общества, смена духовных ценностей, разрушающее воздействие пропаганды в СМИ оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодёжи, привели к потере традиционного российского патриотического сознания. В последнее время подростки всё более становятся криминально активной категорией населения. Значительную часть контингента участников преступлений и правонарушений составляют обучающиеся общеобразовательных школ. Это молодые, социально незрелые люди, которые ещё не понимают, что за любые преступления или правонарушения обязательно наступает ответственность. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания среди несовершеннолетних. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных «болезней». Под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования у учащихся любви к своей Родине, чувства за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство гордости и ответственности за ее могущество, постоянная готовность к её защите, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Понятие патриотизма включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.
Исходя из вышеизложенного, мною, классным руководителем 5 класса МБОУ «Старотябердинская сош им. М.К. Кузьмина Кайбицкого района РТ, разработана программа «Я – гражданин России». При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.
На мой взгляд, тема малой родины является очень продуктивной для гражданско-патриотического воспитания. Начинать нужно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном — не простое, но очень важное умение человека. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а Родину своего детства.
Программа воспитания «Я – гражданин России» должна помочь ребенку строить свою жизнь и после окончания школы. Реализация программы позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения школьника.
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
- формировать представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важных Законах нашей страны;
- формировать представление об историческом прошлом России и ее героизме;
- пробуждение интереса к малой Родине;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;
- знание о символах государства — Флаге, Гербе, Гимне России, Татарстана, Кайбицкого района;
- изучение прав и обязанностей гражданина России;
- формировать знания о национальных традициях своего народа и уважение к ним, воспитание толерантности, культуры общения;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
- создавать благоприятные условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формировать потребность в здоровом образе жизни;
- умение отвечать за свои поступки;
Содержание программы «Я – гражданин России»
Программа включает в себя следующие направления :
1. Духовно-нравственное направление , включающее в себя:
- формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
- воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
- формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
- воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья.
2. Культурно-историческое направление , предполагающее:
- воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;
- вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
3. Гражданско-правовое направление , ориентированное на:
- изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России;
- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
- формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
- развитие реально действующего школьного самоуправления.
4. Военно-патриотическое направление , включающее в себя:
- изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
- формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
5. Направление Семья и семейные ценности, предполагающее:
- организацию и совместное проведение досуга детей родителей;
- организацию психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
- обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Проведение памятных дней :
- День Победы;
- День вывода войск из Афганистана;
- День защитников Отечества.
- Исторические даты
2. Участие в акциях :
- «Солдатские письма»;
- «Герои живут рядом»;
- «От сердца к сердцу».
3. Проведение спортивно-массовых мероприятий :
- легкоатлетический кросс «Золотая осень»;
- «Лыжня России»
- «А ну-ка, мальчики!»;
- «Веселые старты»;
- смотр строя и песни;
- проведение спортивных секций;
4. Участие в акции «Вахта памяти» :
- встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;
- линейки, посвященные памятным датам истории;
- организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей;
- проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, конференций.
5. Изучение родного края:
- экскурсии в музеи;
- туристические поездки;
- экскурсии по родному краю;
- изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
- благоустройство территории школы;
6. Организация конкурсов:
- «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека;
- конкурс чтецов;
- конкурс патриотической песни;
- конкурс рисунков «Защитники Отечества».
Мероприятия по реализации основных направлений Программы
Источник