Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы никифорова

Технология развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (Л.А. Никифорова)
материал

Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Благодаря эмоциям человек регулирует своё поведение и соотносит его с поведением других людей, с которым он сам вступает в общение.

Скачать:

Вложение Размер
Технология развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (Л.А. Никифорова) 47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.

142530, тел. 8(49643)3-29-55

Технология развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Орехова Екатерина Сергеевна

Ребёнок как единый организм реагирует

на всё происходящее эмоциями.

Разработка проблемы становления внутреннего мира ребенка в педагогической науке и практике получила свое развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности педагогической работы с ребенком были уровни развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир.

Основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде. Этот важный этап жизни делает полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место. По мере освоения человеком социальной действительности, накопления социального опыта происходит становление его «Я».

Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Маленькие дети отличаются тем, что они очень эмоциональны .

Благодаря эмоциям человек регулирует своё поведение и соотносит его с поведением других людей, с которым он сам вступает в общение.

Дети не умеют строить свои отношения с окружающими людьми. Этому они учится у взрослых. Неспособность или нежелание понять эмоциональное состояние другого человека приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной конфликтов.

А для маленького растущего организма отрицательные эмоции очень вредны, они тормозят его рост и развитие, могут вызвать различного рода заболевания.

Заниматься эмоциональным воспитанием надо начинать как можно раньше, со всеми детьми и постоянно, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Ребёнок ищет ориентиры, чтобы строить мир в своей душе и одновременно выстраивать себя в этом мире. Он хочет быть с большинством, он не любит сказок с плохим концом, потому что он верит в победу добра над злом. А сейчас ребёнок видит зло повсюду и в таком огромном количестве, оно просто закачивается в него лошадиными дозами, происходит отравление такой еще хрупкой души, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Необходимость организации работы по эмоциональному развитию и воспитанию детей назрело давно, ведь дети, остро реагируют на окружающий мир, они беспомощны и поэтому так нуждаются в эмоциональной поддержке, в специальной организации воспитательной работы по эмоциональному воспитанию. Мы, воспитатели можем что- то сгладить, сделать менее заметным, облагородить. Но Ребенка надо научить понимать себя, свои эмоциональные переживания, соотносить их с эмоциями людей ближайшего окружения. Его нужно научить изменять, корректировать своё поведение в различных жизненных ситуациях.

Основная цель данной технологии – создание условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка, формирование эмоциональной сферы детей.

  1. Создание условий для понимания детьми собственных эмоций; для понимания эмоционального состояния других, для овладения средствами эмоциональной выразительности
  2. Распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников (человек радуется, расстроен, удивлен, рассержен).
  3. Учить выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.
  4. Адекватно реагировать на эмоции других (если человек обижен — пожалеть его, помочь, радуется – порадоваться вместе с ним, разгневан – постараться понять причину).
  5. Сформировать механизмы эмоционального предвосхищения, как условие развития подлинной способности к продуктивному общению.
  6. Обогащение словаря детей, за счет обозначения различных эмоциональных состояний.

Организация НОД по эмоциональному развитию может иметь как самостоятельный, так и включенный характер. Проводятся в свободной форме, строятся на использовании разнообразных игр, релаксационных упражнений, практически исключается умственная перегрузка. Часть материала можно использовать в процессе самостоятельной деятельности детей, что не означает организации дополнительных НОД. Часть НОД может быть организована в форме вечеров развлечений, а также включена в другие занятия дошкольной подготовки. Решение задач невозможно без активного участия родителей.

Совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделении своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими. Проводим одно – два занятия в неделю, наряду с играми и игровыми упражнениями, беседами с детьми на темы, связанные личностными и нравственными переживаниями. Тренинговые упражнения организуются регулярно с целью снятия тревожности, страхов, преодоления ими неуверенности в общении со сверстниками и взрослыми. Детей наблюдает и ведет педагог-психолог и медицинская служба детского сада. Специалисты ведут индивидуальные карты, куда заносят результаты обследования и диагностики. Делают сравнительный анализ. Выявляют детей с некоторыми отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Планируют и ведут работы по ее коррекции. Дают рекомендации воспитателям и родителям.

Дети учатся осознавать как меняется человек с возрастом. Достоинства других людей. За что ценят люди друг друга.

Начинают испытывать потребность в доброжелательности. На занятиях обучаются техникам снятия плохого настроения, раздражительности.

Развивают чувства юмора. Познают Язык эмоций. Правильно воспринимают образы разных героев сказок. На тренингах примеряют на себя разные социальные роли.

Узнают правила поведения при взаимодействии с людьми. Умение изменить свое поведение согласно правилу. Опыт пользования правилами, расскажи другим. Начинается смыслопоисковая деятельность для себя, для других. Предвидение последствий своих действий. Саморегуляция отношений со сверстниками. Умение стать на позицию другого.

Дети узнают, что каждый человек имеет свои неповторимые особенности.

Регулировать свое состояние, умение снимать напряжение, улучшать свое настроение, самочувствие. Осознавать реалистичность своих желаний, учитывать мнения и желания окружающих людей. Оказывать эмоциональную поддержку сверстникам. Мальчики и девочки, их полоролевые различия, особенности поведения, отношения между девочками и мальчиками.

Проявление заботы друг о друге. Помогать найти выход из трудного положения. Взаимодействовать друг с другом, уметь договариваться, слушать друг друга.

Развитие эмоционального мира. Уметь решать конфликты, переходить от ссоры к дружеским отношениям мирным путем. Развитие произвольных действий. Понимать юмор в общении.

Умение взаимодействовать в коллективе. Получать удовлетворение от совместной работы.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

  • комфортная организация режимных моментов
  • оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.)
  • игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.)
  • арттерапия (рисование, ритмопластика, танец)
  • занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия
  • психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика)
  • телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка
  • задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.
  • использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошкольный возраст — благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр.

Игра — ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности.

В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности.

В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольников. Выявлена актуальность данной темы, поставлены цели и задачи работы, указаны м.

Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы.

Цель: · Создание атмосферы единства, сплочение группы;· Повышение позитивного настроя;Задачи:·.

Цель: · Создание атмосферы единства, сплочение группы;· Повышение позитивного настроя;Задачи:·.

Источник

Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы никифорова

Колошина Т.Ю., Трусь А.А.
Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование

Аннотация к книге:

В пособии освещаются теоретические и прикладные аспекты использования арт-терапевтических методик в тренинге.
Авторы — арт-терапевт и бизнес-тренер — предлагают своим коллегам широкий спектр методического инструментария из сказкотерапии, маскотерапии, библиотерапии, который может быть эффективно реализован в управленческих, коммуникативных, командообразовательных и других тренингах, проводимых с людьми бизнеса. В пособии представлены как уже известные, так и авторские техники работы с рисунком, коллажем, мандалой, скульптурой.
Подробно излагается авторская технология реализации арт-терапевтических процедур в тренинге с учетом особенностей участников и исходя из целевой составляющей тренинга. Предлагаемые методики описаны по новой технологии, иллюстрированы примерами из практики, что позволяет бизнес-тренеру получить готовые, прошедшие «обкатку» инструменты работы с группой и, грамотно реализовав их, достигнуть запланированных результатов.

Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Рабочая тетрадь специалиста. Опросники, заключение, рекомендации, перечень игровых задач . — М.: «Плэйт», 2003. — 32 с: ил.

Оглавление
Задачи и методы диагностики расстройств поведения и эмоций у детей
Уровневый подход в диагностике расстройств поведения и эмоций у детей
О схеме и таблице анализа симптомов нарушенного поведения ребенка
Примерная схема наблюдения за поведением ребенка (Опросник. Ребенок глазами взрослого)
Таблица анализа симптомов расстройств поведения и эмоций у детей
Что такое расстройства поведения и эмоций у детей» (Задание для взрослых)
Заключение
Рекомендации
Вопросы для диагностической, ситуативной и личностной беседы с ребенком
Краткий перечень игровых задач коррекции расстройств поведения и эмоций у детей
Стр. 1
Рекомендуется для специалистов психолого-педагогического профиля, практических психологов, всех, кто интересуется проблемами диагностики расстройств поведения и эмоций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. Академия, 2004

В пособии раскрыто общетеоретическое содержание психологии эмоций (теории, генезис, структура эмоций), описаны возрастные особенности эмоциональной сферы детей. Представлены различные методы изучения, коррекции и развития эмоциональной сферы ребенка, отражающие современные научно-теоретические подходы к этой проблеме. В приложении приведены апробированные в практике психологической работы методы диагностики, коррекции и обогащения эмоциональной сферы ребенка, а также программа спецкурса «Эмоциональная сфера ребенка». Пособие снабжено терминологическим словарем и библиографией.
Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно детским практическим психологам.

Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы
Автор/составитель: Никифорова Л.-М.: Книголюб, 2005.-46с.
Серия: Психологическая служба

В пособии даны рекомендации по созданию у детей дошкольного возраста образов таких эмоциональных состояний, как радость, гнев, страх, вина, стыд, через зрительные и слуховые представления, осязание, обоняние, вкус, через свое отношение и ассоциативное мышление. Показаны пути контроля и коррекции у детей поведенческих расстройств: агрессивности, расторможенности, застенчивости и других. Адресовано психологам, воспитателям, гувернерам и родителям.

Прихожан А. М.Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).

В книге излагаются результаты многолетнего исследования, посвященного изучению тревоги как состояния и тревожности как устойчивого функционального образования на разных этапах детства: от старшего дошкольного до раннего юношеского возраста. Рассматриваются источники, причины, возрастные и индивидуальные формы проявления, приемы и способы компенсации и преодоления тревоги и тревожности.

Крюкова С.В., Слободяник Н.П.Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей лишь по мере личностного развития. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения — он начинает ходить в детский сад или в школу. Представленные в этом сборнике психологические программы помогают решить именно эти задачи: их целью является развитие эмоциональной сферы детей, адаптация к новым условиям жизни (в детском саду или школе). Они рассчитаны на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Программы составлены психологами, имеющими большой опыт практической работы. Книга адресована психологам, воспитателям, педагогам.

Н. А. Сакович. Практика сказкотерапии

Издание представляет собой сборник сказок, игр и сказко-терапевтических программ, разработанных психологами-практиками.
Представленные коррекционно-развивающие программы предназначены для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подростками, педагогами и родителями. Одна из программ может быть использована в работе психологического школьного театра.
Предлагаемые программы имеют подробное описание, что позволит специалистам включать их в свою практику как целиком, так и в качестве отдельных занятий. Издание адресовано психологам, социальным педагогам, воспитателям, классным руководителям.

Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок.

Автор знакомит с простыми и эффективными средствами диагностики и коррекции детских страхов. Рекомендации помогут родителям не только распознать проблемы ребенка, когда они уже есть, но и выстроить детский досуг максимально безопасным для становления психики образом. Книга включает авторскую коррекционно-развивающую программу по снижению страхов у детей с помощью сказкотерапии. В сказочном мире дети чувствуют себя защищенными, доверяют взрослым свои опасения, находят силу и опору в волшебстве. Кроме того, сказки способствуют развитию эмпатии, навыков саморегуляции, воображения, усвоению моральных ценностей и закладывают основы для здорового образа жизни.

Машталь О. Лучшие методики развития внимания у детей

Книга включает более 1000 вариантов заданий, развивающих игр, тестов, табличных, числовых, текстовых упражнений, направленных на развитие не только внимания, но и памяти, мышления и закрепления различных учебных навыков. Данное пособие предназначено для педагогов, методистов, воспитателей, детских психологов, родителей.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Горбатенко. Игры в сказкотерапии

В книге представлены психокоррекционные сказки и психологические игры, методические рекомендации по сказкотерапии, предложены удобные схемы работы с каждой сказкой, подробно описаны две программы сказкотерапевтических тренингов. Сказки и игры подскажут читателю путь преодоления собственных трудностей и решение таких общечеловеческих проблем, как одиночество, страх, агрессия, поиск смысла и ценности жизни.

Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития.-СПб.: Речь, 2004. -352 с.
====================
Емельянова Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. — СПб.: Речь, 2004. — 368 с.
====================
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
М: Речь, 2005 — 190 с.
В книге представлена программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми: особенности личности и поведения таких детей, подробная программа тренинга, большой обзор игр.
Для психологов, педагогов, воспитателей, родителей.
===================
Хухлаева О. В.Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

В пособии изложены теоретические и методические основы психологической поддержки людей разных возрастов. Подробно рассмотрены содержание, функции, структура психологического здоровья как цели психологической поддержки. Описаны технологии психологической поддержки детей, подростков, людей среднего и пожилого возраста. Показана специфика психологической помощи в периоды основных кризисов взрослости («встречи со взрослостью», «середины жизни», «встречи со старостью»). Отдельно рассмотрены вопросы помощи человеку в трудных ситуациях. В пособие включены конкретные примеры из опыта работы автора.
Пособие может быть полезно психологам-практикам, педагогам, социальным работникам, а также широкому кругу читателей, интересующихся психологией.
=====================
Колодзин Б.Как жить после психической травмы / Пер. с англ. Савельевой И. В. . — Б.м. : Кооператив » Шанс «, 1992. — 94с.

Оглавление
1.Что такое посттравматический стресс? 1
2. Миф о социальной адаптации. 5
3. Как распознать страх. 9
4. Как обрести внутреннее равновесие. 13
5. Общаться так, чтобы тебя понимали. 20
6. Как повысить устойчивость к болезням. 24
7. Как справиться с тяжелыми воспоминаниями. 30
Сны о войне. 31
Вспышки ярости. 36
8. Как изучать историю своей жизни. 37
9. Как примириться с “призраками прошлого”. 42
10. Труд, приносящий самоуважение. 46

Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические проблемы психологической помощи детям с нарушениями в развитии
Проблемы онтогенеза в психологии. Категория развития в психологии
Проблема периодизации психического развития
Категория активности в онтогенезе
Категория адаптации в онтогенезе
Исследование проблем дизонтогенеза в отечественной и зарубежной психологии
Проблемы нарушений в развитии ребенка в трудах Л. С. Выготского
Проблемы индивидуального развития в эволюционной неврологии и психиатрии
Основные направления психологической помощи детям с нарушениями в развитии.
Структура психологической помощи детям с проблемами в развитии
Психологическое консультирование и его основные задачи
Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии
Классификация видов психологической коррекции
Основные задачи психокоррекции детей и подростков с проблемами в развитии
Психологическое сопровождение детей и подростков с нарушениями в развитии
Психологическая поддержка в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии

Глава 2. Психологическая помощь детям с психическим недоразвитием
Клиникопсихологические особенности детей с психическим недоразвитием
Основные формы и направления психологической помощи

Глава 3.Психологическая помощь детям с задержкой психического развития
Клиникопсихологические характеристики задержки психического развития
Основные направления психологической помощи детям с задержкой психического развития

Глава 4 психологическая помощь детям с поврежденным психическим развитием
Клиникопсихологическая характеристика детей с поврежденным психическим развитием
Особенности психологической помощи детям с поврежденным психическим развитием

Глава 5 Психическое развитие детей с церебральным параличом и основные направления психологической помощи
Из истории вопроса
Возрастная динамика психомоторного развития детей с детским церебральным параличом
Особенности сенсорноперцептивной деятельности детей с церебральным параличом
Психологическая помощь детям с церебральным параличом, ее направление и задачи
Клиникопсихологическое обследование детей преддошкольного возраста с церебральным параличом
Психологопедагогическое обследование детей дошкольного возраста с церебральным параличом
Восприятие формы на доске сегена
Восприятие цвета предметов
Восприятие величины предметов
Исследование особенностей осязательного восприятия предметов
Исследование конструктивной деятельности
Исследование особенностей рисования
Исследование мыслительных процессов
Классификация предметных картинок
Обследование счетных навыков
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков с детским церебральным параличом
Психологическая коррекция познавательных процессов у детей с церебральным параличом

Глава 6 Психологическая помощь детям с ранним детским аутизмом
Клиникопсихологическая характеристика детей с ранним детским аутизмом
Основные направления психологической коррекции детей с ранним детским аутизмом

Глава 7 дисгармония психического развития в детском возрасте и особенности психологической помощи
Клиникопсихологическая характеристика дисгармонии психического развития в детском возрасте
Основные формы и методы психологической коррекции
Психологическая коррекция родительскодетских отношений

Глава 8 эмоциональные нарушения в детском возрасте и пути их коррекции
Психологическая диагностика эмоциональных нарушений в детском возрасте
Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей
Заключение
Литература

Источник

Оцените статью