- Подростковая депрессия
- Симптомы подростковой депрессии
- Лечение подростковой депрессии
- Психотерапевт для подростка в Москве
- В каких ситуациях необходим психотерапевт
- Психические расстройства, характерные для подросткового возраста
- Как выбрать психотерапевта или психолога для подростка
- Как подготовить ребенка к визиту
- 11 отделение Подростковая психиатрия.
- Уважаемые пациенты!
- ИСТОРИЯ ОТДЕЛЕНИЯ
- Сотрудники отделения лечения психических расстройств у лиц молодого возраста (11 отделение)
Подростковая депрессия
Подростковая депрессия сопровождается растройсвами настроенияи, не связанными с внешними факторами. У подростка может быть плохое настроение и тоска. Он может быть агрессивным и озлобленным независимо от того, есть ли на это причина.
Депрессия у подростков может начаться из-за проблем с ровесниками, неудачной первой любви, развода или ссоры родителей и других психотравмирующих факторов
Очень часто такое состояние родители воспринимают за слабость, неспособность справиться со своими проблемами. Однако, ученые выяснили, что депрессия у подростков — довольно серьезное заболевание, на которое нельзя закрывать и которое нужно лечить. Замечена связь между депрессией матери и депрессией у детей.
При депрессии у подростков наблюдаются перепады настроения. Девочки-подростки чаще подвержены депрессии, чем мальчики. Это объясняется тем, что девочки менее устойчивы в эмоциональном плане.
Симптомы подростковой депрессии
- Подросток избегает общения со своими сверстниками из-за сниженного настроения;
- Большую часть свободного времени проводит в своей комнате, замыкается в себе;
- У ребенка снизилась успеваемость в школе;
- Появились проблемы с родителями;
- Ребенок перестал заниматься делами, которые раньше доставляли ему удовольствие;
- Он стал рассеянным;
- Постоянно находится в раздражении без причин;
- У подростка появилась бессонница;
- Сниженная работоспособность;
- Ребенок жалуется на то, что ему все надоело; ему ничего не хочется делать;
- У него плохой аппетит;
- У него повышенная тревожность, он ощущает чувство вины;
- Болезненно реагирует на критику;
- Ребенок жалуется на головную боль, боль в животе и тошноту;
- Прибегает к спиртным напиткам.
Иногда депрессия у подростков может спровоцировать употребление наркотиков, нередки случаи самоубийства.
Если у подростка наблюдается большинство этих симптомов, то необходимо его записать на прием к детскому психиатру. так как, депрессия -это не кризис подросткового периода, а заболевание, причиной которого является:
1. Нарушение баланса нейромедиаторов и гормонов.
2. Наследственный фактор.
3. Психотравмы детского возраста, в том числе и насилие.
4. Хронические заболевания: сахарный диабет, бронхиальная астма.
5. Злоупотребление алкоголем, никотином, наркотическими средствами.
Лечение подростковой депрессии
Родители ребенка должны всячески способствовать тому, чтобы ребенок вышел из депрессии. К сожалению, далеко не всегда можно справиться своими силами — требуется помощь специалиста.
Лечение депрессии должно быть комплексным и включать психотерапевтическую помощь и, если это необходимо, медикаментозную терапию.
Психотерапия проводится в виде беседы подростка с врачом психотерапевтом. Занятия могут быть индивидуальными, а также групповыми. Специалист помогает больному выяснить причины депрессивного состояния и найти выход из него. В случае, если депрессия имеет продолжительный характер, врач назначает антидепрессанты, которые стабилизируют эмоциональное состояние и возвращают психологическое равновесие.
Также специалист работает над изменением образа жизни пациента, советует посещать какие-либо мероприятия, заниматься спортом, который является действенным средством с симптомами депрессии.
Родители должны помнить, что при депрессии у ребенка противопоказаны жесткие, авторитарные методы воздействия на него. Справиться с расстройством помогают понимание, забота и внимание к ребенку. Нужно активно принимать участие в его жизни, придумать совместные занятия, учиться решать все возникающие проблемы вместе.
Депрессия у подростков — очень частое явление и ошибочно полагать, что расстройство обязательно пройдет само. При появлении у вашего ребенка первичных признаков депрессии, обратитесь к квалифицированному специалисту.
Подростковая депрессия является серьезной медицинской проблемой и проявляется стойким чувством печали и потери интереса к какой-либо деятельности. Это отражается на мыслях, чувствах и поведении подростка и может вызывать эмоциональные, функциональные и физические проблемы.
Источник
Психотерапевт для подростка в Москве
Подростки порой нуждаются в психологической помощи даже больше чем взрослые, но осознать этого они не могут. При любом резком изменении поведения ребенка родители должны насторожиться. Если самостоятельно разрешить проблему не получается, то стоит обратиться к психотерапевту, который специализируется на работе с подростками.
В Москве функционирует большое количество различных организаций, где можно получить качественную психотерапевтическую помощь. Однако подростковые психотерапевты есть не во всех из них. Задачей родителей является поиск специалиста, который бы нашел подход к ребенку и оказал необходимую ему поддержку.
В каких ситуациях необходим психотерапевт
Психологические проблемы у ребенка в пубертатном периоде могут быть самыми разными. Некоторые испытывают трудности в общении со сверстниками, другие страдают от серьезных ментальных расстройств. Понять, что вашему чаду необходима помощь, можно по таким признакам:
- апатия, продолжающаяся длительное время, утрата интереса к любимым занятиям, хобби, учебе;
- упадок сил, не связанный с физическими заболеваниями;
- отсутствия желания общаться со сверстниками, нежелание выходить из дома;
- наличие страхов или повышенная тревожность;
- нарушение пищевого поведения. Это может быть как отказ от еды, так и чрезмерное поглощение пищи;
- внезапно возникшие нарушения сна. Это и бессонница, трудности с засыпанием, слишком долгий сон;
- явно выраженное нежелание ходить в школу, резкое снижение успеваемости;
- отсутствие близких друзей, нежелание поддерживать любые социальные связи;
- сознательное нанесение себе повреждений. Ребенок может резать руки, обжигать себя, вырывать волосы и т.д.;
- разговоры о бессмысленности своего существования и о собственной смерти.
Если вы заметили у своего ребенка хотя бы один симптом, из описанных выше, то не стоит медлить с визитом к психотерапевту. Но и при их отсутствии можно обратиться за консультацией к специалисту. В этом случае ваш наследник точно не превратится в трудного подростка.
Довольно часто психологическая помощь нужна не только самому подростку, но и его родителям. Взрослые оказываются неготовыми к тому, что вчерашний малыш начинает жить своей жизнью, у него появляются свои интерес и даже первая любовь. Все это приводит к дополнительному противостоянию в семье, накаляя и без того сложные отношения. В этом случае стоит обратиться в учреждение, где прием ведут различные специалисты.
Такой большой город, как Москва, дает возможность выбрать психотерапевта различного уровня. Например, в Московском Городском Психоэндокринологическом Центре можно пройти курс как индивидуальной, так и семенной психотерапии.
Психические расстройства, характерные для подросткового возраста
Пубертатный период сам по себе связан с большим количеством переживаний. Если у ребенка к тому же есть какое-либо психическое расстройство, то ситуация может усугубиться еще больше. Согласно статистике, среди причин смерти подростков (от 15 до 19 лет) третье место занимает суицид, являющийся результатом тяжелой депрессии. Именно поэтому в последнее время все большее внимание уделяется психологической помощи детям, находящимся в подростковом возрасте.
Обязательной консультации у врача-психиатра требуют такие состояния:
- расстройство личности. Такое состояние диагностируется в позднем детстве или в подростковом возрасте. Среди причин его появления исследователи называют генетическую предрасположенность, однако патология также может возникнуть на фоне тяжелых жизненных обстоятельств, насилия, пережитого в детстве, перенесенных трав и т.д.;
- психосоматические расстройства. Нередко душевные переживания или сбой в работе ЦНС приводят к возникновению симптомов каких-либо заболеваний. У подростка может болеть голова или живот, возникать другие проблемы с физическим здоровьем, но врачи не выявляют каких-либо органических патологий;
- аффективная патология. Среди таких состояний, характерных для подросткового возраста, наиболее распространенными являются депрессивные расстройства;
- специфические расстройства поведения. Такие состояния нельзя назвать болезнью, это скорее пограничное состояние, которое окружающие принимают за тяжелый характер. Подростку сложно контактировать с людьми, его поведение может быть неадекватным;
- анорексия и булимия. Расстройства пищевого поведения в последнее время значительно «помолодели». Девушки хотят соответствовать принятым стандартам красоты и сознательно отказываются от еды. Страсть к похудению нередко приводит к трагичным последствиям.
В подростковом возрасте также может проявиться шизофрения и маниакально-депрессивный синдром. Эти расстройства являются серьезными психическими патологиями, требующими незамедлительного обращения к психиатру.
Как выбрать психотерапевта или психолога для подростка
Когда у нас возникает необходимость в каком-либо специалисте, то мы часто обращаемся к знакомым с просьбой посоветовать хорошего, например, парикмахера. Такой подход работает и в отношении врачей, массажистов, мастеров маникюра и так далее. Но если вам необходим психотерапевт, то опираться только на опыт своих приятелей не стоит.
Не нужно стремиться попасть на прием к именитым специалистам с кучей дипломов. Выбирая психолога для подростка, следует обращать внимание на такие моменты:
- Не существует универсальных психотерапевтов. Каждый из специалистов обладает определенным набором техник и методов, подходящих для конкретных направлений в психотерапии. Если психолог помог одному человеку справиться с депрессией, то не факт, что другой с его помощью сможет избавиться, например, от алкогольной зависимости. При работе с подростками необходимо учитывать психические и физиологические особенности, свойственные переходному возрасту. Именно поэтому выбирать нужно не просто хорошего психотерапевта, а специалиста, работающего с трудными детьми.
- Важен эмоциональный контакт. Чтобы психотерапия была успешной, важно чтобы между психологом и подростком установился доверительный контакт. Возможно, придется посетить нескольких специалистов, чтобы найти среди них «своего» врача.
- Не стоит идти на прием к психологу, если к нему ходит кто-то из знакомых вашего ребенка. Скорее всего, подросток не сможет быть до конца откровенным с ним. Никакие уверения в конфиденциальности не помогут, если подросток увидит перед кабинетом своего неприятеля или обидчика.
Сегодня прием психотерапевта может пройти как в обычном формате, так и в онлайн-режиме. Если ребенок наотрез отказывается ехать в клинику, то можно уговорить его пообщаться со специалистом прямо из своей комнаты.
Практически все практикующие психотерапевты имеют собственные онлайн-ресурсы, где можно узнать всю профессиональную информацию о них и записаться на прием в любом формате.
Как подготовить ребенка к визиту
Даже взрослому человеку сложно решиться на обращение к психотерапевту. Подростку это сделать вдвойне тяжелее. Родители не должны заставлять или требовать, их задача – помочь справиться со страхом.
Прежде чем отправиться в клинику, необходимо доверительно поговорить с подростком. Расскажите ему о таких моментах:
- все встречи с психотерапевтом или психологом являются анонимными. Никто и никогда не узнает о том, что пациент рассказывал в кабинете. Исключение составляет его собственное желание и ситуации, когда вмешательство взрослых жизненно необходимо. Например, если подросток может причинить вред своему здоровью или жизни;
- психотерапевт не будет ругать, осуждать и учить жизни. Его задачей является разбор сложившейся ситуации, выявление причин имеющихся проблем и помощь для их разрешения;
- курс психотерапии можно прекратить на любом этапе. Ребенок должен понимать, что его никто не будет насильно тянуть в кабинет психолога, если ему неприятны эти встречи.
Как показывает практика, нежелание подростков обращаться к психотерапевтам в большей степени продиктовано страхом, что его проблемы будут пересказаны родителям. Есть также опасения, что психолог будет давить на него. Разъяснительная работа, как правило, помогает подросткам перебороть свой страх и недоверие.
В подростковом возрасте начинается акцентуация характера. В результате поведение ребенка может иметь признаки психопатии, поскольку некоторые черты характера начинают заостряться. Он может впадать в меланхолию из-за гормональной перестройки организма, и не стоит путать это состояние с депрессией. Но оставлять подростка наедине с самим собой в это время тоже не стоит.
Если вы видите, что ваш ребенок нуждается в поддержке, запишите его на прием к психотерапевту в Московский Городской Психоэндокринологический Центр. Он поможет взрослеющему индивиду разобраться в себе и принять все, что с ним происходит.
Источник
11 отделение Подростковая психиатрия.
Уважаемые пациенты!
В связи с временной перепрофилизацией отделения на период пандемии, стационарно-медицинская помощь приостановлена.
В настоящее время в отделении ведется консультативно-диагностическая деятельность по следующим направлениям:
- Шизофрения
- Нервная анорексия и нервная булимия
- Различные страхи и навязчивости
- Неврозы
- Неврозоподобные состояния
- Реактивные психозы
- Эндогенные психозы
- Аффективные психозы
- Органические психозы
- Постпсихотические состояния
- Психическое недоразвитие
- Психопатии
- Расстройства личности
- Пароксизмальные состояния
- Эпилепсия
- Эпилепсия с психическими нарушениями
- Непсихотические состояния вследствие органического поражения ЦНС
- Диэнцефальные синдромы
В настоящее время отделение располагается на 2 этаже нового здания института, в современных помещениях, оснащенных необходимым оборудованием, распланированных с целью создания наиболее комфортных условий пребывания пациентов, а также, в отдельных случаях, для совместного пребывания родителя и ребенка.
Отделение имеет отдельную игровую комнату, собственную библиотеку, возможность просмотра телевизионных передач, в том числе с возможностью выбора интересующих фильмов, большие рабочие поверхности для рисования и активного творчества.
Ежедневно в утренние часы происходят занятия физической культурой под руководством опытного воспитателя, трижды в неделю осуществляются совместные прогулки по территории института, так же при необходимости в индивидуальном порядке могут проводиться ежедневные прогулки.
Отделение имеет своего психолога по работе с подростками, в рамках занятий с которым осуществляется групповая, индивидуальная психотерапия, по показаниям помощь психолога оказывается по индивидуальному расписанию. Так же проходят занятия, во время которых пациенты играют в настольные игры, занимаются арт-терапией.
Коллектив отделения состоит из опытных, квалифицированных сотрудников.
В отделении работают: доктор медицинских наук, 3 кандидата медицинских наук, 3 врача-психиатра, имеющих также сертификаты психотерапевтов и наркологов, клинический психолог и психотерапевт, воспитатель. Средний медицинский персонал представлен специалистами высшей и первой категории, имеющих большой стаж клинической работы.
На базе отделения психиатрии подросткового возраста уже много лет работает Центр психического здоровья.
В задачи этого Центра входят профилактика психических расстройств у подростков и молодых людей, помощь в трудных ситуациях, решение различных социально-психологических проблем, в том числе семейных и школьных. При возникновении трудностей в семье имеется возможность определить подростка в гостиницу временного пребывания.
Опытный психолог поможет определить особенности характера и личности подростка, при необходимости возможно определение профессиональных наклонностей.
Имеется возможность привлекать специалистов из других подразделений, проводить клинические лабораторные исследования в целях наиболее полной диагностики текущего состояния пациента.
В отделении ведется консультативно-диагностическая и лечебная деятельность по следующим направлениям:
- Шизофрения
- Аддиктивное поведение у детей и подростков
- Нервная анорексия и нервная булимия
- Различные страхи и навязчивости
- Неврозы
- Неврозоподобные состояния
- Реактивные психозы
- Эндогенные психозы
- Аффективные психозы
- Органические психозы
- Постпсихотические состояния
- Психическое недоразвитие
- Психопатии
- Расстройства личности
- Пароксизмальные состояния
- Эпилепсия
- Эпилепсия с психическими нарушениями
- Непсихотические состояния вследствие органического поражения ЦНС
- Диэнцефальные синдромы
При оказании помощи пациентам, помимо медикаментозной терапии, применяются следующие методы:
- психотерапевтическая помощь – групповая, индивидуальная психотерапия подростков, семейная психотерапия;
- комплекс реабилитационных медико-психолого-педагогических мероприятий;
- психолого-психиатрическая помощь детям старшего возраста и лицам молодого возраста, находящимся в состоянии психологического кризиса;
- профессиональная ориентация.
ИСТОРИЯ ОТДЕЛЕНИЯ
Отделение лечения психических расстройств подросткового возраста было основано в 1970 году (явилось первым в странах Восточной Европы) заслуженным деятелем науки РСФСР, профессором, доктором медицинских наук Андреем Евгеньевичем Личко как консультативный центр для амбулаторной помощи подросткам и возглавлялось им до 1993 года.
А.Е. Личко – известнейший специалист в области подростковой психиатрии. Возглавляемый им научный коллектив добился больших успехов в области подростковой психиатрии. Сам А.Е. Личко развил ряд оригинальных концепций специфических поведенческих подростковых реакций, изучал акцентуации характера у подростков, эндореактивные психозы у них. Итоги этих исследований представлены в книгах, ставших настольными для всех психиатров Российской Федерации и всего постсоветского пространства. Самые известные из них: «Психопатии и акцентуации характера у подростков», изданная дважды и удостоенная Почетного диплома им. В.М. Бехтерева Академии медицинских наук СССР; «Подростковая психиатрия»; «Шизофрения у подростков»; «Подростковая наркология».
Существенный вклад он внес также в развитие медицинской психологии, особенно психологической диагностики и патохарактерологии. Широкое признание получил разработанный под его руководством патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков, предназначенный для оценки психопатий и акцентуаций характера в указанном возрасте. А.Е. Личко известен также активным участием в дискуссиях по актуальным вопросам психиатрии. Кроме того, он автор ряда популярных статей в журналах «Наука и религия», «Здоровье», «Юность». Особенно привлекла внимание широкого круга читателей его книга очерков-рассказов «Эти трудные подростки», выпущенная Лениздатом в 1983 г.
А.Е. Личко был человеком редкой эрудиции. Его великолепное знание истории поражало даже специалистов, а патографии известных людей (император Павел I, Керенский, Сталин, Гитлер) привлекали внимание самых широких кругов читателей. Иногда, соглашаясь на настойчивые просьбы, особенно гостей Петербурга, А.Е. Личко проводил, выражаясь современным языком, авторские экскурсии по городу. Особенно посчастливилось тем, кто прошел с ним по памятным местам жизни Ф.М. Достоевского, творчество которого он знал досконально. А.Е. Личко любил общаться с молодежью. Его лекции-семинары, проводимые на школах молодых психиатров СССР, были самыми посещаемыми. На них собиралась не только молодежь, но и известные психиатры страны.
Многие подростковые психиатры страны считают А.Е. Личко своим Учителем. Только лишь среди непосредственных его учеников есть много известных специалистов-профессоров, успешно работающих в Санкт-Петербурге (А.А. Александров, И.А. Горькавая, Ю.В. Попов, Э.Г. Эйдемиллер), Москве (Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский), Одессе (В.С. Битенский).
С 1993 года отделение возглавляет заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор медицинских наук Ю.В. Попов. С учетом опыта четырехлетнего сотрудничества с подростковой службой Стокгольма (Швеция) с 2003 года отделение было преобразовано в стационарное. С 2006 года отделение представляет собой круглосуточный стационар на 20 коек и дневной стационар на 15 мест, позволяющий не отрывать подростков от семьи и школы.
Сотрудники отделения лечения психических расстройств у лиц молодого возраста
(11 отделение)
Попов Юрий Васильевич
Руководитель отделения психиатрии подросткового возраста
Писевич Михаил Владимирович
Заведующий отделением психиатрии подросткового возраста
Яковлева Юлия Александровна
Старший научный сотрудник, врач-психиатр, психотерапевт
Пичиков Алексей Александрович
Научная деятельность
Научная деятельность – разработка алгоритмов стационарного и амбулаторного этапов оказания помощи подросткам с расстройствами пищевого поведения
В настоящее время происходит существенное увеличение числа детей и подростков до 18 лет, у которых диагностируются расстройства пищевого поведения. Несмотря на то, что преобладающим контингентом в данном случае по-прежнему являются девушки, все чаще подобные нарушения диагностируются и у подростков мужского пола. С каждым годом заболеваемость НА и НБ возрастает, причем наиболее высокий уровень заболеваемости НА отмечается среди девушек в возрасте 15-19 лет. Летальность среди больных НА достигает 20% и более, будучи обусловлена прямыми последствиями голодания, острой сердечной недостаточностью, биохимическим и эндокринным дисбалансом, а также суицидами. В связи с ростом частоты встречаемости расстройств пищевого поведения среди лиц молодого возраста, их клинической неоднородностью, недостаточностью критериев МКБ-10 для правильной диагностики и использования реабилитационных программ на этапе стационарного и последующего длительного амбулаторного лечения, мы считаем необходимым обоснование профилактических
программ для выявления предрасположенного контингента и создание алгоритмов программы по дифференцированной психосоциальной реабилитации, в том числе с учетом гендерной специфики.
Несмотря на значительное количество исследований в области подростковой психиатрии, вопрос диагностики, лечения и профилактики расстройств пищевого поведения у лиц молодого возраста является малоизученным. Это обусловлено тем, что данные пациенты не всегда попадают в поле зрения психиатра, а сама проблема носит междисциплинарный характер. Вместе с тем, выявление закономерностей манифестации, развития и исходов пищевых расстройств у подростков в рамках биопсихосоциального подхода позволит разработать алгоритмы ведения таких пациентов, адаптировав их для работы мультидисциплинарной бригады или координации действий специалистов на местах. Выявление биологических факторов развития подразумевает полный анализ биохимических маркеров, связанных со снижением массы тела при нервной анорексией и колебаний массы тела при нервной булимии и компульсивном переедании, а также оценку гормональнаго статуса. Оценка социальных факторов подразумевает изучение при помощи специально разработанных методик нарушений в области семейного функционирования и особенностей коммуникативной сферы у подростка, особенно в области интернет-общения. Психологические особенности анализируются в контексте их связи с манифестацией расстройства, сопутствующей делинквентности и коморбидности с психической патологией.
Основными задачами научно-исследовательского проекта являются:
- установить основные закономерности распространенности, условий возникновения и клинических проявлений расстройств пищевого поведения в подростковой популяции;
- исследовать социально-демографические и клинические особенности подростков по полу, в частности, по возрасту, социальному и семейному статусу, условиям воспитания в родительской семье, наличию психических или наркологических расстройств, их диагностической и синдромальной структуре, наличию сопутствующих соматических заболеваний и коморбидной психической патологии;
- выявить основные закономерности в течение расстройств пищевого поведения в зависимости от биологических, психологических и социальных факторов, выделить диагностические группы на основе выраженности и значимости перечисленных факторов;
- разработать лечебные алгоритмы ведения пациенток с расстройствами пищевого поведения в рамках работы полипрофессиональной бригады на этапах стационарного и амбулаторного наблюдения с выделением наиболее приемлемых биологических методов терапии, соматотропного лечения и психотерапевтических методов.
В нашем отделении используются клинико-анамнестический, клинико-психопатологический и клинико-психологический методы исследования. Клинический метод включает в себя оценку анамнестических данных, клинико-психопатологического состояния по общим правилам психиатрического обследования подростков, в соответствии с моделями диагностики психических расстройств. Используются лабораторные методы диагностики для выявления отклонений в соматическом состоянии подростков (биохимический анализ крови, анализ крови на гормоны, лептин, липидный профиль, содержание в сыворотке крови цинка, хрома, железа и др.), анализируются данные ЭЭГ, фМРТ, вегетотеста. При сравнении эффективности использования психотропной терапии применяются принципы GCP. В настоящее время планируется исследование эффективности использования ТКМС (транскраниальной магнитной стимуляции) в лечении расстройств пищевого поведения.
Учебно-преподавательская деятельность
ЦИКЛ «ОСНОВЫ СУИЦИДОЛОГИИ И КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ» (72 учебных часа)
Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются основы суицидологии: дифференциальная диагностика суицидов, медикаментозная терапия, психотерапия и профилактика суицидального поведения, этические и юридические аспекты суицидологии, а также психопатологические проявления у лиц, находящихся или находившихся в кризисных ситуациях (боевые действия, террористические акты, изоляция, сексуальное насилие), ПТСР. В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Института. Цикл будет интересен врачам психиатрам, психотерапевтам, неврологам, врачам скорой медицинской помощи, онкологам, врачам других специальностей, оказывающих паллиативную помощь больным, врачам, работающим с лицами молодого возраста.
Расписание цикла:
- Основные понятия и история развития суицидологии, эпидемиология суицида.
- Возрастные и гендерные аспекты суицидологии.
- Концепции суицидального поведения.
- Типология суицидов, основные факторы суицидального риска.
- Диагностика суицидального поведения, оценка суицидального риска.
- Суицидальное поведение при пограничных психических расстройствах.
- Организация помощи суицидентам, медикаментозная терапия и суицидальное поведение.
- Самоповреждающее поведение: этиология, классификация, механизмы формирования.
- Проявления и факторы самоповреждающего поведения при различной психической патологии.
- Терапия самоповреждающего поведения у подростков и профилактика рецидивов.
- Проблематика сепарации, психические травмы и суицид в подростковом возрасте.
- Психотерапия подростков, предпринявших попытку самоубийства.
- Основные положения кризисной психологии и психиатрии войн, катастроф и ЧС.
- Синдром утраты и переживание горя: кризисная интервенция.
- Возрастные (нормативные) кризисы у подростков, взрослых и лиц пожилого возраста.
- Сексуальное и физическое насилие: последствия и основные принципы консультирования.
- Виктимность и психология жертвы.
- Религиозный радикализм и секты.
- Фармакотерапия и психотерапия кризисных состояний: методы оптимизации лечения.
- Клинические разборы.
ЦИКЛ «РАССТРОЙСТВА ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ» (36 учебных часов)
Цикл тематического усовершенствования, на котором рассматриваются основные понятия, эпидемиология, типология, факторы риска, критерии диагностики расстройств пищевого поведения (нервной анорексии, нервной булимии, компульсивного переедания); возрастные и гендерные особенности нарушений пищевого поведения при различных психических расстройствах; алгоритмы оказания стационарной и амбулаторной помощи (включая
соматоторопную терапию, нутритивную поддержку); теоретико-методологические основы психотерапии, цели и задачи психотерапевтического воздействия на больных с расстройствами пищевого поведения. В рамках цикла предусмотрены клинические разборы пациентов, практические семинары по лекционной тематике, стажировка на отделениях Института. Цикл предназначен для врачей любых специальностей, занимающихся лечением больных с расстройствами пищевого поведения, медицинских психологов.
Расписание цикла:
- Регуляция пищевого поведения в норме и при патологии.
- Классификация и эпидемиология расстройств пищевого поведения.
- Психопатология расстройств пищевого поведения.
- Коморбидные психические нарушения при расстройствах пищевого поведения.
- Психодиагностика при расстройствах пищевого поведения.
- Соматические осложнения и сомато-эндокринные нарушения при расстройствах пищевого поведения.
- Психические особенности подростков и расстройства пищевого поведения, психологические факторы нервной анорексии у подростков.
- Принципы оказания помощи пациентам с расстройствами пищевого поведения.
- Психотерапия при расстройствах пищевого поведения, мотивационная терапия при лечении нервной анорексии и нервной булимии.
- Обучающий тренинг: «Эффективные способы коммуникации с пациентами, страдающими нервной анорексией».
- Фармакотерапия расстройств пищевого поведения.
- Коррекция питания при расстройствах пищевого поведения.
- Клинические разборы, представление и разбор случаев из клинической практики.
Также в Институте проводятся:
- Цикл тематического усовершенствования для онкологов «Основы суицидологии в онкологической практике»;
- Лекции для психотерапевтов «Основы суицидологии», «Основы сексологии», «Психотерапия расстройств пищевого поведения», «Психотерапия кризисных состояний, психологический дебрифинг».
- Лекции для клинических психологов: «Аутоагрессивное поведение: суицид, парасуицид, самоповреждения», «Нормативная сексология и сексопатология в практике психолога».
Выездные циклы тематического усовершенствования для психологов:
- «Психологические основы суицидального поведения»
- «Психология кризисных состояний»
- «Психологические основы сексологии»
- «Расстройства пищевого поведения: основные направления психотерапии и психокоррекции»
- «Психотерапия и профилактика расстройств личности и акцентуаций характера у подростков».
Источник