Центр эмоциональной разгрузки детей

Центр эмоциональной разгрузки детей

Автор: Красавина Людмила Сергеевна

Организация: МБДОУ «ЦРР — детский сад «Радуга»

Населенный пункт: Архангельская область, р.п. Коноша

Центр психологической разгрузки — это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком центре снимает стресс, улучшает психофизическое состояние.

Центр психологической разгрузки нацелен на:

Создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.

Психоэмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста отличается нестабильностью: малыши ещё не умеют адекватно выражать свои чувства, срываются на агрессию, закрываются в негативных переживаниях.

Это отражается не только на психическом, но и на физическом здоровье детей. Для того чтобы научить детей самоконтролю, само принятию, в каждой группе организуется центр психологической разгрузки.

Роль центра психологической разгрузки

Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая его открытой агрессией; неуважении своих товарищей; неспособности руководить своими эмоциями, настроением, чувствами. В связи с этим перед педагогом встаёт задача создания условий для формирования эмоционального благополучия ребят.

Решить эту проблему помогает модель предметно-развивающей среды центр — психологической разгрузки. Центр психологической разгрузки помогает детям научиться успокаивать свои негативные эмоции

Актуальность. Содержание центра подбирается под те проблемы, с которыми сталкиваются малыши в группе. Так, если в первой младшей дети кусаются, то часть материалов должна способствовать искоренению такого способа выражения эмоций (например, «подушка-кусачка» — мягкая игрушка, которую ребёнок кусает, когда зол).

Цели и задачи центра

Перед содержательным наполнением центра психологической разгрузки стоят следующие цели:

— создание атмосферы психологического комфорта и обстановки положительной эмоциональности для активной, творческой личности (дети могут не только побыть наедине с собой, порисовать и т.д.);

— обеспечение условий для развития произвольной саморегуляции двигательной активности малышей, а также их психофизического, эмоционального состояния (с помощью игр,);

— организация работы по развитию коммуникативной компетентности ребят, то есть умения договариваться, находить компромисс, учиться отстаивать своё мнение (через игровую, познавательную деятельность).

Задачи организации центра психологической разрядки являются универсальными для всех групп детского дошкольного образовательного учреждения, однако некоторые нюансы, связанные с возрастом воспитанников всё же есть.

Обучение саморегуляции, общению, решению конфликтов

— Эта задача особенно актуальна для детей младшего дошкольного возраста, которые пережили или только вступили в кризис трёх лет, когда характерное «Я сам, моё» сталкивается с таким же посылом у сверстников, отчего возникают неизбежные конфликты относительно того, кто будет играть с той или иной игрушкой.

Повышение самооценки детей

Повышенное внимание к этой задаче центра уделяется в средней и старшей группах, когда малыши оказываются очень зависимы от оценки авторитетных взрослых, то есть родителей и воспитателя. Обучение социально приемлемым способам поведения, то есть как ответить на просьбу, как отказать, если она неприемлема и пр.

Если в младшем дошкольном возрасте (особенно в 1,5–3 года) у малышей оценочная шкала приемлемости состоит только из «хочу» и «не хочу», то с возрастом она расширяется до «надо, потому что так делают все», «так сказал взрослый». Ребёнка необходимо научить ориентироваться в этой системе. Воспитание навыка сотрудничества, чувства эмоционального единения с коллективом. Особую значимость этот аспект приобретает в старшей и подготовительной группах, так как дети готовятся к переходу на новый жизненный этап — обучение в школе, где на принципе сотрудничества построена вся образовательная система.

Очень важно научить девочек сотрудничать, мириться с мальчиками и наоборот, так как с возрастом малыши начинают стесняться друг друга, и от этого избегать совместных заданий, увеличивая число взаимных обид

Безопасность. Материалы центра не должны угрожать здоровью и безопасности детей, а также способствовать накоплению негативных эмоций (игрушки без острых углов, даже отрицательные эмоции на средствах наглядности должны быть скорее смешными, чем злыми.).

Оформление центра психологической разгрузки

— книги разных жанров;

— наглядные пособия по актуальным для каждого возраста вопросам (как нельзя обращаться с товарищами по игре для первой, второй младших групп, правила поведения в школе для подготовительной группы и т.д.).

Доступность

Все материалы должны быть понятны ребятам конкретной возрастной группы, так, например, ребята 6-7 лет могут выплеснуть свою злость, мутузя боксёрскую грушу, а вот малышам 1,5-4 лет даже дотянуться до неё может быть проблематично. Поэтому им удобнее использовать «баночки-кричалочки» (ребёнок кричит в баночку, потом закрывает её, чтобы плохие слова и настроение не разлетелись по группе).

Стандартными для групп любого возраста являются мешочки настроения: в плохой можно высказать плохое, а из хорошего взять хорошее Креативность.

Основное требование к оформлению пространства группы в полной мере относится и к созданию центра психологической разгрузки: оригинальные материалы, интересная комбинация элементов. Это интересно. Чтобы сделать уголок неповторимым, многие педагоги предпочитают наполнять его не только готовыми купленными стендами, плакатами и игрушками, но и материалами, изготовленными своими руками или силами родителей (например, фетровые аппликации грустного смайлика на «подушечке-плакушечке»).

Содержание Центра психологической разгрузки может быть составлен из двух зон:

— места для уединения (палатки или шатра, раскинутого над стулом), где малыши могут посекретничать, помечтать, посмотреть картинки, фотографии;

— стола (полки, открытого шкафчика) с материалами.

Мягкий стул или небольшое кресло для чтения, просмотра фотографий. «Стул для размышлений» (для того чтобы малыш смог вспомнить забытые им правила поведения, если обидел кого-то).

Важный элемент центра для любого возраста.

«Волшебный стул» (для поднятия настроения к грустному ребёнку, сидящему на стуле, подходят товарищи, поглаживают его по плечу, говорят ласковые слова). Дошкольники младшего и среднего возраста так ещё и развивают активный словарный запас. Фотоальбомы, мягкие игрушки, «Мамины ладошки» (сшитые мамой варежки), ракушки, морские камешки, чтобы перебирать эти предметы в руках.

В младших группах такая работа — это ещё и отличный вариант развития мелкой моторики. Обучение способам приемлемого выражения агрессии Боксёрская груша, «подушка-кусачка», «баночки-кричалочки».

В младших группах лучше использовать «агрессивный коврик». «Копилка плохого настроения» (плохие слова, поступки «складываем» в мешочек копилку/банку/коробку). «Агрессивный коврик» (колючий коврик, чтобы, положив на него руку, малыш почувствовал, как может быть неприятно от чьей-то злости). Обучение самообладанию, приёмам регулировать своё настроение.

Игры с песком (лучше, если это будет небольшая готовая песочница с формочками), водой, пуговицами (для заполнения сюжета рисунка по контуру), крупой (для сортировки). «Мешочки с настроением». «Коробка добрых дел» (чтобы отвлечься от негативных эмоций, вспоминаем, что было сделано сегодня хорошего и «кладём» этот поступок в коробку).

Работа с этими материалами будет понятна старшим дошкольникам, которые уже вполне осознанно могут дать оценку чужим и своим поступкам. Эмоционально-развивающие игры для обучения навыку бесконфликтного общения.

«Коробка-мирилка» (поссорившиеся жмут руки, продев их в коробку с вырезанными отверстиями).

«Подушечка примирения» с пришитыми к ней на резинке перчатками (дети садятся на подушку вдвоём и продевают по одной руке в перчатку), «Остров примирения» (принцип тот же, что и подушечки, но только в качестве острова используется покрывало).

Для эстетического воспитания дошколят очень важно видеть вокруг себя предметы, созданные руками человека, особенно, мам, пап, бабушек. Поэтому в оформление центра можно (и нужно) добавить элементы, выполненные самим взрослыми, а в старшей и подготовительной группе — и самими детьми. Хранить крупу, баночки, камешки и пр. удобно в ящичках небольшого комода. Каждую тару или коробку для материалов можно красиво оформить (наклейками, рисунками, фетровыми аппликациями, оракалом), не забыв подписать. Даже негативные эмоции на картинках должны быть смешными, а не злыми.Картинки в настольных играх для долговечности стоит заламинировать.

Мягкие материалы (подушки, игрушки, коврики) могут быть оформлены педагогом или родителями.

Поскольку суть понятия «психологическая разгрузка» сложна для детского понимания, уголок обычно называют так, чтобы малышам стало ясно его назначение: «Моё настроение»; «Маленькая страна хороших людей»; «Страна эмоций»; «Остров счастья»; «Страна дружбы»; «Уголок уединения».

Центр психологической разгрузки — это важная часть предметно-развивающей среды группы, где дети не только получают навыки само регуляции, общения в коллективе, но также имеют возможность поиграть в необычные, интересные игры, расслабиться. Или просто подумать, побыть наедине с собой и передохнуть от шумных игр.

А педагог, используя ресурсы центра в методической практике, успешно вырабатывает индивидуальные образовательные маршруты для каждого малыша.

Список используемой литературы

Источник

Центр эмоциональной разгрузки детей

Волшебный мир для ребенка –

комната психологической разгрузки или сенсорная комната

Эмоции возникают у ребенка в результате взаимодействия с окружающей средой, со взрослыми и сверстниками. При этом эмоции выступают регулятором принятия решений и поведения в повседневной жизни. Положительные эмоции способны поднять ребенка в его собственных глазах, побудить к деятельности и даже стабилизировать работу жизненно важных органов отрицательные эмоции нарушают нормальное функционирование организма, и прежде всего центральной нервной системы.

К сожалению, приходится константировать, что сегодня редко можно встретить эмоционально благополучного ребенка, в озрастает количество детей с признаками психических, эмоциональных и поведенческих нарушений (непослушание, капризы, гиперактивность, невротизация, низкая самооценка, конфликтность, пассивность, несамостоятельность, тревожность, агрессия) и неблагоприятный и дисгармоничный эмоциональный климат в семье, неграмотное разрешения семейных и детско-родительских конфликтных отношений, нарушение детко-родительских и супружеских отношений, деструктивное (неправильное) семейное воспитание, психотравмирующие ситуации.

Именно поэтому необходимо проводить работу по профилактике и устранению чрезмерных эмоциональных и психических нагрузок у детей. С этой целью в БУ ХМАО-Югры «КЦСОН «Доброта» на базе отделения психолого-педагогической помощи семье и детям функционирует сенсорная комната. В ней проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми дошкольного и школьного возраста. Эти занятия являются частью коррекционно-развивающей психологической работы.

Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибулярные рецепторы. В подобной окружающей среде с помощью варьирования различных составляющих ее элементов создается ощущение комфорта, что помогает установить положительный контакт между психологом и ребенком, ребенком и сверстниками.

Сенсорная комната – волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате размещено уникальное оборудование – или специальное, или сделанное собственными руками – позволяющее психологу мягко работать со своими подопечными, проводить профилактику и даже лечение нервной системы и органов чувств. Сенсорные комнаты бывают разных типов, но все они имеют одну единственную цель – помочь обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему. В зависимости от задачи и методики проведения сеансов, сенсорная комната оборудуется бескаркасными мебельными модулями и светомузыкальным сопровождением, ароматическими сенсорами, массажным и интерактивным оборудованием.

Сенсорная комната – это комната-доктор, которая используется как одно из средств коррекционно-развивающей работы, способствует укреплению психического и физического здоровья детей. Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства, агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Задачами занятий психолога в сенсорной комнате являются:

  • профилактика психофизических и
  • активизация различных функций центральной нервной системы;
  • эмоциональных нагрузок;
  • снятие мышечного напряжения;
  • создание положительного эмоционального состояния, настроения;
  • развитие ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух), сформирование восприятий цвета, звука, ритма, согласований движений собственного тела;
  • облегчение состояний тревожности, переключение тревоги в конструктивное русло;
  • повышение устойчивости к стрессогенным раздражителям;
  • стимуляция познавательного, эмоционального, речевого, социального развития;
  • развитие памяти, речи, фантазии, мышления;
  • коррекция поведенческих, эмоциональных нарушений (коррекция агрессиновсти, тревожности, конфликтности, формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости, агрессии);
  • коррекция синдрома гиперактивности у детей, дефицита внимания;
  • коррекция различных психоневрологических заболеваний;
  • коррекция астении — патологической слабости организма, бессилия;
  • коррекция аутизма;
  • коррекция патологий психоречевого развития, сниженной коммуникации;
  • коррекция тяжелой и умеренной умственной отсталости;
  • коррекция мигрени, ВСД, головной боли напряжения;
  • коррекция врожденных и приобретенных нарушений зрения, слуха;
  • коррекция последствий стрессов, синдрома хронической усталости, для комплексного восстановления физической, умственной активности .

Существуют противопоказания для занятий в сенсорной комнате.

Это острые инфекционные заболевания, эпилепсия и эпилептический синдром, психоневротические заболевания. В данном случае, занятия проводятся только после консультации с врачом-психоневрологом. Если врач допускает возможность ее применения, то время пребывания и используемое оборудование строго ограничивается (не используются ритмичные световые сигналы, мелькающие эффекты, проекторы с мерцающим светом).

Основными методами работы в сенсорной комнате являются:

  • этюды на тренировку отдельных групп мышц;
  • упражнения (на дыхание, мышечная релаксация, стимулирование воображения);
  • аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки);
  • наблюдения;
  • игротерапия, сказкотерапия;
  • свето-, цвето-, звуко- и музыкотерапия.

Оборудование сенсорной комнаты нашего детского сада включает в себя множество компонентов. По способу воздействия на органы чувств оборудование комнаты можно разделить на следующие группы:

Тактильные ощущения (пуфики с гранулами, сенсорная дорожка, бассейн с шарами, песочные столы, кинестетический песок, тактильные панно и т.д.).

Воздействие на органы осязания, поверхности кожи рук, ног и других частей тела создает благоприятную атмосферу для упокоения нервной системы и полного расслабления организма. Посредством тактильных ощущений развивается чувствительность, ребенок научается различать предметы и квалифицировать из по группам, улучшается координация и моторика (в том числе мелкая моторика, необходимая при письме и манипуляциях с мелкими предметами). Для ребенка «мягкие» ощущения важны тем, что он приучается не бояться окружающих его предметов, чувствует безопасность обстановки, и тем самым стимулируются стремление самостоятельно познавать окружающую действительность, развиваются навыки самообслуживания. Двигательные навыки развиваются быстрее и сопровождаются позитивным эмоциями и положительными впечатлениями. В результате устранятся страхи и необоснованные переживания, снимаются неврозы, поведение становится более адекватным и регулируемым. Особенно полезно такое воздействие для детей с повышенным уровнем тревожности.

Зрительные ощущения (пузырьковая колонна, оборудование со светооптическими волокнами, светильники, зеркальный шар и т.д.). Мягкий свет, медленно меняющиеся картинки спокойных цветов снимают возбуждение нервной системы, приводят в нормальное состояние все внутренние процессы организма. Яркие образы и сильная освещенность, напротив, стимулируют познавательные процессы, активизируют работу сознания, усиливают мозговую активность.

Звуковые ощущения. Быстрая музыка задает нужный темп при активных действиях, вызывает желание двигаться быстрее или даже танцевать, медленный темп замедляет нервные процессы, снимает возбуждение, расслабляет, успокаивает. Часто используется классическая музыка в сочетании со звуками природы.

Сочетание разных стимулов оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка:

  1. Релаксационное. Снижает мышечное и эмоциональное напряжение, оказывает успокаивающее, расслабляющее действие, что важно для детей легковозбудимых, с дефицитом внимания.
  2. Активизирующее, тонизирующее. Интерактивное оборудование активизирующего блока привлекает внимание детей, стимулирует подвижность и развитие их исследовательской деятельности, стимулирует все сенсорные процессы, создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере, стимулирует развитие вербальной коммуникации. Для детей с пониженной психической активностью, занятия в сенсорной комнате могут стать пусковым механизмом для включения его в деятельность.

В условиях сенсорной комнаты, в отличие от традиционных методов развития, продуманное сочетание и применение различных стимулов – музыкальных, световых, тактильных, цветовых повышает эффективность познавательных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка, активизируя и развивая восприятие и мышление, мелкую моторику, оказывая благоприятное влияние на психическое и физическое здоровье детей.

Что включает в себя сенсорная комната нашего учреждения:

Оборудование, используемое для релаксации и активации деятельности центральной нервной системы, разделяется на 4 основные группы:

  • элементы «мягкой среды» — они создают максимальный комфорт;
  • звуковое, музыкальное — является профилактикой расстройств ЦНС;
  • тактильное — сухой бассейн, мягкие кресла с гранулами, развивающие панели для тактильной стимуляции, все это развивает моторику рук, стимулирует активные рецепторы на ступнях ног и поверхности тела;
  • световое — панно удивительной красоты «Звездное небо», пучок оптических волокон с боковым свечением, детский уголок с пузырьковой колонной «Волшебные пузырьки», зеркальный шар.
  1. Аудиовизуальное оборудование, декоративные световые панели и электронные приборы управления комплексом.
  2. Позиционное оборудование, включающее в себя бескаркасную мебель – маты и мягкие кресла, подушки и экспериментальные модули, подстраивающиеся под форму человеческого тела, снимающие физическое и психическое напряжение и достигая максимальной релаксации.
  3. Оборудование и панели, развивающие сенсорные ощущения – мячи-гиганты, массажные мелкие предметы.
  4. Зеркальные элементы с фибероптической подсветкой, помогающие стимулировать тактильные и зрительные рецепторы.
  5. Звукоанимированные тактильные панно для детских сенсорных комнат позволяют создавать интересные объемные картины, пользуясь собственным замыслом или по уже отработанной схеме.
  6. Удивительны фонтаны света из светодиодных шнуров. Великолепное решение для темной сенсорной комнаты в сочетании со звездным небом и расслабляющей музыкой.

Количество занятий, их продолжительность и применяемые упражнения зависят от состояния детей и конретной ситуации, проводятся индивидуально или малыми подгруппами (3-4 человека).

Так же, с целью развития и коррекции эмоциональной, поведенческой сферы детей активно используется арт-терапия, современный метод положительного психологического воздействия с целью поддержания и укрепления душевного баланса ребенка, снятия психологического напряжения, это путь к гармонизации личности, психологическому здоровью ребенка, а именно, один из ее эффективных методов психологической работы с детьми, развития и коррекции эмоциональной, поведенческой сферы, помощь детям с различными психологическим проблемами является песочная терапия: игры с песком, а так же один из новейших и перспективных методов в работе психолога, использование игр с кинетическим песком и рисование песком (метод Sand — art ). Для решения данной проблемы разработан и реализуется проект «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА — СТРАНА ЧУДЕС» песочная терапия в коррекции и развитии эмоциональной, поведенческой и социальной сфер детей», разработан план занятий по работе с детьми с интегрированным использованием перспективных методов песочной терапии и сказкотерапии. Оборудована зона песочной терапии, со специальным оборудованием, которое привлекает внимание детей яркостью, необычностью, оригинальностью: столы для рисования из оргстекла и подсветкой неоновыми лампами, центр воды и песка, «психологическая песочница», кварцевый, цветной песок для рисования, так же кинетический песок, коллекция миниатюрных фигурок, куклы — Песочная Фея и Песочный Принц. Коллекция включает в себя всё, что встречается в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. В песочной терапии клиентам даётся возможность создать на песке картину, которая отражает его внутреннее состояние. И спользуется интегративная песочная терапия — занятия проходят с применением различных методик арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии. На занятиях по песочной терапии используются игры с песком, рисование песком (метод Sand-art). Используется не только обычный песок, для проигрывания сказок и рисования песком, но и не обычный – кинетический песок. А это значит, что для каждого клиента будет подобран свой курс занятий, соответствующий его индивидуальным особенностям.

Источник

Оцените статью