Целенаправленные педагогические воздействия обеспечивающие формирование чувственного познания это

Целенаправленные педагогические воздействия обеспечивающие формирование чувственного познания это

241. Целенаправленная последовательная передача общественно-исторического социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества называется:
обучением

242. Целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем, называется:
наблюдением

243. Целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий, называются воспитанием .
сенсорным

244. Целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия, называются воспитанием .
сенсорным

245. Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства называется:
образованием

246. Целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства называется:
образованием

247. Целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества называется воспитанием .
нравственным

248. Целенаправленный процесс формирования личности в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями называется:
воспитанием

249. Целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности, называется воспитанием .
эстетическим

250. Ценностное отношение ребенка к субъектам и объектам окружающего мира, которое вырабатывается субъективно свободно в процессе взаимодействия с миром и педагогом как представителем этого мира, является целью педагогического .
воздействия

251. Центральный музей дошкольного воспитания в Москве в 1919 году возглавлял:
Е.А. Аркин

252. Человек как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности; совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его социальные поступки, поведение среди других людей, называется:
личностью

253. Элементы композиции появляются в рисунках у детей:
6 лет

254. Элементы сюжета в рисунках появляются у детей в:
4-5 лет

Источник

Сенсорное воспитание ребёнка.
статья (младшая группа) по теме

Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Скачать:

Вложение Размер
sensornoe_vospitanie_rebyonka..doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание ребёнка.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия.

Первый источник знаний о мире – ощущения. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так ребенок узнает о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета с которым ребенок непосредственно соприкасается, действует.

И.М.Сеченов писал, что корни мысли ребенка лежат в чувствовании. Правомерно предложить, что богатство ощущений и восприятия – предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ» (К. Д. Ушинский). Ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым,

С.Л. Рубинштейном, А. В.Запорожцем, Л. А. Венгером и др. Для развития воспитания ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др. Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др.

Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложится на годы школьного обучения.

На первом году жизни ребенка задачи сенсорного воспитания (развитие слуха, зрения, формирование предметности восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатейшие воз можности сенсорного развития таят в себе такие виды дея тельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобра зительная. В каждом из этих видов деятельности — своя сен сорная основа. В изобразительной деятельности — это восприятие и различение цвета, оттенков, формы, величи ны, пространственного расположения, пропорций, в тру довой деятельности — восприятие и различение особеннос тей материалов, их пластичности, фактуры, барических свойств и др. Совершенствование любой деятельности за висит от уровня сенсорного развития ребенка. Особенно от четливо эта зависимость прослеживается в художественных видах деятельности, в которых требуется преимущественное развитие тех или иных анализаторов, обеспечивающих не обходимую точность и тонкость дифференцировок.

В зависимости от содержания деятельности, ее мотивов меняются острота, тонкость ощущений, поскольку различ ные признаки предметов выступают в своем жизненном значении. Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности (научился различать цвет в дидактичес кой игре), ребенок использует его в других видах деятельности (в рисовании, аппликации овощей, фруктов).

В развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сен сорный опыт, обобщает его. «Это шарик. Он круглый, он катится», — говорит воспитатель годовалому малышу. По мере того как ребенок овладевает речью, его ощущения приобретают новое качество: слово помогает вычленять новый признак, видеть его в других предметах. Введение в словарь ребенка названий разных признаков (кислый, сладкий, теплый, прозрачный, красный, блестящий, матовый и др.) помогает развить способность к сравнению — важнейшей мыс лительной операции. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприя тию, отчетливому различению.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий
объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило раз витие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.).

Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обоня тельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребенок учится правильно называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу-сверху, близко-далеко, справа-слева).

Методика сенсорного воспитания предусматривает обу чение детей обследованию предметов, формирование пред ставлений о сенсорных эталонах.

Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно спра виться с предстоящей деятельностью. Один и тот же пред мет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Например, перед рисованием зайца дети обследуют игрушку. Внимание ре бенка обращают на контур (сначала обводит пальцем, за тем прослеживает зрительно), основные части (голова, ту ловище, лапы, хвост, усы, глаза), их форму и цвет. На ри сунке изображение зайца будет плоскостным, поэтому игрушка рассматривается с одной стороны (сбоку). Перед лепкой зайца внимание детей акцентируют на конструкции объекта, местах и способах соединения частей, а цвет, мел кие детали (усы и т.п.) не обследуются. Поскольку лепное изделие должно быть объемным, полезно рассмотреть иг рушку с разных сторон. Если предполагается, что дети бу дут составлять рассказ об игрушке, важно установить та кие характеристики, как материал, из которого она сдела на, цвет, величина, озвученность.

Несмотря на указанные выше различия, есть правила,
общие для многих видов обследования: восприятие целос тного облика предмета; мысленное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, сверху и т.д.); вычленение мел ких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное цело стное восприятие предмета.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследова нием предмета, с различением признаков, требуют словес ного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и др.). В некоторых играх ребе нок учится группировать предметы по тому или иному ка честву (собирает на красный коврик красные предметы, кладет в коробку игрушки круглой и овальной формы и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и раз личными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подво дятся к овладению сенсорными эталонами.

Источник

Познавательное развитие средствами сенсорной культуры.

Елена Штабная
Познавательное развитие средствами сенсорной культуры.

Одна из задач познавательного развития – сенсорное развитие детей, которые именно в дошкольном возрасте наиболее восприимчивы к окружающему миру, «настроены» на познание явлений действительности, предметов, их внешних свойств.

Сенсорная культура направлена на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленёно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположения в пространстве, высоту звуков и т. д.)

Психологические исследования показывают, что без сенсорной культуры восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладение разными видами деятельности, полноценное усвоение знаний и навыков. Сенсорная культура является сложным познавательным процессом. Это восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которыми ребёнок непосредственно соприкасается, действует.

И. М. Сеченов писал, что корни мысли ребёнка лежат в чувствовании. Правомерно предположить, что богатство ощущений и восприятия – предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, т. к. «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ» — писал К. Д. Ушинский.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Ребёнок знакомится с произведениями искусства, музыкой, живописью, скульптурой. Ребёнка окружает природа со всеми сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного восприятия, так или иначе всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным не полноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Сенсорная культура – это целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирования чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследования предметов, его особенностей. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследованного предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями, с помощью этих действий ребёнок воспринимает в предмете новые качества и свойства. Задача сенсорной культуры – своевременно обучить ребёнка этим действиям. Обобщённые способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развёртывания мыслительных процессов.

Существуют сенсорные эталоны – это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств,которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др. каждый сенсорный эталон имеет своёсловесное обозначение: меры веса, меры длины, цветной спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объёмные геометрические фигуры и др.

Усвоение сенсорных эталонов – это длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложится на годы школьного обучения. Напрашивается такой вопрос, а нужны ли сенсорные эталоны дошкольнику?

А. В. Запорожец считает, что набор мерок, эталонов необходимо давать в дошкольном возрасте. Владея этими мерками, дети будут соотносить с ними любое воспринятое качество, давать ему определение. Благодаря этим «единицам измерения» ребёнок полнее и глубже познаёт различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов, в последствии в дошкольном возрасте ребёнок пользуется так называемыми предметными эталонами. В старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качество предметов с освоенными общепринятыми эталонами.

Содержание сенсорной культуры включает широкий объём признаков и свойств предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении всего дошкольного детства.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения средствами физической культуры и спорта Духовно- нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Доклад. Формирование личности детей дошкольного возраста средствами физической культуры ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Ребенок – это активно развивающаяся и растущая личность,.

Формирование культуры речи старших дошкольников средствами поэзии Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней. Чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток И восклицать: — О! Как же ты.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством использования интегрированных пособий Мы все знаем, что сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Нельзя.

Консультация для педагогов «Коррекция отрицательных эмоций средствами физической культуры» Особую группу методов коррекции отрицательных эмоций составляют средства физической культуры. Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы.

Познавательное развитие и развитие речи в средней группе на тему: «Моя любимая вещь». Познавательное развитие и развитие речи в средней группе на тему: «Моя любимая вещь». Подготовила и провела воспитатель Ткаченко Л. В.

Воспитание духовно-нравственной личности ребёнка на истоках русской народной культуры средствами проектной деятельности Воспитание духовно – нравственной личности ребёнка, основанного на истоках русской народной культуры через проектную деятельность» Участники.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны.

Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами физической культуры Тема «Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами физической культуры» Инструктор по физической.

Развитие сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста азвитие сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста. Работая с детьми раннего возраста, убедилась в том, что значение сенсорного.

Источник

Оцените статью