Трудности при описании эмоции

Содержание
  1. Эмоциональные дальтоники: почему не все способны осознать собственные чувства
  2. Варламова Дарья
  3. Некоторые люди очень хорошо разбираются в своих эмоциях и легко отдают себе отчет в том, что заставляет их совершать тот или иной поступок. А другим сложно понять, что именно они чувствуют в данный момент, и уж тем более — объяснить это окружающим. Такое свойство личности называется алекситимией. «Теории и практики» объясняют, как и почему возникает такая проблема и стоит ли с ней бороться.
  4. Психическое здоровье и EQ
  5. Врожденная или приобретенная?
  6. Выпустить пар
  7. Как измерить
  8. Что делать, если вы или ваш близкий — алекситимик?
  9. Как описывать чувства
  10. 6 советов, как описывать чувства в произведении
  11. 1. Свяжите с физической реакцией тела
  12. 2. Используйте диалоги (монологи) героев
  13. 3. Используйте подтекст
  14. 4. Задействуйте все органы чувств героя
  15. 5. Примените антропоморфизм
  16. 6. Опишите мимику и жесты

Эмоциональные дальтоники: почему не все способны осознать собственные чувства

Варламова Дарья

Некоторые люди очень хорошо разбираются в своих эмоциях и легко отдают себе отчет в том, что заставляет их совершать тот или иной поступок. А другим сложно понять, что именно они чувствуют в данный момент, и уж тем более — объяснить это окружающим. Такое свойство личности называется алекситимией. «Теории и практики» объясняют, как и почему возникает такая проблема и стоит ли с ней бороться.

«Помогите отреагировать» — просит друзей герой популярного сериала «Сообщество» Эбед Надир, попав в ситуацию, требующую немедленного эмоционального отклика. Этот персонаж наделен целым букетом особенностей, часто приписываемых талантливым гикам, — он тяжело сходится с людьми, плохо понимает чужие эмоции и вытесняет в подсознание свои собственные. У обычного человека, даже растерявшегося, скорее всего, не возникло бы проблем с пониманием того, что он ощущает в связи с ситуацией, — гнев, радость, страх или что-то еще. Алекситимик же довольно легко может отследить свои текущие мысли, но не способен разобраться в аффективной стороне своего «Я».

Сам термин в 1973 году предложил гарвардский психиатр и психоаналитик Питер Сифнеос, подметивший ряд специфических особенностей у пациентов психосоматической клиники. Алекситимия буквально означает «без слов для чувств». Термин не раз подвергался критике, но приобрел большую популярность.

Согласно психологическим справочникам, алекситимия включает следующие качества:

— трудности в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей;
— трудности в различении эмоций и телесных ощущений;
— сниженная способность к символизации, в частности, к фантазии;
— стремление фокусироваться прежде всего на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям;
— склонность к очень конкретному, логическому и утилитарному мышлению при дефиците эмоциональных реакций. Алекситимик, скорее всего, будет принимать решения, не пытаясь докопаться до своих сокровенных желаний и мотиваций.

Некоторые исследователи также полагают, что люди с алекситимией редко видят яркие, красочные сны, либо их сны полны событий из повседневной жизни и отличаются бедностью сюжета. Впрочем, человек с ярковыраженными алекситимическими чертами не обязательно должен соответствовать всем пунктам из списка — эти черты можно поделить на группы, связанные с нарушениями в когнитивной и аффективной сферах. К первым, например, относятся утилитарное мышление, бедность фантазии и недостаточная способность к творчеству. Ко вторым — собственно проблемы с различением эмоций.

Но так ли велики эти проблемы? На первый взгляд может показаться, что единственная трудность, которую испытывает человек с алекситимией, — неспособность описать свои чувства так же хорошо, как это сделали бы Пруст или Достоевский. А несклонность к мечтаниям и утилитарное мышление могут оказаться даже плюсом в критической ситуации. Если бы не пара нюансов. Во-первых, алекситимик переживает не меньше эмоций, чем любой другой человек, но у него они не находят никакого выхода, а наши психические механизмы так устроены, что регулярно «выпускать пар» в той или иной степени необходимо. Необязательно кричать или устраивать бой подушками — но, позволяя себе ощущать ту или иную эмоцию и наблюдая за ее течением, мы уже во многом изживаем накопившееся напряжение. Вот этой возможности снять напряжение алекситимик и лишен.

Кроме того, разбираться в своих эмоциях хотя бы на базовом уровне полезно, потому что в случаях это помогает принимать верные решения: остаться ли на этом рабочем месте, пригласить ли ту девушку на свидание, стоит ли еще раз пойти на спектакль в этот театр и так далее. Далеко не все вопросы мы способны решить логически, иногда требуется тот самый эмоциональный «внутренний голос». А алекситимик, даже если ему удастся понять (часто по физическим ощущениям), что он испытывает какие-то негативные эмоции, часто не может различить, гнев это, тоска или страх. Не говоря уже о том, что он не всегда способен отличить позитивное эмоциональное возбуждение от негативного, — а это, как ни крути, критически важно.

Психическое здоровье и EQ

Несмотря на все связанные с ней трудности, алекситимия — не болезнь и не диагноз, а всего лишь характеристика личности. Стоит помнить, что алекситимиком может быть вполне здоровый человек, хотя алекситимия часто встречается у людей, болеющих психическими заболеваниями, — в том числе депрессией, шизофренией, аутизмом и психосоматическими расстройствами.

Также важно не путать алекситимию с нехваткой эмоционального интеллекта: EI является гораздо более широким понятием и предполагает успешное распознавание чувств других людей, эмпатию, умение управлять своими эмоциями и поворачивать ситуацию в свою пользу исходя из всех этих навыков, а алекситимия в традиционном толковании этого термина ставит акцент на способности субъекта осознавать и описывать собственные эмоции. Но она часто идет в связке со слабой эмпатией, поэтому у алекситимиков нередко бывают проблемы и с коммуникацией. Не говоря уже о том, что не все готовы строить отношения с человеком, неспособным на богатый эмоциональный фидбек. Впрочем, все это не означает, что алекситимик не может самореализоваться в амбициозном проекте или в личной жизни. Просто какие-то вещи будут даваться ему сложнее, чем другим.

Врожденная или приобретенная?

Считается, что алекситимия может быть как врожденной, так и приобретенной. Врожденная связана с физическими причинами — это могут быть незначительные пороки развития, последствия гипоксии во время беременности или при родах, заболевания, перенесенные в младенчестве. Эта форма алекситимии плохо поддается лечению. Возможно, у людей с алекситимией также существуют микроогранические нарушения в структуре мозга — по крайней мере, данные некоторых исследований позволяют предположить, что у таких людей нарушена связь между полушариями головного мозга из-за нарушений в структуре, осуществляющей эту связь, — мозолистом теле.

Приобретенная, или вторичная алекситимия, появляется в старшем возрасте у физически здоровых людей — как следствие серьезных нервных потрясений, стрессов, различных психотравм, неврологических заболеваний. На развитие алекситимии может влиять и воспитание. Малоэмоциональные родители, табу на выражение эмоций на людях или, наоборот, отрицательный опыт общения с гиперэмоциональными личностями приводят к неспособности различать и описывать чувства во взрослом возрасте.

Ярковыраженные алекситимические черты проявляют около процентов населения. Причем у мужчин осознание и описание собственных чувств вызывает трудности примерно в четыре раза чаще, чем у женщин, — и это может быть связано с давлением общества и расхожим стереотипом про «парни не плачут».

Выпустить пар

Как мы уже писали, даже если алекситимик внешне выглядит бесстрастным, это не означает, что он испытывает меньший спектр эмоций, чем обычный человек. Куда же деваются эти неосознанные эмоции?

В некоторых случаях они накапливаются, что приводит к так называемым аффективным реакциям, когда человек на незначительное событие вдруг выдает фонтан чувств, явно неадекватных ситуации, — например, ломает мебель или бьет посуду во время спора из-за зубной пасты. Когда это состояние проходит, субъект понимает, что реакция была несоразмерна поводу, и чувствует вину и стыд, которые проявляются в неприятных ощущениях. Это заставляет его в дальнейшем еще больше контролировать свои чувства, отчего они накапливаются еще больше, и это приводит к новым вспышкам. Получается замкнутый круг.

В других случаях невысказанные эмоции находят выход в физических недомоганиях — собственно, именно поэтому доктор Сифнеос обнаружил этот феномен именно в клинике для людей с психосоматическими расстройствами. Типичный пример — так называемая маскированная депрессия: когда человек не осознает своего недовольства жизнью или не позволяет себе его проявлять, у него не обнаруживаются типичные признаки депрессии (сниженное настроение, ощущение бессмысленности жизни, апатия и так далее), но зато негативные эмоции проявляются в слабости, болях, проблемах с дыханием и сердцебиением и так далее.

Как измерить

Для определения степени выраженности алекситимии использовались различные анкеты: BIQ (опросник Бет, Израиль), АРВQ (создан на основе шкалы BIQ), SSPS (личностная шкала Sifnoes); применялась также 22-пунктовая шкала алекситимии в MMPI. Но данные, полученные с их помощью, оказались довольно противоречивыми, так что наибольшее распространение получила предложенная в 1985 году Джорджем Тейлором 26-пунктовая Торонтская алекситимическая шкала (TAS). Многочисленные исследования с ее использованием доказали стабильность, надежность и валидность полученных результатов. Сейчас существует более современная 20-пунктовая версия опросника.

Что делать, если вы или ваш близкий — алекситимик?

Считается, что врожденная алекситимия плохо поддается коррекции, а вот вторичную можно вылечить с помощью психотерапии — в частности, гештальттерапии, арт-терапии, гипноза и психодинамической терапии. Все эти виды терапии помогают человеку осознавать и высказывать свои эмоции. Психосоматические расстройства, панические атаки и депрессии, иногда сопутствующие алекситимии, имеет смысл лечить медикаментозно — но для этого в любом случае нужно проконсультироваться с психотерапевтом.

Профессор психологии Дебора Серани дает алекситимикам и их родным следующие советы:

«Если ваш близкий — алекситимик, не наказывайте его за его эмоциональную неотзывчивость — это следствие его нейробиологической и психологической природы. Вместо этого будьте терпеливы, объясняйте свои нужды буквальнее и лаконичнее: «Я устала и не хочу готовить еду. Давай закажем готовый ужин» (вместо того, чтобы долго рассказывать о своей усталости в надежде, что человек поймет, что вы неспособны приготовить ужин. — Прим. Т&Р). И помогайте им распознавать эмоции и давать им названия: «Ты выглядишь рассерженным. Тебя что-нибудь беспокоит?» Помогайте им обращать внимание на очевидные триггеры эмоций: «У тебя скоро экзамены, ты чувствуешь тревогу?» Осознание того, что ваш близкий может не говорить с вами на одном эмоциональном языке, поможет в случае конфликта или недопонимания.

Если у вас алекситимия, ваша цель — в том, чтобы усилить вашу способность идентифицировать и понимать чувства. Изучение субъективного опыта других людей тоже важно. Вот несколько способов развить эти навыки:

1) Дневник. Исследования показывают, что экспрессивное письмо может помочь развить способность человека распознавать эмоции. Рекомендуется вести дневник каждый день, описывая более-менее значимые события.

2) Чтение романов. Язык описания мыслей, чувств, моментов и опытов буквально живет в романах. Исследования показывают, что это отличный способ научиться выражать накопившиеся чувства.

3) Экспрессивные искусства. Уроки актерского мастерства, танцев, изобразительного искусства или класс терапии через движение помогают людям с алекситимией распознать и выразить свои эмоции.

4) Групповая психотерапия. Интерактивный аспект групповой терапии позволяет детям и взрослым как исследовать собственные мысли и чувства, так и переживать обмен эмоциональным опытом с другими людьми.

5) Гипноз и уроки релаксации. Пока большинство видов психотерапии используют разговор как основной способ уменьшить симптомы алекситимии, гипноз и уроки релаксации развивают воображение и навыки ментализации (способности вообразить психическое состояние другого человека. — Прим. T&P), чтобы усилить понимание эмоций.

Источник

Как описывать чувства

6 советов, как описывать чувства в произведении

Чтобы произведение оказалось живым, автору нужно показать чувства своих героев наиболее реалистично. То есть подметить штрихи, которые заставят читателя поверить и понять. Конечно, мало просто сказать «Андрей обрадовался» или «Ивану стало грустно». Точнее, такой способ описания — признак дурного тона. Как же тогда добиться яркости картинки?

1. Свяжите с физической реакцией тела

Если человек испытывает эмоции, это проявляется в его непроизвольных движениях, в выражении или цвете лица. Например, он краснеет, бледнеет, размахивает руками, трясется и т.д. Или может приоткрываться рот, выступать пот. Упоминайте такие детали.

Тут еще важно помнить, в чьи уста вы вкладываете описание. Это могут быть слова автора, самого героя или окружающих. В данном случае чаще используем первый способ — когда прозаик выступает в роли стороннего наблюдателя. Если же человек говорит о себе сам, он не может видеть себя со стороны, например заметить, что покраснел.

Глаза Алена расширились от увиденного, он не успел подумать, не успел осмыслить. Невидимые шоры* опустились ему на глаза, сужая мир до чудовища, стоявшего напротив. Оно смотрело так же, как человек: широко и открыто. Чудовище стояло, тяжело дыша, брызгая слюной. Его кривые длинные пальцы сжались в кулак, медленно, еле сдерживая напряжение, разрывавшее каждую мышцу, оно двинулось на Алена.

2. Используйте диалоги (монологи) героев

Диалог лучше сухой констатации факта, он позволяет погрузить читателя в события.

Для примера: «Она заметила, что он не очень общителен, и поэтому нахмурилась» . Это слишком топорно, грубо, прямолинейно. Вместо этого можно показать в диалоге, насколько односложны ответы героя при вопросах, требующих развернутого ответа, а затем уже литературно описать реакцию героини.

Или еще. Не очень: «Он улыбнулся, увидев ее влюбленный взгляд» . Лучше вложить в уста персонажа фразу типа: «Когда ты так смотришь на меня, я готов выбросить на мусорник всё своё состояние». Как вариант, можно описать мысли героя. Это уже внутренний монолог, но его смысл в данном контексте такой же.

3. Используйте подтекст

Снова повторю: читателю следует позволить дорисовать картинку, то есть автору следует помнить о гештальте. Предположим, нужно показать героя, умеющего контролировать эмоции, при этом добиваясь своего. Вы напишете, что « в глазах промелькнул лукавый огонек, однако лицо осталось каменным» . Это уже неплохо, но можно усилить картинку и сделать живее при помощи подтекста. Можно добавить и диалог, но вдруг вы чувствуете, будто чего-то не хватает?

Помню, в одном произведении вычитал о том, как один директор избавлялся от навязчивых посетителей. Сначала описано, что зазвонил телефон и тот с сожалением сказал, что вынужден попрощаться. Но затем автор раскрывает, что под столом у него была кнопка, которую можно незаметно нажать коленкой. Так звонок «включался» по желанию остроумного персонажа. Подобным образом писатель подчеркнул особенности характера персонажа, применяя подтекст. Не только характер, но и хладнокровное раздражение. То есть для нашей ситуации принцип в том, чтобы нарисовать целенаправленные действия, которые тонко обнажают чувства, стоящие за ними, но прямо не называются.

4. Задействуйте все органы чувств героя

Говоря о чувствах, мы иногда подразумеваем эмоции: страх, удивление, отчаяние. Но попробуйте связывать их с реальными органами чувств: зрением, слухом, обонянием. Штрихи можно комбинировать, чтобы сгустить краски, когда это необходимо.

Неудачно: «Маргарита услышала, как кто-то идет за ней нескольких метров, поэтому ускорила шаг» . Литературно вкуснее: «Маргарита шла, не торопясь, однако в какой-то момент спиной ощутила чье-то беспокойное дыхание. С каждым шагом она всё отчётливее слышала звон ключей в чужом кармане, а незнакомый запах туалетной воды усиливал отвращение, подобное тому, которое мы испытываем при виде улыбки торговца, желающего что-то продать» .

5. Примените антропоморфизм

Для усиления эффекта от описания чувств часто природу приходится наделить человеческими свойствами и особенностями. Это и называется антропоморфизм. Самый банальный и простой пример: в грустной романтической песне говорится о том, что небо плачет. Конечно, прием должен использоваться в меру и звучать более оригинально. Например, кто-то из персонажей узнал то, что навсегда изменит его жизнь. Что ни скажешь о чувствах прямо, звучит пошло. Вот тогда и включаем антропоморфизм и природно-чувственный параллелизм: « В этот момент ветер стал остервенело срывать шапки с деревьев, а солнце начало кутаться в тучи, словно в одеяло» .

6. Опишите мимику и жесты

Это немного не то, о чем говорилось в первом пункте. Сейчас речь не о непроизвольной физиологической реакции, а о том, как человек выражает свое отношение к событию или словам. Тело его продолжает «говорить» в течение какого-то времени. И это длится тем дольше, чем глубже ощущения человека, чем больше погружение в чувство.

Здесь особенно важно работать тонко, словно рисуете картинку с натуры. Следует реалистично описать, как ведут себя руки, ноги, глаза, брови или рот участника событий. Возможно, потребуется присмотреться внимательнее, когда нечто подобное будет происходить на ваших глазах.

Источник

Оцените статью