- Работа должна быть в удовольствие: любимое дело, саморазвитие и правила поиска своей работы
- Что такое любимая работа?
- Как общественное мнение влияет на человека?
- На то есть причины
- Невозможность раскрыться
- Как человеку понять, что он занимается любимым делом?
- Первые шаги
- Правила поиска своей работы
- Преграда и награда
- Работа должна приносить удовольствие: цитаты
- Работа должна доставлять удовольствие!
- Консультация для родителей «Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье»
Работа должна быть в удовольствие: любимое дело, саморазвитие и правила поиска своей работы
Если человек вдруг скажет, что любит свою работу, на него определенно будут смотреть как на исчадие ада. Изыди, мол, нечисть, ведь работу любить априори невозможно. Но общественность снова ошибается – работа должна быть в удовольствие. Почему-то об этом говорят очень мало, и людям кажется, что ходить на какую-то работу и получать зарплату – это нормально, и все так делают. А нравится работа или нет – дело десятое, главное, чтобы было за что жить. Такой подход является в корне неверным.
Что такое любимая работа?
Итак, что такое любимая работа? Это особый вид деятельности, которой человек может заниматься каждый день, получать за это хорошую прибыль и моральное удовлетворение. Работа, которая приносит удовольствие, никогда не покажется тяжелой или скучной; даже если будет что-то не получаться, человек с невиданным ранее рвением будет стремиться к победе. Вспомнить хотя бы Генри Форда: сейчас никто точно не скажет, сколько бессонных ночей он провел в подвале своего дома, пытаясь собрать автомобиль, что станет доступным каждому.
Конечно, не все рождаются гениями, не каждый сможет войти в историю как исследователь, изобретатель, писатель и т. д. Но у каждого должно быть дело, которое приносит удовольствие.
Как общественное мнение влияет на человека?
Стоит отметить, что доставлять удовольствие может любое занятие, и этого не стоит бояться или стесняться. Правда, сегодня в обществе бытует мнение, что крайне важно:
- Много зарабатывать.
- Иметь личный автомобиль.
- Быть начальником.
Собственно, только из-за этого человека и определяют как успешного, а нравится ему его деятельность или нет — это никого не интересует. Есть много людей, которые занимаются совершенно не тем, чем в действительности хотели. К примеру, владелец сети ресторанов всегда хотел заниматься фотографией, а директор рекламного агентства, что глотает конкурентов, не жуя, любит выращивать цветы и хотела, чтобы у нее был небольшой цветочный магазин.
Почему они все еще не осуществили эти желания? Все просто: какими бы успешными они ни были, это тоже люди, которым присущ страх перед неизвестным и общественным мнением. Что уже говорить о простых офисных клерках.
На то есть причины
Работа должна доставлять удовольствие всегда. Во-первых, на работе человек проводит большую часть своей жизни (примерно лет 40, а то и больше). Во-вторых, нелюбимая работа отрицательно сказывается на психоэмоциональном состоянии, что впоследствии приводит к развитию различных заболеваний.
Исследователи выяснили, что если человек длительное время занимается чем-то, что ему не нравится и является монотонным, то у него появляется сонливость. Обычно сон нужен, чтобы организм отдохнул, поэтому сонливость появляется у человека, когда тот устанет. Это вполне естественный процесс. Но если сонливость является постоянным, круглосуточным спутником, то на ее фоне может развиться синдром хронической усталости. Он, в свою очередь, характеризуется нарушениями сна, частыми головными болями, частыми инфекционными заболеваниями, появлением разного рода аллергических реакций, воспалением лимфатических узлов, фарингитом, болью в мышцах и эмоционально подавленным состоянием.
Невозможность раскрыться
Работа должна быть в удовольствие. Иначе человек легко может впасть в депрессию. Кроме того что нелюбимая работа влияет на физическое состояние, она еще и сильно нарушает эмоциональный фон. У каждого человека априори есть склонность к определенному делу. Но невозможность их проявить, отсутствие способа самовыразиться и необходимость постоянно уговаривать себя на что-то другое приводят к снижению эффективности и сложным отрицательным эмоциональным состояниям.
Человек не чувствует себя значимым, востребованным, довольным жизнью и т. д. И тогда на помощь приходят алкоголь и прочие вредные привычки. Работа должна приносить удовольствие, тогда на бесцельное прожигание жизни не будет оставаться времени.
Как человеку понять, что он занимается любимым делом?
Люди, которым работа доставляет удовольствие, обладают несколькими отличительными чертами:
- Они готовы посвящать любимому делу каждую свободную минуту, и это им совершенно не надоедает. Любимое занятие всегда в приоритете.
- Им легко сконцентрироваться на выполнении задания. Если человек увлечен процессом, ему не помешают ни разговоры коллег, ни громкая музыка, ни ремонт в соседней квартире.
- Человек постоянно стремится узнавать что-то новое и развиваться.
- Проделанная работа приносит заряд положительных эмоций. Человек может уставать физически, но не морально. Результат его работы вдохновляет на покорение новых вершин.
Первые шаги
Итак, мы уже твердо уверены, что работа должна быть в удовольствие. Хорошо, если человек нашел свое призвание, занят полезным и любимым делом и, как следствие, удовлетворен жизнью. А как быть тем, кто еще не определился? Или ошибся с местом работы или профилем? Страх перед неизвестным, отсутствие стабильности, негативный опыт и много других негативных мыслей часто не дают сделать первый шаг навстречу лучшему будущему. Как уверяют многие, это самое трудное из всего, что пришлось впоследствии сделать.
Все просто: чтобы начать новую жизнь, человеку нужно изменить свое отношение к ней, равно как и мышление. Если пугает отсутствие средств к существованию, стоит накопить некоторый капитал на первое время. Чтобы начать новую жизнь, нужно:
- Быть решительным и не ждать, что кто-то все за вас сделает.
- Никогда не смотреть на других, отказаться от мыслей, что все так живут. Основная часть населения вовсе не считает свою жизнь счастливой.
- Избавьтесь от страха неудач. Да, в мире не существует человека, который бы всегда все делал правильно и успешно. Каждого постигла неудача и не раз. Это нормально.
Собрались с духом и с силами? Отлично! Начинаем действовать!
Правила поиска своей работы
Должна ли работа приносить удовольствие? Определенно, да. Поэтому не стоит жалеть сил на поиски того вида деятельности, который по-настоящему понравится. Есть люди, у которых много интересов, а есть те, которые не имеют даже самого элементарного хобби. Поэтому первое, что нужно сделать, — это определиться со своими склонностями. Найти то занятие, с которым вы справляетесь лучше всего и которое приносит массу удовлетворения. Сделать это можно разными способами. К примеру, можно использовать разные психологические приемы или же просто пробовать что-то новое, действовать наугад.
Конечно, первый способ — лучший вариант. Психологические приемы покажут человеку, в каком направлении нужно двигаться. Если же он просто бесцельно будет менять один вид деятельности на другой, искать себя придется очень долго. Например, можно написать на листке бумаги все свои желания — от самых заветных до обычных. Выбрать из этого списка десять пунктов, а из этой десятки — тройку «лидеров». Одно из них и будет тем делом, которому человек посвятит всего себя.
Когда человек определился со своими способностями, ему предстоит понять, куда их направить. Он может устроиться работать по найму, а может открыть собственный бизнес или стать свободным работником (фрилансер).
Немаловажный момент – это комфортная обстановка. То, что работа должна быть в удовольствие, говорят многие психологи. Это касается также и условий труда, а не только самого процесса. Если человеку тяжело просыпаться рано утром, чтобы отправиться в офис, можно организовать себе такую работу, которая бы полностью соответствовала биологическим часам организма, к примеру перейти во фриланс. Важно помнить, что ни одно дело не будет приносить удовольствия, если заниматься им в некомфортной обстановке. Поэтому выбирая, чем заняться, важно подумать и над тем, где приятнее всего будет работать: в офисе, дома или находиться в частых разъездах.
Преграда и награда
Если человек уже со всем определился, набрался энтузиазма, оптимизма, готов действовать — это замечательно, первые, самые сложные шаги уже сделаны. Но ему стоит осознать, что не все будет идти гладко. За периодом подъема сил часто наступает период уныния. У человека словно разрядились батарейки, он становится апатичным. Это тоже нормальное явление, которое свойственно всем людям. Главное — сохранять мотивацию, а для этого нужно:
- Не откладывать задуманное в долгий ящик.
- Общаться с теми, кто в вас верит.
- Отдыхать.
- Ставить реальные цели и сроки.
- Вознаграждать себя за любые достижения.
Работа должна приносить удовольствие: цитаты
Есть много высказываний о том, что же это за деятельность – работа, которая пришлась по вкусу. Приведем некоторые из них.
Со временем напряжение нарастает. Если вы четыре дня не были в мастерской, то на пятый просто рветесь туда. Вы готовы убить любого, кто посмеет помешать вам в этот пятый день, когда вы так нуждаетесь в этом.
Творчество — особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение.
Дэниел Киз, «Цветы для Элджернона»:
Жизнь и работа — лучше этого человек не может иметь ничего.
Жизнь не может дать большего удовольствия, чем удовлетворенность от преодоления трудностей, перехода от одного уровня успеха к другому, появления новых желаний и их реализации.
Наихудший период для тех, кто получает удовольствие от работы, все-таки приятней, чем наилучший период для тех, кто не получает этого удовольствия.
Возвращаясь с работы, вы должны испытывать удовлетворение от самой работы и от того факта, что мир нуждается в ней. С этим жизнь — небеса, и они находятся настолько близко, насколько вы можете до них дотянуться. Без этого — с работой, которую вы ненавидите, которая сплошная скука, и в которой не нуждается мир — ваша жизнь — ад.
Каждый человек рождается для какого-то дела. Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни.
Многие люди считают, что заниматься тем, что нравится, могут только избранные. Остальные же должны трудиться там, куда их приняли (да и еще быть благодарными за это). В действительности все совершенно не так. Единственная обязанность человека – быть счастливым, и если работа не приносит удовлетворения, ее нужно бросать без зазрения совести.
Источник
Работа должна доставлять удовольствие!
Общий объём выборки: 20000 респондентов.
Время проведения опроса: 26 января – 10 февраля 2007 года.
Исследуемая совокупность: экономически активное население России в возрасте от 18 лет и старше.
Вопрос:
Должна ли работа доставлять удовольствие?
Мнения респондентов распределились следующим образом:
Да | 98% | |
Нет | 1% | |
Затрудняюсь ответить | 1% |
На работе мы проводим значительную часть жизни, а потому каждый человек должен заниматься тем видом деятельности, который приносит ему удовлетворение и радость, – такого мнения придерживаются 98% россиян:
«Мы половину жизни проводим на работе, а если она не будет доставлять удовольствие, то это рутина»;
«Выполняя работу, которая доставляет удовольствие, можно добиться больших результатов»;
«Придерживаюсь принципа – на работу, как на праздник»;
«Конечно, должна, ведь на работе мы проводим 80% нашего времени»;
«Я считаю, что именно рабочий день должен доставлять удовольствие, а не зарплата»;
«Работа должна доставлять одинаковое моральное и материальное удовлетворение»;
«Когда работа не нравится, то и ее результаты будут плохими»;
«Обязательно должна, иначе это каторга!»
Всего лишь 1% респондентов считает, что получать удовольствие от работы совершенно необязательно:
«Для меня главное – оклад, и чем он выше, тем лучше»;
«Она должна деньги приносить!»;
«Доставлять удовольствие? Необязательно. Достаточно, чтобы она не была противна»;
«Работа – труд, а не развлечение»;
«Работа ради работы – это извращение»;
«Если работа доставляет удовольствие, то это уже хобби».
Те, кто выбрал вариант «затрудняюсь ответить» (1%), чаще всего писали, что «каждому свое: кому деньги, а кому удовольствие» и «мало кому удается найти работу по душе и при этом хорошо оплачиваемую». Были и довольно забавные комментарии: «Когда человек получает удовольствие от самого процесса работы, это, по-моему, клинический случай. Другое дело – получать удовлетворение от хорошо выполненной работы»;«. если работа начала доставлять удовольствие, значит, пора разводиться».
Источник
Консультация для родителей «Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье»
Кадыргулова Айслу Уранбасаровна
Консультация для родителей «Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением социально-личностного развития воспитанников «Звездочка» п. Чкалов Оренбургского района Оренбургской области
Консультация для родителей
Тема: Для кого труд — радость,
для того жизнь — счастье.
воспитатель 1квалификационной категории
Консультация для родителей
Для кого труд — радость,
для того жизнь — счастье.
Сто лет назад великий русский педагог К. Д. Ушинский показал всё значение труда в воспитании детей. Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда жизни — это и принесёт им счастье.
Трудовая деятельность особенно важна в становлении личности ребёнка. В труде у ребёнка формируются такие качества личности, как чувство ответственности за поручения, самостоятельность, организованность, инициатива, смекалка, терпение, дисциплинированность.
Кто из взрослых не знает, как трудовое поручение организует поведение ребёнка! Непоседа проявляет усидчивость, медлительный – ловкость и смекалку, неумейка – старание, желание сделать как можно лучше (при условии, что поручение заинтересовало ребёнка). Поэтому надо
воспитывать у детей уважение к труду, в каком бы виде он ни осуществлялся, в повседневном, бытовом, хозяйственном, в природе и в началах технического творчества. Надо, чтобы каждое дело дети научились выполнять хорошо, с желанием, стремились достигнуть высокого качества в любой работе.
К сожалению, в некоторых семьях существует неправильное мнение о том, что дошкольников надо беречь от труда. Родители нередко ссылаются на собственный Трудный жизненный путь и стремятся облегчить жизнь ребенка. Но это глубоко ошибочное рассуждение родителей. Освобожденные от домашнего труда, дети вырастают, с одной стороны, просто неумелыми, а с другой — неуважительно относящимися к труду.
А. С.Макаренко писал: «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые.. .не умеют обслуживать сами себя, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, а если им никто не помогает, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно».
Одно из главных условий воспитания трудолюбия серьезный интерес родителей к труду детей — учебному, домашнему, общественно-полезному.
Родители постоянно должны проявлять ярко выраженную заинтересованность в трудовой деятельности своих детей, в ее результатах. Известно, что ученье самый важный труд. Но не ученье и не труд воспитывают ребенка, а, как говорил В. А. Сухомлинский, радость труда. Будет ли труд радостным или безрадостным -это зависит от того, как мы его организуем. Труд радует ребенка хорошими результатами, той пользой, которую он приносит окружающим. Велика роль труда в физическом, нравственном, эстетическом воспитании дошкольников. Потому что в труде укрепляется мышечная и нервная система ребенка, повышается выносливость, работоспособность, совершенствуются кисти рук, воспитывается чувство красоты и так же нравственные черты. Из трудолюбивых детей вырастают хорошие, активные, самостоятельные люди. И нет большего счастья для родителей, чем видеть, что их ребёнок вырос добрым и работящим.
Воспитание трудолюбия, уважение к труду необходимо начинать с ранних лет. Именно этим мы и занимаемся в нашем детском саду.
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим возможностям,поэтому значение их меняется на разных возрастных этапах:
• в младших группах – большое воспитательное значение имеет самообслуживание, оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками;
• в средней и старшей группах особое значение приобретает хозяйственно-бытовой труд. Создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и тут же устранять его по своей инициативе;
• в старшей и подготовительной группах основную роль играет труд в природе и ручной труд с элементами творчества. В этих видах трудавоспитываются такие качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательного ее выполнения. А также содействуют формированию начал коллективных взаимоотношений, умения работать вместе, дружно, помогать друг другу, выручать в трудные моменты, объективно оценивать свою работу, видеть достижения товарищей.
Так как труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку, делает человека физически здоровым, нравственным, он является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе.
Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом и общую воспитанность дошкольника.
-Уважаемые родители, а что такое по вашему мнению трудолюбие?
Трудолюбие – это:
— качество, которое отражает развитие личности в целом;
— готовность доводить начатое дело до конца;
— проявление эмоционально-положительного отношения к труду;
— бережное отношение к средствам и продуктам труда;
— стремление оказывать посильную помощь взрослым;
— заинтересованность в результатах труда;
— представления о необходимости труда в жизни;
-привычка к трудовому усилию;
— наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;
— достаточно сильная воля личности;
Так как трудолюбие мы воспитываем у детей, то мы должны знать, что
детский труд делится на следующие виды труда:
— подготовка рабочего места;
— забота о чистоте тела;
— забота о порядке в одежде;
— соблюдение гигиенических правил;
Хозяйственно – бытовой труд
-поддерживать чистоту и порядок в помещении и на участке;
— помогать взрослым при организации режимных процессов;
— содержать в порядке свои игрушки, настольные игры;
— мыть некоторые игрушки;
— протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.);
— стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.,
— накрывать на стол, убирать посуду после еды;
-подметать веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе, пылесосить;
— помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды;
-оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую;
-проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение);
— оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям;
Труд в природе
-уход за растениями и животными;
— выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике;
Ручной труд
-изготовление предметов из различных материалов;
Чтобы применять данные виды детского труда на практике, необходимо помнить о правилах трудолюбия.
Правила трудолюбия
1. Уважать личность ребенка.
2. Учитывать возрастные особенности и потребности детей.
3. Бережно относиться к интересам дошкольника.
4. Взрослым подавать личный пример трудолюбия.
5. Сохранять единство действий воспитателей и родителей.
6. Включать детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте.
7. Возбуждать у ребенка интерес к семейному хозяйству.
8. Систематически включать ребенка в трудовую деятельность дома и в детском саду.
10. Давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы.
12. Оказывать помощь и поддержку ребенку в процессе его трудовой деятельности.
13. Рационально организовывать индивидуальную и коллективную работу.
14. Предварительно планировать труд.
16. Требовать от ребенка качества труда.
19. Воспитывать привычку к труду и привычку к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет.
20. Воспитывать трудолюбие на основе связи с потребностью дошкольников в движении, действии, общении, самореализации, одобрении.
Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитываться с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, тренирует память. А также труд развивает мышление — ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.
На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом –это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы – это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.
Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна исходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь.Здесь можно немного схитрить:поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.
Какую же помощь по хозяйству могут оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев.
Труд детей в семье для ребёнка должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его вытереть пыль с подоконника вполне можно. Прежде всего, нужно разъяснить цель труда: для чего маленькая девочка помогает матери протирать пыль в комнате. Для того, чтобы семья жила в чистой квартире, чтобы вредная пыль не попадала в нос, горло, не вызывала болезней. Пыль вредна, с ней нужно бороться. Итак, изо дня в день открывается перед ребенком весь сложный трудовой процесс, где люди работают для людей, где каждый приносит пользу.
Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, за чем, и почему делается. Ребенку необходимо знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной.
Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.
Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.
Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.
Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:
— приобщение к труду через самообслуживание;
— постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
— постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
— тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
— организация обучения выполнению трудовых операций;
— формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
— учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
— поощрение прилежного выполнения поручений, проявление самостоятельности и инициативы;
— чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.
Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.
Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить?Сказать: «Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться». Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно,и мирно предложить свою помощь: «Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?» Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей,уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам почищу картошку».
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком или поваром, рабочим или инженером. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.
Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое «Я сам», но мы его постепенно заглушаем. Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая.
Однажды во время школьного субботника одна девочка расплакалась оттого, что ей пришлось взять в руки… тряпку. Она сначала брезгливо приподняла ее с пола, а потом бросила в ведро с водой и наотрез отказалась мыть парты. Сам факт, что ей придется «убирать грязь», вызвал в ней физическое отвращение. А когда дети стали возмущаться, называть ее «белоручкой» она заплакала. В семье ее всячески ограждали от домашних дел. Она привыкла к тому, что в доме чисто, постель постелена, еда приготовлена, одежда выстирана и выглажена. А о том, что на это затрачен труд матери, она не задумывалась. Ее так приучили. Она хорошо учится, лентяйкой ее не назовешь. Но учеба – это ее обязанность. Это она хорошо усвоила. А обслуживать ее – это обязанность матери.
Таким образом, при воспитании трудолюбияначинать необходимо с самообслуживания: терпеливо приучать ребенка умываться, пользоваться полотенцем, застегивать пуговицы, складывать игрушки и т. д. ; помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрастом сфера самообслуживания расширяется.
Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.
Особого внимания заслуживает проблема приобщения мальчиков к домашнему труду. Участие в домашнем труде способствует их подготовке к самостоятельной жизни.
Но есть и такие родители, в том числе и матери, которые считают, что домашний труд —это удел женщины, и поэтому приучают к нему только девочек. В результате мальчики начинают стыдиться «девчачьих дел». Родители должны быть уверены в том, что мальчиков и девочек надо наравне приучать ко всем видам домашнего труда. При этом надо учитывать их возраст и возможности. Большую роль в приучении мальчиков к домашнему труду играет пример отца. Если отец никогда не помогает матери, вслух высказывается, что, то или иное дело женское, то сыновья, естественно, начнут стыдиться домашней работы и отказываться от нее.
В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.
Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.
Таким образом, учитывая всё выше сказанное, и, исходя из собственного опыта работы с детьми, нам бы хотелось дать несколько советов вам, уважаемые родители.
Советы родителям:
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
В детском саду на занятиях мы проводим беседы о труде взрослых, родителей. И вот тут-то и видно, что не все дети знакомы с трудом своих мам и пап. Некоторые могут указать лишь учреждение, в котором родители трудятся, а вот в чём состоит их работа, этого сказать не могут.
Родителям нужно знакомить детей с характером своей работы, обращать внимание на, то, что все люди вокруг трудятся, наблюдать, как работает строитель, продавец, почтальон.
Но самое важное – это то, что самостоятельная работа ребёнка, требующая определённых физических, умственных и волевых усилий, даёт ему в конце концов представление о труде. Одно лишь наблюдение за работой других, рассказы о работе не воспитывают должного уважения к труду, к людям труда.
В детском саду в старшей группе труд выделен в самостоятельную деятельность, определены задачи, содержание и формы его организации. В программу включены три вида труда: труд хозяйственный, труд в природе и ручной труд. Исходя из этого и строится весь воспитательный процесс.В детском саду мы приучаем детей:
Ребёнок должен самостоятельно одеваться, раздеваться, застёгивать пуговицы, складывать правильно одежду.
Самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки перед едой, после загрязнения и туалета.
Самостоятельно есть, пользуясь вилкой, ложкой.
Содержать в порядке игрушки, личные вещи, убирать их в определённое место.
Заботиться о своих товарищах, помочь им в случае надобности.
Участие детей в дежурстве является одной из наиболее распространённых форм их трудового воспитания в детском саду. Вначале пока ещё нет нужных навыков и умений, дети не доводят начатое дело до конца, отвлекаются, но постепенно они приобретают умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурного. Дети учатся правильно накрывать на стол, убирать посуду со стола.
При подготовке к занятию дежурные раздают необходимые пособия и материалы, аккуратно убирают их после занятий. Детям прививаются умения поддерживать порядок на своём столе во время занятий. Детям прививаются умение ухаживать за комнатными растениями,14слайд, моют и убирают по своим местам игрушки15 слайд, стирают кукольное бельё16 слайд, заправляют кровати после дневного сна 17слайд Трудовуюдеятельность мыпроводим и на участке: зимой чистим дорожки 18 слайд, сооружаем снежные постройки, летом поливаем цветы, осенью собираем листву. Коллективная работа увлекает всех детей. Мы не упускаем случая похвалить детей, но похвала должна быть всегда заслуженной.
Завышенная оценка вырабатывает у детей формальное отношение к труду.
Постепенно дети усваивают некоторые правила:
1. У взрослых и детей есть дела, выполнение которых обязательно.
2. Начатое дело не откладывать на потом.
3. Закончил трудиться – убери за собой.
Если дети без напоминаний выполняют эти правила, можно говорить о хорошем уровне трудового воспитания.
Как же укрепить любовь к труду? Всем известно, что знания без умения ничего не стоят. Поэтому необходимо вырабатывать у детей трудовые навыки и умения. Умению работать учат и в детских садах,и в школах, и в семье. Но много полезных привычек приобретает ребенок,посещая детский сад: это и умение обслуживать себя и убирать за собой и желание помогать вам. Старайтесь поддержать требования детского сада. Выполнение домашних поручений в сочетании с заданиями в детском саду способствует воспитанию трудолюбия, самостоятельности.
Внимательно и бережно относитесь к поделкам сына или дочери, храните их рисунки и подарки к 23 февраля и 8 марта, которые он делает в детском саду. И пусть его поздравление не так красиво, и флажок или звездочка криво приклеена, но ведь приложено столько стараний! Ребенок должен видеть, что результат его труда достоин уважения.
Восточная мудрость справедливо утверждает: «Если ты поймал рыбу для ребенка – ты накормил его один раз, если ты научил его ловить рыбу – ты накормил его на всю жизнь». Давайте же с самого раннего возраста учить детей трудиться, уважать людей труда, все что создано усилиями человека.
Итак, уважаемые родители, мне бы хотелось, чтобы данное выступление было для вас интересным и полезным. Я надеюсь на совместную работу в данном направлении, так как только сообща, детский сад и семья, сможем добиться результатов в трудовом воспитании наших деток!
Консультация для родителей «7 признаков того, что ребенок избалован» 7 ПРИЗНАКОВ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК ИЗБАЛОВАН. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Многие родители даже не замечают момент, когда родительская любовь переходит.
Консультация для родителей «Детская радость — спортивный уголок в доме» Уважаемые родители! Для физического развития вашего ребенка и укрепления мышц, участвующих в формировании свода стопы, развития координации.
Консультация для родителей на тему «Труд в природе» Консультация для родителей на тему: «Труд в природе» Провела: воспитатель Маркина Е. Н. 2018 год Детство — важнейший период человеческой.
Консультация для родителей «Счастье — это когда тебя понимают» Цель: повышение родительской компетентности по вопросам взаимопонимания с ребенкомВсе мы с детства помним эти простые слова из прекрасного.
Консультация для родителей «В кого наши дети такие? Роль семьи в воспитании детей» МДОУ детский сад «Тополёк» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «В КОГО ОНИ ТАКИЕ?» (Роль семьи в воспитании ребенка) Подготовила: Воспитатель средней.
Консультация для родителей «Радость встречи с книгой» Памятка для родителей Радость встречи с книгой Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает.
Подарите детям радость движений! Консультация для родителей Совет от инструктора по физической культуре Дорогие родители, Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок рос здоровым, выносливым, с хорошей координацией.
Консультация для родителей «Какой труд доступен детям» Консультация для родителей «Какой труд доступен детям» Что значит подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь.
Вот и школа, для кого-то праздник, для кого-то слезы. Стихи Сборы в первый класс Инна Бакушева Вот и осень на пороге, Ходят все давно в тревоге, Собирают в первый класс. Я смеюсь, мечта сбылась. Мне.
Консультация для родителей «Здоровье — это счастье!» Как укрепить здоровье наших деток, избежать многочисленных болезней? Эти вопросы волнуют и Вас, родителей, и нас, педагогов, ведь все мы.
Источник